Статья конституции о правах детей

Права ребенка в РФ

У ребенка, как у любого гражданина РФ, существуют свои права. Но далеко не всегда они соблюдаются. Малышам защитить свои права труднее всего, ведь они не знают о существующих законах и о том, как они вправе поступить. Школьное образование предлагает эти сведения детям только в старших классах, а как поступать самым маленьким и незащищенным?

Официальные документы

Первым документом, который официально закрепил права ребенка, была Всеобщая Женевская декларация, принятая в 1924 году Лигой Наций. Всеобщая Женевская декларация закрепила за детьми следующие права:

  • Обеспечение нормального развития физически и духовно.
  • В тяжелые времена первая помощь должна быть оказана ребенку.
  • Ребенок должен расти и воспитываться в любви и не эксплуатироваться.
  • Он должен быть уверен, что воспитываемые в нем качества послужат на пользу людям.

На основе этого документа позже, в 1959 году ООН утвердила еще один документ, говорящий о защите прав ребенка. Декларация прав ребенка расширила это понимание и продиктовала следующие условия для роста и развития детей:

  • Ребенок должен быть защищен от эксплуатации.
  • У него есть право на образование и пользование всеми благами общества (под ними понимание жилище, еда, одежда, т.е. все необходимое для нормальной жизни).
  • Детям должна быть обеспечена социальная защита, а в семье любовь и понимание.
  • Неполноценный ребенок имеет право обучаться и находиться в специальном учреждении.
  • Защита в целом от любой дискриминации и унижения.

Еще через 30 лет этот документ был пересмотрен и расширен. В 1989 году была принята конвенция, где был перечень всех современных прав и свобод детей. В документ были внесены другие добавки, которые позволили создать полный перечень прав ребенка:

  • имеет право на жизнь, гражданство;
  • может свободно выражать свое мнение;
  • имеет право на достойный уровень жизни и пользование медициной;
  • имеет право на личную жизнь, сохранение чести и репутации;
  • имеет право на образование;
  • может придерживаться собственных взглядов и религиозный убеждений.

Конвенция имеет 54 статьи, которые оглашают все права ребенка в мире. Конвенция является основным и для определения прав ребенка в России. Согласно этому документу было определено окончание детского возраста – 18 лет, когда ребенок получал все права наравне со взрослыми. Конвенция является обязательной для исполнения во всем мире.

Семейный кодекс

В РФ права ребенка определяет и защищает Семейный Кодекс, или Закон о несовершеннолетних, в основе которого лежит конвенция. Как и конвенция ООН, он определяет границу детского возраста – 18 лет. Закон о защите прав несовершеннолетних содержит следующие права ребенка:

  • на жизнь и воспитание в семье;
  • защиту своих интересов;
  • имя, фамилию, отчество;
  • права собственника;
  • на выражение своего мнения.

Законы о защите прав несовершеннолетних постоянно корректируются, в них вносятся новые правки и дополнения. В чем более подробно состоят права несовершеннолетнего ребенка в РФ? Вот краткое содержание закона, в основе которого лежит конвенция:

  • Закон о защите прав несовершеннолетних, опирающийся на содержание Конституции России, закрепляет за детьми право иметь собственное имя, фамилию и отчество. Их выбирают при рождении родители. После достижения совершеннолетия ребенок по желанию может поменять свои инициалы.
  • В семье малыш имеет право на общение с родственниками, на воспитании в любви и понимании. Именно родители и семья, как утверждает Закон о защите прав несовершеннолетних в России, должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были надлежащее медицинское обслуживание, образование, условия для проживания. Воспитание должно быть направлено на формирование полноценной личности. Со стороны государства материальная поддержка детей осуществляется с помощью различных пособий и выплат родителям или опекунам. При этом забота о малыше идет даже в предродовой период, когда беременная мам получает пособие или дополнительное питание.
  • Если родители не исполняют своих прямых обязанностей, согласно Конституции России они могут быть лишены родительских прав. Закон о защите прав несовершеннолетних при разводе родителей оставляет ребенка с матерью, однако у взрослых детей на суде может учитываться мнение, и часто решением суда ребенок остается с тем из родителей, кого он выберет. Так государство учитывает право детей иметь свое мнение.
  • Закон о защите прав несовершеннолетних в России называет родителей прямыми представителями ребенка в органах власти. Однако он сам может отстаивать свои права в случае, если признан дееспособным, т.е. эмансипированным.
  • Закон о защите прав несовершеннолетних в России, основывающийся на Конституции РФ, утверждает право детей на собственное мнение и его свободное выражение. При решении юридического вопроса в отношении ребенка старше 10 лет обязательно учитывается его мнение.

