Сумма обслуживания государственного долга это

Страницы истории

Тема 11. Государственный долг

Государственный долг – это сумма задолженности государства по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

Помимо проблемы погашения государственного долга, существует необходимость его обслуживания.

Обслуживание долга – это выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга.

Внутренний государственный долг возникает как результат дефицита бюджета и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. В этом случае государство выступает должником по отношению к тем, кто приобретает его облигации.

Причины возникновения внутреннего государственного долга

• Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.

• Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).

• Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

Внешний государственный долг является более серьезной проблемой, чем внутренний, так как с его появлением возникают не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода – за оказание финансовой помощи кредиторы требуют выполнения ряда условий. Внешний государственный долг подразумевает жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к новым санкциям.

Сама по себе номинальная величина внешнего долга еще ничего не говорит о состоянии экономики страны. Важны не абсолютные показатели долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:

– величина долга на душу населения;

– отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80 %);

– отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);

– расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15–20 %);

– отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга – процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга (процент, суммы, сроки начала возврата).

Реструктуризация производится тогда, когда страна не может осуществлять выплаты в соответствии с первоначальными соглашениями о предоставлении займа.

Жизнь страны, обремененной внутренним и внешним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т. е. эффективного управления госдолгом.

Меры по управлению государственным долгом

• Недопущение долговой ловушки , при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.

• Поиск средств для выплаты долга.

• Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

• Эфективное использование средств заимствования, т. е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие размер долга и проценты по нему.

В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал совокупный спрос, что тормозило экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В 1993 г. Россия приняла на себя почти весь долг СССР. (2) По мнению экспертов, это был политический шаг. (3) Представляется, если бы Россия тогда объявила дефолт (отказалась от признания долга), то для нее был бы перекрыт доступ к мировому капиталу и никто не дал бы ей кредитов. (4) Россия нуждалась в иностранном капитале и поэтому подтвердила долг бывшего СССР.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АББА.

ВОПРОС 40 Государственный долг Российской Федерации, его формы и методы управления

ОТВЕТ: Государственным долгом РФявляются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст.

Управление государственным долгом относится к компетенции Правительства РФ. Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, которое разрабатывает программы государственных заимствований и реализует их, ведет Государственную долговую книгу РФ.
Обслуживание долга производит Центральный банк РФ и его учреждения, если иное не предусмотрено Правительством, функции генерального агента по обслуживанию государственного долга Центральный банк осуществляет бесплатно.
Методы управления государственным долгом.
1. Реструктуризация — (ст. 105 БК) погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием сокращением суммы основного долга.
В частности в 1996 г. внутренний долг РФ в иностранной валюте был переоформлен в государственные облигации. Реструктуризация внешнего долга возможна, как правило, с согласия иностранных кредиторов.
2. Конверсия внешнего долга – замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики (не отсрочки платежей, а сокращения объема долга).
— долг в обмен на собственность – обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов;
— долг в обмен на наличные – выкуп долга на вторичном рынке долговых обязательств (с дисконтом);
— долг в обмен на налоги – установление налоговых льгот для инвесторов, держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.
3. Новация долга – означает прекращение обязательств соглашением сторон о замене первоначального предметного договора другим обязательством. Новое обязательство предусматривает иной предмет или способ исполнения.
Долг РФ перед странами СЭВ (1995-1996г.) погашался поставками российских товаров. Российская Федерация согласилась с предложением Вьетнама погасить долг РФ товарами.
4. Уступка права требования – замена одного кредитора другим (продажа долгов).
Что касается организационных мер управления государственным долгом, то БК установлено:
1. Предельные объемы государственного внутреннего и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
2. Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должны превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.
Все эти методы и инструменты призваны обеспечить эффективное управление государственным долгом.

