Выселение должника и вселение взыскателя

Выселение должника и вселение взыскателя

Порядок исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя

Принудительное исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя состоит из нескольких этапов:

Принудительное исполнение исполнительного документа о вселении взыскателя состоит из нескольких этапов:

— во-первых, судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе о вселении взыскателя;

— во-вторых, если должник по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя, продолжает препятствовать вселению, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора и предупреждает его о том, что вселение взыскателя будет производиться принудительно без дополнительного извещения должника;

— в-третьих, судебным приставом-исполнителем проводятся мероприятия по принудительному фактическому вселению взыскателя.

В статье 108 Федерального закона « Об исполнительном производстве » содержится определение принудительного вселения взыскателя. Под вселением понимается обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживание (пребывание) в нем.

Присутствующему при вселении должнику разъясняется, что производится принудительное вселение и он обязан не чинить взыскателю препятствий в проживании (пребывании). В данной ситуации должник — это лицо, которое своими действиями создало препятствие для пользования взыскателем помещением.

Для удостоверения факта, содержания и результатов вселения к участию в обязательном порядке привлекаются понятые. В тех случаях, когда имеется предположение о том, что со стороны должника последуют деяния, препятствующие совершению исполнительных действий, а также опасность для жизни или здоровья судебного пристава-исполнителя, при совершении вселения взыскателя присутствуют должностные лица органов внутренних дел.

Результаты исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя оформляются судебным приставом-исполнителем актом о вселении.

В акте о выселении отражается следующее:

— дата и место составления акта;

— наименование подразделения судебных приставов, также фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего акт;

— номер и дата возбуждения исполнительного производства;

— указание на исполнительный лист, на основании которого производится вселение;

— фамилия, имя и отчество понятых, в присутствии которых совершаются исполнительные действия, их место жительства и регистрация;

— фамилия, имя и отчество взыскателя, подлежащего вселению;

— по какому адресу осуществляются исполнительные действия по вселению;

— в какое помещение и кому обеспечен беспрепятственный вход и проживание, а также фиксируется какими мерами (например, передачей дубликата ключей, сменой дверных замков, внесением вещей и др.);

— что должнику под роспись разъяснено о том, что произведено принудительное вселение и он обязан не чинить препятствий взыскателю в проживании (пребывании);

— если имеются заявления и замечания, то о них делается соответствующая отметка;

— указывается относительно разъяснения срока и порядка оспаривания исполнительных действий;

— ставится подпись судебного пристава-исполнителя, понятых, а также других лиц.

Фактически исполненным исполнительный документ о вселении является в том случае, если взыскателю обеспечена возможность не только входа, но и повседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением. Исходя из этого, судебный пристав-исполнитель должен убедиться в том, что взыскатель беспрепятственно пользуется помещением, и только после этого выносить постановление об окончании исполнительного производства. Срок между составлением акта о вселении и вынесением постановления об окончании исполнительного производства должен быть в рамках общего срока исполнения.

Если в течение трех лет после составления акта о вселении взыскателя должник вновь препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодатель отдельно оговаривает, что в случае воспрепятствования проживанию (пребыванию) взыскателя в жилом помещении лицом, проживающим (зарегистрированным) в указанном помещении и не являющимся должником, вопрос о вселении взыскателя решается в судебном порядке.

7.3. Особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника, вселении взыскателя и по иным жилищным делам

В данном случае существует такая последовательность совершения исполнительных действий.

2. Если должник в течение установленного срока добровольно не исполнит требования, указанные в исполнительном документе, с него взыскивается исполнительский сбор в размере 500 руб.

