Трудовой кодекс это фкз

Комментарий к статье 5 трудового кодекса

1. Комментируемая статья посвящена источникам трудового права. В ней не содержится понятия трудового законодательства, а только указывается, что регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Под иными актами следует понимать нормативные правовые акты, не относящиеся по своей отраслевой принадлежности к трудовому праву, но которые содержат правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который, хотя не является в целом законом о труде, содержит ст. ст. 25 и 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.
Следует отметить, что действующий Кодекс во многих отсылочных статьях содержит указание не на законодательство, которое рассматривалось прежним Кодексом как законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, включая законы, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.
2. Регулирование трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется во многих случаях законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.
3. Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами. Принятие таких законов предусмотрено Конституцией РФ. Одним из них является Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из действующих законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» предусматривает на период действия чрезвычайного положения возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.
4. Среди федеральных законов о труде основополагающим законом является Трудовой кодекс, вступивший в действие с 1 февраля 2002 г.
Этот Кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Трудовой кодекс имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.
Кодекс впервые устанавливает механизм, способствующий соблюдению положения о приоритете Трудового кодекса перед иными федеральными законами. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего Трудовому кодексу. Такой федеральный закон применяется, если внесены соответствующие изменения и дополнения в Трудовой кодекс.

КонсультантПлюс: примечание.
Указ Президента РФ от 04.05.1994 N 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 05.05.2000 N 799 «О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации по вопросам охраны труда в Российской Федерации».

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений. См., например, Указ Президента РФ от 4 мая 1994 г. N 850 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» (СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 78), предусматривающий, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляются Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда Российской Федерации и подведомственными ей государственными инспекциями труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов. С помощью указов Президента РФ оперативно решаются вопросы, нуждающиеся в законодательном регулировании. В последующем эти вопросы должны быть урегулированы законом. См. Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности» с изм. на 31 июля 2002 г. (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1259; 2002. N 31. Ст. 3064), где подчеркивается, что новый размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается в целях упорядочения условий обеспечения работающих граждан пособиями по временной нетрудоспособности и впредь до принятия соответствующего федерального закона.
6. В систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных законом. Так, Законом об охране труда предусматривалось, что Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. В соответствии с этим Законом Правительство РФ Постановлением от 28 января 2000 г. N 78 утвердило Положение о федеральной инспекции труда с изм. на 8 января 2003 г. (СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 760; 2003. N 2. Ст. 187).
7. Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минтруда России. Постановления, принимаемые Минтрудом России, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. С помощью постановлений Минтруда России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минтруд России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение министерству. До принятия Трудового кодекса такие постановления издавались Минтрудом России по вопросу исчисления среднего заработка.
8. Положения комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются как актами федерального уровня, так и актами субъектов Федерации. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 Кодекса (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.
Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Эти законы и иные нормативные правовые акты не должны противоречить Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
9. В системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Акты органов местного самоуправления определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего органа местного самоуправления, или регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.
Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления и локальных нормативных актов о труде. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
10. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.
Верховный Суд РФ неоднократно признавал недействительными те или иные правовые нормы по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан. Так, Верховный Суд РФ, основываясь на том, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 «О работе по совместительству», который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.
11. Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.

Законы трудового права

Вернуться назад на Трудовое право

Основной группой источников правового регулирования в сфере труда являются законодательные акты. К ним относятся: Конституция РФ. ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Конституция РФ как источник трудового права. Базовым источником трудового права, безусловно, является Конституция РФ — Основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и являющийся фундаментом для развития всех отраслей российского права. В Конституции РФ к трудовому праву относятся как некоторые общие нормы (используемые, в том числе и при регулировании не только трудовых, но и иных отношений), так и специальные нормы, непосредственно относящиеся к сфере действия трудового права.

К общим нормам можно, в частности, отнести нормы, закрепленные:

— в ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство всех граждан перед законом и судом и гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пала, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.;
— в ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина (а значит, и трудовые права) являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
— в ст. 30. предусматривающей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
— в ст. 7, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 указанной статьи).

К специальным нормам, закрепленным в Конституции, можно отнести положения ст. 37, согласно которой труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одним из основополагающих конституционных принципов в этой статье провозглашен запрет на принудительный труд. Здесь же установлены: право каждого работника на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Помимо этого, указанной статьей признается право на трудовые споры, в том числе и на использование крайнего способа их разрешения — забастовки. Работающим по трудовому договору гарантируется законодательно установленная продолжительность рабочего времени, предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Ряд норм трудового законодательства содержится и в федеральных конституционных законах. Например, Федеральный конституционный закон № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» устанавливает запрет на проведение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. II); предусматривает отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей (ст. 13).