Государственный долг

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы

Государственный долг, его структура и объем

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Виды государственного долга

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ

Государственный внутренний и внешний долг

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

Внешний долг — это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

  • Кредиты, полученные правительством.
  • Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
  • Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Классификация и виды государственного долга

Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рис. 1. Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг — характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

  • по эмитентам — центральные и территориальные;
  • обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
  • категориям кредиторов;
  • оформлению — документарные и бездокументарные;
  • срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
  • доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
  • условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.

Государственный долг, его формирование и обслуживание

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга и необходимости четкой системы управления им.

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), и процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям. Различают текущий и капитальный государственный долг. Текущий долг — это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году, и подлежащих уплате в этот период процентов за всеми выпущенными на данный момент займам. Капитальный долг — это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по займам.

Структурно государственный долг делится на внутренний и внешний. Внутренний долг определяется как задолженность кредиторам государства в данной стране, а внешний — задолженность кредиторам за пределами данной страны. То есть деление государственного долга на внутренний и внешний осуществляется в зависимости от того, в какой валюте номинировано обязательство — в иностранной или в национальной. Однако с усилением интеграционных процессов в экономике и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому признаку стал некорректным.

Поэтому внутренний долг — это совокупность обязательств государства перед резидентами, а внешний долг — совокупность обязательств государства перед нерезидентами (независимо от того, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

Особенностью сегодняшней ситуации в Украине является фактическое существование двух типов государственного внутреннего долга: номинального и реального. Номинальный трактуется как совокупность государственных заимствований на кредитных и фондовых рынках и предусматривает погашение основной суммы долга с выплатой процентов в определенные срока. Реальный внутренний государственный долг, кроме номинального долга, включает также неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (неоплаченные государственные заказы, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы, невозмещенный налог на добавленную стоимость и т. др.).

Следует отметить, что внутренний долг имеет определенные преимущества над внешним. Возвращение внутреннего долга и выплаты процентов по ним не уменьшают финансового потенциала государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из государства. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, находящимся в собственности государства. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность государства по внешним займам зависит прежде всего от валютных поступлений. Возможности в погашении внешнего долга определяются сальдо торгового баланса. Его положительное сальдо характеризует те ресурсы, которые обеспечивают платежеспособность государства и позволяют тем самым урегулировать платежный баланс.

Отношение ученых к долгам государства было и остается неоднозначным. В большинстве научных трудов XVIII и XIX в. государственный долг рассматривался как явление отрицательное. Так, А. Смит отмечал в своих трудах, что рост государственного долга может повлечь банкротство государства как заемщика. Достаточно категорично в отношении государственных заимствований высказывался другой известный ученый Т. Г. Мальтус. Он отмечал, что большой государственный долг — это раковая опухоль, которая раздирает жизни народа и его благосостояние. Этого же мнения придерживался Ж. Б. Сей, который сравнивал государственный долг с новым оружием, страшнее порох, оружием, которым государство должно пользоваться лишь в крайнем случае. Вместе с тем опыт развития мировой экономики подтвердил, что государственный долг — это сложное явление, обусловленное рядом факторов, которое в условиях любого государства может иметь свою специфику. Государственные заимствования не всегда приводят к банкротству государства или к его обнищанию, а само по себе наличие государственного долга не дает представления о реальном состоянии государственных финансов. Подтверждением тому является опыт Англии, которая считается родиной государственного кредита и которая, несмотря на рост государственного долга, достигшего расцвета экономики.

Государственный долг имеет экономически обоснованные пределы. Одной из главных характеристик состояния долговой зависимости страны является отношение суммы государственного долга к ВВП. Международный банк реконструкции и развития критическим уровнем этого показателя считает 80-100 %. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, происходит рост внешней задолженности в мире. Особенно отличаются стремительными темпами роста задолженности страны, что развиваются. К категории стран с чрезмерным уровнем задолженности относятся те, которые в течение последних лет имели превышение критического значения хотя бы одного из следующих показателей: отношение величины накопленного долга к ВВП составляло более 80 % или отношение величины долга и процентных платежей к экспорту превышало 220 %. В большинстве стран мира величина государственного долга регулируется законодательно. В Украине величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 % фактического годового объема валового внутреннего продукта.

