Субъекты защищающие от своего имени права свободы и законные интересы

§ 1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц

Российское государство призвано охранять и защищать права и законные интересы граждан и организаций. Эта правоохранительная (правозащитная) функция возложена, в частности, на государственные органы и на органы местного самоуправления как средства непосредственного и оперативного руководства обществом. Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве.

Кроме государственных органов и органов местного самоуправления, полномочиями на осуществление правозащитной функции наделены профсоюзы, государственные предприятия, учреждения, организации, кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане.

Судебной практике известны случаи участия районного (городского) жилищного управления в делах по спорам, вытекающим из жилищно-правовых отношений. Несомненно, в жилищных судебных делах жилищный орган может выступать в качестве истца (например, когда иск о выселении квартиросъемщика предъявлен им самим) или в качестве ответчика (например, когда лицо, претендующее на спорную жилую площадь, предъявляет иск к фактически занимающему эту жилую площадь лицу о выселении и к жилищному органу о признании ордера недействительным). Такие случаи особых затруднений для судопроизводства не представляют.

Но часто жилищный орган вступает (или привлекается) в дело, когда и самостоятельное требование у него отсутствует и судебное решение не способно затронуть его субъективные права или обязанности либо его материально-правовой интерес (например, в деле по спору между жильцами по поводу самовольной перепланировки жилой площади или переоборудования жилого помещения в нежилое).

В судебной практике довольно распространены случаи участия в гражданском судопроизводстве органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства при рассмотрении к разрешении дел, затрагивающих права и интересы недееспособных граждан, детей (на основании ст. 78 и 125 СК РФ).

В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 42 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 9 января 1996 г.)* федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в пределах компетенции вправе предъявлять иски в суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в целях защиты прав потребителей.

* СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

Органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды в целях защиты прав неопределенного круга потребителей (ст. 44, 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Исковые требования о прекращении экономически вредной деятельности могут быть предъявлены в суд предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии со ст. 91 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», если эта деятельность причиняет вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде*.

* ВВС РФ. 1992. № 10. Ст. 457.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в этих случаях органы и лица участвуют в судопроизводстве не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления своих функций в области управления той или иной отраслью народного хозяйства или культуры.

Участие в гражданском судопроизводстве органов и лиц по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные ст. 29 и 42 ГПК и др.

Юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов и лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 42 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

Итак, государственные органы и органы местного самоуправления, профсоюзы, государственные предприятия, учреждения, организации, кооперативные организации, их объединения, другие общественные организации или отдельные граждане являются заинтересованными в силу компетенции лицами, участвующими в деле. Их заинтересованность носит государственно-правовой или общественный характер.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также другие органы и лица, участвуя в гражданском судопроизводстве, оказывают суду непосредственное содействие в решении дела, затрагивающего государственные, общественные или личные интересы.

Органы и лица, названные в п. 3 ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 42 ГПК, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 30 ГПК. В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в частности ходатайства об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другое процессуальные действия, предусмотренные законом (ч. 3 ст. 42 ГПК). Так, органы и лица, участвующие в судопроизводстве в порядке ст. 42 ГПК, вправе просить о привлечении новых участников процесса, обжаловать судебное решение. Однако, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса – спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

Таким образом, цель участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 42 ГПК, – защита прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Основание участия – государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на органы и лица в силу функциональных полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц:

а) обращение в суд с иском или заявлением и б) дача заключения по делу.

Субъекты, защищающие в гражданском судопроизводстве от своего имени права, свободы и законные интересы других лиц.

В ГПК РФ лицам, участвующим в процессе с целью защиты интересов других лиц, посвящено две статьи (ст. 46 и 47).

К таким лицам относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.

Субъекты, которые обращаются в суд для защиты интересов других лиц, не имеют и не могут иметь материально-правовую заинтересованность. Участие в процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций определяется содержанием их функций. Например, ст. 281 ГПК РФ предусматривает, что дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено не только по заявлению членов его семьи, но и органами опеки и попечительства, психиатрическими и психоневрологическими учреждениями (организациями). Органы опеки и попечительства обязаны выступать в защиту несовершеннолетних и недееспособных — это их функциональная обязанность, как и в случаях, предусмотренных в Семейном кодексе РФ.

