Увольнение по собственному желанию с муниципальной службы

Содержание страницы:

Особенности увольнения муниципального служащего за несоблюдение ограничений (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 14.06.2015

В целях защиты публичных интересов для муниципальных служащих помимо оснований для увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом, установлены дополнительные основания. Одним из таких оснований является нарушение служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой. При этом некоторые ограничения, предусмотренные для муниципальных служащих, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Об особенностях увольнения муниципальных служащих в связи с нарушением ограничений расскажем в этой статье.

Ограничения и запреты для муниципальных служащих

Законодательством РФ установлены особые требования к порядку поступления на муниципальную службу, порядку ее прохождения и порядку увольнения с такой службы.
В частности, что касается увольнения, то ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ) установлены дополнительные основания для увольнения муниципального служащего по инициативе работодателя. Одним из таких оснований является несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 Закона N 25-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ).
Следует отметить, что понятия «ограничения» и «запреты» различаются. Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий, занимающий должность муниципальной службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен с муниципальной службы. Соблюдение ограничений обязательно и для работодателя, и для служащего, в случае несоблюдения ограничений служащий должен быть уволен.
Запреты — это ситуации, которые несовместимы с замещением должности муниципальной службы. К запретам, например, относятся запреты на осуществление муниципальным служащим предпринимательской деятельности, получение в связи с должностным положением вознаграждения от физических и юридических лиц, допущение публичных высказываний в отношении деятельности органа местного самоуправления и т.д. При осуществлении служащим таких действий к нему могут быть применены меры ответственности вплоть до увольнения.
Уволить по основанию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, помимо несоблюдения ограничений и запретов, можно в случае возникновения конфликта интересов на муниципальной службе (ст. 14.1 Закона N 25-ФЗ) и за непредставление служащим сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений (ст. 15 Закона N 25-ФЗ).

Ограничения, связанные с муниципальной службой

Ограничения, связанные с муниципальной службой, перечислены в ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы: действующие в отношении лиц, поступающих на муниципальную службу, и лиц, уже занимающих должности муниципальной службы.
К ограничениям относятся следующие случаи:
1) признание гражданина (служащего) недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;
2) осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказ гражданина (служащего) проходить процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений. Порядок допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, установлен Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63;
4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

К сведению. Порядок прохождения диспансеризации, Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н .
———————————
«Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, Перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) гражданина (служащего) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, а также близкое родство, свойство между гражданами (служащими), занимающими должности главы местной администрации и главы муниципального образования;
6) прекращение гражданства РФ или иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, а также приобретение гражданства другого государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличие гражданства иностранного государства (государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства — участника международного договора РФ, согласно которому иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

К сведению. Перечень документов, представляемых при поступлении на муниципальную службу, установлен ч. 3 ст. 16 Закона N 25-ФЗ;

9) непредставление гражданином предусмотренных Законом N 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу. В частности, это сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
10) признание гражданина (служащего) не прошедшим военную службу по призыву, если на то нет законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
11) достижение гражданином возраста 65 лет — предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Обратите внимание! Для лиц, занимающих должности муниципальной службы, установлено исключение: допускается однократное продление срока нахождения на муниципальной службе при достижении предельного возраста на один год (ч. 2 ст. 19 Закона N 25-ФЗ). Срок пребывания в должности ректора, проректора, руководителя филиала (института) государственного или муниципального высшего учебного заведения может продлеваться до достижения ими возраста 70 лет (ст. 332 ТК РФ).

Особенности увольнения за несоблюдение ограничений

Как уже было отмечено, некоторые ограничения, предусмотренные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, являются самостоятельными основаниями для прекращения трудового договора, установленными Трудовым кодексом. Так:
— п. 11 ст. 81 ТК РФ (увольнение по инициативе работодателя) предусмотрено увольнение при представлении работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора, которое корреспондирует с таким ограничением для муниципального служащего, как представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу (п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ);
— п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон) установлено увольнение работника за его осуждение к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ в качестве ограничения, связанного с муниципальной службой, названо осуждение гражданина (служащего) к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
— в силу п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор прекращается в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона N 25-ФЗ ограничением является наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Кроме того, ст. 84 ТК РФ установлено прекращение трудового договора вследствие нарушения предусмотренных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, в частности, вследствие нарушения установленных ТК РФ, другим федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности. При таких нарушениях увольнение осуществляется по общему основанию согласно п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ за нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.
В данной ситуации возникает вполне логичный вопрос: по какой статье следует увольнять муниципального служащего в случае несоблюдения им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ?
Некоторые специалисты рекомендуют руководствоваться положениями Закона N 25-ФЗ, поскольку его нормы являются специальными, и при наличии указанных ограничений увольнять работника по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Однако мы считаем, что если на момент заключения трудового договора ограничения уже имели место, например гражданин имел заболевание, препятствующее поступлению на муниципальную службу, но договор был заключен, то при выявлении такого ограничения трудовой договор может быть расторгнут на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Если же ограничение (в частности, наличие заболевания) возникло и было выявлено работодателем в процессе служебной деятельности, применяются специальные нормы и увольнение осуществляется по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.
Трудности при увольнении за несоблюдение ограничений также возникают при увольнении некоторых категорий служащих, к которым относятся беременные женщины и работники, имеющие детей.

