Вина пешехода при дтп со смертельным исходом

Содержание страницы:

ДТП со смертельным исходом — ответственность

Под колесами автомобилей ежегодно гибнут тысячи людей, за 2016 года в РФ погибло 5 344 пешеходов. Эта цифра и сама по себе ужасна, а если взглянуть, что за ней стоят еще тысячи искалеченных судеб, вообще становиться не по себе.
Автомобиль признан средством повышенной опасности и по его вине происходят многие аварийные ситуации. Но статистика неумолима, почти 70% погибших были виновны в произошедшем ДТП.

Рассмотрим важнейшие вопросы, связанные с данным происшествием. Какова ответственность водителя в том или ином случае. Какое наказание влечет за собой ДТП со смертельным исходом. И что говорит о таких делах судебная практика.

Статья УК РФ ДТП со смертельным исходом

В УК РФ есть статья №264, которая предусматривает наказание за ДТП со смертельным исходом. Статьей УК РФ руководствуются тогда, когда нет иного толкования, как смерть в результате столкновения с ТС. Рассмотрение таких дел основывается исключительно на УК РФ, здесь не могут применяться термины об административной ответственности. При рассмотрении дела суд учитывает мельчайшие обстоятельства произошедшего, как оправдывающие водителя, так и усугубляющие его вину.
УК РФ назначает такие наказания за ДТП со смертельным исходом:

  • Кончина одного человека предполагает тюремное заключение (ТЗ) до 5 лет, либо работы принудительного характера (РПХ) до 4 лет;
  • При тех же обстоятельствах, но находясь под действием алкоголя, можно получить ТЗ до 7 лет;
  • ДТП, повлекшее смерть 2-х и более человек, может повлечь за собой РПХ до 5 лет или ТЗ до 7 лет;
  • При 2-х и более погибших, но находясь в алкогольном дурмане, водитель приговаривается к РПХ до 5 лет или ТЗ до 9 лет.

При любом из оговоренных случаев происходит лишение прав на 36 месяцев.

Наказание за ДТП со смертельным исходом

Весомыми оправдывающими моментами, при ДТП со смертельным исходом, могут стать оказание своевременной помощи и содействие следствию. И наоборот, скрывшись с места ДТП, водитель автоматически подпадает под максимальные сроки наказания.

Возможно, избежать судебного разбирательства, а как следствие и уголовной ответственности, при достигнутой договоренности с родственниками погибшего. Такая договоренность может быть достигнута в результате возмещения морального ущерба родным умершего.

При доведении дела до суда, виновному грозит наказание в виде судимости. Срок ее будет зависеть от многих составляющих дела. Судебная практика имеет примеры и оправдательных дел, где невиновность водителя была доказана на 100%.

Водителя, по неосторожности сбившего человека насмерть, также будут судить за непреднамеренное убийство. Нюансы статьи 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности» рассматриваются по ссылке:

ДТП на пешеходном переходе со смертельным исходом

Пешеходный переход это выделенное место для пересечения человеком дороги. Пешеходный переход считается участком повышенной опасности, водитель обязан сбросить скорость перед ним, и, убедившись в отсутствии пешеходов, проследовать дальше.

Поэтому в происшествии со смертельным исходом на пешеходном переходе, виновен всегда автомобилист. Исключением может стать ситуация, когда человек умышленно бросился под колеса. Доказать это возможно собрав свидетельские показания или предоставив запись видеорегистратора.

ДТП со смертельным исходом — выплаты

Страховой полис ОСАГО гарантирует выплаты родным погибшего в ДТП со смертельным исходом. Так как сумма выплаты заложена в стоимость полиса. В каждом случае выплаты рассчитываются индивидуально. Получить выплаты могут не только иждивенцы погибшего, хотя они в первую очередь, но и другие близкие родственники умершего.
Максимальный размер выплат на 2018 год, составляет полмиллиона рублей. Эта сумма состоит из двух основных выплат:

  • 25 000 на похоронные нужды;
  • материальная помощь до 475 000 рублей.

Получить такие выплаты возможно при наличии полиса, оформленного после 1 апреля 2016 года.

Возмещение морального ущерба при ДТП со смертельным исходом

Гражданский кодекс РФ предусматривает возмещение морального ущерба родственникам пострадавшего. Само понятие морального ущерба слишком эфемерно, под него может подпадать что угодно. А сумма, запрошенная на его возмещение, не имеет жесткого финансового основания.

Если сумма морального ущерба обсуждается в частном порядке, то ее величина зависит от договоренности сторон. При судебном рассмотрении, компенсация морального ущерба будет зависеть от причиненного вреда и возможностей ответчика.

ДТП со смертельным исходом — судебная практика

Судебная практика изобилует исками о моральных и материальных претензиях по отношению к водителям автомобилей, чьи машины участвовали в ДТП со смертельным исходом. Ниже, мы приведем примеры судебной ответственности.

