Ст 42 ч2 коап рф

Комментарии к СТ 8.42 КоАП РФ

Статья 8.42 КоАП РФ. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Комментарий к статье 8.42 КоАП РФ:

1. Целью данной статьи является установление дополнительных мер защиты правопорядка при осуществлении различных видов производственной и иной деятельности вблизи от водных объектов. Сфера деятельности статьи ограничена местом совершения правонарушений, т.е. прибрежной защитной полосой водных объектов, их водоохранными зонами, зонами санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также кругом субъектов, которые осуществляют на указанных территориях противоправную деятельность либо функции контроля и надзора.

2. Правовое регулирование охраны прибрежной защитной полосы водных объектов, их водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляется на основе норм Водного кодекса РФ, подзаконными нормативными актами, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Статья включает два формальных состава и является специальной по отношению к ст. ст. 8.1, 8.13 и др. комментируемого Кодекса.

3. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области использования и охраны территорий, предназначенных для защиты водных объектов и обеспечения правомерных видов пользования ими.

Предмет правонарушения перечисляется как в наименовании, так и в тексте статьи. Подробно он раскрывается в ст. ст. 55, 67 ВК РФ (см. также комментарий к ст. 8.13 настоящего Кодекса).

4. Объективная сторона составов правонарушений сформулирована с помощью только одного термина «использование», которое является максимально обобщенным обозначением всех возможных разновидностей хозяйственной и иной деятельности. Фактически содержание данного признака состава раскрывается только на основе правил, установленных природоресурсным, санитарным и экологическим законодательством РФ. Использование означает любые активные действия.

5. Субъекты правонарушения перечислены в тексте комментируемой статьи.

6. Субъективная сторона — умышленная вина.

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица органов, осуществляющих в пределах их компетенции федеральный и региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. ст. 23.23 и 23.23.1), органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ст. 23.27); по ч. 2 данной статьи дела рассматривают также должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 23.13).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

СТ 1.4 КоАП РФ

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 1.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Закрепленные в ч. 1 комментируемой статьи общие положения, раскрывающие содержание принципа равенства перед законом, распространяются на все категории физических и юридических лиц, совершивших административное правонарушение.

2. Категорией «физические лица» охватываются:

— граждане РФ, в том числе лица, имеющие двойное гражданство;

— лица без гражданства;

— беженцы, в случае предоставления им убежища в Российской Федерации;

В ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» раскрываются понятия «гражданство Российской Федерации», «двойное гражданство», «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства».

Гражданство РФ — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Двойное гражданство — наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Беженец — лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»).

3. Содержание ч. 1 комментируемой статьи прямо вытекает из положений ст. 19 Конституции РФ, провозгласивших принцип равенства всех перед законом и судом (ч. 1), государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2); закрепивших, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3).

В точном соответствии с положениями ст. 19 Конституции РФ в ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ, регламентирующей равенство перед законом физических лиц, определено, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Категорией «юридические лица» охватываются как российские, так и иностранные юридические лица, юридические лица с участием российского и иностранного капитала, а также международные организации и объединения, обладающие статусом юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету (ст. 48 ГК РФ).

Согласно положениям ч. 1 комментируемой статьи юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

5. В ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ законодателем установлены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Для правильного применения положений ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что особые условия:

— относятся к случаям совершения административных правонарушений должностными лицами, выполняющими определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц);

— устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами;

— касаются применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности указанной категории субъектов административных правонарушений.

6. Непосредственно в Конституции РФ закреплены следующие положения, имеющие отношение применительно к ч. 2 комментируемой статьи:

— Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст. 91);

— члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 1 ст. 98);

— судьи неприкосновенны (ч. 1 ст. 122).

Положений о неприкосновенности иных должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, например Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя и членов Правительства РФ, Председателя Счетной палаты РФ, прокуроров, Конституция РФ не содержит.

7. В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

8. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности прокуроров определены в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В ст. 42 «Порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности» закреплено, в частности, что «проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры» (п. 1). Поскольку далее речь идет о порядке проверки сообщения о факте преступления, совершенного прокурором, то понятием «правонарушение» в данной статье охватывается именно административное правонарушение. В данном Законе нет запрета на привлечение прокуроров к административной ответственности, но, к сожалению, не регламентируется и то, каким образом и кто правомочен возбудить производство по делу об административном правонарушении.

