Защита права собственности на жилище шпаргалка

Содержание страницы:

Защита права собственности на жилище шпаргалка

50. Защита жилищных прав несовершеннолетних

Согласно Письму Минобразования РФ от 9 июня 1999 г. № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» в целях наиболее эффективной всесторонней защиты жилищных прав несовершеннолетних в практике работы органы управления образованием, органы местного самоуправления (органы опеки и попечительства) должны руководствоваться следующими законодательными актами:

• Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.);

• Закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

• ФЗ от 28 марта 1998 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в РФ“;

• иные нормативные правовые акты.

Рассмотрение всех вопросов, связанных с отчуждением жилой площади, заключением, а также изменением всевозможных договоров, косвенно или напрямую затрагивающих законные права и интересы несовершеннолетних, проживающих в семье либо, лишенных родительского попечения и помещенных в государственные учреждения любых форм собственности на полное государственное обеспечение, а также выпускников данных учреждений, проводится коллегиально с учетом мнения законных представителей, самих несовершеннолетних на заседаниях комиссий (советов) по охране прав детей, а также других органов, на которые органами местного самоуправления возложены функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетних.

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.

Продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей) не рекомендуется.

В случае выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение сделки по продаже жилых помещений с приобретением жилья после его продажи (с последующим приобретением) в постановляющей части постановления (распоряжения) необходимо указывать, что продажа производится с обязательным приобретением жилой площади на имя несовершеннолетнего в случае, если он теряет долю собственности или указывается, где он будет проживать в случае, если он является только членом семьи собственника.

На этом основании оформляется договор продажи жилого помещения с условием. Копия договора предоставляется в орган опеки и попечительства. Оформление предварительного разрешения на совершение сделки с жилыми помещениями, в которых несовершеннолетние являются собственниками, сособственниками, членами семьи собственника жилого помещения, дома производится в форме постановления (распоряжения) органа местного самоуправления по месту жительства несовершеннолетних.

В случае временного отсутствия выпускников интернатных учреждений в предоставленных им жилых помещениях, в связи с продолжением учебы в других учебных заведениях, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по сохранности данных жилых помещений до момента окончательного их заселения.

Права собственности на жильё

Статья 40 Конституции РФ закрепляет право каждого на жилище. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека жилище включается в состав обязательных компонентов благосостояния человека и его семьи, необходимых для поддержания здоровья. Уважение жилища человека констатируется в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право собственности на жилище, порядок и формы, основные принципы реализации жилищных прав граждан определяются Жилищным кодексом РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (далее — ЖК РФ).

Обратите внимание!

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации» призвано обеспечить единство судебной практики по вопросам применения жилищного законодательства при защите права собственности.

При осуществлении своих прав и свобод человека и гражданина, не должны быть нарушены права и свободы других лиц согласно ст. 17 Конституции РФ. Положения законодательства необходимо учитывать при определении места проживания, регистрации по месту жительства, при вселении и выселении граждан, выделении жилья, бронировании жилых помещений и иных случаях.

Защита права собственности на жилище

Защита права собственности на жилище предусмотрена на тот случай, если были нарушены законные права владельца. Собственность граждан на недвижимое имущество в жилищном фонде находится под охраной административного, уголовного и гражданского законодательства. Отрасли права часто дополняют друг друга. К примеру, если судом рассматриваются хулиганские действия, совершенные в отношении собственника жилого помещения в квартире, одновременно может быть рассмотрен иск о возмещении ущерба, причиненном в результатет таких действий.

Способы защиты

Право собственности на жилище можно защитить двумя способами:

Вещно-правовой способ защиты права собственника жилого помещения заключается в предъявлении виндикационного иска при условии наличия имущества в натуре или возможности восстановления жилого помещения. Недвижимость невозможно потерять, тайно похитить, зато она может против воли владельца жилого помещения выйти из его законного владения, быть незаконно изъятым, заселенным.

Собственник жилого помещения, у которого имущество выбыло из владения, является истцом в гражданском процессе. Если жилплощадь передана во владение в силу закона или договора лицу, которое не является хозяином жилого помещения, для предъявления виндикационного иска нет
оснований.

Обратите внимание!

Споры, возникающие в сфере жилищного права, рассматриваются судом общей юрисдикции, согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, на основании и в порядке ст. 45 ГПК РФ по заявлению прокурора или лиц, указанных в ст. 46 ГПК РФ.

Обязательственно-правовой способ защиты собственности заключается в предъявлении исков, основанных на обязательстве между собственником жилого помещения и нарушителем права собственности.

Оба способа защиты прав собственников на жилые помещения направлены на одно — вернуть право владения жилым помещением. Так, иск о возврате жилого помещения, полученного от арендодателя в нарушение условий договора аренды, либо истребование жилого помещения из чужого незаконного владения, нацелены на получение вещи в натуре.

Вещный иск защищает право собственника жилого помещения — право распоряжения, пользования, владения жильем. При этом само право собственности на жилое помещение не утрачено.

Обязательственно-правовые иски преимущественно основаны на договорах, но могут вытекать из внедоговорных обязательств. Такие иски содержат требование на:

  • возврат неосновательно полученного жилого помещения;
  • возмещение причиненного вреда собственнику жилого помещения;
  • возврат вещи, предоставленной в пользование по договору;
  • возмещение убытков, причиненных собственнику жилого помещения, по неисполнению или ненадлежащему исполнению договоров (ст. 393 ГК РФ).

Защита имущественных прав собственника жилья

Для защиты прав собственника жилого помещения создана обширная законодательная база. Граждане, чьи имущественные и жилищные права нарушены, могут воспользоваться нормами:

  • гражданского;
  • административного;
  • уголовного законодательства.

Гражданско-правовой способ защиты прав собственника жилого помещения подразумевает:

  • досудебное урегулирование спора;
  • заключение мирового соглашения;
  • судебное разбирательство — составление искового заявления в интересах собственника жилого помещения, сбор доказательств;
  • анализ показаний свидетелей, выступающих на стороне собственника жилого помещения.

Административно-правовой способ — иск собственника жилого помещения в рамках административного законодательства, ответчиком, в данном случае, является субъект властных полномочий, который нарушает право собственности на жилье.

Уголовно-правовой способ применим в случаях, когда собственник жилого помещения получил статус потерпевшего от преступления, вследствие которого нарушены его имущественные права — мошенничество, кража, причинение ущерба здоровью и жилищу. В таком случае ему возмещается моральный и материальный ущерб, причиненный собственности, в рамках уголовного дела.

Обратите внимание!