Автомобилист сбил пешехода на пешеходном переходе. Превышения скорости не было. Пешеход стоял на тротуаре и принимал решение о движении через дорогу. Водитель решив, что пешеход не будет передвигаться, не остановился. Пешеход в надежде, что водитель остановиться в последнее мгновении вышел на дорогу, в результате чего произошло столкновение. Водитель виновник аварии, но суд учел то, что пешеход начал маневр неожиданно, это зафиксировал видеорегистратор. Кроме того водитель сразу доставил потерпевшего в больницу, где он впоследствии от полученных травм скончался. Все это было принято во внимание, и водитель получил наказание в виде одного года принудительных работ.

Машина с одним пассажиром на переднем сиденье и водителем за рулем, врезалась в бетонное ограждение. В результате чего не пристегнутая пассажирка погибла на месте. Родственники 25-летней девушки подали в суд на водителя. Данные видеорегистратора смогли помочь восстановить ход событий. Девушка в результате ссоры во время движения отстегнула ремень безопасности, и стал препятствовать вождению, в результате ее действий произошла авария. С водителя была снята ответственность за аварию.

Вина пешехода в ДТП со смертельным исходом

Дорожно-транспортное происшествие – это настоящая трагедия для всех людей причастных к аварии. Хорошо, если ущерб нанесен только материальный, разбита машина, выведены из строя комплектующие агрегата.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но, к большому сожалению, авария редко обходится без жертв. Зачастую виной столкновений является нарушение правил дорожного движения водителем, в частности превышение скорости. Вследствие чего автовладельцу не хватает времени адекватно оценить ситуацию.

Но не всегда виновник аварии, сидящий за рулем человек. Создателем аварийных ситуаций часто выступают пешеходы, как полноправные участники дорожного движения.

Граждане, пренебрегая правилами и безопасностью, переходят дороги в неположенных местах, там, где им захочется, молодежь дурачится на окраинах тротуаров и так же выскакивает на дорогу.

Статистика по РФ за 2018 год

Сотрудники ГИБДД и экспертный центр «Движения без опасности» ежегодно проводят исследования и ведут различную статистику касающеюся ДТП.

Они подсчитываю абсолютно все, начиная от количества аварий и заканчивая процентными показателями соотношения числа аварий в различных городах России в зависимости от причин возникновения происшествия.

Результаты исследования показывают, что самым опасным краем для пешеходов оказалась Калужская область и Тыва. Наиболее комфортная и безопасная жизнь у жителей Чукотки и Мурманской области.

Статистика показывает, что количество аварий с участием пешеходов увеличивается именно в осенний период, когда появляются заморозки, дождь. То есть тормозной путь автомобиля рассчитать очень сложно.

Соответственно пенсионеры и пожилые люди не учитывают этого и переходят дорогу как летом, ни взирая на погодные условия, и часто становятся виновниками происшествий.

Каждый год в России осуществляется около 60-65 тыс. наездов на пешеходов, как по вине водителя и самих людей. Пострадавших пешеходов от наездов около 20 тыс.

Как говорят статистические данные, пешеходы часто попадают под колеса автомобилей по собственной вине. То есть об ответственности и осторожности на дороге со стороны граждан не может идти и речи.

Ведь с 13 тысяч погибших людей, около 5 тысяч попали под колеса автотранспорта исключительно по своей вине.

Всем не раз приходилось видеть такую картину, когда на улице имеется достаточное количество пешеходных переходов, а люди перебегают дорогу через каждые 10 метров, кому, где надо.

Основная причина наездов на пешеходов – переход участков дороги в запрещенных местах. В 2018 году нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов посопутствовало 20 тысячам авариям.

Согласно статистическим данным из-за неожиданных появлений пешеходов на дороге (вышли из-за машины, дерева) случилось еще 2500 аварий. Идентичное количество несчастных случаев произошло по вине пешеходов, что были в состоянии алкогольного опьянения.

Выше указывались места, когда пешеходы становились причиной аварии вследствие нарушений правил дорожного движения. Что касается их правомерной деятельности, и перехода дороги в указанных местах, то и тут не все гладко.

Люди умудряются нарушать и на пешеходных переходах, светофорах. Хотя процент гораздо ниже. По вине пешеходов на переходах погибло около 13 % людей, в 87 % случаев виновниками стали водителя транспортных средств.

Интересный факт, что вероятность попасть под колеса машины, на регулируемом перекрестке, гораздо выше, чем на нерегулируемом. Этому есть элементарное объяснения. Водитель автомобиля часто любит нарушать правила и ехать на красный свет.

Но пешеход, будучи уверенным в своей правоте и видя перед собой зеленый коридор, без оглядки идут вперед. Вследствие чего и получается дорожно-транспортное происшествие.