К сведению. Согласно ст. 261 ТК РФ расторжение трудового договора с беременной женщиной по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка — ребенка в возрасте до 14 лет, другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 5 — 8, 10 или п. 11 ч. 1 ст. 81 либо п. 2 ст. 336 ТК РФ).

Однако, поскольку увольнение по ст. 19 Закона N 25-ФЗ отнесено к увольнениям по инициативе работодателя, возникает вопрос о том, можно ли уволить беременную женщину или лицо с семейными обязанностями в связи с несоблюдением ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой.
Аналогичным образом, если ограничение существовало на момент заключения трудового договора, можно применить п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Некоторые суды придерживаются именно такого мнения. Так, Суд Ненецкого автономного округа признал законным увольнение служащей в связи с нарушением ею ограничений и запретов на основании п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, поскольку оно служит основанием для прекращения трудового договора независимо от воли сторон, а не по инициативе работодателя и это не связано с ограничением на увольнение женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет (Апелляционное определение от 19.08.2014 по делу N 33-158/2014).
Сложнее ситуация, когда ограничение возникло и выявлено после заключения трудового договора. С одной стороны, работодатель должен соблюдать гарантии, предоставленные Трудовым кодексом беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями, а с другой — работник не имеет права замещать должность муниципальной службы при наличии ограничений. Никаких разъяснений по данному вопросу законодатель не дает, поэтому с учетом императивности норм ст. 261 ТК РФ на беременных женщин и лиц с семейными обязанностями, занимающими должности муниципальной службы, распространяется запрет на увольнение по инициативе работодателя.
Могут возникнуть проблемы и при увольнении служащего в связи с прекращением гражданства РФ или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ. Увольнение по этому основанию установлено п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, данное основание относится и к ограничениям, предусмотренным ст. 13 Закона N 25-ФЗ, тогда увольнение предполагается по п. 3 ч. 1 ст. 19 ТК РФ за несоблюдение служащим ограничений. На какой пункт в этом случае ссылаться при увольнении?
Мы придерживаемся мнения, что в данном случае следует применять п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ, поскольку этот пункт является специальной нормой по отношению к общей норме — п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ.

Порядок увольнения

Несоблюдение служащим ограничений и запретов, согласно ст. ст. 27 и 27.1 Закона N 25-ФЗ, относится к дисциплинарным проступкам, за совершение которых работодатель имеет право применить к нему следующие взыскания:
— замечание;
— выговор;
— увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
При этом муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится согласно муниципальному правовому акту.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется ст. ст. 192, 193, 194 ТК РФ.
Итак, с того момента, как работодатель узнал, что служащий не соблюдает ограничения, установленные ст. 13 Закона N 25-ФЗ, он должен в письменном виде запросить с него объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, составляется соответствующий акт.

Примечание. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Принимая решение о применении дисциплинарного взыскания, работодатель в первую очередь должен учитывать, что под несоблюдением служащим ограничений подразумевается виновное противоправное поведение, нарушающее положения ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, необходимо учесть тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Ввиду того что муниципальный служащий, не соблюдающий ограничения, не может находиться на муниципальной службе, работодатель вправе применить к нему только такой вид дисциплинарного взыскания, как увольнение. Если же выяснится, что в несоблюдении служащим ограничений нет его вины, он все равно должен быть уволен, но уже не по инициативе работодателя в соответствии со ст. 19 Закона N 25-ФЗ, а по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, установленным ст. 83 ТК РФ, таким как:
— осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение им прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу (п. 4 ч. 1). Так, например, Верховный Суд Республики Марий Эл признал законным увольнение муниципального служащего в связи с его осуждением к наказанию на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (Кассационное определение от 08.11.2011 N 33-1845/2011);
— признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ч. 1);
— возникновение установленных ТК РФ, другим федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности (п. 13 ч. 1).
При этом при увольнении по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ служащему должен быть предложен перевод на другую работу, не имеющую отношения к муниципальной службе, при наличии таковой.
При увольнении муниципального служащего в связи с нарушением установленных законом ограничений работодатель издает приказ (распоряжение) об увольнении служащего, а в трудовой книжке производится следующая запись: «Трудовой договор расторгнут по инициативе работодателя в связи с нарушением установленных законом ограничений и запретов, пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В заключение

