Закон за административные нарушения и наказания

Содержание страницы:

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

См. комментарии к статье 3.2 КоАП РФ

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

3) утратил силу с 1 июля 2011 г.;

Информация об изменениях:

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ часть 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса дополнена пунктом 11, вступающим в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4, 9 части 1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 192-ФЗ в часть 3 статьи 3.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 — 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административное наказание: что это такое, виды, правила применения в практике

При совершении противоправных действий нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

Определение и назначение административного наказания

Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные обязанности виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный ущерб. При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

  • Несовершеннолетний возраст нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
  • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания.
  • Беременность нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
  • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
  • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.

Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

Разновидности административного наказания

Штраф как наказание за административное нарушение

В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет наложения судимости, и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

  1. Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
  2. Административный штраф – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
  3. Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
  4. Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
  5. Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения гражданин может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
  6. Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
  7. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
  8. Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
  9. Приостановление деятельности организации по решению суда. Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.

Совокупность административных правонарушений

Административное наказание — серьезный вопрос

Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

  • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
  • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
  • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.

В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

Административная ответственность для иностранцев

Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или заниматься предпринимательством. При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

Административные нарушения — тема видеосюжета:

Нарушения и наказания – чего ждать от нового Кодекса об административных правонарушениях

Обеспечительный арест имущества станет возможных по делам об административных правонарушениях, а небольшие штрафы – до 10 000 руб. – будут удерживаться из зарплаты, пенсии или стипендии. Такие новеллы содержатся в проекте нового КоАП, который разработан в Госдуме. Помимо этого, разработчики документа намерены заставить арбитражные и суды общей юрисдикции разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, а гражданампредложить новые виды наказаний.

В феврале 2014 года Лариса Брычева, помощник президента Владимира Путина и начальник его государственно-правового управления назвала ситуацию с бесконечными изменениями Кодекса об административных правонарушениях близкой к катастрофе. После этого на Охотном Ряду две группы парламентариев – во главе с единороссом, председателем комитета по госстроительству Владимиром Плигиным и эсером Александром Агеевым – начали работу над новой редакцией кодекса. С небольшим опережением во времени действовал Агеев: в октябре 2014-го он обнародовал проект общей части нового КоАП (внесен в ГД, пока не рассматривался), а в январе 2015-го аналогичную часть документа презентовала и группа, трудившаяся под руководством Плигина («Новому КоАП прописано больше наказаний»). В начале октября эсер внес в Госдуму проект нового КоАП, содержащего и специальную главу – с санкциями за конкретные нарушения. А в конце месяца Плигин вынес на общественное обсуждение свой вариант документа.

Сходство с Уголовным кодексом

В нем сохранилась идея разделить все административные правонарушения по категориям на грубые, значительные и менее значительные. Такая идея, видимо, была почерпнута авторами из Уголовного кодекса РФ. К грубым будут относиться деяния, за которые будет полагаться штраф для граждан от 10 000 до 100 000 руб., для индивидуальных предпринимателей 100 000–400 000 руб., юрлиц – от 5 до 60 млн руб., исправительные или обязательные работы, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, на срок более одного года либо лицензии, а также запрет на посещение публичных, спортивных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, дисквалификация на год. К значительным авторы нового КоАП предлагают относить нарушения, за которые гражданам будет полагаться штраф от 5000 до 10 000 руб., индивидуальным предпринимателям – 25 000–100 000 руб., юрлицам – от 1 до 5 млн руб., лишение специального права или дисквалификация не более чем на год. Остальные будут считаться «менее значительными». За них «могут устанавливаться административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа».

Новые наказания

Оставили разработчики в документе и новые виды наказаний за правонарушения, которые вызвали споры. В частности, речь идет о ликвидации юрлица или прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по решению суда. Ранее авторы обещали, что эти наказания будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации, но не конкретизировали за какие. После публичных дискуссий перечень нарушений, за которые может назначаться такое наказание, состоит из пяти пунктов: создание юрлицом условий для торговли детьми или эксплуатации детей; повторное изготовление, приобретение, публичная демонстрация юрлицом порнографических изображений; незаконная организация, проведение азартных игр; оказание финансовой поддержки терроризму и легализация, отмывание доходов, полученных преступным путем. При этом суд, вынося решение о необходимости ликвидации юрлица, также может запретить его учредителям на срок от шести месяцев до полугода создавать новые компании.

