Закон запрещает включать в лицензии право деятельности на территории

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 071864 от 14 мая 1999 г.[ . ]

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия». Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 328. Тел./факс: (095)334-8337, 330-1092.[ . ]

Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Так, лицензии на пользование недрами для геологического изучения выдаются на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, — на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования — на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.[ . ]

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону «О недрах ».[ . ]

Лицензия — разрешение, выдаваемое государственными органами на право осуществления той или иной хозяйственной деятельности.[ . ]

ЛИЦЕНЗИЯ — в природопользовании документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период определенного количества природного ресурса (диких зверей и птиц, лекарственного растительного сырья, рыбы, выброс загрязняющих веществ в окружающую среду и т. п.). Л. выдается специально уполномоченными государственными органами, как правило, за определенную плату.[ . ]

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.[ . ]

При выдаче лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта заявитель должен представить акт приемки этого объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности, а также договор страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте. Лицензия является официальным разрешительным документом, выдаваемым Госгортехнадзором или его региональным органом, удостоверяющим право владельца на проведение определенного вида деятельности и регламентирующим условия осуществления этой деятельности.[ . ]

Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного гос. органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого осуществляется переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому. Распорядительная лицензия выдается водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов). Не допускается отказ в выдаче распорядительной лицензии, если это не противоречит зак-ву РФ, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан.[ . ]

При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.[ . ]

Торговля экологическими лицензиями является действенным инструментом поощрения предприятий, ведущих природоохранную деятельность.[ . ]

Л. на в. и распорядительная лицензия могут быть отменены (аннулированы) до истечения срока их действия по решению специально уполномоченного гос. органа управления использованием и охраной водного фонда по основаниям прекращения права пользования водным объектом, предусмотренным ВК. Аннулирование лицензии на водопользование является основанием для расторжения заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Аннулирование распорядительной лицензии прекращает передачу права пользования водным объектом другому гражданину или юрид. лицу. Аннулирование распорядительной лицензии является основанием для аннулирования выданной в соответствии с ней Л. на в. и расторжения соответствующего договора пользования водным объектом.[ . ]

Закон запрещает включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.[ . ]

Правовое значение природно-ресурсных лицензий состоит в том, что они служат основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений между государством в лице его уполномоченных органов и субъектами хозяйственной деятельности по поводу использования природных объектов. При их долгосрочном использовании, связанном с предпринимательской деятельностью лицензиата, специальные разрешения дополняются договорным регулированием. Заключаемые при этом договоры носят вспомогательный характер, а их содержание сводится к детализации условий выдачи разрешений. Изменение лицензионных условий влечет внесение поправок в договор, аннулирование лицензии — безусловное расторжение договора.[ . ]

Водный кодекс требует, чтобы при оформлении лицензии на водопользование и заключении договора пользования водным объектом специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда и органы исполнительной власти субъектов РФ согласовали их условия между собой и с иными заинтересованными органами исполнительной власти (ст. 56). Органами исполнительной власти, с которыми согласуются условия лицензии и договора, являются органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (в части согласования требования о предупреждении вреда окружающей среде), органы по охране недр (в части пользования подземными водами) и др.[ . ]

В предусмотренных Законом «О недрах» случаях лицензия предоставляется совместно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, либо самостоятельно федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.[ . ]

Хотя одним из обязательных элементов содержания лицензии является ее регистрационный номер, вопрос о регистрации в нормативных актах решен недостаточно последовательно. Регистрация как элемент процесса лицензирования важен с той точки зрения, что результатом регистрации является банк данных о том, какие виды экологически значимой деятельности осуществляются на лицензионной основе и кто обладает такими лицензиями. Нельзя при этом недооценивать и то, что в процессе лицензирования собирается информация о масштабах и видах вредного воздействия на окружающую среду и мерах по ее охране.[ . ]

Некоторые виды работ, связанные с недрами, осуществляются без лицензий. К примеру, в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами получение лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение, а условия их проведения согласовываются исполнителями этих работ с органами местного самоуправления. К названным видам пользования недрами применяется упрощенная процедура оформления соответствующего права.[ . ]