Что касается особых условий применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении прокуроров, то они состоят в следующем: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления (п. 2 ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Следовательно, в данном Законе нет запрета на применение в отношении прокуроров таких мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как, например, административное задержание, отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Но на практике к работникам прокуратуры фактически не применяются никакие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

9. К иным должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которых установлены особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, могут быть отнесены, например, сотрудники органов внутренних дел (полиции) и иные лица, имеющие специальные звания (см. комментарий к ст. 2.5 КоАП РФ).

Статья 4.3 КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (действующая редакция)

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

2. Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 4.3 КоАП РФ

1. В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов Федерации или судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п. 6 ч. 1 данной статьи). К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие) нарушителя — физического или юридического лица, способные увеличить общественно опасные последствия проступка. Для административных проступков физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный, с точки зрения правонарушителя, акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям.

При мотивации своего действия правонарушитель исходит из ложного предположения о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. Это может происходить при неознакомлении правонарушителя с действующими нормативно-правовыми актами, что, однако, не освобождает его от ответственности.

2. Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних.

Признаки группового правонарушения квалифицируются при совместном участии двух или более лиц в совершении умышленного административного проступка. Административная ответственность соучастников административного правонарушения определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении общественно опасного деяния. Комментируемая статья предусматривает квалифицирующие признаки обстоятельств, отягчающих ответственность, в зависимости от степени общественной опасности деяния организатора, исполнителя или иного соучастника административного правонарушения. В некоторых случаях различия в степени общественной опасности организатора и иных соучастников возможны на основе анализа косвенных признаков: например, действия по вовлечению несовершеннолетнего в правонарушение предполагают различную степень общественной опасности лица, организовавшего совершение несовершеннолетним проступка или руководившего его исполнением (организатора) либо склонившего несовершеннолетнего к совершению проступка (подстрекателя), и лица, непосредственно совершившего правонарушение или участвовавшего в совершении проступка (исполнителя).

3. По смыслу п. 5 ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайной ситуации (см. п. 1 комментария к ст. 20.6).

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи обстоятельства не могут быть учтены как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения (см., например, комментарий к ст. 6.10). По смыслу данного предписания любой из шести признаков, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, уже определенный диспозицией правовой нормы КоАП, тем самым и предусматривает применение более суровых административных наказаний, и поэтому нет необходимости в квалификации этих признаков в качестве отягчающих ответственность обстоятельств. Последнее возможно лишь в тех случаях, когда в статье КоАП, определяющей соответствующее административное правонарушение, признак, отягчающий ответственность, не упомянут.

5. Применительно к налоговым правонарушениям НК предусматривает единственное обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение правонарушения: согласно п. 2 ст. 112 НК обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В отличие от КоАП, определение размера штрафа — единственного вида налоговой санкции, установленного НК, — обусловлено квалификацией судом обстоятельства, отягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения; согласно п. 4 ст. 114 НК наличие указанного обстоятельства влечет за собой увеличение размера штрафа на 100%.

Статья 8.9 КоАП РФ. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Новая редакция Ст. 8.9 КоАП РФ

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 8.9 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с охраной недр и гидроминеральных ресурсов. Состав правонарушения формальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение требований; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

2. Недра, согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. N 2395-1, являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (абз. 1 преамб.). Как известно, пользователь недр обязан обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами. К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относятся, в частности, обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр, охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку, а также предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод (абз. 7 ч. 2 ст. 22, абз. 2, абз. 7, абз. 8 ч. 1 ст. 23).

3. Недра, согласно акад. О.В. Колоколову, представляют собой часть природной среды, которая представляет собой пространство под земной поверхностью, заполненное органическими и неорганическими веществами, находящимися в твердом, жидком или газообразном состоянии, в простейших структурах или в сложных соединениях . По мнению проф. Н.Б. Мухитдинова, под недрами следует понимать часть природной среды, которая может быть использована для удовлетворения народнохозяйственных нужд путем извлечения (отделения) или размещения подземных сооружений, хранения соответствующих веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод. Граница между недрами и поверхностью (землей) как самостоятельными объектами права исключительной государственной собственности должна проходить там, где использование земной толщи в качестве недр не влечет отрицательных последствий для землепользования, а использование ее в качестве поверхности не наносит вреда недрам . Для признания тех или иных минеральных веществ полезными ископаемыми необходимы два признака, т.е. минеральное вещество должно быть составной частью недр; минеральное вещество должно быть годным для добычи с промышленной целью. Под полезными ископаемыми следует понимать твердые, жидкие и газообразные вещества недр, которые на определенном этапе развития науки и техники могут быть использованы для удовлетворения хозяйственных нужд в естественном виде или после предварительной обработки. Месторождения представляют собой естественные скопления полезных ископаемых, т.е. такие скопления полезных ископаемых, которые являются результатом воздействия природных сил .
———————————
См.: Колоколов О.В., Хоменко Н.П. Охрана окружающей среды при подземной разработке месторождений полезных ископаемых: Учебник для вузов. Киев; Донецк: Вища школа, 1986. С. 75 — 76.