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, данный Закон предусматривает возможность мобилизации трудоспособного населения при обязательном соблюдении требований охраны труда и гарантированной оплате труда (ст. 13, 29). Другой пример. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» уполномочивает Правительство РФ принимать меры по реализации трудовых прав граждан (ст. 16) и др.

По своей юридической природе кодексы представляют систематизированные своды законов в той или иной отрасли права. Таким образом, казалось бы, по юридической силе кодекс федерального уровня ничем не дал жен отличаться от других федеральных законов. Между тем ст. 5 ТК РФ провозглашает приоритет положений ТК РФ перед другими нормами федеральных законодательных актов. Такое положение не совсем оправданно с точки зрения общей теории права.

Однако исходя из принципа «dura lex, sed lex» (закон суров, но это закон) следует понимать, что нормы трудового права содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречия, возникающего между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, этот федеральный закон может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

Кроме того, следует иметь в виду разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, установленное ТК РФ (ст. 6). Так, к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ законов и иных нормативных правовых актов.

— основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений;
— основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
— обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам; порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
— основы социального партнерства; порядок разрешения трудовых споров; порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства;
— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, привлечения к материальной ответственности сторон трудового договора и др.

Иные федеральные законы.

К таким законам, содержащим нормы трудового права, можно отнести, например, следующие:

законы РФ — № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», устанавливающий особенности трудовых отношений в потребительских обществах и их союзах (ст. 6); № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», провозглашающий гарантии государства в реализации права граждан на труд (ст. 12); № 4693-1 «О минимальном размере оплаты труда»; № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», регламентирующий порядок привлечения осужденных к труду (ст. 17);
федеральные законы № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях (ст. 13) и устанавливает статус иностранного работника (ст. 2) и др.

На уровне субъектов РФ принимаются законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права только по тем вопросам, которые не отнесены к ведению федеральных органов государственной власти. При этом если предусматривается более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, он обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права противоречит ТК РФ или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, он не должен применяться.

На это нацелена и судебная практика. Так, решением Московского городского суда № 3-250/2002 признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон города Москвы № 69 «О городском минимуме оплаты труда»» в связи с тем, что установление минимума размера оплаты труда отнесено к компетенции РФ.

Несмотря на то, что трудовое законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72), в субъектах РФ эта отрасль российского законодательства, как отмечают некоторые авторы, развивается замедленными темпами. Тем не менее, органы законодательной власти субъектов РФ широко используют полномочия по принятию региональных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения. Законы субъектов РФ, как правило, регулируют трудовые отношения, связанные с государственной гражданской службой, вопросами социального партнерства и деятельностью профессиональных союзов и др.

Так были приняты следующие законы: № 206-3 «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан»; № 252-3 «Об органах социального партнерства в Республике Башкортостан»; в Республике Мордовия — законы: № 22-3 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; № 43-3 «О защите трудовых прав граждан на территории Республики Мордовия»; в Свердловской области —№ 26-ОЗ «О государственной гражданской службе Свердловской области»; № 33-ОЗ «О правах профессиональных союзов и гарантиях их деятельности в Свердловской области»; в Московской области —№ 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области»; № 15/99-ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области».

В законодательстве субъектов РФ встречаются примеры принятия трудовых кодексов. Например, в Башкортостане был принят Трудовой кодекс ВС-26/18, который, несмотря на критические баталии вокруг него, просуществовал в течение достаточно длительного периода времени, вплоть до принятия закона. Закон Республики Башкортостан № 196-З «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, регулирующих трудовые отношения»., который признал его утратившим силу. Отмена регионального трудового кодекса вполне логична, ибо принятие такого системного законодательного акта приводит к неизбежному дублированию федерального законодательства.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Федеральный конституционный закон от 01.07.2017 N 2-ФКЗ «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О военном положении»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ»

23 июня 2017 года

28 июня 2017 года

Внести в главу II Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 375) изменение, дополнив ее статьей 10.1 следующего содержания:

«Статья 10.1. Ведение территориальной обороны

На территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом мер, применяемых в период действия военного положения, ведется территориальная оборона.».

