Внесение изменений в программу развития школы

Методическая разработка на тему:
«Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации»

В работе приведены методические рекомендации для разработки программы развития образовательной организации. Использованы материалы дипломной работы автора разработки по курсу «Менеджмент в образовании» (работа защищалась в 2016 году).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации

Структура программы развития ОО, описанная в рекомендациях, действующих до 2016 года Структура, рекомендуемая ФЦПРО на 2016 – 2020 годы

Что представляет собой образовательный заказ (стандарт), предъявляемый к деятельности образовательного учреждения, зафиксированный в нормативно-правовых документах? Что представляет собой модель образовательного учреждения в содержании законодательных документов, включая нормативные акты? Возможности развития ОО?

Чтобы разработать Программу развития ОУ необходимо последовательно ответить на следующие вопросы: Что мы хотим изменить? Что не устраивает в полученных образовательных результатах учащихся? Цель Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? Ключевая проектная идея Что для этого у нас есть и что потребуется? SWOT -анализ сильных и слабых сторон Как мы это будем изменять? Что мы будем делать? Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? Риски и мероприятия по их минимизации Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? Финансовый план

Основные этапы разработки Программы развития и ожидаемые результаты (основа «дорожной карты») Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО

Паспорт программы Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения . Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Обоснование ресурсного обеспечения Программы Механизм реализации Программы Оценка социально-экономической эффективности Программы

Требования к программе развития ОО и пути их обеспечения

Спасибо за внимание!

Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа. ТРЕБОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТИ противоречия АНАЛИЗ соответствие деятельности ОО целям государственной политики выявление причин, снижающих эффективность выявление несоответствия результатов деятельности ОО ожиданиям внешней среды

SWOT — стратегия Внешняя среда Возможности ( O ) Угрозы ( T ) Вну-трен-няя среда Сильные стороны ( S ) I . Стратегия развития II . Стратегия эксперимента Слабые стороны ( W ) III . Стратегия компенсации IV . Стратегия защиты

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы»

Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения . Стратегия развития школы. Цель и задачи программы развития Сроки и этапы реализации программы Индикаторы и показатели, отражающие ход выполнения программы

Цель программы развития ……….. Для достижения поставленной цели выделим направления программы развития и определим задачи по каждому направлению: Направление «…………» Задача 1 ….. Задача 2 ….. Направление «…………» Задача 1 ….. Задача 2 …..

Мероприятия Программы и комплексные проекты, обеспечивающие реализацию задач Программы Структура проекта: ключевые проблемы, замысел, социальный эффект, цель и задачи, этапы, календарный план мероприятий, критерии оценки и инструментарий, финансирование, орган контроля.

Обоснование ресурсного обеспечения Программы Таблица целевых индикаторов государственных программ в сфере общего образования Возможные мероприятия (проекты)

Оценка социально-экономической эффективности Программы эффективность Отношение результатов к….. ценностям современного образования потребностям ребенка, общества, экономики целям, поставленным перед ним государственной образовательной политикой затратам

Предварительный просмотр:

Программа развития ОО как вектор обновления деятельности образовательной организации»

Дробот Н. В., заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №5 (МО «Алданский район»)

Сложившееся в настоящее время положение российской системы образования можно охарактеризовать как вступление в период постоянных изменений образовательных и управленческих практик.

Происходящие изменения закрепляются в законодательстве и нормативно-правовом поле.

В частности, в соответствии со ст. 28 ч. 3 п. 7 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся …разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации . ».

Перед каждым начинающим (и не только начинающим) современным руководителем образовательной организации встает множество вопросов, связанных с данной компетенцией. К таким вопросам, в частности, можно отнести следующие:

  • что собой представляет Программа развития ОО в рамках современной политики государства в сфере образования и науки? Какова ее структура?
  • Существуют ли единые подходы в практике разработки программ развития в логике реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования?
  • И др.

Программа развития ОО – продукт коллективного творчества и не подлежит нормированию. Таким образом, нельзя выдвинуть жесткие нормативы и требования к ее структуре. Однако накопленные управленческие знания позволяют обозначить несколько компонентов программы развития, которые в той или иной степени должны быть ей присущи.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 №497 (ред. от 14.09.2016) предложена иная структура Программы развития.