Каждому гражданину предоставляется возможность защиты прав и интересов, включая право собственности на жилище.

Консультации юриста по жилищному праву — необходимый элемент споров, связанных с защитой прав собственника жилого помещения. Альтернативой личному обращению к юристу может выступить онлайн-консультирование. Наши юристы окажут вам помощь в решении вопроса по защите прав собственности на жилище, проанализируют ситуацию и подберут необходимую стратегию дальнейших действий.

48. Возникновение и прекращение права собственности

48. Возникновение и прекращение права собственности

Основания приобретения права собственности (способы) подразделяют на первоначальные и производные.

1. В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона, приобретается этим лицом. К таким способам относятся: право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества; на имущество, не имеющее собственника, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности; обращение в собственность общедоступных для сбора вещей; приобретение права собственности добросовестным приобретателем вещи.

2. В случае производного приобретения права собственности оно зависит от предшественника, т. е. оно переходит от одного лица к другому. Гражданским законодательством предусмотрен ряд договоров, на основании которых возможен этот переход. К ним относятся: договоры купли—продажи, мены. Также основанием производного приобретения права собственности является наследование. Право собственности возникает у приобретателя вещи по договору с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Соглашением сторон право собственности может возникнуть с момента фактической передачи вещи, момента ее оплаты, момента регистрации (если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации). Пунктом 1 ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренным законом:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам;

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка;

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных;

6) конфискация и иные.

Прекращение права собственности происходит при наступлении юридических фактов:

1. по воле собственника (отчуждение собственником принадлежащего ему имущества, отказ от права собственности, гибель или уничтожение имущества и т. д.).

Защита права собственности на жилище шпаргалка

33. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ. ВИНДИКАЦИОННЫЙ И НЕГАТОРНЫЙ ИСКИ

Защита права собственности – совокупность предусмотренных законом приемов и способов, с помощью которых осуществляется защита нарушенного права собственности, направленных на восстановление и защиту имущественных интересов обладателей этих прав.

К способам защиты относятся два вида исков: вещ-но-правовые и обязательственно-правовые. Абсолютная защита, носящая вещно-правовой характер, вступает в действие, когда непосредственно нарушается право собственности. Защита обязательственно-правового характера применяется, когда между нарушителем и собственником отсутствуют договорные отношения.

Закон предусматривает два вещно-правовых способа защиты: виндикационное истребование имущества из чужого незаконного владения и не-гаторное устранение нарушений права собственности, не связанных с владением.

Для истребования своего имущества из чужого незаконного владения собственник может предъявить виндикационный иск – иск невладеющего собственника к лицу, незаконно владеющему его вещью, о возврате вещи и принесенных ею доходов.

Предметом виндикации могут быть только индивидуально-определенные вещи, так как виндикационный иск направлен на возвращение именно той вещи, которая была у истца. При истребовании имущества из недобросовестного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать о незаконности своего владения (недобросовестного владельца), возмещения всех доходов, извлеченных этим лицом за все время владения вещью; недобросовестный владелец возвращает собственнику все доходы, полученные им от пользования вещью, начиная с того времени, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения либо когда получил повестку по иску собственника о возврате имущества.

Виндикационный иск не может быть предъявлен в случае уничтожения имущества. Добросовестный и недобросовестный владельцы вправе требовать от собственника имущества возмещения затрат, произведенных ими на имущество. При создании помех собственнику в пользовании и распоряжении своим имуществом он может подать негаторный иск.

Истец по негаторному иску – собственник имущества, ответчик – лицо, мешающее собственнику осуществлять свои правомочия в отношении собственности.

Негаторный иск не может быть предъявлен, если действия третьих лиц, мешающие собственнику пользоваться или распоряжаться своим имуществом, прекращены. В таком случае возможна подача иска о возмещении убытков, понесенных собственником вследствие правонарушения.

Законом устанавливается защита прав не только собственника, но и титульного владельца, которому вещь на праве собственности не принадлежит.

Титульный владелец – лицо, хотя и не являющееся собственником имущества, но владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином основании, предусмотренном законом или договором. Титульный владелец так же, как и собственник имущества, вправе истребовать вещь из чужого незаконного владения, а также вправе требовать устранения помех, мешающих ему пользоваться и распоряжаться имуществом.

Жилищное право. Шпаргалка

  • Объем: 100 стр.
  • Жанр:ж илищный кодекс РФ, ю риспруденция
  • Теги:п одготовка к экзаменам, ч астная собственность

1. Понятие, предмет и метод жилищного права

Предмет жилищного права – общественные отношения, которые складываются при использовании жилых помещений для проживания; взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления по поводу изменения правового режима помещения или регистрации прав на жилое помещение и др. Гражданское и жилищное право регулируют вопросы о жилых помещениях, т. е. их объекты отчасти совпадают.

Согласно ч. 1 от. 4 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного, муниципального и частного жилищного фонда;

2) пользования общим имуществом собственников помещений и др.

Объект жилищного права – это жилое помещение и правоотношения, возникающие при его использовании. Жилищное право нельзя считать отдельной отраслью, так как часть правоотношений урегулирована гражданским правом, другая часть – гражданским и жилищным, третья – только жилищным.

Еще один критерий выделения отдельной отрасли – метод правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) императивный (властные предписания, основан на запретах, обязанностях, наказаниях);

2) диспозитивный (равноправие сторон, координация, основан на дозволениях);

3) поощрительный (вознаграждение за определенное заслуженное поведение);

4) рекомендательный (советы по осуществлению конкретного, желательного для общества и государства поведения и т. п.).

В гражданском праве используется императивный метод.

В жилищном праве используется диспозитивный и императивный методы. Жилищное право использует те же методы правового регулирования, что и гражданское, т. е. жилищное право не является отдельной отраслью права. Его можно назвать подотраслью гражданского права, но не его институтом, поскольку оно само состоит из институтов.

Институты жилищного права: права собственности, социального найма, правовое регулирование товарищества собственников жилья и т. д.

Жилищное право – это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых, обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений, складывающихся по поводу его предмета.

В объективном смысле это жилищное законодательство РФ, практика его применения, юридические обычаи. В субъективном – мера юридически возможного поведения, удовлетворяющего интересы лица – пользователя жилым помещением. Субъективные жилищные права – конкретные права и свободы личности относительно жилого помещения, которые принадлежат субъекту и зависят от его воли и сознания.

2. Место жилищного права в системе российского законодательства

Жилищное право до 1980-х гг. входило в состав гражданского, пока не потребовалось подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы – Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В 1983—1995-е гг жилищное законодательство развивалось уже отдельно от гражданского.

