Закон 55 п 8

Содержание страницы:

Статья 55 Конституции РФ

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Комментарий к Статье 55 Конституции РФ

1. Специфика государственно-правовой формы развития свободы и прав человека и гражданина накладывает на юриспруденцию обязанность выявления правовых механизмов ее обеспечения, определения ее пределов и допустимых, имеющих под собой глубокие объективные основания ограничений. Речь идет о пределах усмотрения государства в его взаимоотношениях с личностью, которые государством не могут быть нарушены без риска утраты собственной легитимности. Отсюда следует, что проблема ограничений прав есть часть теории свободы, а значимость ее доктринальной разработки и конституционного нормирования обусловлена не тем, что «идеальной, абсолютной свободы не бывает», а диалектикой индивидуального и коллективного в организации и функционировании социума и необходимостью ее адекватного восприятия Конституцией. Именно в этом — в совместимости индивидуальной свободы с благом общества и наоборот — условие эволюционного (а не революционного) развития социально-исторического прогресса и стабильности конституционного строя и устанавливающего его Основного Закона.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Адекватная оценка его нормативного содержания требует учета всего комплекса конституционных норм, нормирующих взаимоотношения личности и государства. При этом непосредственно из текста ч. 1 ст. 55 вытекает, что, во-первых, Конституция перечисляет только основные права и свободы; во-вторых, предусмотренный ею перечень основных прав и свобод не является исчерпывающим; в-третьих, общепризнанные права и свободы, если даже они не вошли в каталог конституционных прав и свобод, находятся под защитой Конституции как основные права и свободы граждан РФ; в-четвертых, Конституция различает отрицание и умаление прав и свобод и содержит запрет на такое отрицание и умаление, хотя и не раскрывает в комментируемом положении их содержание; в-пятых, указанный запрет адресован как законодателю, так и исполнительной власти и суду, следовательно, эти права и свободы должны гарантироваться преимущественно национальными правозащитными механизмами.

При этом в отличие от преамбулы, ст. 15 и 17 в ч. 1 ст. 55 говорится не об общепризнанных принципах и нормах международного права, а об общепризнанных правах и свободах человека и гражданина. Тем самым, с одной стороны, подчеркивается их естественно-правовая природа. С другой стороны, этим предопределяется способ их восприятия российской правовой системой: включение этих прав и свобод в конституционный статус человека и гражданина не требует официальной процедуры их имплементации федеральным парламентом или иного законодательного признания в форме закрепления в нормативном правовом акте. Иными словами, такие права и свободы, коль скоро они общепризнанные, являются непосредственно действующими и в силу этого обязывают государство, все его органы и должностных лиц.

Существенное значение для выявления нормативного содержания комментируемого положения и характера возлагаемой им на Российское государство обязанности имеет установление понятий «отрицание» и «умаление» общепризнанных прав и свобод .

Под отрицанием «других общепризнанных прав и свобод» в отечественной конституционно-правовой доктрине обычно понимается их непризнание. Однако такое понимание далеко не в полной мере может удовлетворить потребности правоприменительной практики. Следует учитывать, что Конституция говорит именно об общепризнанных правах и свободах, следовательно, признанных таковыми в том числе Российской Федерацией. Формой такого признания, как было отмечено, может быть не только решение законодателя, но и исполнительной власти или суда. При этом указанное признание есть не право, но обязанность, накладываемая на государство в лице его органов и должностных лиц, долженствующих в силу Конституции предоставить этим правам и свободам юридическую защиту наравне с непосредственно закрепленными в ней основными правами и свободами.

Что же касается умаления «других общепризнанных прав и свобод», оно может выступать в различных формах: сужения нормативного содержания права или свободы, т.е. изъятия из состава правомочий, образующих соответствующее право; сокращения предоставляемых таким правам и свободам конституционных гарантий и средств юридической защиты и т.д.

Таким образом, комментируемое положение Конституции формулирует принцип полноты прав и свобод человека и гражданина РФ, обеспечиваемой во взаимосвязи собственно конституционно-правового статуса личности и сложившихся в межгосударственных отношениях гуманитарных стандартов, которые в соответствии с ч. 1 ст. 55 Конституции являются частью сложившейся в Российском государстве системы прав и свобод человека и гражданина.