Причины ДТП по вине пешехода

Давайте рассмотрим причины аварий с участием пешеходов, где они выступают виновникам событий:

  • самая основная причина, в подтверждение этому вышеуказанные статистические данные – это переход дороги в нежелательном и запрещенном месте.

Большинство аварий случается в тех местах, где поток автомобилей огромный и человек просто не успевает оценить свои шансы прейти дорогу, рассчитать скорость водителя машин, посмотреть во все стороны.

Для автовладельца, что спокойно едет и не ждет на данном участке перебегающего дорогу человека, появления гражданина становится неожиданностью. В силу того, что агрегаты сейчас мощные и быстрые, человек просто не успевает среагировать и вовремя обойти препятствие и остановиться.

Это ему не дает сделать технические параметры машины. Однако пешеход думает по-другому. Часто люди переходят дороги под сигналы авто и еще при этом умудряются не торопиться.

Существует такая категория людей, что вообще не смотрит по сторонам и смело идет через дорогу, думая, что увидевший водитель остановится и пропустит его. Это некие «вип-персоны», что живут по своим установленным правилам. Смешав вместе все сказанное и, получается около 60 тыс. наездов в год;

  • вторая причина – это непреднамеренные появления и неаккуратность пешеходов. К примеру, внезапные появления на дороги из-за препятствий, машин, деревьев, что закрываю обзор человеку. Это баловство школьников и студентов, что слишком увлекаются собой и не видят как оказываются около края тротуара, что легко можно перешагнуть черту и ты уже на дороге.
  • третья причина – это пешеходы, что находятся в состоянии алкогольного опьянения. Таким особам не играет место перехода, препятствия или еще что-нибудь. Пьяные граждане могут идти по центру проезжей части, и им будет все равно, при этом ругаясь матом.

Под колеса пьяные люди попадают из-за своей нарушенной координации движения при обгонах авто. Передвигаясь сзади неуверенно идущего человека, обязательно сбавьте скорость. Ведь нет гарантии того, что его в эту же секунду не поведет в вашу сторону.

Примирение сторон при ДТП с нанесением тяжкого вреда здоровью описывается здесь.

Какое наказание несет водитель и пешеход

По поводу ответственности за сбитого пешехода, то законодательство неправильно расставило приоритеты, и нет единого механизма, с помощью которого будут расследоваться неправомерные действий пешеходов, что повлекли за собою аварию и как притягивать этих граждан к ответственности.

Ведь не сравнить степень ответственности пешехода, что нарушил и того же водителя автомобиля.

Согласно теоретическим рассуждениям в обязанности пешехода входит знание правил, но привлечения его к ответственности, как показывает практика это дело топовой сложности.

Человек попросту может скрыть с места аварии, убежать, не иметь при себе подтверждающих документов. А как вы установите его личность, что запишет в бланк, номера ведь отсутствуют?

Наведем такой пример. Представьте что пешеход, что находится в состоянии алкогольного опьянения пытается пересечь дорогу в неположенном месте, где разрешенная скорость авто 90 км. Максимум что получит человек это штраф в размере 500 рублей.

Что касается водителя, что ехал по правилам, ничего не нарушал, и виноват лишь в том, что находился в этот момент за рулем, может избежать наказания.

Однако оплатить лечения, похороны гражданина придется, такова логика правоохранительных органов. Конкретнее в 1083 ст. Гражданского кодекса, где указано, что автовладельцев находившийся за рулем должен отвечать и платить за происшествие.

Человек должен возмещать ущерб нарушившему правила пешеходу. Видите ли, водитель находился в источнике повышенной опасности. Но если собственник авто ничего не нарушал, то есть не виновен, суд освобождает водителя от ответственности.

Большинство гражданских активистов выступают за внесения равнозначной ответственности за совершенные аварии, как по вине водителя, так и по вине пешехода.

В то же время нет механизма, который будет привлекать к ответственности таких людей. Но с этим нужно бороться. Ведь из-за пешеходов происходят страшные аварии, погибают люди, а ответственности нет. Как вы докажете что именно пешеход был виновником аварии?

Необходимо остановить человека, попросить документы, а если их нет, вести в отделение, а если тот преставится кем-то другим, баз в МВД пока на граждан нет. Поэтому большинство пешеходов остаются безнаказанными.

Как доказать вину

Доказать вину пешехода очень сложно, практически нереально. Для этого необходимо иметь фото подтверждения, а лучше видео, где показано движение человека. Это могут быть скрытые камеры наблюдения.

Необходимо иметь много свидетелей, что пойдут против человека, которого сбила машина. А как показывает практика, люди всегда за пострадавшего, хоть он и есть виновником, да и закон находится на его стороне.

Примеры из судебной практики

Рассмотрим несколько значимых примеров из судебной практики.

Гражданина сбило транспортное средство на одном участке дороги. Автомобиль ехал медленно и не нанес сильных физических повреждений.