Согласно Конституции, у детей есть такие же права, как у взрослых, однако юридически они пока ограничены в своих действиях. Частичная уголовная ответственность наступает уже в 14 лет, полная – после 18 лет.

Соблюдаются ли права?

К сожалению, соблюдение сегодня прав и свобод человека согласно Конституции не всегда можно наблюдать, особенно в отношении детей. Хотя женевская конвенция еще давно закрепила право детей на свободное мнение и свободу от эксплуатации, применение детского труда, унижения и оскорбления детей во многом пока остаются безнаказанными. Не всегда согласно Конституции учитывается мнение ребенка в суде

Свидетельство той крайности, до которой может дойти закон о защите прав несовершеннолетних, наблюдается в Америке. В РФ органы опеки до конца будут стараться оставить детей в семье, и лишь в крайней ситуации лишат родителей их прав, а детей передадут опекуну или на попечение в детский дом.

В США также действует конвенция о правах ребенка, в этой стране, как и в РФ, ориентируются на совершенствованный документ 1924 года. Однако, в отличие от ситуации в России, там закон понимается иначе.

Согласно Конституции США ребенок может подать в суд на родителей за плохое обращение или отсутствие обеспечения надлежащих условий. Вдохновленные своими правами, дети начинают шантажировать родителей и по любому поводу обращаются в судебные органы, после чего начинаются длительные разбирательства.

Это крайность, за которой уже не стоят права, прописанные в Конституции. Такая вседозволенность оборачивается бездумным поведением детей, а официальные власти идут у них на поводу.

В РФ также фиксируются случаи использования детской порнографии, принуждения детей к труду и даже сексуальному насилию. Однако, согласно Конституции РФ, такие поступки строго караются законом.

Соблюдения закона о правах несовершеннолетних пока остается только желать, в том числе и в России. Конечно, дети в нашей стране имеют права на образование, медицинское обслуживание, но постепенно все сферы услуг становятся платными, и не все родители в России в состоянии обеспечить малышу достойное существование, хотя подарить ему любовь и понимание в их власти.

Права ребенка

Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. Сегодня мы попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Историческая справка

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.

Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

  1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).
  2. Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.
  3. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).
  4. Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).
  5. Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.
  6. Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).
  7. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка:
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).

Итак, мы рассмотрели понятие «права ребенка» и определили какими правами обладает ребенок. Далее я более подробно расскажу о каждом из них, а если у вас есть вопросы или что-то осталось не понятно, то вы всегда можете воспользоваться формой обратной связи на Портале «Я-Родитель» и я с удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Какие права ребенка гарантируются по Конституции РФ и способы их защиты

У всех детей есть свои права, которые защищены Законом РФ, Ассамблеей ООН и Семейным кодексом.

Если права и интересы детей нарушаются, необходимо обращаться в соответствующие государственные органы.

Родители должны предоставить ребенку должный уход и воспитание, пока он не достигнет совершеннолетия.

На Ассамблее ООН единогласно была принята Конвенция о правах ребёнка, благодаря которой дети теперь являются субъектами права.

Так была создана новая модель отношения к детям, что послужило толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе.

Теперь каждый ребёнок – это самостоятельный носитель права или специальный субъект права.