За грубые и значительные нарушения гражданам будут грозить исправительные работы, которые заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от 5 до 20 % дохода гражданина в срок от 15 дней до двух месяцев. Но есть условие: сумма взысканного должна быть «не менее минимального размера установленного административного штрафа за значительное административное правонарушение», то есть 5000 руб. В частности, исправительные работы будут грозить попавшимся на мелком хулиганстве либо за потреблением наркотиков или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспорте либо за появление в общественных местах в состоянии опьянения.

Предлагают авторы в новом КоАП расширить норму из действующего кодекса, предусматривающую возможность запрещать гражданину, нарушившему правила поведения зрителей, посещать спортивные мероприятия на срок от двух месяцев до семи лет. Проект вводит запреты на срок от трех месяцев до года на посещение публичных мероприятий – участие в митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании – привлеченным к ответственности за грубое нарушение законодательства о собраниях, митингах. Также документ предусматривает создание черных списков авиадебоширов, которым от полугода до трех лет будет запрещено летать в качестве пассажира. Например, за невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна, предполагается либо штрафовать на 20 000–50 000 руб., либо лишать права на полеты на полгода-год.

Вести учет таких граждан будут судебные приставы. В реестр авиадебоширов, сведения которого будут «открытыми для всеобщего ознакомления» на сайте службы судебных приставов, будут вносить фамилии, имена, отчество, дату и место рождения привлеченного к административной ответственности, даты, в течение которых действует запрет на полеты в качестве пассажира. Авиакомпаниям, которые провезут человека, значащегося в черном списке, будут грозить штрафы от 30 000 до 100 000 руб.

Сроки давности

Документ предусматривает увеличение сроков давности привлечения к административной ответственности до одного года по общему правилу с двух-трех месяцев. При этом срок для наказаний два месяца будет за нарушения «в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств», в случае их фиксации на камеры в автоматическом режиме. По делам о нарушениях бюджетного и таможенного законодательства его хотят установить в два года, законодательства о налогах и сборах – три, по антимонопольным делам – четыре.

Арбитражным судам придется работать по новым правилам

По проекту арбитражные и суды общей юрисдикции будут разбирать дела об административных правонарушениях по единым процессуальным правилам, предусмотренным Кодексом об административных правонарушениях. Сейчас арбитражные суды в таких случаях руководствуются главой 25 Арбитражного процессуального кодекса. «Можно констатировать, что в России появилась специфическая разновидность административного судопроизводства – рассмотрение судами дел об административных правонарушениях», – говорит Анастасия Рагулина, заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры», к. ю. н., доцент МГЮА им. Кутафина. «Введение единых процессуальных правил [является] достоинством проекта КоАП – систематизация подходов и продуманность наказаний обеспечит соблюдение принципов правосудия», – считает Марина Шикова, юрист правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры».

Освобождение от наказания

Если предложения разработчиков станут законом, то в КоАП появится глава об освобождении от административного наказания и ответственности. Освобождение от ответственности будет возможно в нескольких случаях, среди которых такие, как: деятельное раскаяние совершившего правонарушение, примирение с потерпевшим, малозначительность правонарушения, амнистия, а также «установления факта злоупотребления потерпевшим своими правами» и признание утратившим силу закона или его положения, на основании которого гражданина или компанию предполагалось наказать, истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

От наказания нарушителя могут освободить, если тот обязуется исполнить «в установленный срок возложенную на [него] обязанность, за неисполнение которой привлекается к административной ответственности». На такое послабление смогут рассчитывать лишь впервые попавшиеся на нарушении и если выплата штрафа «может повлечь за собой невозможность исполнения данным лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности». Однако на это также потребуется согласие того, кто направил протокол на рассмотрение в орган или суд, и потерпевшего. Если нарушитель не устранит недоработки, то постановление об освобождении от штрафа будет аннулировано.