3. В случае неисполнения исполнительного документа о выселении должника выселение осуществляется судебным приставом-исполнителем принудительно с соблюдением следующих процедур:

а) извещение должника о дне и времени принудительного выселения, причем отсутствие должника, извещенного о дне выселения, не является препятствием для исполнения исполнительного документа;

б) выселение должника, состоящее из освобождения помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого (выселяемых), его (их) имущества, домашних животных и запрещения выселяемому (выселяемым) пользоваться освобожденным помещением; в) составление судебным приставом-исполнителем акта о выселении и описи имущества;

г) присутствие понятых, в необходимых случаях выселение производится при содействии органов внутренних дел;

д) обеспечение судебным приставом-исполнителем хранения имущества должника с возложением на него понесенных расходов;

е) реализация хранимого имущество как бесхозного, если должник не забрал его в течение двух месяцев. При этом должны соблюдаться правила ст. 225 ГК РФ;

ж) денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику;

з) не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет, а после истечения данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

Прежде всего, вселение означает обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживания (пребывания) в нем. При этом должнику разъясняется, что производится принудительное вселение и он обязан не чинить взыскателю препятствий в проживании (пребывании).

Другой важный момент: исполнительный документ считается исполненным, если взыскателю обеспечена возможность повседневного беспрепятственного пользования соответствующим помещением.

Вопрос о возобновлении исполнительного производства связан с тем, кто препятствует взыскателю повседневно пользоваться соответствующим помещением. Если таковым является должник, то это — безусловное основание возобновления исполнительного производства с использованием известных исполнительных процедур (применение штрафных санкций и др.). Если в течение трех лет после вселения должник вновь воспрепятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав-исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ.

Если же проживанию (пребыванию) взыскателя препятствует лицо, которое не является должником, исполнительное производство не может быть возобновлено и вопрос о вселении в данном случае решается в судебном порядке.

3. Исполнение требований о выселении должника, вселении взыскателя

Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно, и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Такие случаи применительно к рассматриваемой сфере определены в Законе об исполнительном производстве, а также в Законе о судебных приставах. Последний закрепляет за судебным приставом-исполнителем право входить в помещения и хранилища, занимаемые должником или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их (ст. 12 Закона о судебных приставах). Названному положению корреспондируют п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Принудительное выселение должника или вселение взыскателя по своей природе являются требованиями неимущественного характера и подлежат исполнению в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем по правилам гл. 13 Закона об исполнительном производстве.

Возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу о выселении (вселении) производится в общем порядке, т.е. на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Следует подчеркнуть, что принудительное выселение возможно не только из жилых, но и из нежилых помещений, а соответственно, круг вовлекаемых в рассматриваемые отношения субъектов не ограничивается одними лишь гражданами, но включает также и юридических лиц.

При условии, что должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, размер которого для должника-гражданина составляет всего 500 руб., а для должника-организации — 5 тыс. руб. (ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве), устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника.

Необходимо учитывать, что сам по себе факт вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора не влечет прекращения обязанности должника освободить помещение или прекратить чинить препятствия для вселения. Соответственно, пристав должен вынести постановление о назначении нового срока исполнения (выселения). При этом в отличие от прежнего Закона об исполнительном производстве 1997 г., в котором легитимность действий пристава по выселению напрямую ставилась в зависимость от факта извещения должника о дне и времени принудительного выселения (ст. 75), действующий Закон такого указания не содержит. Более того, в постановлении о назначении нового срока пристав обязан лишь предупредить должника о том, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника (ч. 1 ст. 107 Закона об исполнительном производстве; Приложение N 59 к Приказу ФССП России от 31.01.2011 N 28 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе принудительного исполнения исполнительного документа»). Данное правило формализует процедуру выселения и позволяет на практике обеспечить своевременное применение мер принудительного исполнения, что, разумеется, повышает гарантии защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов взыскателей.

Схожий порядок предусмотрен и для вселения взыскателей в рамках исполнительного производства. Вместе с тем обращает на себя внимание некоторое отличие в установленной процедуре. Так, если при выселении пристав устанавливает как минимум два срока должнику (срок для добровольного исполнения, а затем новый срок для выселения — ч. 1 ст. 107 Закона об исполнительном производстве), то при вселении пристав обязан предоставить должнику лишь срок для добровольного исполнения, а по истечении указанного срока выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и предупреждает его о том, что вселение взыскателя будет производиться принудительно без дополнительного извещения должника (ч. 1 ст. 108 Закона об исполнительном производстве).

