Закон и подзаконные акты система российского права

Система российского права

  • Право
  • Понятие и признаки права
  • Принципы права
  • Сущность права
  • Функции права

Система и отрасли права

Право представляет собой систему взаимосвязанных элементов.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом нормы группируются в институты, а из нескольких институтов формируются отрасли. К основным отраслям права относят конституционное (государственное) право, гражданское, административное. уголовное, трудовое, семейное, экологическое.

Система права складывается из отраслей права, правовых институтов и норм права. При этом отрасли включают в себя институты, а институты состоят из самых мелких «кирпичиков» права — норм.

Отрасли права регулируют относительно однородный участок близких по своему характеру общественных отношений. К числу основных отраслей относятся: конституционное (государственное) право, административное, уголовное, гражданское, семейное, трудовое, экологическое, финансовое, арбитражно-процсссуальное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое, коммерческое, муниципальное, земельное право, право социального обеспечения. (Первые шесть отраслей права ниже будут рассмотрены более подробно.)

Рис. 7.1. Иерархия элементов в системе права

У каждой отрасли права — свой предмет правового регулирования. Например, предмет финансового права — денежное обращение, формирование и исполнение бюджета, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Предмет исправительно-трудового права — порядок отбывания осужденными уголовного наказания, деятельность по исправлению осужденных и т.д.

Отрасли права делят на материальные, основное содержание которых составляет установление прав и обязанностей субъекта, и процессуальные, устанавливающие процедуры реализации норм материального права.

Уголовное право, будучи материальной отраслью права, регулирует отношения, связанные с совершением преступлений, т.е. определяет, что считается преступлением, какое наказание за ним должно следовать и т.д. Уголовно-процессуальное право как процессуальная отрасль права регламентирует сам процесс судебного производства — деятельность обвинения, зашиты, суда и т.п.

Другой вариант классификации отраслей права — их разделение на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.). Поскольку в этом случае стороны неравноправны, то для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание — директивные (императивные) нормы. К публичному праву можно отнести уголовную, финансовую, административную отрасли права. В частном праве стороны равноправны и им предоставлена возможность выбора (гражданское, семейное право). Можно сказать, что публичное право регулирует вертикальные отношения, а частное — горизонтальные. Ряд отраслей соединяет элементы как частного права, так и публичного. Напри мер, в трудовом праве заключение договора можно рассматривать как элемент частного права, а увольнение работника — как элемент публичного права.

Институты права — система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри ка- кой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права — институт избирательного права. По сути институты — это элементы отрасли права, состоящие в свою очередь из еще более мелких элементов — правовых норм.

Право как система юридических норм

Система права — это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Наиболее элементарной его ячейкой являются юридические нормы. Как целостное образование система права охватывает все нормы права, действующие в той или иной стране.

Правовые нормы занимают особое место в системе общественного регулирования, обладая следующими характеристиками, отличающими их от других социальных норм (моральных, политических, этикетных и др.):

  • общеобязательность — нормы права обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы;
  • формальная определенность — правовые нормы четко сформулированы, выражены в письменном виде и вступают в действие с определенного момента;
  • связь с государством — правовые нормы устанавливаются государством в лице специально уполномоченных органов, а их исполнение обеспечивается с помощью мер государственного принуждения.

Важной характеристикой правовой нормы также является ее системность. Всякая норма существует не сама по себе, а только как элемент системы права. Например, в норме, требующей ограничить скорость транспортного средства в населенных пунктах, ничего не говорится о том, что водителю необходимо иметь водительское удостоверение, или о том, что вождение в нетрезвом виде запрещено. Подразумевается, что водителю известны все другие нормы, входящие в систему правил дорожного движения.

Норма права устанавливает определенное правило поведения (в нашем примере обязывает водителей ехать со скоростью 60 км/ч); описывает условия, при которых это правило должно исполняться (скорость не более 60 км/ч обязательна в населенных пунктах, а за их пределами может быть иной); устанавливает негативные санкции, которые можно применить к нарушителю (за превышение скорости водителя могут наказать штрафом, лишением прав и т.д.).

Системная природа права

Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.

Система права выступает как нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими факторами, образом жизни и менталитетом населения.

Система права — это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их объединение во взаимосвязанные и взаимодействующие правовые общности.

Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. Итак, вопрос о системе права — это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.

Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями:

  • правовой системой;
  • системой законодательства.

Правовая система

Долгие годы понятие системы права рассматривалось как тождественное понятию правовой системы. Однако в последние годы при всем разнообразии взглядов выработалось определенное мнение.

Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это комплексная, интегрированная категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным. Отсюда можно сделать вывод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства — систему законодательства.

Система законодательства

Система законодательства представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные части (например, законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм. В юридической науке давно сложилось понимание системы законодательства как явления, в большей степени зависимого от воли законодателя, который руководствуется при этом практическими соображениями. Система права складывается в каждой стране исторически, соответственно опосредуемым правом общественным отношениям, система же законодательства является результатом его целенаправленною упорядочения.

Немаловажное значение для разграничения правовой системы и системы права имеет то обстоятельство, что национальная правовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств, на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества — религия, философия, мораль, художественная культура, а также политика, политическая культура. Таким образом, правовая система — часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими, столь же широкими системами — экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, систему.

Система российского права

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Отрасль права — это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Важно иметь в виду, что отрасль права может сложиться только как часть системы права. Вместе с тем она обладает относительной самостоятельностью, что выражается в целостности ее функций и автономности функционирования.

Система российского права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.

Различают следующие основные отрасли системы российского права:

  • государственное (конституционное)
  • административное
  • финансовое
  • земельное
  • лесное
  • горное
  • водное и др. отрасли природоохранного права
  • гражданское право
  • трудовое
  • семейное
  • сельскохозяйственное
  • отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций
  • уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора
  • арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
  • исправительно-трудовое право

В юридической науке все отрасли права принято подразделять:

  • на профилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право; три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с точки зрения правовой стороны юридические средства регулирования;
  • специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое, земельное, финансовое, семейное, уголовно-исполнительное право;
  • комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское, экологическое, морское, коммерческое право, право прокурорского надзора.

Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасли. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.

Профилирующие отрасли права

Среди профилирующих отраслей, входящих в систему права, центральное, определяющее место занимает конституционное (государственное) право, предметом которого являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов государственной власти, государственного суверенитета, правового положения личности и т. д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Обеспечение полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества — исключительная прерогатива конституционного права, не свойственная какой-либо иной отрасли права.

Ведущая роль конституционного права обусловлена тем, что ее основным источником является Конституция РФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Например, конституционное право, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т. п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы государства, систему налогов, нормы конституционного права, утверждает основы финансового права.

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения собственности, договорные отношения и иные вопросы. Отношения в сфере гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством.

Гражданское процессуальное право состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы гражданского процессуального права устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гражданского процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и т. д. Основной источник гражданского процессуального права — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Уголовное право как отрасль представляет собой совокупность юридических норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, государству, обществу. Нормы уголовного права определяют преступления, очерчивают их круг, виды и размеры наказания за них и т. д. Таким образом, нормы уголовного права — это нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность правоохранительных органов (суда, прокуратуры, органов дознания и т. д.) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Они сосредоточены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ.

Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Нормами административного права регулируются публично-правовые отношения масти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (должностное лицо), наделенный государственно-властными полномочиями. Важнейший источник административного права — Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Специальные отрасли права

Рассмотрение специальных отраслей целесообразно начать с трудового права.

Трудовое право определяет порядок установления, изменения и прекращения трудовых правоотношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, дисциплинарную и материальную ответственность, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных споров и т. д. Основным нормативным актом трудового права сейчас является Трудовой кодекс РФ.

Семейное право — это отрасль права, которая регулирует брач- но-семейные отношения как имущественного, так и личного неимущественного характера. Нормы семейного права устанавливают права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу, порядок вступления в брак и его расторжение и т. д. В основе семейного права Российской Федерации — Семейный кодекс РФ.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере формирования государственного и местных бюджетов, их реализацию. Нормы этой отрасли регулируют порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также другие вопросы. В отличие от административно- правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные) отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в его составе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ(БК РФ), Налоговом кодексе РФ(НК РФ) и иных нормативных правовых актах.