Итак, мы рассмотрели особенности и порядок увольнения муниципального служащего за несоблюдение им ограничений, установленных ст. 13 Закона N 25-ФЗ. Еще раз обратим внимание, что при увольнении по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ следует соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, установленный Трудовым кодексом. Увольнение по данному основанию осуществляется только в случае, если служащий нарушил требования Закона N 25-ФЗ об обязанности соблюдать ограничения. Если же служащий своевременно сообщил работодателю о возникновении ограничений, не позволяющих ему находиться на муниципальной службе, а его действия не квалифицируются работодателем как дисциплинарный проступок, увольнение производится по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, или по собственному желанию в соответствии с Трудовым кодексом.
Поскольку увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона N 25-ФЗ осуществляется по инициативе работодателя, следует также помнить, что не допускается увольнение по инициативе работодателя служащего, находящегося в отпуске или на больничном. Кроме того, до внесения каких-либо поправок в Закон N 25-ФЗ работодатель не сможет уволить по данному основанию беременную женщину и лицо с семейными обязанностями, перечисленными в ст. 261 ТК РФ.

Как происходит увольнение муниципального и госслужащего по собственному желанию

Увольнение с госслужбы по собственному желанию осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. В случае прекращения трудовых отношений по желанию одной из сторон необходимо соблюсти определенный порядок, иначе процедура может быть признана незаконной.

Прекращение трудовых отношений

Увольнение с госслужбы может осуществляться по собственному желанию, это право служащего. Собственно такая инициатива имеет несколько отличительных особенностей:

  • государственный или муниципальный служащий может уволиться по собственному желанию в любой момент, так как он обладает таким правом;
  • такое увольнение не должно обосновываться какими-либо доводами, работник не может ограничиваться условиями;
  • в том случае если у муниципального служащего или госслужащего имеется договоренность с руководством, то он может не отрабатывать период, который устанавливает трудовой договор;
  • при увольнении с муниципальной службы или госслужбы чиновник получает полностью расчет, который состоит из зарплаты и других отчислений.

Гражданский служащий получает полагающиеся выплаты в день, когда производится увольнение. В этот же день ему должна быть выдана надлежащим образом оформленная трудовая книжка.

Порядок и особенности процедуры

Когда происходит увольнение по собственному желанию муниципального или госслужащего, то ему необходимо написать соответствующее заявление. При этом стоит иметь в виду, что объяснять причину своего решения не нужно, работодатель не вправе это требовать.

Важно! Увольняться по желанию могут и те, кто начал служить по направлению, то есть государство оплатило его учебу. При этом нужно понимать, что в случае расторжения трудовых отношений придется возвратить средства, потраченные на образование.

Есть такое мнение, согласно которому, лицо после увольнения с госслужбы не имеет право в течение двухлетнего периода устраиваться на гос- или муниципальную службу. Однако оно ошибочно, так как трудовое законодательство не предусматривает подобных ограничений.

Выплаты и компенсации

При расторжении трудовых отношений по собственному желанию муниципального либо госслужащего, ему должны быть выплачены причитающиеся ему денежные средства. К ним относят

  1. Зарплата служащего, начисляемая за то время, которое он отработал по факту. Расчет происходит по средней оплате за день службы, к примеру, если за день он зарабатывает 2000, то за 20 отработанных дней получит 40 000.
  2. Также ему будет выплачены премиальные. Они рассчитываются за год или квартал. Если выпал такой случай, что было не доработано некоторое время за квартал, то будет сокращение премии пропорционально количеству таких дней.
  3. Компенсационная выплата за дни отпуска, которые не были использованы.