После разбирательств и суда водителя транспортного средства от ответственности освободили, однако присудили оплатить лечения и заплатить порядка 75 000 тысяч рублей, куда вошла сумма за моральный ущерб.

Человек, находившийся на средине дороги, а трамвайных путях начал двигаться и переходить дорогу. Так как на улице была зима и траса стала мокрой, водитель сначала сигналил людям, а потом начал тормозить, но его несло по инерции.

Через несколько секунд они столкнулись, у человека переломы костей. Водителю, суд присудил оплатить стоимость лечения, но от ответственности освободил. Виновнику ДТП как всегда ничего.

Водителя и пешеходы несут не одинаковую ответственность за нарушения правил дорожного движения.

В то время, когда автовладельца могут посадить до 10 лет, пешехода за те же жертвы по его вине могут выписать 500 рублей штрафа и то не всегда.

О том, как найти помощь юриста при ДТП, найдёте информацию по ссылке.

Срок исковой давности по суброгации по КАСКО есть на странице.

Видео: как вести себя при ДТП — консультация адвоката

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Смертельное ДТП с пешеходом

При попадании в аварию с пешеходом не каждый способен трезво мыслить, особенно в том случае, когда ДТП заканчивается смертью человека. Поэтому стоит изучить порядок действий в такой ситуации, чтобы не навредить себе и не получить максимальное наказание.
ДТП с пешеходом со смертельным исходом

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

На дорогах городов часто случаются ДТП с участием пешехода. Виновниками таких аварий могут быть как сами водители, так и пешеходы, которые переходят дорогу в неположенном месте.

В независимости от того, кто стал виновником происшествия, владельцу транспортного средства и пешеходу нужно знать, как себя повести, тем более, если ДТП закончилось гибелью человека.

Действия водителя в данном случае

Опирайтесь на такие правила:

  • оставьте автомобиль на том же месте, не отгоняйте его ни под каким предлогом. В случаях, когда машина убирается с проезжей части для того, чтобы не создавать препятствий движению другого транспорта, водителя ожидает ответственность за нарушение ПДД (п. 2.5) в виде лишения удостоверения на 1,5 – 2 года;
  • затем осмотрите пострадавших и оцените их состояние. Если человек жив, срочно вызывайте скорую, и (по возможности) начинайте оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • вызовите милицию. На место происшествия с гибелью человека выедет ГИБДД и следственная группа;
  • ищите свидетелей происшествия. ДТП со смертельным исходом будет рассматриваться в соответствии с Уголовным кодексом, а показания очевидцев станут весомым аргументом при определении невиновности;

Обязательно запишите данные лиц, по которым их можно будет отыскать и вызвать в суд в качестве свидетелей.

  • до того, как приедут представители ГИБДД, можно осмотреть дорогу. Аварийные знаки выставляются в том месте, где начинается след торможения. Это позволит экспертам правильно определить скорость, с которой двигалось транспортное средство;
  • при наличии осколков стекол или других деталей авто следует зафиксировать их месторасположение. Такие элементы помогут экспертам в определении места, где произошло столкновение машины и пешехода. Стоит обратить внимание на дорожные знаки, уклон и наличие выбоин на дорогах;
  • все элементы, которые связаны с ДТП, стоит снять на фотоаппарат;
  • когда уполномоченные органы будут составлять документацию, проверьте, правильно ли отражены все обстоятельства и безошибочны ли показатели замеров. Ничего не подписывайте, пока не убедитесь в достоверности указанной информации. Допускается выражать несогласие с отдельными прописанными пунктами – оно будет вноситься в виде замечания;

Если чего-то не указать, позднее трудно будет отстоять свою правоту.

  • желательно вызвать на место аварии своего адвоката, который будет участвовать при осмотре транспортного средства. Если у вас нет автоюриста, срочно обзванивайте своих родственников, чтобы они его нашли.

Помните одну важную деталь – не давайте никаких показаний, пока не приедет адвокат! Ведь каждое неосторожно сказанное слово может впоследствии обернуться тюремным заключением на максимально возможные сроки.

Ни в коем случае не скрывайтесь с места аварии. Такой поступок будет считаться отягчающим обстоятельством при вынесении судебного решения.

Наказание за ДТП при наезде на пешехода

Во всех случаях, в независимости от того, кто является виновником аварии, водителя транспорта ожидает ответственность.

После подготовки документации, представители уполномоченного органа передают ее в органы дознания ГИБДД. Именно такая структура и определит, должно возбуждаться уголовное дело или нет (ст. 109 Уголовного кодекса). Решение принимается следователем в течение 10 дней.

На этом этапе обращают внимание, что стало причиной аварии:

  • плохая погода;
  • отсутствие дорожной разметки и знаков;
  • неисправный автомобиль и т. д.