Составим сравнительную таблицу структуры Программы развития, описанную в рекомендациях, действующих до 2016 года, и структуру, рекомендуемую в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы:

Структура программы развития ОО, описанная в рекомендациях, действующих до 2016 года

Структура, рекомендуемая в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы

  • Паспорт Программы
  • Паспорт Программы

Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа развития.

  1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.

Раздел 2. Основные цели и задачи целевой программы, сроки и этапы ее реализации, перечень индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения.

  1. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Раздел 3. Мероприятия программы развития.

  1. Мероприятия Программы и комплексные проекты , обеспечивающие реализацию задач Программы

Раздел 4. Описание ресурсного обеспечения программы.

  1. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
  1. Механизм реализации Программы

Раздел 5. Оценка эффективности целевой программы (ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы – измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам.

  1. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Таким образом, в сложившейся ситуации институциональных преобразований деятельности образовательного учреждения Программа его развития должна являться по форме проектно – целевой программой.

Проектирование программы развития образовательной организации на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» начинается с дифференциации образовательной программы и собственно программы развития.

Содержание образовательной деятельности ОО регулируется образовательной программой – документом, в котором определены цели, содержание, технологии, результаты изменений учащихся в ходе образовательной деятельности.

В свою очередь, Программа развития образовательного учреждения описывает изменения в инфраструктуре ОО, обеспечивающие выполнение образовательной программы. Такое разделение позволяет не смешивать в содержании одного документа компоненты, относящиеся к разным сторонам образовательной деятельности ОО (рис.1).

В настоящее время социальное окружение рассматривает образовательную организацию как условие и/или инструмент выполнения своего образовательного задания, поэтому к ОО предъявляются требования как к инструменту – максимально соответствовать выполнению предназначенной функции. Особенно это заметно в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), которые можно рассматривать как государственное задание, т.е. систему требований к образовательному учреждению.

Таким образом, приступая к анализу возможностей развития образовательного учреждения, необходимо ответить на вопросы:

  • Что представляет собой образовательный заказ (стандарт), предъявляемый к деятельности образовательного учреждения, зафиксированный в нормативно-правовых документах?
  • Что представляет собой модель образовательного учреждения в содержании законодательных документов, включая нормативные акты?

Чтобы разработать Программу развития образовательного учреждения необходимо последовательно ответить на следующие вопросы:

  1. Что мы хотим изменить? Что не устраивает в получаемых образовательных результатах учащихся? ( Цель ).
  2. Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? ( Ключевая проектная идея ).
  3. Что для этого у нас есть и что потребуется? ( SWOT-анализ сильных и слабых сторон- наличных и отсутствующих ресурсов ).
  4. Как мы это будем изменять? Что будем делать? ( Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план ).
  5. Как мы будем оценивать достижение поставленных целей? ( Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса ).
  6. Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? ( Риски и мероприятия по их минимизации ).
  7. Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? ( Финансовый план ).

С управленческой точки зрения Программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения.

Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице:

Таблица 1. Этапы принятия управленческого решения при разработке программы развития ОО

  1. Сбор информации о возможных проблемах

Наблюдение за внутренней средой организации

Наблюдение за внешней средой

  1. Выявление и определение причин возникновения проблемы

Описание проблемной ситуации

Выявление организационного звена, где возникла проблема

Оценка ее важности

Выявление причин возникновения проблемы

  1. Формулирование целей решения проблемы

Определение целей организации

Формулировка целей решения проблемы

  1. Обоснование стратегии решения проблемы

Детальное описание объекта

Определение области изменения переменных факторов

Определение требований к решению

Определение критериев эффективности решения

  1. Разработка вариантов решения

Декомпозиция задачи на подзадачи

Поиски идей решения по каждой подзадаче

Построение моделей и проведение расчетов

Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

Обобщение результатов по каждой подзадаче

Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче

Разработка вариантов решения всей задачи

  1. Выбор лучшего варианта

Анализ эффективности вариантов решения

Оценка влияния неуправляемых параметров

  1. Корректировка и согласование решения

Проработка решения с исполнителями

Согласование решения с функционально взаимодействующими службами

  1. Реализация решения

Подготовка рабочего плана реализации

Реализация рабочего плана

Внесение изменений в решение в ходе реализации

Оценка эффективности принятого и реализованного решения

Основные этапы разработки Программы развития и ожидаемые результаты (основа «дорожной карты»).

Готовность разработчиков и ресурсов к началу работы над программой (результаты).