Вызывает определенные сомнения обоснованность такого подхода законодателя. С одной стороны, это расходится с общими условиями исполнения требований неимущественного характера (ст. 105 Закона об исполнительном производстве), а с другой — хотя и допускается формальная возможность установления специального правила применительно к процедуре вселения, тем не менее встает банальный вопрос о его целесообразности. Закрепленные в ст. ст. 107, 108 Закона об исполнительном производстве правила в итоге приводят к существованию двух несовпадающих механизмов исполнения по своей сути однородных требований. В связи с этим представляется, что ст. 108 Закона об исполнительном производстве должна быть унифицирована со ст. ст. 105, 107 одноименного Закона.

Законодательство приводит легальные определения понятий выселения и вселения. Так, первое включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имущества, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением (ч. 2 ст. 107 Закона об исполнительном производстве). Вселение, в свою очередь, предполагает обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживание (пребывание) в нем (ч. 2 ст. 108 Закона об исполнительном производстве).

Следуя буквальному прочтению изложенных выше определений, получается, что выселение по смыслу статьи охватывает лишь случаи освобождения жилых помещений. В свою очередь, вселение распространяется уже не только на жилые, но и на нежилые помещения. Возникает вопрос о допустимости применения нормы ст. 107 Закона об исполнительном производстве к исполнению исполнительных документов об освобождении нежилых помещений.

Анализ арбитражной практики убедительно показывает, что суды при рассмотрении законности и обоснованности совершаемых исполнительных действий и применяемых мер принудительного исполнения склонны распространять названную статью на все случаи выселения из помещений, что во многом обусловливается объективной причиной — отсутствием специального правового регулирования принудительного освобождения должником нежилых помещений. Создание же такого специального механизма, ориентированного лишь на выселение из нежилых помещений, видится нецелесообразным, так как существующая правовая регламентация вполне себя оправдывает и на практике применяется ко всем случаям выселения достаточно эффективно.

В то же время в Законе об исполнительном производстве проводится разграничение исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, путем указания на вхождение в нежилые помещения и хранилища, а также вхождение в жилые помещения (п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 64). Налицо оказывается определенная непоследовательность законодателя или же несовершенство юридической техники, что потенциально может привести к нежелательным последствиям в правоприменительной деятельности.

В данной ситуации целесообразным, с нашей точки зрения, явилось бы редакционное уточнение ст. 107 Закона об исполнительном производстве в части распространения ее действия на случаи выселения должников из всех категорий помещений.

Выселение и вселение производится с участием понятых, а в случае необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел.

Важным фактором обеспечения законности и непредвзятости действий судебного пристава в рамках применения указанных мер принудительного исполнения выступает требование об обязательном участии понятых. При этом количество понятых должно составлять не менее двух человек. Требования к кандидатуре, а также их права и обязанности определяются в соответствии со ст. ст. 59, 60 Закона об исполнительном производстве.

Что касается роли сотрудников органов внутренних дел при исполнении исполнительного документа о выселении (вселении), то она продиктована задачами полиции и, кроме того, конкретизирована в Законе об исполнительном производстве. С учетом ст. 62 названного Закона сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, во-первых, при возникновении угрозы жизни и здоровью пристава и, во-вторых, для обеспечения правопорядка на месте применения таких мер принудительного исполнения, как выселение или вселение.

Не исключается также и возможность участия при выселении (вселении) судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ст.

Нетрудно заметить, что ни на кого из перечисленных выше участников процедуры выселения или вселения не возлагается прямой обязанности по непосредственному (техническому) исполнению исполнительного документа, состоящему, в частности, во вскрытии дверей с последующим монтажом запирающих устройств, а если речь идет о выселении, то дополнительно — в освобождении помещения от имущества должника, в его перевозке и т.д. А между тем на практике указанный аспект принудительного исполнения соответствующих требований является одним из наиболее неурегулированных правовыми нормами, что в конечном счете влечет переложение бремени решения подобного рода вопросов на взыскателя.