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

1 июля 2017 года

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

«О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия»

«Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»

«О проведении Года России в Японии и Года Японии в России»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

«Об утверждении перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации»

«О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (вместе с «Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях», «Правилами предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольс

«Об утверждении перечня международных спортивных, культурных, научных и деловых массовых мероприятий и сроки пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с участием в таких мероприятиях»

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации

«Основные вопросы, возникающие при прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы после 01.08.2018, и их правовая регламентация в связи с принятием Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

«Разъяснения по предоставлению субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку туроператоров»

«Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц за август 2018 года»

Федеральные законы Российской Федерации

1) Конституция Российской Федерации

2) Гражданский кодекс Российской Федерации

3) Трудовой кодекс Российской Федерации

4) Жилищный кодекс Российской Федерации

5) Налоговый кодекс Российской Федерации

6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

7) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

8) Градостроительный кодекс Российской Федерации

9) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»

10) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»

11) Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»

12) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I

13) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

14) Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

15) Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

16) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

17) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

18) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

19) Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

20) Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

21) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

22) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

23) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

24) Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»

25) Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

26) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»

27) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

28) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

29) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

30) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

31) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

32) Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»

33) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

34) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

35) Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»

36) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»

37) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

38) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании»

39) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

40) Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

41) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

42) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг»

43) Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

44) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

1. Комментируемая статья с достаточной полнотой охватывает источники трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, которое включает ТК, иные федеральные законы, законы субъектов РФ.

Таким образом, Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. В соответствии с этим к источникам трудового права относится Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который, не являясь в целом законом о труде, содержит нормы, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта (ст. 25 и 26).

В новой редакции ст. 5 понятие трудового законодательства соответствует отсылочным статьям ТК, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала ТК и всех иных нормативных правовых актов о труде. Так, во многих случаях эти отношения регулируются законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Данная статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

Помимо Конституции РФ содержание норм трудового законодательства определяется федеральными конституционными законами. Это в первую очередь Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении». В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает — на период действия чрезвычайного положения — возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

3. В системе федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ*(17).

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать ТК. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Комментируемая статья впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет ТК. В ней указано, что в случае противоречий между ТК и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего ТК. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в ТК.

4. Указы Президента РФ также относятся к источникам трудового права. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например, Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110*(18)).

5. На следующей ступени в системе иерархии нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, стоят постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных ТК. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы*(19). Постановления Правительства РФ не должны противоречить не только федеральным законам, но и указам Президента РФ.

6. Трудовые отношения регулируются и подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями.

С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России. Подзаконные нормативные правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

7. Нормы комментируемой статьи основаны на п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. комментарий к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Статья 5 содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти правовые акты не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

8. Система нормативных правовых актов о труде включает также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Комментируемая статья устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями — физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

9. В качестве источников трудового права Кодекс выделяет нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя — физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

10. Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали не действующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Приведем следующий пример: Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П*(20) признал ст. 279 ТК (в редакции до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ)*(21), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Как указал Конституционный Суд РФ, выплата компенсации, — необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

Верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, может признать недействительными и другие нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. N ГКПИ2000-1293*(22) признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 «О работе по совместительству»*(23), который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

11. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд обязан руководствоваться правилами международного договора.

Это интересно:

  • Как узнать очередь в программе молодая семья в кургане Порядок использования компенсации за детский сад в 2018 году Не все семьи располагают временем и ресурсами для воспитания ребенка в домашних условиях, а как раз наоборот, в связи с чем многие дети уже после полутора лет начинают […]
  • Заявление судебному приставу о приостановлении исполнительного производства Заявление приставу о приостановлении исполнительного производства Подача заявления приставу о приостановлении исполнительного производства возникает из-за необходимости временного приостановления принудительных мер исполнения […]
  • Часть первая статья 158 Статья 158 часть 1 УК РФ О наказании за кражу, совершенную вменяемым лицом, достигшим возраста 14 лет, говорит статья 158 часть 1 УК РФ. В качестве наказания предусмотрен штраф, обязательные, исправительные или принудительные […]
  • Оформление продажи квартиры в днр Чтобы продать квартиру в Донецке, надо быть реалистом Сегодня продать свою недвижимость на неподконтрольной территории реально, но процесс доставляет хлопот и отбирает деньги. Риелторы из Донецка уверяют, что на любую квартиру […]
  • Что такое дополнительное соглашение к договору подряда ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА Город Москва "__" _____________ 2016 года _____________________________________________________________________ (наименование организации) именуемый в дальнейшем […]
  • Список документов для получения лицензии на образовательную деятельность Правила приeма в Мурманский государственный технический университет на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры в 2018 году Прием на программы бакалавриата и специалитета 1. Общие положения 1. Настоящие […]
  • Неосновательное обогащение фз Статья 1102 ГК РФ. Обязанность возвратить неосновательное обогащение 1. Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица […]
  • Водительские права в россии купить Водительские права в Германии, этап 2, Теоретический экзамен Процедуру подготовки и сбора документов для подтверждения российских водительских прав в Германии мы начали описывать в прошлом посту. Письмо из Ordnungsamt мы ждали […]