Существует дискриминация

Содержание страницы:

Тяга к знаниям. Существует ли гендерная дискриминация в образовании

Существует ли в России дискриминация в сфере занятости в области высшего образования? Базовая статистика дает однозначный ответ на этот вопрос: в России нет видимых свидетельств дискриминации по гендерному признаку. Скорее, наоборот, на уровне как среднего, так и высшего образования мы живем в обществе «победившего феминизма». Причем доля женщин в высшем образовании растет год от года.

Согласно данным демографической статистики, доля женщин среди преподавателей вузов растет непрерывно с 1990-х годов по настоящее время. Например, в 1995 году при общей численности преподавателей в 240 000 женщин было 107 000, или 45%. В 2013-м число преподавателей-женщин в вузах выросло до 168 000 при общей численности ППС в 288 000 (57%).

Как ни парадоксально, в российской высшей школе доля женщин среди преподавателей значительно выше среднемировых значений и страновых (например, страны «большой семерки»). Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, за аналогичный период 1995-2013 годов доля женщин в мире увеличилась с 37,5% до 47%, в странах G7 за аналогичный период — с 34% до 41%. Таким образом, по состоянию на 2013 год Россия опережала среднемировые значения по доле женщин, занятых в области высшего образования, на 10%, страны G7 — сразу на 16%.

На уровне среднего образования мы видим картину «победившего феминизма»: 81% преподавателей в школах — женщины. Это в среднем по стране, в селах и городах с населением менее 100 000 человек — 90% и более процентов. Возникает закономерный вопрос: чем можно объяснить такую тенденцию? Казалось бы, Россия бесконечно далека от западного феминизма и в массовом сознании остается страной скорее патриархальной. Есть два объяснения данному феномену. И оба, как это обычно бывает, лежат в нашей истории.

Главная причина более высокой доли женщин как в образовании, так и в социальной сфере в целом заключается в колоссальных демографических потерях, понесенных нашей страной в период Первой мировой и Гражданской войн. И в особенности в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Уровень потерь в данных конфликтах до сих пор носит дискуссионный характер. За период 1917-1922 годов показатель оценивают в 10-15 млн человек. За период 1941-1945 годов компромиссная оценка составляет 26,6 млн человек. И, естественно, наибольшая часть этих потерь приходится именно на мужское население страны. Таким образом, несколько десятков процентов мужского населения СССР/РСФСР, целые поколения, оказались физически уничтожены.

Поэтому структура занятости в России во многом определяется последствиями нашей истории 1917-1945 годов и в особенности последствиями Второй мировой войны. Естественным путем произошло замещение миллионов рабочих мест, целых секторов экономики именно женщинами. Фактически этот процесс начался уже в ходе самой войны, когда женщины заменяли мужчин в традиционно мужских, промышленных секторах. Поэтому после 1945 года роль женщин в экономике усилилась многократно явочным порядком. Де-факто за счет этого наше общество гораздо более феминистично, чем в западных странах.

Вторая причина более высокой доли женщин в образовании и социальной сфере заключается в идеологии государства «Диктатуры рабочего класса». После 1917 года рабочие и связанные с ними инженерные профессии были официально провозглашены «главными». Рабочий всегда имел более высокий доход, уровень жизни, чем сельский житель, работник колхоза или совхоза. Стать рабочим, а тем более инженером для вчерашнего сельского парня было вершиной мечты. Примерно как в 2000-е годы «уехать в Москву и работать в офисе». Таким образом, «настоящий мужик» шел на завод, в реальный сектор экономики. Оттуда же рекрутировали новые поколения чиновников для государственных и партийных органов.

Нарождающаяся рыночная экономика в 1990-е породила колоссальный спрос на специалистов, способных быстро адаптироваться в условиях рынка. И поэтому вчерашние специалисты бухгалтерского учета, преподаватели экономики, права — почти исключительно женщины — вдруг оказались крайне востребованы и опережали вчерашний класс-гегемон. Соответственно, растущий спрос на высшее образование, в первую очередь в области права, социальных и экономических наук, привел к кратному росту как числа студентов в этих областях, так и преподавателей. В сумме эти два фактора на фоне колоссального роста спроса на высшее образование в 1990-е и 2000-е привели только к увеличению доли женщин в сфере образования.

Безусловно, все это не значит, что в обществе нет гендерных проблем. Одно из главных неформальных правил российского общества — «Сильный всегда прав» — еще никто не отменял. И безусловно, обществу еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем это правило трансформируется во что-то иное, подходящее большей части людей.

Что такое дискриминация — ее виды, основные признаки и как бороться с дискриминацией?

Понимание того, что такое дискриминация, будет полезным для каждого человека, потому как подобное явление затрагивает различные слои населения и социальные группы. Знание признаков дискриминации поможет избежать ущемления свободы слова и возможности выбора.

Дискриминация — что это?

Все чаще можно услышать вопрос, что значит дискриминация? Этот термин обозначает:

  • сознательное ущемление прав и свобод личности;
  • несправедливое отношение к индивиду;
  • лишение возможности выбора или голоса;
  • предвзятость;
  • в некоторых случаях дискриминация может сопровождаться насилием.