2. В действующей Конституции термин «ограничение» использован 8 раз в семи статьях (ст. 19, 23, 55, 56, 74, 79, 132); четырежды конституционный законодатель воспользовался сопрягающимся с ним термином «умаление прав» (ст. 21, 55, 62). В действительности, однако, богатство содержания обозначаемых этими терминами понятий значительно шире, поскольку Конституция не только предусматривает ограничения прав граждан, но и сама выступает способом ограничения государства и государственной власти и содержит обязанности, запреты и т.д., адресатами которых выступают как граждане, так и органы государства и должностные лица, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные субъекты конституционных правоотношений. Иначе говоря, следует различать конституционные ограничения и ограничения конституционных прав, которые соотносятся как общее и особенное и по-разному нормируются Конституцией и конституционным правом.

В частности, согласно ч. 2 комментируемой статьи в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное императивное веление, адресованное прежде всего законодателю, является одной из гарантией полноты прав и свобод как с точки зрения их перечня, так и с точки зрения адекватности принимаемых законов конституционно установленным или международно признанным пределам прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим возможно привлечь внимание по меньшей мере к следующим аспектам комментируемого конституционного положения, требующим учета как в процессе его теоретического осмысления, так в процессе правореализации:

во-первых, речь в нем идет не только о федеральном законодателе, но и законодательных органах субъектов РФ, на которые в равной мере распространяется установленный в ч. 2 ст. 55 Конституции запрет;

во-вторых, из адресации указанного запрета законодателю следует, что права и свободы должны регулироваться именно законом, причем в силу установленного Конституцией разграничения предметов ведения и полномочий речь может и должна идти именно о федеральных законах. Что же касается субъектов РФ, они связаны не только Конституцией, но и федеральным законом, а их законодательная деятельность должна быть направлена именно на защиту прав и свобод человека и гражданина;

в-третьих, в отличие от ч. 1 ст. 55 комментируемое положение говорит не об «отрицании или умалении общепризнанных прав и свобод человека и гражданина», а об «отмене и умалении прав и свобод человека и гражданина». Это означает, что права и свободы человека и гражданина — перечисленные в Конституции или общепризнанные и в силу этого также находящиеся под защитой Конституции — есть «узда» для законодателя, следовательно, для всех иных органов публичной власти и их должностных лиц, которые не могут действовать вопреки закону.

Причем если отмена прав и свобод по буквальному смыслу означает изъятие того или иного конституционно закрепленного или общепризнанного права или свободы из конституционного статуса человека и гражданина в РФ, то их умаление может осуществляться путем: сужения пределов прав и свобод, как они зафиксированы в Конституции, если для этого нет установленных в самой Конституции оснований; уменьшения материального содержания прав и свобод, объема социальных и иных благ, причитающихся их обладателю; минимизации гарантий прав и свобод, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав в ущерб другой группе прав, тогда как все права и свободы человека и гражданина в силу Конституции должны находиться под равной правовой защитой; создания таких процедур реализации прав и свобод, которые могут свести на нет сами права или свободы человека и гражданина и т.п. В частности, оценивая конституционность ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13.12.2001 N 16-П*(703) указал, что согласно ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2), а их конституционно допустимые ограничения возможны только на основании федерального закона (ч. 3). Вопреки этому обеспечиваемое конституционной защитой право гражданина на владение и пользование своим имуществом в виде земельного участка, закрепленного за ним и подлежащего передаче ему на основе федерального регулирования в полном объеме в пожизненное наследуемое владение или в собственность, фактически умалено законом субъекта РФ.

Оспоренное положение Закона г. Москвы, в соответствии с которым находящийся в пользовании гражданина земельный участок в части, превышающей предельные для города Москвы нормы площади, предоставляемой в пожизненное наследуемое владение, передается ему по договору аренды, ставит граждан, имеющих большемерные земельные участки, в менее выгодные условия, ограничивая их использование в полном размере сроком аренды и возлагая на этих граждан обязанность нести расходы в виде арендной платы. Тем самым законом субъекта РФ введены ограничения не только права пользования и владения таким имуществом, как земельный участок, но и конституционной свободы договора, что также противоречит ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции.

3. Социальной основой конституционных ограничений, частью которых выступают ограничения основных прав, является лично-собирательный характер общества. Человек выступает не только как изолированный индивид, но и в качестве члена сообщества людей. В свою очередь общество не есть ни простая совокупность индивидов, ни некий одноструктурный монолит, это своеобразный социальный организм, в котором личность обладает самостоятельной ценностью и играет творческую роль, а личное (частное, индивидуальное) и общее (коллективное, социальное) должно находиться в равновесии. При этом, однако, не следует представлять основные права как выражение лишь частных интересов, а обязанности — только как выражение публичных интересов. Основные права выполняют важную общественную функцию, а основные обязанности существенны для обеспечения частных интересов индивида.