Статья 47 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти, органам местного самоуправления возможность вступать в судебный процесс по делу до принятия решения судом первой инстанции для дачи заключения в целях реализации возложенных на них обязанностей и в целях защиты интересов, прав и свобод других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Инициатива вступления в дело может исходить как от самих органов, так и от других лиц, участвующих в деле. Часть 2 ст. 47 ГПК РФ предусматривает возможность проявления инициативы и самого суда, если это необходимо по обстоятельствам дела. Привлечение в процесс государственных органов и органов местного самоуправления позволяет более полно учитывать общественный интерес и в то же время обеспечивает гласность и объективность рассмотрения и разрешения дела.

Процессуальный закон, подчеркивая необходимость просьбы лица, чьи права и законные интересы подлежат защите, в то же время в ч. 1 ст. 46 ГПК РФ указывает, что при подаче заявления в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина их согласие не обязательно. Также не требуется согласия законных представителей недееспособного и несовершеннолетнего. Не нужно ни согласия, ни просьбы при подаче заявления в защиту неопределенного круга лиц. Например, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрел возможность обращения в суды организациям и гражданам с требованием о прекращении деятельности, наносящей вред природе, здоровью и имуществу граждан. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» дает возможность органам по защите прав потребителей предъявлять иски в суд. Согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзным организациям предоставлено право от своего имени предъявлять иски в защиту прав членов профсоюза.

При обращении в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в заявлении должна быть ссылка на закон и на просьбу защищаемого лица. Форма и содержание такого заявления должна отвечать требованиям ст. 131 ГПК РФ. При несоблюдении этого правила заявление может быть возвращено по основаниям, предусмотренным в ст. 135 ГПК РФ, или оставлено без движения (ст. 136 ГПК РФ).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, подавшие заявления в защиту прав интересов других лиц, обладают в процессе правами и обязанностями истца, кроме права заключить мировое соглашение и обязанности нести судебные расходы. Если же они откажутся от заявления, то последствия наступают такие же, как при отказе от иска, сделанного прокурором (ст. 45 ГПК РФ).

При вступлении в уже начатый процесс лица, защищающие чужие права, дают заключение. Форма заключения может быть как письменной, так и устной. Предпочтение отдается письменной форме. Заключение оценивается судом в совокупности со всеми другими доказательствами, имеющимися в гражданском деле.

Дата добавления: 2015-08-30 ; просмотров: 1942 . Нарушение авторских прав

uristinfo.net

Глава 8. Субъекты, защищающие в гражданском судопроизводстве от своего имени права, свободы и законные интересы других лиц

§ 1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц
§ 2. Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица
§ 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения

§ 1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве субъектов, защищающих от своего имени права и интересы других лиц