Наша страна участвует в этой конвенции и принимает на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объёме.

В настоящее время проводятся различные мероприятия, направленные на то, чтобы поднять жизненный уровень детей и обеспечить их правовую защищённость.

Основной документ РФ о правах и обязанностях детей – это Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ (в редакции от 17.12.2009 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Чтобы малыш правильно рос и развивался, его родители должны работать и обеспечивать его питанием, одеждой и должным воспитанием.

За соблюдение закона отвечают различные органы государственной власти.

Например, органы опеки несут ответственность за детей-сирот, которые находятся на усыновлении, то есть под опекой других людей.

В 4-й статье закона РФ под вторым пунктом указано, что государственная политика в интересах детей является основной и её приоритет заключается в следующих принципах:

  • обеспечение прав детей согласно закону;
  • поддержка семьи, чтобы была возможность воспитывать ребёнка, организовывать отдых и оздоровление, защиту его прав, а также готовить его к полноценной жизни в обществе;
  • ответственность должностных лиц и других граждан за нарушение прав и законных интересов детей и за причинение им вреда;
  • поддержка общественных организаций, которые защищают права и законные интересы ребёнка.

Также в этом законе указывается, что родители детей или лица, их заменяющие, должны содействовать при осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту прав и законных интересов с учётом возраста и дееспособности.

Закон об образовании РФ – это основной документ, который обеспечивает защиту конституционного права граждан России на образование и правовое регулирование отношений в данной области.

Документ создаёт правовые гарантии и определяет права, обязанности и полномочия в сфере образования.

В профилактике правонарушений детей необходимо придерживаться ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности детей и правонарушений несовершеннолетних граждан».

Регламентация семейных отношений – воспитание детей и забота о них

Ребёнок должен иметь условия для духовного и физического развития.

Мужчина и женщина, состоящие в семейных отношениях, должны нести равную ответственность за воспитание своих детей – это прописано в Семейном кодексе РФ.

Когда родители в разводе и не живут вместе, место проживания детей устанавливается судом, если родители не могут договориться и решить о месте проживания ребёнка.

Несовершеннолетние лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста, могут самостоятельно избирать место жительства с согласия законных представителей.

При этом право на проживание с отцом или матерью сохраняется.

Право детей жить и воспитываться в семье включает в себя также права:

  • на должную заботу родителей;
  • право знать своих отца и мать;
  • на воспитание своими родителями;
  • всестороннее развитие и обеспечение интересов ребенка;
  • уважение человеческого достоинства.

Если нарушаются права ребёнка, необходимо обратиться в органы власти с подробным описанием сложившейся ситуации.

Правоохранительные органы должны выяснить факт и причины плохого обращения с ребёнком, а также передать дело в суд.

Забота родителей заключается не только в обеспечении детей питанием, одеждой, школьными принадлежностями и так далее.

Должно проявляться внимание к ребёнку, ему должна оказываться помощь при разрешении тех или иных вопросов и развитии его разнообразных интересов.

Если наблюдается бездействие по отношению к правам ребёнка гарантированным Конституцией РФ, может произойти самое страшное.

Дети могут пострадать физически и духовно (ухудшение здоровья, плохая социальная адаптация и потеря человеческого достоинства).

Основные принципы развития системы по защите прав детей

В каждой стране мира имеется своя принятая декларация по правам ребёнка.

В рекомендациях к этому документу есть предписания, на что нужно обратить внимание и какие проблемы должны быть решены в первую очередь, а также какие имеются методы и пути их решения.

К основным положениям такой декларации в нашей стране можно отнести:

  • создание благоприятных условий жизни для каждого ребенка (питание, профессиональная медицинская помощь, социальные услуги и многое другое);
  • обеспечение качественного образования (школа, университет);
  • предоставление маленьким детям и подросткам возможности для деятельного участия в жизни общества.

Одной из серьёзных проблем в данной области считается проблема жестокого обращения с детьми.

