Ст 120 гражданского кодекса рф

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

1. Учреждения создаются для определенной деятельности некоммерческого характера собственником имущества, в том числе государством, муниципальными образованиями, юридическими и физическими лицами. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками (см., например, п.1 ст.11 Закона об образовании — Ведомости РФ, 1992, No.30, ст.1797).
Круг лиц, обладающих правом создавать учреждения, функционирующие в особых сферах, ограничен. Так, благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией (ст.7 Закона о благотворительной деятельности); общественное учреждение — гражданами и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями (ст.6 Закона об общественных объединениях); духовное религиозное учреждение (академия, семинария, училище, медресе, ешибот и др.) — только религиозным объединением, обладающим правами юридического лица (ст.18 Закона о свободе вероисповеданий). Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ (ст.10 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании — СЗ РФ, 1996, No.35, ст.4135).
2. Учредительным документом учреждения, как правило, является устав, утверждаемый собственником (при совместном учредительстве — всеми собственниками). В случаях, когда планируется создание нескольких учреждений, выполняющих однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Так, постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1995г. утвержден Примерный устав региональной государственной телерадиовещательной организации (СЗ РФ, 1995, No.51, ст.5073; 1996, No.51, ст.5808). Учреждение также может действовать на основании положения об организациях данного вида (п.1 ст.52 ГК). В настоящее время изданы типовые положения об учреждении начального профессионального образования (СЗ РФ, 1994, No.8, ст.864), об общеобразовательном учреждении (СЗ РФ, 1994, No.19, ст.2221), об образовательном учреждении среднего профессионального образования (СЗ РФ, 1994, No.27, ст.2873) и др. Деятельность учреждения может осуществляться и в соответствии с индивидуальным положением, утвержденным собственником (см., например, Положение о Политехническом музее, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994г. — СЗ РФ, 1994, No.15, ст.1789).
3. Государственная регистрация учреждений, имеющих право заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется в соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Учреждения, которым не предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность, в настоящее время регистрируются в субъектах Российской Федерации на основании положений о регистрации, утверждаемых органами власти субъектов Российской Федерации (распоряжение мэра Москвы от 13.11.96 No.487/1-РМ — «Вестник Мэрии Москвы», 1997, No.2, с.15).
4. Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления, что предполагает существенные ограничения по владению и распоряжению этим имуществом (см. коммент. к ст.296, 298 ГК). Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Имущество, которым учреждение распорядилось, истребуется собственником из чужого незаконного владения (см. Вестник ВАС РФ, 1996, No.7, с.26).
5. Собственник может наделить учреждение правом заниматься деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев это в уставе (положении). Такие доходы и приобретенное за счет них имущество, учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения. Правомочия учреждения в отношении полученных доходов закреплены в ст.294, 295 ГК.
6. Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам созданного им учреждения, если имущества учреждения недостаточно, чтобы удовлетворить требования кредиторов (см. коммент. к ст.399 ГК).

Ст 120 гражданского кодекса рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

1. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

1. Учреждение является некоммерческой организацией со специальной правоспособностью, правовой статус которой определяется (1) уставом либо общим положением об организациях этого вида и (2) решением собственника о создании (которое, впрочем, не признается учредительным документом — см. ст. 52 ГК). Законодательство устанавливает особенности правового статуса отдельных видов учреждений — государственных, благотворительных, общественных, образовательных, музеев, библиотек, и т. д., который определяется не только федеральным законом, но и иными правовыми актами (п. 3 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

В случаях, установленных учредительными документами, учреждение вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе предпринимательской деятельностью. В любом случае такая деятельность должна соответствовать определенным в учредительных документах целям. Сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности, являются недействительными.

2. Учредителями (собственниками имущества учреждения) по общему правилу могут выступать любые субъекты гражданского права. Закон содержит ряд исключений из этого правила. Так, собственником имущества (учредителем) благотворительного учреждения может быть только другая благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности). Учредителями общественного учреждения могут быть только граждане и юридические лица — общественные организации.

3. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что учреждение может быть создано на базе имущества как одного, так и нескольких собственников (соучредителей). Во втором случае закрепляемое за учреждением имущество должно принадлежать этим лицам на праве общей собственности. При этом исключается ситуация, когда право собственности на отдельные объекты, входящие в состав имущества учреждения, принадлежат разным лицам. Отношения между соучредителями учреждения должны подчиняться правилам об общей долевой собственности. В случае же создания учреждения супругами отношения между соучредителями подчиняются правилам об общей совместной собственности.

Собственник учреждения может передать имущество учреждения в собственность третьим лицам, к которым переходят и соответствующие права и обязанности собственника как учредителя.

4. Переданное собственником и приобретенное за счет предоставленных собственником средств имущество учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления. Плоды и доходы от имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (например, доходы от сдачи в аренду закрепленного за учреждением имущества), также поступают в оперативное управление учреждения.

В то же время приобретенное за счет собственных доходов учреждения имущество (ст. 298 ГК) находится в свободном распоряжении учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое «свободного распоряжение» является особым видом права оперативного управления и не должно отождествляться как с правом собственности, так и с правом хозяйственного ведения. Доходы и приобретенное на эти доходы имущество, учитываемые на отдельном балансе, не могут быть изъяты у учреждений по решениям собственника, в том числе и в тех случаях, когда они не используются или используются не по целевому назначению (п. 10 постановления Пленума ВАС N 8).

Следует признать не соответствующими ГК и, таким образом, не подлежащими применению, положения абз. 3 ст. 35 Закона об общественных объединениях; ст. 39 Закона об образовании и ст. 27 Закона о высшем образовании, которые предусматривают возможность наделения учреждений имуществом на праве собственности.

Закон не решает вопрос о режиме имущества, приобретенного учреждением по иным основаниям, в частности приобретательной давности, создания, получения в дар от третьих лиц и т. п. Права учреждения на такое имущество должны определяться учредительными документами, а при отсутствии в них таких положений — по аналогии закона, исходя из всей совокупности обстоятельств приобретения имущества (см. также коммент. к ст. 294-298 ГК).

5. По общему правилу при осуществлении учреждением сделки с имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного управления, стороной сделки выступает не само учреждение, а собственник его имущества. Например, стороной договора аренды имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления, выступают государственные органы. Однако эта норма не является императивной (п. 1 ст. 296 ГК). В случаях, предусмотренных законодательством, учредительными документами, решениями собственника, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом. Так, высшее учебное заведение вправе самостоятельно сдавать в аренду закрепленное за ним имущество (п. 4 ст. 27 Закона о высшем образовании); аналогичные полномочия предоставлены учреждениям науки (п. 5 ст. 6 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137). Если право государственного учреждения на распоряжение имуществом от своего имени обусловлено согласием собственника, то при совершении сделки обязательно проведение оценки такого имущества (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая, что право оперативного управления является вещным, следует признать, что оно не распространяется на информацию; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; деловую репутацию. Учреждение самостоятельно реализует правомочия правообладателя и осуществляет защиту прав на указанные объекты.

В силу специальной правоспособности учреждения сделки по распоряжению любым его имуществом, в том числе самостоятельно полученным, а также имущественными правами должны соответствовать целям и задачам его деятельности.

6. Как правило, руководство текущей деятельностью учреждения осуществляет исполнительный орган. В то же время учредительные документы могут предусматривать создание и определять компетенцию иных органов, включая коллегиальные, или устанавливать, что все или часть функций по управлению осуществляются непосредственно собственником. Так, Закон об общественных организациях допускает возможность создания коллегиального выборного органа, компетентного определять содержание деятельности общественного учреждения, а также распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Следует учитывать, что по смыслу закона компетенция собственника аналогична компетенции высшего органа управления (ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Некоторые положения данного Закона прямо указывают на решения, которые могут быть приняты исключительно собственником (напр., преобразование в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество — п. 5 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

7. Учреждение может участвовать в иных коммерческих и некоммерческих организациях, в частности создавать иные учреждения. Исключением является запрет на участие в полных товариществах и участие в качестве полных товарищей в товариществах на вере. Участие в хозяйственных обществах во всех случаях требует согласия собственника (п. 4 ст. 66 ГК), в том числе и тогда, когда вкладом учреждения являются доходы от его самостоятельной хозяйственной деятельности. Участие в иных организациях требует согласия собственника в случае, если в качестве вклада вносится имущество, принадлежащее учреждению на праве оперативного управления либо участие предполагает возможность выбытия такого имущества (например, ответственность по обязательствам создаваемой организации).

8. Учреждение отвечает по своим обязательствам (независимо от оснований возникновения) всеми находящимися в его распоряжении денежными средствами, включая денежные средства полученные от хозяйственной деятельности и по иным основаниям (пожертвования, дар третьих лиц) (см., напр., постановление Президиума ВАС от 24 ноября 1998 г. N 4268/98; постановление Президиума ВАС от 25 августа 1998 г. N 1551/98 // Вестник ВАС. 1998. N 11) Речь идет именно об имеющихся в наличии (на счетах и в кассе) средствах без учета возможных будущих поступлений. Буквальное толкование ГК позволяет сделать вывод, что от взыскания забронировано все имущество учреждения, в том числе принадлежащее учреждению на праве свободного распоряжения. Однако судебная практика в последнее время идет по иному пути (например, постановление Президиума ВАС от 23 мая 2000 г. N 4940/99 // Вестник ВАС. 2000. N 8; постановление Президиума ВАС от 7 декабря 1999 г. N 4488/99 // Вестник ВАС. 2000. N 2). По-видимому, такой подход, если он вообще допустим, должен быть ограничен случаями, когда соответствующие требования кредиторов возникают в рамках самостоятельной хозяйственной деятельности учреждения.

9. Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения денежных средств. Применительно к бюджетным учреждениям согласно ч. 10 ст. 158 БК от имени собственника по таким требованиям отвечает соответствующий главный распорядитель средств бюджета (на федеральном уровне таковыми, как правило, выступают органы государственной власти Российской Федерации, а субъектах РФ и муниципальных образованиях — также и иные бюджетные учреждения), в ведении которого находится соответствующее учреждение. Перечень распорядителей средств федерального бюджета определен ст. 12 и приложением 9 к ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г. (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3338), а также в ведомственной классификации расходов федерального бюджета — см. Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ N 127н от 11 декабря 2002 г. // Финансовая газета. 2003. N 23).

Применительно к самофинансируемым учреждениям ответственность может быть возложена на указанный в учредительных документах отраслевой орган управления, в ведении которого находится организация-должник (т. е. на учредителя) (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2002 г. N КГ-А40/2883-02).

По смыслу п. 10 ст. 158 БК взыскание по обязательствам подведомственных учреждений может быть обращено только на средства, выделенные главному распорядителю в пределах соответствующих лимитов (т. е. определенных ему бюджетных ассигнований).

В остальных случаях, в частности при: 1) недостаточности выделенных соответствующим органам лимитов; 2) ликвидации соответствующего отраслевого органа управления (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 8 мая 2002 г. N КГ-А40/2676-02), требования о взыскании средств в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам государственных и муниципальных учреждений следует предъявлять непосредственно к соответствующему публично-правовому образованию, от имени которого в суде выступают, как правило, высшие органы исполнительной власти (администрация, правительство) или финансовые органы в пределах своей компетенции.

Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. N 143 утверждены Правила взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 959). Однако указанный акт не является основанием для отказа в иске о привлечении собственника к субсидиарной ответственности (см., напр., постановление ФАС Московского округа от 19 июля 2001 г. N КГ-А40/3667-01).

10. Невыделение собственником имущества учреждения, денежных средств в объеме, необходимом для исполнения учреждением обязательств по договорам, суды не редко признают обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждений в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства, и на этом основании освобождают их от ответственности, в частности от взыскания процентов (Письмо ВАС от 9 января 1997 г. N С1-3/ОП-10). В то же время объем ответственности собственника (субсидиарного должника) не может превышать размер ответственности учреждения (постановление Президиума ВАС от 4 февраля 1997 г. N 4944/96 // Вестник ВАС. 1997. N 5). Данная позиция судебной практики не бесспорна. В результате кредиторы учреждения оказываются, по существу, лишенными возможности взыскать проценты в случае просрочки платежа из-за недофинансирования учреждения. Представляется, что в такой ситуации проценты за время задержки платежа могут быть взысканы с собственника учреждения.

11. К отдельным видам учреждений, особенности правового положения которых регулируются специальными правовыми актами, относятся, в частности, благотворительные учреждения (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности), общественные учреждения (ст. 6 Закона об общественных объединениях), образовательные учреждения (ст. 47 Закона об образовании).

К иным правовым актам, упомянутым в п. 3 комм. ст., можно отнести общие положения об учреждениях отдельных видов, напр., Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ N 196 от 19 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1252.); Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утв. постановлением Правительства РФ N 650 от 5 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 864); Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ N 160 от 3 марта 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1034.), и др.