Нормативы ПДС вредных веществ в водные объекты используются при выдаче лицензий на водопользование, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, наложении штрафов и предъявлении исков о возмещении ущерба при нарушении водного законодательства, оценке эффективности водоохранных мероприятий. Они устанавливаются для каждого выпуска сточных вод, исходя из условий недопустимости превышения ПДК вредных веществ в установленном контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при его превышении — исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.[ . ]

Особенностью лицензирования водопользования является то, что сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами. Такие права приобретаются на основании заключенного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом.[ . ]

Специфика лицензирования пользования животным миром проявляется в том, что сама лицензия не дает права пользования, а служит необходимой предпосылкой для заключения договора о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром.[ . ]

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ — разработка, оформление и контроль использования лицензий на природопользование.[ . ]

Требования, лимиты и другие ограничения по условиям природопользования, содержащиеся в лицензии на комплексное природопользование для названных предприятий, указываются отдельно для периода строительства и периода эксплуатации объекта. При вводе объекта в эксплуатацию указанная лицензия является обязательной в составе документации, предъявляемой для подписания акта о приемке объекта в эксплуатацию.[ . ]

Конструкция и технология изготовления лощильных (крепирующих) цилиндров — в соответствии с лицензией фирмы «Фойт» (Австрия).[ . ]

Предприятия, учреждения, организации, предприниматели и граждане (в дальнейшем — заявители) получают лицензии на основании заключаемых с РКА договоров, в которых определяются условия выдачи и использования лицензии, вид лицензируемой деятельности и другие условия.[ . ]

Специальными разрешительными документами на осуществление различных видов лесопользования являются: а) лицензия, удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда; б) лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Лицензия — это документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) относится к специальным разрешительным документам согласно ст. 34, ч. 5 ст. 81 Лесного кодекса РФ.[ . ]

Под экологическим лицензированием понимается деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензий (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды.[ . ]

Важным инструментом в регулировании природопользования является лицензирование. Под ним понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензии, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором за соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий. Лицензия — разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия — совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.[ . ]

Право комплексного природопользования регулируется ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» и Временным положением о порядке выдачи лицензий на комплексное природопользование, утвержденным приказом Минприроды РФ от 23 декабря 1993 г. Необходимость введения данного вида природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Под комплексным природопользованием понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду.[ . ]

Соответствующая деятельность регулируется утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков и Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха.[ . ]

Недропользование осуществляется по разрешительной системе. Это означает, что для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо получение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке. Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.[ . ]

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий. При этом они согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами Охраны окружающей среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, — с государственными органами управления экономикой.[ . ]

Лицензирование видов использованием природных ресур-деятельности в сфере сов и воздействием на окружаю-природопользования ЩуЮ природную среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом ресурса при обязательном выполнении всех оговоренных требований и условий. В 1994 г. Правительством РФ было принято постановление «О лицензировании отдельных видов деятельности». При осуществлении лицензионной деятельности налажено взаимодействие с налоговыми органами и органами, осуществляющими безопасность России.[ . ]

Экологический сертификат на объект природной среды выдается его собственнику или органу, имеющему право распоряжаться указанным объектом. Данный сертификат является документом, на основании которого выдается лицензия на экологически безопасное использование объекта.[ . ]

РАСПОЗНАВАНИЕ ВИДА — обмен соответствующими видоспецифичными сигналами между особями (напр., демонстрационное поведение самцов и ответные реакции самок, выделение пахучих веществ, пение птиц и др.). РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ — специальное разрешение на распоряжение в установленном порядке правами пользования определенными природными ресурсами (напр., водными).[ . ]

Наиболее подробно регламентируются отношения, связанные с пользованием животным миром: право на пользование, виды и способы пользования, условия пользования, предоставление в пользование животным миром; порядок выдачи лицензий, долгосрочная лицензия; права и обязанности пользователей животным миром; основания и порядок прекращения пользования животным миром.[ . ]

При этом каждой стадии соответствуют конкретные меры административной ответственности, которые будут применены к нарушителям экологического законодательства вследствие совершения ими экологического правонарушения: наложение штрафа, лишение лицензии и пр.[ . ]

