Законодательные органы республики марий эл

Содержание страницы:

Законодательные органы республики марий эл

1. Государственное собрание Республики Марий Эл — парламент Республики Марий Эл — является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.

2. Государственное собрание Республики Марий Эл осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Марий Эл и законами Республики Марий Эл.

Действующая Конституция внесла существенные изменения в систему органов государственной власти в Республике Марий Эл.

В соответствии с Конституцией (Основным Законом) 1978 года единую систему органов государственной власти составляли советы народных депутатов: Верховный Совет — высший орган государственной власти, наделенный законодательными полномочиями, а также районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские советы народных депутатов.

Верховный Совет действовал не на постоянной основе. Функции Верховного Совета в период между его сессиями, которые созывались два раза в год, осуществлялись Президиумом Верховного Совета — постоянно действующим органом, подотчетным Верховному Совету во всей своей деятельности.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 10.11.1993 № 522-III «О реформировании Высшего представительного органа власти Республики Марий Эл на период конституционной реформы» был образован новый высший представительный и законодательный орган Республики Марий Эл — Государственное Собрание Республики Марий Эл — Кугыжаныш Погын с двухлетним сроком полномочий.

Основные положения указанного Закона получили закрепление и дальнейшее развитие в Конституции Республики Марий Эл 1995 года.

1. В части первой комментируемой статьи Конституции содержится определение Государственного Собрания Республики Марий Эл, характеризующее сущность, юридическую природу и функции этого органа государственной власти.

Указанная правовая норма неразрывно связана с положениями статьи 6 Конституции, закрепляющей в качестве одной из важнейших основ конституционного строя республики осуществление государственной власти в Республике Марий Эл на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельности этих ветвей власти.

Конституция Республики Марий Эл 1995 года впервые называет Государственное Собрание парламентом Республики Марий Эл. В системе разделения властей парламент представляет законодательную ветвь власти.

Из конституционного определения Государственного Собрания в качестве парламента прежде всего следует, что Государственное Собрание является представительным органом, то есть органом, который в силу Конституции представляет народ Республики Марий Эл. Иными словами, Государственное Собрание Республики Марий Эл — это орган народного представительства, то есть всенародно избранный орган, призванный выражать интересы и волю народа. В этом заключается его сущностная характеристика.

Парламент осуществляет законодательную функцию, поэтому Конституция устанавливает, что Государственное Собрание является законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл и одновременно закрепляет положение о том, что он является высшим и единственным.

Из данного конституционного положения следует:

1. законодательная ветвь власти республики состоит только из одного органа, в ней отсутствуют вышестоящие и нижестоящие законодательные органы, то есть отсутствует система соподчинения этих органов по вертикали;

2. Государственное Собрание Республики Марий Эл является единственным органом государственной власти, который может принимать законы. Принятые Государственным Собранием законы не могут быть отменены или изменены никаким другим органом государственной власти. В случаях признания Конституционным Судом Российской Федерации или Конституционным судом Республики Марий Эл законов Республики Марий Эл неконституционными они утрачивают силу (ч. 6 ст. 125 Конституции Российской Федерации, ч. 6 ст. 95 Конституции Республики Марий Эл), а в случаях признания противоречащими федеральным законам признаются недействующими по решению Верховного Суда Республики Марий Эл (ч. 1 ст. 26, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

Следует отметить, что до принятия Закона Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З «О поправках к Конституции Республики Марий Эл» (поправки 36‒39) действовал еще один орган, Конституционное Собрание Республики Марий Эл, учрежденный для принятия Конституции Республики Марий Эл и уполномоченный принимать законы о поправках к главам 1, 2 и 8 Конституции Республики Марий Эл. В соответствии с ранее действующей редакцией статьи 108 Конституции к полномочиям Государственного Собрания было отнесено принятие поправок к главам 3‒7 Конституции Республики Марий Эл.

Поправкой 36 к Конституции Республики Марий Эл закреплена действующая норма о том, что Государственное Собрание Республики Марий Эл является высшим и единственным законодательным органом государственной власти республики. Законом Республики Марий Эл от 06.07.2005 № 28-З признан утратившим силу Закон Республики Марий Эл от 06.01.1997 № 12-З «О Конституционном Собрании Республики Марий Эл». С этого момента Государственное Собрание стало обладать всей полнотой законодательной власти.