Подобное отношение связано с тем, что все население принадлежит к различным социальным группам — они могут различаться по нравственному, физическому, финансовому или гендерному признаку. Их статус предоставляет возможность формировать определенное отношение к ним и в некоторых случаях лишать доступных привилегий. Вопрос дискриминации существует давно, но некоторые ее проблемы до сих пор резко воспринимаются обществом.

Причины дискриминации

Упоминая о том, что такое дискриминация, нужно разобраться в причинах ее появления. Они могут быть следующими:

  • неудачный предыдущий опыт;
  • страх или непонимание какого-либо фактора;
  • личный или общественный эгоизм;
  • несовпадение интересов, взглядов;
  • социальное неравенство, отсутствие доступных возможностей вследствие финансовых или политических особенностей региона;
  • различие внешнего вида или особенности состояния здоровья.

Дискриминация личности может проявляться в различных сферах деятельности общества. Наибольшая распространенность встречается – в семейной жизни, политике и на рабочем месте. Для каждого вида дискриминации могут быть индивидуальные причины:

  1. Могут возникать ограничения в приеме на работу из-за условий труда, сложности или тяжести производства, графика работы.
  2. В семье причинами дискриминации могут стать воспитание детей или ведение домашнего хозяйства.

Признаки дискриминации

Как правило, дискриминацией считается поведение, ограничивающее права и свободу личности. Можно выделить некоторые признаки дискриминации:

  • предвзятое отношение;
  • наличие оскорблений, хамского поведения, унижения и насилия;
  • необоснованный отказ в приеме на работу, в обучении и развитии профессиональных навыков;
  • неуважение чужого мнения, религиозных, политических, нравственных взглядов;
  • преувеличение собственных достижений перед окружающими, принижение чужих достоинств.

Виды дискриминации

Одна из острых мировых проблем – дискриминация, и ее виды могут быть следующими:

  1. Неофициальная или законодательно обоснованная.
  2. Прямая или косвенная.
  3. По виду деятельности и сфере проявления: на работе, в семье, в политической жизни.
  4. По признакам той социальной группы, к которой она применима:
  • половая дискриминация, часто ее называют гендерной – по признаку мужского или женского пола;
  • расовая – по принадлежности к какой-либо расе и цвету кожи;
  • национальная – в зависимости от национальности человека;
  • религиозная – по отношению к той или иной религии;
  • возрастная, которая выражается в предвзятом отношении к людям определенного возраста – в том числе детского и пожилого;
  • ущемление прав инвалидов и людей с особенностями здоровья и развития.

Расовая дискриминация

Подобное явление затрагивает многие социальные группы населения и имеет немалую историю. Еще со времен великих географических открытий страны колонии и лица другой расы были ограничены в свободе и правах. Что такое расовая дискриминация – это полное ограничение или ущемление людей из-за расовых различий и отличий в цвете кожи.

Расовые противоречия могут приводить к острым конфликтам. Активисты в борьбе с дискриминацией по рассматриваемому признаку предлагают добиваться равноправия людей независимо от их цвета кожи. Аналогичное условие распространяется на все сферы жизни общества:

  • здравоохранение;
  • получение образования;
  • доступность рабочих мест;
  • политическая свобода и возможность голосования.

Национальная дискриминация

Для многих государств мира дискриминация по национальному признаку является очень острой проблемой. Это связано с тем, что на территории одной страны зачастую проживает большое количество народностей. Типичными примерами таких стран могут стать Российская Федерация, США, Великобритания, Испания.

Национальная дискриминация выражается в ущемлении свободы групп населения, которые представлены в малом количестве или имеют свои особенности языка, культуры и традиций. Для решения этой проблемы важно в пределах одного государства уравнять все нации в правах, обеспечить их безопасность и разработать систему наказания за нарушение принципов целостности страны и оскорбление отдельных народностей.

Гендерная дискриминация

Преимущественно распространенный вид ущемления прав — дискриминация по половому признаку, причем она может затрагивать в равной степени и мужчин, и женщин. Гендерная дискриминация может проявляться в следующих вопросах:

  • получение образования;
  • трудоустройство, развитие карьеры и дифференциация оплаты труда;
  • участие в выборах и решении политических или социальных вопросов;
  • решение семейных проблем, воспитание детей;
  • домогательство, насилие, применение физической силы.

Ограничивая действия какого-либо пола важно помнить, что не всегда это может быть правомерным. При подобных рассуждениях нужно отталкиваться от того, что есть занятия, которые лучше получаются у мужчин или у женщин. Существуют ограничения, связанные с условиями труда, физической силой и репродуктивной функцией.

Возрастная дискриминация

Возрастные ограничения зачастую могут стать причиной разногласий. Так, дискриминация по возрасту проявляется в отказе сотрудничества с людьми, не подходящими по возрасту, и может наблюдаться в следующих ситуациях:

  • при приеме на работу или смене должности;
  • в случае необходимости социального обеспечения и получения льгот;
  • при отборе в спортивную команду;
  • при ограничении возраста для вступления в брак и рождения детей.

Равноправие всех возрастных категорий граждан не должно ограничиваться:

  • работодателями;
  • политическими деятелями;
  • социальными предрассудками;
  • стереотипами.

Религиозная дискриминация

Зачастую дискриминация по религиозному признаку может очень сильно оскорбить чувства верующих и нанести урон психике. Она заключается в неуважении, оскорблении, ограничении возможностей следования церковным традициям. Такое ущемление прав в некоторых случаях приводит даже к вооруженным конфликтам.

Во избежание подобных ситуаций людям важно быть терпимее друг к другу, уважать интересы каждого человека, даже в случае не разделения их. Иногда полезным может быть вмешательство государства, введение уголовной ответственности и изменения в законодательстве страны в пользу определенной религиозной направленности.

Дискриминация инвалидов

Многие задаются вопросом, что такое дискриминация инвалидов, и неужели она существует? Ответ на данный вопрос будет положительным. Рассматриваемая социальная дискриминация может проявляться следующим образом:

  • отсутствие «доступной среды» – прохода или проезда в общественных местах для людей с ограниченными возможностями;
  • необоснованный отказ в приеме на работу;
  • оскорбительное отношение;
  • недопущение к участию в социальной или политической жизни;
  • ущемление прав и свобод в получении социальных льгот.

Проявления подобного поведения важно выносить на всеобщее обозрение, потому как любой человек, независимо от его состояния здоровья и определенного диагноза, имеет свой вес в обществе. Ни в коем случае нельзя ущемлять права граждан лишь потому, что они «люди с ограниченными возможностями».

Дискриминация детей

К сожалению, понятие дискриминация распространяется и на детей, причем причины подобного отношения могут быть такими же, как и у взрослых:

  • язык;
  • пол;
  • национальность и раса;
  • внешний вид;
  • возможность обучения и развития;
  • наличие заболеваний.

Дискриминация может проявляться как со стороны взрослых, так и от самих детей. Важно то, что подобное явление в детском возрасте воспринимается трагичнее и болезненнее, и может стать причиной психологической травмы. Для исключения подобного явления и его последствий, нужно постоянно поддерживать контакт с ребенком, его учителями и воспитателями, в некоторых случаях будет полезно общаться с родителями его друзей. Нужно участвовать в воспитании детей и прививать им традиционные нормы морали и благочестия.

Как бороться с дискриминацией?

Борьба с дискриминацией в большинстве случаев сводится к достижению следующих целей:

  • получение прав и свобод личности;
  • достижение равноправия;
  • требование отсутствия предвзятого отношения;
  • исключение стереотипов и предрассудков.

Дискриминация в семье может быть решена путем взаимной договоренности о лидирующей позиции мужчины или женщины, о некоторых обязанностях обоих, о запрете насилия и агрессивного поведения. Дискриминация женщин не должна препятствовать их устройству на работу, за исключением тяжелых условий труда, политической деятельности, профессиональному развитию.

Существует множество примеров того, что же такое дискриминация. Независимо от отрицательных сторон, в ее теории есть положительные моменты. Так, правила промышленной безопасности ограничивают работу женщин при поднятии тяжестей или опасных условиях труда. Кто-то назовет это дискриминацией, а кто-то заботой о здоровье и репродуктивной системе.

Азбука преподавания прав человека в школе

Глава III
Тематика прав человека для старших классов начальной школы и младших и старших классов средней школы

Дискриминация

4. Дискриминация по признаку пола

В статье 2 Всеобщей декларации провозглашается действительность всех прав человека «без какого бы то ни было различия». Далее в ней конкретно упоминаются несколько признаков, которые используются для произвольного проведения различий между людьми. Один из них — это пол, причем существуют веские основания для того, чтобы говорить об этом особо, поскольку дискриминация по признаку пола («сексизм») остается одним из самых распространенных источников социальной несправедливости.

Сексизм, так же как и расизм, может быть присущ любому аспекту культуры и жизни общества. Он отражается в отношениях людей, многие из которых даже не осознают этого, что еще больше усиливает такой вид дискриминации. Отказывать одному полу в возможности пользоваться в полном объеме правами человека — это все равно, что считать, будто этот пол является не совсем человеческим.

а) Пол или гендер?

Разъясните разницу между полом (факторы, определяемые биологией) и гендером (факторы, определяемые культурой). Разбейте учащихся на две группы и предложите каждой из них составить перечень различий между мужчинами и женщинами таким образом, чтобы одни различия были основаны на поле (например, взрослые мужчины носят бороду; женщины живут дольше), а другие основаны на гендере (например, мужчины лучше разбираются в математике; женщины робкие). Каждая группа по очереди зачитывает одну из характеристик и все участники должны решить, идет ли речь о различии, основанном на поле или на гендере. Конечно возникнут разногласия (например, являются ли мужчины по природе более агрессивными?), однако связанное с этим обсуждение поможет студентам осознать свои собственные гендерные стереотипы. Исследуйте класс, учебники, средства массовой информации и общины на предмет наличия примеров гендерных стереотипов. (Статья 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

b) Кто есть кто?

Пусть учащиеся проведут обзор книг и других материалов, которые имеются в школе, на предмет следующего:

  • Содержится ли в них упоминание мужчин столь же часто, что и женщин?
  • Показаны ли женские персонажи смелыми в принятии решений, физически крепкими и любящими приключения, творческими и интересующимися широким кругом профессий?
  • Показаны ли мужские персонажи гуманными и заботливыми, которые могут прийти на помощь, которые открыто проявляют свои эмоции и не боятся, что другие могут подумать, что они не «мужественны»?
  • Уважают ли эти мужчины и женщины друг друга на равных?
  • Играют ли мужчины активную роль в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства?
  • Играют ли женщины активную роль вне дома и, если да, то в другом ли качестве, помимо занятия традиционной женской деятельностью (например, в качестве преподавателей, медсестер, секретарш), или неоплачиваемой или низкооплачиваемой работы?

(Статья 2 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

с) Гендерные клещи

Выберете семейную историю (например, из романа, фильма, телевизионного сериала или просто рассказа) и перескажите ее, изменив пол персонажей. Обсудите последствия такого изменения пола. (Статья 2 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

d) Что мне нравится/что я делаю 11

Попросите учащихся письменно ответить на следующие вопросы о них самих:

  1. Три вещи, которыми, как полагают, должны заниматься представители моего пола и которые мне нравятся.
  2. Три вещи, которыми, как полагают, должны заниматься представители моего пола и которые мне не нравятся.
  3. Три вещи, которые я хотел бы делать или существование которых я бы желал, если бы я был представителем другого пола.

Попросите учащихся обменяться своими ответами с партнером того же пола, затем предложите каждой паре обменяться с парой противоположного пола (или в классах с учащимися одного пола с другой парой).

Обсудите результаты. Как эта община реагирует на людей, которые не соответствуют гендерным представлениям? Ограничивают ли гендерные представления права человека? (Статья 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

е) Принятие решений

Попросите учащихся активно поразмышлять о некоторых важных решениях, которые должна принять семья и которые касаются всех ее членов. Напротив каждого решения напишите, принимается ли оно главным образом мужчинами, женщинами или совместно. Обсудите различия в видах решений, которые мужчины и женщины принимают в семье.

Затем попросите учащихся составить перечень некоторых важных решений, влияющих на все население, которые были приняты в их общине в последние несколько лет (например, создание нового клуба или команды, строительство или закрытие больницы, распределение земли, повышение платы за проезд на автобусе). Дайте задание каждой небольшой группе проанализировать одно из следующих решений:

  • Каковы гендерные последствия этих решений? Оказывают ли они какое-либо особое воздействие на женщин и девочек? Мужчин и мальчиков?
  • Напротив каждого решения напишите название группы, которая приняла данное решение, и приблизительное соотношение лиц мужского и женского пола в этой группе.
  • Насколько другим могло быть решение, если принимающая его группа состояла из равного количества мужчин и женщин?

(Статьи 2, 21 ВДПЧ; статьи 2, 12 КПР)

f) Класс, в котором нет предубеждений по признаку пола

Большинство предложений, касающихся создания нерасистского класса (см. раздел выше «Дискриминация по цвету кожи или расовой принадлежности»), могут быть использованы для формирования обстановки в классе, не допускающей проведения различий между полами. Заручитесь любой возможной помощью для ломки стереотипных представлений о полах. Никогда не допускайте исключений по признаку пола. Всегда задавайте вопрос: что справедливо? Ознакомьте учащихся с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ).

Исследования показывают, что сами преподаватели могут быть потенциальными источники дискриминации в отношении девочек, если они уделяют больше внимания мальчикам и просят их выступать в два раза чаще, чем девочек. Во многих классах мальчиков хвалят за их любознательность и упорство, а девочек за аккуратность, проворство и умение выполнять указания. Согласно этим исследованиям, большинство преподавателей не подозревали о том, что они отдавали предпочтение мальчикам, и были встревожены документальным подтверждением этого факта.

Средства информации, особенно реклама, дают хороший материал для гендерного анализа. Рекомендуется также тщательное изучение школьной программы и учебников (см. также раздел выше «Кто есть кто?»)

  • Уделяет ли «история» серьезное внимание роли не только мужчин, но и женщин?
  • Обсуждается ли в курсе «экономики» роль женщин на рынке рабочей силы (дома и вне дома)?
  • Рассматривает ли «право» вопрос о женщинах и собственности?
  • Рассматривается ли в курсе «государственное управление» вопрос о недостаточной представленности женщин?
  • Отдается ли должное при изучении «естественных наук» тому, что сделали женщины?
  • Поощряют ли девочек добиваться успехов в математике, науке и информатике?
  • Насколько разделение на мужской и женский пол отражается на преподавании «литературы», «языка» и «гуманитарных наук»?

Изучите также особенности школьной жизни вне учебной программы:

  • Имеют ли девочки равные возможности для занятия руководящих должностей в клубах и избираемых органах? Для деятельности в качестве общественных представителей школы?
  • Существуют ли виды деятельности, предусматривающие субсидирование школ, из которой исключены девочки?
  • Имеют ли девочки доступ к спортивным объектам и участию в спортивных командах наравне с мальчиками?
  • Чувствуют ли себя девочки в безопасности от сексуальных притязаний или физических угроз в школе?
  • Могут ли девочки на равной основе получать призы, стипендии, финансовую помощь и другие награды?

(Статьи 2, 26 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

11 Заимствовано из Local Action/Global Change: Learning about the Human Rights of Women and Girls by Julie Mertus, Nancy Flowers and Malika Dutt (UNIFEM, 1999).

COSMOPOLITAN

Сами придумали, сами обиделись: почему дискриминация мужчин — это миф

Всякий раз , когда мы пишем статьи о дискриминации женщин , в комментарии приходят мужчины и заявляют , что на самом деле дискриминируемый пол — это они , а в стране давно царит тоталитарный матриархат. Мы решили собрать тезисы , которые они выдвигают в качестве доказательств , и на их примере объяснить , почему дискриминация мужчин — это миф. Опасный и вредный миф.

Для начала давай разберемся с терминологией. Дискриминация — это негативное отношение , предвзятость , насилие , несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к той или иной социальной группе. Сексизм — это дискриминация людей по признаку пола и гендера. Идеология сексизма противопоставляет мужчин и женщин друг другу , наделяя их противоположными качествами. При этом сексизм оправдывает господство мужчин и угнетение женщин. Сексизм в отношении мужчин в этой ситуации невозможен , хотя они пытаются доказать обратное. Но их доводы при ближайшем рассмотрении оказываются несостоятельными. Мы не дискриминируем мужчин. Угнетенный пол — мы , а не они. Давай подробно разберем их возражения по этому поводу.

Только мужчины обязаны служить в армии

Во-первых , нам следует вернуться к самому понятию гендерной дискриминации: если мы говорим о ней , это значит , что именно женщины принуждают мужчин служить в армии. Но это , разумеется , не так. Здесь мужчин дискриминируют другие мужчины — те , кто изначально принял решение об обязательной службе , и те , кто его сейчас поддерживает. Главой военных ведомств РФ никогда не становилась женщина. Первая женщина-заместитель министра обороны вступила в должность в 2010 году — вместе с шестью коллегами-мужчинами. Таким образом , вопрос гендерной дискриминации в отношении обязательной службы снимается: не женщины принуждают мужчин служить. Это во‑первых.

Во-вторых , обязательная служба в армии — это порождение дискриминации женщин , а не мужчин. Почему женщины , как правило , не участвовали в войнах? Не потому , что они на это не способны , а потому , что это было слишком расточительно: женщина — это ценный ресурс , она способна производить новых людей. Гибель многих мужчин ничего не изменит в цикле воспроизводства , гибель одной женщины лишит общество ( клан , народ , общину) ресурса , который способен воспроизвести новых воинов и новых производителей. Условно говоря , некая популяция , насчитывающая 50 женских особей репродуктивного возраста и 50 мужских особей , не прекратит свое существование , даже если 49 из 50 мужских особей погибнут: последний оставшийся в состоянии оплодотворить всех. При этом , если погибнут 49 женских особей , придется где-то добывать других , потому что одна женская особь не обеспечит восстановление популяции , не говоря уже о ее росте. Звучит цинично , но именно так к женщинам и относились на протяжении истории человечества — как к ресурсу для воспроизводства новых людей. Именно поэтому женщины были отстранены от военного дела.

Но человечество уже довольно давно не рискует стать исчезающим видом , так почему же сегодня воинская обязанность знакома жительницам только одной страны в мире , все остальные служат добровольно ( в том случае , если у них вообще есть право служить в армии)?

Нет , не потому , что женщины якобы слабее мужчин и служба в армии для них слишком тяжела: если говорить о чисто физических качествах , то в целом женщины менее сильные , но более выносливые , так что тяготы военного быта не являются противопоказанием. Кроме того , физическая сила вообще не является необходимым качеством для множества военных специальностей. Так в чем же дело , почему женщины не служат в армии?

Дело в том , что связь между социальной позицией и ношением оружия была и остается совершенно прямой: у кого в руках оружие , тот и власть. А власть в патриархате принадлежала мужчинам. Оружие — это новые технологии , это возможность завоевать себе определенные блага , это возможность защитить себя самостоятельно. Женщинам не позволяли брать в руки оружие так же , как не позволяли рабам: это — привилегия господ. Другое дело , что господствующему полу приходилось ( и приходится) платить за это определенную цену , и часто эта цена — жизнь. Но здесь возникает вопрос классовой дискриминации: статусные мужчины ( крупные военные чины) контролируют и дискриминируют молодых мужчин ( призывники и младшие военные чины). Причем тут женщины? Совершенно ни при чем. Ни о какой гендерной дискриминации в ключе воинской повинности не может быть и речи.

Мужчины поражены в репродуктивных правах

Вернее , не просто поражены , репродуктивных прав у мужчин вообще нет: как только женщина беременеет , все права передаются ей одной. Только она вправе решить , сохранять беременность или нет. И если мужчина не хочет быть отцом , ему все равно придется им стать , если женщина того пожелает. Конечно , она не может заставить мужчину воспитывать ребенка , но она может признать его отцовство через суд и потребовать алименты. А если женщина не хочет — она вправе сделать аборт , не спрашивая мнения мужчины. То есть и отцом он стать не может по своему желанию. Ужасно несправедливо! Или нет?

Тут можно вспомнить любимый мужской аргумент про природу , которая создала нас разными и якобы поэтому женщины должны подчиняться мужчинам. Вот обратная сторона медали: природа не наградила вас маткой , все претензии к ней. Но мы , к счастью , не животные , слепо подчиняться природе не обязаны. Репродуктивные права у мужчин есть.

Если мужчина не желает становиться отцом , он может лишить женщину права беременеть — настолько , насколько к этому готов он сам.

Если речь идет о предохранении с помощью презерватива , то надежность этого метода зависит , в первую очередь , от правильного использования , и , как правило , большинство « проколов» обеспечивают неправильно надетые презервативы , неправильно открытые презервативы ( рвать упаковку зубами не стоит), просроченные или некачественные презервативы , купленные в попытке сэкономить на предохранении. Но мужчины часто пугаются ситуации , в которой женщина этот самый презерватив как-то повредит и насильно сделает его отцом. Что делать?

Если отцовство настолько нежелательно , что прямо невозможно ни при каких условиях , то выход есть: нужно обратиться к хирургу и сделать вазэктомию — перевязку семявыносящих протоков. Половая функция полностью сохраняется , репродуктивная — нет: сперма никуда не денется , просто сперматозоиды в нее не попадут. Более того , эта операция обратима. Но на всякий случай можно заранее сдать сперму и оплатить ее хранение в замороженном виде — и стать отцом в любой удобный момент. А пока отцом становиться не хочется — вазэктомия дает гарантию в 99%. 1% остается , поскольку иногда семявыносящие протоки самопроизвольно восстанавливаются , но , учитывая , что презерватив даже после операции необходим в качестве защиты от ЗППП — это почти 100% гарантии от зачатия.

Да , операция — это риск. Да , есть шанс , что она станет необратимой. Но женщины точно так же рискуют: ни один способ контрацепции не дает женщине 100% гарантии , и в случае нежелательного зачатия женщине придется делать аборт , который тоже может негативно повлиять на ее репродуктивную функцию. Все честно , права равны. У мужчины есть возможность избежать зачатия почти со стопроцентной гарантией , и если этот метод его не устраивает , то это вопрос личного выбора , и о дискриминации опять не может быть речи: женщина не несет ответственности за то , какой риск он определил для себя более приемлемым — риск нежелательного отцовства или риск операции.

Желанное отцовство мужчине также доступно. Если вдруг мужчина находится в отношениях с женщиной , которая категорически не желает иметь детей , он вправе сделать осознанный выбор , определив , что для него важнее — дети или эта конкретная женщина. И если важнее дети , имеет смысл начать другие отношения. Если же он в принципе не желает зависеть от женщины в этом вопросе , он может оплатить донорство яйцеклеток и услуги суррогатной матери. Если у него не хватает средств — он может усыновить или удочерить ребенка.

Ровно то же самое придется делать женщине , которая хочет стать матерью , но не может найти подходящую кандидатуру на роль отца. Единственное отличие — она может ( если ее репродуктивная функция в порядке) родить сама , и это будет условно « бесплатно», в отличие от суррогатного материнства. Но при этом женщина рискует своим здоровьем и даже жизнью , мужчина — нет. Все честно.

Что же касается права голоса мужчины в том случае , когда беременность уже наступила , то его не может быть по одной простой причине: все сопутствующие риски берет на себя женщина , для мужчины рисков нет. Его организм перестал принимать во всем этом участие сразу после эякуляции. Простое сравнение: даже если мужчине очень нужна новая печень , он не вправе требовать от женщины , чтобы она немедленно отдала ему половину своей. Она может , если хочет , но донорство — дело добровольное. Беременность , желанная для мужчины , но нежеланная для женщины , от донорства ничем не отличается: женщине предлагается отдать часть невосполнимых ресурсов своего организма другому человеку и рискнуть собственной жизнью — только потому , что этот другой человек очень хочет ребенка. Если она готова на это , она может согласиться. Если нет — нет. И ни о каком поражении в правах в данном случае не может быть речи , потому что ни у кого нет права распоряжаться жизнью и здоровьем постороннего человека по своему усмотрению.

Мужчины поражены в родительских правах

Бытует мнение , что развод с женщиной автоматически означает для мужчины поражение в родительских правах , поскольку суд якобы « в 90% случаев отдает детей матери». Но для начала нужно разобраться , что значит отдает? Статья 65 Семейного Кодекса Р. Ф. в пункте 2 сообщает нам , что « все вопросы , касающиеся воспитания и образования детей , решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей», а в пункте 3 — что « место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей». И только в том случае , если родители не в состоянии договориться об этом , решение будет принимать суд. И тут мы снова возвращаемся к вопросу: кто и кого дискриминирует?

Семейный кодекс РФ подразумевает , что защита прав и интересов детей возложена на обоих родителей в равной степени без дополнительного определения каких-либо полномочий , но при этом он требует совершенно четкого определения места жительства ребенка — с одним из родителей. При этом интересы ребенка учитываются , и , если ребенок старше 10 лет , он вправе прямо высказать свое мнение — хочет он жить с мамой или с папой. Но он не вправе высказать пожелание жить и с мамой , и с папой , скажем , полгода с одним из родителей и полгода со вторым. Основное место жительства у него может быть только одно. То есть это снова вопрос не к женщинам , а к существующему законодательству.

Но мужчины уверяют , что де-юре они имеют равные права , а де-факто суд в 90% случаев определяет место жительства ребенка с матерью , и дальше только от ее доброй воли зависит , останется ли мужчина для ребенка отцом или станет совершенно посторонним человеком.

Но на самом деле эта статистика учитывает все иски. То есть и те , что подают матери , и те , что подают отцы. Таким образом , в эту статистику входят и те ситуации , когда мужчина никак не участвует в воспитании детей и суд определяет место жительства ребенка с матерью « автоматом» — просто на том основании , что де-факто отца у детей вообще нет. Учитывая , что 70% разведенных отцов в России уклоняются от уплаты алиментов — в этой статистике подобных исков должно быть немало. А вот официальная статистика того , сколько исков , поданных отцами , были удовлетворены ( или не удовлетворены), судя по всему , в принципе не ведется — во всяком случае , нам не удалось ее найти. Таким образом , заявление о том , что « 90% отцов поражены в родительских правах», можно назвать полностью несостоятельным: мы понятия не имеем , сколько отцов из этих 90% вообще выразили желание « оставить ребенка у себя» и сколько — готовы были отстаивать это желание , подав встречный иск. И мы понимаем , почему мужчины не стремятся эту статистику вести: внушительная цифра 90% в этом случае значительно уменьшится , говорить о тотальной дискриминации будет сложно.

Таким образом , три кита , на которых держится миф о дискриминации мужчин ( воинская обязанность , репродуктивные права и права родителя), при ближайшем рассмотрении тоже оказываются мифами.

Существует ли дискриминация женщин в науке?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Нобелевский лауреат Тим Хант, заявивший, что женщины в научных лабораториях мешают мужчинам работать, уволился со своей должности почетного профессора в Университетском колледже Лондона.

Его утверждения о том, что женщины на рабочем месте приводят к отвлекающим от работы служебным романам, а тот факт, что у них «глаза на мокром месте», лишь усугубляет ситуацию, вызвали бурю гневных откликов в социальных сетях, преимущественно политически некорректного толка.

Среди тех, кто не опустился до оскорблений, преобладает точка зрения, что женщин в науке (как, впрочем, и везде), зажимают угнетатели-мужчины.

Ведущий «Пятого этажа» Михаил Смотряев беседует с заместителем директора Института психологии РАН Верой Кольцовой.

Загрузить подкаст передачи «Пятый этаж» можно здесь.

Михаил Смотряев: Скандал разразился вокруг заявления нобелевского лауреата, которому 72 года, поэтому предположить, что он сделал это из-за заигрывания со студентками или допустил другую фривольность, свойственную более молодому возрасту, неразумно. Если оставить в стороне резкие и политически некорректные комментарии, которыми полны социальные сети, то это подчеркивает, что проблема в той или иной форме существует. Или ее на самом деле нет? Женщины могут заниматься наукой, но делать этого не хотят?

Вера Кольцова: Нельзя сказать, что женщинам не дают или мешают работать в науке. Наука – сфера творческой деятельности, результат оценивается публично. Позитивный итог или результат, который получает ученый, мужчина или женщина, замолчать трудно. Многое зависит от способности работать, таланта, подготовленности, и так далее. Если женщина обладает этими свойствами, если она компетентна в своей области, имеет серьезную мотивацию, работает, то помешать ей очень трудно. Дискриминации в науке нет, но женщине в науке работать тяжелее, чем мужчине.

М.С.: Почему?

В.К.: Хотя бы потому, что мужчина имеет большие возможности, чтобы сосредоточиться на работе. Он освобожден от многих домашних дел, от того, чтобы заниматься детьми столько, сколько занимается женщина, сколь бы серьезными научными исследованиями она ни занималась. У нас декларируются одинаковые социальные права и возможности у женщин и мужчин, но фактически у мужчин возможностей больше. Второе, следует дифференцировать занятие наукой и руководство наукой. В последнем приоритет у мужчин. Как и в сфере политики и других сферах общественной жизни.

М.С.: Это то, с чем сражаются представители феминизма в самых разных его вариантах. Они предполагают, что достаточно, чтобы в парламентах, государственных органах, верхушках крупных компаний женщины были представлены пропорционально, и все сразу будет хорошо. Но это гораздо более широкая тема. В науке существует точка зрения, что, если взглянуть на статистику получения Нобелевских премий, то с 1901 по 2014 год на 817 лауреатов-мужчин приходится всего 47 женщин, из них четверть – за литературу, а треть – премия мира, то есть не имеющие отношения к точным наукам. Конечно, сто лет назад женщин в науке почти не было столько, как сейчас, но пропорция в общем сохраняется. И сегодня занятия фундаментальной физикой, например, невозможно совмещать с домашним хозяйством. По крайней мере, получить за это Нобелевскую премию. Этому надо отдавать все силы. И, если посмотреть на статистику другого рода, количество отцов-домохозяек в развитых странах Запада все более увеличивается. Можно ли предположить, что эта ситуация найдет свое отражение и в пропорциях статистики Нобелевской премии или других престижных научных наград?

В.К.: Трудно сказать. В приведенных Вами данных прослеживается влияние тех или иных областей знания. Мужчины более склонны к точным наукам, женщины более успешны в гуманитарных, хотя бывают исключения — Мария Кюри, первая женщина, которая показала, что женщина может достигнуть огромных успехов в самых сложных, «мужских» областях науки. Женщины обладают характеристиками, которые помогают им решать определенные задачи. Мужчинам трудно выполнять монотонную работу, работать с материалом, требующим скрупулезности, поэтому женщины добиваются там успеха. Многое зависит от индивидуальности, особенностей материала и изучаемого предмета. Говорить о том, что женщины менее успешны в науке, нельзя, можно говорить о том, что у них меньше условий для успешной работы в науке.

М.С.: То есть достаточно создать им эти условия, и…

В.К.: Безусловно. Освободить от отвлекающих проблем, чтобы женщина могла осуществлять эту деятельность с полной самоотдачей. Но важно еще – судьи кто. Мы живем в патриархальной культуре. Судьями, как правило, являются мужчины. В том числе и те, что касаются премий. А у мужчин, как правило, скептическое отношение к женским возможностям в науке. Известная фраза – «женская логика» как нечто вторичное, уступающее мужской логике. К сожалению, этот гендерный стереотип живуч.

М.С.: К точным наукам это применимо, наверное, гораздо меньше – там все выводится формулами, которые каждый может проверить.

В.К.: Безусловно, там результат более объективен.

М.С.: Тогда можно предположить, что в точных науках ситуация с оценкой трудов женщин более объективна и более справедлива?

В.К.: Вероятно. Там меньше субъективных привнесений.

М.С.: Тем не менее, в этих областях науки гендерное неравенство не меньше, хотя здесь оценка объективна. Нобелевская статистика показывает, что все строго наоборот.

В.К.: Мужчины по своим характеристикам, особенностям нервно-психической организации вообще более склонны к логической деятельности. Мужчина-математик – естественное явление. Великий математик-женщина – исключение.

М.С.: Вы говорите исключительно неполиткорректные вещи.

В.К.: У мужчины более развито рациональное мышление, у женщины – более интуитивное, хотя рациональности это не исключает. Существуют признанные половые различия в особенностях осуществления той или иной деятельности, склонности к ней. Математика — область сугубо рациональная. Она более отвечает особенностям мужской психологии.

М.С.: Вас уже могут поджидать воинствующие феминистки, которые настаивают, что мужчины и женщины – субстанции абсолютно идентичные.

В.К.: В этом как раз и заключается огромное достоинство женщины – она имеет особую психическую организацию.

Это интересно:

  • Безусловное право на обращение в суд Безусловное право на обращение в суд § 5. Прокурор в делах административного судопроизводства 1. Понятие и основания участия прокурора в административном судопроизводстве. Участие прокурора основано на ст. 35 Федерального […]
  • Апк рф исполнительный лист Статья 319. Выдача исполнительного листа Статья 319. Выдача исполнительного листа См. комментарии к статье 319 АПК РФ О применении арбитражными судами статей 319, 320 настоящего Кодекса см. информационные письма Президиума ВАС […]
  • Обмен услугами договор Обмен услугами Обмен услугами 1. Гражданско-правовые особенности сделок по обмену услугами Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся в том числе услуги, которые […]
  • Для налогоплательщиков в праве на транспортное средство Внесены изменения в декларацию по транспортному налогу Налоговики откорректировали форму и порядок заполнения декларации по транспортному налогу. Поправки вступят в силу с отчетности за 2014 г. Основные изменения коснулись формы […]
  • Покупка участка в снт по членской книжке Весна провоцирует повышенный спрос на земельные участки. Если еще пару-тройку лет назад дачу можно было приобрести за чисто символическую сумму, теперь цены выросли в разы. При таких обстоятельствах очень соблазнительно купить […]
  • Ст 2018 коап рф Изменения и поправки в КоАП РФ за 2018 год Следующие изменения в действующей редакции КоАП РФ произойдут 26 сентября 2018 г. , когда вступят в силу положения Федерального закона 155-ФЗ от 27 июня 2018 г. 14 августа 2018 года 14 […]
  • Закон об оружии статья 222 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" (с изменениями и […]
  • Европейский суд защита прав человека Центр содействия Международной Защите Кратко о ЕС О Европейском Суде ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является международным судебным органом, компетентным в […]