Процесс лицензирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды включает ряд стадий: а) представление заявления и других необходимых документов; б) регистрацию документов органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности; в) принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; г) решение уполномоченного органа о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании.[ . ]

Российское законодательство устанавливает порядок и иных видов лицензирования, например в области мелиорации земель, осуществления экологического аудита, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, сбора и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений и др. Особое место занимает лицензия на комплексное природопользование. Ее содержание в общих чертах определялось ст. 18 Закона «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Такая лицензия содержит указания на виды, объемы и лимиты хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов, а также на экологические требования, при которых допускается использование природных ресурсов и последствий их несоблюдения. Она подразумевает и заключение договора на комплексное природопользование, в котором предусматриваются условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователей, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и механизм возмещения вреда, порядок разрешения споров. В настоящее время в ряде субъектов РФ, например в г. Москве, приняты решения о разработке специальных законов, регламентирующих комплексное природопользование.[ . ]

Условия взимания платежей за право на разведку месторождений полезных ископаемых являются такими же, как и за право па поиски. Минимальная величина ставки платежа за право на разведку составляет 3% годовой сметной стоимости работ, максимальная 5%. Конкретный размер платежа определяется органами, предоставляющими лицензию но результатам конкурсов или аукционов.[ . ]

ВРЕД ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ — негативные изменения окружающей среды, вызванные антропогенной деятельностью в результате воздействия на окружающую среду, загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов, разрушения экосистем, создающих реальную угрозу здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. Правомерный вред окружающей среде возникает при наличии лицензии (разрешения) на его причинение в результате хозяйственной или иной деятельности. Неправомерный вред окружающей среде возникает в результате правонарушения.[ . ]

Дополнением к механизму нормативных расчетов является рыночный механизм продажи прав на изменение окружающей среды. Эти права могут продаваться государственным органом предприятиям и одним предприятием другому. Система «торговли правами» может быть эффективно использована при выдаче разрешений на размещение новых предприятий на территории с напряженной экологической обстановкой. Документом, закрепляющим получение прав, является лицензия. В сфере экологической деятельности применяют лицензии на право выбросов в окружающую среду и на право разработки месторождения природных ресурсов.[ . ]

Так уже сложилось исторически, что нам пришлось первыми в отрасли заниматься этим новым для природоохранников-нефтяников вопросом в Перми и Ставрополье. Но, так как «Пермнефть» влилась в нефтяную компанию «ЛУКойл», дальнейшие наши усилия были направлены на решение большого объема работ в ОАО «Роснефть — Ставрополь-нефтегаз», где имело место загрязнение нефтепромыслового оборудования природными радионуклидами. Была создана целенаправленная нормативная документация; получены лицензии; построены полигоны для хранения загрязненного солями природных радионуклидов нефтяного оборудования и очистки его от этих солей; организована сдача отходов на спецпредприятия «РАДОН»; организовано медицинское наблюдение за персоналом и т.п.[ . ]

Объектами экологической экспертизы являются документы, которые предшествуют производственно-хозяйственной, рекреационной или иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека. Объектом экологической экспертизы выступает как сама эта деятельность, так и продукты, получаемые в результате этой деятельности. К объектам экологической экспертизы относятся: технико-экономическое обоснование проектов строительства и реконструкции предприятий, проекты генеральных планов застройки территорий, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов, обоснования для внедрения новой технологии и техники, лицензий и сертификатов, проекты нормативно-технической и нормативно-правовой документации в части охраны и использования природной среды.[ . ]

С учетом того, что национальные парки создаются в целях туризма и отдыха, актуальным является вопрос регулирования организации обслуживания посетителей национальных парков. Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии со специальными проектами. При этом земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территории национального парка могут быть предоставлены в аренду специализированным организациям на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков. Указанные договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении которых находятся национальные парки. Такой договор может быть заключен при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха. Лицензии выдаются дирекциями национальных парков при условии, что предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия.[ . ]