Правовое регулирование вопросов организации и деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл, его правового статуса как высшего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Специальным законом является Закон Республики Марий Эл от 07.12.2001 № 45-З «О Государственном Собрании Республики Марий Эл».

2. Часть вторая закрепляет контрольную функцию Государственного Собрания и содержит общее положение о том, что оно осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией и законами Республики Марий Эл.

Контрольная функция реализуется как самим Государственным Собранием и депутатами Государственного Собрания (через парламентские и депутатские запросы, через органы Государственного Собрания, например, комитеты Государственного Собрания), так и через самостоятельный государственный орган — Государственную счетную палату Республики Марий Эл, осуществляющую функции внешнего государственного финансового контроля.

Основными направлениями парламентского контроля являются:

1. контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл;

2. контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики;

3. контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения республиканской собственностью.

Конституцией закреплена норма о том, что при осуществлении контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл по расходам на обеспечение деятельности Государственного Собрания и (или) депутатов Государственного Собрания полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл не ограничиваются.

Вопросы контрольной деятельности парламента республики получили дальнейшее развитие в Законе Республики Марий Эл «О Государственном Собрании Республики Марий Эл». В соответствии со статьей 9 указанного Закона контрольная деятельность Государственного Собрания осуществляется в формах:

1. заслушивания отчетов образуемых им органов;

2. направления парламентских и депутатских запросов; 3. истребования информации;

4. рассмотрения вопросов о доверии членам Правительства Республики Марий Эл, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием;

5. рассмотрения на заседаниях комитетов Государственного Собрания и Президиума Государственного Собрания вопросов о ходе реализации (исполнении) законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания.

Решение о постановке на контроль законов Республики Марий Эл и постановлений Государственного Собрания принимается Президиумом Государственного Собрания по итогам проведения сессии Государственного Собрания, в котором определяются комитеты Государственного Собрания, ответственные за осуществление контроля.

По результатам рассмотрения вопроса о ходе реализации закона Республики Марий Эл, постановления Государственного Собрания комитет Государственного Собрания принимает решение, которое может содержать предложения:

1. по устранению выявленных нарушений;

2. о разработке проекта закона, проекта постановления Государственного Собрания о внесении изменений в закон Республики Марий Эл, постановление Государственного Собрания или признании их утратившими силу;

3. о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проекта федерального закона.

В ходе контрольной деятельности Государственное Собрание может рассмотреть на своем заседании вопрос и принять постановление о выражении недоверия члену Правительства Республики Марий Эл в случаях неоднократных, установленных компетентным органом или судом нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл; неоднократного невыполнения парламентских и депутатских запросов, несоблюдения сроков и порядка представления информации, а также в иных случаях, установленных законом, перечень которых является исчерпывающим.

Выражение парламентом недоверия члену Правительства может служить основанием для его отставки (ч. 3 ст. 85 Конституции).

© Марийский государственный университет 2018

Государственное устройство Республики Марий Эл

Республика Марий Эл является республикой (государством) в составе РФ, входящей в её состав в качестве неотъемлемой составной части на принципах равноправия и обладающей всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

Правовой статус Республики Марий Эл закреплён Конституцией РФ и Конституцией Республики Марий Эл и основывается на принципах равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, равноправия субъектов РФ. Территория и статус Республики Марий Эл не могут быть изменены без её согласия. Республика Марий Эл в составе РФ самостоятельно определяет систему органов государственной власти республики в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представит, и исполнит, органов гос. власти в РФ и законодательством Республики Марий Эл.

В конституционно-правовую систему Республики Марий Эл помимо Конституции включены республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах компетенции Республики Марий Эл, договоры и соглашения республики с РФ, с другими субъектами и с зарубежными странами.

Государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной и судебной власти самостоятельны.