Принятие решения о необходимости и сроках подготовки программы.

Принятие решения, его оформление и доведение до всего коллектива.

Создание и запуск системы управления проектом по разработке программы.

Определение и распределение ответственности за разработку программы, планирование работы, запуск системы стимулирования и контроля.

Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу возможных партнеров внутри и вне школы.

Расширение числа разработчиков программы и её исполнителей.

Организация рабочих групп по разработке программы, их обучение и обеспечение ресурсами.

Готовность разработчиков к действиям.

Подготовка необходимых ресурсов и материалов, создание условий для работы.

Готовность условий и ресурсов.

Поиск дополнительных ресурсов, дополнительный инструктаж для сотрудников.

Полная готовность к работе.

Основной этап: этап разработки программы как документа.

Готовность первого варианта программы.

Подготовка аннотации и введения к программе.

Аннотация и введение к программе.

Описание объективных биографических данных о школе: история школы, современное состояние, констатация достигнутого уровня развития.

Информационная справка о школе.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды школы.

Данные анализа и прогноза. Выводы об условиях жизнедеятельности школы и влияниях среды на школу в будущем.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа школе.

Данные анализа и прогноза. Выводы об исходном социальном заказе.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения в ресурсном обеспечении школы.

Данные анализа и прогноза. Соотнесение нового заказа и ресурсных возможностей школы по его выполнению. Выводы о социальном заказе, принимаемом к исполнению.

Анализ и оценка достижений школы.

Данные анализа и оценки. Вывод о главных достижениях школы за годы и достоинствах, лежащих в их основе.

Анализ и оценка инновационной среды и потенциала школы. Прогноз отношения к изменениям со стороны работников школы и её партнеров.

Данные анализа и оценки. Выводы о возможностях развития школы, «точках роста», о силах поддержки изменений в школе и силах сопротивления новому. Действия руководителя школы по расширению сил поддержки нововведений в школе. Расширение базы для успешного развития школы.

Проблемный анализ состояния дел в школе.

Система ключевых проблем в школе и их причин.

Разработка образа желаемого будущего состояния школы и её результатов.

Концепция нового состояния школы как общего желаемого результата инновационных процессов в школе.

Разработка и описание стратегии перехода школы в новое состояние.

Области, направления, способы, этапы и задачи перехода школы в новое состояние.

Конкретизация целей ближайшего этапа развития школы.

Формулировка целей ближайшего этапа для образовательной и других подсистем школы.

Разработка и описание плана действий по реализации идей программы.

Конкретный и контролируемый план действий.

Сборка и первичное редактирование текста программы.

Готовность первого варианта программы.

Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений.

Утверждение программы и принятие решения о переходе к её выполнению.

Оценка и первичная коррекция программы развития в школе.

Внесение изменений и поправок в первый вариант текста.

Передача программы на независимую внешнюю экспертизу, оценка программы экспертами.

Получение заключений независимых внешних экспертов, и корректировка программы в случае необходимости по результатам этих заключений.

Информирование коллектива о ходе работы, организация обсуждения и утверждения программы.

Согласованное понимание целей программы и работ, которые надо выполнить. Согласование (утверждение) программы развития органом государственно-общественного управления школой. Принятие и утверждение программы школьным коллективом.

Передача программы на согласование и официальную экспертизу. Представление и защита программы руководством школы. Принятие решений по программе.

Итоговое решение об утверждении программы и переходе к её выполнению, о дополнительном финансировании и поддержке программы органами управления.

Представленный вариант «дорожной карты» разработчики программы развития самостоятельно дополняют полями «сроки» и «ответственные (или исполнители)».

(наименование образовательного учреждения по Уставу)

на _________/_________ годы

(заполняется в виде таблицы)

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Основания для разработки программы развития.

Указываются нормативные документы, на основании которых разработана Программа

Основные разработчики Программы

Разрабатывает программу развития педагогический коллектив ОО, программа может быть принята на заседании педагогического совета или совета трудового коллектива (в соответствии с Уставом). Программа может быть согласована с различными партнерскими организациями ОО. Учредитель ОО утверждает (согласовывает) программу развития. Согласование представляется особо значимым в тех случаях, когда ОО планирует в целях реализации Программы запрашивать у Учредителя дополнительные ресурсы.

