Уголовный кодекс украины ст 356

Статья 356. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом порядку, совершение каких-либо

действий, правомерность которых оспаривается отдельным гражданином или предприятием, учреждением либо организацией, если такими действиями был причинен значительный вред интересам гражданина, государственным или общественным интересам или интересам

собственника, наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых

налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок

до трех месяцев.

1. Для наличия состава рассматриваемого преступления

требуется установление совокупности следующих факторов: а) самовольного осуществления каких-либо действий;

б) оспаривания правомерности этих действий другим гражданином или юридическим лицом; в) причинение такими действиями значительного ущерба.

2. Под самовольным осуществлением каких-либо действий следует понимать случаи, когда они совершаются

вопреки установленному законному порядку (например,

на основании разрешения руководителя предприятия лицо вселяется на свободную жилплощадь без ордера, а согласно закону такое вселение возможно лишь на основании выданного в установленном порядке ордера).

Оспаривание действий лица предполагает, что гражданин, государственное предприятие, учреждение или организация признает такие действия неправомерными, совершенными вопреки закону.

Значительный ущерб — понятие оценочное. Вопрос о

том, является ли причиненный ущерб значительным, решается в каждом конкретном случае, в зависимости от

размеров материального ущерба, значимости нарушенных

прав и интересов и т.п. Самоуправство, не причинившее

значительного ущерба, влечет за собой административную

Причинение самоуправством иного вреда, за который

предусматривается ответственность по другим статьям УК

(например, телесных повреждений), следует квалифицировать по совокупности преступлений — по ст.

за причинение соответствующего вреда.

В том случае, когда самоуправство является способом

совершения другого более тяжкого преступления (например, самовольный захват земельного участка, самовольное

строительство и т.п.), то совершенное следует квалифицировать лишь по той статье, которая предусматривает ответственность за конкретное самоуправное действие. В данном случае действует правило квалификации преступлений при конкуренции общей и специальной норм.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Виновный сознает, что он без

соответствующего разрешения, вопреки установленному

законом порядку, осуществляет свое действительное или

мнимое право, или совершает заведомо для себя незаконые действия, представляющие собой определенную общественную опасность, предвидит, что такими действиями может быть причинен значительный ущерб правам и

интересам других физических или юридических лиц, и

сознательно допускает, а иногда и желает наступления

4. Субъектом самоуправства может быть лишь частное лицо, достигшее 16 лет. Должностное лицо несет ответственность за самоуправство как за действия по превышению власти или должностных полномочий или за

отдельные виды самоуправства, ответственность за которые предусмотрена иными нормами (например, ст. 182).

Уголовный кодекс украины ст 356

Оставьте свои контактные данные

Оставьте свой вопрос

НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА?

ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX

Самоуправство — это личное, самостоятельное и самовольное, осуществления тех или иных действий, которые не согласуются с законным порядком действий, в данной обстановке. Как правило, правомерность самоуправства оспаривается некоторыми физическими или юридическими лицами, но только в том случае, если их правам и интересам был нанесен ущерб такими действиями.

В Украине самоуправство признается уголовно-наказуемым деянием и четко определено в Уголовном кодексе Украины как преступление, за которое может следовать санкция в виде штрафа до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до трех месяцев.

Объектом данного преступления выступает определенный порядок действий граждан, который заключается в нарушении определенного законодательством и утвержденного государственными органами власти порядка действий при четко определенных обстоятельствах.

С объективной стороны самоуправство определяется следующими признаками:

1) самовольными, вопреки установленному законом порядку, действиями;

2) неправомерностью этих действий;

3) причинением самоуправством значительного ущерба правам и интересам других лиц;

4) причинно-следственной связью.

Субъект преступления за самоуправство — общий. Самоуправные действия должностного лица, явно выходящие за пределы предоставленных ему полномочий, следует квалифицировать как превышение своих служебных полномочий.

В свою очередь, субъективная сторона самоуправства обязательно характеризуется умыслом. Умысел в данном случае — это психическое отношение лица к последствиям в виде значительного ущерба. Ответственность по ст. 356 Уголовного кодекса Украины исключается, если лицо добросовестно заблуждается в вопросе принадлежности ей права, которое оно реализует вопреки установленному законодательством порядку.

Возможно, Bас заинтересует информация по другим терминам:

Статья 356 УК РФ, часть 1. Случаи правоприменения

Часть 1 статьи 356 Уголовного кодекса РФ гласит: «Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет».

Объектом состава преступления, предусмотренного частью 1 данной статьи, является мирное сосуществование государств и народов. Военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил; к личному составу других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее (даже в случае оккупирования этой территории), если эти ополчения и добровольческие отряды, включая организованные движения сопротивления, имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, определенный и явственно видимый издали отличительный знак и открыто носят оружие, соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Кроме того, к военнопленным относится попавший под власть неприятеля личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных державшим в плену государством.