Декларирование безопасности осуществляется с целью регулирования безопасности промышленных производств (объектов), а также повышения безопасности населения, персонала, народнохозяйственных объектов и окружающей среды путем снижения риска промышленных аварий, сопровождаемых взрывами, пожарами и выбросами опасных веществ. Декларация является документом, содержащим техническую и организационную информацию, анализ опасностей объекта, обоснование мер обеспечения его безопасности и предупреждения негативного воздействия аварий на людей, объекты и окружающую среду. Этот документ практически разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. В случае изменения лицензий на эксплуатацию опасного производственного объекта, появления новых сведений, содержащихся в технической документации объекта, или в случае изменения требований промышленной безопасности декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь.[ . ]

Формальный экологический конфликт состоит в противостоянии сторон, рассматривающих экологическое состояние этого объекта не как основание и цель конфликта, а как аргумент для противостояния. Типичным примером формальных экологических конфликтов могут служить конфликты, возникшие в связи со строительством и эксплуатацией атомных электростанций, в частности Игналинской и Ереванской АЭС, когда экологические сложности на определенном этапе использовались для демонстрации «происков» имперского центра, эксплуатации народов и чуть ли не раскрытия планов их уничтожения, а на другом этапе — как необходимый и оправданный риск для поддержания определенного уровня жизни и благополучия населения Литвы и Армении. Аналогичны и примеры с конфликтами по поводу эксплуатации нефтяных месторождений и возможного ущерба для окружающей среды, возникающими при решении вопроса о том, кому предоставить лицензию на эксплуатацию.[ . ]

Приведенных примеров достаточно, чтобы показать, что Россия богата памятниками неживой природы, в том числе и мирового значения. Несомненно, что они должны быть сохранены как национальное достояние наряду с культурными ценностями. В этой связи возникает много проблем: правовых, научных, эколого-об-разовательных. Например, многие геологические памятники, особенно на равнинных просторах России, представляют собой участки горных выработок, прежде всего карьеров. При их отработке уникальные геологические объекты исчезают. Так, в черте Москвы был известный карьер Камушки, где можно было любоваться «ископаемым» дном юрского моря со следами его обитателей. Этот карьер давно засыпан, остались лишь фотоснимки в старых геологических путеводителях. Стоило сохранить хотя бы небольшую часть карьера, и остался бы ценный геологический памятник, настоящий музей под открытым небом. Сейчас в связи с вводом в действие Закона о недрах при оформлении лицензий на пользование недрами следовало бы предусмотреть необходимость сохранения уникальных геологических объектов.[ . ]

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 13 июля 2001 г. (8 августа 2001 г.) № 128-ФЗ2 заменил ранее действовавший Закон с аналогичным названием, существенно изменив ряд его положений. Новый Закон состоит из 20 статей. Для охраны окружающей среды первостепенное значение имеет сфера его действия. В ч. 2 ст. 1 указывается, что таковая не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира, а также на деятельность, работы и услуги в области атомной энергии. В ст. 17 установлен перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, который включает ряд работ по обращению с опасными веществами и отходами, на опасных объектах (например, уничтожение химического оружия, транспортировка нефти по магистральным трубопроводам, эксплуатация химически опасных объектов и т. п.). Критериями определения этих видов деятельности как подлежащих лицензированию являются: 1) возможность причинения ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и 2) невозможность регулирования этих видов деятельности иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4). В Законе определяются полномочия лицензирующего органа, срок действия лицензии (не менее 5 лет), порядок предоставления лицензии (ст. 9) и другие вопросы процедуры лицензирования, основания и порядок приостановления лицензии, порядок ведения реестров, устанавливаются лицензионные сборы (за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии — 300 руб., за ее выдачу— 1000 руб.). Чрезвычайно важно законодательное решение, отраженное в ч. 2 ст. 18 «Переходные положения»: лицензирование видов деятельности, не указанных в перечне (п. 1 ст. 17 Закона), прекращается со дня вступления Закона в силу. В ст. 19 дается перечень некоторых федеральных законов, утративших силу.[ . ]

5.3. Лицензионно-договорные основы права пользования недрами

Требования к лицензированию пользования недрами определены как Федеральным законом от 3 марта 1995 г . «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах», так и специальным документом – Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г .

Вопрос о лицензионном (разрешительном) порядке пользования недрами решается в зависимости от характера полезных ископаемых, вида работ, связанных с недрами, и вида пользования недрами. Так, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы могут использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые свободно, без специального разрешения.

Некоторые виды работ, связанные с недрами, осуществляются без лицензий. К примеру, в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами получение лицензии не требуется на право ведения: региональных геолого-геофизических работ, геологической съемки, инженерно-геологических изысканий, научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр, геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контролю за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр. Разрешение на проведение указанных работ выдает Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение, а условия их проведения согласовываются исполнителями этих работ с органами местного самоуправления. К названным видам пользования недрами применяется упрощенная процедура оформления соответствующего права.

В соответствии с предусмотренными законодательством о недрах видами пользования недрами лицензии выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и других видов пользования. Виды пользования недрами, на которые выдаются лицензии, рассмотрены более подробно в разд. VI учебника «Право природопользования». Закон допускает предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Какие конкретные объекты недр могут быть предоставлены в пользование в лицензионном порядке? Решение по этому вопросу подготавливают органы государственного управления в области использования и охраны недр, ведущие учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования. Они подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.

Подготовленные таким образом предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования подлежат согласованию с другими органами центральной исполнительной власти России. В согласовании участвуют Министерство экономики РФ, Министерство топлива и энергетики РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Федеральный горный и промышленный надзор России и другие государственные органы, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах. По результатам согласований перечень объектов недр, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органом представительной власти субъекта РФ и федеральным органом государственного управления в области использования и охраны недр.

Законодательство о недрах устанавливает различные основания предоставления недр в пользование. Законом «О недрах» (ст. 13, 10 1 ) предусмотрено, что недра могут быть предоставлены в пользование:

1) на основании совместного решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения и органа исполнительной власти субъекта РФ по результатам конкурса или аукциона;

2) на основании решения Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ для целей захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ в глубоких горизонтах, обеспечивающих их локализацию;

3) на основании решения Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона для пользования недрами континентального шельфа РФ;

4) в порядке переоформления действующих лицензий на основаниях, предусмотренных Законом;

5) в порядке, установленном органами представительной власти субъектов РФ для пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых или имеющими местное значение, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;

6) на основании решения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального подразделения, согласованного с органами исполнительной власти субъектов РФ, для целей геологического изучения недр.

Для получения лицензии на пользование недрами предприятие или физическое лицо обращается с заявкой в специально уполномоченный федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения. С такой заявкой могут обратиться также юридические лица и граждане других государств, если законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами в России.

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения осуществляют подготовительную работу, связанную с проведением конкурсов (аукционов) и предоставлением лицензий. При этом они согласовывают условия лицензии с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, государственными органами охраны окружающей среды, органами государственного горного надзора, а в части, касающейся платы, – с государственными органами управления экономикой.

Наряду с другими основаниями получения права пользования недрами, о которых говорилось выше, Федеральным законом «О выборах» предусмотрено предоставление лицензий на право пользования недрами путем проведения конкурсов и аукционов. Выбор конкурсного или аукционного способа предоставления лицензий, сроков, порядка и условий проведения конкурсов и аукционов по каждому объекту или группе объектов лицензирования осуществляется органом представительной власти субъекта РФ совместно с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее соответствующие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия на право пользования недрами может быть предоставлена этому заявителю на условиях объявленного конкурса. При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату за получение права на пользование недрами.

При предоставлении лицензии на бесконкурсной основе все виды согласований проводятся совместно с потенциальным пользователем недр.

В предусмотренных Законом «О недрах» случаях лицензия предоставляется совместно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением, либо самостоятельно федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Оформление, регистрация и выдача лицензии на пользование недрами осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением . Между уполномоченными на то органами государственной власти и владельцем лицензии может быть заключен договор, устанавливающий конкретные условия, связанные с пользованием недрами.

Лицензии на пользование недрами бывают срочными и без ограничения срока. Так, лицензии на пользование недрами для геологического изучения выдаются на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей, – на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования – на срок до 25 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях.