Высшим законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл является Государственное собрание Республики Марии Эл, которое состоит из 52 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов ГС устанавливается федеральным законом и законом Республики Марий Эл. Государственное Собрание, являясь постоянно действующим органом, осуществляет свою деятельность в форме сессий, заседаний комитетов и комиссий. Государственное Собрание избирает из своего состава Председателя Государственного Собрания, заместителей Председателя Государственного Собрания. Госуд.Собр. Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения РФ и Республики Марий Эл в пределах предоставления полномочий. Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл принадлежит Президенту Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания РМЭ, комитетам Государственного Собрания РМЭ, Правительству Республики Марий Эл, членам Совета Федерации — представителям от Государственного Собрания РМЭ и Правительства РМЭ, представит, органам муниципальных образований.

Главой Республики Марий Эл и высшим должностным лицом является Президент. Президент Республики Марий Эл возглавляет исполнит, власть республики. Президент республики обеспечивает реализацию прав и свобод граждан РМЭ, безопасность и территории, целостность республики, осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Конституцией и законами РМЭ. Президент республики формирует высший исполнит, орган государственно власти — Правительство Республики Марий Эл. Правительство республики на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Конституции Республики Марий Эл, законов и иных нормативных правовых актов республики принимает постановления и издаёт распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Марий Эл.

В Республике Марий Эл действуют Верховный Суд Республики Марий Эл, Арбитражный Суд Республики Марий Эл, Конституционный Суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи.

Республика Марий Эл имеет свои государственные символы — герб, флаг, гимн.

Территория Республики Марий Эл включает в себя территории 14 районов, 3 городов республиканского значения. Столицей республики является Йошкар-Ола.

В республике гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Конституция Республики Марий Эл

Документ приводится в редакциях следующих нормативных актов:

Содержание

Народ Республики Марий Эл через своих представителей в Конституционном Собрании,
реализуя свое неотъемлемое право на самоопределение,
подтверждая историческое единство с народами России,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
заявляя о стремлении обеспечить благополучие и процветание республики, установить правовое государство, которое обеспечило бы верховенство закона как выражения воли народа, развивать культуру и экономику для обеспечения достойного уровня жизни для всех,
принимает настоящую Конституцию.

Статья 1 Править

1. Республика Марий Эл — республика (государство) в составе Российской Федерации.

2. Наименования Республика Марий Эл и Марий Эл равнозначны.

Статья 2 Править

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3 Править

1. Власть в Республике Марий Эл принадлежит народу.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Республике Марий Эл. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Статья 4 Править

1. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации Конституция Республики Марий Эл имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики, а республика обладает всей полнотой государственной власти и осуществляет собственное правовое регулирование.

2. Органы исполнительной власти Республики Марий Эл, по соглашению с органами исполнительной власти Российской Федерации, могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Статья 5 Править

Территория и статус Республики Марий Эл не могут быть изменены без ее согласия.

Статья 6 Править

1. Государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной и судебной власти самостоятельны.

2. Органами государственной власти в Республике Марий Эл являются: Государственное Собрание Республики Марий Эл, Глава Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл и иные органы.

Статья 7 Править

1. Конституция Республики Марий Эл, законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Марий Эл, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Марий Эл, изданным по предметам собственного правового регулирования, действует нормативный правовой акт республики.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию Республики Марий Эл, законы Российской Федерации и Республики Марий Эл.

4. Законы подлежат обязательному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Статья 8 Править

В Республике Марий Эл в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом устанавливается единое гражданство Российской Федерации.

Статья 9 Править

1. Социальная политика Республики Марий Эл направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Республике Марий Эл охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 10 Править

1. В Республике Марий Эл гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Республике Марий Эл признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья 11 Править

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа Республики Марий Эл.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 12 Править

1. В Республике Марий Эл признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной.

3. В Республике Марий Эл признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Не допускается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя Республики Марий Эл, подрыв безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 13 Править

1. Никакая религия в Республике Марий Эл не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

3. Не допускается деятельность религиозных организаций, угрожающих здоровью и безопасности граждан.

Статья 14 Править

В Республике Марий Эл признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 15 Править

Государственными языками в Республике Марий Эл являются марийский (горный, луговой) и русский языки.

Статья 16 Править

Республика Марий Эл имеет государственные флаг, герб и гимн, описание и порядок официального использования которых устанавливаются законом Республики Марий Эл.

Столицей Республики Марий Эл является город Йошкар-Ола.

