Трудовой кодекс рф от 01012014

Вопрос: В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс с 01.01.2014 года прошу Вас дать разъяснения по следующим вопросам: Подлежат ли отмене ранее установленные льготы работникам с вредными условиями труда (1 степени по ст. 117 ТК РФ и 1, 2 степени — по ст. 92 ТК РФ) в связи с внесением изменений с 01.01.2014 года в статьи 92 и 117 Трудового кодекса РФ? С какой даты организация должна отменить вышеуказанные льготы, с учётом необходимости проведения уведомительной процедуры за 2 месяца до внесения изменений в трудовой договор с работниками в соответствии с. (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс с 01.01.2014 года прошу Вас дать разъяснения по следующим вопросам: 1. Подлежат ли отмене ранее установленные льготы работникам с вредными условиями труда (1 степени по ст. 117 ТК РФ и 1, 2 степени — по ст. 92 ТК РФ) в связи с внесением изменений с 01.01.2014 года в статьи 92 и 117 Трудового кодекса РФ? 2. С какой даты организация должна отменить вышеуказанные льготы, с учётом необходимости проведения уведомительной процедуры за 2 месяца до внесения изменений в трудовой договор с работниками в соответствии с действующим законодательством? 3. Каков порядок применения положения п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О специальной оценке условий труда» о сохранении прежних льгот, поскольку, в случае необходимости сохранения установленных льгот ранее принятым работникам и неприменение их в отношении вновь принимаемых, влечёт за собой недопустимые трудовым законодательством дискриминационные условия работы по отношению к работникам на аналогичных должностях?

Если условия труда работников на рабочем месте не изменились, то льготы не подлежат отмене.

Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест сохраняется в течение 5 лет с момента окончания такой аттестации за исключением внеплановой оценки условий труда.

Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно ч. 1 ст. 17 вышеназванного Федерального закона внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 настоящей статьи случаев.

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Памятка по вопросам легализации трудовых отношений

Основание: Федеральный закон от 28.12.20013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее − Закон № 421-ФЗ).

Закон № 421-ФЗ отражает кардинально изменившееся отношение законодателя к вопросам «нелегальной», «неформальной» занятости.

Фактически с 01 января 2014 года введен запрет на заключение с гражданами гражданско-правовых договоров вместо трудовых.

В Трудовой кодекс Российской Федерации (далее − ТК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее − КоАП РФ) внесены нормы, призванные побудить работодателей отказаться от необоснованного заключения гражданско-правовых договоров, значительно увеличивающие риски и ответственность работодателей за не заключение трудовых договоров. Так, статьей 12 Закона № 421-ФЗ в ТК РФ с 01.01.2014 внесены следующие основные изменения:

— часть 4 ст.11 ТК РФ предусматривает возможность признания трудовыми отношениями отношения, возникшие на основании гражданско-правового договора;

— статья 15 ТК РФ дополнена частью второй:

«Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается»;

— статья 16 ТК РФ дополнена частью четвертой:

«Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.»;

— введена новая статья 19.1 ТК РФ (трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями) следующего содержания:

«Признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

лицом, использующим личный труд и являющегося заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;

судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

В случае прекращения отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, признание этих отношений трудовыми отношениями осуществляется судом. Физическое лицо, являвшееся исполнителем по указанному договору, вправе обратиться в суд за признанием этих отношений трудовыми отношениями в порядке и в сроки, которые предусмотрены для рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном частями первой — третьей настоящей статьи, были признаны трудовыми отношениями, такие трудовые отношения между работником и работодателем считаются возникшими со дня фактического допущения физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, к исполнению предусмотренных указанным договором обязанностей»;

− введена новая статья 67.1 ТК РФ (последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом) следующего содержания: «Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).

Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами»;

С 01.01.2015 года вступила в силу новая редакция статьи 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права). Статья разделена на 5 частей, содержащих разные составы и санкции, а именно:

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ — влечет предупреждение или наложение административного штрафа

− на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;

− на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, − от 1000 до 5000 рублей;

− на юридических лиц — от 30000 до 50000 рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа

— на граждан — от 3000 до 5000 рублей;

— на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей;

— на ИП — от 5000 до 10000 рублей;

— на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет;

— на ИП — от 10000 до 20000 рублей;

— на юридических лиц — от 50000 до 70000 рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа

— на граждан — 5000 рублей;

— на должностных лиц — дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет;

— на ИПБОЮЛ — от 30000 до 40000 рублей;