Цели и задачи Программы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

Сроки и этапы реализации программы (подпрограмм, проектов)

Наиболее эффективным является применение формата Программы для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности».

Перечень подпрограмм (проектов) и основных мероприятий

Объем и источники финансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и ее социально-экономическая эффективность

Система организации контроля реализации Программы

  1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.

Потребность в Программе развития возникает в случае, если выполнена предыдущая Программа развития, либо тогда, когда перед ОО появляется проблема, решить которую невозможно в рамках текущей деятельности. Иными словами, общество инициирует процесс изменений в образовательной деятельности, нормативно не определив роль ОО в этом процессе. Пытаясь самостоятельно определить свою роль в этом процессе, ОО формулирует свое собственное видение проблем и способов их решения в Программе развития.

Поэтому структура Целевой программы предполагает, что ключевую позицию в содержании Программы развития образовательного учреждения занимает проблема (или проблемы), затрудняющая развитие образовательного учреждения.

Как же выявить эти проблемы? На современном этапе институциональных преобразований развитие образовательного учреждения рассматривается как развитие эффективной образовательной организации в условиях реформирования бюджетной сферы государства. Это означает, что основное противоречие в развитии образовательного учреждения находится между требованиями государственной политики в сфере образования к ОО и его возможностями этим требованиям соответствовать. Таким образом, процесс выявления проблемы развития образовательного учреждения является:

  • процессом анализа соответствия деятельности ОО целям государственной политики в сфере образования, результатом которого станет формулировка причин, порождающих несоответствие, и возможных сценариев их устранения;
  • процессом оценки степени эффективности образовательной деятельности ОО в контексте социально-педагогических изменений, выявления причин, снижающих эффективность , и подготовки возможных сценариев устранения причин;
  • процессом выявления несоответствия результатов деятельности ОО ожиданиям внешней среды .

Инструменты SWOT и другие общеуправленческие методы анализа рекомендуем считать обязательными для использования, т.к. они удобны для осмысления программы развития.

Кроме того, как уже говорилось выше, разработка программ развития ОО должна проходить в контексте государственной образовательной политики.

ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р) определила стратегические приоритеты государственной политики в сфере развития образования:
  1. обеспечение доступности дошкольного образования; повышение качества результатов образования на разных уровнях (новое понимание качества — от усредненных индивидуальных образовательных результатов к новым качественным характеристикам поколения);
  2. развитие сферы непрерывного образования (включение гибко организованных вариативных формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека);
  3. модернизация сферы образования (большая открытость, большие возможности для инициативы и активности получателей образовательных услуг);
  4. укрепление единства образовательного пространства России (выравнивание образовательных возможностей граждан России независимо от региона проживания, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик).
  1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497) поставила среднесрочные задачи:
  1. развитие современных механизмов и технологий общего образования (реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ОВЗ);
  2. реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей (создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни);
  3. создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики (обеспечение доступности образования независимо от места проживания обучающихся, повышение конкурентоспособности российского образования, обновление кадрового потенциала, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальная ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ОВЗ или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению образования);
  4. формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов (формирование качественно нового отношения обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и к получаемым по его итогам компетенциям, процедурам и механизмам их измерения и оценки).
  1. Государственная программу Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 — 2019 годы» (утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия)от 12 октября 2011 года N 973) поставила следующие задачи:
  1. Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как института социального развития.
  2. Совершенствование духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подрастающего поколения.
  3. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
  4. Обеспечение прав и законных интересов детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  5. Достижение современного качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Обеспечение доступности полноценного (качественного) отдыха и оздоровления детей.
  7. Повышение роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
  8. Проведение комплексных исследований и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).
  9. Разработка и внедрение современных технологий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).

В разделе «Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа развития» желательно осветить два вопроса:

  1. Анализ ситуации (Информационная справка о деятельности образовательной организации)
  • характеристика образовательного учреждения, его типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава учителей и других работников образования;
  • особенности месторасположения образовательной организации, ее роль в районе, городе (опорная, базовая, стажировочная площадка, экспериментальная площадка);
  • характеристика бюджета, материальной базы, оборудования;
  • характеристика программно–методического обеспечения ОО (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность учреждений этими ресурсами);
  • характеристика основных результатов образовательной деятельности;
  • характеристика образовательного сообщества ОО;
  • характеристика инновационных процессов в ОО, основные направления;
  • внешние связи ОО и других образовательных организаций, включая связи с наукой;
  • характеристика системы управления
  • ….
  1. Результаты SWOT-анализа потенциала развития школы
  1. Основные цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения

Содержание данного раздела может выглядеть следующим образом:

  • Стратегия развития школы.
  • Цель и задачи программы развития
  • Сроки и этапы реализации программы
  • Индикаторы и показатели, отражающие ход выполнения программы

На основе проведенного анализа определяютсяключевые понятия Программы, например, «качество образования» в условиях конкретнойобразовательной организации.