Комплексные отрасли права

Значительную роль в системе нрава играют комплексные отрасли. Так, экологическое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Это относительно молодая ветвь права, воздействующая на отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды. Оно регулирует такие экологические отношения, которые возникают по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов: недр, лесов, атмосферного воздуха и т. д. Нормы экологического права содержатся в Водном кодексе РФ (ВдК РФ), Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актах.

Предпринимательское право определяет порядок ведения самостоятельной деятельности граждан и юридических лиц, которая направлена на получение прибыли от выполненных работ, оказанных услуг’ и связана с риском самостоятельной имущественной ответствен ности предпринимателей.

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Источники российского права. Закон и подзаконные акты

Система источников права в Российской Федерации

Из всех известных в мире источников права (обычай, судебный прецедент, нормативный акт, договор, правовая доктрина, религиозный текст) для России самым распространенным является нормативный (нормативно-правовой) акт. Правом на издание нормативных актов обладают Президент, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также весь народ посредством референдума.

Нормативно-правовые акты в РФ образуют довольно сложную систему. Основным критерием для определения места акта в этой системе является его юридическая сила. Юридическая сила актов, зависящая от статуса и полномочий издавших их органов, устанавливается Конституцией. Высшей юридической силой обладает сама Конституция. Ее характеристика дается ниже в соответствующей главе.

Следующими по юридической силе после Конституции актами являются законы. Они также могут устанавливать юридическую силу актов, которая не установлена Конституцией. Например, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»1 (в ред. от 31.12.97) предусматривает, что акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и др.) могут быть отменены Правительством, т. е. его актами.

Закон — это принимаемый в установленной Конституцией процедуре акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни и обладающий высшей юридической силой по отношению к иным, подзаконным актам. Разделение нормативно-правовых актов в РФ на законы и подзаконные акты предопределяет особенности содержания и тех и других. Поэтому законы порой не содержат исчерпывающего регулирования тех или иных общественных отношений, предусматривая их регулирование подзаконными актами. Это делается потому, что законы принимаются коллегиально и в сложной процедуре. И чтобы не проходить эту процедуру всякий раз, в закон не включаются некоторые положения непринципиального характера с тем, чтобы осуществляемое в упрощенной процедуре подзаконное правотворчество и общественная практика могли быть своевременно гармонизированы. Но в любом случае законы в регулировании общественных отношений обладают приоритетом. Приоритет закона означает его высшую (после Конституции) юридическую силу, стабильность, первенство по времени и структурообразующей роли в регулировании общественных отношений, преобладающее значение в правовой системе России.

Приоритет закона обеспечивается также наличием областей общественных отношений, регулирование которых подзаконными актами ввиду их особой важности не допускается (законодательство о выборах, уголовное законодательство и др.). Сложная процедура принятия закона в РФ (на федеральном уровне с участием в различных формах и на различных стадиях Государственной Думы, Совета Федерации и Президента и других органов) должна обеспечивать совершенство его содержания, исключать ошибки и противоречия в самом законе, а также с другими законами и Конституцией. Наконец, соблюдение вступившего в силу закона должно быть непререкаемым; за его нарушение должна неотвратимо следовать юридическая ответственность.

Законы в РФ весьма разнообразны. Они разделяются на две большие группы: федеральные и субъектов РФ. В свою очередь, федеральные законы включают в себя обычные законы (называемыми так в юридической доктрине, но не в Конституции), принятые как до (законы Российской Федерации), так и после (федеральные законы) принятия Конституции в 1993 г., а также федеральные конституционные законы.

Федеральные законы являются наиболее распространенной формой установления норм права, принимаемых на основе и в развитие конституционных норм. Указание на то, какие вопросы должны решаться исключительно федеральным законом, содержится во многих положениях Конституции. К федеральным законам относятся и кодексы РФ.

Особое место в системе законов занимают федеральные конституционные законы. От обычных федеральных законов они отличаются по юридической силе: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Все вопросы, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов, прямо предусмотрены Конституцией (ст. 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 137). Их отличает также более сложный по сравнению с обычными федеральными законами порядок принятия, невозможность наложения на них отлагательного вето Президента.