Лицензия на пользование недрами и другие документы, которые являются ее неотъемлемыми составными частями, должны содержать:

• данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

• данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

• указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

• указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

• сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

• условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

• согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье, а также соглашение о его долевом распределении;

• соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

• условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

• порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе договора на условиях раздела продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону «О недрах ».

Некоторые особенности лицензирования регионального геологического изучения континентального шельфа, поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа установлены Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации». Лицензии на региональное геологическое изучение континентального шельфа, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, включая лицензии на основе соглашений о разделе продукции, выдаются специально уполномоченным на то федеральным органом по геологии и использованию недр. Предварительно они должны быть согласованы со специально уполномоченными на то федеральными органами по обороне, по рыболовству, по охране окружающей среды и природных ресурсов, по оборонным отраслям промышленности с уведомлением специально уполномоченных на то федеральных органов – по пограничной службе, по науке и технической политике, по таможенному делу, федерального органа по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Наряду с другими данными в лицензию дополнительно должны включаться сведения:

• об экологическом обеспечении пользования участками, включая организацию экологического мониторинга, взаимосогласованные методики возмещения ущерба, наносимого живым ресурсам;

• о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;

• о страховании, консервации и ликвидации (уборке) установок и сооружений по завершении работ.

Закон запрещает включать в лицензии заповедники, заказники, заповедные зоны или другие особо охраняемые территории континентального шельфа, имеющие важное значение для сохранения, воспроизводства и миграции ценных видов живых ресурсов.

Права и обязанности пользователя минеральных ресурсов континентального шельфа возникают с момента получения лицензии.

Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующими земельными участками. Лицензия на пользование недрами предоставляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. Получение земельных участков во временное пользование или их изъятие осуществляется на основании земельного законодательства РФ и субъектов Федерации в порядке, рассмотренном выше в данном разделе учебника.

В соответствии с горным законодательством участки недр предоставляются в пользование в виде горного или геологического отвода. Участок недр в виде горного отвода предоставляется при выдаче лицензий на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, организацию особо охраняемых участков недр. Участок недр в виде горного отвода предоставляется также для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. Участок недр в виде геологического отвода предоставляется при выдаче лицензии на геологическое изучение недр.

При определении границ горного отвода учитываются не только размеры участка недр, определяющие объект пользования, но должны быть определены и зоны технологического влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое). Горный отвод должен иметь ограничение по глубине. При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны.

Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами государственного горного надзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра – с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора.

Это интересно:

  • Норма жилья в россии на 1 человека Учетная норма жилплощади на одного человека Сколько составляет норма жилплощади на одного человека? Эти сведения важно знать каждому гражданину, поскольку в противном случае не удастся решить вопрос, касающийся разделения […]
  • Двойное гражданство в франции Реально ли стать россиянину гражданином Франции в 2018 году? Франция – развитая западноевропейская страна, член Евросоюза. Ежегодно сотни людей приобретают гражданство Франции. Получить французский паспорт можно только при […]
  • Будут ли продлять программу материнский капитал Путин предложил продлить программу материнского капитала до конца 2021 года МОСКВА, 28 ноября. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин предложил продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года и ввести […]
  • Ограниченная дееспособность гк рф Статья 30 ГК РФ. Ограничение дееспособности гражданина Новая редакция Ст. 30 ГК РФ 1. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою […]
  • Платон ответственность по коап Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой […]
  • Повторно подать исполнительный лист Повторное предъявление исполнительного листа судебным приставам Необходимость в повторном предъявлении исполнительного листа судебным приставам появляется тогда, когда исполнительное производство было прекращено по тем или иным […]
  • Гибдд квитанция москва Государственная пошлина Размер госпошлины устанавливается Налоговым кодексом и является единым на всей территории России Уплата госпошлины не требуется при утилизации и прекращении регистрации ТС, пересдаче экзаменов Уплатить […]
  • Договор по оказанию транспортных услуг с физическим лицом образец Договор на оказание транспортных услуг Страница обновлена: 07.02.2017 Договор, предметом которого является предоставление транспортных услуг, относится к категории соглашений, предусматривающих финансовые расчеты между […]