Российское государство призвано охранять и защищать права и законные интересы граждан и организаций. Эта правоохранительная (правозащитная) функция возложена, в частности, на государственные органы и на органы местного самоуправления как средство непосредственного и оперативного руководства обществом. Одним из способов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве.
Кроме государственных органов и органов местного самоуправления, полномочиями на осуществление правозащитной функции наделены профсоюзы, некоторые организации и отдельные граждане.
Судебной практике известны случаи участия районного (городского) жилищного управления в делах по спорам, вытекающим из жилищно-правовых отношений. Несомненно, в жилищных судебных делах жилищный орган может выступать в качестве истца (например, когда иск о выселении квартиросъемщика предъявлен им самим) или в качестве ответчика (например, когда лицо, претендующее на спорную жилую площадь, предъявляет иск к фактически занимающему эту жилую площадь лицу о выселении и к жилищному органу о признании ордера недействительным). Такие случаи особых затруднений для судопроизводства не представляют.
Но часто жилищный орган вступает (или привлекается) в дело, когда и самостоятельное требование у него отсутствует, и судебное решение не способно затронуть его субъективные права или обязанности либо его материально-правовой интерес (например, в деле по спору между жильцами по поводу самовольной перепланировки жилой площади или переоборудования жилого помещения в нежилое).
В судебной практике довольно распространены случаи участия в гражданском судопроизводстве органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства при рассмотрении и разрешении дел, затрагивающих права и интересы недееспособных граждан, детей (на основании ст. 78 и 125 СК).
В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 42 Закона РФ от 7 февраля 1992г. “О защите прав потребителей” (в ред. от 9 января 1996г.) федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в пределах компетенции вправе предъявлять иски в суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в целях защиты прав потребителей.
Органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды в целях защиты прав неопределенного круга потребителей (ст. 44, 45 Закона “О защите прав потребителей”).
Исковые требования о прекращении экономически вредной деятельности могут быть предъявлены в суд предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии со ст. 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002г. “Об охране окружающей среды”, если эта деятельность причиняет вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в этих случаях органы и лица участвуют в судопроизводстве не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересованности в деле, а в силу осуществления своих функций в области управления той или иной отраслью народного хозяйства или культуры.
Участие в гражданском судопроизводстве органов и лиц по вопросам своей компетенции представляет собой самостоятельный гражданский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закрепленные ст. 34, 46, 47 ГПК.
Юридическая заинтересованность в исходе того или иного гражданского дела органов и лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве в порядке ст. 46,47 ГПК по вопросам своей компетенции, явилась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.
Итак, государственные органы и органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане являются в силу компетенции заинтересованными лицами, участвующими в деле. Их заинтересованность носит государственно-правовой или общественный характер.
Государственные органы, органы местного самоуправления, а также другие органы и лица, участвуя в гражданском судопроизводстве, оказывают суду непосредственное содействие в решении дела, затрагивающего государственные, общественные или личные интересы.
Органы и лица, названные в ст. 46, 47 ГПК, будучи лицами, участвующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принадлежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК. В лице своих представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в частности ходатайства об отводах), давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, совершать другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Так, органы и лица, участвующие в судопроизводстве, вправе просить о привлечении новых участников процесса, обжаловать судебное решение. Однако, не являясь субъектами спорного правоотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса — спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).
Таким образом, цель участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 46, 47 ГПК, — защита прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Основание участия — государственная или общественная заинтересованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на органы и лица в силу функциональных полномочий. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, выступают в процессе от своего имени.
Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц: а) обращение в суд с иском или заявлением и б) дача заключения по делу.

Глава 8 СУБЪЕКТЫ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ ПРАВА, СВОБОДЫ И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛИЦ

1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве органов го­сударственной власти, органов местног о самоуправления, организаций и граждан.

2 Процессуальные права и обязанности субъектов, защищающих в граж­данском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц

3 Формы участия государственных органов, органов местного самоуправ­ления и других субъектов, защищающих в гражданском судопроизвод­стве от своего имени права и интересы других лиц

4 Виды органов местного самоуправления, участвующих в гражданском судопроизводстве

5 Отличие участвующих в гражданском судопроизводстве субъектов, за­щищающих от своего имени права и интересы других лиц, от судебных представителей, прокурора, третьих лиц, эксперта

§ 1. Основания и цель участия в гражданском судопроизводстве

субъектов, защищающих от своего имени права

и интересы других лиц

Российское государство призвано охранять и защищать права и за­конные интересы граждан и организаций. Эта правоохранительная (правозащитная) функция возложена, в частности, на государствен­ные органы и на органы местного самоуправления как средство непо­средственного и оперативного руководства обществом. Одним из спо­собов осуществления правозащитной функции государства является участие государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском судопроизводстве.

Кроме государственных органов и органов местного самоуправле­ния, полномочиями на осуществление правозащитной функции наде­лены профсоюзы, некоторые организации и отдельные граждане.

Судебной практике известны случаи участия районного (городско­го) жилищного управления в делах по спорам, вытекающим из зкшшщно-правовых отношений. Несомненно, в жилищных судебных делах жилищный орган может выступать в качестве истца (например, когда иск о выселении квартиросъемщика предъявлен им самим) или в качестве ответчика (например, когда лицо, претендующее на спорную жилую площадь, предъявляет иск к фактически занимающему эту жи­лую площадь лицу о выселении и к жилищному органу о признании ордера недействительным). Такие случаи особых затруднений для су­допроизводства не представляют.