Статья 17 Править

1. В Республике Марий Эл признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Статья 18 Править

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19 Править

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 20 Править

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21 Править

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22 Править

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23 Править

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24 Править

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25 Править

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Статья 26 Править

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

3. В Республике Марий Эл гарантируется право народов на развитие национальной культуры, языка и традиций.

Статья 27 Править

Каждый, кто законно находится на территории Республики Марий Эл, имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Статья 28 Править

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29 Править

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 30 Править

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31 Править

Граждане в Республике Марий Эл имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 32 Править

1. Граждане в Республике Марий Эл имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане в Республике Марий Эл имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в соответствии с федеральным законодательством и законами республики.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане в Республике Марий Эл имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане в Республике Марий Эл имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Статья 33 Править

Граждане в Республике Марий Эл имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления и получать мотивированный ответ в сроки, установленные законом.

Статья 34 Править

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 35 Править

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 36 Править

1. Граждане и их объединения вправе иметь в собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются законодательством республики, принятым на основе федерального закона.

Статья 37 Править

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 38 Править

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 39 Править

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 40 Править

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41 Править

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Республике Марий Эл финансируются программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, и деятельность частных медицинских учреждений.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42 Править

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43 Править

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее и среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Республика Марий Эл обеспечивает соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44 Править

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Статья 45 Править

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Марий Эл гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 Править

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства его правовой защиты.

Статья 47 Править

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48 Править

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49 Править

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 50 Править

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 51 Править

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 52 Править

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 53 Править

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54 Править

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 55 Править

1. Перечисление в Конституции Республики Марий Эл основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Республике Марий Эл не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 Править

1. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Марий Эл и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

2. Гарантии прав граждан в условиях чрезвычайного положения определяются федеральным конституционным законом.

Статья 57 Править

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 58 Править

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 59 Править

1. Граждане в Республике Марий Эл несут военную службу в соответствии с федеральным законом.

2. Гражданин в Республике Марий Эл в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Статья 60 Править

Гражданин Российской Федерации в Республике Марий Эл может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Статья 61 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 49-З.

Статья 62 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 10.06.2010 № 26-З.

Статья 63 Править

Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Республике Марий Эл и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Статья 64 Править

1. Государственное Собрание Республики Марий Эл — парламент Республики Марий Эл — является высшим и единственным законодательным органом государственной власти Республики Марий Эл.

2. Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Марий Эл и законами Республики Марий Эл.

Статья 65 Править

1. Государственное Собрание Республики Марий Эл состоит из 52 депутатов.

2. Срок полномочий Государственного Собрания Республики Марий Эл одного созыва — 5 лет.

3. Срок полномочий депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл одного созыва составляет пять лет, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, настоящей Конституцией.

4. Полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл предыдущего созыва прекращаются в день первого заседания Государственного Собрания Республики Марий Эл нового созыва.

5. Порядок выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл устанавливается федеральным законом и законом Республики Марий Эл.

Статья 66 Править

Депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий избирательным правом.

Депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Марий Эл и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 67 Править

1. В течение срока своих полномочий депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом иного законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа муниципального образования, судьёй, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Марий Эл, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл, работающий на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 68 Править

1. Депутаты Государственного Собрания Республики Марий Эл имеют право на парламентские и депутатские запросы.

2. Вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, решаются законом.

Статья 69 Править

1. Депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл обладает гарантиями при осуществлении депутатской деятельности, установленными Конституцией Республики Марий Эл и законами республики.

2. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Статья 70 Править

1. Государственное Собрание Республики Марий Эл, являясь постоянно действующим органом, осуществляет свою деятельность в форме сессий, заседаний комитетов и комиссий, парламентских слушаний и в иных формах, установленных законом Республики Марий Эл.

2. Государственное Собрание Республики Марий Эл собирается на первое заседание не позднее тридцати дней со дня избрания, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Глава Республики Марий Эл вправе созвать Государственное Собрание Республики Марий Эл нового созыва на первое заседание.

3. Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 10.06.2010 № 26-З.

4. Полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл прекращаются в порядке и в сроки, установленные Конституцией Республики Марий Эл, законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

5. Полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия Государственным Собранием Республики Марий Эл решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законом Республики; б) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Марий Эл о неправомочности данного состава депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; в) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания Республики Марий Эл проводятся внеочередные выборы в Государственное Собрание Республики Марий Эл в порядке и в сроки, установленные федеральным законом и законом Республики Марий Эл.