В процессе реализации основных прав сталкиваются различные интересы: субъектов этих прав, других лиц, также обладающих основными правами, общества в целом. В силу этого определение пределов основных прав, условий их реализации и порядка разрешения возможного конфликта интересов — объективная потребность нормального функционирования социума, с одной стороны, и свободы личности — с другой. В данном контексте существенное значение в качестве конституционного критерия соотношения этих интересов имеет норма ч. 3 ст. 17 Конституции («осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»), адресованная законодателю, органам правоприменения, самим обладателям прав и свобод.

В связи с этим от ограничений в собственном смысле слова следует отличать имманентные пределы основных прав, которые зафиксированы в самой Конституции и по своей социальной и юридической природе не совпадают с ограничениями основных прав. Речь идет о границах признаваемой и защищаемой Конституцией свободы индивидов и их ассоциаций, по существу, о нормативном содержании того или иного конституционного права, составе его правомочий и системе гарантий. В частности, закрепляя свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, Конституция одновременно оговаривает, что ею гарантируется «право собираться мирно, без оружия» (ст. 31). Конституция в данном случае не ограничивает основные права, она определяет их границы, нормативное содержание и круг правомочий, т.е. имманентные пределы. Такие пределы обусловлены конституционным строем и должны быть ему тождественны. Например, согласно ч. 1 ст. 27 Конституции каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Отсюда, в частности, следует, что гарантии данной конституционной нормы распространяются лишь на тех, кто законно находится на территории РФ.

Что же касается ограничений основных прав в собственно конституционно-правовом смысле, то в этом случае имеются в виду допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Кроме того, в качестве ограничения основных прав может также рассматриваться изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод. В этом последнем случае ограничение основных прав особенно тесно сопрягается с их умалением, под которым, как отмечалось, имеется в виду уменьшение материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю, минимизация гарантий основных прав, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав (или отдельных прав) в ущерб другой группе прав (другим правам), тогда как все права и свободы человека и гражданина в силу Конституции (ст. 2, 17, 18) должны находиться под равной правовой защитой.

Действующая Конституция впервые установила универсальный в смысле распространения на законодательную, исполнительную и судебную власть принцип: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Таким образом, определение границ допустимого ограничения основных прав и свобод в силу содержащейся в Конституции отсылки к федеральному закону относится к полномочиям федерального законодателя, однако он не свободен в своих решениях. Соответствие этих границ установленным Конституцией критериям может быть предметом судебной проверки, имея при этом в виду, что такие ограничения должны быть соразмерны конституционным целям ограничений и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина.

Кроме того, судебная власть в процессе проверки конституционности решений законодателя всегда должна иметь в виду опасность «нейтрализации» основных прав многочисленными отсылками к закону и возможность выхолащивания этих прав органом законодательной власти. В данном контексте возможно и необходимо обратить внимание на несколько правовых позиций КС РФ, выработанных в различные периоды его деятельности. Будучи «привязаны» изначально к различным конституционным спорам, они приобрели общенормативный характер и имеют методологическое значение:

— личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами и спорить с государством в лице любых его органов*(704);

— ограничения прав и свобод возможны только федеральным законом, причем на федеральном законодателе лежит обязанность обеспечивать соразмерность ограничения прав и свобод конституционно закрепленным целям и в случаях, когда он предоставляет органам законодательной власти субъектов РФ полномочия по конкретизации условий реализации гражданами соответствующих прав. При этом из смысла Конституции вытекает, что закон, направленный на ограничение прав граждан, обратной силы не имеет*(705);

— цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданы, а сами ограничения — им адекватны. При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости*(706);

— ограничения прав, даже если они осуществляются в определенных Конституцией целях, не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных Конституцией и законами РФ;

— в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепленных ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания*(707).

Нормирующим пределом для законодателя, а также органов исполнительной и судебной власти являются ч. 1, 2 и 3 ст. 55 Конституции.