Это все формы физического и психического насилия, нанесение побоев и оскорблений, плохое отношение, эксплуатация ребенка и сексуальные посягательства на него.

Почти половина всех случаев жестокого обращения с детьми происходит дома в семье, остальная половина принадлежит школам и другим детским учреждениям.

Поэтому большое значение в данном случае имеет специальная система, которая помогает отслеживать такие нарушения прав ребёнка.

Ключевая проблема в данной области – это отсутствие профилактической работы.

Меру воздействия к нарушителям прав применяют тогда, когда уже невозможно исправить положение.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту , в которой подробно объясняется кто может обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав

Или ТУТ вы узнаете о помощи многодетным семьям

Как получить снилс на ребенка:

Куда обратиться и как решить проблему?

Часто бывает так, что мы видим нарушение закона, но не знаем, как поступить в данном случае и к кому обратиться.

Например, рядом в подъезде живёт семья с детьми. Родители выпивают и постоянно кричат на детей.

Или ребенок ходит с синяками, в грязной одежде, часто плачет.

В этом случае ни в коем случае нельзя бездействовать, так как за ребёнком нет должного ухода и происходит унижение его собственного достоинства.

Каждый гражданин должен предпринять следующие меры:

  • Написать заявление в милицию с подробным описанием ситуации, указанием личных данных обидчиков и ребёнка.
  • Обратиться в органы опеки и попечительства. Данный отдел находится в райисполкоме.
  • Обратиться в суд с заявлением для привлечения нарушителей к ответственности.

Граждане, которые видят издевательство над ребёнком, должны сделать первый шаг, чтобы это прекратилось и малыш рос в нормальной психологической обстановке.

Только тогда из ребёнка вырастет полноценный человек, социально адаптированный для жизни в обществе.

После того как соответствующие органы примут заявление, они должны его рассмотреть в течение трех дней и в течение десяти дней предоставить ответ в письменной форме гражданам, которые составляли обращение.

При этом обследуется квартира, где живёт ребёнок, и оцениваются на адекватность его родители.

Если органы опеки и попечительства, а также полиция приходят к единому решению, что детям в такой обстановке жить опасно для их здоровья и психики, их забирают в интернат.

Там они будут находиться до тех пор, пока будет идти суд.

После окончании судебного процесса согласно вынесенным решениям, если родителей лишают родительских прав, детей забирают в детский дом.

Если выносится родителям предупреждение, совет опеки и попечительства обязаны регулярно навещать семью, чтобы убедиться в том, что замечания учитываются и дети живут в нормальных условиях и с должным воспитанием.

Закон России предусматривает, что родители не должны причинять вред физическому и нравственному здоровью ребёнка.

Недопустимо пренебрежительное и жестокое обращение с детьми, которое влечёт за собой унижение человеческого достоинства.

Недопустимо оскорблять ребёнка или эксплуатировать его.

Согласно закону ребёнок имеет право на защиту своих интересов и прав, которое должно осуществляться родителями, органами опеки или судом.

Родители выполняют свои обязанности до достижения ребенком совершеннолетия, защищая его права и интересы, а не свои собственные.

Если отец и мать злоупотребляют своими правами и уклоняются от воспитания ребенка, защита возлагается на органы опеки.

Статья по правам ребенка

В правовом статусе ребенка его права и обязанности представляют собой элемент особой важности. Значение прав, свобод и обязанностей ребенка как элемента его право вого статуса состоит в том, что через их совокупность можно определить, рассмотреть весь спектр отношений в сфере дет ства и установить степень их правовой урегулированности.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Конституции Российской Фе дерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Используемые Консти туцией Российской Федерации термины «все», «каждый», «гражданин», разумеется, относятся и к детям. Имеется и другое косвенное подтверждение того, что Основной закон стоит на страже прав и законных интересов ребенка, — преамбула Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» гласит о том, что эти права и законные интересы предусмотрены Конституцией Россий ской Федерации.