Законы субъектов РФ также неоднородны. К ним относятся их основные законы (конституции или уставы), действующие на территориях конкретных субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, вобобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституции и уставы субъектов РФ должны соответствовать Конституции России и федеральным законам; они обладают более высокой юридической силой, чем другие законы субъектов РФ.

Необходимо отметить, что современный закон не всегда нормативен, как это зачастую утверждается в юридической литературе. Нормативность закона означает, что он имеет длящееся действие и рассчитан на многократное применение. Однако такими качествами обладают не все даже федеральные законы. Например, ненормативны федеральные законы о переименовании городов. Вряд ли нормативны федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров, о признании утратившими силу других законодательных актов.

Иные акты, кроме законов, являются подзаконными. К ним относятся и принимаемые законодательными органами (федеральными или субъектов РФ) постановления по некоторым вопросам, которые отнесены конституциями к их ведению. Они не должны приравниваться к законам, поскольку отличаются от них по объектам регулирования и порядку принятия. Постановления законодательных органов, как правило, ненормативны, поскольку ими утверждается принятие законов в различных чтениях, осуществляется согласование и (или) назначение на некоторые должности и т. п. Но есть и нормативные постановления, например об объявлении амнистии (принимаются Государственной Думой) или утверждающие регламенты работы законодательных органов.

К подзаконным актам относятся указы и распоряжения Президента РФ. Они не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения Правительство. В случае противоречия актов Правительства Конституции, федеральным законам и актам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).

К подзаконным относятся также акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов и др.), издаваемые во исполнение федеральных законов, актов Президента и Правительства. Правительство может отменить акт федерального органа исполнительной власти.

Свои органы исполнительной власти (правительство, министерства и др.) имеются и в субъектах РФ. Их акты также являются подзаконными. Наконец, принимать свои акты, в том числе нормативные, могут в РФ и органы местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их ведению федеральными законами и законами субъектов РФ.

С признанием самостоятельности органов судебной власти к источникам права стали относить и их акты. Прежде всего это относится к решениям Конституционного Суда, который вправе признавать законы и иные акты не соответствующими Конституции. Однако его акты не стоят выше закона, поскольку принимаются в соответствии не только с Конституцией, но и с Федеральным конституционным законом от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ «ОКонституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 15.12.01)1. То, что Конституционный Суд находит основание для признания закона не соответствующим Основному Закону (Конституции), свидетельствует о дефектах лишь проверяемого закона, а не Закона как акта самостоятельного вида. Конституционный Суд, признавая закон неконституционным, не должен подменять его своими решениями, устанавливая те или иные правила и предписывая законодателю принятие других законов.

Другие высшие судебные органы — Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — могут обобщать практику применения законов и давать судам обязательные для применения разъяснения. Они наделены правом признания подзаконных актов не соответствующими федеральным законам, но не Конституции. Поэтому их акты по юридической силе ниже законов и решений Конституционного Суда.

Специфичное место среди источников права в РФ занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. В них формулируются принципы, обязательные для всего правового развития государства. Они предшествовали принятию Конституции и во многом повлияли на ее содержание.

Характеризуя источники российского права, следует отметить и такой их вид, обусловленный спецификой федеративного устройства России, как договоры. Одним из них является Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти большинства субъектов РФ. Он действует в части, не противоречащей Конституции. Существуют и договоры с конкретными субъектами РФ (республиками, областями и т. д.), в которых пределы разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов должны определяться с учетом особенностей каждого субъекта РФ.

Незавершенность процесса формирования правовой системы России после разрушения СССР обусловливает существование в ней в качестве источников права некоторых правовых актов СССР. Они применяются в части, не противоречащей Конституции.

Важными источниками права в РФ являются акты международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако приоритет применения актов международного права перед законами не означает их приоритет перед Конституцией.

Вопросы, касающиеся международных договоров Российской Федерации, решаются в соответствии с Федеральным законом 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Правотворческая практика в Российской Федерации

К сожалению, теоретическое построение правовой системы РФ на практике реализуется со столь значительными отклонениями, что их необходимо рассмотреть отдельно. Казалось бы, очевидно, что правовые нормы, а тем более принимаемые в развитие и обеспечение основ конституционного строя, должны устанавливаться прежде всего федеральными законами. Именно законы, не подменяя прямое действие Конституции, должны развивать ее нормы, что необходимо для их правильного применения. На практике же дело обстоит иначе.