Статья 71 Править

1. Сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл созываются Председателем Государственного Собрания Республики Марий Эл и проводятся не реже одного раза в три месяца.

2. По требованию Главы Республики Марий Эл или по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл сессия Государственного Собрания Республики Марий Эл созывается в течение 10 дней со дня поступления соответствующего требования или предложения.».

3. Правомочность заседания (сессии) Государственного Собрания Республики Марий Эл определяется законом Республики Марий Эл с учетом положений настоящей Конституции.

Заседания Государственного Собрания Республики Марий Эл являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, а также Регламентом Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Статья 72 Править

1. Государственное Собрание Республики Марий Эл избирает из своего состава Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл и его заместителей.

2. Председатель Государственного Собрания Республики Марий Эл созывает сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл, ведет заседания и ведает внутренним распорядком, подписывает постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл, издает распоряжения, ведет переговоры и подписывает соглашения между Государственным Собранием Республики Марий Эл и законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации.

3. Заместители Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл выполняют по поручению Председателя Государственного Собрания Республики Марий Эл отдельные его функции, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственного Собрания Республики Марий Эл, а также замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

4. Государственное Собрание Республики Марий Эл из числа депутатов образует комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл.

5. Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает регламент, издает постановления по вопросам организации процедуры своей деятельности.

6. Государственное Собрание Республики Марий Эл для подготовки организационных решений формирует Президиум Государственного Собрания Республики Марий Эл. Состав Президиума определяется Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Статья 73 Править

1. К ведению Государственного Собрания относятся:

а) принятие Конституции Республики Марий Эл и поправок к ней; б) исключён. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 48-З. в) исключён. — Закон Республики Марий Эл от 27.08.2012 № 49-З. г) решение вопросов государственного устройства Республики Марий Эл; д) установление системы исполнительных органов государственной власти; е) назначение половины состава Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл; ж) осуществление законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; з) назначение референдума Республики Марий Эл, назначение голосования по отзыву Главы Республики Марий Эл; и) назначение выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, назначение выборов Главы Республики Марий Эл; к) по представлению Главы Республики Марий Эл согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл; л) решение вопросов о доверии членам Правительства республики, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл; м) рассмотрение предложенной Главой Республики Марий Эл программы деятельности исполнительной власти на предстоящий период, ежегодных посланий о положении в республике, заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Марий Эл о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Марий Эл; н) утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики и отчетов об их исполнении, установление республиканских налогов и сборов, утверждение республиканских программ экономического и социального развития, требующих бюджетных ассигнований; о) установление порядка управления и распоряжения республиканской собственностью. Осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл, исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики, соблюдением установленного порядка распоряжения республиканской собственностью. При осуществлении контроля за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл по расходам на обеспечение деятельности Государственного Собрания Республики Марий Эл и (или) депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл не ограничиваются. Государственное Собрание Республики Марий Эл образует Государственную счетную палату Республики Марий Эл, состав и порядок деятельности которой определяется законом; п) исключён. — Закон Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З. р) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, связанных с кадрами судебных и правоохранительных органов; с) рассмотрение вопросов, связанных с назначением Прокурора Республики Марий Эл; т) определение порядка решения вопросов административно-территориального деления республики; у) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Марий Эл, утверждение соглашения об изменении границ республики, одобрение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл; ф) учреждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл; х) толкование законов Республики Марий Эл; ц) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Марий Эл.

2. Государственное Собрание Республики Марий Эл осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Марий Эл, предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл в пределах предоставленных полномочий. Регламентация, по какому из предметов своего ведения Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает законы, а по какому — постановления, устанавливается законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

3. Законы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом; постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законом.

4. Государственное Собрание вправе обратиться к Главе Республики Марий Эл, Правительству республики с предложением о внесении изменений, дополнений либо отмены принятых ими нормативно-правовых актов, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке либо обратиться с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционный Суд Республики Марий Эл.

Статья 74 Править

1. Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Марий Эл принадлежит Главе Республики Марий Эл, депутатам Государственного Собрания Республики Марий Эл, комитетам Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительству Республики Марий Эл, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителям от государственного Собрания Республики Марий Эл и Правительства Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных образований.