Гражданский кодекс РФ (ч. 1, 2 и 3) в ч. 1 содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 ГК РФ). Часть 2 ГК РФ включает гл. 35, посвященную общему регулированию найма жилого помещения.

В ГК РФ признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли. В п. «о» от. 71 Конституции РФ упоминается отдельно гражданское и жилищное законодательство. В от. 288 ГК РФ указано, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством».

Гражданское право регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями тогда, когда жилье является предметом экономического оборота, а также вещные отношения и отношения собственности в жилищной сфере.

В литературе указывалось, что «многие законы и иные нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства. Сказанное относится и к Закону РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и т. д. Четкую разграничительную линию между ними едва ли можно провести».

Вопрос о месте жилищного права в системе российского права является дискуссионным уже в течение нескольких десятилетий.

В юридической науке высказаны многие мнения, которые можно свести к 3 основным группам:

1) жилищное право – это институт гражданского права;

2) подотрасль гражданского права;

3) комплексная отрасль права.

В. К. Райхер писал, что жилищные отношения регулируются нормами административно-правового института распределения жилья, гражданско-правового института договора найма жилого помещения, кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые.

Разделение всей системы правовых норм на различные отрасли права действительно необходимо, и вывод нужно делать следующий: жилищное право является комплексной отраслью права, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права.

3. Субъекты и объекты жилищного права

Субъекты жилищного права – это лица, участвующие в данных правоотношениях.

Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (от. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК РФ или другим федеральным законом. Круг субъектов широк и разнообразен:

1) стороны жилищного обязательства;

2) пользователи жилых помещений, несовпадающие со сторонами обязательства;

3) лица, которые имеют самостоятельное право пользования жилыми помещениями;

4) лица, права которых имеют зависимый, производный характер, и т. д.

Например, сторонами жилищных организационных отношений выступают органы, уполномоченные вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждане, имеющие право на получение жилья в данном жилищном фонде. В жилищных имущественных отношениях в качестве пользователя жилого помещения могут быть только граждане, члены их семей. В жилищном праве семья понимается иначе, чем в семейном праве.

Семья – группа лиц, общность людей, основанная на браке, родстве, свойстве или совместном проживании в одном жилище и ведущая с нанимателем жилого помещения совместное

хозяйство (включая общий бюджет, взаимную заботу и т. д.). Тем не менее законодательство построено таким образом, что семья как общность людей субъектом жилищных отношений не является.

Согласно ч. 1 от. 15 ЖК РФ единственным объектом жилищного права являются жилые помещения. Это жилые дома, их части; квартиры и их части; комнаты. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускаются.

Жилищное законодательство предъявляет к жилым помещениям определенные требования. Прежде всего оно должно быть жилым, т. е. функционально предназначенным для проживания граждан круглогодично. Это означает, что жилой дом, в котором находится жилое помещение, должен быть строением капитального типа. Всевозможные времянки, вагончики и иное к таковым строениям не относятся и в состав жилищного фонда не включаются. В подобных помещениях могут проживать граждане, нос ними должен заключаться договор аренды (имущественного найма). Предметом жилищного права не могут быть подсобные помещения (кухни, коридоры ит.п.).

Статья 673 ГК РФ относительно объекта договора коммерческого найма устанавливает два требования: жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для постоянного проживания.

4. Система жилищного права

Система жилищного права состоит из ЖК РФ и других нормативных актов. ЖК РФ содержит 8 разделов, 14 глав и 165 статей.

В разделе «Общие положения» определены задачи жилищного законодательства – обеспечение и защита конституционного права на жилище, имущественных прав граждан и юридических лиц в жилищной сфере и т. д. Очерчен круг вопросов, относящихся к компетенции РФ и ее субъектов в области регулирования жилищных отношений, определено, как соотносятся жилищное законодательство и иное законодательство, содержащее нормы жилищного права. Ряд статей ЖК РФ содержит положения, определяющие виды жилищного фонда, назначение жилых домов и жилых помещений, порядок перевода жилых помещений в нежилые и т. д. Необходимое внимание уделено вопросам управления жилищным фондом и его содержания, государственному учету жилищного фонда, государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В ЖК РФ изложены с учетом норм ГК РФ положения в отношении жилых домов, жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, пользования таким жильем, прав и обязанностей нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам.

Нормами ЖК РФ предусмотрены положения, устанавливающие сроки внесения платы за жилье и коммунальные услуги и ответственность должников.

В самостоятельные (отдельные) разделы вынесены вопросы, являющиеся общими для договоров социального найма и найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов, социального использования, а также вопросы, регламентация которых по всем видам жилищного фонда основана на общих принципах и подходах.

В целом новый ЖК РФ предусматривает регулирование общественных отношений с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу возникновения, осуществления и прекращения права пользования жилыми помещениями; требований к жилым помещениями; обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда и т. д.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вплоть до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и указанному закону. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом.

5. Становление и развитие российского жилищного права. Изменение жилищных правоотношений собственности на жилые помещения

Жилье как элемент материальной культуры прошло длинный путь: от естественных укрытий и пещер до современных домов и небоскребов. Разорение крестьянских масс явилось базой для роста капиталистических городов. Высокая концентрация населения в городах вызвала огромный спрос на жилье. Жилище становится товаром, за его использование потребители вносят квартирную плату.

В дореволюционной России жилищное хозяйство в основном находилось в руках частных предпринимателей и являлось отсталым. Пришедшие в 1917 г. к власти большевики сразу приступили к решению жилищного вопроса в соответствии со своими программными документами, в основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В. И. Ленин составил «Тезисы закона о конфискации домов со сдаваемыми внаем квартирами», где предусматривалась национализация всей городской земли. В документе были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом. Эти идеи также были отражены в Декрете СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недвижимости» и Декрете ВЦИК от 6 (29) декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью».

На основании постановления СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. «Об управлении домами» руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему. К управлению муниципализированными домами привлекались сами трудящиеся, проживавшие в этих домах. Им предоставлялось право избирать на 1 год заведующих.

С 1921 г. в городах создаются жилищные товарищества. С 1924 г. – жилищно-арендные кооперативные товарищества – ЖАКТы.

Великая Отечественная война сильно приостановила развитие городского хозяйства в целом и жилищно-коммунального в частности. Только в 1960-е гг. была поставлена задача достичь значительного прироста жилищного фонда страны.