Раскрывая нормативное содержание указанных установлений, Конституционный Суд в своем Постановлении от 30.10.2003 N 15-П суммировал ранее сформулированные им правовые позиции (в решениях КС РФ ссылки на ст. 55 Конституции встречаются более 490 раз) и указал, что ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения (см. Постановление КС РФ от 30.10.2003 N 15-П*(708)).

Адекватное восприятие Конституции и потребности использования ее потенциала требуют, однако, учитывать, что помимо указанного «ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом» Конституция предусматривает возможность ограничения основных прав «в соответствии с федеральным конституционным законом» (ч. 1 ст. 56). Если в первом случае сам законодатель своим актом в форме федерального закона ограничивает права и свободы, то во втором для реализации допускаемых федеральным конституционным законом ограничений необходимы акты органов исполнительной или судебной власти.

При этом конституционно-правовые ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:

а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 13, 19, 29, 55 Конституции и др.);

б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции, законодательство о чрезвычайном положении). В связи с этим Конституция устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, также исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);

в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы, и т.п.) и их отношений с государством. В этом последнем случае Конституцией пределы возможных ограничений, как правило, не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан и необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности этих ограничений специальному статусу данных категорий граждан.

В частности, Конституционный Суд в связи с обсуждаемой проблемой уже в одном из первых решений обратил внимание на два весьма важных для законодательного регулирования и правоприменения обстоятельства: во-первых, дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Конституции, но и по другим признакам. Конституция не ограничивает перечень признаков, по которым исключается любая дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию как в законодательстве, так и в правоприменительной практике*(709); во-вторых, равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем. При этом такой учет не должен приводить к ограничению прав и свобод, в отношении которых согласно Конституции такое ограничение недопустимо*(710).

Закон 55 п 8

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ
четвертого созыва (четвертая сессия)

О мерах социальной поддержки многодетных семей
в Архангельской области

(с изменениями на 27 ноября 2015 года)
(редакция, действующая с 1 января 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании Областного закона
от 5 декабря 2016 года N 496-30-ОЗ
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Областным законом от 8 декабря 2005 года N 133-8-ОЗ;
Областным законом от 21 июня 2006 года N 182-11-ОЗ;
Областным законом от 23 мая 2007 года N 353-18-ОЗ (газета «Волна» от 6 июня 2007 года N 43 (1055));
Областным законом от 26 июня 2008 года N 533-28-ОЗ (газета «Волна» от 15 июля 2008 года N 27 (1140)) — изменения вступают в силу с 1 января 2009 года;
Областным законом от 26 ноября 2008 года N 624-31-ОЗ (газета «Волна» от 9 декабря 2008 года N 48 (1161));
Областным законом от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ (газета «Волна» от 6 октября 2009 года N 43 (1207));
Областным законом от 22 октября 2009 года N 76-6-ОЗ (газета «Волна» от 27 октября 2009 года N 47 (1211));
Областным законом от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ (газета «Волна» от 27 декабря 2011 года N 55 (1335));
Областным законом от 4 июня 2012 года N 489-31-ОЗ (газета «Волна» от 12 июня 2012 года N 23 (1358));
Областным законом от 29 октября 2012 года N 552-34-ОЗ (газета «Волна» от 30 октября 2012 года N 43 (1378));
Областным законом от 22 апреля 2013 года N 658-39-ОЗ (газета «Волна» от 30 апреля 2013 года N 16 (1403));
Областным законом от 22 апреля 2013 года N 660-39-ОЗ (газета «Волна» от 30 апреля 2013 года N 16 (1403));
Областным законом от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ (газета «Волна» от 2 июля 2013 года N 25 (1412));
Областным законом от 21 апреля 2014 года N 118-7-ОЗ (газета «Волна» от 29 апреля 2014 года N 16 (1456));
Областным законом от 21 апреля 2014 года N 119-7-ОЗ (газета «Волна» от 29 апреля 2014 года N 16 (1456));
Областным законом от 26 сентября 2014 года N 170-10-ОЗ (газета «Волна» от 7 октября 2014 года N 39 (1479));
Областным законом от 24 октября 2014 года N 186-11-ОЗ (газета «Волна» от 4 ноября 2014 года N 43 (1483));
Областным законом от 28 сентября 2015 года N 329-19-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru (опубликовано 1.10.2015));
Областным законом от 27 ноября 2015 года N 364-21-ОЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru (опубликовано 1.12.2015)).