С использованием введённых понятий формулируется цель (цели) программы развития. Для достижения поставленной цели (целей) выделяются направления программы развития и определяются задачи по каждому направлению :

Программа развития на 2014/2015 — 2019/2020 учебные годы (V этап реализации Проекта «Леонардо»)

Материальная база

  • Осуществление капитального ремонта строений лит. А5, А, А1, Б1 с целью оборудования пункта охраны, помещений для групп дошкольного образования, размещения интерната для иногородних детей, административных и хозяйственных помещений.
  • Замена кровельного покрытия над комплексом учебных помещений и пищеблока (А2, А3).
  • Проведение по мере необходимости текущего и капитального ремонта всех помещений школы (включая цокольный и подвальный этажи), поддержание в исправности инженерно-технических систем.
  • Размещение физической и химической лабораторий в отдельно стоящем здании (Б1).
  • Дальнейшее оснащение учебных помещений цифровыми телевизорами, интерактивным оборудованием.
  • Приобретение музыкальных инструментов для вокально-инструментальной группы: гитар, ударных установок, синтезатора и т.д.
  • Монтаж и обеспечение работы системы внутреннего и внешнего видеонаблюдения.
  • Оснащение входной группы основного помещения (А2) пропускной электронной системой.
  • Оборудование баскетбольно-волейбольной площадки: установка профессиональных баскетбольных щитов и монтаж специального покрытия.
  • Оборудование футбольного поля с естественным травяным покрытием: травяной газон из специального семенного материала.
  • Проведение комплексных работ по озеленению и ландшафтному дизайну территории школы.

Структура школы

Дальнейшая отработка структурной составляющей адаптивной образовательной модели для детей с высоким интеллектуальным и одаренных детей в качестве средства реализации концепции «Образование на протяжении всей жизни»:

  • выход на выстраивание непрерывной образовательной траектории и уточнение линий внутриструктурного взаимодействия по следующим направлениям:
  • переход на формирование постоянного контингента обучающихся со средней дошкольной группы;
  • создание единого комплекса: общее — дополнительное образование, урочная — внеурочная деятельность, — в соответствии с требованиями ФГОС II поколения о создании единой образовательной среды
  • увеличение удельного веса групп дополнительного образования для углубленного изучения различных предметов по сравнению с группами компенсирующего обучения по мере формирования постоянного контингента обучающихся со средней дошкольной группы
  • открытие в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования групп художественно-эстетической (драматическая студия, ансамбль гитаристов, вокально-инструментальная группа) и спортивно-оздоровительной направленности;
  • совершенствование работы группы очно-заочной физико-математической школы МФТИ;
  • открытие многопрофильной летней школы и ее постепенное превращение в центр олимпиадной подготовки для учащихся города и области;
  • открытие интерната для иногородних детей и детей, имеющих двойное гражданство;
  • включение в соответствии с нормами ФЗ «Об образовании в РФ» в структуру управления Совета Школы, формируемого на паритетных началах из представителей всех участников образовательных отношений.