В 1983 г. принимается ЖК РСФСР. В начале 1990-х гг. были реализованы некоторые программы жилищного строительства, основной из которых является государственная целевая программа «Жилище». 10 июля 1995 г. принята федеральная Программа «Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Принятие нового ЖК РФ – это новый этап развития жилищного права России. ЖК РФ закрепил недопустимость произвольного лишения жилья; неприкосновенность жилища и собственности; а также недопустимость ограничения или лишения права пользования жилым помещением и т. д.

6. Принципы жилищного права

Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основано на следующих принципах:

1) необходимости обеспечения органами государственной власти и органами МСУ условий реализации гражданами их прав на жилище и его безопасность;

2) неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;

3) необходимости беспрепятственного осуществления прав, обеспечивающихся жилищным законодательством;

4) признания равенства участников отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями;

5) необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные права могут быть ограничены на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право на свободный выбор жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений допускается только на основании ЖК РФ или другого закона.

Согласно от. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилого помещения.

Часть 2 от. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы МСУ поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием этими помещениями, расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.

Согласно от. 25 Конституции РФ и ч. 1 от. ЗЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

7. Взаимодействие жилищного права с другими отраслями права

Жилищное право до 1980-х гг. включалось в состав гражданского права, пока не было признано целесообразным подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы – Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983–1995 гг. жилищное законодательство развивалось уже отдельно от гражданского.

В юридической литературе указывалось, что «многие законы и иные нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательство. Данное положение относится и к Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики», и к Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ» и т. д. Четкую разграничительную линию между ними едва ли можно провести».

Жилищное право представляет собой комплексную отрасль права. В. К. Райхер писал, что жилищные отношения регулируются нормами административно-правового института распределения жилья, гражданско-правового института договора найма жилого помещения, кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые.

Разделение всей системы правовых норм на различные отрасли права действительно необходимо, и вывод нужно делать следующий – жилищное право является комплексной отраслью права, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права. Жилищное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе пользования жилыми помещениями, предоставления в пользование жилых помещений, управления и эксплуатации жилищных фондов, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище. Специфической чертой таких отношений является то, что они возникают, существуют и развиваются главным образом по поводу особого материального объекта – жилища.

Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других, основных отраслях права. Так, для отношений пользования жилыми помещениями характерным является гражданско-правовой метод (с использованием административно-правовых средств); для отношений распределения (предоставления) жилья, управления жилищным фондом, других отношений организационного, управленческого характера – метод административного права (метод власти – подчинения). Будучи связанными между собой тем, что обслуживают специфические (жилищные) отношения, существующие и развивающиеся по поводу особого материального объекта – жилища, жилищно-правовые нормы образуют особую вторичную, комплексную отрасль права (правовой комплекс, правовую общность), развивающуюся по своим внутренним закономерностям.

8. Понятие и виды источников жилищного права

Источник права – форма выражения государственной воли, проявляющаяся в результате правотворческого процесса государства.

К источникам жилищного права можно отнести нормативные правовые акты, нормативные договоры, акты федерального законодательства. Все они находятся в определенной иерархической связи.

Первыми выступают федеральные акты законодательства. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, кодексы.

Далее идут законы субъектов РФ. Они могут приниматься при отсутствии регулирования какого-либо вопроса на федеральном уровне, в случае, когда федеральным законодательством предусмотрено, что урегулирование какого-либо вопроса относится к компетенции субъекта РФ, не могут противоречить федеральному законодательству.

Следующей группой источников выступают нормативные правовые акты – правовые акты, принятые полномочными органами и содержащие правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Они издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Это официальные документы, носители юридически значимой информации.

Все нормативные правовые акты – подзаконные, это значит, что их принимают во исполнение федеральных законов, законов субъектов РФ.

Первое место среди них занимают указы Президента РФ, затем постановления Правительства РФ. Затем постановления федеральных министерств и ведомств. На уровне субъекта РФ нормативные правовые акты принимают правительство субъекта РФ, министерства и ведомства в структуре региональной исполнительной власти.

Последний уровень – подзаконные нормативные акты органов местного самоуправления.

Источниками жилищного права будут являться и нормативные договоры. Однако на практике пока нельзя назвать ни одного такого акта. Нормативные договоры заключались между федеральным центром и субъектом РФ по разграничению полномочий, предметов ведения. Их заключение практиковалось в 1990-е гг. XX в., когда федеральным центром проводилась политика по излишней децентрализации государственной власти. В настоящий момент почти все заключенные ранее нормативные договоры отменены. Однако сама возможность их заключения законодательно сохранилась.

Далее идут постановления судов судебной системы РФ.

Постановление суда – это прежде всего акт применения права. Постановления пленума Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в определенных случаях будут являться источником жилищного права.

Акты Конституционного Суда РФ в зависимости от ситуации также могут являться источниками жилищного права.

56. Защита жилищных прав граждан

1. Понятие, предмет и метод жилищного права

Предмет жилищного права — общественные отношения, которые складываются при использовании жилых помещений для проживания; взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления по поводу изменения правового режима помещения или регистрации прав на жилое помещение и др. Гражданское и жилищное право регулируют вопросы о жилых помещениях, т. е. их объекты отчасти совпадают.

Согласно ч. 1 от. 4 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного, муниципального и частного жилищного фонда;

2) пользования общим имуществом собственников помещений и др.

Объект жилищного права — это жилое помещение и правоотношения, возникающие при его использовании. Жилищное право нельзя считать отдельной отраслью, так как часть правоотношений урегулирована гражданским правом, другая часть — гражданским и жилищным, третья — только жилищным.

Еще один критерий выделения отдельной отрасли — метод правового регулирования.

Методы правового регулирования:

1) императивный (властные предписания, основан на запретах, обязанностях, наказаниях);

2) диспозитивный (равноправие сторон, координация, основан на дозволениях);

3) поощрительный (вознаграждение за определенное заслуженное поведение);

4) рекомендательный (советы по осуществлению конкретного, желательного для общества и государства поведения и т. п.).

В гражданском праве используется императивный метод.

В жилищном праве используется диспозитивный и императивный методы. Жилищное право использует те же методы правового регулирования, что и гражданское, т. е. жилищное право не является отдельной отраслью права. Его можно назвать подотраслью гражданского права, но не его институтом, поскольку оно само состоит из институтов.

Институты жилищного права: права собственности, социального найма, правовое регулирование товарищества собственников жилья и т. д.

Жилищное право — это система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых, обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений, складывающихся по поводу его предмета.

В объективном смысле это жилищное законодательство РФ, практика его применения, юридические обычаи. В субъективном — мера юридически возможного поведения, удовлетворяющего интересы лица — пользователя жилым помещением. Субъективные жилищные права — конкретные права и свободы личности относительно жилого помещения, которые принадлежат субъекту и зависят от его воли и сознания.