Тем удивительнее выглядит положение, наделяющее судебного пристава-исполнителя правом при необходимости вскрывать помещения (п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах). Хотя Закон об исполнительном производстве и обходит данный вопрос стороной, но вполне очевидно, что пристав-исполнитель не располагает соответствующими техническими и организационными средствами для надлежащего совершения указанных действий.

Сложившаяся ситуация не может быть признана оптимальной по целому ряду причин, основной из которых выступает умаление законного интереса взыскателя на правильное и своевременное исполнение исполнительного документа, что в итоге осложняет решение стоящих перед исполнительным производством задач.

Вполне оправданным, на наш взгляд, стало бы возложение обязанности по техническому исполнению требований о выселении (вселении) на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, для чего необходимо обеспечить их соответствующими материально-техническими ресурсами.

В юридической литературе в свое время высказывались предложения относительно создания специализированной службы, которая бы занималась техническим обеспечением исполнения решений. Подобные инициативы едва ли должны найти поддержку, поскольку требуют значительных финансовых затрат, связанных с созданием и организацией деятельности дополнительной структуры, а самое главное, не учитывают того обстоятельства, что исполнение юрисдикционного акта — это задача именно судебных приставов (ст. 1 Закона о судебных приставах). Причем исполнение должно быть не номинальным, а фактическим.

Судебный пристав-исполнитель факт вселения взыскателя оформляет актом о вселении, а факт выселения должника — актом о выселении и описи имущества, которые выступают основанием для окончания исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение имущества выселенного должника с возложением на него понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня выселения должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает это имущество на реализацию в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве. Вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению денежные средства возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

Выше уже отмечалось, что вселение, так же как и выселение, производится с участием понятых, а в необходимых случаях — при содействии сотрудников органов внутренних дел. Однако в отличие от выселения при вселении составляется лишь акт (ч. 3 ст. 108 Закона об исполнительном производстве).

Как показывает практика, недобросовестные должники нередко практически сразу же после выселения вновь самовольно занимают помещение либо препятствуют проживанию (пребыванию) взыскателя в нем. В этой ситуации постановление об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом и само исполнительное производство возобновляется.

Любопытен факт, что применительно к случаям вселения возможность отмены постановления об окончании исполнительного производства при воспрепятствовании проживанию в помещении взыскателя специально оговорена в ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве, в которой также предусмотрена и обязанность пристава повторно произвести вселение взыскателя, а также составить в отношении должника протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.15 КоАП РФ.

Схожая норма в ст. 107 Закона об исполнительном производстве отсутствует, что, однако, не лишает возможности руководствоваться общим правилом ч. 9 ст. 47 названного Закона и отменять постановление об окончании исполнительного производства о выселении должника на этом основании.

В то же время определенные сомнения вызывает положение, обязывающее пристава составить в отношении должника в указанном случае протокол (ч. 4 ст. 108 Закона об исполнительном производстве).

Так, согласно ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа. Указанным положениям в целом корреспондирует ч. 2 ст. 105 Закона об исполнительном производстве, уточняя, что речь идет о вновь установленном сроке, т.е. сроке, который устанавливается приставом после неисполнения требований в срок для добровольного исполнения.

Отмена постановления об окончании исполнительного производства означает продолжение уже возбужденного ранее исполнительного производства. Вместе с тем и выше на это обращалось внимание, ч. 1 ст. 108 Закона об исполнительном производстве не предусматривает установление должнику нового срока для исполнения. Как следует из нормы ч. 4 ст. 108 указанного Закона, не должен он устанавливаться и при отмене постановления об окончании исполнительного производства. Следовательно, ст. 17.15 КоАП РФ оказывается неприменимой ввиду отсутствия одной из существенных характеристик объективной стороны рассматриваемого административного правонарушения — неисполнение требования в срок, установленный приставом после взыскания исполнительского сбора. Законность наложения штрафа при данных обстоятельствах может быть оспорена.