Содержание образования

  • Учет в содержании образования его компетентностно-деятельностной, творческой, исследовательской направленности, соответствующей объективному усложнению процесса освоения основ современной научной теории и практики, многообразия когнитивного инструментария и источников информации.
  • Работа по совершенствованию программно — методического обеспечения образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС II поколения:
    • отработка и внесение изменений в рабочие программы начального и общего образования;
    • разработка рабочих программ и технологических карт с опорой на проблемно-диалогическую парадигму как методическое ядро освоения новых знаний и достижения высокого уровня предметных, метапредметных и личностных результатов с выходом на формирование общих (ключевых) компетенций;
    • разработка и внедрение рабочих программ внеурочной деятельности различной направленности;
    • внедрение и отработка новых УМК по проектной деятельности;
  • совершенствование содержательной составляющей воспитательной программы школы и ориентацией на личностные результаты ФГОС II поколения:
    • воспитание российской гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа в сочетании с интересом и толерантным отношением к ценностям других народов;
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования, выбору профессии как призвания;
    • формирование единого мыслительного поля, паритетного взаимодействия веры и знания как языков освоения мира, целостного мировоззрения, соответствующего вызовам и путям их преодоления в эпоху нестабильности и учетом современного и перспективного уровня развития научной теории и практики, этногенетического и социокультурного многообразия мира;
    • формирование осознанно уважительного отношения к другому человеку, его этно-культурным, социально-психологическим особенностям, готовность к сотрудничеству и достижению взаимопонимания, через практику эмпатийного поведения; Освоение социальных норм, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, выбор стилей поведения на основе категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла составить основу принципа всеобщего законодательства» (И.Кант);
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с представителями разных возрастных, профессиональных страт в процессе образовательной, творческой, исследовательской, общественно-полезной деятельности;
    • осознание значения семьи в жизни человека и общества, усвоение ценностей и экологических принципов семейной жизни, практика преодоления конфликтов, уважительного отношения к членам своей семьи.
  • Продолжение работы в рамках традиционных общешкольных проектов: Научное общество, «Милосердие», «Лента памяти», «Доверенные ученики», «Оперный театр», Праздник Талантов ко дню рождения Леонардо да Винчи; Гала — концерт по итогам творческих конкурсов с награждением победителей и призеров олимпиад и конкурсов всех уровней.
  • Разработка и осуществление проектов: «Рождественская инсталляция», «Вокально-инструментальная группа», «Секрет успеха» , читательский клуб «Рукописи не горят», общегородской интеллектуальный тур «Слава в руках труда» (конкурс универсалов).

Организационно-методические установки

  • Отработка структурного и содержательного направлений преемственности между различными образовательными ступенями (в соответствии с требованиями ФГОС II поколения): выстраивание единого поля формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих перерастание отдельных действий в деятельность, которая способствует поступательному развитию интеллектуальных, творческих, адаптивных способностей личности.
  • Развитие интеграций общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности с целью реального, учитывающего как сильные, так и слабые стороны ученика, выстраивания индивидуальной образовательной траектории, создание возможности на уровне предвузовского профильного обучения для изучения любого набора предметов по запросу учащегося.
  • Разработка осевой методической темы V этапа: «Роль проблемно-диалогического метода в достижении высоких предметных, метапредметных и личностных результатов образовательной деятельности».
  • Проведение в рамках открытых и тематических заседаний Методического Совета обучающих семинаров, семинаров — практикумов, круглых столов и др. по актуальным проблемам внедрения системно-деятельностного и компетентностного подходов, составляющих методологическую основу ФГОС нового поколения.
  • Организация дальнейшей работы над совершенствованием рабочих программ, отражающих принципы и способы реализации системно-деятельностного подхода.
  • Расширение спектра форм методов и методик образовательной деятельности, создание общешкольного банка методических находок в рамках деятельности Методического Совета, методических объединений.
  • Разработка технологических карт на основе проблемно-диалогической модели урока.
  • Включение на V этапе в зону эксперимента «Концепция „образование на протяжении всей жизни“ и создание эффективной модели образования для детей с высоким интеллектуальным потенциалом» всех учащихся школы, а в перспективе — учеников групп дошкольного образования.
  • Проведение мониторинга эффективности организационно — методических установок через отслеживание динамики достижении высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, уровня сформированности «ключевых» основ профессиональных компетенций (на этапе профильного обучения.
  • Продолжение работы с картами творческой активности, выстраивание траектории участия в исследовательских, творческих проектах, творческих конкурсах, олимпиадах разных уровней (с обобщением материалов в общешкольных сводах).