2. Место жилищного права в системе российского законодательства

Жилищное право до 1980-х гг. входило в состав гражданского, пока не потребовалось подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В 1983—1995-е гг жилищное законодательство развивалось уже отдельно от гражданского.

Гражданский кодекс РФ (ч. 1, 2 и 3) в ч. 1 содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 ГК РФ). Часть 2 ГК РФ включает гл. 35, посвященную общему регулированию найма жилого помещения.

В ГК РФ признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли. В п. «о» от. 71 Конституции РФ упоминается отдельно гражданское и жилищное законодательство. В от. 288 ГК РФ указано, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством».

Гражданское право регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями тогда, когда жилье является предметом экономического оборота, а также вещные отношения и отношения собственности в жилищной сфере.

В литературе указывалось, что «многие законы и иные нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства. Сказанное относится и к Закону РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и т. д. Четкую разграничительную линию между ними едва ли можно провести».

Вопрос о месте жилищного права в системе российского права является дискуссионным уже в течение нескольких десятилетий.

В юридической науке высказаны многие мнения, которые можно свести к 3 основным группам:

1) жилищное право — это институт гражданского права;

2) подотрасль гражданского права;

3) комплексная отрасль права.

В. К. Райхер писал, что жилищные отношения регулируются нормами административно-правового института распределения жилья, гражданско-правового института договора найма жилого помещения, кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые.

Разделение всей системы правовых норм на различные отрасли права действительно необходимо, и вывод нужно делать следующий: жилищное право является комплексной отраслью права, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права.

3. Субъекты и объекты жилищного права

Субъекты жилищного права — это лица, участвующие в данных правоотношениях.

Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (от. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК РФ или другим федеральным законом. Круг субъектов широк и разнообразен:

1) стороны жилищного обязательства;

2) пользователи жилых помещений, несовпадающие со сторонами обязательства;

3) лица, которые имеют самостоятельное право пользования жилыми помещениями;

4) лица, права которых имеют зависимый, производный характер, и т. д.

Например, сторонами жилищных организационных отношений выступают органы, уполномоченные вести учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и граждане, имеющие право на получение жилья в данном жилищном фонде. В жилищных имущественных отношениях в качестве пользователя жилого помещения могут быть только граждане, члены их семей. В жилищном праве семья понимается иначе, чем в семейном праве.

Семья — группа лиц, общность людей, основанная на браке, родстве, свойстве или совместном проживании в одном жилище и ведущая с нанимателем жилого помещения совместное

хозяйство (включая общий бюджет, взаимную заботу и т. д.). Тем не менее законодательство построено таким образом, что семья как общность людей субъектом жилищных отношений не является.

Согласно ч. 1 от. 15 ЖК РФ единственным объектом жилищного права являются жилые помещения. Это жилые дома, их части; квартиры и их части; комнаты. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускаются.

Жилищное законодательство предъявляет к жилым помещениям определенные требования. Прежде всего оно должно быть жилым, т. е. функционально предназначенным для проживания граждан круглогодично. Это означает, что жилой дом, в котором находится жилое помещение, должен быть строением капитального типа. Всевозможные времянки, вагончики и иное к таковым строениям не относятся и в состав жилищного фонда не включаются. В подобных помещениях могут проживать граждане, нос ними должен заключаться договор аренды (имущественного найма). Предметом жилищного права не могут быть подсобные помещения (кухни, коридоры ит.п.).

Статья 673 ГК РФ относительно объекта договора коммерческого найма устанавливает два требования: жилое помещение должно быть изолированным и пригодным для постоянного проживания.

4. Система жилищного права

Система жилищного права состоит из ЖК РФ и других нормативных актов. ЖК РФ содержит 8 разделов, 14 глав и 165 статей.

В разделе «Общие положения» определены задачи жилищного законодательства — обеспечение и защита конституционного права на жилище, имущественных прав граждан и юридических лиц в жилищной сфере и т. д. Очерчен круг вопросов, относящихся к компетенции РФ и ее субъектов в области регулирования жилищных отношений, определено, как соотносятся жилищное законодательство и иное законодательство, содержащее нормы жилищного права. Ряд статей ЖК РФ содержит положения, определяющие виды жилищного фонда, назначение жилых домов и жилых помещений, порядок перевода жилых помещений в нежилые и т. д. Необходимое внимание уделено вопросам управления жилищным фондом и его содержания, государственному учету жилищного фонда, государственному контролю за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В ЖК РФ изложены с учетом норм ГК РФ положения в отношении жилых домов, жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности, пользования таким жильем, прав и обязанностей нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам.

Нормами ЖК РФ предусмотрены положения, устанавливающие сроки внесения платы за жилье и коммунальные услуги и ответственность должников.

В самостоятельные (отдельные) разделы вынесены вопросы, являющиеся общими для договоров социального найма и найма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов, социального использования, а также вопросы, регламентация которых по всем видам жилищного фонда основана на общих принципах и подходах.

В целом новый ЖК РФ предусматривает регулирование общественных отношений с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу возникновения, осуществления и прекращения права пользования жилыми помещениями; требований к жилым помещениями; обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилищного фонда и т. д.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вплоть до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и указанному закону. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом.

5. Становление и развитие российского жилищного права. Изменение жилищных правоотношений собственности на жилые помещения

Жилье как элемент материальной культуры прошло длинный путь: от естественных укрытий и пещер до современных домов и небоскребов. Разорение крестьянских масс явилось базой для роста капиталистических городов. Высокая концентрация населения в городах вызвала огромный спрос на жилье. Жилище становится товаром, за его использование потребители вносят квартирную плату.

В дореволюционной России жилищное хозяйство в основном находилось в руках частных предпринимателей и являлось отсталым. Пришедшие в 1917 г. к власти большевики сразу приступили к решению жилищного вопроса в соответствии со своими программными документами, в основе которых лежали идеи экспроприации домов буржуазии и переселения в них из трущоб и подвалов рабочих. 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В. И. Ленин составил «Тезисы закона о конфискации домов со сдаваемыми внаем квартирами», где предусматривалась национализация всей городской земли. В документе были намечены главные направления жилищной политики Советского государства и заложены принципы управления общественным жилищным фондом. Эти идеи также были отражены в Декрете СНК РСФСР от 23 ноября (6 декабря) 1917 г. «Об отмене частной собственности на городские недвижимости» и Декрете ВЦИК от 6 (29) декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью».