Взыскание штрафов замотивируют

Нашли разработчики документа и несколько способов повысить собираемость штрафов. Во-первых, они предлагают делать 50%-ную скидку при оплате штрафов за все значительные и менее значительные нарушения для тех, кто сделает это в течение 20 дней с момента вынесения постановления. С 1 января 2016 года на такую скидку могут рассчитывать водители, нарушившие Правила дорожного движения. Однако дисконт не распространяется на случаи, когда автомобилист попался пьяным за рулем или отказался от медосвидетельствования (ст. 12.8, 12.26 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ ) или если нарушение привело к ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ). Полностью штраф придется оплачивать и тем, кто повторно попался на управлении незарегистрированным автомобилем (ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ), проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика (ч. 3 ст. 12.12 КоАП РФ), превышении скоростного режима более чем на 40 км/час (ч. 6 и 7 ст. 12.9 КоАП РФ) и выезде на полосу встречного движения (ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ).

Во-вторых, проект нового КоАП предусматривает возможность удержания штрафов в размере до 10 000 руб. из зарплаты, пенсии, стипендии и иных периодических платежей гражданина. Это будет возможно, если суд или госорган обладают информацией о месте работы, учебы нарушителя, а тот в течение 60 дней взыскание не исполнил. В этом случае суд или госорган отправят поставление тому, кто платит привлеченному к административной ответственности деньги, а тот должен будет удержать необходимую сумму из причитающихся выплат нарушителю. В противном случае компании будет самой грозить штраф от 30 000 до 100 000 руб., а индивидуальному предпринимателю – 10 000–20 000 руб., если постановление не исполнит банк – ему придется отдать в госказну «половину от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей».

В-третьих, впервые в КоАП появляется такая мера обеспечения производства по делу, как обеспечительный арест имущества. Она может применяться, согласно проекту, «в целях обеспечения исполнения административного наказания в виде административного штрафа, назначаемого за грубое либо значительное административное правонарушение, а также возмещения ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения». Арест заключается в составлении описи имущества, запрете собственнику или владельцу «распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, изъятии арестованного имущества (при необходимости), передаче его на хранение». Арест должен производиться в присутствии владельца имущества или его представителей и при двух понятых. Обязательно должна быть видеозапись процесса, следует из документа. Тем не менее «в случаях, не терпящих отлагательства», говорится в проекте нового КоАП», «арест имущества может быть осуществлен в отсутствие собственника или владельца имущества». Особо оговаривается, что стоимость имущества «должна быть соразмерна максимальному размеру административного штрафа, установленного санкцией применяемой статьи» или обеспечивать при реализации имущества возмещение ущерба, если он нанесен правонарушением.

«Нововведение, на наш взгляд, позволит пресекать действия лица, совершившего грубое или значительное административное правонарушение, по «уводу» имущества от обращения на него взыскания», говорится в пояснительной записке к документу.

Рагулина из «Яковлев и партнеры» приветствует появление упрощенного порядка взыскания административных штрафов. «Это облегчит жизнь как лицу, которому это наказание назначено, так и приставам-исполнителям», – полагает она.

Наказание можно будет смягчить

Вписывают авторы проекта нового кодекса в него и уже существующие в действующем КоАП положения о смягчении взысканий. Речь идет о возможности назначить нарушителю штраф ниже низшего предела. Суд или орган, в производстве которого находится дело, смогут вынести взыскание в урезанном варианте, если минимальный штраф для граждан составляет не менее 10 000 руб., для индивидуальных предпринимателей – не менее 30 000 руб., а для должностных лиц – не менее 50 000 руб., сейчас для последних действует порог в 100 000 руб. При этом «пониженный» штраф не может быть вдвое ниже этих цифр. На сокращение взыскания можно будет рассчитывать, следует из проекта, лишь «при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физлица».

За денежные суррогаты выпишут штрафы в рублях

Авторы проекта нового КоАП предлагают записать в кодексе новые составы административных правонарушений. Среди них ответственность за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов, если он не предусмотрен российским законодательством либо проводится с его нарушением. За это будет полагаться штраф для граждан от 20 000 до 40 000 руб., индивидуальным предпринимателям – от 50 000 до 70 000 руб., а юрлицам – 2–3 млн руб. Во всех случаях «предмет административного правонарушения» будет конфисковываться. Не будут считаться суррогатами «электронные деньги, выпуск и обращение которых происходит в соответствии с положениями законодательства стран СНГ, Евросоюза, а также Великобритании», средства, используемые исключительно для приобретения объектов, не обладающих собственной потребительской стоимостью, в том числе в рамках многопользовательских компьютерных игр, и другие.