Если виноват водитель

Часто автовладельцы сбивают пешеходов при нарушении таких правил дорожного движения:

  1. Совершается наезд на пешеходных переходах, которые не регулируются. Водитель своевременно не замечает человека или вовсе не видит пешеходные переходы.
  2. Совершается наезд на перекрестках (п. 13.1 ПДД), при съезде с дорожного полотна.
  3. Совершается наезд на пешеходном переходе, что регулируется.

Если виновником дорожно-транспортного происшествия стал водитель автомобиля, он понесет наказание в виде:

  • лишения свободы на период до 5 — 7 лет (в зависимости от того, сколько человек погибает при аварии), о чем говорится в ст. 264 УК;
  • принудительных работ на срок до 4 лет;
  • лишения водительского удостоверения на срок до 3 лет после отбывания наказания.

При явке с повинной, активном участии в расследованиях, длительность пребывания за решеткой будет составлять не более 2/3 максимального наказания (ст. 62 Уголовного кодекса России).

Информацию о база данных страховых компаний по ДТП найдёте здесь.

По вине пешехода

Частые случаи ДТП – ночью, когда водителю трудно увидеть человека на дороге на неосвещаемом участке.

Мало кто из пешеходом одевает светоотражающую одежду, которая позволит человеку за рулем своевременно его заметить. Происходит также большая часть ДТП с пьяным пешеходом со смертельным исходом.

Пешеход может являться виновником ДТП при нарушении правил дорожного движения, если:

  • пересекает дорогу на регулируемых переходах на красный свет светофоров;
  • пересекает дорогу в неположенном для этого месте.

Причины нарушения ПДД:

  • лицо куда-то опаздывает, поэтому не дожидается зеленого света;
  • граждане не знают установленных правил (если пешеходом является ребенок, человек преклонного возраста, а также в случаях, когда человек бежит за общественным транспортом).

Какая ответственность за ДТП со смертельным исходом, если виновен пешеход:

Ответственность за ДТП со смертельным исходом

Смерть человека – всегда горе. А ДТП со смертельным исходом – горе двойное. Ведь зачастую в таких случаях рушатся не только жизни родственников погибшего, но и страдает семья виновника. В этой статье мы разберемся, какое наказание за ДТП с летальным исходом может ждать водителя, и какие факторы на него влияют.

Поведение на месте аварии

Судебная практика по ДТП со смертельным исходом показывает, что тяжесть наказания напрямую зависит от действий водителя, как на месте аварии, так и во время следствия.

Важно: ДТП с летальным исходом квалифицируется как уголовное преступление по ст. 264 УК РФ. При этом важно доказать, что смерть наступила именно в результате столкновения транспорта (бывали случаи, что человек умирал от сердечного приступа, страха, а не от травм, полученных при аварии). Главное – чтобы у виновника ДТП не было злого умысла. В противном случае такое ДТП будет рассматриваться уже по более тяжелой уголовной статье 105 «Убийство». А транспортное средство станет орудием преступления.

В любом дорожно-транспортном происшествии, где есть пострадавшие, водитель обязан в первую очередь вызвать «скорую помощь». И лишь потом уже звонить в полицию и страховую компанию. Если при аварии с летальным исходом виновник не совершит этих действий, то суд квалифицирует это как преступное бездействие. Что приведет, в конечном счёте, к ужесточению ответственности за ДТП со смертельным исходом.

Само собой, оставление места ДТП также будет трактоваться судом, как попытка избежать наказания. И усугубит участь виновного в трагедии. Отягчающим обстоятельством однозначно станет алкогольное опьянение водителя, по чьей вине произошло столкновение. Таким образом, степень уголовной ответственности при ДТП со смертельным исходом может сильно меняться.

Смягчающие факторы:

  • Плохая освещенность места, где случилось несчастье.
  • Погодные условия: туман, гололед, дождь, снег, ураганный боковой ветер – в общем, природные факторы, которые могли сказаться на управляемости автомобилем.
  • Не зависящие от виновника события (например, попытка уйти от другого столкновения).
  • Нарушения ПДД со стороны водителя автомобиля, в котором погибли люди.

Все эти случаи, вкупе или по отдельности, могут значительно смягчить наказание за ДТП со смертельным исходом. Или и вовсе оправдать человека. Но в любом случае даже если выживший водитель невиновен, будет возбуждено уголовное дело по факту происшествия. И водитель будет проходить по нему не обвиняемым, а подозреваемым.

Уголовная ответственность

Как уже говорилось выше, статья за ДТП со смертельным исходом, в Уголовном кодексе РФ значится за номером 264. Она устанавливает следующие виды наказания:

  • Принудительные работы сроком до четырех лет, лишение свободы на период до пяти лет и лишение водительского удостоверения на срок до трех лет – если в ДТП погиб один человек.
  • Лишение свободы на семь лет и лишение прав на три года – если виновник аварии, в которой погиб один человек, был за рулем пьяный или под воздействием наркотических веществ.
  • Срок за ДТП со смертельным исходом увеличивается до семи лет, если погибло более одного человека. Возможно также назначение принудительных работ на пять лет.
  • Если же при столкновении, в результате которого погибло несколько человек и водитель находился под действием алкоголя или наркотиков, то максимальный срок отсидки вырастает до девяти лет.