Доля действия законов в общем массиве действующих нормативных правовых актов незначительна. Программа законопроектной работы регулярно не выполняется. Депутаты Государственной Думы нередко тратят время на обсуждение законов, явно не соответствующих Конституции, сознательно идут на их принятие. Многие законы годами не приводятся в соответствие с Конституцией, в том числе те, которые были приняты до вступления ее в силу.

Парламентское нормотворчество нередко подменяется псевдоактивностью депутатов, которые ведут бесконечные дискуссии по общеполитическим проблемам. Государственной Думой принято несколько сотен постановлений, не отнесенных Конституцией к ее ведению, не имеющих нормативно-правового характера и содержащих политическую оценку различных событий. Парламент страдает недостаточным профессионализмом (например, среди депутатов Государственной Думы 3-го созыва есть певцы, космонавты и т. п., но лишь незначительная часть имеет ученые степени кандидата или доктора юридических наук), безответственностью за принимаемые решения, непониманием своих задач и возможностей.

Имеющееся законодательство бессистемно, противоречиво и пробельно. Принимая какой-либо закон недостаточно проработанным, депутаты вынуждены вскоре изменять его, порождая противоречия и запутывая граждан (нередко слабо юридически грамотных). Между тем рассогласованность правовых актов, если она не устраняется вовремя, становится привычной. Создается благодатная почва для произвола различных должностных лиц, деформации социальных и хозяйственных связей.

Сегодня российская нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, с другой — неполна. В отдельных сферах законов принято даже слишком много. Некоторые из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев так и не решают проблем общественной практики, поскольку приняты под давлением узких, групповых или ведомственных интересов. Огромное число уже принятых декларативных норм и их противоречивость создают возможности для произвола должностных лиц. Российское государство стоит у опасного рубежа, когда судья или иной правоприменитель может по своему собственному усмотрению выбирать ту норму, которая кажется ему наиболее приемлемой.

Создав огромное число правотворческих органов, государство не установило действенных механизмов, препятствующих появлению актов, противоречащих Конституции и федеральным законам. Далеко не все акты субъектов РФ присылаются на юридическую экспертизу в Министерство юстиции РФ. Правовое регулирование подменяется детальнейшей регламентацией не только законодательными, но и президентскими, правительственными и ведомственными актами, которые, устанавливая разного рода санкции и постоянно меняясь, отталкивают людей от вступления во многие общественные отношения. Последствия такого «правотворчества» уже давно привели к войне федеральных и региональных актов. Гражданам подчас трудно найти хотя бы текст того или иного закона, указа, постановления, а тем более понять, каким из них нужно руководствоваться.

В принятии законов и иных правовых актов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов фактически нет баланса. Широкое распространение имеют такие федеральные законы, которые, регулируя те или иные отношения исчерпывающим образом, фактически не допускают принятие субъектами РФ своих правовых актов и тем самым игнорируют установленное ст. 1 Конституции федеративное устройство нашей страны. Федеральный законодатель пытается принимать законы даже по предметам исключительного ведения субъектов РФ. В свою очередь, законодательство субъектов РФ нередко попросту копирует нормы федеральных законов, не привнося ничего нового или специфичного.

Необеспеченность приоритета закона во многом обусловлена неясными представлениями о структуре и содержании российской правовой системы. Фактически государство не имеет четкого представления о том, какие сферы общественных отношений, кому (РФ или ее субъектам) и в каком объеме следует регулировать законодательно. Отсюда принятие или попытки принятия федеральных законов по вопросам, которые явно не относятся к наиболее важным: «О библиотечном деле», «О пчеловодстве», «О студенческом спорте» и т. п. В свою очередь, субъекты РФ своими актами вторгаются в предметы исключительного федерального ведения. Принимаются законы, которые не могут быть исполнены из-за их финансовой необеспеченности. В то же время до сих пор отсутствуют некоторые федеральные законы, принятие которых прямо предусмотрено Конституцией РФ (например, об альтернативной гражданской службе).