— на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

Кроме этого, работодателям следует учитывать, что в ходе проверок соблюдения трудового законодательства и, в том числе, поверок по вопросам легализации трудовых отношений могут быть выявлены нарушения нормативных требований по охране труда, а с 01.01.2014 кроме вышеуказанной статьи 5.27 КоАП РФ вступает в силу новая статья 5.27.1 (нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации), состоящая также из 5-ти частей и устанавливающая следующие виды и размеры административной ответственности:

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

— на должностных лиц в размере — от 2000 до 5000 рублей;

— на ИПБОЮЛ — от 2000 до 5000 рублей;

— на юридических лиц — от 50000 до 80000 рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа

— на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;

— на ИПБОЮЛ — от 5000 до 10000 рублей;

— на юридических лиц — от 60000 до 80000 рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний: — влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц — от 15000 до 25000 рублей;

— на ИПБОЮЛ — от 15000 до 25000 рублей;

— на юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты — влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей;

— на ИПБОЮЛ — от 20000 до 30000 рублей;

— на юридических лиц — от 130000 до 150000 рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа

— на должностных лиц — от 30000 до 40000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет;

— на ИПБОЮЛ — от 30000 до 40000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно ч.6 ст.360 ТК РФ, государственная инспекция труда вправе выдавать работодателям предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

При этом работодателям необходимо учитывать, что административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний с 01.01.2015 значительно возрастает.

Так, статья 19.5 КоАП РФ дополнена частью 23, согласно которой:

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, влечет наложение административного штрафа — на должностных лиц — от 30000 до 50000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет;

— на ИПБОЮЛ — от 30000 до 50000 рублей;

— на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

29.05.2015 17:52:02, 934 просмотра.

Для слабовидящих

РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

07.09.2018г. перечислены в полном объеме денежные средства, поступившие из Минтруда области, для выплаты компенсации взносов за капитальный ремонт отдельным категориям граждан за сентябрь текущего года в ПАО «Сбербанк России» 884 получателям на сумму 156,8 тыс. руб.

10.09.2018г. перечислены в полном объеме денежные средства, поступившие из Минтруда области, для выплаты компенсации взносов за капитальный ремонт отдельным категориям граждан за сентябрь текущего года в УФПС РО – филиала ФГУП «Почта России» 765 получателям на сумму 146,0 тыс. руб.

10.09.2018г. в ПАО «Сбербанк России» перечислены в полном объеме денежные средства, поступившие из Минтруда области, для осуществления выплаты за сентябрь текущего года:

Кодексы и законы Российской Федерации

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • от 24.07.2002 N 95-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 14.06.2002
  • действующая редакция от 03.11.2013

БК РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации

  • от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 17 июля 1998 года
  • действующая редакция от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

ВК РФ — Водный кодекс Российской Федерации

  • от 03.06.2006 N 74-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 12 апреля 2006 года
  • действующая редакция от 28.12.2013

Воздушный кодекс — Воздушный кодекс Российской Федерации

  • от 19.03.1997 N 60-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 19 февраля 1997 года
  • действующая редакция от 02.07.2013 (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации — часть вторая

  • от 26.01.1996 N 14-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 22 декабря 1995 года
  • действующая редакция от 28.12.2013

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации — часть первая

  • от 30.11.1994 N 51-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 года
  • действующая редакция от 02.11.2013

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации — часть третья

  • от 26.11.2001 N 146-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 1 ноября 2001 года
  • действующая редакция от 28.12.2013

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации — часть четвертая

  • от 18.12.2006 N 230-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 24 ноября 2006 года
  • действующая редакция от 23.07.2013 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • от 14.11.2002 N 138-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 23 октября 2002 года
  • действующая редакция от 28.12.2013

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации

  • от 29.12.2004 N 188-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 22 декабря 2004 года
  • действующая редакция от 28.12.2013

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации

  • от 25.10.2001 N 136-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 28 сентября 2001 года
  • действующая редакция от 28.12.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

  • от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 года
  • действующая редакция от 03.02.2014, с изм. от 25.02.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014)

ЛК РФ — Лесной кодекс Российской Федерации

  • от 04.12.2006 N 200-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 8 ноября 2006 года
  • действующая редакция от 28.12.2013 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014)

НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть 1)

  • от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 16.07.1998
  • действующая редакция от 01.01.2014

НК РФ — Налоговый кодекс РФ (часть 2)

  • от 05.08.2000 N 117-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 19.07.2000
  • действующая редакция от 30.01.2014