На основании постановления СНК РСФСР от 8 августа 1921 г. «Об управлении домами» руководство муниципализированным жилищным фондом оформляется в единую систему. К управлению муниципализированными домами привлекались сами трудящиеся, проживавшие в этих домах. Им предоставлялось право избирать на 1 год заведующих.

С 1921 г. в городах создаются жилищные товарищества. С 1924 г. — жилищно-арендные кооперативные товарищества — ЖАКТы.

Великая Отечественная война сильно приостановила развитие городского хозяйства в целом и жилищно-коммунального в частности. Только в 1960-е гг. была поставлена задача достичь значительного прироста жилищного фонда страны.

В 1983 г. принимается ЖК РСФСР. В начале 1990-х гг. были реализованы некоторые программы жилищного строительства, основной из которых является государственная целевая программа «Жилище». 10 июля 1995 г. принята федеральная Программа «Строительство на территории РФ жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Принятие нового ЖК РФ — это новый этап развития жилищного права России. ЖК РФ закрепил недопустимость произвольного лишения жилья; неприкосновенность жилища и собственности; а также недопустимость ограничения или лишения права пользования жилым помещением и т. д.

6. Принципы жилищного права

Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основано на следующих принципах:

1) необходимости обеспечения органами государственной власти и органами МСУ условий реализации гражданами их прав на жилище и его безопасность;

2) неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища;

3) необходимости беспрепятственного осуществления прав, обеспечивающихся жилищным законодательством;

4) признания равенства участников отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями;

5) необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Жилищные права могут быть ограничены на основании закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право на свободный выбор жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений допускается только на основании ЖК РФ или другого закона.

Согласно от. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилого помещения.

Часть 2 от. 40 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти и органы МСУ поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением малообеспеченным гражданам жилых помещений и пользованием этими помещениями, расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.

Согласно от. 25 Конституции РФ и ч. 1 от. ЗЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

7. Взаимодействие жилищного права с другими отраслями права

Жилищное право до 1980-х гг. включалось в состав гражданского права, пока не было признано целесообразным подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы — Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы.

В течение 1983–1995 гг. жилищное законодательство развивалось уже отдельно от гражданского.

В юридической литературе указывалось, что «многие законы и иные нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательство. Данное положение относится и к Закону РФ «Об основах федеральной жилищной политики», и к Закону «О приватизации жилищного фонда в РФ» и т. д. Четкую разграничительную линию между ними едва ли можно провести».

Жилищное право представляет собой комплексную отрасль права. В. К. Райхер писал, что жилищные отношения регулируются нормами административно-правового института распределения жилья, гражданско-правового института договора найма жилого помещения, кооперативно-правового института по обеспечению жилой площадью в домах жилищно-строительных кооперативов. Эту позицию впоследствии поддержали и другие ученые.

Разделение всей системы правовых норм на различные отрасли права действительно необходимо, и вывод нужно делать следующий — жилищное право является комплексной отраслью права, в которой объединены нормы и правовые институты гражданского, административного и других отраслей права. Жилищное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе пользования жилыми помещениями, предоставления в пользование жилых помещений, управления и эксплуатации жилищных фондов, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище. Специфической чертой таких отношений является то, что они возникают, существуют и развиваются главным образом по поводу особого материального объекта — жилища.

Жилищное право заимствует методы правового регулирования, используемые в других, основных отраслях права. Так, для отношений пользования жилыми помещениями характерным является гражданско-правовой метод (с использованием административно-правовых средств); для отношений распределения (предоставления) жилья, управления жилищным фондом, других отношений организационного, управленческого характера — метод административного права (метод власти — подчинения). Будучи связанными между собой тем, что обслуживают специфические (жилищные) отношения, существующие и развивающиеся по поводу особого материального объекта — жилища, жилищно-правовые нормы образуют особую вторичную, комплексную отрасль права (правовой комплекс, правовую общность), развивающуюся по своим внутренним закономерностям.

8. Понятие и виды источников жилищного права

Источник права — форма выражения государственной воли, проявляющаяся в результате правотворческого процесса государства.

К источникам жилищного права можно отнести нормативные правовые акты, нормативные договоры, акты федерального законодательства. Все они находятся в определенной иерархической связи.

Первыми выступают федеральные акты законодательства. Это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, кодексы.

Далее идут законы субъектов РФ. Они могут приниматься при отсутствии регулирования какого-либо вопроса на федеральном уровне, в случае, когда федеральным законодательством предусмотрено, что урегулирование какого-либо вопроса относится к компетенции субъекта РФ, не могут противоречить федеральному законодательству.

Следующей группой источников выступают нормативные правовые акты — правовые акты, принятые полномочными органами и содержащие правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Они издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Это официальные документы, носители юридически значимой информации.

Все нормативные правовые акты — подзаконные, это значит, что их принимают во исполнение федеральных законов, законов субъектов РФ.

Первое место среди них занимают указы Президента РФ, затем постановления Правительства РФ. Затем постановления федеральных министерств и ведомств. На уровне субъекта РФ нормативные правовые акты принимают правительство субъекта РФ, министерства и ведомства в структуре региональной исполнительной власти.

Последний уровень — подзаконные нормативные акты органов местного самоуправления.

Источниками жилищного права будут являться и нормативные договоры. Однако на практике пока нельзя назвать ни одного такого акта. Нормативные договоры заключались между федеральным центром и субъектом РФ по разграничению полномочий, предметов ведения. Их заключение практиковалось в 1990-е гг. XX в., когда федеральным центром проводилась политика по излишней децентрализации государственной власти. В настоящий момент почти все заключенные ранее нормативные договоры отменены. Однако сама возможность их заключения законодательно сохранилась.

Далее идут постановления судов судебной системы РФ.

Постановление суда — это прежде всего акт применения права. Постановления пленума Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ в определенных случаях будут являться источником жилищного права.

Акты Конституционного Суда РФ в зависимости от ситуации также могут являться источниками жилищного права.

9. Действие жилищного законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

Новеллой ЖК РФ является то, что вот. 6 определены пределы действия жилищного законодательства во времени. По общему правилу акт жилищного законодательства не имеет обратной силы.

Указанные правила имеют обязательное значение для определения пределов действия во времени не только федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Они едины и для актов жилищного законодательства, принятых в установленном порядке субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Установлены нормы, актуальные для жилищных отношений, носящих длительный характер. К отношениям, возникшим до введения в действие нового акта жилищного законодательства, применяются нормативные правовые акты, ранее регулировавшие эти отношения. Вместе с тем, если в рамках существующих жилищных правоотношений у их субъектов после введения в действие нового нормативного акта возникли определенные права и обязанности, то эти права и обязанности осуществляются по правилам, предусмотренным новым актом.

Если день вступления нормативного правового акта в силу не указан в нем самом, то:

1) федеральные и федеральные конституционные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования;

2) нормативные акты Президента РФ, акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Рассматривая действия закона в пространстве, следует напомнить, что по общему правилу он распространяется на всю территорию РФ, за исключением случаев, когда пространственные пределы действия закона ограничены (например, он распространяется на районы, подвергшиеся стихийному бедствию).

Наконец, действие закона может быть ограничено и по кругу лиц. Особенно это относится к законам и иным нормативным актам, предусматривающим различного рода льготы при предоставлении жилья, оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

К числу лиц, имеющих право на льготы, относятся инвалиды и участники ВОВ и приравненные к ним лица; участники афганской войны — воины-интернационалисты; военнослужащие, уволенные в запас или отставку; инвалиды I–II групп (за исключением лиц, ставших инвалидами в результате совершенного ими преступления); многие другие категории граждан и лиц, которые нуждаются в особой социальной защите со стороны органов государственной власти и местных исполнительных органов.

10. Порядок разрешения коллизий между нормативными актами жилищного законодательства

ЖК РФ — акт базисного характера, в котором закреплены базисные положения жилищного права. Он призван сыграть цементирующую роль основного акта системы жилищного законодательства. Нормы ЖК РФ детализируются и конкретизируются в нормативных актах субъектов РФ. Указы Президента РФ, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить ЖК РФ и другим федеральным законам.

Правительство вправе издавать постановления на основании и во исполнение ЖК РФ, других федеральных законов, указов Президента РФ. Согласно ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, если это не противоречит существу таких отношений, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Согласно ч. 2 ст. 7ЖК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

По ст. 9 ЖК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Право граждан на жилище и составляющие этого права раскрываются в отдельных международных договорах, участниками которых является и РФ. Так, в соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание.

Согласно ст. 2 Рекомендаций МОТ от 28 июня 1961 г. № 115 о жилищном строительстве для трудящихся целью национальной политики должно быть содействие в рамках общей политики жилищного строительства строительству жилых домов и введению соответствующего коммунального обслуживания с целью обеспечения всех трудящихся и их семей соответствующим удовлетворительным жилищем и подходящими для жизни условиями.

Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. N2 5 «О беспрепятственном обмене жилых помещений» предусматривается, что обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и РФ, постоянно проживающими на территориях этих государств и переселяющимися из Республики Беларусь в РФ и наоборот, осуществляется беспрепятственно в соответствии с национальным законодательством государств. Это положение должно быть учтено при применении ч. 5 ст. 72 ЖК РФ.

11. Понятие жилищного фонда и жилищной сферы

Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. В качестве критерия классификации жилищного фонда указываются формы собственности на жилые помещения. С учетом положений от. 8 Конституции РФ и п. 1 от. 212 ГК РФ законодатель подразделяет жилищный фонд на частный, государственный и муниципальный.

Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения. Он вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им права владения, пользования и распоряжения имуществом, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 1,2 от. 209 ГК РФ).

Государственный учет жилищного фонда осуществляется по единой для всей страны системе. Задачей учета является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства и т. д. Порядок осуществления государственного учета был установлен Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301). Источником правового регулирования является также Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г N2921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (с изм. и доп. от 19 марта 2005 г.).

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по поддержанию жилых помещений.

Технический учет предполагает техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда, мониторинг технического состояния жилых помещений, оценку и переоценку жилых помещений, в том числе для целей налогообложения, и другую деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Жилищная сфера — область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружения из элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Недвижимость в жилищной сфере — недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

12. Понятие жилых и нежилых помещений. Порядок перевода жилых помещений в нежилые

Жилым признается изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, и пригодное для постоянного проживания граждан. А нежилое помещение — такое же помещение, но не пригодное для проживания граждан. Это различные постройки, строения, сооружения хозяйственного и иного вспомогательного назначения.

К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, его часть;

2) квартира, часть квартиры;

Жилой дом — индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат и вспомогательных помещений, предназначенных для удовлетворения нужд проживающих.

Квартира — структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат и помещений вспомогательного характера.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве непосредственного проживания граждан. Допускается использование жилых помещений для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности, если это не нарушает права граждан и требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Перевод жилого помещения в нежилое осуществляется с учетом требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ; если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также, если право собственности на переводимое помещение обременено правами третьих лиц. Перевод квартиры в нежилое помещение допускается только, если она находится на 1 этаже многоквартирного дома либо выше 1 этажа, но если под квартирой расположены нежилые помещения. Перевод осуществляет органом местного самоуправления.

Для перевода помещения из жилого в нежилое собственник представляет следующие документы:

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение;

3) план переводимого помещения с описанием;

4) подготовленный и оформленный проект переустройства или перепланировки.

Решение о переводе или об отказе в переводе должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня представления документов.

Отказ в переводе допускается в случаях:

1) непредставления документов;

2) представления их в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения условий перевода.

13. Классификация жилищных фондов. Основания и основные виды классификации

Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ. Иными словами, жилищный фонд образуют все без исключения изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Установлена новая классификация видов жилищного фонда. Ранее виды жилищного фонда определялись по одному основанию — принадлежности к тем или иным формам собственности. Кодекс сохранил данное основание, но одновременно ввел новое — цели использования жилищного фонда.

В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам

по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилой фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого пользования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Он должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, его техническую инвентаризацию и паспортизацию.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами РФ.

14. Частный жилищный фонд

Частный жилищный фонд это такой фонд, который:

1) находится в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные гражданами на других основаниях, предусмотренных российским законодательством;

2) находится в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом, жилищный фонд, принадлежащий общественным организациям. Собственность рассматривается в нескольких смыслах.

Как юридическая категория собственность — это принадлежность имущества определенным лицам — индивидам или коллективам на определенных условиях и в определенных формах (право собственности в субъективном смысле).

Как экономическая категория собственность — это общественно-производственное отношение по поводу присвоения лицами — индивидами и коллективами — предметов природы, естественных и созданных трудом.

Жилой дом — строение, не менее половины общей площади которого предназначено для постоянного проживания, расположенное на земельном участке в определенных границах со всеми находящимися на нем вспомогательными строениями, сооружениями, элементами благоустройства и имеющее почтовый адрес.

Квартира — это отдельное изолированное помещение в жилом доме, которое используется исключительно для проживания физических лиц.

Следовательно, собственниками жилых помещений, составляющих частный жилищный фонд, могут быть не только граждане, но и юридические лица. Согласно ст. 213 ГК РФ собственниками жилых помещений являются коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственниками, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и другие фонды.