Долговая политика нашего государства начала формироваться в 1994-1995 гг., когда государственное заимствование приобрело массового характера, хотя начало было положено межправительственным займам еще в 1992 г. С 1994 г. Украина стала получать кредиты от международных финансовых организаций (МФО), а с 1995 г. привлекать средства через коммерческие займы на внешнем финансовом рынке путем выпуска облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на внутреннем рынке. Всего за девять лет (19932001 гг.) Украиной извне было привлечено 20,7 млрд долл. США. Система внутреннего заимствования наибольшего развития достигла в 1997-1998 гг., когда ежегодно мобілізовувалося на финансирование бюджетного дефицита свыше 8 млрд грн. Однако после финансового кризиса 1998г. внутренние заимствования пошли на спад и в настоящее время существенного значения в мобилизации средств не играют. Проблемы заимствования на внутреннем финансовом рынке осложняются недостаточным развитием финансово-банковской инфраструктуры, которая не в состоянии аккумулировать временно свободные финансовые ресурсы (сохранение). В странах с развитой рыночной экономикой основными кредиторами государства являются физические лица. Но в Украине привлечения государством средств от населения затруднено, во-первых, из-за низкого уровня доходов граждан, а, во-вторых, вследствие недоверия к государству и к банкам. Вместе с тем по оценкам экспертов на руках у населения находится 8-10 млрд долл. США наличными, а вклады населения в коммерческих банках, в том числе и в Сберегательном банке Украины, постоянно растут ежегодно в среднем на 35-50 %. Это свидетельствует о наличии потенциальных возможностей в дальнейшем наращивании государственных внутренних заимствований. Важным мероприятием по восстановлению внутреннего финансового рынка является переориентация внутренних финансовых заемных ресурсов на развитие производства, а не на государственное потребление, значительное их удешевление.

Относительно внешних заимствований, то их объем в последние годы в Украине несколько сократился. Безусловно, уровень риска, связанный с предоставлением кредитов Украине, очень высокий. Однако следует отметить, что Украина, как страна с переходной экономикой, что ориентируется на интеграцию в Европу, пользуется определенной поддержкой и международных финансовых организаций и правительств европейских стран и Европейского Союза в целом. Однако возможности в привлечении относительно дешевых кредитов не означает автоматизма в кредитовании. Так, в 2000-2002гг. Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития прекращали кредитные программы в связи с невыполнением Украиной взятых на себя обязательств. Но после улучшения ситуации в части достижения установленных ориентиров денежно-кредитной политики кредитования восстанавливалось.

Государственный долг Украины за 2008-2009гг. вырос втрое (на конец 2007г. составил 71,3 млрд грн, а на конец 2009 г. — уже 227,0 млрд грн). Кроме того, в результате получения значительных займов от МВФ, которые были направлены на «проедание» и проведение невзвешенной политики предоставление государственных гарантий, объем гарантированного государством долга за 20082009рр. вырос в 5 раз.

На сегодня Украина задолжала только МВФ около 48 млрд грн. При этом, привлеченные средства МВФ в Государственный бюджет в 2008-2010 гг. приходятся для погашения в 2012 — около 5,5 млрд грн, в 2013 г. — около 20, в 2014 — тоже около 20 и в 2015 г. — около 5,5 млрд грн.