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации

  • от 29.12.1995 N 223-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 года
  • действующая редакция от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014

Таможенный кодекс ТС — Таможенный кодекс Таможенного союза

  • приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17
  • действующая редакция от 16.04.2010

ТК РФ — Трудовой кодекс РФ

  • от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
  • принят ГД ФС РФ 21.12.2001
  • действующая редакция от 01.01.2014

УИК РФ — Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

  • от 08.01.1997 N 1-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 18 декабря 1996 года
  • действующая редакция от 03.02.2014

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

  • от 18.12.2001 N 174-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 22 ноября 2001 года
  • действующая редакция от 03.02.2014 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014)

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

  • от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  • принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 года
  • действующая редакция от 03.02.2014

Комментарии к СТ 6 ТК РФ

Статья 6 ТК РФ. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

1. Трудовое законодательство — предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному закону. В случае такого противоречия действует федеральный закон.

Эти исходные конституционные положения конкретизированы в комментируемой статье. Кодекс в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Это разграничение осуществляется путем перечня полномочий, которые закреплены только за федеральными органами государственной власти, а также определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

2. Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный ТК РФ, имеет исчерпывающий характер. В него включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории Российской Федерации. Этот перечень начинается с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по установлению основных направлений государственной политики в сфере труда. Одним из проявлений такой политики являются федеральные целевые программы, которые определяют основные направления реализации задач по улучшению содействия занятости населения, условий труда, социальной защиты граждан, а также государственные органы и общественные объединения, призванные выполнять эти задачи, объемы и источники финансирования программ. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015 была утверждена Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 — 2005 годы)», в которой наряду с другими ставились задачи обеспечить занятость молодежи, снизить уровень безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних, роста деловой активности молодежи. Выполнение этой Программы финансируется за счет средств федерального бюджета.

Важную роль в повышении уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска сыграла Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 — 2000 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.1997 N 1409. В соответствии с этой Программой, продленной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 N 28 на 2001 г., были приняты Федеральные законы о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о порядке расследования несчастных случаев на производстве и др.

3. Трудовой кодекс закрепляет за федеральными органами государственной власти право устанавливать основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Основы — базовые понятия, концептуальные положения трудового законодательства, определяющие сферу их действия, стороны трудовых отношений, правовые принципы, конкретизируемые в нормах, составляющих содержание различных правовых институтов. Основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений составляют и иные принципиальные положения трудового законодательства: о запрещении дискриминации в сфере труда; запрещении принудительного труда; видах нормативных правовых актов, относящихся к источникам трудового права, и их иерархии по отношению друг к другу.

4. Закрепление в федеральных законах и иных нормативных правовых актах гарантированного государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников является важным средством социальной защиты граждан. К таким гарантиям относятся минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, различные выплаты при осуществлении трудовых обязанностей в условиях, отличных от нормальных (оплата при работе в выходные и нерабочие праздничные дни — не менее чем в двойном размере; оплата за сверхурочную работу — за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере и др.). С 01.01.2014 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 руб. в месяц. Любой работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени, не может получать меньше МРОТ. Не может быть снижена и минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска — 28 календарных дней (см. коммент. к ст. 115).

Установленные на федеральном уровне трудовые права и социальные гарантии могут быть расширены органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительное финансирование, требуемое для установления таких прав и гарантий, осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Такой вывод последовательно осуществляется на практике. Он был также подчеркнут Конституционным Судом РФ в Постановлении от 05.04.2013 N 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Совета депутатов».

5. Статья 6 к числу положений в сфере труда, закрепленных за федеральными органами государственной власти, относит порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Этот порядок необходим, учитывая значение трудовых договоров в реализации прав и законных интересов как работников, так и работодателей. Заключение трудового договора связано с реализацией права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Изменение трудового договора базируется на договорном принципе установления его содержания, которое не может трактоваться по-разному в зависимости от того, на территории какого субъекта РФ возникло трудовое отношение между работником и работодателем. Расторжение трудового договора, как правило, — акт взаимного согласия или решение одной из сторон, осуществляемое в соответствии с законом.

6. Переход к рыночным отношениям определил значение социального партнерства как механизма, помогающего находить решения с учетом интересов и работников, и работодателей. Основы социального партнерства — предмет ведения федеральных органов государственной власти. К ним относятся основные принципы социального партнерства, стороны, система, формы и органы социального партнерства (см. коммент. к статьям гл. 3 — 5).