Конституционный, Верховный, Арбитражный суды Республики Марий Эл и прокурор Республики Марий Эл обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

2. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Марий Эл, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, рассматриваются Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственное Собрание Республики Марий Эл в течение двадцати календарных дней.

3. Законопроекты, внесенные Главой Республики Марий Эл, подлежат обязательному включению в повестку дня сессии и рассматриваются в Государственном Собрании Республики Марий Эл в первоочередном порядке.

Статья 75 Править

1. Глава Республики Марий Эл в течение четырнадцати дней со дня поступления принятой Конституции республики подписывает и обнародует ее.

2. Законы, принятые Государственным Собранием Республики Марий Эл, в течение пяти дней направляются Главе Республики Марий Эл для подписания и обнародования в установленном законом порядке.

3. Если Глава Республики Марий Эл в течение четырнадцати дней отклонит закон, то Государственное Собрание Республики Марий Эл вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, он подлежит подписанию Главой Республики Марий Эл в течение семи дней и опубликованию.

4. Закон Республики Марий Эл вступает в силу после его официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе. Законы Республики Марий Эл по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Особенности опубликования и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах регулируются федеральным законом.

Статья 76 Править

1. Глава Республики Марий Эл является высшим должностным лицом Республики Марий Эл и Председателем Правительства Республики Марий Эл.

2. Главой Республики Марий Эл может быть гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет.

3. Глава Республики Марий Эл не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Республики Марий Эл, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящей статьей в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.

Статья 77 Править

1. Глава Республики Марий Эл избирается сроком на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Марий Эл и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Главой Республики Марий Эл может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Главы Республики Марий Эл более двух сроков подряд.

4. Порядок выборов Главы Республики Марий Эл устанавливается законом Республики Марий Эл в соответствии с федеральными законами.

Статья 78 Править

1. Глава Республики Марий Эл вступает в должность с момента принесения присяги: «Клянусь верно служить народу, Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, защищать их, соблюдать, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности Главы Республики Марий Эл.» Присяга приносится на марийском и (или) русском языке на заседании Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Часть вторая отменена. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 48-З.

Статья 79 Править

Глава Республики Марий Эл:

а) обеспечивает реализацию прав и свобод граждан в Республике Марий Эл, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории; б) исключён. — Закон Республики Марий Эл от 16.06.2003 № 13-З. в) назначает половину состава Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл; г) исключён. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 N 48-З. д) вправе обращаться с ежегодными посланиями к Государственному Собранию Республики Марий Эл о положении в республике; е) возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Марий Эл и обеспечивает их взаимодействие с Государственным Собранием Республики Марий Эл; ж) обеспечивает соблюдение Конституции и исполнение законов Республики Марий Эл; з) формирует Администрацию Главы Республики Марий Эл и устанавливает структуру органов исполнительной власти Республики Марий Эл; и) по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения; к) разрабатывает и представляет Государственному Собранию Республики Марий Эл республиканский бюджет Республики Марий Эл, обеспечивает его исполнение, представляет отчет о его исполнении, представляет Государственному Собранию Республики Марий Эл ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Республики Марий Эл, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Марий Эл; л) представляет республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени республики; м) назначает полномочных представителей республики; н) награждает государственными наградами и присваивает почетные звания; о) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Марий Эл.

Статья 80 Править

1. Полномочия Главы Республики Марий Эл прекращаются в связи с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Главой Республики Марий Эл.

2. Полномочия Главы Республики Марий Эл могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) его смерти; б) отставки в связи с выражением ему недоверия Государственным Собранием Республики Марий Эл; в) его отставки по собственному желанию; г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; д) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; д¹) отзыва в установленном порядке избирателями, зарегистрированными на территории Республики Марий Эл; е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; ж¹) приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; з) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом; и) по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Статья 81 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 28.05.2001 № 15-З.

Статья 82 Править

В случае досрочного прекращения полномочий Главы Республики Марий Эл лицо, временно исполняющее обязанности Главы Республики Марий Эл, назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством. Исполняющий обязанности Главы Республики Марий Эл не имеет права распускать Государственное Собрание Республики Марий Эл, вносить предложения об изменении Конституции Республики Марий Эл.