Внутришкольные отношения

  • Приведение локальных актов Школы в соответствие с ФЗ «Об образовании в РФ», в т.ч. в части совершенствования отношений между всем участниками образовательных отношений.
  • Включение в структуру управления Школой Совета Школы как органа самоуправления, формируемого на паритетных началах из представителей всех участников образовательных отношений; проведение выборов в Совет Школы организация работы плановых и внеплановых заседаний; обсуждение актуальных вопросов и проблем трехсторонних отношений; превращения учащихся — членов Совета Школы в полноправных и ответственных со-организаторов образовательного процесса.
  • Совершенствование конкурсной процедуры приема в 1 класс: повышение эффективности и прозрачности системы отбора претендентов, регулярное и всесторонне информирование родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных групп о динамике развития их детей, возникающих проблемах и способах их разрешения.
  • Совершенствование процедуры приема на профильное обучение, включающее как раннее выявление интересов и склонностей учащихся через систему внеурочной деятельности и дополнительного образования, мероприятий по профессиональной ориентации (изучение предметов и курсов по выбору на уровне предпрофильной подготовки, комплексное психологическое тестирование и информирование учащихся о различных профессиональных сферах и профессиях), так и совместное ответственное, продуманное решение участников образовательных отношений: зачисление в группы профильного обучения на стыке объективных показателей успешности в избранном направлении профильного обучения (результаты ОГЭ и психологического тестирования, текущие и годовые оценки по предметам, мнение учителей общего и дополнительного образования) и субъективного волеизъявления учащихся, их родителей (законных представителей).
  • Совершенствование системы взаимодействия учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов в ходе осуществления образовательной деятельности по следующим направлениям:
    • информационно-организационное: внедрение системы «электронный дневник», «электронный журнал» (быстрое и всестороннее информирование родителей об успеваемости их детей, сроках и формах решения возникших проблем);
    • cтруктурно-содержательное поддержание постоянных эффективных контактов по линиям

    в системе комплексного психологического (диагностика, профилактика, коррекция), медицинского (оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи по лечебному делу и первичной врачебной медико-санитарной помощи по педиатрии, консультирование педагогов и родителей в виде рекомендаций по особенностям организации и осуществления образовательного процесса, юридического (информирование и консультирование по запросам по защите прав и законных интересов) сопровождения.

Укрепление внутриученического взаимодействия по линиям

через организацию одно- и разновозрастных групп внеурочной деятельности и дополнительного образования, осуществления внутриклассных и общешкольных проектов. Более широкое и последовательное вовлечение родителей в организацию и осуществление внутриклассных и общешкольных проектов (в т.ч. участие новых общешкольных проектах «Рукописи не горят», «Секрет успеха»).

Это интересно:

  • В 2016г будет материнский капитал Материнский капитал будет заморожен до 1 января 2020 года Сегодня был опубликован закон, которым определены особенности изменения размеров различных социальных выплат. Среди них – материнский капитал. С 1 января 2018 года […]
  • Материнский капитал до 2016 года что дальше Минтруд предложил продлить программу материнского капитала до 2023 года Минтруд предложил продлить программу материнского капитала до 2023 года Министерство труда и социальной защиты предложило продлить программу материнского […]
  • 85 коап рф 2018 Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации СТ 23.85 КоАП РФ. 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий […]
  • Молодечненский исполком очередь на жилье Как будет застраиваться Молодечно до 2020 года 30 ноября 2012 в 11:43Валерия КИЧИГИНА, фото Михаила МАРЖЕВСКОГО, Край.by О новых микрорайонах города, о создании новых зон отдыха рассказала начальник отдела архитектуры и […]
  • Какая сумма у материнского капитала в 2018 Названа сумма материнского капитала после «разморозки» индексации Размер материнского капитала проиндексируют с 1 января 2020 года. Сумма выплат увеличится с 453 026 до 470 241 рубля. Об этом в пятницу, 20 июля, сообщает РБК со […]
  • Как встать на очередь на улучшение жилищных условий в самаре Схема приобретения жилья Итак, представим, что мы — молодая семья: мужчина и женщина в составе семьи, зарегистрировавшие брак в установленном российским законодательством порядке, у нас есть несовершеннолетние дети, наш возраст […]
  • Материнский капитал и кредитные организации Использование материнского капитала до 3 лет на покупку жилья через кредитный потребительский кооператив (КПК) В законе о материнском капитале существует общее ограничение на распоряжение предусмотренными по сертификату […]
  • Договор комиссии в розничной торговле при енвд Какие налоги платит ИП? Краткое видео о выборе налогового режима: С 1 января 2019 года ставку НДС поднимают до 20% (была 18%). Льготные ставки по НДС оставят. С 1 июня 2018 года ФНС запустит сервис "Прозрачный бизнес". Там […]