До принятия ТК в системе нормативных правовых актов, определяющих правовую базу социального партнерства, ведущее место занимал Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях». В настоящее время этот Закон утратил силу, а порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, а также контроль за их выполнением, ответственность сторон социального партнерства регулируются Кодексом (см. коммент. к статьям гл. 6 — 8).

7. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, закреплено в ст. 37 Конституции РФ. Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров предусмотрен ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в соответствии с гл. 60 ТК РФ, где указывается, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Эта глава определяет понятие индивидуального трудового спора, порядок его рассмотрения, образования комиссий по трудовым спорам, их компетенцию, а также иные вопросы, относящиеся к комиссиям по трудовым спорам. Отдельные положения гл. 60 ТК относятся к рассмотрению индивидуальных трудовых споров в судах (см. коммент. к статьям гл. 60).

Коллективные трудовые споры разрешаются по правилам гл. 61 ТК РФ, которая предусматривает порядок выдвижения требований работников и их представителей, примирительные процедуры, условия реализаций права на забастовку, гарантии и правовое положение работников в связи с ее проведением, а также их ответственность за незаконные забастовки.

8. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений относится установление принципов и порядка осуществления федерального надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль.

Органами государственного надзора и контроля являются федеральная инспекция труда, осуществляющая федеральный надзор и контроль за соблюдением в организациях законов и иных нормативных правовых актов о труде, и иные специальные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (Ростехнадзор), за соблюдением организациями гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил (Госсанэпиднадзор). Полномочия этих органов и возложенные на них обязанности определяются гл. 57 ТК (см. коммент. к ее статьям) и положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Правительством РФ.

9. Федеральные органы государственной власти устанавливают единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд. В настоящее время действуют: Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967; статьи ТК РФ, регулирующие вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве (ст. ст. 227 — 231).

10. Условия труда, производственные объекты должны соответствовать требованиям по охране труда. Эти требования обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Нормативные правовые акты, определяющие систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным в Российской Федерации государственным нормативным требованиям охраны труда, принимаются федеральными органами государственной власти. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399.

С 01.04.2011 действует новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Аттестация проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким органом в настоящее время является Министерство труда и социальной защиты РФ.

11. С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому Закону вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда, цель которой установить классы (подклассы) условий труда на рабочих местах и, соответственно, разработать и реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, обеспечение их средствами индивидуальной защиты, организацию предварительных и периодических медицинских осмотров, установление работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Специальная оценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет организациями, в уставе которых в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности указано проведение специальной оценки условий труда.

В такой организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, а также необходимо иметь в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию для проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

12. Ответственность по трудовому праву — меры принуждения, применяемые к сторонам трудового договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Материальная ответственность (в отличие от имущественной ответственности по гражданскому законодательству) производится путем удержания из заработной платы — во многих случаях единственного источника материального обеспечения работника. Поэтому гарантией, способствующей устранению ошибок в этой сфере, является установление общих правил, в соответствии с которыми привлекаются работники к ответственности. Эти правила, включая условия материальной ответственности, содержатся в ТК и иных федеральных законах.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, регулируется ст. ст. 238 — 250 ТК (см. коммент. к ним).

Материальная ответственность работодателя перед работником за ущерб, причиненный его имуществу, за задержку заработной платы предусмотрена ст. ст. 235, 236 ТК РФ.

Вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью работника вследствие несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им трудовых обязанностей, регулируются федеральным законом. Трудовой кодекс содержит лишь отсылочную норму по возмещению вреда, причиненного здоровью работника (ст. 219). Законом, определяющим виды, объемы и условия обеспечения работников, является Закон о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Одна из характерных особенностей этого Закона — замена гражданско-правовой защиты работников социальной защитой в форме обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Преимущества обязательного социального страхования перед гражданско-правовым институтом возмещения вреда заключаются в следующем. Во-первых, расходы по обеспечению пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний распределяются более или менее равномерно между всеми работодателями; образуемый из их страховых отчислений централизованный страховой фонд должен стать более надежной финансовой основой для удовлетворения требований работников о возмещении причиненного вреда. Во-вторых, материальную ответственность за обеспечение доходов пострадавших на производстве (их иждивенцев) берет на себя государство в лице государственной страховой организации — Фонда социального страхования РФ. В-третьих, выплата страхового возмещения производится независимо от наличия вины работодателя (по принципу профессионального риска).

13. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений включают в себя установление видов дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения предусмотрены ТК и федеральными законами, уставами и положениями. Перечень этих взысканий имеет исчерпывающий характер. Общими видами дисциплинарных взысканий, применяемых к большинству работников, являются взыскания, содержащиеся в ТК РФ. Все иные нормативные правовые акты предусматривают дисциплинарные взыскания, применяемые к отдельным категориям работников. Так, к государственным гражданским служащим применяются взыскания, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе. Дисциплинарные уставы утверждаются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Они, как правило, действуют в тех отраслях экономики, видах деятельности, где от работников требуется особо ответственное отношение к выполняемым ими обязанностям. К таким нормативным правовым актам относятся: Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396; Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 N 744. Положения о дисциплине утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, все виды дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам железнодорожного транспорта, предусмотрены в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621.

14. Для формирования бюджета по показателям, относящимся к сфере труда и охраны труда, для установления прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, принятия иных социальных законов применяются статистические данные по вопросам труда и охраны труда. Трудовой кодекс относит установление таких данных к полномочиям федерального органа государственной власти. Этим органом являлся Государственный комитет РФ по статистике (в настоящее время — Федеральная служба государственной статистики). Этот Комитет утверждал также формы учета, имеющие важное значение для организации труда и производства. Так, Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Они состоят из документов по учету кадров и документов по учету использования рабочего времени и по учету расчетов с персоналом по оплате труда. Первые из них, к которым относятся штатное расписание, приказы о приеме на работу, о переводе работника на другую работу и о прекращении действия трудового договора, распространяются на юридические лица всех форм собственности. Вторые — табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы — применяются ко всем юридическим лицам, кроме бюджетных учреждений.

15. Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный комментируемой статьей, завершается полномочиями по установлению особенностей правового регулирования трудовых отношений. Эти полномочия отражают общую тенденцию развития трудового законодательства, которое наряду с нормами, распространяемыми на всех работников, содержит положения, предусматривающие дифференциацию условий труда отдельных категорий работников. При такой дифференциации учитываются особенности выполняемой работы, обеспечивающей исполнение полномочий государственных органов (Закон о государственной гражданской службе), природно-климатические условия (Закон о Крайнем Севере), профессиональные особенности (Закон о железнодорожном транспорте), специфика трудовой функции — труд руководителя организации (Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и иные особенности. Комментируемый ТК содержит разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», который значительно расширяет (по сравнению с ранее действовавшим КЗоТ) круг лиц, на которых распространяются дифференцированные нормы трудового законодательства.

16. В ч. 2 комментируемой статьи названы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор — полномочия федеральных органов государственной власти. Вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов РФ. Второй фактор — нерешенность вопросов, относящихся к трудовым и связанным с ними отношениям, на федеральном уровне. В этом случае такие вопросы могут быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Их срок действия — до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ прекращает свое действие.

Это интересно:

  • Закон об архитектурной деятельности статья 12 Закон РБ Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь ГЛАВА 1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 2ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРНОЙ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ И […]
  • Жена не дает видеться с ребенком что делать Что делать, если бывшая жена не дает видеться с моим ребенком? Здравствуйте. Жена после развода не дает видится с ребенком. Говорит что у него есть новый папа . Что делать в данной ситуации ? Ответы юристов (3) Добрый вечер, […]
  • Где можно восстановить водительские права Как восстановить водительское удостоверение в другом городе, если нет временной регистрации? Добрый день! Могу ли я восстановить водительское удостоверение в Москве, если прописка у меня в Омске? Временной регистрации нет. Права […]
  • Жилищный кодекс ст 223 Жилищный кодекс ст 223 Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору 1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с […]
  • Бесплатная юридическая консультация в хмао Как рассчитать налог на квартиру? С 1 января 2015г. в России кардинально изменился налог на имущество. В НК введена целая новая глава о новом налоге на квартиры, комнаты, на дачи, особняки, творческие мастерские и даже […]
  • Сдача крови статья тк рф Сдача крови статья тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Земельный участок под строительство дома с чего начать Купили участок, что дальше? Вы купили участок, оформили документы, но не знаете куда двигаться дальше, с чего начинать. В рамках этой статьи мы сформируем план, который поможет сделать первые шаги и не допустить ошибок. Сверить […]
  • Адвокат власенко и его жена Адвокат власенко и его жена Не так давно достоянием общественности и самой обсуждаемой темой украинского бомонда стал скандальный развод самой, пожалуй, яркой светской пары: БЮТовского депутата, заслуженного юриста Украины […]