Но часто жилищный орган вступает (или привлекается) в дело, ко­гда и самостоятельное требование у него отсутствует, и судебное реше­ние не способно затронуть его субъективные права или обязанности либо его материально-правовой интерес (например, в деле по спору ме­жду жильцами по поводу самовольной перепланировки жилой площа­ди или переоборудования жилого помещения в нежилое).

В судебной практике довольно распространены случаи участия в гражданском судопроизводстве органов социальной защиты населе­ния, органов опеки и попечительства при рассмотрении и разрешении дел, затрагивающих права и интересы недееспособных граждан, детей (на основании ст. 78 и 125 СК).

В соответствии с ч. 4 п. 1 ст 42 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (в ред. от 9 января 1996 г.)1 федераль­ные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в пределах компетенции вправе предъявлять иски в суды к изготовите­лям (исполнителям, продавцам) в целях защиты прав потребителей.

Органы местного самоуправления, общественные объединения по­требителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды в целях защиты прав неопределенного круга потребителей (ст. 44, 45 Закона «О защите прав потребителей»).

Исковые требования о прекращении экономически вредной дея­тельности могут быть предъявлены в суд предприятиями, учреждения­ми, организациями и гражданами в соответствии со ст. 11, 12 Феде­рального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»,

СЗ РФ 1996 № 3 Ст 140

100 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др лиц

если эта деятельность причиняет вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде1.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что в этих случаях органы и лица участвуют в судопроизводстве не в качестве сторон или третьих лиц, поскольку у них нет материально-правовой заинтересо­ванности в деле, а в силу осуществления своих функций в области управления той или иной отраслью народного хозяйства или культуры.

Участие в гражданском судопроизводстве органов и лиц по вопро­сам своей компетенции представляет собой самостоятельный граждан­ский процессуальный институт, включающий в себя нормы, закреп­ленные ст. 34, 46, 47 ГПК.

Юридическая заинтересованность в исходе того или иного граж­данского дела органов и лиц, участвующих в гражданском судопроиз­водстве в порядке ст. 46,47 ГПК по вопросам своей компетенции, яви­лась основанием для отнесения их к лицам, участвующим в деле.

Итак, государственные органы и органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане являются в силу компетенции заинтересованными лицами, участвующими в деле. Их заинтересован­ность носит государственно-правовой или общественный характер.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а так­же другие органы и лица, участвуя в гражданском судопроизводстве, оказывают суду непосредственное содействие в решении дела, затраги­вающего государственные, общественные или личные интересы.

Органы и лица, названные в ст. 46, 47 ГПК, будучи лицами, участ­вующими в деле, обладают всеми процессуальными правами, принад­лежащими этой категории лиц, закрепленными ст. 35 ГПК. В лице сво­их представителей они имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства (в частности ходатайства об отводах), давать объ­яснения, представлять доказательства, участвовать в исследовании до­казательств, совершать другие процессуальные действия, предусмот­ренные законом. Так, органы и лица, участвующие в судопроизводстве, вправе просить о привлечении новых участников процесса, обжало­вать судебное решение. Однако, не являясь субъектами спорного пра­воотношения, они не могут совершать такие процессуальные действия, которые направлены на распоряжение объектом процесса — спорным правом (признать иск, заключить мировое соглашение).

1 СЗ РФ 2002 № 2 Ст 133.

_____§ 2 Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица_____101

Таким образом, цель участия в гражданском судопроизводстве го­сударственных органов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, участвующих в процессе в порядке ст. 46, 47 ГПК, — защита прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Основание участия — государственная или общественная заинтере­сованность в гражданском деле, вытекающая из тех обязанностей, ко­торые возложены на органы и лица в силу функциональных полномо­чий. Государственные органы, органы местного самоуправления, дру­гие органы и лица, участвующие в гражданском судопроизводстве, вы­ступают в процессе от своего имени.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает две формы защиты прав и охраняемых законом интересов других лиц: а) обращение в суд с иском или заявлением и б) дача заключения по делу.