Все вышеперечисленные примеры уголовной ответственности за ДТП со смертельным исходом являются максимальными мерами. То есть, суд может уменьшать сроки пребывания в заключении, принудительных работ или лишения прав. Опытный адвокат при защите виновника аварии может смягчить наказание с помощью еще нескольких моментов:

  • Наличие малолетних детей.
  • Беременность (если виновник — женщина).
  • Наличие иждивенцев (например, престарелых родителей).
  • Острое хроническое заболевание или же инвалидность подсудимого.
  • Отсутствие нарушений правил дорожного движения в прошлом.

Очень часто все смягчающие факторы позволяют минимизировать наказание и довести его даже до условного срока или денежной компенсации семье погибшего. Однако если есть хоть малейшая степень вины водителя, то избежать ответственности ему вряд ли удастся – в российской судебной практике по подобным делам 98% судебных решений обвинительные.

К вопросу о примирении

Зачастую практически единственным законным способом избежать уголовной ответственности при летальном ДТП является примирение виновной и пострадавшей сторон. Если удается договориться с родственниками погибших, они соглашаются после выплаты компенсации снять свои судебные претензии, то от наказания можно уйти.

Не стоит забывать, что даже самое мягкое наказание (лишение прав или условный срок) не отменяет наличие судимости у виновника смертельной аварии. А это нередко становится большой проблемой в будущем. Особенно при работе в правоохранительных органах, государственных структурах. Для судимых по этой довольно «тяжелой» статье трудоустройство в такие организации практически невозможно.

Само собой, никаких судебных разбирательств не будет, если виновник трагедии сам погиб в ДТП.

Судебная практика

Одними из самых сложных дел являются судебные разбирательства по смертельным ДТП, в которых трудно установить вину конкретного лица.

Нередки случаи, когда люди погибают вовсе не из-за столкновения с другим транспортным средством или при наезде на пешехода. Вот типичные случаи:

  • ДТП произошло из-за изъянов дорожного покрытия.
  • Авария случилась по причине отсутствия знаков или дорожной разметки (например, перед крутым поворотом).
  • Человек погиб в аварии, которая произошла из-за бракованного узла или агрегата транспортного средства.
  • ДТП случилось из-за халатности третьих лиц (например, на дорогу упал плохо закрепленный уличный столб).

Во всех этих и подобных им ситуациях предстоит провести множество технических экспертиз, которые позволят связать нарушения строителей, обслуживающих организаций, завода-изготовителя и гибель человека. Нередко судебные разбирательства по таким делам затягиваются на долгие годы. Подробнее о наказаниях, которые могут понести ответственные лица, можно узнать из ст. 293 УК РФ.

Дело погибшего пешехода

Это не очередная страшилка о сбитом насмерть пешеходе. Это история о том, что ждет водителя, даже если его вина, скажем так, не очевидна. Эта статья позволит вам по иному взглянуть на пешеходов и их реальные права. Живой пешеход уязвим. Мертвый пешеход всесилен.

В редакцию обратился человек, сбивший пешехода насмерть. Происшествие типовое: зима, шестиполосная дорога, посередине снежный бруствер, скрывающий разделительную полосу (газон). До пешеходного перехода метров 50. Пожилой мужчина о чем-то спорил с женой. Они взобрались на бруствер, и, разгоряченный спором, мужчина неожиданно выскочил под колеса «девятки». Водитель тормозил и пытался уйти вбок, но авария случилась. От полученных травм пешеход скончался в больнице.

Реакция большинства водителей – пешеход сам виноват: поперся в неположенном месте, прыгнул под колеса. Что тут рассуждать? Однако в российской практике виновность пешехода не является оправданием для водителя. Вот вам первый «казус».

«Произошедшее не находится в прямой причинно-следственной связи с действиями пешехода», – читаем в одном из заключений следствия. Да, пешеход поступил неправильно, но это не повод его давить: если этот тезис вызывает у вас сомнения, представьте на месте пешехода близкого вам человека.

Но если остановиться уже невозможно? Это другой краеугольный вопрос. Водитель освобождается от ответственности только в случае, если он не имел технической возможности избежать аварии. Запомните это словосочетание: «техническая возможность». То есть объективная, согласующаяся с физикой возможность остановить автомобиль до точки наезда.

П. 10.1 ПДД (фрагмент): при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Если водитель мог остановиться, но по каким-то причинам не стал, в дело вступает п 10.1 ПДД. Вызубрите его наизусть, потому что этот малозаметный для курсантов автошкол пункт является одним из самых распространенных поводов для обвинения водителей.