____________________________________________________________________
По тексту закона слова «главы администрации» заменены словом «администрации» на основании Областного закона от 23 мая 2007 года N 353-18-ОЗ.
____________________________________________________________________

Настоящий закон определяет статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы социальной поддержки многодетной семьи в Архангельской области.

Настоящий закон устанавливает систему экономических, социальных и правовых гарантий в целях создания в Архангельской области условий, обеспечивающих достойную жизнь и активную деятельностьповышение жизненного уровня многодетной семьи, оценку социальной значимости труда многодетных родителей (усыновителей) по воспитанию детей, а также улучшение демографической ситуации в Архангельской области.

Глава I. Общие положения. Статус многодетной семьи (статьи 1-3)

Глава I. Общие положения.
Статус многодетной семьи

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего закона используются следующие понятия:

многодетная семья — семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных, принятых на воспитание в приемную семью) и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста;
(абзац в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

члены многодетной семьи — родители и дети (усыновители и усыновленные). В случаях, предусмотренных настоящим законом, в качестве членов многодетной семьи учитываются приемные родители и дети, принятые на воспитание в приемную семью;;
(абзац в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

социальная поддержка многодетных семей — комплекс экономических, социальных и правовых гарантий, предоставляемых многодетным семьям.

региональный материнский (семейный) капитал (далее — материнский (семейный) капитал) — единовременная денежная выплата за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении), принятия на воспитаниетретьего ребенка или последующих детей.
(абзац в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Порядок регистрации многодетной семьи

Многодетная семья ежегодно регистрируется государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи.
(абзац в редакции Областного закона от 21 июня 2006 года N 182-11-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

В случае, если в соответствии с настоящим законом право на предоставление мер социальной поддержки имеют многодетные семьи, проживающие на территории Архангельской области, в составе которых имеются дети, принятые на воспитание в приемную семью, регистрация таких семей осуществляется государственным учреждением социальной защиты населения в порядке, предусмотренном для регистрации многодетных семей.
(абзац дополнительно включен на основании Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ )

Основанием для регистрации многодетной семьи является заявление одного из родителей (усыновителей), предоставленное в государственное учреждение социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи, с приложением документов, подтверждающих состав семьи.
(абзац в редакции Областного закона от 21 июня 2006 года N 182-11-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Порядок регистрации многодетных семей устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.
(абзац в редакции областного закона от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Статья 3. Документ, подтверждающий статус многодетной семьи

Документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей (усыновителей) государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи.
(абзац в редакции Областного закона от 21 июня 2006 года N 182-11-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Форма и порядок выдачи удостоверения устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области.
(абзац в редакции областного закона от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Глава II. Меры социальной поддержки многодетной семьи (статьи 4-6)

Глава II. Меры социальной поддержки
многодетной семьи

Статья 4. Право многодетной семьи на предоставление мер социальной поддержки

Право на предоставление мер социальной поддержки имеют многодетные семьи, проживающие на территории Архангельской области и зарегистрированные государственным учреждением социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) многодетной семьи.
(абзац в редакции Областного закона от 21 июня 2006 года N 182-11-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, при определении права многодетной семьи на предоставление мер социальной поддержки в составе семьи не учитываются.

Статья 5. Меры социальной поддержки

1. Многодетным семьям гарантируется в первоочередном порядке:

1) прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования;

2) прием детей в оздоровительные детские учреждения;

3) предоставление земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества.
(подпункт в редакции областным законом от 26 сентября 2014 года N 170-10-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

2. Многодетным семьям (за исключением многодетных семей, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи) в качестве дополнительных мер поддержки в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ппредоставляются следующие меры социальной поддержки:
(абзац в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

1) компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги (платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, платы за отведение сточных вод), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
(подпункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 658-39-ОЗ; в редакции Областного закона от 27 ноября 2015 года N 364-21-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

1.1) компенсация расходов в размере 30 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанной исходя из объема фактически потребляемых услуг, но не более нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
(подпункт дополнительно включен на основании Областного закона от 27 ноября 2015 года N 364-21-ОЗ)

1.2) компенсация расходов в размере 30 процентов платы за сбор и транспортирование (вывоз) твердых коммунальных отходов, которые образуются в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов;
(подпункт дополнительно включен на основании Областного закона от 27 ноября 2015 года N 364-21-ОЗ)