§ 2. Обращение в суд с иском (заявлением) в интересах другого лица

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления, организации и отдельные граждане могут обращаться в суд в целях защиты прав и охраняемых законом интере­сов других лиц. В решении этого вопроса следует исходить из того, что право на обращение в суд в целях защиты интересов других лиц обу­словлено функциональными полномочиями, компетенцией того или иного органа или лица. Компетенция соответствующего органа как со­вокупность полномочий определяется законом, уставом, положением.

Заявления, подаваемые органами и лицами в порядке ст. 46 ГПК в защиту прав и интересов других лиц, государственной пошлиной не оплачиваются (пп. 13 п. 2 ст. 5 Закона «О государственной пошлине»).

В ст. 46 ГПК прямо оговорено, что такое обращение возможно лишь по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неоп­ределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недее­способного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях мо­жет быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Субъекты, которые по закону имеют право обращаться в суд в целях защиты интересов других лиц, представляют собой самостоятельный вид лица, участвующего в деле (ст. 34 ГПК).

В гражданском процессуальном законодательстве не существует специального термина для обозначения органов и лиц, которых закон

102 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др. лиц

уполномочивает на обращение в суд с иском в целях защиты прав и ох­раняемых законом интересов других лиц. Это вызывает затруднения у работников правоохранительных органов при определении их процес­суального положения.

В теории гражданского процессуального права и на практике этих органов и лиц нередко относят к сторонам и называют истцами в про­цессуальном смысле, процессуальными истцами или истцами особого рода. Но использование термина в не свойственном ему смысле для обозначения органа или лица, участвующего в гражданском судопро­изводстве в порядке йт. 46 ГПК, может послужить поводом для судеб­ных ошибок.

Несмотря на то, что довольно широкий круг общих процессуаль­ных прав государственных органов, других органов, организаций и лиц, обращающихся в суд с целью защиты «чужих» интересов, такой же, как у остальных лиц, участвующих в деле, в целом он не совпадает.

Различная по характеру заинтересованность обусловливает разли­чие содержания и объема процессуальных прав (и процессуальных обязанностей) лиц, обращающихся в суд за защитой субъективных прав и охраняемых законом интересов, и лиц, по заявлению которых возбуждается гражданское судопроизводство в защиту законно пору­ченных им прав других лиц или в целях охраны государственных и об­щественных интересов.

Поскольку государственный орган, а также какой-либо другой ор­ган, организация, участвующие в процессе в целях защиты «чужих» прав и охраняемых законом интересов, не являются стороной (ист­цом), личность представителя, уполномоченного ими на выступление в процессе, для суда не имеет значения. Это означает, что правило, пре­дусматривающее обязанность стороны по требованию суда лично явиться в суд для дачи объяснений по делу, если разбирательство было отложено из-за ее неявки, к таким представителям неприменимо.

К лицам, предъявляющим иск в защиту «чужих» прав и интересов, неприменимо правило ч. 3 ст. 29 ГПК, в силу которого истец по делам о взыскании алиментов может обращаться в суд по месту своего житель­ства. На органы и лиц, обращающихся в суд в порядке ст. 46 ГПК, не может быть возложена обязанность в случаях обеспечения иска возме­щения возможных для ответчика убытков (ст. 146 ГПК).

Все это говорит о том, что использование терминов «сторона», «ис­тец» по отношению к органам и лицам, предъявляющим иск в защиту прав и интересов других лиц, хотя бы с той или иной оговоркой, нельзя признать удачным и соответствующим закону.

___ §3 Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов. 103

Статья 38 ГПК четко определяет, что в случаях, когда иск предъяв­лен лицами и органами в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, истцом является тот, в чьих интересах иск предъявлен. Что касается тех, кто обратился в суд за защитой прав других лиц, то их для практического удобства можно было бы называть «госорганами-заяви­телями», «организациями-заявителями» или «заявителями иска».

Гражданскому процессуальному законодательству известен тер­мин «заявитель», применяемый к участникам неисковых производств. Так, заявителем называется лицо, по инициативе которого судом воз­буждается дело особого производства (ст. 263,265,284 и др. ГПК). Тер­мином «заявитель иска» можно подчеркнуть, что гражданское исковое дело начато не по инициативе лица, защищающего свое право или ох­раняемый законом интерес, а по инициативе органа или лица, уполно­моченного в силу закона защищать права и интересы других лиц.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процес­суальные обязанности истца за исключением права на заключение ми­рового соглашения.

В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотрен­ные ч. 2 ст. 45 ГПК.

§ 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения

В соответствии с ч. 1 ст. 47 ГПК государственные органы, органы местного самоуправления в предусмотренных законом случаях могут привлекаться судом к участию в процессе или вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу. Например, дела о при­знании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным суд рассматривает с обязательным участием органов опеки и попечитель­ства (ст. 284 ГПК). При рассмотрении споров, связанных с воспитани­ем детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст. 78 СК). С участием органов опеки и попечительства должны рас­сматриваться дела об установлении усыновления (ст. 125 СК). Закон предусматривает и другие категории гражданских дел, в которых обя­зательно дают заключение органы местного самоуправления.

104 Глава 8 Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др лиц

§ 3 Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов 105

Кроме случаев обязательного в силу закона участия в гражданском судопроизводстве органы местного самоуправления могут вступать в процесс по собственной инициативе или привлекаться судом к уча­стию и в других делах. Основанием для такого участия государствен­ных органов и органов местного самоуправления является их заинте­ресованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обя­занностей, которые возложены на них в силу их компетенции. Участ­вуя в рассмотрении и разрешении судебных гражданских дел, государственный орган и орган местного самоуправления в своеобраз­ной по сравнению со своей обычной деятельностью форме осуществ­ляют функциональные полномочия по управлению какой-либо отрас­лью народного хозяйства или культуры, либо определенной областью общественных отношений. Таким образом, цель участия в процессе го­сударственного органа, органа местного самоуправления, дающего за­ключение по делу, — осуществление возложенных на него обязанно­стей, что прямо оговорено в законе (ч. 1 ст. 47 ГПК).

Государственные органы, органы местного самоуправления, участ­вующие в процессе для дачи заключения, наделены такими же процес­суальными правами, что и органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц. Порядок участия государст­венных органов и органов местного самоуправления в судебном засе­дании регулируется ст 174, 190 ГПК

Заключение государственного органа и органа местного самоуправ­ления, привлеченного судом к участию в процессе или вступившего в процесс по своей инициативе, оглашается в судебном заседании после исследования всех обстоятельств дела. Лица, участвующие в деле, и их представители могут задавать уполномоченным этих органов вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. В ГПК не оговорено, что заключение должно быть представлено в письменной форме. Но использование законодателем применительно к заключению слова «оглашается» дает основание полагать, что имеется в виду письменная форма, так как огласить можно только то, что написано.

Обычно письменное заключение составляется до судебного разби­рательства и подписывается руководителем государственного органа, органа местного самоуправления. Однако нельзя не учитывать, что да­леко не всегда их заключение основано на материалах предварительно­го обследования, как, например, в делах по спорам о детях. Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, государственный орган, ор­ган местного самоуправления в своем заключении касаются не только

отдельных фактов, но и существа спора (чем они значительно отлича­ются от юридически не заинтересованного в исходе дела эксперта).

В своем заключении государственный орган, в компетенцию кото­рого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиций интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду пра­вильно разрешить этот спор. Следовательно, выраженное в письмен­ном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом су­дебном заседании.

В судебных прениях представители государственных органов, орга­нов местного самоуправления выступают с речью после сторон и треть­их лиц (ст. 190 ГПК). Именно в судебных прениях представитель госу­дарственного органа, органа местного самоуправления с учетом уста­новленных в процессе исследования доказательств оглашает краткое окончательно сформированное заключение. Заключение государст­венного органа, органа местного самоуправления для суда необяза­тельно. Если же суд не согласился с заключением, он должен мотиви­ровать свое несогласие. Такое указание по конкретным делам давал Верховный Суд РФ.