В связи с этим представляется важным, чтобы судебный пристав при исполнении требований о вселении все-таки устанавливал должнику новый срок для исполнения, даже несмотря на отсутствие прямых указаний на это в ст. 108 Закона об исполнительном производстве. Правовым основанием к предоставлению подобного срока может явиться осуществление судебным приставом-исполнителем права по собственной инициативе отложить совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве). Конечно, высказанное предложение носит скорее вынужденный характер и не подменяет собой решения указанной проблемы на нормативном уровне.

Обратите внимание: согласно ч. 2 ст. 47 Закона об исполнительном производстве подлинник исполнительного документа в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, остается в оконченном исполнительном производстве, а соответственно, не требуется обращаться в суд, вынесший решение о вселении, с заявлением о повторной его выдаче.

При воспрепятствовании проживанию (пребыванию) взыскателя в жилом помещении лицом, проживающим (зарегистрированным) в указанном помещении и не являющимся должником, вопрос о вселении взыскателя решается в судебном порядке.

Вселение и выселение

Вселение и выселение: исполнительное производство

Выселение заключается в освобождении жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от должника, имущества и домашних животных и в объявлении запрета выселяемому пользоваться освобожденным помещением. Судебный пристав обязан предпринять все меры для выполнения указанных условий.

Вселение означает обеспечение беспрепятственного входа и проживания (пребывания) в помещении взыскателя. Для этого судебный пристав должен совершить необходимые действия, в том числе передать взыскателю ключи от жилого помещения, разъяснить должнику его обязанность не чинить препятствий взыскателю в пользовании жилым помещением.

Вселение взыскателя, как правило, встречает активное противодействие со стороны должника.

Помощь практикующего юриста в исполнительном производстве

Услуги юриста
вселение в жилое помещение и выселение из него

Решение о выселении должника из занимаемого им жилого помещения вправе принять только суд.

Только после неисполнения должником требования исполнительного документа о выселении в срок для добровольного исполнения, повторно установленный приставом, происходит принудительное выселение должника.

О выселении должника судебный пристав-исполнитель составляет акт о выселении и опись имущества.

В процессе исполнения требования исполнительного документа о вселении судебный пристав-исполнитель вправе входить в жилое помещение, занимаемое должником, а при необходимости и вскрывать его. При этом согласие должника на совершение указанного исполнительного действия не требуется, а также не требуется разрешение старшего судебного пристава.

Факт вселения взыскателя фиксируется судебным приставом в акте о вселении, в котором указываются конкретные меры, предпринятые для исполнения требования исполнительного документа (например, передача ключей от жилого помещения).

После вселения взыскателя и окончания исполнительного производства должник может предпринять меры для воспрепятствования проживанию (пребыванию) взыскателя в жилом помещении. В таком случае постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем в течение 3 (трех) лет после вселения.

С такой просьбой вправе обратиться представитель взыскателя, которому должник чинит препятствия к проживанию в жилом помещении.

После отмены постановления об окончании исполнительного производства судебный пристав вновь производит вселение взыскателя, а на должника налагает административный штраф.

Юридические услуги

Подготовка заявления о возобновлении исполнения исполнительного листа о вселении

Вселение и выселение с привлечением судебного пристава

Для получения дополнительной информации и разъяснений по вопросам вселения в жилое помещение и выселения из него, пожалуйста, обращайтесь по указанному на сайте телефону или форме обратной связи.

Около 80 % новых клиентов обращаются по рекомендации тех, кто ранее пользовался правовой помощью и консультациями. Это значит, что работа сделана хорошо и с максимальным усердием.