Под жестоким обращением с военнопленными, исходя из Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года, понимается любой незаконный акт или бездействие со стороны компетентных лиц удерживающей в плену державы, которые приводят к смерти военнопленного или ставят его здоровье под серьезную угрозу (в частности, физическое калечение, научные или медицинские опыты, акты насилия или запугивания, дискриминация, а также оскорбления).

Под гражданским населением имеются в виду лица, не принимающие участия в вооруженных действиях, которые в какой-либо момент и каким-либо образом находятся в случае конфликта или оккупации во власти стороны, находящейся в конфликте, или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются.

Жестокое обращение с гражданским населением включает насилие над жизнью (в т. ч. убийство), здоровьем, физическим или психическим состоянием, пытки всех видов, телесные наказания, увечья, надругательство над человеческим достоинством, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме, захват заложников, коллективные наказания, угрозы совершить указанные действия. Депортация гражданского населения — насильственный его вывоз (изгнание) с занимаемой им территории. Разграбление национального имущества на оккупированной территории — его расхищение любыми способами, обращение его в свою собственность оккупирующей стороной, вывоз имущества с оккупируемой территории. Объективная сторона применения в вооруженном конфликте средств и методов войны, запрещенных международным договором РФ, предполагает использование при ведении войны средств и методов, запрещенных Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны 1899 и 1907 годов, Женевскими конвенциями 1949 года, а также другими международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация.

К иным запрещенным средствам и способам ведения войны относятся, например, применение оружия, ранящего осколками, которые необнаружимы в теле с помощью рентгеновских лучей, а также некоторых видов наземных мин, мин-ловушек и некоторых видов зажигательного оружия. Субъектом данного преступления могут быть должностные лица органов военного управления, а также другие участники военного конфликта (солдаты, сержанты, старшины, прапорщики, участники народного ополчения). С субъективной стороны перечисленные действия могут быть совершены только умышленно.

Случаи правоприменения

30 мая 2014 года Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении пока неустановленных военнослужащих Вооруженных сил Украины, а также лиц из числа «Национальной гвардии Украины» и «Правого сектора» по фактам обстрелов городов Славянск, Краматорск, Донецк, Мариуполь и иных населенных пунктов провозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны).

В марте 2010 года Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ в ходе расследования уголовного дела о геноциде и массовых убийствах граждан России на территории Южной Осетии в августе 2008 года возбудило уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст.356 УК РФ (применение запрещенных средств и методов ведения войны), ч.2 ст. 359 УК РФ (наемничество) и ч. 1 ст. 360 УК РФ (нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой). Как сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин, были выявлены и задокументированы факты многочисленных нарушений норм международного гуманитарного права и общепризнанных прав и свобод человека и гражданина со стороны грузинских военных в отношении мирного населения Южной Осетии и российских миротворцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 197(1). Самовільне занятие земельного участка и самовольное строительство

1. Самовільне зайняття земельної ділянки, яким завдано значної ущерб его законному владельцу или собственнику, — Наказывается штрафом от двухсот до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев.

2. Самовольное занятие земельного участка, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, или группой лиц, или Относительно земельных участков особо ценных земель, земель в охранных зонах, зонах санитарной охраны, санитарно-защитных зонах или зонах особого режима использования земель, — наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет или лишение свободы на срок до двух лет.

3. Самовольное строительство зданий или сооружений на самовольно занятой земельном участке, указанных в части первой настоящей статьи, — наказывается штрафом от трехсот в ‘пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

4. Самовольное строительство зданий или сооружений на самовольно занятой земельном участке, указанной в части второй настоящей статьи, или совершенное лицом, ранее судимым за такое же преступление или преступление, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, — наказывается лишение свободы на срок от одного до трех лет.

Примечание. Согласно этой статьей вред, предусмотренны частью первой настоящей статьи, признается значительным, если он в сто и более раз превышает Необлагаемый минимум доходов граждан.

1. В этой статье предусмотрено ответственность за два самостоятельных (хотя и эт ‘связанных между собой) преступления — самовольное занятие земельного участка, Которым нанесен Значительный вред его законному владельцу или владельцу (ч. 1), и самовольное строительство зданий или сооружений на самовольно занятой земельном участке (ч. 3). Ответственность за их совершение отягчающие квалифицирующие признаки, Указанные соответственно в ч. 2 и ч. 4 комментируемой статьи.

С учетом императивной запрета на обратное действие во времени законов, ужесточающих уголовную ответственность (ч. 2 ст. 5), и сравнительного анализа соответствующих санкций, следует сделать вывод о то, что случаи самовольного занятия земельных участков и эт ‘связанного с ним самовольного строительства, Которые имели место в вступлении в силу Закона Украины от 11 января 2007 » О внесение изменений в некоторые Законодательные акты Украины Относительно усиления ответственности за самовольное занятие земельного участка «, Должны квалифицироваться не по ст. 1971, а (при наличии к тому оснований) по ст. 356.

пострадавшим от преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 1971, есть законный владелец или владелец самовольно занятого земельного участка. К законных владельцев относятся землепользователи — лица, имеющие право постоянного пользования Земельным участками, арендаторы земельных участков, лица, использующие чужие земельные участки для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) или для застройки (суперфиций), а также концессионеры. Права землепользователей (по исключением права отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство, а также если иное не предусмотрено законом или договором) совпадают с правами собственников земельных участков. Речь идет о правах: самостоятельно хозяйствовать на земле; собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию, использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, леса, водные ‘объекты, а также другие полезные свойства земли; сооруж жилые дома, производственные и другие здания и сооружения.

2. Основным непосредственным объект объектом преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 1971, есть право собственности на землю (Право владения и пользования землей), а преступления, предусмотренном ч. 3, — Установленный законодательством порядок строительства на земельных участках соответствующих объект объектов (зданий и сооружений). Дополнительными в ‘объектами указанных преступлений выступают, в частности: правомерно управленческая деятельность государственных и органов самоуправления в области земельных и архитектурно-строительных отношений, система налогообложения (виновный в самовольно занятии земельных участков, как правило, не платят плату за землю, которая включает земельный налог и арендную плату за земельные участки гос и коммунальное собственности и входит в систему налогообложения).

3. Предметом преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 1971, Выступает конкретная земельный участок, под которой следует понимать часть земной поверхности с установленными границами, определенными местом расположения, с определенными Относительно него правами. Юридическими признаками земельного участка как в ‘объекта права собственности и как предмета рассматриваемого преступления признаются: 1) ее выделения в аспекте землеустройства по местоположению и размеру площади в составе одной из категорий земельного фонда страны, 2) определение правового титула принадлежности земельного участка конкретному лицу и закрепления прав последней Относительно нее. Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на: 1) поверхностный (почвенный) слой, 2) водные ‘объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, 3) пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и на глубину, Необходимые для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

Рассматриваемый преступление может быть совершено по земельного участка любой категории, на которые делятся земли Украины по основному целевым назначением (Земли сельскохозяйственного назначения, жилой и общественной застройки, водного фонда, промышленности, транспорта, запаса и т.д.). При этом принадлежность самовольно занятого земельного участка к землям со специфическим правовым режимом (например, к землям в охранных зонах) признается квалифицирующими признаком (ч. 2). Следует учитывать и то, что согласно действующее законодательству в ‘объектами права гос принадлежности, на которые может посягать виноват, является Не только конкретные земельные участки, выделены по признакам определения мест расположения и установление границ на земной поверхности но и все земли соответствующих категорий в пространственных пределах страны, НЕ отнесены к коммунальное и частной собственности. Самовольное занятие земельного участка имеет место и в случае, когда владелец или законный владелец земельного участка самовольно меняет ее пределы, присоединяем часть смежных земель к своему участку.

Под зданием как предметом преступления, предусмотренном ч. 3 ст. 1971, следует понимать в «объект строительства, предназначен для постоянного или временного пребывания людей с защитой их от воздействия неблагоприятных атмосферных условий (жилой дом, летняя кухня, школа, вокзал и т.п.). Сооружение — это о «Эмка, плоскостная или линейная наземная, Надземная или подземная строительная система (инженерно-строительный объект объект), не принадлежит к зданиям, состоящие из несущих и в отдельных случаях с ограждающих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов РАЗЛИчНЫХ видов, хранения материалов, изделий, оборудования, для временного пребывания людей, перемещения людей и грузов и т.д. (Например, цех, склад, сарай, гараж, погреб, башня, мост, туннель). Для квалификации по ч. 3 и ч. 4 ст. 1971 НЕ имеет значения то, какое назначение имеет самовольно построенное здание или сооружение — Жилищно-гражданское, коммунальное, промышленное или другое.

4. Объ объективная сторона преступления, предусмотренном ч. 1 ст. 1971, заключается в самовольно занятии земельного участка, а преступления, предусмотренном ч. 3 этой статьи, — в самовольного строительства зданий или сооружений на самовольно занятой земельном участке.

Самовольное занятие земельного участка — это фактическое Завладение (Или Завладение и пользование) Земельным участком или его частью, совершенное в личных интересах или интересах Иных лиц тем, кому этот участок в установленном порядке давалась во владение и пользование (постоянное, аренда земельный сервитут, эмфитевзис, суперфиций) либо не передавалась по собственность, или при отсутствии совершения сделки по такому земельного участка (по объ объекта, расположенного на земельном участке).

Для установление сути уголовно наказуемого самовольного занятия земельного участка важным является определение момента возникновения права собственности на земельный участок или права пользования ею. По действующее земельном законодательству право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования Земельным участком, и его гос регистрации. Это означает, что наличие решения уполномоченного органа о передаче земельного участка в собственность или предоставление ее в пользование пока НЕ права на землю и является Лишь условием возникновения такого права в будущем. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его гос регистрации. Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 запрещает приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и гос регистрации. Право земельного сервитута возникает после его гос регистрации в порядке, установленном для гос регистрации прав на земельный участок. Документальным свидетельством права на земельный участок является получение документа, удостоверяющего право на него, и его государственная регистрация.

же время, если в. 125 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 возникновения права собственности и права пользования Земельным участком эт ‘связывает с получения документа, удостоверяющего право на земельный участок, и его гос регистрацией, то ст. 116 Земельного кодекса Украины от 25 октября 2001 основанием приобретения права на землю называет решение уполномоченного органа в передаче земельного участка в собственность или предоставление ее в пользование, или результаты аукциона. Приобретение гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки, на которых Расположены ‘объекты, подлежащие приватизации, происходит в специальном порядке, определенном законодательством.

Учитывая Вышесказанное и требование ч. 3 ст. 62 Конституции Украины, толково сомнения Относительно доказанности вины лица в его пользу (см. также п. 8 комментария к ст. 2), на любое Завладение Земельным участком без надлежаще образом оформленного и зарегистрированно правоустанавливающего документа (а им является государственный акт на право собственности на земельный участок, государственный акт на право постоянного пользования Земельным участком или договор аренды) может рассматриваться как преступление — самовольное занятие земельного участка. Речь идет о ситуации использования земельного участка в промежутке времени между получение земельного участка по решению органа или полученной на ином законном основании и регистрацией державного акта о праве на землю. Использование земельного участка в этом промежутке времени является НЕ самовольным занятием земельного участка, а внедрением последней без правоустанавливающего документа. Фактически в случае осуществления эксплуатации земельного участка к получения документа, удостоверяющего право на него, и его гос регистрации имеет место самостоятельное земельное правонарушение, которой не пол ‘связано с нарушением прав собственника земельного участка или пользователя ней и за совершение которого может наступать административная ответственность (ст. 1885 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984).

Таким образом, НЕ может считаться общественно опасным и квалифицироваться как самовольное занятие земельного участка использования земельного участка лицом, которое, хотя и не имеет пока надлежащего правоустанавливающего документа, однако: 1) получила земельный участок в собственность или пользование на основании решения органа от исполнительной власти (органа местного самоуправления), 2) приобрели право на земельный участок на основании гражданско-правового договора (например, мены, дарения, пожизненно содержания) или в порядке принятия наследства. Так, к лицу, которое приобрел жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором.

Не может считаться самовольным занятием земельного участка ее использования: арендатором на основании заключенного договора аренды земельного участка, даже если этот договор не был удостоверен нотариально и/или должным образом НЕ зарегистрирован; без державного акта на нее лицом, которому этот участок в свое время (в 1990 г.) была предоставлена установления границ земельного участка в натуре (на местности), поскольку в такой ситуации отсутствуют, во-первых, самовильнисть занятие земли в указанных выше смысле, во-вторых, сама юридически оформлен земельный участок — предмет рассматриваемого преступного посягательства.

НЕ преступление (ст. 1971), а административным проступком (ст. 54 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984) является Несвоевременные возврат временно занимаемых земель, предоставленных на основании договора во временное (Краткосрочное или долгосрочное) пользование.

Занятие земельного участка как преступление может заключаться в РАЗЛИчНЫХ действиях, в том числе в эксплуатации земельного участка в смысле извлечения ее полезных свойств. Речь идет о: ограждение участка; выставления охраны, которая препятствует собственнику земельного участка или землепользователю осуществлять свои права на землю, выращивание сельскохозяйственных культур; добычи полезных ископаемых, размещение товаров, техники и строительных материалов. Для самовольного занятия земельного участка достаточно Завладение ею без законных на то оснований, т.е. виновный может Фактически ее НЕ использовать. Противоправное использование чужого земельного участка (например, проезд ней транспортным средством или складирования на ней мусора), не связанных с фактическим завладению этим участком (иначе говоря, без установления контроля над ней), не обязано признаваться самовольным занятием земельного участки, наказуемым по ст. 1971, и в предусмотренных законом случаях влечет за собой административную ответственность (например, по статьям 104, 141 Кодекса Украины об административных правонарушения от 7 декабря 1984 г.).

Если пользование самовольно занятой Земельным участком приобретает вид самовольного строительства на нем здания или сооружения, действия виновного следует квалифициров 1971), поскольку в такой ситуации имеет место реальная совокупность преступлений, образованная совершенными в разное время деяниями, предусмотренным различными частями одной статьи особенной части УК.

Самовольное занятие земельного участка является преступлением с материальным составом, Который Считается с того момента, когда лицо Фактически завладела Земельным участком или начала ее противоправную эксплуатацию (Освоение), нанеся этим владельцу земельного участка или его законному владельцу Значительный ущерб (в понятии Значительный ущерб см.. Примечание к ст. 1971). Количественный аспект этой криминоутворюючоы признака позволяет отграниче преступной самовольное занятие земельного участка без отягчающ событий от соответствующего административного проступка (ст. 531 Кодекса Украины об административных правонарушения от 7 декабря 1984 г.).

Согласно действующее законодательству размер ущерба, причиненного вследствие самовольного занятия земельного участка, определяется гос инспекцией по контролю за внедрением и охраной земель и ее территориальными органами по специальной формуле с учетом следующих показателей: площадь самовольно занятого земельного участка; среднегодовой доход, Который можно Получить от использования земель по целевому назначению, коэффициент функционального использования земель, коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель. Определение размера причиненного вреда в случае принадлежности самовольно занятого земельного участка к землям жилой и общественной застройки имеет особенность, которая заключается в учете Специальных коэффициентов (применяются к населенным пунктам областного значения, г. Киева, г. Севастополя и населенных пунктов, отнесенных к курортным), а также в том, что размер среднегодового дохода, Который можно Получить от земель жилой и общественной застройки, дифференцированно в зависимости от принадлежности населенного пункта к то или иной группы по численности населения.

К вреда, причиненного собственнику земельного участка или землепользователю, могут включаться и другие составляющие, в частности: 1) убытки, эт ‘связанные с уничтожением или повреждением зеленых насаждений или разрушением зданий или сооружений (Например, гидротехнических), которые находились на самовольно занятой земельном участке, 2) расходы, Которые лицо должно понести для восстановления: а) своего нарушенного права на земельный участок (например, проведение геодезических работ по восстановлению межевых знаков) б) качества земельного участка как в ‘объекта права собственности или пользования (в частности, вспашки, внесение удобрений, проведение рекультивации нарушенных земель). Это следует из того, что Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 к убыткам, Которые подлежат возмещению, относит реальный ущерб и упущенную выгоду. Расходы на снос зданий и сооружений, самовольно построеный или строятся на самовольно занятых земельных участках, НЕ Должны учитываться при определении размера причиненного ущерба в порядке применения ч. 1 ст. 1971, так как указанная вред собственнику земельного участка или землепользователю является результатом не самовольного занятия земельного участка, а самовольного строительства на таком участке — самостоятельного преступления, выделенного в отдельное состав в ч. 3 ст. 1971. При этом из содержания указанной уголовно-правовой нормы не следует, что преступлением признается самовольное строительство здания (сооружения) при условии, что самовольное занятие земельного участка прикрыла Значительный ущерб.

Посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, Которые находятся на самовольно занятых земельных участках, являются собственностью владельцев земельных участков и землепользователей, а, следовательно, имуществом, чуждым того, кто самовольно занял земельный участок. В этой ‘связи Завладение выращенным, ки не собранным урожаем, лицом, виновным в самовольно занятии земельного участка, требует дополнительной квалификации как хищение чужого имущества, в частности, по статьям 185, 186 или ст. 187. Преступление, предусмотренное ч. 1 или ч. 2 ст. 1971, может образовывать совокупность с: умышленным уничтожением или повреждением чужого имущества (ст. 194); преступлениями против окружающей среды (например, статьи 239, 240, 242, 246); преступлениями против жизни и здоровья «я лица (например, статьи 121, 122); преступлениями против общественного порядка и нравственности (в частности, статьи 293, 294); преступлениями против авторитета органов государственной власти, органов местного самоуправления и о ‘объединений граждан (Например, статьи 342, 345).

Самовольное строительство зданий или сооружений на самовольно занятий земельном участке заключается в осуществлении на таком участке без надлежащего разрешения строительных работ (в том числе земельных), а также выполнении монтажных работ по сооружениям нового объект объекта — здания или сооружения. Понятием строительства охватывается как новое строительство, так и реконструкция, реставрация, благоустройство или капитальный ремонт уже существующих объ объектов — зданий или сооружений, расширение и техническое переоснащение предприятий.

Для того, чтоб осуществлять строительство, физическое или юридическое лицо обязательства ‘связана приобрести право собственности на земельный участок или права пользование, зарегистрировав Соответствующий правоустанавливающими документ в установленном законом порядке. Так, застройка земельных участков, предоставляемых для градостроительных потребностей, осуществляется после возникновения права собственности или права пользования Земельным участком в порядке, предусмотренном законом, и получения разрешения на выполнение строительных работ. Разрешение на выполнение строительных работ предоставляется инспекцией державного архитектурно-строительного контроля, в частности, на основании документа, удостоверяющего право собственности или пользования Земельным участком, или договора суперфиция.

Что касается самовольного характера строительства, то по гражданскому законодательству самовольным признается строительство, которое было осуществлено при одном из следующих обстоятельств: 1) на земельном участке, НЕ отведенном для этой цели, 2) без надлежащего разрешения или должным образом утвержденно проекта, 3) с существенными нарушениями строительных норм и правил. Требования гражданского законодательства в этой части распространяются как на владельцев земельных участков и землепользователей, так и лиц, Которые не имеют юридически оформленных титулов на земельные участки.

При этом из содержания ч. 3 ст. 1971 следует, что понятие уголовно наказуемого самовольного строительства имеет специфику, которая заключается в его сочетании с самовольным занятием земельного участка. Другие разновидности самовольного (самовольного) строительства признаков рассматриваемого состава преступления НЕ содержат. Они могут признаваться административным проступком (ст. 97 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984) или уголовно наказуемым самоуправством (см. комментарий к ст. 356).

Факт самовольного занятия земельного участка, предшествовавшее самовольного строительства, может быть установлен: 1) приговора суда, Которым лицо одновременно признается виновным в совершении двух преступлений — самовольного занятия земельного участка и самовольного строительства на нем здания или сооружения, 2) приговора суда, Которым лицо ранее было осужден по ч. 1 (ч. 2) ст. 1971, постановлением суда об освобождение лица от уголовное ответственности за преступление, предусмотренное этой уголовно-правовой нормой, или постановлением должностного лица органа земельных ресурсов о наложение административного взыскания по ст. 531 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 1971, признается оконченным не сп момента возведения готового здания или сооружения, а с начала ведения строительных работ на самовольно занятий земельном участке. Регулятивная законодательство к подготовительным работам к строительству в ‘объекта относит: подготовку земельного участка, устройство ограждение строительной площадки и снос зданий и сооружений; строительство элементов благоустройства; сооружение временных производственных и бытовых сооружений, нужных для организации и обслуживания строительства; подведение временных инженерных сетей; устройство под ‘подъездных путей складирования строительных материалов.

5. Сб ‘объект преступлений, предусмотренных различными частями ст. 1971, — общий. Из содержания ч. 3 ст. 1971 следует, что самовольное строительство объ объектов на самовольно занятой земельном участке Должны признаваться преступлением и в случае, когда оно осуществляется лицом, НЕ занимала самовольно Соответствующий земельный участок.

Действия должностного лица при наличии оснований требуют дополнительной квалификации по ст. 364 или 365.

6. Сб «объективная сторона самовольного занятия земельного участка и самовольного строительства на ней зданий или сооружений характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает отсутствие у нее права на конкретный земельный участок (права осуществлять строительные работы), однако желает ее захватить (построить на ней здание или сооружение). Психическое отношение к значительному ущербу, причиненного владельцу земельного участка или его законному владельцу (ч. 1 ст. 1971), может быть в форме косвенного умысла. Умыслом лица, виновного в совершении преступления, предусмотренном ч. 2 ст. 1971, имеет охватываться принадлежность самовольно занятого земельного участка в указанных в этой норме земель с особым правовым режимом. В случае осуществления самовольного строительства тем, кто НЕ совершал самовольное занятие земельного участка — место строительства здания или сооружения, умысел виновного должен включать осознание того, что земельный участок есть самовольно занятой.

Ошибка лица Относительно истинных границ того или иного землевладения должно исключать ответственность по ст. 1971 УК из-за отсутствия умысла. Вывод об отсутствии состава преступления надо делать и в случае добросовестно пользования Земельным участком, когда лицо, совершая без законных оснований обработку и присвоения полезных свойств земельного участка, Считает свое землепользования правомерным. Речь идет о таком пользования Земельным участком, которое позволяет приобрести права на нее за давностью.

7. Квалифицирующими признаками самовольного занятия земельного участка является совершение этого преступления: 1) лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное ст. 1971 (см. ст. 88 и комментарий к ней) 2) группой лиц (см. ст. 28 и комментарий к ней), 3) Относительно земельных участков особо ценных земель, земель в охранных зонах, зонах санитарной охраны, санитарно-защитных зонах или зонах особого режима использования земель (ч. 2 ст. 1971), а квалифицирующими признаками самовольного строительства зданий или сооружений на самовольно занятой земельном области — 1) ведение такого строительства на земельном участке, указанных в ч. 2 ст. 1971, 2) совершение его лицом, ранее судимым за такое же преступление или преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 1971 (ч. 4 ст. 1971). Буквальное толкование ч. 2 ст. 1971 позволяет утверждать, что самовольное занятие земельного участка при наличии хотя бы одного квалифицирующего признака, указанной в этой уголовно-правовой норме, имеет тянуть административную, а уголовную ответственность независимо от размера ущерба, причиненного собственнику или законному владельцу земельного участка.

К особо ценным землям относятся: черноземы неэродированные несолонцеватые на лессовых породах; лугово-Черноземный незасоленные несолонцеватые суглинистые почвы; темно-серые оподзоленные и черноземы оподзоленные на лесах и глинистые; бурые горно-лесные и дерново-буроземные глубокие и среднеглубокие; дерново-подзолистые суглинистые почвы; торфяники с глубиной залеганию торфа более одного метра и осушенные независимо от глубины; коричневые почвы Южного побережья Крыма; дерновые глубокие почвы Закарпатья; земли опытных полей научно-исследовательских учреждений и учебных заведений; земли природно-заповедного фонда; земли историко-культурного назначения. Названные виды земель представляют особую ценность с точки зрения их агроэкологического, историко-культурные и другие особенности — высокое плодородие, наличие уникальных природных комплексов или в ‘объектов культурного наследия. Принадлежность земель к особо ценных определяется по данным Государственно земельного кадастра.

Охранные зоны создаются: 1) вокруг особо ценных природных объ объектов, в’ объектов культурного наследия, гидрометеорологический станций с целью охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий, 2) вдоль линий связи ‘связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных ‘объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предупреждения повреждение, а также уменьшения их негативного воздействия на людей и окружающую среду, смежные земли и другие природные объект объекты.

Зоны санитарной охраны создаются вокруг в’ объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, в ‘объекты оздоровительного и второго назначения, для их санитарно-эпидемиологической защищенности. Так, установление границ зон санитарной охраны источников и об ‘Объектов централизованного питьевого водоснабжения осуществляется в процессе разработки проекта землеустройства. Границы зон санитарной охраны и поясов особого режима устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с местными органами от исполнительной власти по водному хозяйству и органами державного санитарно-эпидемиологического надзора.

Санитарно-защитные зоны создаются вокруг в ‘объектов, Которые являются источниками выделения, частности, вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений, с целью отделения таких объ объектов от территорий жилищное застройки.

Зоны особого режима использования земель создаются вокруг военных в ‘объектов ВООРУЖЕННЫХ Сил Украины и других военных формирований, образованных в согласовании с законодательством Украины, для обеспечения функционирования ЭТИХ объект объектов, сохранения вооружения, военной техники и другой военного имущества, охраны гос границы Украины, а также защиты населения, хозяйственных ‘объектов и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, Которые могут возникнуть на ЭТИХ объект объектах. Правовой режим санитарно-защитных зон и зон особого режима использования земель определяется законодательством Украины.

8. Самовольное занятие земельного участка как преступление, предусмотренное ч. 1 и ч. 2 ст. 1971, нужно отличать от других преступлений против собственности — мошенничества и вымогательства. Если самовольное занятие земельного участка означает фактическое Завладение (пользования) Земельным участком, НЕ связанных с получение титула на нее, то виновный в мошенничество или вымогательстве определенными образом получает (Стремится получить) правоустанавливающими документ на земельный участок, а, следовательно, право на нее как разновидность недвижимости, по отчуждению которого законом установлены специальные правила.

Самовольное занятие земельного участка следует также отличать от нарушения порядка предоставления земельного участка в собственность или в пользование (неправильное оформление правоустанавливающего документа, принятие решение о предоставление земельного участка вопреки действующее законодательству или неуполномоченным органом или лицом, в завышенном размере или лицу, НЕ имеющему права на получение конкретного земельного участка и т.д.). Такие действия могут квалифицироваться по статьям УК, предусматривающих ответственность за преступления в сфере служебной деятельности. Например, это касается случаев составления сельского головами как должностным лицами органов местного самоуправления заведомо ложных документов — решений сельских советов Якобы в выделение земельных участков при том, что коллегиально эти вопросы НЕ рассматривались. Отсутствует уголовно наказуемое самовольное занятие земельного участка и в том случае, когда решение державного органа (органа местного самоуправления) в передаче земельного участка в собственность или предоставление ее в пользование принято вследствие дачи-получения взятки. Наличие соответствующего решения уполномоченного органа инкриминирования ст. 1971 исключает, а уголовно-правовая оценка совершенного имеет даваться снова со ссылкой на нормы УК в служебных преступлениях.

Конституция Украины (ст. 14).

Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 года (ст. 78, 81 — 95, 100, 112 — 115, 116, 119, 120, 124, 125, 128, 150).

Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 (статьи 531, 97, 1885).

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 года (ст. 22, 181, 376, главы 33, 34).

Закон Украины » В Государственную границу Украины » от 4 ноября 1991

Закон Украины & quot; Об обороне Украина » от 6 декабря 1991

Закон Украины » Об основах градостроительства & ; quot; вот 16 ноября 1992 (ст. 22).

Закон Украины » Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности » от 8 февраля 1995 г. (ст. 45).

Закон Украины » В железнодорожном транспорте » от 4 июля 1996 (ст. 6).

Закон Украины » Об электроэнергетике » от 16 октября 1996 (ст. 20).

Закон Украины » Об аренде земли » от 6 октября 1998 г.

Закон Украины » Об архитектурной деятельность » от 20 мая 1999 г. (Ст. 9).

Закон Украины » О планировании и застройки территорий » от 20 апреля 2000 года (ст. 23 281, 29).

Закон Украины » Об охране атмосферного воздуха » в редакции Закона от 21 июня 2001 г. (ст. 24).

Закон Украины » О питьевой воде и питьевому водоснабжении » от 10 января 2002 г. (ст. 34).

Закон Украины » В ГОСУДАРСТВЕННОМ контроле за внедрением и охраной земель » от 19 июня 2003 г. (ст. 1).

Закон Украины » О гос регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений » от 1 июля 2004

Решение конституционного Суда Украины по делу о постоянном пользовании Земельным участками N 5-рп/2005 от 22 сентября 2005

Указ Президента Украины » О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины » от 29 июня 2005 » О состоянии соблюдение требований законодательства и мерах по повышению эффективности гос политики в сфере регулирования земельных отношений, использования и охраны земель » N 1643/2005 от 21 ноября 2005

Указ Президента Украины » О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины » от 18 января 2008 » В состоянии выполнения Указа Президента Украины » от 21 ноября 2005 N 1643 » О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины » от 29 июня 2005 » О состоянии соблюдение требований законодательства и мерах по повышению эффективности гос политики в сфере регулирования земельных отношений, использования и охраны земель » N 121/2008 от 14 февраля 2008

Порядок гос регистрации договоров аренды земли. Утвержденные постановлением Кабинет министров Украины N 2073 от 25 декабря 1998

Порядок предоставления архитектурно-планировочного задания и технических условий Относительно инженерного обеспечения «объекта архитектуры и определения размера платы за их выдачу. Утвержден постановлением Кабинет министров Украины N 2328 от 20 декабря 1999

Методика определения размера вреда, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородные слоя почвы) без специального разрешения. Утверждена постановлением Кабинет министров Украины N 963 от 25 июля 2007

Инструкция о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и права постоянного пользования Земельным участком и договоров аренды земли. Утверждена приказом Государственному комитета Украины по Земельным ресурсам N 43 от 4 мая 1999

Методические рекомендации Относительно применения Методики определения размера вреда, причиненного в результате самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков не по целевому назначению, снятия грунтового покрова (плодородные слоя почвы) без специального разрешения. Утверждены приказом Государственному комитета Украины по Земельным ресурсам и гос инспекции по контролю за внедрением и охраной земель N 110 от 12 сентября 2007

Письмо Государственному комитета Украины по Земельным ресурсам » О применении термина » самовольное занятие земельного участка » N 14-17-4/6045 от 16 августа 2006

Письмо Государственному комитета Украины по Земельным ресурсам » Относительно привлечения нарушителей земельного законодательства к ответственности за самовольное занятие земельного участки » N 14-26-7/2367 от 3 апреля 2007

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 7 от 16 апреля 2004 » О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел «.

Это интересно:

  • Основные трудовые права и свободы граждан а также гарантии их реализации Статья 2. Основные трудовые права и обязанности работников В соответствии с Конституцией Российской Федерации - России каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право […]
  • Адвокат грузков александр В Харькове застрелили адвоката (ФОТО) Около 19:40 по улице Чичибабина, 1 произошло убийство. Неизвестные застрелили адвоката Александра Грузкова. Фото Марьи Варвы В Харькове застрелили адвоката (ФОТО) Об этом "Дозору" сообщил […]
  • Если муж не платит алименты по мировому соглашению Суд над неплательщиком по алиментам На бывшего мужа заведено уголовное дело по ст. 157. Он за 2,6 года ни разу не платил алименты. Прошло уже заседаний 5, а его все не наказывают. На последнем заседании его бесплатный юрист […]
  • Завещательное распоряжение в наследственном праве "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ГК РФ) Статья 1128. Завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках 1. Права на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или находящиеся на любом другом счете […]
  • Продажа подержанных автомобилей во владимире Автомобили с пробегом в салоне PROБЕГ Если вы решили купить авто машину с пробегом, но не доверяете частным объявлениям и боитесь быть обманутым? Возможно, Вам некогда изучать рынок подержанных машин? Автосалон “PROБЕГ” готов […]
  • Материнский капитал сыктывкар Материнский капитал в Сыктывкаре и Республике Коми Демографическая ситуация в республике далека от идеальной, и хотя и отличается в лучшую сторону от положения в некоторых других регионах, пока не удается переломить тенденцию […]
  • Заявление о расторжении договора по кредиту Расторжение кредитного договора с банком Когда речь идет о банках, заемщику следует внимательно читать документы, которые он подписывает. Часто должники хотят освободиться от начисления всевозможных процентов и штрафов по […]
  • Тесты экзамен на водительские права Билеты ПДД 2018 онлайн России Экзаменационные билеты пдд c 10 апреля 2018 полностью соответствуют ГИБДД Новые правила экзамена пдд 2018 ABM 0:0 Оставьте комментарий Пожалуйста, когда Вы получите права, не забудьте вернуться на […]