Государственный орган, орган местного самоуправления участвуют в гражданском судопроизводстве лишь в целях осуществления возло­женных на них функциональных обязанностей и только в случаях, пре­дусмотренных законом.

В судебной практике органы, участвующие в гражданском судопро­изводстве по вопросам своей компетенции, иногда признаются третьи­ми лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора. Такое решение вопроса ошибочно. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, имеют к исходу дела материально-правовой, личный интерес. Этот интерес основан на свя­зи третьего лица с одной из сторон материально-правовым отношени­ем Наконец, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Таким образом, цель участия государственного органа и органа ме­стного самоуправления в гражданском судопроизводстве и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе — государствен­ный орган, орган местного самоуправления, дающий заключение по Делу, или третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

106 Глава 8. Субъекты, защищающие в гражд процессе права, свободы и интересы др. лиц

Чаще всего для дачи заключения в порядке ст. 47 ГПК в граждан­ском судопроизводстве участвуют такие органы, как жилищно-комму­нальные, здравоохранения, просвещения, финансирования.

Отличие судебных представителей от государственных органов и органов местного самоуправления состоит в том, что судебными пред­ставителями могут быть только физические лица. Судебные предста­вители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в инте­ресах сторон или третьих лиц, но и от их имени в пределах предостав­ленных им законом полномочий.

4.6. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц

Наряду с прокурором в гражданском судопроизводстве по отдельным категориям дел участие принимают органы государственной власти и местного самоуправления, различные организации и граждане, защищающие права, свободы и законные интересы других лиц [1] . Данные субъекты могут обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, но только по их просьбе, если же речь идет о неопределенном круге лиц, недееспособных или несовершеннолетних гражданах, – без таковой.

При обращении в суд статуса стороны они не получают, за исключением тех случаев, когда цель их функционирования заключается в защите собственных интересов, поэтому некоторые авторы предлагают ввести в употребление специальные термины «заявитель иска» в исковом производстве и «заинтересованное лицо» в особом производстве (М. А. Викут).

Судебная практика (позиция ВС РФ и ВАС РФ): При предъявлении гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления или их должностных лиц, нужно иметь в виду, что ответчиком по такому делу признается Российская Федерация, соответствующий субъект либо муниципальное образование в лице финансового или иного управомоченного учреждения (постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В то же время субъектов, защищающих в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц, не следует отождествлять с прокурором. Между этими участниками процесса много общего, но наличествуют и существенные различия:

1) названные субъекты обладают правом обращения в суд только в случаях, прямо предусмотренных в законе, т.е. их инициатива ограничена рамками того или иного нормативного акта;

2) субъекты, защищающие от своего имени права и интересы других лиц, не вправе приносить представления, а заключение дается только по вопросам их компетенции, но не по всему рассматриваемому делу;

3) иногда на описываемых субъектов распространяется законная сила судебного решения, например если ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства, в прочих случаях этого не происходит.

Как показывает правоприменительная судебная практика, роль государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц, не может быть сведена к процессуальному положению сторон, представителей, третьих лиц, экспертов или специалистов [2] , что связано с социальной и общественной направленностью предпринимаемых ими шагов в области гражданского судопроизводства (С. А. Иванова, Л. В. Туманова). Поэтому иногда на практике их именуют «процессуальными истцами», хотя такого термина действующее законодательство не содержит.

Законодатель выделяет две формы участия субъектов, защищающих в гражданском процессе от своего имени права и интересы других лиц: путем обращения в суд с исковым заявлением (заявлением) и посредством дачи заключения по делу.

Юридическим основанием реализации первой формы служат многочисленные федеральные законы, в том числе кодифицированные акты. Так, государственные органы в лице управлений Минюста России согласно Федеральному закону от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» за неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, могут обратиться в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно Закону РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.

В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюзов, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Исходя из Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав указанных субъектов и представлять их интересы в суде.