по Состоянию на 31 декабря 2011 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 473121622,49 тыс. грн или 59215702,78 тыс. долл. США, в том числе: государственный и гарантированный государством внешний долг — 299413922,99 тыс. грн (63,28% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 37474520,37 тыс. долл. США; государственный и гарантированный государством внутренний долг — 173707699,50 тыс. грн (36,72 %) или 21741182,41 тыс. долл. США. Государственный долг Украины составлял 357273437,23 тыс. грн (75,44 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 44716192,77 тыс. долл. США. Государственный внешний долг составлял 195806430,96 тыс. грн (41,34 % от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 24507050,34 тыс. долл. США. Государственный внутренний долг составлял 161467006,27 тыс. грн (34,09% от общей суммы государственного и гарантированного государством долга) или 20209142,43 тыс. долл. США.

Гарантированный государством долг Украины составлял 115848185,26 тыс. грн (24,49) или 14499510,01 тыс. долл. США, в том числе: гарантированный внешний долг — 103607492,03 тыс. грн (21,90%) или 12967470,03 тыс. долл. США; гарантированный внутренний долг — 12240693,23 тыс. грн (2,59 %) или 1532039,98 тыс. долл. США.

в Течение декабря 2011 года сумма государственного и гарантированного государством долга Украины уменьшилась в гривневом эквиваленте на 1104866,69 тыс. грн.

Осуществляя внутренние и внешние заимствования государство должно обеспечить обслуживание государственного долга.

Обслуживание государственного долга — это погашение займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств. В некоторых случаях государство прибегает к рефинансированию государственного долга, т.е. погашение задолженности путем выпуска новых займов.

Выплата процентов, выигрышей, денежных средств по погашению займов составляет основную долю расходов на обслуживание государственного долга. К другим относятся расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

При обслуживании внешнего и внутреннего долгов определяют коэффициент обслуживания. Для внешнего долга его рассчитывают как отношение всех платежей по внешней задолженности к валютным поступлениям государства, выраженное в процентах. Благоприятным уровнем обслуживания считается значение показателя на уровне 25 %.

В Украине обслуживание внешнего долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Расчеты причитающихся к уплате сумм по погашению и обслуживанию внешнего долга выполняются в долларах США. Пересчет в национальную валюту производится по прогнозному курсу валют к гривне. Непосредственно оплату осуществляет Государственное казначейство.

Источниками погашения внешнего долга являются: бюджет; золотовалютные резервы; средства, полученные от приватизации государственного имущества; новые заимствования.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется Министерством финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода.

Предельные размеры государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета Украины на следующий год.

Существование большого государственного долга может подорвать экономический рост страны и негативно влиять на ее финансовое положение. В зависимости от характера последствий влияния государственной задолженности на экономику, их разделяют на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные последствия государственного долга существуют как проблема «вытеснение», а долгосрочные известные как «груз» долга.

Эффект «вытеснение» возникает из-за повышения рыночных процентных ставок, которое происходит в случае финансирования с помощью выпуска государственных ценных бумаг бюджетного дефицита. Долговое финансирование бюджетного дефицита стимулирует рост процентных ставок. Кредиты становятся дорогими и не выгодными для осуществления инвестиционных проектов, таким образом инвестиции вытесняются из сферы производства.

Долгосрочные последствия государственного долга связаны с его влиянием на накопление капитала и потребление будущих поколений, то есть на долгосрочный экономический рост. Накопление долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводит к замещению частного капитала государственным долгом. Это происходит вследствие того, что при росте процентных ставок частные инвестиции сокращаются, а частные сбережения начинают размещаться в государственные долговые обязательства. Таким образом, рост долга уменьшает производственные мощности, предназначенные будущему поколению, что замедляет экономический рост и приводит к снижению доходов населения.

Поскольку источником погашения государственного долга являются доходы бюджета, в частности налоговые поступления, то можно утверждать, что рост долга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит с его негативными экономическими, социальными и финансовыми последствиями. Опыт большинства европейских стран подтверждает, что только те страны сумели избежать серьезных долговых трудностей, которые смогли контролировать дефициты своих бюджетов. Использование государственных заимствований на финансирование текущих расходов бюджета, в том числе на обслуживание государственного долга, является наименее эффективным путем. Вполне очевидно, что средства, которые поступают от государственных займов, должны быть закреплены за бюджетом развития. Это создает предпосылки для их инвестирования в экономическое развитие, благодаря чему дополнительные доходы, полученные от роста ВВП, могут быть источником погашения займов.

11.2. Государственный долг и расходы на его обслуживание

Использование государством в своей финансовой политике привлеченных средств на кредитной основе приводит к формированию государственного долга и необходимости четкой системы управления им.

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим кредиторам. Различают текущий и капитальный, внешний и внутренний долги.

Текущий долг – это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с положенным к выплате в этот период процентами из всех выпущенных на данный момент займов.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам.

Внутренний долг – это задолженность кредиторам внутри данного государства;

Внешний долг – задолженность кредиторам за пределами данной страны.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это относится как к текущему, так и к капитальному долгу. Относительно к текущему долгу необходимо обеспечить реальные источники погашения.

В управлении внутренним и внешним долгами существуют определенные специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешним займам зависит, прежде всего от валютных поступлений.

При недостаточной платежеспособности государства могут применяться такие способы коррекции политики займов:

— обмен по регрессивному соотношению;

Конверсия государственного долга – это смена доходности займов. Она происходит в результате смены ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) ухудшения финансового состояния государства, когда последнее не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация – это перенесение обязательств по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока займа. Проводится в форме обмена облигаций предыдущей ( предыдущих) займов на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация представляет собой объединение нескольких займов в один займ. Она упрощает управление государственным долгом и может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые проводится с целью сокращения государственного долга. Это нежелательная мера, поскольку это не что иное, как частичный отказ государства от своих долгов.

Отсрочка погашения означает перенесение сроков выплаты задолженности. При этом в данный период выплата доходов не производится.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности. Но это не может рассматриваться как допустимый вариант. Авторитет государства, как и любого должника, зависит от признания им своих долгов и обеспечение их полного погашения в установленные сроки.

Это интересно:

  • Гражданский кодекс 409 статья Ст. 409 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 409. Отступное. 4 мая 2016 25 января 2016 31 августа 2015 Гражданско-правовые и налоговые отношения находятся в тесной связи, поскольку большая часть обязанностей налогоплательщика […]
  • Как могут снять с очереди на улучшение жилищных условий Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий Снятие с очереди на улучшение жилищных условий – процедура, проводимая специальной комиссией. Она выносит отказ с указанием причины. Дорогие читатели! Статья […]
  • Налоговый вычет на ребенка у совместителя Налоговый вычет на ребенка у совместителя Вопрос: Сотрудник представил заявление на получение стандартного вычета по НДФЛ на ребенка. В организации он работает внешним совместителем. По основному месту работы находится в […]
  • Алименты на ребенка с безработного новый закон 2018 Минимальная сумма алиментов на ребенка в 2018 Материальное обеспечение детей — долг всех родителей. После развода актуальным становится вопрос выплаты алиментов, как способа выполнения данного родительского обязательства перед […]
  • Жена не дает видеться с ребенком что делать Что делать, если бывшая жена не дает видеться с моим ребенком? Здравствуйте. Жена после развода не дает видится с ребенком. Говорит что у него есть новый папа . Что делать в данной ситуации ? Ответы юристов (3) Добрый вечер, […]
  • Правильно поставил машину на учет Как узнать, переоформил ли покупатель машину после продажи? Проверка учёта авто Узнать, переоформил ли покупатель и новый владелец машины на себя её в ГИБДД, после продажи, появляется необходимость, так как продажа машины на […]
  • Ст 107 ск рф комментарии Статья 107. Сроки обращения за алиментами 1. Лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если […]
  • Денежные переводы алименты Выплата алиментов через почту Для перечисления алиментов существует несколько способов: самый простой — передача непосредственно в руки получателю, самый быстрый – банковский перевод на счет получателя, самый распространенный – […]