Следующими после Конституции и законов в системе нормативных актов идут указы Президента. Полномочия Президента издавать указы определяются прежде всего Конституцией. Однако она прямо не определяет круг вопросов, по которым Президент может издавать указы (за исключением указов о введении военного или чрезвычайного положения). На практике указы издаются для осуществления всех полномочий, закрепленным Конституцией за Президентом, по которым могут быть изданы его акты.

Большое значение для характеристики президентского правотворчества имеет деятельность Конституционного Суда, который некоторыми своими постановлениями наделил Президента правом издавать указы вместо законов.

Думается, что отсутствие в Конституции запрета на вторжение в правотворчество законодательных органов не означает, что Президент имеет право это делать. Ведь не вторгается Государственная Дума в полномочия Президента, мотивируя это отсутствием соответствующих указов Президента. Методология подобной трактовки Конституции позволяет до бесконечности расширять полномочия Президента, открывая все новые и новые «скрытые», «предполагаемые», «дремлющие», «остаточные», «резервные», «подразумеваемые» полномочия и оправдывая их как некие прерогативы главы государства.

Красиво звучащая фраза, содержащаяся в ст. 80 Конституции: «Президент — гарант Конституции», может быть наполнена далеко не одинаковым содержанием. Она дает возможность на ее основе в зависимости от обстоятельств принимать прямо противоположные по своей направленности решения. Как именно следует гарантировать Конституцию, отдается на личное усмотрение Президента. Широкое усмотрение допускается, например, ч. 2 ст. 85 Конституции, которая гласит: «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом». Подчеркнем: Президент «вправе», но не обязан приостанавливать действие таких актов. Значит, можно приостанавливать действие актов органов одних субъектов РФ, но не приостанавливать действие других. Такое положение не столько способствует укреплению конституционной законности, сколько выявляет «политических любимчиков» Президента, акты которых противоречат Конституции, но не приостанавливаются и не оспариваются им в Конституционном Суде.

С учетом постановлений Конституционного Суда о толковании полномочий Президента по изданию указов необходимо установить не только те вопросы, по которым он может их издавать, но и те, по которым Конституция требует принятия федеральных конституционных законов или федеральных законов, т. е. установить те вопросы, по которым указы издаваться вроде бы не могут. Конституция прямо предписывает принятие довольно большого количества федеральных законов. Но она не может и не должна предусматривать исчерпывающий перечень законов, которые нужно принять. За пределами конституционных предписаний о необходимости принятия законов неизбежно остается неизмеримо большее число вопросов, которые должны быть решены законами. И это, отнюдь, не значит, что они могут быть решены президентскими указами или какими-либо иными актами. Тем не менее уже после вступления в силу Конституции Президент своим Указом от 4 августа 1994 г. № 1587 «О мерах по обеспечению конституционных функций уполномоченного по правам человека»1 опередил принятие даже федерального конституционного закона.

Таким образом, ни конституционные и законодательные ограничения, ни даже установленные некоторыми указами президентские самоограничения издавать другие указы не являются для Президента препятствиями на пути к неопределенно широкой нормотворческой деятельности. Ведь и сама Конституция принималась по президентским указам. Несмотря на то что правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, должны применяться в части, ей не противоречащей (п. 2 р. 2 Конституции), это мало повлияло на указы Президента. Одни указы применялись, а другими в них вносились различные изменения, далеко не всегда связанные с необходимостью соблюдения конституционных норм.

Соотношение указов Президента с актами федеральной исполнительной власти нельзя признать достаточно определенным, несмотря на единодушное признание в юридической науке более высокой юридической силы указа Президента, что подтверждается правом Президента отменять акты Правительства в случае их противоречия Конституции (ч. 3 ст. 115 Конституции). Фактически это упрощенный порядок признания актов Правительства неконституционными, но без решения Конституционного Суда, который также может это сделать, но при более сложной процедуре. Следует также обратить внимание на формулировку ч. 3 ст. 115 Конституции: акты Правительства в случае их противоречия Конституции «могут», но не должны быть отменены Президентом. Получается, что, даже если акт Правительства явно противоречит Конституции, Президент не обязан его отменять, как не обязан (хотя на основании ст. 125 Конституции вправе) обращаться с запросом в Конституционный Суд о проверке его конституционности. Таким образом, непосредственно Конституция допускает действие актов Правительства, которые могут ей противоречить. Такой «привилегии» Конституция не предусматривает даже для указов Президента!