Производство по делам об отмене усыновления ребенка возбуждается судом не только по требованиям родителей, усыновителей ребенка, самого усыновленного, достигшего возраста 14 лет, но и органов опеки и попечительства (ст. 142 СК).

Перечисленные субъекты, подав заявление в защиту прав и законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и исполняют все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

При отказе органов, организаций либо граждан поддерживать заявленное требование в интересах иного лица производство по делу прекращается, если только само лицо не настаивает на продолжении процессуальной процедуры. Кроме того, поскольку данные субъекты не состоят в материально-правовой связи с ответчиком, к ним невозможно предъявление встречных требований.

Вторая форма, когда это предусматривает федеральный закон, позволяет государственным учреждениям и органам местного самоуправления, но не организациям и гражданам до принятия решения судом первой инстанции вступить в судопроизводство по собственной инициативе, инициативе лиц, участвующих в деле, и суда для дачи заключения. К примеру, при разрешении органом правосудия споров, связанных с определением места жительства детей, а также их воспитанием (ст. 65 СК), независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Последний обязан провести обследование условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (ст. 78 СК). Заключение органа опеки и попечительства подписывается руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на то должностным лицом подразделения этого органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Заключение оглашается после исследования всех доказательств и не является обязательным для суда общей юрисдикции, оценивается в комплексе со всеми представленными материалами, но при вынесении решения, если суд по каким-либо причинам его не воспринял, об этом должно быть указано.

Как свидетельствует практика, наиболее часто в целях дачи заключения суд по своей инициативе привлекает в процесс такие учреждения, как финансовые, образования и просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунальные. Однако, если суд в силу закона должен был привлечь к участию в деле государственные, муниципальные органы и не выполнил императивного предписания, решение может быть отменено вышестоящими судебными инстанциями, но с учетом положения ч. 6 ст. 330 ГПК, гласящей, что правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

  • [1]Чечот Д. М. Участники гражданского процесса. М., 1960. С. 128–134.
  • [2]Бахарева О. А. Субъекты, защищающие от своего имени права других лиц в гражданском судопроизводстве (на примере участия органов местного самоуправления): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 5–6.

Это интересно:

  • Как правильно писать заявления в банк Как составить заявление в банк, когда не можешь платить по кредиту? При оформлении кредита на крупную сумму сложно предвидеть всё и порой непредвиденные обстоятельства приводят к тому, что внести очередной платёж по займу не […]
  • Как писать заявление на инвалидность Как правильно проводится увольнение при установлении группы инвалидности? Добрый вечер, нужна консультация для того, чтобы точно знать, как поступать в будущем. Подскажите пожалуйста, у меня один работник получил первую группу […]
  • Ст 158 ч1 ук рф комментарии Ст.158 ч.1 УК РФ: комментарии Итак, сегодня нас будет интересовать вопрос, касающийся краж. Ни для кого не секрет, что это уголовное преступление. И оно наказывается по закону. Указываются соответствующие наказания в ст. 158 ч. […]
  • Трудовой кодекс рф режим работы и отдыха Статья 100. Режим рабочего времени СТ 100 ТК РФ Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с […]
  • Дарение доли ооо форма 14001 Образец Р14001 дарение доли в ООО участнику или третьему лицу в 2018 году Вообще, в бизнесе такие слова, как «дарение», «безвозмездный», и иже с ними, неуместны. В коммерческой среде все происходит на возмездной основе. Однако […]
  • Развод с гражданином рф Как расторгнуть брак с иностранцем? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Если вы заключили брак с иностранным гражданином в другом государстве, то и […]
  • Задать вопрос по игре зомби Зомби Ферма Информация 1 373 записи ко всем записям ПАСКЕРВИЛЛА В МОБИЛЬНОЙ ЗФ Старина Шерлок наконец добрался и до мобильных зомбиков! В версии 2.34 нам предстоит раскрыть дело о светящейся собаке и сохранить дружбу со […]
  • Образец подачи заявления о разводе Написание заявления на развод через ЗАГС по образцу Многие пары считают, что развод возможен только через суд, а для этого необходимо оформлять целую кипу бумаг. На самом же деле, подобный процесс можно провести и через ЗАГС, […]