Статья 83 Править

1. Глава Республики Марий Эл издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Главы Республики Марий Эл обязательны для исполнения на всей территории республики.

3. Указы и распоряжения Главы Республики Марий Эл не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Марий Эл.

Статья 84 Править

1. Глава Республики Марий Эл формирует высший исполнительный орган государственной власти — Правительство Республики Марий Эл.

2. Правительство Республики Марий Эл на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, законов и иных нормативных правовых актов республики принимает постановления и издает распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Марий Эл.

3. Компетенция, структура и порядок формирования Правительства Республики Марий Эл и перечень членов Правительства Республики Марий Эл, подлежащих согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл при назначении на должность, определяются законом.

Статья 85 Править

1. Перед лицом, вновь избранным Главой Республики Марий Эл, Правительство Республики Марий Эл слагает свои полномочия.

2. Член Правительства Республики Марий Эл несет ответственность за свою деятельность перед Главой Республики Марий Эл. Глава Республики Марий Эл вправе освободить члена Правительства Республики Марий Эл от занимаемой должности.

3. Государственное Собрание Республики Марий Эл по предложению, подписанному не менее одной третьей частью депутатов от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, может поставить мотивированный вопрос об отставке члена Правительства Республики Марий Эл. Если Глава Республики Марий Эл не принимает решения об отставке члена Правительства Республики Марий Эл, он обязан обосновать свое решение. Признание большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл обоснования Главы Республики Марий Эл неудовлетворительным влечет отставку члена Правительства Республики Марий Эл.

4. Глава Республики Марий Эл в течение двух месяцев с момента отставки Правительства Республики Марий Эл обязан сформировать новое Правительство Республики Марий Эл. Правительство Республики Марий Эл прежнего состава сохраняет свои полномочия до формирования нового состава Правительства Республики Марий Эл.

Статья 86 Править

1. Правосудие в Республике Марий Эл осуществляется только судом.

2. В Республике Марий Эл действуют: Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

Статья 87 Править

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 88 Править

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также Конституции Республики Марий Эл и законам Республики Марий Эл, принятым по предметам ведения Республики Марий Эл.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие закону акта государственного или иного органа, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 89 Править

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 90 Править

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 91 Править

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 92 Править

Верховный суд Республики Марий Эл является судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного суда Республики Марий Эл определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 93 Править

Арбитражный Суд Республики Марий Эл является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции федеральным законом.

Статья 94 Править

К судам Республики Марий Эл относятся Конституционный суд Республики Марий Эл и мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл и полномочия, порядок назначения и деятельности мировых судей определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл и законами Республики Марий Эл.

Статья 95 Править

1. Конституционный Суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Конституционный суд Республики Марий Эл состоит из пяти судей.

3. В целях защиты основных прав и свобод человека и гражданина, непосредственного действия Конституции Республики Марий Эл на территории Республики Марий Эл Конституционный Суд Республики Марий Эл по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл или депутата (группы депутатов) Государственного Собрания Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Марий Эл, Арбитражного Суда Республики Марий Эл, прокурора Республики Марий Эл, Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл, глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований республики разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

а) законов Республики Марий Эл, принятых по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения; б) нормативных правовых актов Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл; в) уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

4. Конституционный Суд Республики Марий Эл по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан (объединений граждан) и по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Марий Эл или их отдельных положений, а также иных нормативных правовых актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, по вопросам ведения органов государственной власти Республики Марий Эл или по вопросам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Марий Эл, если нет в производстве Конституционного Суда Российской Федерации дела по аналогичному вопросу или принятого им решения.

5. Конституционный суд Республики Марий Эл дает толкование Конституции Республики Марий Эл по запросам Главы Республики Марий Эл, Государственного Собрания Республики Марий Эл, Правительства Республики Марий Эл.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

7. Порядок образования, организация деятельности Конституционного суда Республики Марий Эл устанавливаются законом.

Статья 96 Править

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.

2. Прокурор Республики Марий Эл назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Марий Эл и Государственным Собранием Республики Марий Эл.

Статья 97 Править

1. Территория Республики Марий Эл включает в себя территории районов, городов и других административно-территориальных единиц.