По общему правилу количество и стоимость недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются. При этом необходимо отметить, что жилое помещение, независимо оттого, принадлежит оно физическому или юридическому лицу, должно использоваться только для проживания граждан.

В нашей стране доля частного жилищного фонда возрастает. Если в 1993 г. она составляла 47 %, то в 1998 г. — 59,2 %; доля муниципального жилищного фонда в 1998 г. равнялась 31,4 %, а государственного — 6,2 %.

15. Государственный жилищный фонд

Государственный жилищный фонд по законодательству РФ составляет:

1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий;

2) фонд, находящийся в собственности субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий.

В составе государственного жилищного фонда законодатель выделяет собственность РФ и собственность субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Управление и распоряжение от имени РФ федеральным имуществом осуществляет Правительство РФ. Значительную часть своих полномочий Правительство делегировало Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, которое разрабатывает и осуществляет мероприятия по приватизации находящихся в федеральной собственности объектов недвижимости, оформляет закрепление государственного имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, дает согласие на продажу объектов недвижимости, закрепленных в хозяйственном ведении, на передачу их в аренду или залог.

От имени субъектов Федерации управление и распоряжение жилищным фондом осуществляют соответствующие государственные органы исполнительной власти субъекта Федерации.

К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов и одноквартирные дома, используемые гражданами на условиях найма. Приватизация квартир в домах, включенных в план реконструкции в текущем году, осуществляется после ее проведения владельцем (собственником) дома.

При этом наниматели, проживающие в квартирах до начала реконструкции, после проведения реконструкции имеют приоритетное право на приватизацию этих квартир.

Перечень объектов государственного жилищного фонда, не подлежащих приватизации:

2) квартиры (дома), расположенные на территориях закрытых воинских поселений, предприятий, учреждений и организаций, природных и биосферных заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрологических, зоологических, региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства, историко-культурных заповедников, музеев-заповедников;

3) комнаты в общежитиях, квартиры (дома), находящиеся в аварийном состоянии (в которых невозможно обеспечить безопасное проживание людей);

4) квартиры (дома), расположенные в зоне безусловного (обязательного) отселения, загрязненной вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также квартиры (комнаты, дома), отнесенные в установленном законом порядке к числу служебных.

Данный перечень объектов является исчерпывающим.

16. Муниципальный жилищный фонд

Муниципальный жилищный фонд по законодательству РФ — это жилищный фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, а также ведомственный фонд, закрепленный за муниципальными предприятиями и учреждениями и находящийся в их полном хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Муниципальный жилищный фонд представляет собой составную часть муниципальной собственности, предназначенную для удовлетворения жилищных потребностей населения соответствующей территории города, района. Образование муниципального жилищного фонда осуществляется главным образом за счет передачи жилищного фонда в собственность муниципальных образований субъектами РФ, а также за счет строительства нового жилья.

Согласно от. 125 и 215 ГК РФ органы местного самоуправления и лица, указанные в Законе, осуществляют права собственника от имени муниципального образования. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В частности, они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, органам государственной власти РФ и органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 12 октября 2005 г.)).

Согласно статье указанного закона в состав муниципальной собственности входит муниципальный жилищный фонд. С 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований будет находиться жилищный фонд лишь социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»),

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Он должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, его техническую инвентаризацию и паспортизацию.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами РФ.

17. Общественный жилищный фонд

Общественный жилищный фонд включает в себя жилые помещения, которые находятся в собственности общественных объединений.

Общественные объединения — это вид некоммерческих организаций, которые созданы на добровольной основе по инициативе граждан, которые объединяются на основе общности своих интересов для реализации общих целей, указанных в уставе данного объединения.

В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР в данное понятие включались жилые дома и жилые помещения в других строениях, которые принадлежали колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям.

В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору найма или аренды в домах государственного и муниципального жилищного фонда, реализуемое в порядке, утверждаемом органами исполнительной власти субъектов РФ. Однако если установленный названными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями рассматриваемого Закона.

Граждане, которые проживают по договору найма или аренды в домах общественного жилищного фонда, таким правом на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не обладают. Вместе с тем собственник общественного жилищного фонда или уполномоченный им орган могут самостоятельно принять решение о бесплатной передаче гражданам занимаемых ими жилых помещений. При возникновении в указанном случае спора его следует разрешать исходя из установленных собственником условий и порядка передачи жилья в собственность проживающих в нем граждан.

Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются гражданам — нанимателям жилых помещений в домах государственного, муниципального, а также общественного жилищного фонда, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, а также собственникам жилых помещений, имеющим в соответствии с действующим российским законодательством право на подобные льготы.

Граждане, неправительственные, общественные организации и другие добровольные объединения нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в домах независимо от форм их собственности имеют право участвовать в управлении жилищным фондом по местожительству с целью защиты своих экономических и социальных прав и интересов, участвовать в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций.

В настоящее время общественный жилищный фонд можно отнести к частному жилищному фонду.

18. Жилищный фонд, находящийся в коллективной собственности

Это интересно:

  • Воинский учет форма no 4 Приложение N 4. Приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе См. данную форму в редакторе MS-Word Приложение N 4к Методическим рекомендациям (п. 22) Об организации воинского […]
  • Форма приказа ответственного за воинский учет Приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Приложение N 14 к Инструкции по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в Верховных Судах […]
  • С-1 воинский учет С 1 января в военкомате начинается постановка граждан на первичный воинский учёт Отдел военного комиссариата города Москвы по Перовскому району информирует, что с 1 января по 31 марта 2016 года осуществляется первоначальная […]
  • Конституционный совет рк закон КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 29 декабря 1995 года №2737 О Конституционном Совете Республики Казахстан (В редакции Конституционных законов Республики Казахстан от 24.11.2004 г. №604-II, 17.06.2008 г. №41-IV ЗРК, […]
  • Статьи 28 гпк Статья 28. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Комментарий к Ст. 28 […]
  • Саид амиров дом в селе Амиров Саид Джапарович Российский дагестанский политик. Отстранен от должности мэра Махачкалы. Арестован 2 июня 2013 года по подозрению в приготовлении к совершению теракта и организации заказного убийства следователя Арсена […]
  • Изменения и дополнения в закон об акционерных обществах Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" Вносится депутатом Государственной Думы Динесом И.Ю. "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ […]
  • Состав ст 82 коап рф Комментарии к СТ 8.2 КоАП РФ Статья 8.2 КоАП РФ. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами Комментарий к статье 8.2 […]