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ).
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которым, к слову, должны соответствовать нормы российского права. Среди них самыми значимыми являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год)
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.
Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.)

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Основные права детей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов.

А вот как описаны права ребенка в Конвенции ООН о правах ребенка :
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону , и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры» (ст. 3).
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Кроме того, Декларация прав ребенка , провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. и была принята Конвенция о правах ребенка .

Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне. Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).

20 ноября — день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции , — ежегодно отмечается как День прав ребенка. Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества. Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:

право на жизнь и здоровое развитие;

право на гражданство;

право знать своих родителей;

право на заботу родителей и совместное с ними проживание;

права и обязанности родителей по отношению к детям.

Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.

Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Согласно ст. 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

В соответствии со ст. 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка ( ст. 13 Конвенции).

На основании ст. 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.

Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества ( ст. 23 Конвенции).

Ребенок имеет право на здравоохранение ( ст. 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( ст. 26 Конвенции).

Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

По ст. 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

На основании ст. 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения ( ст. 34 Конвенции).

Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:

ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;

каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.

Указанные законодательные акты определяют в качестве приоритетной задачи государственной политики соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Современное семейное законодательство, в отличие от прежнего, преимущественно диспозитивно регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав ( ст. 1 СК РФ).

«Ваш ребенок и его права: закон и мораль» (Тарасенкова А.Н.) («Библиотечка «Российской газеты», 2012);

Статья Михаила Красильникова с сайта http://www.ya-roditel.ru ;

«Конституционные права ребенка в Российской Федерации: научно-практическое пособие» Бондаренко, О. А.

Статья: Защита прав несовершеннолетних в семейных правоотношениях (Хомякова М.Е.) («Судья», 2015, N 7)

Это интересно:

  • Правильно поставил машину на учет Как узнать, переоформил ли покупатель машину после продажи? Проверка учёта авто Узнать, переоформил ли покупатель и новый владелец машины на себя её в ГИБДД, после продажи, появляется необходимость, так как продажа машины на […]
  • Ломбард в казани под залог недвижимости Деньги в долг под залог недвижимости Работаем с 2003 года Кол-во выданных займов Сумма выданных займов Авто остается у вас Рассчитать займ под залог недвижимости Условия выдачи займа Возраст 18-65 лет; Проживание в РТ; […]
  • Как поставить машину на учет казань Как поставить на учёт ГИБДД машину юридического лица? Машину фирмы на учёт ГИБДД Регистрация машины юрлицом не намного сложнее, но сопряжена с рядом тонкостей и большим штрафом за просрочку такой регистрации. Как поставить […]
  • Езда без страховки при покупке автомобиля Техосмотр — 435 ₽ Транспортные средства любых категорий. Время прохождения: 10–20 минут. Где пройти техосмотр Наши пункты техосмотра расположены на обоих берегах в удобном месте. Правый берег: Б. Хмельницкого, 84 к5 (за МЭО […]
  • Сколько составляют алименты на 2 ребенка Алименты на двоих детей Алименты на двоих детей по решению суда могут выплачиваться: отцом; матерью; обоими родителями (отцом/матерью) законному представителю детей (приёмным родителям, родственнику, занимающемуся их […]
  • Понятие преступления и его признаки ст 14 ук Невменяемость: в каких случаях и по каким признакам она устанавливается? Как часто мы слышим по радио, по ТВ, читаем в Интернете, что огромное количество преступлений совершается людьми, которые не могли воспринимать […]
  • Земельный участок многодетным краснодар Перечень и порядок получения налоговых льгот для многодетных семей Все без исключения многодетные семьи рассчитывают на государственную поддержку. Но, несмотря на все попытки оказать всю необходимую финансовую помощь в сфере […]
  • Как оформить возврат денежных средств покупателю в 1с 83 Как оформить возврат денежных средств покупателю в 1с 83 Вопрос: Как отразить возврат денежных средств на платежную карту покупателя в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)? Дата публикации 11.04.2016 Использован релиз 3.0.49 Какие в […]