2) ежемесячная денежная выплата на приобретение твердого топлива в размере 193 рублей семьям, проживающим в домах, имеющих печное отопление;
(подпункт в редакции Областного закона от 22 апреля 2013 года N 658-39-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

3) компенсация части платы, взимаемой с родителей (усыновителей) за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования (далее — родительская плата), в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(подпункт в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

4) ежемесячная денежная выплата на проезд для учащихся общеобразовательных учреждений или учреждений начального профессионального, среднего профессиональногои высшего профессионального образования в размере 200 рублей в городской местности и 250 рублей в сельской местности в период с 1 сентября по 31 мая;
(абзац в редакции областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ- см. предыдущую редакцию)

5) ежемесячная денежная выплата на питание ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении или учреждениях начального профессионального, среднего профессиональногои высшего профессионального образования, в размере 440 рублей в период с 1 сентября по 31 мая;
(подпунк в редакции областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ- см. предыдущую редакцию)

6) ежегодная денежная выплата на приобретение одежды для ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении или учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в размере 1929 рублей.
(подпунк в редакции областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ- см. предыдущую редакцию)

7) бесплатное посещение членами многодетной семьи один раз в месяц государственных музеев Архангельской области;
(подпункт в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

8) материнский (семейный) капитал в соответствии со статьей 7 настоящего закона;
(подпунк дополнительно включен на основании областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ) — изменения вступают в силу с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года

9) единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей на ребенка;
(подпунк дополнительно включен на основании областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ) — изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 года

10) субсидия семье, воспитывающей шесть и более детей, на приобретение транспортного средства в размере не более одного миллиона рублей;
(подпунк дополнительно включен на основании областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ) — изменения вступают в силу с 1 января 2013 года

11) субсидия на улучшение жилищных условий при рождении (усыновлении) седьмого ребенка или последующих детей в размере не более двух миллионов рублей.
(подпунк дополнительно включен на основании областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ) — изменения вступают в силу с 1 января 2013 года

12) ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей (далее также — ежемесячная денежная выплата) в соответствии со статьей 8.1 настоящего закона.
(подпунк дополнительно включен на основании областного закона от 29 октября 2012 года N 552-34-ОЗ)

3. В случае, если в качестве членов многодетной семьи учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, таким многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ )

1) бесплатное посещение членами приемной семьи один раз в месяц государственных музеев Архангельской области;

2) материнский (семейный) капитал в соответствии со статьей 7 настоящего закона;

3) единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 ООО рублей на ребенка;

4) субсидия семье, воспитывающей шесть и более детей (в том числе приемных детей), на приобретение транспортного средства в размере не более одного миллиона рублей.

Мера социальной поддержки, предусмотренная подпунктом 4 настоящего пункта, предоставляется не ранее чем по истечении одного года со дня наступления основания ее предоставления.

Многодетным семьям, указанным в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются также гарантии, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

4. В случаях, когда родители (усыновители) имеют в соответствии с законодательством Российской Федерации право на компенсацию, указанную в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, в размере 20 процентов родительской платы, дополнительно выплачивается компенсация в размере 30 процентов указанной платы.
(пункт в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

5. При установлении фактов нецелевого использования денежных выплат родителями (усыновителями), приемными родителями предоставление мер социальной поддержки приостанавливаетмя или прекращается.
(пункт в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям и контроля за целевым использованием предоставленных денежных средств устанавливается постановлением Правительства Архангельской области.
(абзац в редакции областного закона от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ — см. предыдущую редакцию)
(нумерация пунктов на основании Областного закона от 23 мая 2007 года N 353-18-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

6. В целях предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктами 1 и 1.1 пункта 2 настоящей статьи, применяются следующие нормативы:

1) нормативы потребления электрической энергии, установленные постановлением Правительства Архангельской области;

2) нормативы потребления в жилых помещениях холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, газа, бытового газа в баллонах, коммунальной услуги по отведению сточных вод, установленные постановлениями уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере утверждения нормативов потребления коммунальных услуг;

3) нормативы потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, услуги по отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, установленные постановлением уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере утверждения нормативов потребления коммунальных услуг.
(пункт в редакции Областного закона от 27 ноября 2015 года N 364-21-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