Осталось понять, как устанавливает эта самая техническая возможность избежать ДТП. В нашем случае тормозной путь автомобиля составил 18 метров, остановочный – 40 метров (с учетом времени реакции, срабатывания тормозов и т. д.). Запомним это значение – 40 метров. Это дистанция, которую прошел автомобиль после обнаружения водителем опасности и до полной остановки.

Скорость автомобиля перед столкновением, вычисленная по тормозному пути, составила 55 км/час (15,3 м/с) – напоминаем, дело было зимой. Эксперты вычислили среднюю скорость во время торможения – 10 м/с.

В какой момент водитель должен начинать истеричное торможение вплоть до остановки? В момент обнаружения опасности. Это еще одно важное понятие, с которым обвиняемый водитель просыпается и засыпает.

Если нет ограничений видимости, обычно за момент обнаружения опасности принимается время, когда пешеход ступил на проезжую часть. Но как узнать, за сколько секунд до столкновения это произошло?

В дело вступает несложная математика: известно расстояние, которое пешеход прошел (пробежал) от края дороги до точки наезда, допустим, 4 метра. Устанавливается его скорость – к примеру, 3 км/час (0,83 м/с), если это шаг. До точки наезда пешеход добрался за 4,8 секунды. Значит, в момент обнаружения опасности автомобиль находился на расстоянии 48 метра. Эта дистанция называется удалением.

Теперь все просто: если остановочный путь больше, чем удаление, водитель не имел возможности избежать ДТП. В приведенном примере наоборот: удаление (48 метр) больше, чем остановочный путь (40 метров), значит, водитель мог остановиться за 8 метров до своей жертвы. Значит, он виновен вне зависимости от того, нарушал пешеход правила или нет. Фактически водителю инкриминируется пренебрежение своими обязанностями: мол, ты мог нажать на тормоз раньше, но не стал (отвлекся, не увидел, не захотел).

Теперь предположим, что пешеход шел быстрее, и его скорость была не 3 км/час, а 4 км/час. Тогда удаление составит 36 метров и окажется меньше остановочного пути! Получается, что этот 1 км/час делает водителя невиновным.

Короче говоря, при кажущейся простоте ситуации судьба водителя зависит от малозначимых, на первый взгляд, факторов: от пары километров в час или полуметра дистанции.

А теперь внимание: откуда берутся исходные данные для расчетов? Например, скорость пешехода? Если нет видеокамер, они берутся из показаний очевидцев. Представляете, для водителя важны и полкилометра в час, но его судьба решается на основании субъективных оценок очевидцев, часть из которых может быть предвзята или неадекватна.

Видеорегистратор – пожалуй, лучшая страховка от подобных ситуаций. Эксперты принимают записи регистраторов, анализируют их и восстанавливают посекундную картину ДТП. В случае подозрений может быть назначена экспертиза подлинности. После ДТП флеш-карта регистратора прилагается к делу: водителю стоит сделать резервную копию для себя.

Например, вот как вычисляют скорость пешехода. Очевидцев просят описать его движение в качественных характеристиках: бег, шаг или быстрый шаг. Далее по специальным таблицам для соответствующего возраста определяется скорость пешехода. Естественно, одному свидетелю может показаться, что пешеход шел, другому – что быстро шел, третьему – что почти бежал. Так возникает «вилка», на одном конце которой – колония, на другом – свобода.

Может быть проведен следственный эксперимент: человека того же возраста и роста просят повторить действия пешехода, а свидетели сопоставляют его шаг с тем, что был у жертвы. В нашем случае в следственном эксперименте суд отказал из-за невозможности воспроизвести точные условия и найти подходящего статиста.

Ситуация усугубилась «неформатностью» сбитого пешехода: рослый, очень энергичный, он обладал подвижностью явно большей, чем предполагают усредненные экспертные таблицы.

Что касается описываемого дела, то поначалу все шло нормально, ибо очевидцы подтверждали и быстрый шаг пешехода, и переход в неположенном месте.

Потом стали появляться свидетели, которые утверждали, что пешеход шел медленно и без остановки. Возник врач, который заявил, что пожилой человек в принципе не мог ходить быстро из-за болезни. Потом оформился иск на астрономическую сумму за моральный ущерб. И так далее.

Фото с сайта Privpravda точка info

Колония-поселение. Осужденные на лишение свободы водители попадают в специализированные колонии-поселения, где жизнь во многом напоминает армейский уклад. В некоторых случаях им разрешено покидать пределы колонии. При отсутствии дисциплинарных взысканий выйти раньше назначенного срока можно по процедуре условно-досрочного освобождения.

Обвиняемый водитель попытался привлечь свидетелей-коллег, которые работали с жертвой: они подтверждали его хорошую физическую форму. Но суд не принял эти показания во внимание.