7.7. Исполнение исполнительного документа о выселении и вселении

Выселение включает в себя освобождение жилого помещения, указанного в исполнительном документе, от выселяемого, его имуще­ства, домашних животных и запрещение выселяемому пользоваться освобожденным помещением. Выселение производится с участием по­нятых (в необходимых случаях — при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта о выселении и описи имущества.

Судебный пристав-исполнитель в необходимых случаях обес­печивает хранение имущества выселенного должника с возложени­ем на должника понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня выселения должник не забрал указанное имущество, то су­дебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении данного срока указан­ные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.

В случае, когда должник по истечении срока, установленного для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя, продолжает препятст­вовать вселению, судебный пристав-исполнитель выносит постанов­ление о взыскании с должника исполнительского сбора и предупре­ждает его о том, что вселение взыскателя будет производиться при­нудительно без дополнительного извещения должника.

Вселение включает в себя обеспечение судебным приставом- исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в указанное в исполнительном документе помещение и его проживания (пребы­вания) в нем. Вселение производится с участием понятых (в необхо­димых случаях — при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта.

Если в течение трех лет после вселения должник вновь вос­препятствует проживанию (пребыванию) взыскателя в указанном в исполнительном документе жилом помещении, то постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом по заявлению взыскателя. В этом случае судебный пристав- исполнитель вновь производит вселение взыскателя, а также приме­няет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае воспрепятствования проживанию (пребыванию) взы­скателя в жилом помещении лицом, проживающим (зарегистриро­ванным) в указанном помещении и не являющимся должником, во­прос о вселении взыскателя решается в судебном порядке.

Свои особенности имеет исполнение исполнительного доку­мента о выселении без предоставления другого жилого помещения и выселение с предоставлением другого жилого помещения.

В первом случае — исполнение исполнительного документа о вы­селении без предоставления другого жилого помещения — выселение производится в соответствии со ст. 75 ФЗ «Об исполнительном произ­водстве» с составлением акта о выселении и описи имущества должни­ка, передачей его на хранение должнику, а в случае отказа должника от хранения своего имущества — передачей этого имущества на хранение взыскателю или соответствующей жилищно-коммунальной службе и заканчивается вынесением постановления об окончании исполнитель­ного производства.

Во втором случае — исполнение исполнительного документа о выселении с предоставлением другого жилого помещения, судеб­ный пристав-исполнитель должен перевезти имущество должника на другую жилплощадь, указанную в исполнительном документе. Если должник отказался вселиться на новую жилплощадь, тогда су­дебный пристав-исполнитель передает имущество на ответственное хранение и ключи от квартиры взыскателю или представителю жи­лищно-коммунальной службы и выносит постановление об оконча­нии исполнительного производства.

Самовольное вселение должника в освобожденное помещение после окончания принудительного выселения является самоуправ­ством, которое может повлечь административную (ст. 166 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 330 УК РФ). Если самовольное вселение произошло до вынесения постановления об окончании исполнительного производства, то судебный пристав-исполнитель должен составить об этом соответствующий акт, который направля­ется прокурору для возбуждения уголовного дела или решения во­проса об административной ответственности виновных лиц.

Самовольное вселение, произошедшее после окончания испол­нительного производства, для судебного пристава-исполнителя ника­ких обязанностей не порождает. В этом случае к прокурору или в иной соответствующий орган может обратиться заинтересованная сторона.

В отличие от принудительного выселения, производимого с обя­зательным участием понятых, при принудительном вселении понятые участвуют лишь в случае воспрепятствования должником исполнению исполнительного документа о вселении. Если такие препятствия отсут­ствуют, судебный пристав-исполнитель может в назначенное время совершить это исполнительное действие без понятых.

Принудительное вселение состоит в обеспечении судебным приставом-исполнителем не только беспрепятственного входа взы­скателя в указанное помещение, но и его проживание в нем, тем са­мым допускается повторное принудительное вселение по одному и тому же исполнительному документу, и исполнительный документ считается исполненным лишь в том случае, если взыскателю обеспе­чена возможность повседневного беспрепятственного пользования помещением, в которое он вселен.

