Ст 212 215 гк рф

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к статье 212 Гражданского Кодекса РФ

1. Согласно п. 2 ст. 8 Конституции в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 комментируемой статьи также указывается на различные формы собственности в Российской Федерации. Понятие формы собственности употребляется в экономическом смысле. Оно объединяет в себе тип собственника и виды имущества, которые могут находиться в собственности. Таким образом, под формой собственности понимаются экономические отношения, характеризуемые индивидуализацией собственника, выступающего в качестве субъекта данных отношений, и разновидностью имущества, принадлежащего собственнику.

Перечень форм собственности, данный как в Конституции, так и в Кодексе, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Однако иных форм собственности, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Конституции и п. 1 комментируемой статьи, в настоящее время в России не существует. В п. 1 комментируемой статьи, по существу, лишь воспроизводится конституционная формула, в действительности не имеющая особого гражданско-правового смысла.

2. В обществах с развитой рыночной экономикой обычно существуют две формы собственности: частная и государственная. Объектами частной собственности, которая считается основной формой собственности, являются все виды имущества, не относящиеся к государственной собственности. В то же время один вид имущества должен служить общим интересам всего общества и быть доступен для каждого его члена. К такому имуществу, находящемуся в собственности государства, могут относиться, например, площади, улицы, парки, реки и т.п. В этом же направлении идет процесс развития и российского общества. В п. 2 ст. 212 ГК определяется перечень субъектов права собственности, совпадающий с составом участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (см. коммент. к ст. 2 ГК). Соответственно, выделяются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

3. Особенности возникновения, прекращения и осуществления права собственности на имущество во многом определяются его субъектным составом. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен порядку, в котором могут устанавливаться особенности регулирования отдельных аспектов права собственности. Так, правовым источником установления указанных особенностей может выступать только закон (например, гл. 14, 15 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон о защите прав потребителей, Закон об оружии). Данное уточнение в комментируемой статье является существенной дополнительной гарантией равенства форм собственности.

Правило, содержащееся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, устанавливает, что возможны виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Введение подобного ограничения объективно отражает потребности любого государства в защите своего суверенитета, обеспечении обороноспособности и безопасности, а также учете интересов большинства населения, проживающего на его территории.

4. Цель п. 4 комментируемой статьи — обеспечение равноправия собственников в вопросе защиты. В связи с этим следует подчеркнуть невозможность существования форм права собственности. Понятие «форма собственности» — экономическое, а не юридическое. Наличие же разных форм прав собственности неизбежно влечет появление разных по объему и степени защиты прав собственности, что противоречит устоям демократического государства.

Правовое государство обеспечивает равные (как по содержанию, так и по гарантиям защиты и охраны) юридические возможности всем без различия собственникам. Поэтому в действительности речь должна идти не о формах права собственности, а о принадлежности имущества на праве собственности различным субъектам — гражданам, юридическим лицам, публично-правовым образованиям, причем с совершенно одинаковым объемом правомочий.

Конституция (ст. 8) и п. 4 комментируемой статьи гарантируют равенство в защите всех форм собственности и в правомочиях, принадлежащих собственнику, независимо от того, какую форму собственности он представляет.

Ст 212 215 гк рф

Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. С

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

1 . Принцип равенства форм собственности в РФ закреплен ч. 2 ст. 8 Конституции РФ. Закон допускает существование иных форм собственности, кроме перечисленных в коммент. ст., однако на сегодняшний день перечень форм собственности в России исчерпывается частной собственностью, видами которой можно считать собственность граждан и собственность организаций, государственной (в лице РФ и субъектов РФ) и муниципальной собственностью.

Равенство форм собственности обеспечивается, во-первых, установлением по общему правилу единого для всех субъектов гражданского оборота порядка приобретения, осуществления и прекращения права собственности, а во-вторых, равной защитой прав всех собственников (соответственно пп. 3 и 4 коммент. ст.). Единообразие в защите всех форм собственности проявляется, с одной стороны, в отказе от принципа неограниченной виндикации государственной собственности (ст. 90 ГК 1964 г. относила иски об истребовании государственного имущества из незаконного владения к кругу требований, на которые не распространяется исковая давность), а с другой стороны — в установлении единых для всех субъектов гражданского оборота общего и специальных сроков исковой давности, приостанавливающих и прерывающих ее течение обстоятельств.

2. Дополнительной гарантией равенства всех форм собственности служит установленное п. 3 коммент. ст. правило, в соответствии с которым особенности реализации права собственности, обусловленные спецификой личности собственника, могут устанавливаться только законом. Как правило, эта специфика проявляется в специальном характере правоспособности государства и юридических лиц, а также в установлении дополнительных гарантий защиты интересов физических лиц (см. гл. III, IV Закона об унитарных предприятиях; гл. 23 Таможенного кодекса РФ; Закон о защите прав потребителей).

3. Об отнесении имущества к тому или иному уровню государственной собственности и к муниципальной собственности см. коммент. к ст. 214, 215 ГК.

Исключительно в государственной собственности могут находиться имущественные объекты, изъятые из гражданского оборота, использование которых тем не менее является объективно необходимым с учетом уровня научно-технического прогресса в целях обеспечения эффективного функционирования экономической системы государства или национальной безопасности (например, объекты атомной энергетики; ядерные и обычные вооружения), объекты, составляющие основу национального богатства и экологической безопасности государства (недра, животный мир) и иные объекты.

Виды и формы собственности

(В предложенных для профессионалов-оценщиков вариантах переводов МСО, сделанных в 2000—2005 гг., понятие «собственность», не говоря уже о понятиях «движимая собственность», «недвижимая собственность», вообще отсутствует. Оно подменено понятием «имущество», которое в российском правовом поле существует отдельно, само по себе.)

Российское законодательство выделяет следующие формы собственности (ст. 212, 214 и 215 ГК РФ):
— государственная;
— муниципальная;
— частная.
Формы собственности подразделяются на виды. Так, частная собственность бывает двух видов:
1) частной собственностью граждан (отдельных лиц, членов семьи, объединения граждан, иностранных граждан, фермерского хозяйства);
2) частной собственностью юридических лиц (кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных обществ и товариществ, некоммерческих общественных объединений, иностранных юридических лиц).
К иным формам относится общая собственность (ст. 244 ГК РФ). Общая собственность также подразделяется на два вида: совместная и долевая (ст. 245-255 ГК РФ).
Таким образом, многообразие видов частной собственности, особенно интересных с точки зрения независимой оценки, составляют:
— личная собственность граждан;
— собственность юридических лиц;
— общая совместная собственность;
— общая долевая собственность.
Права всех собственников равным образом защищаются государством.
В государственной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность субъектов РФ). В статье 214 ГК РФ говорится, что имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо такое имущество составляет казну государства (Российской Федерации или субъекта РФ).
В муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а так-!, же другим муниципальным образованиям.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, являющееся коммерческой организацией, не наделяется правом собственности на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество. Такое имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
ГК РФ (ст. 217) предусматривает возможность передачи государственного и муниципального имущества его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В частной собственности или собственности граждан (физических лиц) и хозяйственных товариществ и обществ, акционерных обществе дочерних и зависимых обществ, производственных кооперативов (юридических лиц) может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

В соответствии с главой 16 ГК РФ к иным формам собственности относится общая собственность на имущество, находящееся в собственности двух или более лиц. При этом, если возможно определение доли каждого из собственников в праве собственности, — это долевая собственность. Если доли не определены или имущество не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона, — собственность совместная. К форме общей собственности относится собственность разнообразных хозяйственных образований: трестов, концернов, совместных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ собственников жилья и др.

Правовые основы регулирования отношений, возникающих по поводу недвижимости, сформулированы в ст. 71, 72 и 76 Конституции российской Федерации (далее — Конституция РФ) и регулируются законодательством различных отраслей права — гражданского, жилищного, земельного и т.д. Например, в отношении недвижимой собственности за государством остается право охраны государственного порядка, право налогообложения, право отчуждения частной собственности для использования последней в интересах общества, право, которое п0Дразумевает переход собственности в руки государства, если нет законных наследников. Однако эти два последних вида права на оценку собственности влияния практически не оказывают.

Источник: Оценка недвижимости : учебное пособие / Т. Г. Касьяненко, Г.А. Маховикова, В.Е. Есипов, С.К. Мирзажанов. — М.: КНОРУС, 2010.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Комментируемая статья воспроизводит данное положение в п. п. 1 и 4.

Основной Закон упоминает о формах собственности, в том числе и о частной, также в ст. ст. 9, 35, 36. При этом, если проанализировать текст всех четырех частей ГК РФ, мы не увидим упоминания частной собственности, кроме как в комментируемой статье (в п. 1 ст. 1 используется также словосочетание «частные дела»).

Безусловно, частная собственность не только правовая и экономическая, но и политическая категория. Именно политическими мотивами руководствовалась рабочая группа по подготовке части первой ГК РФ, когда во втором чтении ст. 213 переименовали из «Право частной собственности» в «Право собственности граждан и юридических лиц». Вряд ли это сыграло решающую роль, однако в условиях жесткой политической борьбы часть первая Кодекса все-таки была принята.

Что касается иных (кроме частной, государственной и муниципальной) форм собственности, то следует отметить, что дискуссия о формах собственности во время подготовки Конституции РФ не была завершена и выходом из дискуссионного тупика было указание в Основном Законе на неисчерпывающий перечень форм собственности. В ГК РФ оставалось лишь воспроизвести текст Конституции РФ.

2. При определении субъектов права собственности и иных вещных прав следует учитывать постепенное вовлечение в гражданский оборот все большего количества объектов и, следовательно, появление все большего числа собственников. Данное обстоятельство требует более конкретного научного осмысления правового положения как самих участников оборота, так и лиц, чьи интересы при этом непосредственно затрагиваются. Особенности правового положения лиц в данном случае детерминированы как спецификой использования того или иного объекта, так и тем правом, носителями которого эти лица являются.

3. О праве собственности граждан и юридических лиц см. ст. 213 ГК РФ и комментарий к ней, о праве собственности Российской Федерации и ее субъектов — ст. 214 и комментарий к ней, о праве собственности муниципальных образований — ст. 215 и комментарий к ней.

4. Субъектов права собственности можно разделить:

— на частных и публичных. При этом в данном случае можно сформулировать правило: все то, что не отнесено к публичной собственности, является частной;

— на естественных — граждан и искусственных — созданных гражданами. К последним относятся юридические лица и публичные образования;

— на российских, иностранных и международных. В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. К международным относятся иные государства и международные организации (например, Организация Объединенных Наций);

— по полной и ограниченной возможности участия в гражданском обороте. Граждане обладают такой возможностью тогда, когда становятся дееспособными, т.е. по достижении 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК), либо до достижения данного возраста, но в соответствии с законом вступившие в брак (п. 2 ст. 21 ГК), либо эмансипированные (ст. 27 ГК).

Как правило, юридические лица обладают общей правоспособностью с момента государственной регистрации, за исключением некоммерческих организаций и государственных и муниципальных организаций, которые обладают специальной правоспособностью. Соответственно, организации с общей правоспособностью обладают большими возможностями участия в гражданском обороте, нежели организации со специальной правоспособностью.

Конечно же данные деления являются условными, но очевидно, что приведенная классификация основывается на нормах права.

5. Нормы комментируемой статьи не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации и интеллектуальные права, как иногда ошибочно считают правоприменители. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 4 ноября 2003 г. N КАС03-512 на основе положений ст. ст. 128, 212, 214 ГК РФ сделан вывод о принадлежности Российской Федерации исключительных прав на результаты интеллектуальной (творческой) деятельности (интеллектуальная собственность), относящиеся к объектам гражданских прав, в том числе на товарные знаки.

6. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи корреспондирует п. 2 ст. 129 ГК РФ. Виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ (ст. 27), Лесным кодексом РФ (ст. 8), Водным кодексом РФ (ст. 8); Федеральными законами «Об обороне» (ст. 1) , «О животном мире» (ст. 4) , «О мелиорации земель» (ст. 11) , «Об использовании атомной энергии» (ст. 5) , «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 2) , «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (ст. 9) , «О государственном материальном резерве» (ст. 4) , «О Федеральной службе безопасности» (ст. 7.1) , «О гидрометеорологической службе» (ст. 13) , «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» (ст. 6) ; а также законами «О недрах» (ст. 1.2) , «О закрытом административно-территориальном образовании» (ст. 6) , «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ст. 7) , «О государственной охране» (ст. 29) , «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (ст. 4) , «Об архивном деле в Российской Федерации» (ст. 7) , «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 5) , «О статусе столицы Российской Федерации» (ст. 8) , «Об уничтожении химического оружия» (ст. 5) и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 23. Ст. 2750.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 142.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст. 713.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 1. Ст. 3.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3609.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 16. Ст. 1799.

Собрание законодательства РФ. 1992. N 10. Ст. 823.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1915.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. Ст. 2594.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 805.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 43. Ст. 4169.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 6. Ст. 711.

Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 683.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 18. Ст. 2105.

Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности (действующая редакция)

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 212 ГК РФ

1. Конституция РФ гарантирует равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Указанные формы собственности обладают равным правовым статусом, им гарантирована равная защита со стороны государства.

Субъектом права собственности может выступать практически любой субъект гражданских правоотношений: от государства до частных лиц. Ограничения в части приобретения права собственности могут быть установлены в отношении отдельных категорий субъектов при наличии достаточных оснований. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.

2. Особенности приобретения или прекращения права собственности на отдельные виды объектов собственности могут быть установлены исключительно законом, т.е. никакой иной орган или субъект не вправе принимать решение о введении ограничений и закреплении особенностей, если они не предусмотрены действующим законодательством.

Закон может определять перечень объектов, для которых исключены отдельные виды права собственности. Такие ограничения направлены на исключение частной собственности, например, на оружие массового поражения, богатства недр и ряд иных объектов. Специальные перечни включают лишь объекты, для которых установлена исключительно государственная или муниципальная собственность.

3. Судебная практика:

— Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1;

— Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А65-101/2014;

— решение Арбитражного суда Курской области от 10.07.2014 по делу N А35-4135/2014;

— решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 20.06.2014 по делу N 2-652/2014.

Статья 212 ГК РФ. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарии к статье 212 ГК РФ

1. Содержание комментируемой статьи определяется нормой ст. 8 Конституции РФ, закрепившей существование государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности. При этом само понятие формы собственности ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается.

Как указано в ст. 8 Конституции РФ, все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.

2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц.

Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с рядом особенностей, что и вызвало необходимость установления в связи с этим ряда специальных норм.

В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной (например, недра) или муниципальной собственности. Законы, содержащие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому их основанием могут быть только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения вводиться не могут.

Кроме того, возможно установление особенностей приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых она предназначена. Соответственно, государство, муниципальные образования в лице компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами.

3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают в гражданском обороте на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены исходя из того, что они не отвечают целям деятельности собственника — лица публичного права.

4. В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. По своему содержанию право собственности, принадлежащее государству или муниципальному образованию, не отличается от права собственности, принадлежащего частному лицу (физическому или юридическому). Собственник вправе совершать любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам. Следовательно, возможно установление посредством закона известных границ права собственности, в том числе путем закрепления правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица. В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Таким образом, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь. Скорее, можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно, отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной.

5. С изложенных позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК РФ формы собственности — коллективную, родовую, общинную и т.п. как проявление «иных форм собственности». С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, а с юридической — существенно ограничивает фактический объем возможностей, предоставляемых правом собственности.

Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются «иные» формы собственности, с успехом может использоваться конструкция особого юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом.

6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. К Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89) имеются приложения N 1 — 3, в которых поименно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований.

В то же время обсуждается, каким должен быть порядок передачи имущества из ведения Федерации в ведение ее субъекта, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта Федерации или федеральное ведение. Детальное правовое регулирование в этой сфере пока отсутствует.

Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК РФ закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Он может установить только условия, при которых указанные в ст. 8 ГК РФ юридические факты порождают права и обязанности.

7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Между тем к совместному ведению РФ и субъекта Федерации относится разграничение государственной собственности. Следовательно, приоритет здесь имеет федеральный закон. В то же время по иным, кроме указанного, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта Федерации, преимущество отдается законам и нормативным актам субъекта Федерации.

Это интересно:

  • Относительные права граждан примеры Рубрикатор Права и обязанности граждан в сфере государственного управления Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - […]
  • В соответствии с ук рф преступлением признается противоправное Статья 14 УК РФ. Понятие преступления Новая редакция Ст. 14 УК РФ 1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением […]
  • Типовой договор купли продажи квартиры с ипотекой Договор купли-продажи квартиры по ипотеке: как составить, образец Жилье, купленное в ипотеку, в современном мире получило большое распространение, так как на полную стоимость жилья очень многим гражданам финансов не хватает, […]
  • Ст 527 коап рф срок давности Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2017 г. N 19АП-527/17 (ключевые темы: определение об отказе в возбуждении дела - срок давности привлечения к административной ответственности - судебное […]
  • Отчет на практику студента юриста Учебная практика юриста, как правильно написать отчет по практике Отчет по прохождению летней учебной практики студента, который осваивает профессию юридического профиля обязательно в себя включает: 1. Введение. В этой части […]
  • Гибдд в домодедово замена прав Замена водительского удостоверения в Домодедово: документы, сроки, штрафы В каких случаях требуется замена водительского удостоверения, какие документы необходимы для получения новых прав в Домодедово, адреса ГИБДД и МФЦ, размер […]
  • Взыскание долга по копии расписки Взыскание долга по копии расписки Расписка должна быть в деле, оригинал. Ибо, как говорят судьи - если расписка останется на руках у истца - то что ему мешает еще раз предъявить её . для взыскания долга . но ведь если […]
  • Права ген директора ооо Ответственность в ООО Бытует мнение, что ООО (Общество с ограниченной ответственностью) представляет собой достаточно удобную организационно-правовую форму, ведь ответственность учредителей состоит только в своевременном […]