Мы не пытаемся выгородить водителя: может быть, он действительно виновен. Речь вот о чем: в случае наезда на пешехода открывается широкое поле для манипуляций, умышленных и непроизвольных. Достаточно незначительного изменения параметров, и ситуация переворачивается с ног на голову. Добавим к этому особенности российского правосудия, квалификацию экспертов, возможность «купить» свидетелей, и получается, что при желании сделать виновным можно практически любого водителя. Помимо злого умысла суды зачастую не хотят вникать в мельчайшие детали дела, которые кажутся важными обвиняемому.

Практикующий юрист Лев Воропаев рассказал следующее: «Я специализируюсь на административных делах, то есть когда здоровью пешехода нанесен легкий или средний вред, тем не менее в 80-90% случаев водитель признается виновным. Был не так давно случай, когда пешеход шел на красный свет, и тем не менее водителя лишили прав».

Такие дела тянутся месяцами, годами, лишая водителя возможности жить нормальной жизнью: даже если его оправдают, потерянного времени и нервов не вернуть. А еще – потерянных денег.

Хороший адвокат стоит дорого: скажем, 30 тысяч рублей за первый прием, и по 7-10 тысяч за каждое дополнительное заседание.

Моральный ущерб. Вне зависимости от виновности водителя на него могут повесить компенсацию морального ущерба пострадавшему или его родственникам. В 2008 году в редакцию пришел читатель, которому за сбитого пешехода (тяжкий вред) присудили 1 год колонии и 1 млн рублей компенсации морального ущерба в пользу бывшей супруги пострадавшего.

Зачастую водителю самому приходится осваивать профессию автоюриста, чтобы держать руку на пульсе. Сбор доказательств поглощает все его время: поиск свидетелей, фотографии, ходатайства, очные ставки… С утра к следователю, потом на место происшествия, в обед встреча с адвокатом, визит к родственникам погибшего, в архив, в ГИБДД.

Я вам честно скажу – погрузившись в этот омут, хочется относиться к пешеходам, даже самым дурным, как к священным коровам. Ведь в случае наезда его и ваша жизнь будут сломаны вместе с ребрами и тазобедренными суставами.

Мы сочувствуем водителю: возможно, он получит срок за то, в чем не виноват. Но пешеходу-то не легче. Можно представить чувства родственников, когда им сообщили о случившемся, и ту боль, которая пронизывала его тело несколько последних дней на аппарате искусственной вентиляции легких.

Такие ситуации паршивы тем, что при любом исходе матча проигравшими остаются все.

Обращение к пешеходам

Уважаемые пешеходы! Пусть в большинстве случаев наездов виновным сделают водителя, вы от этого ничего не выиграете. Пешеходы обычно получают крайне тяжелые травмы, многие из которых чувствуются всю жизнь.

Поэтому запомните сами и научите всех своих родственников: вблизи автомобильных маршрутов вы должны сделать все возможное, чтобы избежать наезда. Быть начеку нужно даже там, где вы пользуетесь преимуществом. Сэкономленная секунда не стоит месяцев (лет), потерянных в больницах.

Наказания для водителей, от действий которых пострадали или погибли люди

Это интересно:

  • Алименты с пенсионера мвд Как взыскать алименты с пенсионера по выслуге лет? От первого брака у меня 2 сына 16 и 12 лет. Развод произошел 7 лет назад, так как супруг ушел в другую семью. Сейчас бывший супруг ушел на пенсию 2 года назад по выслуге МВД. на […]
  • Регрессный иск по гк рф Статья 1081. Право регресса к лицу, причинившему вред 1. Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным […]
  • Заявление на выдачу судебного приказа о взыскании долга по договору займа Заявление о выдаче судебного приказа по простой письменной сделке Предлагаем образец заявления о выдаче судебного приказа по простой письменной сделке. Возможность решить вопрос о взыскании задолженности по сделке, совершенной в […]
  • Надзорный орган по защите прав потребителей О контрольно-надзорных полномочиях Роспотребнадзора и Банка России Принятие Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не только наделяет новыми полномочиями Банк России, но и […]
  • Грибы статья уголовного кодекса Существует ли уголовная ответственность за покупку или продажу спор псилоцибиновых грибов? Существует ли уголовная ответсвенность за покупку или продажу спор псилоцибиновых грибов? Что будет если органы правопорядка узнают о […]
  • Ст 332 гк рф законная неустойка Статья 332. Законная неустойка 1. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. 2. Размер законной неустойки […]
  • Законность решения суда первой инстанции Содержание решения суда первой инстанции в гражданском процессе; Судебное решение — судебный акт, которым дело разрешается по существу (ст. 191 ГП К). Судебное определение — судебный акт, которым дело не разрешается по существу […]
  • Гражданский процессуальный кодекс статья 256 Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд Статья 256. Срок обращения с заявлением в суд Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 июня 2015 г. N 14-П часть первая статьи 256 настоящего Кодекса признана не соответствующей […]