3.1.2. Особенности порядка реализации требования о вселении взыскателя

Сущность исполнения акта о вселении заключается в обеспечении судебным приставом-исполнителем беспрепятственного входа взыскателя в определенное помещение и проживания (пребывания) в этом помещении. Иными словами, обязанность должника заключается в бездействии, нечинении препятствий взыскателю в реализации им своего права на проживание (пребывание) в спорном помещении. При этом законодательные рамки регулирования при осуществлении процедуры вселения предусматривают только обеспечение входа в жилое помещение и только взыскателю лично, не упоминая о его имуществе. Вместе с тем возможность лица проживать (пребывать) постоянно в помещении может быть реализована при наличии определенных вещей (предметов обихода, одежды, мебели и т.п.), на воспрепятствование перемещению которых в спорное помещение также могут быть направлены действия должника. В таком случае пристав обязан обеспечить возможность вноса вещей, принадлежащих взыскателю, в помещение, куда это лицо вселяется, т.е. устранить сопротивление должника таким действиям взыскателя.

Алгоритм действий судебного пристава-исполнителя по реализации исполнительного документа о вселении в некоторой степени отличен от мероприятий по выселению:

1) при возбуждении исполнительного производства должнику предоставляется срок на добровольное исполнение требований исполнительного документа;

2) по истечении указанного срока пристав проверяет факт исполнения, а в случае неисполнения должником предписаний пристав выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора. При этом новый срок на добровольное исполнение должнику не устанавливается. Судебный пристав лишь уведомляет должника о том, что вселение будет осуществляться без дополнительного извещения .

На необоснованность различия порядков вселения и выселения указывает В.А. Гуреев, предлагая унифицировать норму ст. 108 с нормой ст. 107 Закона (см.: Гуреев В.А. Принудительное выселение должника и вселение взыскателя: полномочия судебного пристава // Законы России. 2009. N 6. С. 63).

Норма о вселении сформулирована таким же образом, что и норма о выселении, и поэтому не позволяет в процессе реализации исполнительного документа привлечь должника к административной ответственности.

При вселении должник может не присутствовать непосредственно при реализации предписания об обеспечении взыскателю свободного доступа в помещение. Однако представляется, что присутствие взыскателя и, более того, совершение им конкретных действий, свидетельствующих о его намерении получить доступ в помещение, являются существенным обстоятельством непосредственной реализации такого исполнительного документа. Также судебный пристав-исполнитель имеет право привлечь иных лиц в целях содействия исполнению, например, в случае если возникает вопрос о вскрытии помещения.

При реализации исполнительного документа о вселении пристав обязан разъяснить должнику, что должник не имеет права оказывать сопротивление взыскателю в реализации последним своего права. Поскольку обязанность бездействия носит сугубо личный характер, такое разъяснение не может быть дано представителю должника. По результатам проведенных мероприятий составляется акт о вселении, который должен отражать конкретные меры, предпринятые для исполнения требования исполнительного документа . В число таких мер могут входить внос в помещение личных вещей взыскателя, обеспечение беспрепятственного прохода в это помещение, передача ключей и т.п.

Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения / Отв. ред. И.В. Решетникова. С. 519 (автор главы — Е.А. Царегородцева).

Исполнение документа о вселении считается оконченным исключительно при условии, что взыскателю обеспечен не только беспрепятственный вход в это помещение, но и проживание (пребывание) в нем. Закон об исполнительном производстве 1997 г. содержал дополнительную оговорку о повседневном пользовании жилым помещением, подразумевая под этим не разовое волеизъявление должника не препятствовать взыскателю, а именно подчинение его воли постановлению суда.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.М. Шерстюка. М., 2008. С. 454 — 455 (автор комментария — Е.А. Борисова).