Установление административной ответственности за недобросовестный выпуск денежных суррогатов Рагулина называет «необходимой мерой», поскольку последствия их использования могут быть негативными. «Широкое замещение денег в качестве средств платежа; скрытые убытки предприятий, как по времени получения средств, так и по фактически поступающим суммам; уклонение от налогов; стимулирование завышенных отпускных цен по сравнению с рыночными ценами (это приводит к провоцированию инфляции); деформация товарного векселя как инструмента коммерческого кредитования», – перечисляет она возможное негативное влияние денежных суррогатов. Юрист из адвокатского бюро «Линия права» Марина Литвинова, положительно оценивая предложение разработчиков нового КоАП, говорит о том, что «бесконтрольный оборот денежных суррогатов опасен в том числе тем, что этот инструмент может быть использован в целях отмывания доходов, полученных преступным путем».

Шикова из «Олевинский, Буюкянн и партнеры» напоминает о том, что «ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ» введен прямой запрет на выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов. Однако этот закон не раскрывает понятие денежных суррогатов, в отличие от предложенной редакции КоАП».

Строже будут наказывать тех, кто занимался эмиссией денежных суррогатов с помощью «информационно-телекоммуникационных сетей» или совершал свои действия «на территории более чем одного субъекта Российской Федерации». В этом случае гражданам будет грозить штраф от 40 000 до 50 000 руб., ИП – 80 000–100 000 руб., а юрлицам – от 4 до 5 млн руб. Литвинова напоминает, что ранее с похожими инициативами выступал Минфин. «Высказывались мнения, в частности, представителями Генпрокуратуры о необходимости закрепления уголовной ответственности за введение денежных суррогатов. Однако в итоге было принято более осторожное решение о введении административной ответственности за недобросовестный выпуск (эмиссию) денежных суррогатов», – говорит она.

Административно наказуемым станет и «прямое или косвенное понуждение со стороны поставщика товаров, обладающих собственной потребительской стоимостью» к оплате их криптовалютой. За это граждане будут рисковать суммой от 40 000 до 50 000 руб., ИП – от 80 000 до 100 000 руб., а юрлица – 4–5 млн руб. Пополнят госказну граждане на 20 000–30 000 руб. за простую куплю-продажу денежных суррогатов, а за дарение 2000–3000 руб., компаниям будет грозить штраф в 2–3 млн руб. и 400 000–600 000 руб. соответственно. Однако есть и исключение из правил: единоразовое приобретение денежных суррогатов, выпущенных в документарной форме, в качестве сувенирной продукции без намерения их дальнейшего использования не будет считаться административным правонарушением.

Производство в целях сбыта либо реализация программного обеспечения, необходимого и достаточного для выпуска (эмиссии) денежных суррогатов, тоже будет наказуемо. Гражданам за такие действия будут, согласно проекту, назначать штраф в 20000–40000 руб., юрлицам – от 4 до 5 млн руб.

Какое наказание можно понести за административное правонарушение

Размер и вид наказания за конкретное правонарушение определяют исключительно в пределах, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом смягчающие и отягчающие обстоятельства могут повлиять на изменение вида и размера наказания, но только в пределах, установленных статьей.

Большинство правонарушений карается штрафом, однако закон предусматривает и иные виды наказаний. Также помимо основного наказания может быть назначено дополнительное (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Уклонение от исполнения наказания (в т. ч. от уплаты штрафа) само по себе является правонарушением, предусмотренным статьей 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. То есть за уклонение можно понести дополнительное наказание.

Основные виды административного наказания

За одно правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное наказания из тех, что указаны в статье Кодекса РФ об административных правонарушениях или регионального закона об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К основным видам наказания относятся следующие.

Для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • предупреждение,
  • административный штраф,
  • административное приостановление деятельности.

Только для физических лиц:

  • лишение специального права,
  • дисквалификация (применяют только к лицам, указанным в ч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ, в т. ч. к предпринимателям),
  • обязательные работы,
  • административный арест.

Предупреждение. Это оформление документа, в котором выражено официальное порицание правонарушителю.

Ограничиться таким наказанием можно, если нарушение:

  • совершено впервые,
  • не повлекло имущественный ущерб,
  • не создало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При одновременном соблюдении этих условий можно рассчитывать на предупреждение.

Однако нередко компетентные органы не учитывают смягчающие обстоятельства, а сразу назначают более строгий вид наказания, например штраф. В таких случаях стоит добиваться изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.

Пример из практики: Суд изменил наказание со штрафа на предупреждение, поскольку административный орган не учел смягчающие обстоятельства

Административный штраф. Он предусмотрен практически за все правонарушения и выражается в денежном взыскании.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.

Закон не дает четкий перечень прав, которых могут лишить. Однако из санкций, установленных за конкретные нарушения, можно сделать вывод, что это:

  • право управления транспортным средством (в т. ч. наземным, водным или воздушным),
  • право на приобретение, хранение и ношение оружия,
  • право осуществлять охоту.

Лишение права назначают, когда лицо грубо или систематически нарушало порядок пользования им.

Срок лишения составляет от одного месяца до трех лет (ч. 2 ст. 3.8 КоАП РФ). При этом лишить права может только суд, никакой иной орган не наделен такими полномочиями (ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ).

В отдельных случаях это наказание не применяют.

Административный арест. Его назначает только суд в исключительных случаях (ст. 3.9 КоАП РФ).

Он предусматривает изоляцию от общества до 15 суток. Срок административного задержания входит в срок ареста (ч. 3 ст. 3.9, ст. 27.5 КоАП РФ).

В двух случаях арест может длиться до 30 суток:

  • за нарушение требований режима чрезвычайного положения. Такой режим устанавливают Указом Президента РФ в соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ О чрезвычайном положении,
  • за нарушение требований правового режима контртеррористической операции.

Такой режим устанавливают в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ О противодействии терроризму.

Арест не применяют в отношении:

  • беременных женщин,
  • женщин с детьми до 14 лет,
  • лиц, не достигших 18 лет,
  • инвалидов I и II групп,
  • военнослужащих,
  • граждан, призванных на военные сборы,
  • имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Судья обязан проверить, не относится ли привлекаемое лицо к этим категориям (абз. 2 п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Порядок отбывания определен в Федеральном законе от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ О порядке отбывания административного ареста.

Дисквалификация.

Ее назначает только суд, она предусматривает лишение физического лица следующих прав на срок от шести месяцев до трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ):

  • замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица,
  • входить в совет директоров (наблюдательный совет) юридического лица,
  • осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом,
  • осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ,
  • осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг,
  • осуществлять деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий.

Дисквалификацию могут применить к следующим лицам:

  • замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы,
  • осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица,
  • членам совета директоров (наблюдательного совета),
  • индивидуальным предпринимателям,
  • занимающимся частной практикой (например, нотариусам, оценщикам, патентным поверенным, адвокатам, частным детективам, частным охранникам, арбитражным управляющим),
  • сотрудникам многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг,
  • сотрудникам иных организаций, осуществляющих полномочия многофункциональных центров,
  • сотрудникам государственного учреждения, которое оказывает услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровому учету,
  • к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законом.

Такие правила установлены в статье 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное приостановление деятельности. Это временное прекращение:

  • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков,
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений,
  • отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Назначает такое наказание только суд. Но есть исключение: за правонарушение по части 3 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (грубое нарушение требований промышленной безопасности) назначить наказание могут должностные лица Ростехнадзора.

Такое правило установлено в части 1 статьи 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Срок приостановления деятельности может составлять до 90 суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Обязательные работы. Это выполнение неоплачиваемых общественно полезных работ в свободное от основной работы (службы или учебы) время (ст. 3.13 КоАП РФ). Срок их может составить от 20 до 200 часов, отработка не более 4 часов в день.

Его не применяют к:

  • беременным женщинам,
  • женщинам с детьми до трех лет,
  • инвалидам I и II групп,
  • военнослужащим,
  • гражданам, призванным на военные сборы,
  • имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов.

Такое наказание назначает только суд.

Дополнительные виды административного наказания

Такое наказание может стать как самостоятельной санкцией, так и дополнительной к одному из основных наказаний (ч. 2, 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

К дополнительным наказаниям относят следующие.

К физическим и юридическим лицам применяют конфискацию орудия совершения или предмета правонарушения.

Только к физическим лицам применяют:

  • административное выдворение из страны иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Орудия это предметы, с помощью которых совершено нарушение, а предметы это объекты, на которые оно направлено. При этом закон не раскрывает эти понятия, их можно вывести из судебной практики.

Конфискацию назначает только суд. Это принудительное безвозмездное обращение в федеральную или региональную собственность указанных вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).

При этом для некоторых категорий вещей установлен особый порядок, отличный от конфискации (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ):

  • имущество, изъятое из оборота, забирают и передают соответствующей организации либо уничтожают,
  • вещи, находящиеся во владении лица на законных основаниях, но подлежащие возвращению их собственнику, изымают и передают последнему. Если собственника установить не удается, имущество обращают в собственность государства,
  • вещи, находящиеся в противоправном владении, изымают и обращают в собственность государства либо уничтожают.

Конституционный суд РФ отметил, что не допускается конфискация орудия правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к ответственности и не признанному виновным в совершении (п. 1 постановления Конституционного суда РФ от 25 апреля 2011 г. № 6-П).

На это также указал Пленум ВАС РФ в пункте 15.2 постановления от 2 июня 2004 г. № 10 О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Пример из практики: Имущество, ставшее орудием правонарушения, не может быть конфисковано, если лицо владеет им на праве аренды, а его собственник другое лицо

Конфискацию охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не применяют к лицам, для которых охота или рыболовство основные законные источники средств к существованию (ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ).

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. Это принудительное перенаправление иностранных граждан через государственную границу РФ за ее пределы.

В некоторых случаях таким лицам разрешают контролируемый самостоятельный выезд из страны.

Такое наказание назначает только суд.

Исключение если правонарушение совершено при въезде в страну. В таком случае наказание может назначить и применить сотрудник уполномоченного органа.

Такие правила установлены в статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Это временный запрет зрителю на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Назначает только суд на срок от шести месяцев до семи лет.

Основание для такого запрета нарушение правил поведения на мероприятии.

За нарушение этого запрета зрителя могут привлечь к ответственности по части 5 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штраф и арест.

Такие правила установлены в статье 3.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материал Юридической справочной системы Система Юрист

Это интересно:

  • Когда будет изменен коап рф Статья 3.2 КоАП РФ. Виды административных наказаний Новая редакция Ст. 3.2 КоАП РФ 1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 2) административный […]
  • Ст 32 с 2 коап Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 32.2 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 […]
  • Купить земельный участок в московской области ижс недорого Земельные участки в Подмосковье Всего 23 969 объявлений Всего 23 969 объявлений Продажа земельного участка, 10 соток, 97 км за МКАД. 11 сентября 132352 Собственник Пожаловаться Заметка Старт продаж второй […]
  • Исполнение обязательных работ коап Порядок назначения и исполнения обязательных работ за совершение административных правонарушений (Губарева Т.И.) Дата размещения статьи: 13.05.2015 Федеральным законом от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ был введен новый вид […]
  • Обязательный аудит гупов и мупов Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 августа 2016 г. № Д28и-2016 “О рассмотрении обращения” Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение […]
  • Судебный пристав бахтин Награжденные в 2011 году Список работников УФССП России по Орловской области, награжденных правами ФССП России и Минюста России, правами Губернатора Орловской области в 2011 году 1. ПОЛЕВСКИЙ Сергей Александрович, начальник […]
  • Ук рф 7 декабря 2011 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 декабря […]
  • Что такое расчетный период при расчете отпуска Шаг 1. Какой период принимается в качестве расчетного при исчислении отпускных? 12.09.2018 Внимание! Документ устарел! Новая версия этого документа бесплатно в КонсультантПлюс Ситуация 1. Для работников, которые трудятся в […]