См.: Мухитдинов Н.Б. Теоретические проблемы советского горного права: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1980. С. 26 — 27.

См.: Мухитдинов Н.Б. Горные отношения в СССР: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Алма-Ата, 1973. С. 15 — 16.

4. Правила охраны недр утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 71 . В соответствии с Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утв. Приказом МПР РФ от 7 февраля 1998 г. N 56 и Приказом Госгортехнадзора РФ от 31 декабря 1997 г. N 58 , на оборотной стороне горноотводных актов к лицензиям на право пользования недрами указывается, что пользователь недр на предоставленном в уточненных границах горном отводе для разработки месторождений нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатации подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов обязан производить разработку месторождения в соответствии с утвержденными технологическими проектными документами, планами развития горных работ, правилами технической эксплуатации и условиями лицензии; применять наиболее рациональные и эффективные способы разработки месторождений; не допускать сверхнормативных потерь, а также выборочную отработку участков месторождения; осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку; осуществлять учет состояния и движения запасов и потерь нефти и газа; не допускать порчу разрабатываемого и соседних с ним месторождений; разрабатывать и утверждать планы ликвидации аварий; обеспечивать ведение горно-экологического мониторинга; обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или теплоэнергетических вод в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разработку; не допускать самовольную застройку территории над горным отводом зданиями, сооружениями или иными объектами, не предусмотренными проектом обустройства месторождения; приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти и газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры; соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа или теплоэнергетических вод, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов или его части; приводить земельные участки, нарушенные при разработке месторождений по добыче нефти или газа, строительстве подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов, в безопасное состояние, а также в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
———————————
РГ. N 118. 2003. 19 июня.

Другой комментарий к Ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

2. Статьей 23 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» предусматриваются основные требования по охране недр, каковыми являются:

соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

обеспечение полноты охраны недр;

проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и т.д.

3. Нарушение указанных выше требований по охране недр и гидроминеральных (минеральных вод) ресурсов является основанием для привлечения субъектов правонарушения к административной ответственности. При этом для наступления административной ответственности по указанной статье нарушение данных требований должно создать возможность загрязнения недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

В случае нарушения правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, влечет наступление уголовной ответственности в соответствии со ст.255 УК.

4. С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

Статья 7.7 КоАП РФ. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения

Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Комментарии к ст. 7.7 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — охрана водохозяйственных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также обеспечение надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.

2. Правовое регулирование осуществляется ВК РФ и Федеральным законом от 27 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (с изм. и доп.). Важные положения содержатся в постановлениях Правительства РФ.

3. Статья содержит один состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Ими являются объекты и системы водоснабжения и водоотведения, водохозяйственные сооружения и устройства (гидротехнические сооружения), накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности либо не имеющие владельца (см. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника» с изм. и доп.), а также водохозяйственные сооружения и устройства, которые используются для осуществления специального водопользования согласно Перечню видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), утвержденному Министерством природных ресурсов РФ.

Водный кодекс РФ определил основные требования к использованию водных объектов (ст. 42), а также специальные требования — в зависимости от целей использования водных объектов (питьевое и хозяйственное водоснабжение, сброс сточных вод и (или) дренажных вод; использование водохранилищ, водных объектов для производства электроэнергии, для целей водного и воздушного транспорта, разведки и добычи полезных ископаемых; для сплава древесины; для лечебных и оздоровительных целей, обеспечения пожарной безопасности и др. (ст. ст. 43 — 53 ЛК РФ).

4. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, выражающихся в повреждении, т.е. нарушении состояния, гидротехнических сооружений и (или) их частей (например, приведение в негодность механизмов судоподъемников, повреждение русла дамб при проезде транспорта и пр.); в снижении установленных критериев безопасности гидротехнического сооружения — предельных значений количественных и качественных показателей состояния и условий его эксплуатации, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденных в установленном порядке федеральным органом государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

5. Субъективная сторона правонарушения — вина в форме неосторожности.

6. Субъекты указаны в санкции данной статьи.

7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (за исключением повреждения гидротехнических сооружений) (ст. 23.23); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 39 ч. 2 ст. 28.3).

Ст 42 ч2 коап рф

Косланский судебный участок Удорского района Республики Коми

Материал за № 5-722/2011

с . Кослан 17 ноября 2011 года

Мировой судья Калмыков В.Э. Косланского судебного участка расположенного по адресу: 169240, с. Кослан, Удорский район Республика Коми ул.Центральная д.4, рассмотрев поступивший в отношении

гр. Трофимова В.А.,

которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1. Кодекса РФ об АП о том, что он вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом, участвовать в рассмотрении дела, в т.ч. при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства,

материал об административной ответственности за невыполнение законных требований, следователя, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, т.е. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об АП,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно представленных в суд материалов, в . Трофимов В.А., умышленное не выполнил требование следователя СО отдела МВД России по району: не явился на допрос по повестке в качестве потерпевшего по уголовному делу.

Трофимов В.А., будучи извещенным надлежащим образом, о дате и времени судебного разбирательства в суд не явился, своего представителя не направил и не просил рассмотреть административный материал в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Суд, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

начальником следственного отдела МВД России по району было возбуждено уголовное дело по факту тайного хищения чужого имущества, цветного телевизора, «Nakio» стоимостью 3000руб.

Потерпевшим по уголовному делу является Трофимов В.А.

Трофимову была вручена повестка о вызове на допрос к . , однако он без уважительных причин к следователю не явился.

В соответствии со ст.42 УПК РФ потерпевший отнесен к участникам уголовного судопроизводства. Законом на него возложены различные процессуальные обязанности, в том числе являться по вызову следователя.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение данной обязанности ч.6 ст. 42 УПК РФ предусмотрена ответственность в виде привода.

В случае уклонения неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, на потерпевшего согласно ст.117 УПК РФ может быть наложено денежное взыскание. Данная мера государственного принуждения установлена специально для участников уголовного судопроизводства.

Статья 38 УПК Российской Федерации регламентирует статус следователя в уголовном процессе и определяет его полномочия, которые реализуются по основаниям и в порядке, предусмотренным положениями данного Кодекса. Статья не регулирует порядок привлечения к административной ответственности за неявку на допрос потерпевшего.

Согласно диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ требования следователя должны быть законными, при осуществлении производства по делу об административном правонарушении, в рассматриваемом случае производство велось по уголовному делу.

Анализируя, вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что Трофимов В.А., не может быть привлечен к административной ответственности, за ненадлежащее исполнение своих процессуальных обязанностей по уголовному делу.

Содержащиеся в ст.42 УПК РФ нормы являются регулятивными, поэтому их не соблюдение, обеспечивается соответствующей охранительной нормой (санкцией), выраженной в ч.6 ст.42, ст.117 УПК РФ.

Суд, также указывает, что ст.7 УПК РФ определено, что в ходе производства по уголовному делу приоритет имеют нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед другими федеральными законами.

Ранее положение указанной статьи была предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, где сформулирована правовая позиция, согласно которой в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы, независимо от времени их принятия, приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений (пункт 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 г. N 13-П, пункт 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 371- О-П).

С учетом установленных обстоятельств суд, приходит к выводу, что в действиях Трофимова В.А. отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ст.17.7 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе в случае отсутствия состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 17.7, 23.1, 24.5 ч. 1 п. 2, 29.1 — 29.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об АП в отношении Трофимова В.А., — прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

На постановление может быть подана апелляционная жалоба в Удорский районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Это интересно:

  • Статья 20 171-фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении […]
  • Квартиры в наем в видном Снять квартиру в Видном Всего 254 объявления Всего 254 объявления Аренда однокомнатной квартиры, 45 м², этаж 9 из 16. вчера в 15:05 7 Риелтор Пожаловаться Заметка Сдам в аренду однокомнатную квартиру, 42 м², этаж […]
  • Коап ст1933 Приказ Минсельхоза России от 29.08.2017 N 450 "О внесении изменений в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 7 ноября 2014 […]
  • Обязательное личное страхование военнослужащих Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел […]
  • Пункт 1 статьи 4 гк рф Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени 1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на […]
  • Выходное пособие при увольнении в 1с 82 Как начислить выходное пособие в 1С ЗУП 8.3 Для начисления выходного пособия в 1С ЗУП 3.0 предусмотрен документ «Увольнение» Зарплата > Все начисления > Создать > Увольнение Рассмотрим для наглядности небольшой пример: Базин […]
  • Земли сельскохозяйственного назначения для дачного строительства риски СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА НА ДАЧНОЙ ЗЕМЛЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН" СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛОГО ДОМА НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ. Постановление Конституционного […]
  • Закон о рекламе doc Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 489-ФЗ “О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе» (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 […]