2. Республика Марий Эл состоит из районов: Волжского, Горномарийского, Звениговского, Килемарского, Куженерского, Мари-Турекского, Медведевского, Моркинского, Новоторъяльского, Оршанского, Параньгинского, Сернурского, Советского и Юринского; городов республиканского значения: Йошкар-Олы, Волжска и Козьмодемьянска.

3. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства республики определяется законом.

Статья 98 Править

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения с учетом исторических и местных традиций.

Статья 99 Править

1. Местное самоуправление в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на других территориях осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

2. Установление и изменение границ муниципальных образований осуществляется законом республики по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Российской Федерации и Республики Марий Эл в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 100 Править

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статья 101 Править

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 102 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 04.10.2006 № 47-З.

Статья 103 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 22.10.1997 № 46-З.

Статья 104 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 22.10.1997 № 46-З.

Статья 105 Править

Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 22.10.1997 № 46-З.

Статья 106 Править

1. Общие принципы организации и деятельности местного самоуправления определяются федеральным законом.

2. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Статья 107 Править

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Республики Марий Эл могут вносить Глава Республики Марий Эл или группа депутатов численностью не менее одной трети избранных депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Статья 108 Править

1. Положения Конституции Республики Марий Эл могут быть пересмотрены Государственным Собранием Республики Марий Эл либо путем проведения референдума Республики Марий Эл.

2. Исключена. — Закон Республики Марий Эл от 29.06.2005 № 18-З.

3. Поправки к Конституции Республики Марий Эл принимаются большинством не менее двух третей голосов установленного числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, при этом в двух чтениях с перерывом между ними не менее трех месяцев.

Статья 109 Править

Конституция Республики Марий Эл вступает в силу со дня ее обнародования. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Республики Марий Эл, принятой 27 мая 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 110 Править

Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Республики Марий Эл до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Республики Марий Эл.

Статья 111 Править

1. Президент Республики Марий Эл, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Республики Марий Эл, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

2. Первые выборы глав местных администраций проводятся одновременно с выборами Президента Республики Марий Эл.

Статья 112 Править

Полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл, избранного в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Республики Марий Эл, прекращаются с момента начала работы Государственного Собрания Республики Марий Эл нового созыва.

Статьи 113—116. Исключены. — Закон Республики Марий Эл от 21.12.2000 № 49-З.

Это интересно:

  • Договор по совместительству образец бухгалтер Трудовой договор по совместительству: образец 2017 года Обновление: 17 января 2017 г. ​Трудовой договор по совместительству Трудовые отношения между работодателем и работником, работающим по совместительству, так же как и […]
  • Если соседи шумят днем Соседи шумят днем - стоит ли вызывать полицию? Согласно закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" уровень шума днем (с 7:00 до 23:00) должен быть менее 40 децибел. Если шум больше, то вы можете пожаловаться […]
  • Вид на жительство и трудовая книжка Имеет ли право гражданин Украины с видом на жительство работать в России врачом? Порядок трудоустройства таких граждан в медицинскую организацию? Имеет ли право гражданин Украины с видом на жительство работать в России врачом? […]
  • Неисполнение договора купли продажи недвижимости покупателем Нарушение договора купли-продажи квартиры - отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (продавца), допускается с согласия органа опеки и попечительства (ст. 292, п. 4). […]
  • Аванс по просьбе работника Заявление на аванс в счет заработной платы Трудовое законодательство обязывает работодателя выплачивать заработную плату работникам 2 раза в месяц, сроки выплаты определяются локальными актами организации. Каждый сотрудник […]
  • Договор розничной купли продажи предмет Предметом договора розничной купли-продажи Предметом договора розничной купли-продажи являются разнообразные товары, не изъятые из экономического (гражданского) оборота и предназначенные для личного, семейного, домашнего и […]
  • Мурманская область алакуртти воинская часть Арктическая бригада Северного флота приступила к боевой подготовке В Заполярье появилась первая в нашей армии мотострелковая бригада. Военная часть находится в Мурманской области, недалеко от финской границы. Личный состав уже […]
  • Украли номер можно ли ездить Если с машины сняли номера, что делать собственнику, как бороться с мошенниками Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (800) 775-93-16 Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную […]