Учитель военная подготовка

Содержание страницы:

Как избежать военных сборов, если вы старшеклассник

В старших классах советских школ существовал предмет НВП — начальная военная подготовка. Школьники и школьницы собирали и разбирали автоматы, учились перевязывать раненых, маршировать и надевать противогаз. А мальчиков еще и отправляли на сборы.

В 1990-х годах фрагменты НВП перекочевали в состав ОБЖ, причем в наследство ОБЖ достались и преподаватели НВП — вышедшие в отставку военные. Шло время, издавались и дополнялись приказы об организации школьного образования, но пункт о военных сборах для старшеклассников так или иначе сохранился. Необходимость и обязательность их, впрочем, не раз ставилась под сомнение. Поводом для дискуссий, как правило, становились несчастные случаи на сборах.

Сейчас многим десятиклассникам и их ровесникам, которые учатся в колледжах, приходится участвовать в военных сборах. Правозащитники говорят, что первые задокументированные случаи отказа от сборов по убеждениям появились более двух лет назад, но вопрос о том, как на законных основаниях избежать этого мероприятия, волновал граждан РФ и раньше. «Афиша Daily» решила узнать, как проходят военные сборы в школе, можно ли от них отказаться и какие у такого решения бывают последствия.

Планировалось, что мы будем проходить военные сборы в конце мая 2016 года вместо последней учебной недели десятого класса. Нас информировали о сборах за пару недель. К тому времени у меня уже сложились четкие антимилитаристские убеждения, поэтому я знал, что на сборы не пойду. Если бы мне не удалось решить этот вопрос законным путем, я бы нашел способ избежать их (заболеть, например, или не пойти и получить два по ОБЖ). А не пошел я, потому что считаю ужасным, что уже в школе происходит милитаризация, по сути, еще детей. Также я убежден в высшей ценности человеческой жизни, следовательно, я никогда не смогу убить. Помимо прочего, я противник вертикальной системы: считаю неприемлемым то, что я должен беспрекословно выполнять чьи-то приказы, служить кому-то. Мне это кажется унизительным. Сборы призваны не столько научить основам обороны и физически подготовить юношей к службе в армии, сколько воспитать их «военно-патриотически», показать военную службу в положительном ключе. Что-то похожее и написано в Инструкции, в соответствии с которой проводятся сборы.

Когда я стал искать информацию о том, как не идти на сборы, я наткнулся на статью правозащитницы Елены Поповой в ЖЖ, где был образец заявления об отказе. Заявление я подал в конце апреля. В этот же день у меня состоялась беседа с завучем: я ей рассказал, что в будущем буду подавать заявление на альтернативную гражданскую службу. Завуч убеждала меня, что мне нужно будет доказать свои убеждения, рассказывала, как долго будет проходить альтернативная служба. Поддержала мое решение только одна учительница, за что я ей очень благодарен, и моя, так сказать, дама сердца. Мама считала, что я зря отказываюсь, потому что там я бы научился стрелять — мало ли что пригодится в жизни. Однако она уважает мой выбор.

Спустя несколько дней меня попросили прийти к директору с законным представителем. Она провела небольшую беседу со мной и моей мамой: оказалось, что позиция директора такая же, как и у остальных. Главное, что в итоге от сборов меня все-таки освободили.

Сборы я должен был проходить в мае 2014 года, когда учился в десятом классе школы в Каменске-Уральском. В феврале нас всем классом водили на первоначальную постановку на воинский учет. Когда я узнал о предстоящих сборах, я был в шоке: что, это серьезно есть? Советский Союз какой-то. Первая мысль: наверное, заболею, с чего я вам что-то должен? Я думал, что можно не ехать, только заболев. То, что отказаться от сборов можно по убеждениям, я узнал позже.

Мама отнеслась к моему нежеланию идти на сборы спокойно: ну не хочешь и ладно, в армию ты все равно не пойдешь. Врач выписал мне справку на основании ВСД, я отдал ее классному руководителю. Подумал, что лучше буду в это время готовиться к ЕГЭ.

Одноклассники говорили, что на сборах было весело. Я отвечал: «Окей, вам весело, мне не весело, я не хочу этой фигней страдать». У меня уже тогда было внутреннее неприятие: это какие-то армейский штучки, ограничение моей свободы. Спасибо, не надо.

Мои одноклассники каждый день ездили на автобусе в воинскую часть в Травянке, притом сами платили за дорогу. Из положительного на сборах — никто их не бил. Из отрицательного — за ними там почти никто не следил. Все-таки десятый класс, несовершеннолетние, за них же должны нести ответственность.

Осенью в школе проходит День здоровья — вроде бы причем здесь милитаризм, а там постоянно стреляли из винтовки.

Весной, когда я учился на первом курсе направления юриспруденция СПбГУ, я пошел на встречу проекта «Движение сознательных отказчиков от военной службы» и с тех пор работаю в этой организации, консультирую призывников. Если говорить именно об отказах от военных сборов в школе по убеждениям совести, то этот способ используют единицы. Все считают, что проще заболеть, чем ругаться с директором. Да, все воспринимают это как ругань. Боятся последствий. Боятся, что им испортят аттестат.

Военные сборы проходили в мае 2014 года, когда я был в десятом классе, и нас предупредили о них за месяц. Я не очень хотел ехать, так как считал военную подготовку тупостью и пропагандой призывного рабства. Нам говорили, что призыв — это хорошо и что каждый мужчина обязан пройти армию. Использовались классические уловки вроде необходимости отдать долг родине, сопоставления родины и матери и так далее. На ОБЖ я отказывался разбирать оружие и маршировать. Учитель был адекватным человеком и не заставлял меня делать то, что я не хотел. Но я решил, что прогулять уроки и побегать на природе — это приемлемо, и поехал на сборы.

Они длились пять дней. Первые три дня сборы проходили на школьной спортивной площадке и спортивной площадке в лесу, на четвертый день было занятие на военной кафедре КХТИ (Казанский национальный исследовательский технологический университет. — Прим. ред.). В пятый день должны были пройти стрельбы из автоматов Калашникова на полигоне танкового училища в пригороде. Руководил сборами учитель ОБЖ, а на военной кафедре командовали их преподаватели.

В первые три дня не было ничего особенного: просто играли в футбол, волейбол, бегали по стадиону, подтягивались и отжимались. Мы ночевали дома и приходили в школу как на обычные уроки. На кафедре КХТИ нас усадили в класс, прочитали лекцию по военной истории и истории университета. Потом вывели на плац, который был на закрытой территории, и объявили начало занятия по строевой подготовке. Я ушел с построения, потому что меня взбесил тот факт, что я еще гражданский, а меня уже изолировали и мною уже командуют. Участвовать в стрельбах на следующий день я тоже отказался. Учитель и директор были, мягко говоря, недовольны моим решением, но учитель в итоге заступился за меня.

Вообще, я интересуюсь военной историей. Когда я стал в ней нормально разбираться, у меня сформировались пацифистские убеждения, ибо я понял, что война — это зло, а для нашей страны наша жизнь (жизни мужчин, что защищали страну) не стоит ничего.

Я учусь в коммерческом колледже и должен был пройти сборы в апреле 2016 года. В отличие от школы нам приходится платить за сборы — около 2250 рублей. Мне не хотелось на сборы. Я готовлюсь проходить альтернативную гражданскую службу, и у меня не было желания платить за то, что мне совершенно не нужно.

В одно время с тем, как начали раздавать договоры, я написал заявление об отказе на имя директора колледжа, в отделы образования по городу, субъекту, в отдел военного комиссариата, губернатору и уполномоченному по правам человека по области. Из военного комиссариата, колледжа и уполномоченного пришли ответы — о том, что от сборов отказаться нельзя. В учебной части мне сказали, что если я пропускаю сборы, то не смогу получить диплом об окончании учреждения. После долгого разговора они подключили еще и психолога колледжа, но мы в итоге ни к чему не пришли. Даже то, что я во время сборов официально был на больничном, мне не помогло.

В конце учебного года преподаватель по ОБЖ отказался выставлять мне оценку, сославшись на то, что я пропустил сборы, и сказал самому разбираться в учебной части. Там сказали что-то вроде: «Мы тебя предупреждали». Вместе с правозащитницей Еленой Поповой я составил жалобу на преподавателя и отправил ее в местные органы по образованию. Пришел ответ, что в действиях колледжа ничего противозаконного нет. На этом я решил закончить. В колледже сошлись на варианте, более-менее устраивающем обе стороны: я перевожусь на заочную форму обучения, что позволит мне избежать сборов.

За это время у меня сложилось убеждение, что законным путем сейчас от сборов никак не отказаться. Мне кажется, все успешные истории об отказах школьников участвовать в сборах объясняются тем, что их просто прикрывали руководители.

Об обязательности сборов

Есть совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования от 2010 года, в соответствии с которым все молодые люди — десятиклассники и учащиеся колледжей — обязаны посетить пятидневные учебные сборы. Степень рьяности выполнения приказа, однако, не везде одинаковая, потому что вывезти детей куда-то — это очень хлопотно. Где-то военные сборы обязательны, где-то их может вовсе не быть.

Об отказе от военных сборов

Отказ от военных сборов в школе не массовое явление. Количество таких случаев за год я могу пересчитать по пальцам одной руки, но это не значит, что это не играет никакой роли. Здесь уместна параллель с прохождением альтернативной гражданской службы: мало людей пользуются правом на АГС, но закон об АГС имеет колоссальное моральное и правовое значение — он расширяет правовое пространство защищенности и свободы человека. Поэтому мне кажется очень важным то, что делают сегодня немногие молодые люди, которые подают заявления об отказе от сборов. Это пример того, что так делать можно.

О форме и сроках подачи заявления

Может быть несколько типов заявлений: заявление от самого человека, заявление от родителей и, как мне кажется, самый удачный вариант — коллективное заявление, например, от нескольких мальчиков или от нескольких семей. Мы заметили, что они оказывают более сильное давление. Заявление можно подать в любой момент, но лучше не делать этого слишком рано, скажем, за полгода до сборов, чтобы не было психологического давления со стороны учителя ОБЖ и администрации школы.

О том, куда писать заявление об отказе

Мне кажется логичным отправить заявление от отказе от сборов во все органы, которые принимают участие в их организации, и их начальству и указать всех адресатов в шапке письма. Если мы отправляем какому-то одному должностному лицу, начинается перекладывание ответственности. Когда вы пишете целому ряду должностных лиц, вы таким образом ставите в известность всю систему — и они должны будут найти кого-то, кто будет давать ответ по существу.

Я бы писала начальнику отдела военного комиссариата по тому району, где молодой человек состоит на первоначальном воинском учете или где он, скорее всего, будет стоять по достижении 18 лет. Дальше — начальству этого отдела — военному комиссару субъекта РФ.

Это же совместный приказ Министерства обороны и Министерства образования, так что я бы писала и директору школы, и — обязательно — начальству директора — в органы исполнительной власти по району и по субъекту, которые занимаются образованием.

Еще можно отправить заявление уполномоченному по правам человека в вашем регионе или — вместо него — уполномоченному по правам ребенка.

О содержании заявления

Читаем в Инструкции, зачем проводятся эти сборы. Это не спортивное соревнование, не олимпиада, там очень четко написано, что это подготовка к военной службе. Да, это в рамках предмета ОБЖ. Если человек говорит, что не может проходить военную службу в силу своих убеждений, то подготовка к военной службе тоже же им противоречит. Это логично. Чего я прошу? Освободить меня от сборов. Читаем, какие могут применяться меры, если человек не участвовал в сборах без уважительных причин. Ему выставляют оценку «неудовлетворительно». Мы просим не выставлять такую отметку, потому что полагаем, что неучастие в сборах по идейным убеждениям — это уважительная причина.

В Инструкции написано, что к сборам привлекаются «все граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях и в учебных пунктах, за исключением имеющих освобождение от занятий по состоянию здоровья», то есть там ничего не говорится про освобождение от занятий по идеологическим причинам. Единственное — «по религиозным мотивам» можно отказаться от участия в стрельбе.

Но Инструкция не может ограничивать жизнь человека — она может ограничить только деятельность должностного лица. И конечно же, человек может отказываться от службы не только из-за соображений религии. Во второй главе Конституции РФ, которая является пересказом Всеобщей декларации прав человека, в Пакте о гражданских политических правах, предусмотрено право человека на свободу совести и право на убеждения.

Можно ссылаться на статью 18 Всеобщей декларации прав человека, статью 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и статью 9 Европейской конвенции о правах человека — это о праве на свободу совести. Также можно сослаться на Конвенцию о правах ребенка, где отмечено, что ребенок имеет право иметь убеждения. Они могут быть даже отличными от убеждений родителей. Необязательно ссылаться на международное законодательство. Я это советую скорее, чтобы человек понимал, что за ним есть некая правовая позиция. Право на отказ от обязательной военной службы по убеждениям совести стало общепризнанным правом человека, которое напрямую связывается с правом на свободу совести и убеждений (образец заявления об отказе от сборов можно найти здесь.— Прим. ред.)

О действиях после подачи заявления

Что еще делать в сложной ситуации? Когда учителя угрожают, что наставят двоек, можно официально запросить выписку текущих оценок по определенным предметам. Это нужно на тот случай, если ученику потом вместо пятерок пририсуют двойки и колы и скажут, что, вообще-то, он был неуспевающим и сборы тут ни при чем. Понятно, что это гипертрофированная ситуация, но можно сделать это, чтобы исключить возможность фальсификации.

Ответ на заявление, по всей вероятности, не будет решением всего. Не надо отчаиваться, если он будет ни о чем, если там перечисление строчек из федерального законодательства или Инструкции. Бывает ответ в том духе, что вы должны пройти сборы. Бывают ответы с явно неправовыми вещами. Среди этих ответов рано или поздно встретится тот, где будет рациональное зерно, за которое мы можем зацепиться и двигаться дальше.

В Инструкции написано, что при уважительной причине пропуска сборов «организуются теоретическое изучение материалов учебных сборов и сдача зачетов». Я сталкивалась с ситуацией, когда молодому человеку предложили сдать реферат по теме, связанной со сборами. Ну он благополучно нашел материал в интернете, скомпоновал и сдал его, на этом его теоретическое обучение закончилось. Был и такой случай, что старшеклассник просто посещал занятия в школе во время сборов.

Начальная военная подготовка может вернуться в школы

Этот предмет был убран из школьной программы в 1993 году указом Бориса Ельцина . На смену НВП пришли ОБЖ — «основы безопасности жизнедеятельности». В те годы казалось, что после окончания холодной войны врагов у России не осталось и милитаризация молодежи не нужна и вредна. Через год после отмены НВП началась череда войн на Кавказе . Внезапно выяснилось, что тот минимум военных знаний, который призывники когда-то получали в стенах родной школы, иногда мог бы просто спасти солдатскую жизнь. Впрочем, сейчас речь идет не только о базовых навыках в надевании противогаза или сборке-разборке автомата Калашникова . По словам военного прокурора Сергея Фридинского, «начальную военную подготовку как минимум нужно возвратить в школу, а затем заниматься ею и на всех других этапах». — Заниматься патриотическим воспитанием молодежи в армии уже поздно, — заметил прокурор. — Начинать нужно со школы — в 18 лет человек уже дееспособен и обладает сформировавшимися взглядами.

ВОПРОС ДНЯ Чего еще не хватает школе для воспитания патриотизма? Артур ЧИЛИНГАРОВ, депутат Госдумы, Герой Советского Союза и Герой России: — Именно НВП и не хватало нашей школе! Я сам помню эти занятия, ходил на них с удовольствием, чувствовал сопричастность с воинской славой предков и сам готовился стать воином. Сергей СЕЛИН, актер: — О каком воспитании патриотизма может идти речь, когда в школу приходят дети разного достатка?! Включите телевизор! Там с утра до вечера показывают, как можно, не зарабатывая, жить, и жить хорошо! Школа не справится, когда детей воспитывает телевизор. Я бы предложил каждый день в 12 часов включать в школах, на предприятиях гимн России. И слушать его стоя! Может, что-то и получится. Александр ПРОХАНОВ, редактор газеты «Завтра»: — Чего не хватает нашей школе, так это диссертации на 250 авторских листов. Если кратко — школе нашей для воспитания патриотизма не хватает портрета Сталина . Евгений ПЕТРОСЯН, народный артист РФ: — Прежде всего нужно, чтобы ребенок понимал, чем гордиться. Для того чтобы патриотизм был искренним чувством, детям надо рассказывать о достижениях нашей страны, исторических победах, о лучших людях России. Думаю, что учиться защищать Родину тоже нужно. Но к патриотизму НВП имеет очень отдаленное отношение. Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий: — В школах прежде всего не хватает патриотов. А именно учителей, которые любят свою работу. Чтобы учителя-патриоты появились, государство должно им как минимум достойно платить, показывать их значимость. Эдуард ЛИМОНОВ, писатель, политик: — Ох, не знаю я, как патриотизм школьников повысить. Но уроки НВП — вещь нужная, они помогают воспитать мужчин, воинов. Вон чеченцы своих мальчиков с трех лет к оружию приучают, поэтому те нормальными мужчинами вырастают. И землю свою любят. Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем: — Правдивого изложения исторических фактов, правдивой оценки советского периода. Зато в избытке западные обучающие методики, прививающие западные ценности, такие, как эгоизм, потребительство. Анна ЧРИПКОВА, слушательница радио «КП» (97,2 FM): — Каждодневных примеров настоящего патриотического воспитания нет у нас. Дети берут пример со старших, а лживыми лозунгами можно вызвать только отторжение. Privetmaskva, читатель сайта KP.RU: — Любви к детям. Родина там, где любят и ценят. Патриотизм — это любовь в ответ.

Читайте также

Мода на интенсивное родительство — самообман?

Почему мамы и папы все чаще рассматривают воспитание ребенка, как проект или инвестицию

Вред и польза мобильного телефона для школьника

Лишь в некоторых школах ученикам запрещают приносить с собой телефон. «Комсомолка» решила рассказать, какой вред и пользу приносят для школьника мобильный телефон

Учителя английского из регионов отбирают работу у москвичей

Свежее исследование разрушило миф о том, что уровень преподавателей в провинции ниже среднего

Электронная школа. И всё-таки есть ли место гаджетам на уроке?

Ученики в самых отдаленных уголках страны получат возможности, как у их сверстников в крупных городах

Итоговое сочинение 2018-2019 по литературе: направления тем и список литературы

Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2018-2019 учебном году. «Комсомолка» выяснила о чем будут писать школьники

Учебная нагрузка школьников: какой она должна быть

Многие родители согласятся, что нагрузка на школьников бывает непомерно велика. «Комсомолка» изучила санитарные нормы и предлагает проверить именно вашего ребенка

Доска раздора: На Валдае учителя уволили из-за поста в соцсети, где она просила помочь ей обустроить класс

Елена Уличева в один день стала безработной, но за нее заступились почти все родители школьников

Российские школьники вошли в пятерку лучших на Международной олимпиаде по информатике

Наша сборная завоевала две золотые и две серебряные медали

Чем больше домашних заданий — тем меньше в них смысла

Российские школьники — одни из самых загруженных в мире. А толку? [инфографика]

В Ленобласти открылся уникальный ресурсный центр для инвалидов

Оформить документы, пройти медкомиссию, проконсультироваться у специалистов, выучиться и даже найти работу — все это люди с ограниченными возможностями смогут сделать в одном месте

А орел-то неправильный: в Сургуте первоклассникам вручили дневники со странным гербом

Родители уверены, так испортить первый школьный документ, нужно было постараться

«Поначалу чуть ли не падала в обморок!» Как я работаю кассиром в Америке

Чтобы скопить больше денег, пришлось устроиться еще уборщицей и фасовщицей мусора

Министр просвещения РФ Ольга Васильева: Мы сократили олимпиады и это правильно

1 сентября «главная учительница страны» ответит на вопросы в ток-шоу «Право знать!» на канале «ТВ Центр»

Классный руководитель Ольги Бузовой о ее школьных годах: «Четверка» для нее была настоящей трагедией

Учитель телезвезды Галина Михайлова рассказала «Комсомолке», как Олю взяли в гимназию и зачем вызывали к директору

Уроки общения, постоянные тесты и никакой домашки: как устроена школа в Израиле

Почему израильтяне не боятся идти в армию и не хотят поголовно получить университетский диплом

«Детей надо обучать современным вещам, а не архаичным»: как устроена средняя школа в Америке

Уроки без учебников, комиксы на литературе, перемены по 4 минуты. И никакой общей программы, спущенной из министерства! [фото, видео]

Школьный рюкзак: как правильно выбрать

Роспотребназдор составил рекомендации по выбору школьного ранца

За счастьем и знаниями – на ВДНХ

С 30 августа по 2 сентября в Москве пройдет международный форум «Город образования»

Опрос ВЦИОМ накануне учебного года: 6400 рублей тратит семья на школьника каждый месяц

А еще родители главным качеством учителя считают индивидуальный подход к ученику

Возрастная категория сайта 18+

Учитель военная подготовка

— воспитание патриотизма, формирование морально-психологических качеств необходимых для защиты Отечества, прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;

— овладение основами знаний, навыков и умений военного дела, необходимыми защитнику своей Родины;

— обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, в первую очередь военного характера;

— формирование готовности и умения оказать первичную доврачебную медицинскую помощь;

— пропаганда здорового образа жизни, физическое развитие и совершенствование учащихся.

Содержание учебной программы предмета включает следующие разделы:

  • Основы обороны государства.
  • Основы военного дела.
  • Основы гражданской обороны.
  • Основы медицинских знаний.
  • Прикладная физическая подготовка.

Особенностью предмета НВП является его практико-ориентированная направленность, что предполагает необходимость высокого уровня материально-технического обеспечения занятий. С целью создания такой базы в городе создан учебный центр допризывной военной подготовки, в котором сконцентрирована вся необходимая учебная база, которая включает:

— площадку для занятий строевой подготовкой;

— спортзал для занятий по самообороне;

— общевойсковая полоса препятствий;

На базе центра занимаются учащиеся 10 и 11 классов 9 школ города. Занятия проводятся по 70 -часовой программе, из расчета 1 урок в неделю в течении 2-х лет. С целью сокращения времени, затрачиваемого учащимися на перемещение к месту проведения занятий, уроки проводятся по 2 вместе через неделю (одна неделя -10, одна неделя -11 класс).

Проверка усвоения учащимися учебного материала осуществляется следующими формами контроля:

— устный опрос, тестирование по теоретическому материалу программы;

— выполнение учащимися учебных нормативов;

— участие и результаты, показанные учащимися в ходе школьных и городских военно-спортивных и военно-прикладных соревнований;

— семестровые и годовая итоговая аттестации.

Организационной формой обучения предмету является урок. Особенностью уроков начальной военной подготовки является их военная направленность, поэтому дисциплина учащихся на занятиях является обязательной составной частью обучения и учитывается при выставлении текущих, тематических и итоговых оценок.

Для выполнения домашних заданий, подготовки к урокам учащимся могут использовать следующие источники:

1. Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» — А. Т. Смирнов. Москва, Просвещение.

2. Учебные презентации, которые размещены на этом сайте в разделе «учебные материалы».

Добросовестный подход учащегося к изучению предмета позволит ему овладеть достаточно полным объемом теоретических знаний военного дела, повысить уровень своей общефизической подготовки, овладеть навыками самообороны и оказания первой медицинской помощи. Качественное овладение предметом облегчит юношам и девушкам процесс адаптации к воинской службе, поступление в высшие военно — учебные заведения или на военные кафедры гражданских высших учебных заведений. Высокая итоговая оценка по предмету будет способствовать повышению среднего бала аттестата, что может сыграть решающую роль для дальнейшего образования.

Желаю всем юношам и девушкам, которые обучаются в нашем центре, успехов в учебе, крепкого здоровья, исполнения ваших планов о дальнейшем обучении и трудоустройстве.

По возникающим неотложным вопросам Вы можете обращаться ко мне по телефону 0956846037.

Учитель высшей категории, методист Ярохин Александр Сергеевич.

От забора и до обеда: Начальная военная подготовка возвращается в российские школы

Иван Толстой:

«От забора и до обеда» — так в течении нескольких десятилетий высмеивали приказы советских военруков в школах и институтах. После нескольких лет «педагогической конверсии» начальная военная подготовка возвращается в российскую школу. Наш петербургский автор Виктор Резунков подготовил передачу «От забора и до обеда». Разговор начинает писатель Самуил Лурье.

Самуил Лурье:

В отличии от 68% населения, я к этому отношусь с глубокой печалью. Я знаю, что это просто очень опасно. Я помню случай, описанный в газетах 80-х годов, когда учитель военной подготовки поставил перед детьми учебную гранату, такой был урок — «Граната», и сказал: вот смотрите, надо вот так выдернуть чеку, у настоящей гранаты немедленно начнет работать некоторый механизм, вы услышите такое тиканье. Но это учебная граната, не бойтесь. Он выдернул чеку и раздалось тиканье. Граната оказалась боевой. Этот бедный военрук пожертвовал собой, у него не было иного выхода или он растерялся, но так или иначе он отошел в угол класса, лег животом на эту гранату и его разорвало на мелкие кусочки на глазах у всех. Это случай исключительный, конечно, но в наше время создавать в каждой школе арсенал хотя бы и учебного оружия, хотя бы и самый маленький склад, хотя бы и учебного, необычайно опасно. Мы знаем, как умеют сейчас обращаться с оружием, как легко превратить его в боевое. И мне кажется, что это прежде всего, даже если один такой случай на сколько-то лет и на сотни школ, этого случая достаточно, чтобы задуматься, а не вводить это военное обучение вот так вот росчерком пера.

Иван Толстой:

Писательский взгляд сменяет позиция Эллы Поляковой, председателя комитета «Солдатские матери Петербурга».

Элла Полякова:

Я думаю, что это очень грубое наступление военных на гражданское общество. Это грубое нарушение прав ребенка, потому что эта начальная военная подготовка разрушает систему безопасности личности ребенка. А ведь нам надо не забывать, что мы вступили в Совет Европы, хотя, конечно, в очень таком положении находимся серьезном, и у нас подписано обязательство по Европейской конвенции по правам ребенка. Кроме того, у нас есть Европейские конвенции по правам человека, которые говорят об обязательности личной тайны, обязательности семейной тайны, об обязательности достоинства человека. И кроме того, нам надо не забывать, что у нас есть конституция Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина. Очень грубое несоответствие статьям конституции вот это положение о постановке на воинский учет, о начальной военной подготовки. Это положения, которые введены в закон о воинской обязанности военной службы в 98-м году. Мы протестовали против изменения закона о воинской обязанности и военной службе. Кстати, я просто хочу сказать о том, что очень многие люди в России еще не понимают, они как-то привыкли, свыклись с мыслью, что у нас всеобщая воинская обязанность. Ничего подобного. У нас этот безумный закон просуществовал 50 лет, и он отменен в 93-м году. И закон о воинской обязанности и военной службе достаточно демократичный. По этому закону у нас вообще можно строить гражданское общество и не каждый обязан служить. Мы шли к демилитаризации общества, к демилитаризации общественного сознания. Изменения, которые военное лобби провело в Государственной Думе в закон о воинской обязанности и военной службе, когда ввели вот этот закон о начальной военной подготовке, не закон, а элементы этого закона, конечно мы протестовали. Протестовали думающие учителя, преподаватели. Потому что мы вновь возвращаемся в прошлое, мы вновь возвращаемся к милитаризованному сознанию, вновь у нас в душах война. У нас в мыслях война, какой-то враг. Это печально, и сопротивляться гражданскому обществу можно этому спокойно. Почему? Да потому что у нас все-таки есть конституция Российской Федерации, у нас есть демократические законы, например, закон об образовании, который не позволяет милитаризовать сознание наших детей. И конечно всем родителям надо знать конституцию Российской Федерации, статью 60-ю. Там сказано, что только с 18-ти лет гражданин имеет права и обязанности. Поэтому вторжение в личную жизнь, это плюс еще статья 23 — «Сбор, хранение и использование информации о частной жизни» запрещается, все это дает возможность семье защищаться с помощью законов. Это же должны знать и учителя в школах. Потому что начальная военная подготовка дело, во-первых, добровольное, только семья может позволить. И во-вторых, надо нам, обществу, задуматься — а кто финансирует? Это что, мы за счет гуманитарного образования делаем милитаризованное сознание? Поэтому учителя давно встревожены, они волнуются, что думающие, грамотные законники-родители подадут в суд на учителей, на дирекцию и спросят, поставят вот эти вопросы: а почему нарушаются наши конституционные права? И суды выиграют. И большим рублем расплатятся те, кто вводит эту начальную военную подготовку. Все общество встревожено наступлением военных на образование, на семью, на школу. Это по сути военный переворот, если будет принято вот это, введено в жизнь постановление о начальной военной подготовке.

Самуил Лурье:

Школы наши страдают от безденежья, учителя не получают зарплату или получают ее очень мало. У школьных библиотек нет денег на приобретение книг и журналов. А тут ведь надо все-таки оборудовать класс и выделять часы, платить дополнительные зарплаты и вот эти же самые кабинеты с оружием как-то обустраивать. Но, честно сказать, это все пустяки по сравнению с тем, на самом деле, чувством отвращения и ужаса, которое испытывают многие родители, узнав об этом решении. И я думаю, что правительство, когда его принимало, и родители те, что испытали эту дрожь омерзения, прекрасно знают, в чем тут дело. Это ведь не уроки военной подготовки. Ну что такое начальная военная подготовка, когда нам известно, что полная, вполне реальная военная подготовка, когда человек совершенно готов к тому, чтобы воевать, убивать, умирать, она занимает полгода. Через полгода, а иногда и раньше, у нас солдат посылают в так называемые «горячие точки», они убивают и умирают. Значит военная подготовка сама по себе занимает полгода, да и то мы знаем из практики, что эти учебные полгода в основном уходят на муштру, шагистику, покраску газонов зеленой краской к приезду начальства и множество, множество хозяйственных, политических бессмысленных занятий. На то, чтобы научиться стрелять из автомата, требуется несколько дней самое большее, и так же из пистолета, и так же обращаться с гранатой. Нам говорят, я слышал по крайней мере, из выступлений одного важного чиновника из Министерства образования, что в этом курсе теперь предусмотрено изучение видов древнерусского оружия, а так же структура управления войсками или там территориального распределения каких-то там военных округов, но все этого вместе не скрывает того, самого простого факта, который известен каждому взрослому в этой стране, что на этих уроках детям будет нечего делать, вот это прежде всего. Это в действительности мартышкин труд. Даже мои товарищи по университету, которые посещали в свое время военную кафедру, я не ходил, рассказывали мне случаи, это целый фольклор, как целое занятие, которое ведет полковник, перед которым сидят будущие офицеры, высокообразованные студенты, знающие иностранные языки, целое занятие посвящается изучению ЛСБ — «лопатка саперная большая», и такое же занятие посвящается изучению лопатке саперной малой. И мы совершенно понимаем, что и наших детей будут этому учить. А что это значит — изучение лопатки? Это же на самом деле невероятно смешно, а стало быть есть только один способ занять учебное время в таких случаях, это заставлять одного человека за другим повторять описание данного изделия. Нет ничего смешнее, чем теоретическое овладение большой саперной лопаткой, а так же малой. И точно так же теоретическое овладение знанием, какие зубцы имеет секира, допустим, древнерусская, чем она отличается от кистеня и под каким углом, собственно говоря, врезается в человеческую плоть. Таким образом, эти занятия на самом деле будут превращаться в предмет насмешек молодого поколения. Потому что подростки, не говоря о студентах, подростки просто очень умные люди и одновременно с этим замечательным предметом они все еще, слава тебе, Господи, изучают русскую литературу и историю, и еще иногда более сложные предметы. Поэтому они будут чувствовать скуку, презрение и омерзение, вот в чем дело. А вместе с тем вынуждены будут делать вид, что они изучают настоящий предмет. Вот это и есть самое главное. Это, на самом-то деле, даже дело не в шагистике, да, муштра, сколько удовольствия будет получать военрук, как получал военрук, который обучал моих детей, когда можно в классе, где есть и девочки и мальчики, с довольной усмешкой говорить, построив их всех, сказать: равняйся на грудь четвертого человека. Петрова, выпяти грудь и так далее. Но кроме всей этой непременной армейской казарменной пошлости самое главное будет заключаться в том, что детей будут заставлять всерьез принимать то, к чему они всерьез относиться не могут. А вместе с тем, это тот именно случай, вот так и воспитывается советский человек, собственно говоря, это лагерная дрессировка, а не военная подготовка. Вы занимаетесь чепухой, совершенно пустым и бессмысленным делом, но вам за него поставят отметки, эти отметки пойдут в аттестат, вас могут не допустить к переходу в следующий класс, вам могут не выдать, в конце концов, аттестат зрелости. Вы вынуждены притворяться. Это есть начальный этап лагерной дрессировки, это есть начальный этап превращения сознания детей в тоталитарное сознание. Это есть в действительности уроки двоемыслия, а вовсе никакого ни патриотического, ни оборонного, ни исторического значения. И это очень страшно.

Иван Толстой:

Как же на все это реагирует общество?

Элла Полякова:

Гражданское общество, оно же все-таки у нас развивается. К счастью, мы балансируем между возросшим уже, появившимся твердыней гражданским обществом и таким тоталитарным обществом. И спор у нас достаточно серьезный. Люди, семья, родители, мальчики сами, они спрашивают: а почему детей снимают с уроков и ведут в военкомат? Кто это позволяет? Какой учитель будет отвечать в суде за это действие? Почему дирекция школ дает какие-то подписки в администрации, берут обязательства перед военными? Это что — поставки пушечного мяса? Например, нас учителя пригласили для беседы в гимназии достаточно такой прогрессивной в Петроградском районе. Мы приехали провести собрание, рассказать о конституции, о правах человека, о достоинстве молодых детей. И нам стыдливо сказали: директор школы запретила проведение собрания, потому что она дала какую-то подписку в администрации. Это что у нас, какие-то странные вещи творятся. Детей 15-летних привозят в военкомат учителя. Что делают с детьми? Какое-то странное тестирование там проводят, какие-то листы изучения, опросники. У нас специальная папка есть глупостей, и родители нам приносят комплекты вот этих странных анкет. И вот эти анкеты, это грубейшее нарушение прав детей и семьи. Например, я по памяти скажу, «Лист изучения призывника». Ребенка сажают и спрашивают: а где работает папа?; а какой заработок у папы?; а какой его рабочий и домашний телефон?; а какая квартирка у вас?; а есть ли конфликты в семье? А вообще мальчик, ты как, наркотики потребляешь, алкоголь? То есть настолько грубое и достаточно профессиональное вторжение в личную жизнь, в семейную жизнь, и все это делается в военкомате. Сейчас сделали специальные центры военкоматы, так называемые центры ОБЖ. У нас 20 районов, и в каждом районе организованы специальные центры, куда на целый день детей отвозят. Что с ними делают? И родители высказывают очень серьезную озабоченность. Там работают с детьми психологи. А мы видим, как вот эта чеченская война готовилась, как она информационно, психологически, как она была хороша подготовлена реваншистами — нашими генералами. Поэтому это очень тревожные сигналы. И мы людям говорим, что нельзя допускать, и детям надо препятствовать, чтобы их превращали вот в такое бессловесное стадо. Дети запуганы, их милиция останавливает на улице, 15-ти, 16-ти летних, обыскивают очень грубо, вроде бы на предмет наркотиков. Но кто позволил? А заодно тут спрашивают: а почему ты не в армии? То есть детей приучают к мысли, что для них призывная армия это единственный путь. Кстати, в этой же анкете такой интересный вопросик: а хочешь ли ты поступить в вуз? Сразу же родители думают: ага, будут препятствовать поступлению в вуз. А это действительно делается. Потому что регулярно вице-губернатор собирает совещание ректоров, директоров техникумов, чтобы ускорить выпуск из техникума и заодно вручить сразу же повестку в армию. А ректоры вузов чтобы препятствовали сделать этот зазор, чтобы дети не поступили в институт. Это делается постоянно. Ну и естественно, сезонные наши «мужские дни», когда на молодых мальчиков регулярные охоты, облавы проводят военкоматы. Поэтому все это очень грубое и серьезное нарушение прав человека, которые производят военные. И мы по сути уже давно говорим о военном перевороте и не только в сознании людей, но и вторжении в личную жизнь. Это очень серьезное наступление на гражданское общество в России.

Иван Толстой:

И в завершении темы блиц-опрос в петербургской школе.

Виктор Резунков:

— Вот сейчас собираются в вашей школе вводить военную подготовку, вы как вообще к этому относитесь, что вы думаете?

Профессиональные качества учителя начальной военной подготовки

Требования к профессиональным качествам учителя начальной военной подготовки

В соответствии с Указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу Закона, от 14 ноября 1995 г. N 2635 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и от 30 августа 1995 г. N 2441 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» Правительство Республики Казахстан постановляет:

Ввести с 1996/97 учебного года начальную военную подготовку молодежи в общеобразовательных школах, профессионально — технических школах и средних специальных учебных заведениях всех типов, совместив ее с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Установить, что начальная военная подготовка проводится в 10 — 11 классах общеобразовательных школ, профессионально — технических школах, на 1 — 3 курсах обучения средних специальных учебных заведениях, независимо от подчинения и форм собственности, с последующим привлечением на учебно — полевые сборы в оборонно — спортивные оздоровительные лагеря, организуемые под руководством акимов областей, городов, районов.

Установить, что юноши призывного возраста, не прошедшие начальную военную подготовку в учебных заведениях, не аттестованные по этой подготовке или получившие неудовлетворительные итоговые оценки по начальной военной подготовке, проходят ее на учебных пунктах перед призывом на срочную военную службу, создаваемых по решению местных исполнительных органов.

Акимам областей, городов, районов в трехмесячный срок создать учебные пункты по начальной военной подготовке, принять меры по материально — техническому, кадровому и финансовому обеспечению указанных пунктов за счет средств местных бюджетов.

Министерству образования Республики Казахстан — в центральном аппарате, областных, городских, районных органах образования, институтах повышения квалификации научно — педагогических работников системы образования; военный подготовка учитель призовник

Министерству обороны Республики Казахстан — в центральном аппарате и военных комиссариатах.

Акимам областей ввести в пределах штатной численности, установленной Правительством Республики Казахстан, в штат исполнительных органов должность специалиста по работе с юношами допризывного и призывного возраста, а в штаты городских (районных) исполнительных органов — должность специалиста по работе с юношами допризывного и призывного возраста — начальника оборонно — спортивного оздоровительного лагеря[21].

Министерству образования совместно с Министерством обороны Республики Казахстан организовать подготовку преподавателей — организаторов начальной военной подготовки в высших учебных заведениях с ежегодным набором по 100 человек, начиная с 1996 года, в Талдыкорганском университете имени И. Джансугурова и Карагандинском государственном университете имени Е. Букетова в пределах штатной численности этих учебных заведений. Министерству обороны Республики Казахстан внести предложение в Правительство Республики Казахстан о создании в этих учебных заведениях военных кафедр для подготовки офицеров запаса по необходимым военно — учетным специальностям.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

· получение начальных знаний в области обороны;

· подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении и на учебных пунктах организаций;

· подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

· медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

· проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Государственными образовательными стандартами среднего (полного) общего образования, государственными образовательными стандартами начального профессионального и среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. Подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин получают юноши, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся учреждений начального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью учебной программы. Гражданин, овладевший сложной военно-учетной специальностью солдата, матроса, сержанта, старшины, включенной в перечень, определяемый Правительством Республики Казахстан, при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Вооруженных Сил РК, другие войска, воинские формирования и органы с учетом реальной потребности в таких специалистах. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.

С девушками могут проводиться занятия по изучению основ медицинских знаний.

В соответствии с квалификационными требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25.11.2010г. № 385, баклавры начальной военной подготовки- могут занимать должности преподавателей начальной военной подготовки во всех среднеобразовательных учебных заведениях, проходить службу на должностях солдат, сержантов и офицеров по контракту в Вооружённых Силах и других воинских формированиях, в КНБ, МВД и МЧС Республики Казахстан.

Сфера профессиональной деятельности

Сферой профессиональной деятельности бакалавра образования 5B010400 — Начальной военной подготовки является область образования и науки.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5B010400 — Начальной военной подготовки являются:

-учебные заведения среднего образования: средние общеобразовательные школы, школы-интернаты;

-гимназии и лицеи;

-начальные и средние профессионально-технические учебные заведения;

-административные органы образования.

Предметы профессиональной деятельности

Предметом профессиональной деятельности выпускника является содержание взаимодействия преподавателя (учителя) и обучающихся в условиях педагогического процесса.

Виды профессиональной деятельности

Бакалавры образования по специальности 5B010400 — Начальная военная подготовка могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

Функции профессиональной деятельности

Основными функциями профессиональной деятельности являются:

Типовые задачи профессиональной деятельности

Основными задачами профессиональной деятельности бакалавра образования по специальности 5B010400 — Начальной военной подготовки являются:

? владение полноценным качественным профессионально-педагогическим образованием, профессиональной компетентностью в области начальной военной подготовки;

? организация учебно-воспитательного процесса на методически грамотном и профессиональном уровне;

? внедрение согласно квалификации и занимаемой должности в образовательный процесс современных технологий образования;

? планирование и проведение научно-исследовательской работы;

? постоянное повышение своего профессионально-педагогического уровня.

Содержание профессиональной деятельности

Содержание профессиональной деятельности заключается в осуществлении образовательного процесса, его методическом обеспечении в образовательных организациях и учебных заведениях, применение инновационных образовательных технологии в учебно-воспитательной работе, распространение передового педагогического опыта, организация и проведение диагностической, коррекционной и профилактической работы с целью оказания практической помощи субъектам образовательного процесса.

Кроме того, содержание образования должно определяться его организационным, структурным и программным аспектами.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра образования по специальности 5B010400 — Начальная военная подготовка.

? о научных, философских и религиозных картинах мироздания;

? сущности назначении и смысле жизни человека;

? о рыночной экономике, о различных политических течениях и партиях, принципах изучения общественных и политических процессов;

? о процессах и явлениях общественной жизни;

? об основных закономерностях, видах деятельности, общения;

? основы отечественной и мировой культуры;

? о сфере образования как особой области, обеспечивающей трансляцию культуры от поколения к поколению.

? этические и правовые нормы;

? основные теории в области социально-гуманитарных и психолого-педагогических наук;

? современные отечественные и зарубежные развивающие программы и технологии развития и воспитания учащихся и студентов;

? теории целостного педагогического процесса как объекта деятельности педагога;

? оптимальные условия протекания педагогического процесса формирования личности;

? требования нормативных и законодательных документов по организации начального военного обучения и подготовки юношей к военной службе;

? основные положения Военной доктрины Республики Казахстан.

? оценивать с методологических позиций проблемы и процессы общественной жизни Республики, место в ней своей профессиональной деятельности;

? ставить цель и формировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, с использованием для их решения методов изученных наук;

? аргументировано отстаивать свою точку зрения;

? организовывать свой труд на научной основе, владеть компьютерными методами сбора, обработки и хранения информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;

? реализовывать ведущую управленческую функцию, которая определяется тремя компонентами: личностным, содержательным и процессуальным.

? применять полученные знания для решения педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач, с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий обучающихся в конкретных педагогических ситуациях;

? на высоком идейном, методическом и научном уровне проводить занятия по начальной военной подготовке и военно-патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать у них любовь, уважение к профессии защитника Родины, дисциплинированность, исполнительность, заботиться об их физическом развитии.

? работы в профессионально-педагогической деятельности в сфере образования;

? в организации и проведении военно-патриотического воспитания молодежи;

? в планировании и руководстве научно-исследовательской работой обучающихся;

? в организации и проведении внеурочной работы в учебных заведениях среднего образования;

? создания и развития учебно-материальной базы начальной военной подготовки;

? владения государственным языком Республики Казахстан и языком официального общения.

? в решении психолого-педагогических целей, задач согласно квалификационной характеристике специалиста и занимаемой должности;

? поддерживать тесные деловые связи с коллективами учебных заведений, отделом по делам оброны района, города, с шефствующими воинскими частями, предприятиями и организациями Министерства Обороны Республики Казахстан.

-формирующая (овладение содержанием обучения, эффективное применение знаний и умений):

формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, определяющие современное качество образования;

способность постоянно наращивать и развивать свою компетенцию;

организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.

-исследовательская (критическое мышление, самореализация личности):

формировать аналитический подход к педагогическим явлениям, профессиональный интерес, критическое мышление, вкус к педагогической теории и научному педагогическому творчеству;

прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

— коммуникативная (контакт, информация, отношения):

владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования.

— технологическая (владение современными педагогическими технологиями):

знание современных технологий обучения и умение регулярно получать эти знание;

набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий эффективное решение определенных задач, ситуаций.

— контролирующая (соответствие стандарту):

формулирование конкретных, измеримых результатов образовательного процесса в соответствии с поставленными целями (стратегией);

аргументированный подбор показателей оценивания каждого результата;

выбор адекватных этим целям форм и методов контрольной деятельности (сбора педагогической информации).

-программная (овладение программой обучения);

организовывать свои собственные приемы изучения;

уметь решать проблемы;

самостоятельно заниматься своим обучением.

-межпредметная (интеграция знаний предметов);

обеспечение взаимосвязи предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением учащихся.

владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

-социальная (осознание социальных особенностей);

готовность и способность мобилизовать профессионально важные качества, обеспечивающие продуктивность непосредственной трудовой деятельности специалиста;

подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда;

-развивающая (поиск личностных резервов):

способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей.

-креативная (творческое мышление):

знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

-организационно-методическая (создание собственных дидактических и контрольно-измерительных материалов):

выражена в практической готовности к осуществлению видов профессиональной деятельности, связанной с обучением начальной военной подготовке в системе общего среднего образования, основанной на системе теоретических знаний.

представляет систему потока материалов и информации от момента получения через все стадии образовательного процесса и ориентированное на будущую деятельность;

умение ставить цели, планировать, сортировать по значимости полученную информацию, ответственно относиться к своей деятельности, полноценно использовать личностные ресурсы;

переработка, выдача информации, преобразование информации (чтение, конспектирование);

систематизация исследований, знаний, понятий, фактов, наблюдений.

Требования к общей образованности:

Результаты обучения выражаются через компетенции и проектируются на основании Дублинских дескрипторов 1 уровня обучения (бакалавриат).

Дескрипторы первого уровня предполагают способности:

— демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области;

— применять эти знания и понимание на профессиональном уровне;

— формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;

— осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;

— сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам.

— обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;

— владеть общей методологией профессиональной деятельности и развития профессионального творчества;

— обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности;

— владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.

Требования к социально — этической компетенции

? знать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;

? соблюдать нормы деловой этики, владеть этическими и правовыми нормами поведения;

? знать традиции и культуру народов Казахстана;

? быть толерантным к традициям, культуре других народов мира;

? знать основы правовой системы и законодательства Казахстана;

? знать тенденции социального развития общества;

? уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях;

? быть способным работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;

? уметь находить компромиссы, соотносить свое мнение с мнением коллектива;

? стремиться к профессиональному и личностному росту.

Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям

? обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, маркетинге, финансах и т.п.;

? знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике;

? знать основные правила и нормы научной организации труда.

Требования к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенностей.

? уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;

? быть гибким и мобильным в различных условиях и ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью;

? владеть навыками эффективного принятия решений экономического и организационного характера в условиях неопределенности и риска.

Специальные компетенции разрабатываются для каждой специальности высшего образования с учетом требований работодателей и социального запроса общества.

Уровень полученных знаний в рамках обязательного минимума и предлагаемого вузом объема учебной нагрузки обеспечивается различными видами контроля.

Контроль учебных достижений обучающихся и оценка их знаний по циклам дисциплин или по отдельным дисциплинам осуществляется Офисом регистратора на рубежных этапах учебного процесса (по завершении каждого академического периода и учебного года) и должна быть ориентирована на итоговые результаты обучения.

Контроль знаний, умений, навыков и компетенций выпускников осуществляется при проведении их итоговой аттестации.

Лицам, завершившим обучение по образовательной программе высшего образования присуждается академическая степень «бакалавр» и (или) присваивается квалификация и выдается диплом государственного образца с приложением (транскрипт).

Требования к профессиональным качествам учителей всех специальностей.

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, в соответствии с Государственными стандартами образования. Способствует формированию общей культуры личности школьника и его социализации, выявляет и содействует развитию индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения. Составляет необходимые планы по преподаваемому предмету. Обеспечивает получение обучающимися и воспитанниками знаний, умений и навыков не ниже уровня, предусмотренного соответствующими государственными общеобязательными стандартами образования. Участвует в разработке и выполнении образовательных программ, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий. Выполняет требования техники безопасности при эксплуатации оборудования. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса[22].

Дополнительно для преподавателя- организатора начальной военной подготовки (HBП): организует военно-патриотическое воспитание школьников. Совместно с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями разрабатывает план военно-патриотической работы на учебный год и обеспечивает его выполнение. Принимает меры по развитию и укреплению материальной базы НВП организации образования, сохранности оборудования и инвентаря, соблюдения санитарно-гигиенических требований. Участвует в отборе юношей для поступления в военные учебные заведения. Организует и проводит работу по постановке обучающихся на первичный воинский учет. Проводит занятия по начальной военной подготовке в учебное и внеурочное время, руководит кружками по изучению основ военного дела, проводит практические занятия и тренировки по действиям в чрезвычайных ситуациях. Несет полную ответственность за кабинет по НВП и комнату для хранения специального имущества, разрабатывает план гражданской обороны (ГО), подготавливает и проводит занятия по ГО в организациях образования, отрабатывает мероприятия по действию в экстремальных ситуациях, обеспечивает готовность защитных сооружений, индивидуальных средств защиты по ГО в экстремальных ситуациях.

Должен знать: Конституцию Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативные правовые акты по вопросам образования; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих задач; теорию педагогики, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания предмета, методику воспитательной работы; учебные планы, программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебного кабинета; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления развития педагогической науки; основы

законодательства о труде.

Дополнительно для преподавателя- организатора НВП: Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе», нормативные правовые акты по вопросам воинского учета граждан Республики Казахстан.

Требования к квалификации учителей информатики, музыки, пения, рисования, НВП, трудового обучения, физической культуры, черчения, учителей специальных дисциплин специализированных учебных заведений, учителей предметов вариативной части Базисного учебного плана (валеологии, прикладной экономики, экологии и других):

специалист высшего уровня квалификации без категории:

высшее педагогическое образование или высшее профессиональное образование по соответствующей специальности без предъявления требований к педагогическому стажу;

специалист высшего уровня квалификации второй категории:

высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или высшее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет;

специалист высшего уровня квалификации первой категории:

высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет или высшее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет, или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 2 лет или ученой степени доктора наук и стаж

работы в должности учителя не менее 1 года;

специалист высшего уровня квалификации высшей категории:

высшее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или высшее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 6 лет; или наличие ученой степени кандидата наук и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или ученой степени доктора наук и стаж

работы в должности учителя не менее 2 лет.

специалист среднего уровня квалификации без категории:

среднее педагогическое или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности без предъявления требований к стажу работы;

специалист среднего уровня квалификации второй категории:

среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 3 лет или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет;

специалист среднего уровня квалификации первой категории:

среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 4 лет или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет;

специалист среднего уровня квалификации высшей категории:

среднее педагогическое образование и стаж работы в должности учителя не менее 5 лет или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности и стаж работы в должности учителя не менее 6 лет.

П римечание: должность учителя общеобразовательной школы с общим средним, начальным профессиональным образованием относится на одну категорию ниже должности учителя со средним профессиональным образованием без категории.

Лица, окончившие средние школы с XI педагогическим классом до 1995 года, относятся к специалистам со средним педагогическим образованием.

Одной из основных задач учителя НВП является военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, на основании этого мы рассмотрим принципы ВПВ[23].

Принципы военно-патриотического воспитания.

Основные принципы ВПВ:

I.Принципы идейности, целеустремленности на занятиях необходимо. исходить из идеологии государства

2. Принципы связи воспитания с жизнью, трудом, практикой.

3. Воспитания в коллективе и через коллектив.

4. Уважения к личности учащегося в сочетании с требовательностью.

5. Принципы опоры на положительное.

6. Принцип опоры на положительное.

7. Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям ребят.

8. Принцип соответствия воспитания индивидуальным особенностям.

9. Принцип единства воспитательных воздействий согласованности и преемственности в ВПВ.

10. Принцип использование исторического опыта защиты Родины. 10.Принцип соответствия ВПВ учащихся требованиям военной службы.

— единство Казахстанского патриотизма и интернационализма,

— идейность и целеустремленность

— воспитание должно быть связано с жизнью, трудом и практикой построение правового государства

— воспитание в коллективе и через коллектив

— уважение к личности и разумной требовательности

-принципы опоры на положительное

— соответствие процесса воспитания с возрастом и учет индивид.

— единство воспитательных воздействии согласованности и преемственности ВПВ

— использование исторического опыта защиты Родины.

— соответствия ВПВ учащихся требованиям военной службы.

Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям.

Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РК, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина Казахстана, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Профессионально — деятельностное формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально — деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста[24].

Психологическое формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает:

изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах;

профилактику негативных явлений и проявлений адекватного поведения;

снятие психологической напряженности,

формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются:

верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу;

служение интересам народа, самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;

массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества;

воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы;

демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие;

гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания [25].

Методы и формы военно-патриотического воспитания учащихся

Под методами воспитания понимается совокупность способов и приемов педагогического воздействия на учащихся е целях формирования у них сознания и поведения.

По сути своей методы военно-патриотического воспитания есть общие методы воспитания, применяемые в школе с учетом особенностей предмета внеклассной, внешкольной работы по подготовке учащихся к службе в Вооруженных Силах РК.

Применение методов не может быть шаблонным. Главное состоит в том, чтобы каждый преподаватель-организатор НВП глубоко понял, был убежден в необходимости активных методов воспитания. Единство учебно-воспитательного процесса предопределяет важную роль в нем не только методов воспитания, но и методов обучения. Методы обучения осуществляют как обучающую и развивающую функции, так и воспитывающую.

Преподаватель-организатор НВП. определяет содержание занятия в рамках, обусловленных программой предмета, выделяет основные и дополнительные факты, знание которых обеспечивает решение учебных и воспитательных задач: намечает порядок, форму и методику ведения занятия.

а) Метод обучения — основной метод формирования мировоззрения, нравственной морали, применяя который военный руководитель непосредственно влияет на сознание, чувства, волю учащихся, направляет их развитие, добивается превращения норм морали в руководство к действию учащихся во всех условиях учебной, трудовой, а при необходимости и боевой обстановки.

На занятиях по НВП метод обучения широко применяется при усвоении фундаментальных социально-политических понятий, таких как война и ее цели, долг, личная ответственность за защиту Отечества, факторы победы в бою, военная наука, военное искусство, патриотизм и т.д. Метод обучения является ведущим и при формировании основ сознательной воинской дисциплины, воспитании стремления молодежи развивать героические традиции народа, для усиления побуждений к безупречной военной службе, а также других положительных качеств личности.

Обучение осуществляется с помощью разъяснения, доказательства, опровержения, информации, сравнения, практического показа и других форм, приемов, способов;

Разъяснение применяется при ознакомлении с новыми положениями, явлениями, при рассмотрении трудных вопросов содержания, требований и правил военной службы;

При доказательстве используются аргументы, факты, примеры, с помощью которых военрук передает учащимся общественный (войсковой) опыт, устраняет сомнения учеников, утверждает правильную точку зрения. Это требует больших знаний, особой выдержки, четкости в изложении мыслей, умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить веские аргументы, яркие факты, убедительные примеры из опыта войны, трудовых будней, своего личного опыта службы в Вооруженных Силах;

Наряду с убеждением и доказательством словом есть убеждение и доказательство делом, когда личные действия воен.рука, проводимые на занятиях факты сегодняшних трудовых будней свидетельствуют в пользу того или иного положения.

Убеждение делом является сильным приемом формирования целеустремленности ученика, единства слова и дела.

На занятиях могут быть использованы такие формы убеждения учащихся, как рассказ, беседа с классом или отдельным учеником, выступления, доклады, инструктажи, ответы на вопросы учащихся, военная и военно — техническая информация, убеждение примером.

Информация должна быть строго научна и фактически точна. Не следует увлекаться назиданиями и нравоучениями. Важно стремиться на основе ярких и точных фактов активизировать мышление учащихся, вовлечь их в сопереживание и деятельность[26].

б) )Метод примера.

В основе этого метода лежит, прежде всего, склонность людей сознательно следовать положительному образу.

Воздействие на школьника ярких примеров героизма и мужества, проявленных при защите Родины, выполнении интернационального долга, вызывает желание следовать этим примерам в собственной жизни.

Использование примера как побуждения к подражанию может быть осуществлено не только в связи с самым высоким образцом героизма и доблести. Если кто-либо из учащихся добивается заметных успехов в учебе, его надо поставить в пример. Этот прием основан на близком и понятном для всех образце и потому, эффективен.

Особо важно показать положительные мотивы и цели деятельности героя.

Положительный пример представляет собой мощное средство, побуждающее учащихся к соревнованию с целью достижения высоких показателей в учебе и дисциплине вообще.

Приводя пример мужества, героизма, необходимо показать общественную ценность подвига героя, то, как он способствовал выполнению общей боевой задачи подразделения.

Примеры должны наталкивать учащихся на глубокие самостоятельные раздумья, помогать им выработать положительные нравственные идеалы, воспитывать способность и внутреннюю готовность к самоотверженным действиям.

в) Метод упражнения в обучении и воспитании заключается в систематическом повторении учениками определенных действий и поступков, в результате чего у них формируются нужные навыки, привычки, совершенствует мышление, развивает воображение, закрепляются волевые и другие качества.

Полезно многократно поручать учащимся сначала простые, а затем более сложные задания; разработать короткие доклады, выступления на военную тему, подготовить наглядные пособия для занятий, организовать и провести внеклассные мероприятия (занятия кружков, соревнования, смотры, тренировки).

г) Метод поощрения применяется, когда необходимо поддержать и усилить положительные мотивы и побуждения, активизировать их проявления в поведении ученика, развить его уверенность в своих силах, повысить ответственность и стремление добиваться новых успехов.

Поощрять следует не за выполнение элементарных обязанностей, а за осуществление относительно сложных заданий.

Формами поощрения могут быть похвала, благодарность, помещение фотографии на доске почета и т. д.

д) Метод принуждения применяется, когда в воспитательных целях необходимо осудить действия и поступки ученика, противоречивающие нормам морали и дисциплины, а также побудить того или иного старшеклассника к выполнению требования вопреки его нежеланию. Всякое наказание и принуждение должно целесообразно сочетаться с методом убеждения и строится на его основе.

Только тогда, когда все другие методы воздействия исчерпаны и не дали желаемого результата, прибегают к принуждению.

Иногда достаточно ограничиться просто замечаниями, напоминанием, предупреждениям

Запрещение, осуждение поступка ученика общественностью, коллективом или выговор (взыскание) являются крайними мерами.

Взыскание должно быть своевременным и гласным. Нельзя применять принуждение в состоянии раздражения или угрожать ученику наказанием[27].

Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса. Они также используются в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д.

Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.). Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.

Это интересно:

  • С какой суммы берутся алименты у безработного Алименты с неработающего отца на ребенка в 2018 году Когда мы говорим о взыскании алиментов, мы подразумеваем отчисление определенной денежной суммы из заработка плательщика. И вопрос о взыскании алиментов с безработного […]
  • Ст 319 коап рф Оскорбление представителя власти по ст. 319 УК РФ: термины и специфика Далеко не всем людям подвластно искусство цивилизованного общения. Во многих случаях люди оказываются не в состоянии справиться с эмоциями или просто […]
  • Нужна ли печать ип беларусь Изготовление печатей, штампов в Минске Контакты: +375 29 677-47-16 +375 33 661-38-77 +375 29 677-47-16 +375 17 295-14-53 +375 17 296-08-92 Надо ли печать индивидуальному предпринимателю (ИП) и как ее заказать Надо […]
  • Судебный пристав на югорском проезде Бабушкинский ОСП Москвы – Москва, отдел судебных приставов Федеральная служба судебных приставов РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, […]
  • Заявление об отказе от страховки по кредиту образец сетелем Заявление об отказе от страховки по кредиту образец сетелем Каждый раз, оформляя кредит, заёмщик сталкивается с необходимостью приобретения страхового полиса, а бывает, что и не одного. Банк как кредитная организация стремится […]
  • Основа правового государства права и свободы человека Конституционное право России Учебники для вузов 3.2.6. Правовое государство Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является […]
  • Жена не выполняет супружеский долг Почему жена не хочет близости с мужем К сожалению, многие супружеские пары сталкиваются с трудностями в интимной жизни, и некоторые мужья жалуются на то, что их жены совершенно нетемпераментны. И все же, важно отметить, что это […]
  • Митинги коап Госдума ужесточает наказания за незаконные митинги вопреки критике КС Санкции за незаконные акции протеста будут еще жестче: организаторам будет грозить уголовная ответственность – хотя Конституционный суд уже корил депутатов […]