Отвечая на вопрос: когда можно получить свой расчет в рассматриваемой ситуации, стоит сказать, что он производится в день, когда расторгаются трудовые отношения. В этот же день будет внесена соответствующая запись в трудовой документ.

Нередко возникаю спорные ситуации, которые имеют связь с выходным пособием. В частности, некоторые уверены, что оно им положено. Однако стоит иметь в виду, что получают такие выплаты те, кого вынуждены увольнять, потому что штат сокращают.

Увольнение с госслужбы порядок и правила

Для того чтобы уволиться муниципальный (в местных органах) или государственный служащий должны в первую очередь сообщать об этом руководству. Это делается в форме заявления. Образец заявления можно получить, обратившись в отдел кадров. Причину в нем указывать не нужно, кроме случаев, когда увольнение связано с выходом на пенсию или трудоустройством на выборную должность.

Бланк нужно выбирать только служебный, то есть получить именно в той организации, где проходит службу, так как они разнятся. В том случае, когда человек скачал образец с интернета, то, скорее всего, заявление придется писать заново. После разрыва трудовых отношений на каждого служащего оформляется личное дело, которое затем хранится в архиве.

Заявление на увольнение с госслужбы: образец

В 2017 году законами не устанавливается единая для всех форма заявления, которое пишется, когда человек желает уволиться со службы. В этой связи составляется оно в свободной форме либо по тому формату, которые действует в каждой конкретной организации. Однако имеются правила, которые необходимо соблюсти при написании:

  • обязательно должно быть написано от руки, то есть машинописные заявления не принимаются;
  • адресовано должно быть непосредственно работодателю либо его представителям, а не руководителю отдела, в котором проходила служба.

Порядок документального оформления

Статья 80 ТК РФ предусматривает правила прекращения отношений трудового характера по желанию служащего. В частности, он должен уведомить об этом работодателя не позднее четырнадцати дней до даты ухода. Это связано с тем, что такой период потребуется для завершения имеющихся дел, передаче их, а также прохождению обходного листа.

Работодатель после получения данного заявления в ответ издает приказ, где закрепляется дата увольнения. В указанный день работник может получить книжку, в которой отражается его трудовая деятельность. В нее уже будет внесена соответствующая запись.

В том случае, когда имеется допуск к тайне, охраняемой законом, то необходимо будет подписать документацию о ее неразглашении.

Уплачивается ли НДФЛ

Говоря о том, уплачиваются ли государственными или муниципальными служащими налоги с полученных доходов, стоит отметить, что законы распространяют свое действие в равной мере на всех граждан, независимо от того, какую должность они занимают. В связи с этим указанные лица так же уплачивают 13 процентов от своей прибыли.

При этом оплачивает служащий налог не самостоятельно, за него это делает организация, в которой он проходит службу. Налогами не будут облагаться те выплаты, которые сотрудник получит в качестве компенсации при сокращении штатной численности.

В некоторых случаях служащий был нанят на работу по условиям, разработанным специально для него. То есть был заключен договор на персональных условиях, в нем было оговорено пособие, которые получит работник в случае увольнения. Если было указано, что такое пособие будет иметь больший размер, что заработная плата имеющая среднее значение, то человеку придется выплачивать налоги, которые предусматриваются законами.

Кроме этого, стоит отметить, что денежные средства, которые выплачиваются в качестве компенсации за дни отпуска, неиспользованные работником, так же подлежат налогообложению.

Порядок увольнения лица замещающего муниципальную должность

Граждане, замещающие должности на муниципальной службе, обладают особым правовым статусом. Речь идет, прежде всего, о расширении списка оснований, которые используются для прекращения трудового контракта.

Правовая база увольнения муниципального служащего

Трудовые отношения в РФ регулируются, прежде всего, Трудовым кодексом РФ. Не исключение – муниципальная служба. Но в России действует еще один нормативный акт, который отражает вопросы, касающиеся увольнения муниципального служащего – ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В статье 19 вышеуказанного закона говорится о том, что помимо оснований для прекращения трудовых отношений, которые содержатся в ТК РФ, имеются еще несколько:

  • достижение предельного возраста занятия муниципальной должности;
  • прекращение гражданства РФ;
  • нарушение запретов, установленных законодателем для данной категории работников;
  • применение такого административного наказания как дисквалификация.

ТК РФ выделяет несколько групп основания для расторжения трудового контракта:

  1. По желанию работника. В этом случае он пишет заявление, передает его на подпись руководству и ждет решения. Кодекс предусматривает 2—недельную отработку, за исключением случаев, прямо указанных законодателем. Служащий может отозвать свое заявление до последнего дня работы, если на его место в письменной форме не приглашен другой сотрудник.
  2. По инициативе работодателя. В статье 81 перечислены 18 причин, по которым трудовые отношения могут закончиться. При этом речь идет не только о «виновных» основаниях, таких как прогул, но и по причине сокращения штатов, ликвидации компании и т.д. Особенностью данной группы является то, что от работника ничего не зависит – его ставят перед фактом, направляя уведомление.
  3. По соглашению сторон. В этом случае стороны заранее обговаривают условия увольнения и подписывают соглашение об этом.
  4. Истечение срока срочного трудового договора. Об этом работодатель должен уведомить сотрудника за 3 дня до окончания действия контракта. Исключение составляют случаи, прямо указанные в ТК РФ. Например, беременность работницы и т.д.

Особенностью увольнение муниципального служащего является то, что работодатель должен издать нормативный акт, подтверждающий факт увольнения. Как правило, его форма разработана и утверждена конкретным муниципальным органом.

Далее в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении, которая должна соответствовать нормативному акту – основанию и книжка выдается гражданину на руки. Если по какой-то причине служащий документ не забирает, то работодателю рекомендуется направить уведомление о получении трудовой.

На практике много споров возникает вокруг увольнения, которое связано с достижение предельного возраста нахождения на муниципальной службе. Законодатель определил, что гражданин вправе занимать свою должность до того, как ему исполнится 65 лет. Когда его нужно уволить? Ни ТК РФ, ни закон о муниципальной службе ответа на этот вопрос не дают. Исходя из судебной практики, можно сделать вывод о том, что расторгнуть с ним договор нужно на следующий день после того, как ему исполнится 65 лет. В этот день нельзя, так как некоторое время ему еще 64 года, и он может оспорить такое решение работодателя. Однако допускается вариант продления трудового контракта со служащим, которому исполнилось 65 лет на 1 год. При этом ситуация может выглядеть следующим образом: работодатель заключает с гражданином новый контракт на следующий день после исполнения ему 65 лет или после фактического допущения к работе не позже 3 дней.

Ленинградский областной суд в 2015 году столкнулся с ситуацией, когда служащего уволили по основанию – нарушение условий заключения трудового контракта. Речь шла о том, что работник на момент назначения на должность не имел необходимых квалификационных характеристик, которые были предусмотрены для этой вакансии, а именно, отсутствовал необходимый стаж работы. Суд посчитал данное основание убедительным и признал увольнение законным.

Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия

В 2011 году в законодательство о муниципальной службе были внесены изменения, согласно которым появилось новое основание для прекращения с гражданином трудовых отношений – утрата доверия. Связано это было, прежде всего, с антикоррупционной политикой. Однако на сегодняшний день актуальный остался вопрос: утрата доверия рассматривается в объективном или субъективном смысле? То есть если служащий совершил нарушение, он автоматически теряет доверие или этот вопрос все остается на усмотрение работодателя?

С одной стороны, на этот вопрос можно ответить, что если имеется нарушение, то доверие утрачивается автоматически и гражданин увольняется. Речь идет, например, о предоставлении ложных сведений при заполнении декларации о доходах. Но, с другой стороны, если взять такое основание для увольнения как несоблюдение запретов для муниципального служащего, то здесь расторжение контракта зависит от инициативы работодателя, которую он может и не проявить. Например, если служащий занял выборную должность, то ему может быть предложено ее освободить, и если он уходит с этого поста, то никакого увольнения не состоится.

Поэтому в данном случае при принятии решения об увольнение учитываются следующие обстоятельства:

  • нарушились ли служащим другие запреты;
  • каков характер его работы, имелись ли к нему замечания;
  • были ли в действиях гражданина признаки вины.

Порядок увольнения освобождения от должности в связи с утратой доверия начинается с того, что на имя работодателя представляется докладная записка или сделанные на основании нее рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих. Далее должны быть запрошены объяснения с работника. Несмотря на то, что законодатель не устанавливает сроков для совершения всех процедур, работодателю на увольнение дается 1 месяц со дня, когда он узнал о проступке. Соответственно, как правило, объяснения запрашиваются не позже 2 рабочих дней. Если по каким-то причинам служащий отказывается объяснять свои действия, то работодатель должен составить об этом акт. Непредставление объяснений не будет являться препятствием для увольнения.

Перед принятием окончательного решения об увольнении с вязи с утратой доверия, работодателем должны быть учтены следующие моменты:

  • степень тяжести совершенного коррупционного нарушения;
  • характер нарушения;
  • обстоятельства, при которых оно было совершено;
  • нарушал ли служащий ранее законодательство;
  • каким образом гражданин ранее исполнял свои обязанности.

Главной причиной для принятия решения об увольнения в связи с утратой доверия может служить наличие у служащего личной заинтересованности в совершении правонарушения. Например, сокрытие доходов с целью избежания налогообложения и т.д.

На практике может сложиться ситуация, когда вины служащего в правонарушении, например, в предоставлении неверных сведений в декларации о доходах нет. В частности, речь может идти о супруге, которая скрыла от мужа факт приобретения недвижимости или иных ценных вещей. Именно с целью недопущения ложного обвинения, уполномоченные службы проводят служебную проверку и только на основании ее результатов делают выводы о последующей судьбе служащего.

Далее работодатель издает распоряжение об увольнении служащего и ознакамливает с ним гражданина. Если последний также отказывается ставить подпись, то об этом составляется акт. Но когда у работника имеется особое мнение по поводу его увольнения, он вправе выразить его с письменном виде; документ прикладывается в его личное дело.

В отсутствие работника по уважительной причин, например, его нахождение в отпуске или на больничном, его нельзя уволить вне зависимости от времени отсутствия. Кроме этого, если необходимо проведение служебной проверки, то срок для увольнения может быть увеличен до 6 месяцев. Однако проверка должна быть оформлена документально: издан приказ о ее проведении, создана комиссия. Результат оформлен в акте или ином документе и доведены до сведения работника.

Если служащий не появляется на работе, то копия распоряжения должна быть ему направлена по почте. К ней может быть приложено уведомление с требованием явиться за трудовой книжкой. ПО почте направлять книжку нельзя.

Если работник считает, что его права были нарушены, то он вправе обратиться в суд. На это ему дается 1 месяц со дня увольнения. К исковому заявлению гражданин прикладывает все необходимые документы, которые подтверждают его точку зрения. В некоторых случаях достаточно бывает доказать, что процедура увольнения не была соблюдена, и работника восстанавливают в должности и выплачивают компенсацию за вынужденный прогул. Госпошлина в данном случае не платится.

Как уволить муниципального служащего?

Законодательство установило определенный порядок поступления работников на муниципальную службу, правила для осуществления их трудовой деятельности и увольнения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Трудовые договора с такими служащими могут быть расторгнуты не только на тех основаниях, которые предусмотрены в Трудовом кодексе, но по другим причинам.

Они называются дополнительными основаниями. К ним относится, к примеру, нарушение сотрудником запрета, связанного с характером работы.

Муниципального служащего полагается предупреждать за 2 месяца до предстоящей процедуры увольнения.

Служащий может быть уволен по общим основаниям, содержащимся в ТК РФ.

Среди них наиболее часто используются следующие причины:

  • уход с работы по инициативе сотрудника;
  • оставление рабочего места по инициативе работодателя;
  • увольнение по соглашению сторон;
  • отказ работника от перевода на новую должность;
  • истечение срока действия договора;
  • обстоятельства, не определяющиеся волей сторон.

Также для увольнения с муниципальной службы действуют дополнительные основания:

  • прекращение российского гражданства или гражданства иностранного государства, являющегося участником международного договора РФ, на основании которого работник может быть на муниципальной службе;
  • достижение предельного возраста для должности муниципального работника;
  • применение к сотруднику дисквалификации;
  • несоблюдение запретов, а также наложенных ограничений на работника муниципальной службы.

Законодательная база

Трудовые отношения в РФ регулируются Трудовым кодексом. В зависимости от ситуации, увольнение работника с муниципальной службы может быть произведено на основании одной из статей данного законодательного акта.

Прочие основания для увольнения такой категории работников содержит ФЗ № 25 от 2.03.2007 «О муниципальной службе в РФ».

Цель их введения состоит в защите публичных интересов.

Увольнение муниципального служащего

Каждое основание для увольнения имеет свои особенности, которые влияют на ход процедуры и запись в трудовой книге работника.
К примеру, несоблюдение работником запретов и ограничений может быть отнесено к дисциплинарному поступку.

Поэтому работодатель может как уволить сотрудника за совершенное деяние, так и оставить его на рабочем месте, применив выговор или замечание.

По собственному желанию

Увольнение муниципального служащего по собственному желанию осуществляется по стандартной процедуре.

Работник составляет заявление на увольнение и в 2-недельный период до предполагаемой даты ухода с работы подает его начальству.

После этого все нюансы согласуются с руководством, и решается вопрос с отработкой. Ее при договоренности с руководством можно заменить неиспользованным отпуском. Однако, на это необходимо согласие начальства, а если оно не согласно предоставлять отпуск ‒ то служащий обязан отработать положенный период.

До даты увольнения работник обязан посещать рабочее место и следовать внутреннему трудовому распорядку органа местного самоуправления.

По инициативе работодателя

Работодатель может выразить инициативу для увольнения служащего по разным основаниям. Среди них находятся не только те, что связаны с виной служащего, как, например, прогул.

К увольнению по инициативе нанимателя относится и сокращение штатов, а также иные основания.

Работник, попадающий под увольнение, должен быть оповещен путем направления ему соответствующего уведомления. В этом документе он должен поставить свою подпись, подтверждая факт ознакомления.

Достижение предельного возраста

В 2018 году предельным возрастом для работы на должностях в муниципальной службе является 65 лет. Однако, при достижении этой возрастной границы работник не обязательно должен покинуть рабочее место. Допускается увеличение периода нахождения на службе.

Единоразовое продление должно производиться не более чем на год. Законодательство не определило максимально возможное число пролонгаций, поэтому данный вопрос остается на усмотрение нанимателя.

К исключениям относятся ректора, руководители институтов и проректора муниципальных ВУЗов. Они могут занимать свои должности вплоть до семидесятилетия.

После достижения предельной возрастной границы работник может как уйти сам, так и по инициативе нанимателя. Однако, окончательное решение остается за работодателем.

Прекращение гражданства РФ

Служащий не имеет права оставаться в Российской Федерации на муниципальной службе при прекращении гражданства.

Иностранные граждане, за исключением тех, которые занимают должности на основании участия их государств в международном договоре РФ, также не вправе находиться на подобной службе.

Доступ к муниципальной службе в РФ возможен для граждан республики Белоруссия, Армения, а также граждан Туркменистана, Казахстана и Киргизии. Однако, для таких граждан введены некоторые ограничения по должностям, на которых они имеют право трудиться.

Увольнение гражданина, у которого выяснился факт отсутствия российского гражданства, осуществляется на основании распоряжения нанимателя. Обычно при этом в трудовой книжке работника совершается запись о расторжении договора по причине утраты гражданства РФ.

Если служащий выходит из российского гражданства, он обязан сообщить этот факт работодателю.

Как оформляется увольнение госслужащего? Смотрите тут.

Дисквалификация

Дисквалификация считается административным наказанием, при этом, она может быть назначена только судебной инстанцией. Срок наказания начинается от 6 месяцев и заканчивается 3 годами.

При дисквалификации служащий лишается права занимать должности в муниципальной и государственной службе, входить в состав исполнительного органа управления юрлица, а также осуществлять управление юрлицом.

При дисквалификации трудовой договор с работником должен быть расторгнут на основании постановления суда.

В трудовую книжку служащего при этом вносится формулировка о расторжении договора в связи с дисквалификацией.

Реестр дисквалифицированных кадров ведется Федеральной налоговой службой. Для того чтобы выяснить, не наложена ли на кандидата на должность муниципального служащего подобная мера наказания, необходимо направить в ФНС соответствующий запрос. Информация в реестре является открытой.

Исключение из реестра производится после истечения периода дисквалификации или при отмене постановления о ней в отношении конкретного работника.

Несоблюдение ограничений

Служащий может быть уволен при несоблюдении ограничений или запретов, которые связаны с его родом деятельности. Ограничения должны быть установлены в упомянутом Законе №25-ФЗ.

В остальных случаях работник может быть лишь наказан путем выговора или прочих инструментов воздействия.

В случае увольнения работника из-за несоблюдения ограничений, наниматель издает приказ, а в трудовую книжку вносится формулировка о расторжении договора по причине нарушения установленных законом запретов и ограничений.

Существует большая судебная практика обращений бывших муниципальных служащих с иском о восстановлении на работе. Однако, в большинстве случаев такие граждане получают отказ со стороны судебного органа. Выиграть процесс можно лишь в случае, когда будет доказан факт незаконного увольнения.

Утрата доверия

Муниципальный работник может быть уволен в том случае, если он не предпринял мер по урегулированию или предупреждению конфликта интересов. Другая причина для подобного увольнения ‒ предоставление неполных или же недостоверных сведений о доходах.

Сотрудник подлежит увольнению лишь в том случае, если его вина будет доказана. При этом дополнительно могут быть применены взыскания, которые описаны в ФЗ №25.

Применяя взыскания, необходимо учитывать характер и тяжесть правонарушения, а также обстоятельство, при которых оно было осуществлено.

Порядок расторжения трудового договора

Порядок расторжения договора, регулирующего трудовые отношения, может видоизменяться.

При уходе с работы по собственному желанию следует руководствоваться следующим порядком действий:

  • подача сотрудником заявления об увольнении;
  • рассмотрение руководством заявления и назначение даты увольнения;
  • отработка служащим положенного срока;
  • расторжение трудового договора в назначенный день;
  • расчеты с сотрудником;
  • выдача служащему трудовой книжки и прочих бумаг.

Во всех случаях процедура признается правомерной при:

  • наличии основания для увольнения;
  • соблюдении порядка прекращения действия договора по конкретному основанию;
  • присутствии приказа об увольнении.

Перечень документов, фигурирующих при увольнении, зависит от основания.

Так, в процедуре может использоваться следующая документация:

  • заявление об увольнении по собственному желанию;
  • приказ работодателя об увольнении работника;
  • постановление суда о дисквалификации и пр.

Образец заявления об увольнении по собственному желанию здесь,

образец приказа об увольнении здесь.

Выплаты и компенсации

При уходе с работы бывший сотрудник претендует на получение выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Кроме того, ему возможна выплата компенсации за неистраченный отпуск.

Если сотрудник обратится в суд, и там будет доказано несоблюдение процедуры увольнения, то его восстановят в должности. При этом такому служащему полагается выплата компенсации за вынужденный прогул.

Интересует порядок увольнения в связи с банкротством? Информация здесь.

Когда работник может отозвать заявление об увольнении? Подробности в этой статье.

В качестве главной гарантии для служащих, покидающих рабочее место по причине сокращения штата работников или реорганизации фирмы, выступает преимущественное право на сохранение должности. Оно зафиксировано в 179 статье ТК РФ.

Сотруднику, попавшему под сокращение могут предложить перевод на вакантное место. При его отказе от новой должности трудовой договор с ним должен быть расторгнут.

Но в этом случае наниматель уведомляет служащего о возможностях трудового устройства в другой муниципалитет.

Перед увольнением такого работника ему разъясняют все льготы и привилегии, которыми могут воспользоваться бывшие муниципальные и госслужащие.

На видео о выплате компенсации

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это интересно:

  • Роспотребнадзор возврат страховки по кредиту Роспотребнадзор разъясняет: добровольно - принудительное страхование при предоставлении потребительского кредита (займа) незаконно В связи с возникшим в очередной раз акцентированным вниманием СМИ к теме страхования, как […]
  • Развод по телефону матом Срочный приворот с оплатой по результату Оплата 100% после результата , по факту На расстоянии и в краткие сроки Абсолютная безопасность и безвредность Конфиденциальность работы Срочный приворот с оплатой по результату Без […]
  • Ук рф бюджетные Статья 285.1 УК РФ. Нецелевое расходование бюджетных средств 1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными […]
  • Разрешение на временное проживание оформить Разрешение на временное проживание Документы на разрешение на временное проживание (РВП) в РФ можно подать вне квоты или при наличии квоты. Разрешение на временное проживание вне квоты оформляется: - при наличии жены или мужа, […]
  • Протокол заседания комиссии по распределению стимулирующей выплаты Положение о критериях и показателях результативности труда педагогических работников государственного бюджетного образовательного учреждения Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат» 1. Общие положения Настоящее […]
  • Ст1941 коап рф Постановление суда в отношении Васягина по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ 28 января 2016 г. Мировым судьей судебного участка Ичалковского района Республики Мордовия рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном […]
  • Изменения в трудовой книжке при увольнении Изменения в трудовой книжке при увольнении Вопрос: В трудовой книжке сотрудника сделана неправильная запись об увольнении (указана неверная статья). После увольнения сотрудник был принят на работу в другую организацию, о чем […]
  • Где забрать права после лишения в тюмени Возврат прав по закону в г. Тюмень Каждому водителю иногда приходится столкнуться с трудностями на дороге. И бывает обидно, если результатом этих трудностей становится лишение прав. Что делать автовладельцу, если его […]