7. Меры социальной поддержки в части оплаты коммунальных услуг, предусмотренные подпунктами 1 и 1.1 пункта 2 настоящей статьи, предоставляются многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, по месту жительства (пребывания) многодетной семьи, по которому семья зарегистрирована государственным учреждением социальной защиты населения в качестве многодетной в соответствии со статьей 4 настоящего закона, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
(пункт дополнительно включен на основании Областного закона от 27 ноября 2015 года N 364-21-ОЗ)

Статья 6. Поощрение многодетных семей

Для поощрения многодетных семей (а также семей, являвшихся многодетными в период со 2 марта 1994 года по 31 декабря 2005 года), достойно воспитавших троих детей до достижения восьмилетнего возраста, учреждается специальный диплом «Признательность» и выплачивается единовременное вознаграждение в размере 5000 рублей.
(абзац в редакции Областного закона от 23 мая 2007 года N 353-18-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Решение о поощрении многодетной семьи, а также семьи, являвшейся многодетной в период со 2 марта 1994 года по 31 декабря 2005 года, принимается распоряжением Губернатора Архангельской области по представлению органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов (для межселенных территорий) или городских округов Архангельской области.
(абзац в редакции областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ- см. предыдущую редакцию)

Положение о специальном дипломе «Признательность» утверждается постановлением Правительства Архангельской области.
(абзац в редакции областного закона от 23 сентября 2009 года N 64-5-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

Глава III. Заключительные положения (статьи 7-8)

Глава III. Заключительные положения

Статья 7. Материнский (семейный) капитал

1. Одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), родившему (усыновившему) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2012 года, одному из приемных родителей по их выбору, приемному родителю, принявшему на воспитание в семью третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2014 года, выплачивается материнский (семейный) капитал при соблюдении на день обращения за выплатой материнского (семейного) капитала следующих условий:
(абзац в редакции Областного закона от 21 апреля 2014 года N 119-7-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

1) наличие гражданства Российской Федерации у лица, обратившегося за получением материнского (семейного) капитала (далее — заявитель), и у ребенка, на которого выплачивается материнский (семейный) капитал;

2) проживание на территории Архангельской области в течение не менее трех лет;
( абзац в редакции областного закона от 4 июня 2012 года N 489-31-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

3) наличие статуса многодетной семьи;

4) многодетной семьей ранее не реализовано право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим законом, а также в соответствии с законами других субъектов Российской Федерации.

2. В предоставлении материнского (семейного) капитала отказывается в случае, если заявитель лишен родительских прав (в отношении его отменено усыновление ребенка).
(пункт в редакции Областного закона от 24 октября 2014 года N 186-11-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

3. Материнский (семейный) капитал выплачивается однократно в размере 50 000 рублей на личные нужды.

4. Право на получение материнского (семейного) капитала возникает не ранее чем по истечении двух месяцев со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, а в случае принятия на воспитание в семью третьего ребенка или последующих детей — не ранее чем по истечении одного года со дня принятия ребенка на воспитание.
(пункт в редакции Областного закона от 27 июня 2013 года N 710-41-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

5. Право на получение материнского (семейного) капитала возникает независимо от наличия права на предоставление дополнительных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Порядок выплаты материнского (семейного) капитала, а также форма сертификата о выдаче материнского (семейного) капитала устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области.
(статья дополнительно включен на основании областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ) — изменения вступают в силу с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года

Статья 8. Реестр лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, и реализации указанного права осуществляется ведение реестра лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала.

2. Порядок формирования и ведения реестра лиц, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала, устанавливается Правительством Архангельской области.
(подпунк дополнительно включен на основании областного закона от 16 декабря 2011 года N 403-27-ОЗ) — изменения вступают в силу с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года

Статья 8.1. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей

Статья 8.1. Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей
(статья дополнительно включен на основании областного закона от 29 октября 2012 года N 552-34-ОЗ)

1. Одному из родителей (усыновителей) по их выбору, единственному родителю (усыновителю), родившему (усыновившему) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 года, однократно назначается и выплачивается ежемесячная денежная выплата при соблюдении на день обращения за назначением указанной выплаты следующих условий:
(абзац в редакции Областного закона от 28 сентября 2015 года N 329-19-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

1) наличие гражданства Российской Федерации у лица, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты (далее — заявитель), и у ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата;

2) проживание на территории Архангельской области в течение не менее трех лет;

3) наличие статуса многодетной семьи;

4) среднедушевой доход семьи не превышает среднедушевой доход населения на территории Архангельской области;

4.1) многодетной семьей ранее не реализовано право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с настоящей статьей;
(подпункт дополнительно включен на основании Областного закона от 28 сентября 2015 года N 329-19-ОЗ)

5) возраст ребенка, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата, не превышает трех лет.