Законом об исполнительном производстве предусмотрена возможность возобновления исполнительного производства и повторного совершения действий по вселению взыскателя в течение трех лет после окончания производства. Постановление об окончании исполнительного производства отменяется старшим судебным приставом. По существу правило ч. 4 ст. 108 является дублером нормы ч. 9 ст. 47, имея только специальное действие. При этом исполнительное производство может быть возобновлено исключительно в том случае, если взыскателю препятствует только должник. После отмены постановления об окончании исполнительного производства новый срок на исполнение должнику устанавливаться не должен. Судебный пристав-исполнитель вправе сразу же приступить к совершению исполнительных действий и применить меры принудительного исполнения. Таким образом, исполнительное производство считается продолженным. Должник подлежит привлечению к ответственности: в отношении его составляется протокол о совершении им административного правонарушения. Видимо, таким правонарушением так и останется деяние, предусмотренное ст. 17.15 КоАП: неисполнение требований неимущественного характера. Поскольку условием привлечения к ответственности по указанной статье является взыскание с должника исполнительского сбора, фактически должник не может быть привлечен к административной ответственности, если до этого вселение взыскателя состоялось в течение срока на добровольное исполнение. Поэтому при возобновлении исполнительного производства после его окончания в отношении должника может быть вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, если такое постановление не было вынесено до окончания исполнительного производства. При этом сроком на добровольное исполнение должен считаться первоначально установленный должнику срок. Вместе с тем при отмене постановления об окончании исполнительного производства нуждается в проверке обстоятельство, не утратил ли взыскатель правовое основание нахождения в указанном помещении, поскольку жилищные правоотношения, несмотря на длительность существования, могут быть прекращены по воле сторон.

При вселении взыскателю могут препятствовать не только должник, но и иные лица. В этом случае судебный пристав-исполнитель обязан проверить наличие каких-либо прав в отношении указанного помещения у препятствующего исполнению лица. В случае установления такого права исполнительное производство должно быть окончено после возвращения исполнительного документа . Однако если третьи лица стали препятствовать взыскателю в осуществлении им своего права на проживание (пребывание) в помещении после окончания исполнительного производства фактическим исполнением, то исполнительное производство, в соответствии с ч. 5 ст. 108 Закона об исполнительном производстве, не может быть возобновлено, данный вопрос должен решаться в самостоятельном судебном заседании.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учеб.-метод. пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. 2-е изд., испр. и перераб. С. 593 (автор главы — Л.В. Белоусов).

Это интересно:

  • Первомайский мировой суд участок 5 Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки №1, 3-5,8-9 Первомайского […]
  • Законы при рождении первого ребенка Путин подписал закон о ежемесячных выплатах при рождении первого ребенка Президент России Владимир Путин подписал закон о введении ежемесячных выплат при рождении первого ребенка. Документ опубликован на официальном сайте […]
  • Земельный участок в пригородном Продажа земельных участков без посредников в Краснодаре п.Пригородный Купить участок в Краснодаре. Объявления от собственников. Просторные квартиры в зеленом районе Краснодара АКЦИЯ. 1-комнатная квартира 43.01 м² со скидкой […]
  • Воинская часть новороссийск алексино Воинская часть новороссийск алексино ТЕЛ. 8-961-536-05-69- НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ ТЕЛ. 8-918-640-89-02-ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ШТАБА Более детальную информацию о фирме (организации, компании), вы можете получить на […]
  • Отдых на рабочем месте трудовой кодекс Статья 108 ТК РФ. Перерывы для отдыха и питания Текст статьи. Комментарии к статье Изменение времени обеда на работе По ст 108 ТК РФ перерыв для приёма пищи и отдыха работникам предоставляется обязательно. Длиться он может от 30 […]
  • Регистрация в ростове на дону для иностранных граждан Миграционный учет и FIFA: изменились правила постановки на миграционный учет граждан иностранных государств на территории России во время Кубка конфедераций FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 Регламент, […]
  • Коап по роспотребнадзору Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей СТ 23.49 КоАП РФ 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный […]
  • Задержание несовершеннолетнего избрание меры пресечения Статья 423. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения СТ 423 УПК РФ 1. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого, а также применение к […]