Ст. 114 Конституции закрепляет полномочия Правительства, допуская при этом их возложение на него указами Президента. Несмотря на это, указов, вторгающихся в сферу деятельности Правительства (а не возлагающих на него полномочия), издано не меньше, чем вторгающихся в сферу деятельности палат Федерального Собрания. Действует даже Указ от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в ред. от 26.11.01)1, который констатирует издание президентских указов по вопросам, входящим в компетенцию Правительства. В результате имеет место дублирование в правотворчестве Президента и Правительства.

Вторжение Президента в сферу ведения Правительства подчас оборачивается нестабильностью указного нормотворчества. Касаясь вопросов оперативного характера, мелких в масштабе страны, указы при малейшем изменении социально-экономической обстановки сами нуждаются в изменениях, происходящих в форме издания новых указов. В результате возникает длинная цепь указов об изменении указов.

Актам Президента В.В. Путина эти признаки свойственны в меньшей степени, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, В.В. Путин имеет высшее юридическое образование. Во-вторых, многие «судьбоносные» указы были изданы до него Президентом Ельциным. В-третьих, большинство депутатов Государственной Думы 3-го созыва поддерживает деятельность Президента, поэтому без промедления принимает внесенные им законопроекты. Однако некоторые указы, изданные прежним Президентом, которые противоречили Конституции и федеральным законам и нанесли государству существенный ущерб, продолжают действовать и нуждаются в отмене. Не случайно В.В. Путин в первые же дни исполнения обязанностей Президента издал несколько указов, которыми утверждались перечни указов Б.Н. Ельцина, признающиеся утратившими силу.

Многочисленные случаи несоответствия различных президентских указов Конституции и законам обусловливают необходимость совершенствования судебного контроля за ними. Однако органы, которые контролировали бы соответствие Конституции (конституционность) ненормативных указов, до сих не были определены, а Конституционный Суд после принятия Конституции ни один указ Президента или его отдельное положение не признал неконституционным.

Конституционность президентских указов по жалобам граждан Конституционный Суд не рассматривает, так как в соответствии со ст. 125 Конституции граждане могут обжаловать в Конституционном Суде только законы. Это относится и к тем указам, которые, исходя из постановлений самого Конституционного Суда, заменяют законы. Таким образом, ни один указ Президента граждане в Конституционном Суде обжаловать не могут.

Это интересно:

  • Можно ли продать земельный участок с домом без межевания Как быть, если администрация заставляет делать межевание земельного участка? Обязательно или нет проводить процедуру? Межевание — процедура довольно дорогостоящая и для многих не знакомая. Потому совсем не удивительно, что на […]
  • Проектное бюро жилое помещение СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ! Для узаконивания (легализации) самовольной перепланировки квартиры (если нет желания по решению суда привести квартиру в первоначальное состояние) или для оформления ипотечного кредита в банке (не […]
  • Надзорный орган по защите прав потребителей О контрольно-надзорных полномочиях Роспотребнадзора и Банка России Принятие Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не только наделяет новыми полномочиями Банк России, но и […]
  • Проехал на красный свет на переезде под камерой Какой штраф за езду на красный свет в 2018 году Размер штрафа Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как […]
  • Смена наименования организации образец Смена наименования организации образец + 7 (903) 555-81-30 + 7 (499) 340-75-19 [email protected] Если Вы читаете эту статью, значит – Вы решительно настроены, зарегистрировать автономную некоммерческую организацию […]
  • Увольнение при ликвидации в отпуске по уходу за ребенком Увольнение при ликвидации в отпуске по уходу за ребенком Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для заказа […]
  • Деньги под расписку от частных лиц в белгороде Деньги в долг под расписку от частных лиц в г. Белгород Чтобы срочно взять деньги в долг в городе Белгород, можно воспользоваться одним из вариантов: - оформить кредит в банке; - взять деньги в долг под расписку и проценты. При […]
  • Уголовный кодекс особенная часть учебник УГОЛОВНОЕ ПРАВО особенная часть Транскрипт 2 УГОЛОВНОЕ ПРАВО особенная часть Учебник для бакалавров Издание второе, переработанное и дополненное Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. И. Чучаева Москва 2015 3 УДК […]