2. В назначении ежемесячной денежной выплаты отказывается, а выплата ранее назначенной ежемесячной денежной выплаты прекращается в следующих случаях:

1) при отсутствии условий, предусмотренных в подпунктах 1-4.1 пункта 1 настоящей статьи;
(подпункт в редакции Областного закона от 28 сентября 2015 года N 329-19-ОЗ — см. предыдущую редакцию)

2) заявитель лишен родительских прав (в отношении его отменено усыновление ребенка);

3) достижение ребенком, на которого выплачивается ежемесячная денежная выплата, возраста трех лет;

4) поступление ребенка, на которого осуществляется ежемесячная денежная выплата, на полное государственное обеспечение.

3. Ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается в размере установленной областным законом от 19 сентября 2001 года N 64-8-03 «О прожиточном минимуме в Архангельской области» величины прожиточного минимума для детей в целях установления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей.

4. Право на назначение и выплату ежемесячной денежной выплаты возникает начиная с первого числа месяца, в котором подано заявление.

5. Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, положение о порядке учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной денежной выплаты, устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области.

Статья 9. Финансирование мер социальной поддержки

1. Финансирование расходов, связанных с предоставлением установленных настоящим законом мер социальной поддержки многодетным семьям, за исключением меры социальной поддержки многодетным семьям, указанной в статье 8.1 настоящего закона, производится за счет средств областного бюджета.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки многодетным семьям, указанной в статье 8.1 настоящего закона, производится за счет средств федерального бюджета и областного бюджета.

2. Размеры денежных выплат, установленные настоящим законом, увеличиваются (индексируются) в соответствии с областным законом об областном бюджете, за исключением ежемесячной денежной выплаты, указанной в статье 8.1 настоящего закона.

Размер ежемесячной денежной выплаты, указанной в статье 8.1 настоящего закона, увеличивается (индексируется) в соответствии с областным законом от 19 сентября 2001 года N 64-8-03 «О прожиточном минимуме в Архангельской области».

Статья 10. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Глава администрации области
Н.И. Киселев

г. Архангельск
22 июня 2005г.
N 55-4-ОЗ

Редакция документа
с учетом изменений и дополнений

Это интересно:

  • Мировой суд 372 СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 372 ТАГАНСКОГО РАЙОНА (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Телефон суда: (495) 911-54-19 ; адрес суда района Таганский смотрите ниже. Разрешение юридических вопросов без Вашего участия и присутствия в […]
  • Выслуга лет при выходе на пенсию мвд Увеличение выслуги лет в МВД до 25 лет в 2018 году Пенсионная реформа за последние пару лет произвела немалый фурор. Мнения граждан разошлись: одни уверены, что пенсионная реформа лишь ухудшит положение российских пенсионеров, […]
  • Регистрация ооо на третьих лиц Пошаговая регистрация ООО Регистрация ООО шаг за шагом Наиболее распространенная на сегодняшний день гражданско-правовая форма юридического лица – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Здесь мы постарались описать […]
  • Клуб ла коста сайт как вернуть деньги Вся правда о Клубе Ла Коста Клуб Ла Коста использует только "честные" методы привлечения новых клиентов. Вот и этот форум с полезной и полной информацией о деятельности клуба приказал долго жить. И это не первый случай, когда […]
  • Развод находясь в другом городе Можно ли развестись находясь в другом регионе? Отвечу на ряд Ваших вопросов. 1. Развестись вы можете, не находясь в Красноярске, а находясь в другом месте, например, в Якутии. Обращаю Ваше внимание на следующие статьи […]
  • Стоимость заявления на развод в 2018 году Сколько стоит развод в 2018 году? Предпринимая такой серьезный шаг, как прекращение семейных отношений, супруги меньше всего задумываются о том, сколько надо платить за развод. На фоне вопросов, связанных с несогласием […]
  • Где можно оформить дарственную на землю Оформление дарственной на землю, дачу Составьте договор дарения у нас за 40 минут! Возможно он-лайн. Договоры, составленные в нашей организации, всегда регистрирует Росреестр. ! Важная новость от адвоката. В 2018 году все еще […]
  • Ч 2 ст 247 гк рф судебная практика Статья 247. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности 1. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении […]