Умышленное ухудшение жилищных условий военнослужащим

Содержание страницы:

Об ухудшении жилищных условий военнослужащих

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащего ведет его и его семью к утрате жилья.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Законом предусмотрены случаи, когда военным нежелательно отчуждать долю в недвижимости, аналогичное положение касается ограничения супруга военнослужащего на право распоряжения своей квартирой.

Законодательство

Вопрос регламентируется следующими законодательными актами:

  • Категория «намеренное ухудшение жилищных условий» затрагивается в статье 53 ЖК РФ.
  • Право военного на бесплатное однократное обеспечение квартирой указывается в ФЗ «О статусе военнослужащего».
  • Порядок признание солдат и офицеров нуждающимися в жилье обозначен в Постановлении Правительства № 512.
  • Учет военных, которым необходима жилплощадь, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства № 1054.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Военнослужащие и члены их семьи, будучи участниками приватизации в несовершеннолетнем возрасте, сохраняют право на улучшение жилищных условий в будущем.

Но военный не может быть признан нуждающимся в жилье, если у него есть право собственности на другое жилое помещение или когда он владеет долей квартиры, частного дома.

Отказ от обеспечения жильем из средств Минобороны может быть получен в случае, когда офицер или солдат:

  • приобрел государственный жилищный сертификат;
  • взял военную ипотеку.

Что считается?

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих предполагает распоряжение уже имеющейся квартирой или домом в своих интересах – когда подобная сделка создает условия для незаконной возможности претендовать на получение от государства дополнительной жилищной помощи.

Например:

  • у военнослужащего есть дом, доставшийся в наследство от родителей;
  • желая расплатиться по долгам, он продает эту недвижимость, и чуть позже собирает документы для постановки на учет в качестве человека, нуждающегося в жилье.

Должностные лица могут отказать в этом, ссылаясь на положения статьи 53 ЖК РФ.

Статья определяет право гражданина претендовать на улучшение жилищных условий только через 5 лет после совершения сделки (купли-продажи, дарения уже имеющегося дома и др.).

В подобную категорию правонарушений также входят следующие деяния:

  • фиктивные браки, позволяющие претендовать на расширение жилплощади за счет государства;
  • намерение «искусственное» расширение состава семьи, т.е. прописка на имеющуюся муниципальную жилплощадь посторонних лиц;
  • перепланировка квартиры – с целью расширения жилплощади;
  • одностороннее расторжение договора социального найма, принудительное выселение из жилплощади по решению суда.

Не считается умышленным ухудшением жилищных условий желание военнослужащего вселить в квартиру ребенка, престарелых родителей, иждивенцев, даже если такие действия влекут к уменьшению размера учетной нормы жилой площади на одного человека.

Имеющие постоянное жилье

Военнослужащие, в собственности у которых есть квартира или дом, не имеют право претендовать на дополнительную жилплощадь в течение 5 лет после того, как они распорядились своей недвижимостью по личному усмотрению.

В качестве таких действий выступает:

  • выделение доли в собственности;
  • купля-продажа квартиры.

Закон также предусматривает случай, когда кто-либо из семьи военного строит свой частный дом и получает на это социальные выплаты из бюджета.

Тогда постановка на очередь гражданина (на основании статьи 52 ЖК РФ) в качестве нуждающегося в постоянном или временном жилье будет приостановлена.

При рождении ребенка

Рождение ребенка не является основанием для отказа в постановке военного и его семьи на учет в качестве граждан, которым необходимо улучшение жилищных условий.

В приоритете находятся нормы ЖК РФ, позволяющие регистрировать малыша по месту проживания родителей, без соблюдения правил об учетном размере жилплощади на каждого жильца.

Наличие маленьких детей учитывается при выдаче квартиры, в случае, если военнослужащий обеспечивается служебным жильем в рамках Постановления Правительства от 29.06.2011 г.

Интересует закон об улучшении жилищных условий малоимущим семьям? Читайте здесь.

Порядок признания

Военнослужащий должен обратиться с заявлением в федеральный орган исполнительный власти, где предусмотрена военная служба.

Вопросы обеспечения жильем граждан подобной категории решаются в Департаменте жилищного обеспечения Минобороны РФ и их региональных управлениях, функционирующих в качестве ФГУ.

С перечнем таких организаций и их контактами можно ознакомиться на сайте Министерства обороны России.

Военнослужащий обращается в региональную жилищную комиссию со следующими документами:

  • заявление, в котором указывается субъект РФ, избранное место жительство, административно-территориальное образование;
  • копии паспорта военного и его семьи, а также свидетельства о рождении малолетних детей – до 14 лет;
  • сведения о прохождении военной службы, выписки из послужного списка.

Образец заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий можно скачать здесь.

Необходима выписка из каждой домовой книги за последние 5 лет, в том числе информация о финансовых лицевых счетах заявителя. При невозможности найти такие документы указываются сведения, подтверждающие отсутствие данных.

Решение о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье принимается в течение 30 дней после подачи документов.

Как улучшить?

Семья военнослужащего имеет право получить жилье в собственность бесплатно, даже после смерти солдата или офицера.

У военного также есть право стать участником накопительной ипотечной системы и приобрести жилье с использованием бюджетных средств в любом регионе РФ – в соответствии с ФЗ № 117.

Факты умышленного ухудшения жилищных условий военнослужащих должны быть доказаны должностными лицами, которые выносят постановление об отказе в принятии на соответствующий учет.

Списки заявителей ведутся специалистами ФГУ в каждом военном округе. Военнослужащий должен быть обеспечен жильем даже после увольнения и исключения из личного состава воинской части, если он ранее не воспользовался таким правом.

Датой принятия военного и его семьи на учет считается время подачи заявления.

В настоящее время можно отслеживать реализацию своих льгот в электронной очереди на сайте Минобороны – в разделе «единый реестр жилья военнослужащих».

На внеочередное получение жилья имеют право претендовать:

  1. Военные, проживающие с семьями в аварийных помещениях, не подлежащих восстановлению.
  2. Граждане, у которых есть тяжелые формы хронических заболеваний.
  3. Члены семей умерших (погибших) военных – при сроке службы не менее 10 лет.

Распределение жилья осуществляется в порядке уведомления.

В течение 5 дней после получения вызова из Департамента жилищного управления военнослужащий должен предъявить документы, обозначенные в п. 3 инструкции Минобороны № 1280 от 27.10.2010. (выписки из домовых книг, копии паспортов, выписки из ЕГРЮЛ и др. справки).

Общее время предоставления жилья – 3-10 лет с момента подачи заявления. Учитывается правовое основание для получения недвижимости.

Служебная квартира предоставляется в короткие сроки, в отличие от квартиры в собственность на праве ипотеки.

Намеренное ухудшение

При выявлении намеренного ухудшения жилищных условий учитывается факт распоряжения имеющимся жильем не только военнослужащим, но и членами его семьи.

В таком случае сам военный сохраняет право на льготную квартиру, но без учета интересов других лиц.

Интересуют госпрограммы для улучшения жилищных условий в 2018 году? Смотрите тут.

Где взять справку о проверке жилищных условий? Подробная информация в этой статье.

Судебная практика

Судебная практика учитывается при разрешении дел по обеспечению военных жильем – в судах разной инстанции. Имеет значение постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 г. о применении норм ЖК РФ при разрешении судебных дел.

Важной остается позиция Конституционного Суда РФ – Определение от 19.04.2007, толкующее нормы статьи 53 ЖК РФ и обязывающее доказывать умысел при ухудшении жилищных условий.

Разрешение подобных споров осуществляется в гарнизонных, окружных военных судах и Военной коллегии при Верховном Суде РФ.

При написании исковых заявлений и сборе необходимых доказательств целесообразно воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

На видео о судебных разбирательствах

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Намеренное ухудшение жилищных условий: чем это грозит очереднику на квартиру

Новый Жилищный кодекс, принятый десять лет назад, впервые дал определение тому, что такое намеренное ухудшение жилищных условий и какие последствия может иметь подобное деяние со стороны будущего новосела. Трактовка закона предусматривает ответственность гражданина, осознанно и намеренно предпринимающего мероприятия, способные ухудшить его жилищные условия с целью регистрации в качестве лица, которому необходимо помочь с получением или строительством новой квартиры.

Что подразумевается под ухудшением жилищных условий

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

В законодательстве не содержится точной информации, какие именно деяния могут быть отнесены к категории ухудшающих жилищные условия. Тем не менее можно определить круг манипуляций, которые могут рассматриваться в качестве таковых:

  • разделение лицевого счета;
  • обмен имеющейся квартиры с целью уменьшить общий метраж;
  • нарушение пунктов договора социального найма, которые могут привести к выселению квартиросъемщика в жилье, не соответствующее социальным нормам;
  • регистрация по своему адресу дополнительных жильцов (в основном, при заключении брака или при его расторжении);
  • выделение, определение или изменение отдельных долей жилого помещения;
  • отчуждение (передача, продажа) квартиры или ее долей в соответствии с проведенной сделкой;
  • перевод определенной части помещения в категорию нежилого;
  • изменение существующего порядка пользования жильем;
  • расторжение договора социального найма и уклонение от использования жилплощади.

Если в действиях гражданина есть признаки какого-либо из перечисленных деяний и он обращается за государственной помощью для получения более просторной квартиры, то речь может идти о намеренном ухудшении жилищных условий.

Санкции, которые применяются к гражданам, осуществившим подобное, заключаются в пятилетнем запрете регистрироваться в органах местной власти в качестве субъектов, имеющих право на государственную субсидию при покупке или строительстве нового жилья.

Отдельным пунктом можно определить нарушение нанимателем или собственником жилья ст.51 Жилищного кодекса. Если лицо намеренно совершает действия, в результате его жилище будет существенно повреждено, и может быть объявлено непригодным для проживания, то применительно к деяниям этого гражданина действует наказание, указанное выше.

Как отличить намеренные деяния от свободы выбора

Если семья проживает в квартире, общая площадь которой не соответствует действующей в регионе учетной норме на каждого жильца, то она имеет право на регистрацию в качестве требующего улучшения жилья. При этом за жильцами сохраняется конституционное право выбора места жительства – квартиру можно обменять, продать или подарить.

Если обмен квартиры на меньшую произошел в тот период, когда ее владелец стоял на учете в очереди на новое жилье, то говорить о намеренном ухудшении не приходится. Здесь имеет место реализация свободы выбора.

О намеренном ухудшении жилищных условий будет свидетельствовать факт обмена на меньшую квартиру в том случае, если в результате сделки гражданин будет признан нуждающимся в улучшении жилья и поставлен на очередь.

Судебная практика, при рассмотрении вопроса о намеренном ухудшении жилищных условий, исходит из принципа разумности и добросовестности действий участников гражданских правоотношений.

В жилищном законодательстве ухудшение рассматривается только как уменьшение степени обеспеченности каждого члена семьи квадратными метрами, вне зависимости от качества квартиры, количества изолированных комнат, уровня благоустроенности.

К примеру, гражданин проживает в квартире, состоящей из двух комнат, совместно со своими родителями, и семья не нуждается в улучшении условий проживания. После женитьбы было принято решение, что молодая семья будет жить вместе с родителями невесты, в трехкомнатной квартире и мужчина будет зарегистрирован по месту проживания. В результате степень обеспеченности жилплощадью в квартире невесты изменилась в меньшую сторону, и они получили право быть зарегистрированными в качестве нуждающихся в получении новой квартиры.

С точки зрения ст. 53 ЖК РФ, действия граждан могут расцениваться, как намеренное ухудшение жилищных условий. Однако, принцип разумности, воплощенный судом, может трактовать действия по переезду и прописке дополнительного члена семьи, как проявление свободы передвижения и места проживания. С учетом того, что вторая квартира имеет больше комнат и молодой семье будет отведена отдельная жилплощадь, прописка мужа не может расцениваться как искусственный ход по намеренному изменению в худшую сторону условий проживания.

В указанном примере молодая семья не допустила действий по намеренному ухудшению жилищных условий и имеет право подать пакет документов на участие в государственной программе.

Какие действия нельзя трактовать как искусственное ухудшение условий проживания

Запрет на поставку на очередь в течение пяти лет действует только тогда, когда местные органы власти или судебный орган имеют неопровержимые подтверждения того, что действия, — предпринятые квартиросъемщиками и уменьшившие общую жилплощадь – это намеренное ухудшение жилищных условий.

При этом существует целый список обстоятельств, при которых говорить о нарушении ст.53 Жилищного кодекса нельзя:

  • вселение и прописка к любому из родителей детей в возрасте несовершеннолетия;
  • вселение и регистрация по месту жительства родителей, мужа/жены и иных близких родственников при соблюдении нормативов, предусмотренных законом;
  • отказ исполнения условий договора дарений квартиры (или доли) любой из сторон;
  • отказ от исполнения договора ренты по инициативе получателя и возврат жилого помещения рентодателю;
  • вселение жильцов на основании временной регистрации по месту пребывания;
  • объявление судебным органом сделки с недвижимостью незаконной.

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Характерные черты деяний, относимых к умышленному ухудшению условий проживания, применительно к военнослужащим, описаны в Инструкции «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, служебных жилых помещений и помещений по договору социального найма». К таковым относятся:

  • сознательное изменение распорядка пользования жилыми помещениями;
  • обмен квартиры на меньшую, ведущий к снижению степени обеспеченности жилой площадью каждого члена семьи;
  • заключение брака на фиктивной основе и регистрация супруга/супруги на своей жилплощади;
  • расторжение брака и последующее выделение долей в квартире;
  • нарушение положений договора социального найма квартиры/комнаты, в том числе и продолжительный период неуплаты за пользование жилым помещением;
  • отчуждение квартиры или ее долей в результате дарения или сделки по купле-продаже, последствием которого стало уменьшение учетной нормы на военнослужащего и членов его семьи.

Вместе с тем инструкция содержит условия, когда результатом манипуляций с жильем учетная норма на каждого проживающего снижается, но эти действия не могут расцениваться как умышленное ухудшение кондиций проживания:

В жилое помещение при воинской части, занимаемое военнослужащим, могут быть вселены дети, супруги, родители или иные родственники (по судебному решению), если перечисленные лица:

  • не являлись собственниками жилых помещений;
  • имели жилье, впоследствии признанное непригодным для проживания;
  • потеряли право собственности на недвижимость в связи с вступлением в брак с военнослужащим и переездом к месту его службы;
  • потеряли жилье ввиду вступления в силу решения суда о признании сделки с недвижимостью недействительной и утратой права пользования им.

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения

Норма, прописанная в ст. 53 Жилищного кодекса, далека от идеала при применении ее в реальной жизни. В законе обозначена трактовка действий, обозначенных термином «намеренное ухудшение жилищных условий» и указаны последствия, которые наступят при совершении подобных действий. Однако критерий применения правовой нормы в законодательстве не зафиксирован, как и признак, по которому можно однозначно определить преднамеренность правонарушающих действий.
На основании федерального законодательства региональным властям дано право издавать собственные нормативные акты по применению статьи 53 ЖК РФ. В настоящее время лишь 15 регионов ввели местные законы, регламентирующие действия по учету жилья, в которых содержится алгоритм отнесения деяний граждан, квалифицирующихся как намеренное ухудшение жилищных условий.

Несовершенство и разночтения в законодательной базе по вопросу ухудшения жилищных условий часто ведут к нарушению прав граждан со стороны органов местного самоуправления и немотивированным отказам в признании граждан остро нуждающимися в улучшении жилья. Однако, как показывает статистика, обращение в суд может восстановить справедливость. Количество признанных судом фактов умышленного ухудшения кондиций проживания с целью получения права на государственную помощь при приобретении новой жилплощади, достаточно редки. При вынесении решения суд должен доказать наличие прямой связи между операциями с имеющейся жилплощадью и постановкой на учет по причине улучшения жилья. Действия гражданина и имеющаяся цель должны быть взаимосвязаны, а доказать это практически невозможно.

Нарушение действующей нормы Жилищного кодекса и намеренное ухудшение жилищных условий могут привести к невозможности в течение пяти лет быть признанным нуждающимся в улучшении жилья. Во избежание этого гражданам следует тщательно планировать предстоящие сделки с квартирами, чтобы наличие «лишнего» жилья, которое существует только юридически, не стало препоной к реальной возможности улучшить свои условия с государственной помощью.

Следует знать, что санкция по ст.53 Жилищного кодекса, ограничивающая право граждан в течение пяти лет вставать на учет для получения жилья и участия в федеральных целевых программах, не касается тех, кто ранее был признан нуждающимся в улучшении кондиций проживания.

При получении отказа от регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, гражданину следует обжаловать действия органов государственной власти в суде.

Для того чтобы злоупотребления в области жилищного права были минимизированы, необходимо внесение изменений в жилищное законодательство, которое могло бы детально описать регламент признания факта умышленных действий гражданина, приведший к несанкционированной постановке на квартирную очередь.

Остались вопросы?

В этой статье мы рассказываем о типовых вариантах решения юридических вопросов, но каждый случай уникален. Воспользуйтесь бесплатной консультаций именно по вашему конкретному случаю, прямо сейчас позвоните по телефону: (это бесплатно)

  • +7 (499) 703-44-28 — Москва
  • +7 (812) 309-68-04 — Санкт-Петербург

Рекомендуем к прочтению

Аварийное жилье: как переселиться и на что рассчитывать

​Проблема аварийного жилья все еще остро стоит перед гражданами России. Поэтому расселение людей из ветхого жилфонда является приоритетной задачей жилищной реформы. В этой статье мы расскажем о тонкостях переселения.

Социальное жилье: получить просто, но долго

Получение социального жилья является одним из наиболее оптимальных вариантов для семей, не имеющих возможности приобрести собственную квартиру или дом. Но процедура получения жилплощади непроста. Почему? Ответ вы узнаете из этой статьи.

Как обычному россиянину бесплатно получить землю под строительство частного дома

С 1 марта 2015 года в России действует новый порядок бесплатного выделения участков земли льготным категориям населения.

Как получить земельный участок многодетной семье

Получение бесплатного земельного участка для многодетной семьи гарантировано Земельным кодексом России. Для этого следует представить нужные документы и подтвердить статус многодетной семьи.

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

admin » 13 мар 2014, 14:26

Зайков Д.Е., кандидат юридических наук, начальник юридической службы федерального автономного учреждения.

В статье рассмотрен институт намеренного ухудшения жилищных условий в механизме реализации жилищных прав военнослужащих.

Ключевые слова: военнослужащие, жилищное обеспечение, намеренное ухудшение жилищных условий.

Delibarate worsening of living conditions: enforcement issues
0.0. Zaikov

Considering the insitution of the deliberate deterioration of living conditions in the mechanism of realization of housing rights of servicemen.

Key words: military, housing, deliberate deterioration of living conditions.

Намеренное ухудшение жилищных условий — относительно новый институт жилищного права, который, в силу отсутствия достаточной практики его правоприменения, неоднозначности толкования закрепляющих его норм права, разницы определения содержания указанной правовой конструкции в различных нормативных правовых актах, а также важности его значения для реализации жилищных прав граждан, вызывает повышенный интерес к себе со стороны специалистов .
———————————
См., напр.: Максимчук И.В., Мальцев Р.Н. Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения // Жилищное право. 2010. 0 10; Корякин В.М. Намеренное ухудшение жилищных условий: понятие, сущность, правовые последствия // Право в Вооруженных Силах. 2010. 0 11. С. 57 — 62; и др.

Необходимо отметить, что военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, столкнулись с прообразом института намеренного ухудшения жилищных условий достаточно давно . Так, подп. «д» п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. 0 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», были установлены виды действий по ухудшению жилищных условий, а также последствия их совершения: «не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья».
———————————
При этом, например, в г. Москве проблема ухудшения жилищных условий и последствий его совершения существовала в советский период и в Российской Федерации еще до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации. См.: Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве, утвержденные решением Исполкома Моссовета и президиума Московского городского союза профессиональных союзов от 30 ноября 1984 г. 0 3365 (утратили силу); Постановление Правительства Москвы от 13 мая 1997 г. «О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве» 0 356 (утратило силу), Закон г. Москвы от 15 января 2003 г. 0 22 «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» (утратил силу).

Окончательное становление института намеренного ухудшения жилищных условий на федеральном уровне произошло с принятием Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 53 которого определила его сущность и содержание.
Необходимо отметить, что достаточно общие положения указанной нормы права требуют конкретизации в нормативных правовых актах, регламентирующих порядок жилищного обеспечения соответствующей категории лиц.
Так, отсутствие в Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2000 года 0 80 (далее — Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации), положений о намеренном ухудшении жилищных условий и последствиях его совершения порождало противоречивые позиции ответственных должностных лиц (командиров воинских частей, членов жилищных комиссий) о необходимости (возможности) применения к военнослужащим и членам их семей требований ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также различные подходы к толкованию указанной правовой нормы.
В подтверждение неоднозначности трактовки и сложности использования применения рассматриваемого института жилищного права следует привести пример из достаточно скудной судебной практики по вопросу ухудшения жилищных условий путем снятия с регистрационного учета по месту жительства, в результате которого изменяется порядок пользования жилым помещением : согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
———————————
Данное основание применения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет широкое использование на практике.

Таким образом, для применения в отношении гражданина последствий этой нормы следует иметь объективные данные о том, что гражданин: а) совершил действия по ухудшению своих жилищных условий; б) данные действия носили умышленный, а не вынужденный характер; и в) данные действия искусственно направлены на создание условий, при которых гражданин может быть признан нуждающимся в жилье.
Данный вывод основан на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 апреля 2007 г. 0 258-О-О, в котором указано, что по, смыслу этой нормы Закона, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Аналогичная позиция просматривается и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2009 г. 0 6н-424/08, в котором указано, что при таких обстоятельствах суду следует выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно.
Что касается снятия с регистрационного учета, то сама по себе регистрация, а также ее изменение не может однозначно свидетельствовать об умышленных действиях со стороны жены заявителя, направленных на создание условий, при которых она становится нуждающейся в улучшении жилищных условий, и что, на основании статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации вменяется ей в вину со стороны органов КЭЧ, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 1993 г. 0 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. 0 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
При таких обстоятельствах изменение женой заявителя места регистрации, по мнению суда, нельзя рассматривать как умышленное ухудшение ею своих жилищных условий, которое в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не давало бы ей оснований для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения .
———————————
Решение Пушкинского гарнизонного военного суда от 18 июня 2010 г. URL: http:// pgvs.spb.sudrf.// modules.php?name= docum_sud&id=72.

Краснознаменский гарнизонный военный суд в решении от 17 декабря 2010 г., вступившем в законную силу, при рассмотрении аналогичного дела также разрешил спорный вопрос об определении лиц, на которых должна быть возложена обязанность по восстановлению в период после 9 ноября 2010 г. жилищных прав военнослужащего, нарушенных жилищной комиссией и командиром воинской части до 9 ноября 2010 г., — в период действия Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации:
«Оценивая довод представителя командира воинской части о преднамеренности ухудшения отцом супруги заявителя своих жилищных условий, военный суд исходит из того, что переезд отца супруги заявителя к своей дочери был обусловлен имевшимися у О. серьезными заболеваниями, его нуждаемостью в постоянном уходе, а также отсутствием иных возможностей для получения надлежащих условий жизни, а поэтому расценивать указанный факт как ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений оснований не имеется.
Разрешая вопрос о том, на какой жилищный орган должна быть возложена обязанность осуществления действий по восстановлению нарушенных жилищных прав заявителя, военный суд исходит из следующего.
На момент возникновения рассматриваемых спорных правоотношений, согласно пункту 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. 0 80), принятие военнослужащих и членов их семей на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений входило в компетенцию жилищных комиссий воинских частей, решение которых оформлялось протоколом и утверждалось командиром воинской части.
С 9 ноября 2010 г., то есть с момента вступления в силу Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. 0 1280, функции по ведению жилищного учета и распределению жилья среди военнослужащих были переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем ни Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. 0 1280, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не предусматривают возможности распространения действия этого Приказа на правоотношения, имевшие место до его вступления в силу.
Поэтому военный суд полагает необходимым возложить обязанность осуществления действий по восстановлению нарушенных жилищных прав заявителя на командира и жилищную комиссию воинской части».
Исполнение указанного решения военного суда представляется если не затруднительным, то как минимум проблематичным в связи с отсутствием необходимых полномочий как у командира воинской части, так и у соответствующей жилищной комиссии, правовые основания деятельности которой вообще утратили силу.
Новый этап в развитии жилищных отношений с участием военнослужащих начался с принятием Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 г. 0 1280 (далее — Инструкция), п. 4 которой регламентирует последствия намеренного ухудшения военнослужащими и членами их семей своих жилищных условий:
«Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение».
Таким образом, Инструкция установила открытый перечень действий по намеренному ухудшению жилищных условий, предоставив уполномоченному органу Министерства обороны Российской Федерации — Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее — Департамент) право принимать решение об отнесении к таковым по своему усмотрению любых иных действий, отвечающих установленным требованиям.
———————————
См.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. 0 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации»; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. 0 1888 «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».

Особый интерес вызывает такое действие, предусмотренное Инструкцией в качестве действия по намеренному ухудшению жилищных условий, как расторжение брака. Несмотря на то что фактически оно является достаточно распространенным среди военнослужащих способом улучшения жилищных условий, практическое применение соответствующей нормы Инструкции представляется проблематичным.
Несомненно, для признания расторжения брака действием, ухудшившим жилищные условия, необходимо, чтобы в результате его совершения на военнослужащего и членов его семьи стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, однако при этом нельзя не принимать во внимание и то обстоятельство, что расторжение брака должно быть намеренным (умышленным) и иметь своей целью приобретение военнослужащим права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Сам факт указания в Инструкции расторжения брака вызывает вполне обоснованные сомнения, связанные с целесообразностью определения данного юридического факта в качестве одного из основополагающих среди действий по намеренному ухудшению жилищных условий, которые обусловлены особым характером института расторжения брака.
Необходимо отметить, что жилищные отношения — это имущественные отношения, представляющие собой отношения, складывающиеся по поводу имущества или прав на имущество — жилое помещение.
В то же время основания и порядок расторжения брака регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации, который тем не менее предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование имущественных отношений, вытекающих из семейных (личных) отношений.
Однако в семейном праве личные отношения имеют приоритетный характер, а имущественные отношения всегда связаны с ними. Личные отношения во многом предопределяют содержание норм, регулирующих имущественные отношения. Имущественные отношения в семье, хотя и имеют важное значение, производны от личных, так как возникают лишь при наличии последних и призваны обслуживать их .
———————————
Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 2006.

В свете изложенного очевидно, что определение умысла военнослужащего при расторжении брака, который был бы направлен на приобретение им права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, представляет трудноразрешимую задачу.
Главным и основным доказательством ухудшения жилищных условий является то, что между действиями гражданина и целью таких действий — приобретение права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях — должна быть установлена прямая причинная связь. Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений .
———————————
Максимчук И.В., Мальцев Р.Н. Указ. соч.

Однако как указанные положения применить к расторжению брака?
Проблема в данной ситуации состоит в конкурировании личных и имущественных отношений, которые часто неразрывно связаны, и определенно разделить интересы (потребности), из них вытекающие, практически невозможно. Сложность заключается как в необходимости определения инициатора расторжения брака, исследования используемого супругами способа расторжения брака, так и в определении мотивации совершения такого действия, которая может зависеть от неограниченного количества факторов, нередко обусловленных личностными, моральными, мировоззренческими, поведенческими и иными чертами военнослужащего или его супруга, не поддающимися ни нормативному регулированию, ни материальному отображению (закреплению). При этом вышеуказанные обстоятельства могут составлять личную и семейную тайну, что вызовет еще больше трудностей у правоприменителей.
Конечно, если при наличии несовершеннолетних детей военнослужащим расторгнут брак в административном порядке (в органах записи актов гражданского состояния), а по истечении нескольких дней со дня государственной регистрации расторжения брака военнослужащий обратился с рапортом о признании его нуждающимся в жилых помещениях, налицо существование обстоятельств, подтверждающих наличие умысла в действиях данного лица. Однако и в этой ситуации могут существовать условия, опровергающие намеренность действий военнослужащего.
При этом необходимо учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 19 апреля 2007 г. 0 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу которой применение ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно ст. 4 Семейного кодекса Российской Федерации к названным в ст. 2 данного Кодекса имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Рассматривая расторжение брака в призме гражданских отношений, нельзя не отметить то обстоятельство, что при всех условиях вряд ли можно охарактеризовать указанное действие такими качествами, как разумность и добросовестность, хотя и присущими ему как действию, опосредующему имущественные отношения, но категорически не соответствующими его в первую очередь личностной природе, не подчиняемой каким-либо конкретным качественным характеристикам.
Любопытный вывод можно сделать из анализа законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего порядок обеспечения жилыми помещениями, который показал, что определение расторжения брака в качестве действия по намеренному ухудшению жилищных условий является исключением .
———————————
См.: подпункт 4 пункта 2 статьи 10 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. 0 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (далее — Закон Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

При этом, по мнению автора настоящей статьи, данное обстоятельство вызвано особой конструкцией института ухудшения жилищных условий, установленного Законом Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», который, в отличие от Жилищного кодекса Российской Федерации, понятия «намеренность» не содержит и никоим образом не связывает наличие или отсутствие этого субъективного фактора с признанием соответствующих действий граждан ухудшающими их жилищные условия, принимая во внимание лишь фактически совершенные действия, что, как представляется, нельзя признать соответствующим положениям Жилищного кодекса Российской Федерации .
———————————
Данная проблема была предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая, к сожалению, фактически уклонилась от ее разрешения. См.: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2007 г. 0 5-Г07-56.

Тем не менее норма указанного Закона в части обжалования признания расторжения брака действием, повлекшим ухудшение жилищных условий, рассмотрена в судебном порядке. Решением Московского городского суда от 13 марта 2007 г. в удовлетворении заявления отказано. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 июля 2007 г. решение Московского городского суда оставлено без изменений .
———————————
Постановление Московской городской Думы от 30 января 2008 г. 0 25 «О докладе Московской городской Думы «О состоянии законодательства города Москвы».

Таким образом, при применении подп. 4 п. 2 ст. 10 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» уполномоченные органы (должностные лица) не связаны необходимостью определения намеренности (умысла) гражданина приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях при расторжении брака. В связи с этим рассмотренные выше обстоятельства расторжения брака их не затрагивают, чего нельзя сказать о должностных лицах Департамента, правоприменительной практике которых еще предстоит стать предметом пристального изучения со стороны как научной общественности, так и судебных и правоохранительных органов.

Это интересно:

  • Приватизация жилья от министерства обороны Особенности военной приватизации ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставляет военным право на получение квартиры в собственность или в безвозмездное пользование по договору социального найма. Дорогие читатели! Статья […]
  • Как получить свидетельство на право собственности на гараж Получение права собственности на гараж Оформление гаража в собственное владение – вопрос, на решение которого оказывают влияние многие факторы. Например, тип сооружения – индивидуальный или кооперативный. Дорогие читатели! […]
  • Как выселить человека из муниципального жилья Как выселить прописанного человека из муниципальной квартиры? Российские граждане, проживающие в муниципальных квартирах, могут использовать данную недвижимость в своих интересах, но никаких юридических действий с ней […]
  • Генеральная доверенность для продажи квартиры Оформление доверенности на продажу квартиры Отчуждение недвижимости – сделка, требующая множества сил и времени. Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай […]
  • Что надо чтобы прописать человека в квартире Порядок прописки человека в приватизированную квартиру Важное условие подобного юридического факта – согласие собственника. «Прописка» по своему смыслу является устаревшим термином из советского жилищного права. Российская […]
  • Наказание в виде ограничения свободы не назначается Ограничение свободы Ограничение свободы (ст. 53 УК) Ограничение свободы (ст. 53 УК) заключается в установлении судом в отношении осужденного предусмотренных уголовным законом требований, ограничивающих свободу его […]
  • Жк при больнице 15 Больница № 14 для взрослых (бывш. им. володарского) Адрес 198099, Санкт-Петербург, ул. Косинова, д. 19 , Кировский район метро Нарвская — 690 метров Телефон +7 (812) 786-76-76 справочное +7 (812) 787-77-77 приёмный […]
  • Согласие супруга на дарение квартиры полученной по наследству Требуется ли согласие супруга на дарение квартиры Разрешение одного из супругов на дарение квартиры необходимо, потому что данный объект недвижимости пребывает в их общей совместной собственности, то есть имущество принадлежит […]