12. Весьма специфично положение учреждений, которые полностью или частично финансируются за счет бюджета («бюджетные учреждения»). Особенности правового положения этих организаций определяются в первую очередь БК, который устанавливает ряд серьезных ограничений в отношении их правоспособности и имущественных прав. Бюджетные учреждения не имеют права производить заимствования у кредитных организаций и других физических и юридических лиц (ст. 118 БК). Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 установленных федеральным законом МРОТ осуществляются учреждениями исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, которые должны быть предусмотрены в расходах соответствующего бюджета и размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ (ст. 71, 72 БК). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.

Бюджетные средства могут быть изъяты у учреждений — получателей средств федерального бюджета в случаях и порядке, предусмотренных БК (в частности, в связи с использованием бюджетных средств не по целевому назначению).

Признавая за бюджетным учреждением право самостоятельно расходовать средства, полученные за счет внебюджетных источников (ч. 6 ст. 161 БК), закон в то же время исключает из состава таких средств доходы, полученные от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, так как эти средства считаются доходом соответствующего бюджета. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (а не на отдельном балансе, как это предусмотрено ст. 298 ГК) и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ст. 42 БК). Таким образом, бюджетные учреждения, по сути, лишены права самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

13. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого учреждения, включая имущественные права, а также имущество, принадлежащее учреждению на праве самостоятельного распоряжения, по общему правилу передается его собственнику (п. 3 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях). Закон и иные правовые акты могут определять иные правила (например, направление имущества на цели, предусмотренные уставом, — ст. 26 Закона об общественных объединениях). Исключения могут быть установлены и учредительными документами учреждения (уставом, положением об организациях этого вида, решением собственника о создании учреждения).

Сам себе юрист

Статья 120 Гражданского кодекса РФ

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В данной статье рассмотрены отдельные особенности учреждения как организационно-правовой формы юридического лица — некоммерческой организации. Во-первых, эта организация создается собственником для осуществления целей и выполнения функций некоммерческого характера. Во-вторых, эта организация не является собственником своего имущества: оно принадлежит ей на ограниченном вещном праве независимо от того, предоставлено ли это имущество учреждению собственником или оно приобретено им по иным правовым основаниям.

Права учреждения на это имущество в форме вещей определяются в соответствии со статьей 291 Гражданского Кодекса РФ, а право собственности на него принадлежит учредителю (пункт 2 статьи 48 Гражданского Кодекса РФ). Вещные права учреждения на земельные участки устанавливаются земельным законодательством, права учреждения на интеллектуальную собственность определяются согласно части четвертой Гражданского Кодекса РФ. Эта организация финансируется собственником, т.е. собственник обязан периодически выделять организации денежные средства на предстоящие расходы организации. В-третьих, учреждение отличает особый характер ответственности.

Правоспособность учреждения носит целевой характер, т.е. оно может иметь права и нести обязанности, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. В учреждении нет членства, учредитель не становится участником этого юридического лица, хотя в случаях, установленных законом, имеет возможность влиять на волю учреждения при осуществлении им юридически значимых действий. В качестве учредителя может выступать только один субъект, соучредительство при создании этой организации не допускается. Учреждение не может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса РФ.

В качестве учредителя может выступать любой субъект гражданского права, за исключением юридических лиц, не являющихся собственниками своего имущества. Нормы пункта 2 данной статьи позволяют выявить прямую зависимость между видом учредителя и видом учреждения. Все учреждения делятся на три вида — частные, учредителем которых может быть гражданин или юридическое лицо, государственные, учредителем которого может выступать государство либо в лице Российской Федерации, либо субъекта РФ, и муниципальные, учредителем которого вправе выступать муниципальное образование.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, также делятся на самостоятельные типы: автономные, бюджетные и казенные.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (статья 2 Закона об автономных учреждениях).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Частные учреждения полностью или частично финансируются собственником имущества (т.е. учредителем). Предполагается, что при частичном финансировании в оставшейся части учреждение функционирует в режиме самофинансирования, в частности за счет дополнительной деятельности, приносящей доходы в силу пункта 2 статьи 298 Гражданского Кодекса РФ с учетом положений пункта 3 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ. Не исключена возможность участия в финансировании других лиц, которые не являются учредителями, так же как и получение средств для финансирования частного учреждения из любых иных законных источников.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности собственник имущества учреждений указанных видов несет субсидиарную ответственность по обязательствам. Собственник же имущества автономного и бюджетного учреждения не несет субсидиарной ответственности по их обязательствам, зато установлена правовая возможность обратить взыскание по долгам этих учреждений на все движимое имущество, находящееся у них на праве оперативного управления, как закрепленное за ним собственником этого имущества, так и приобретенное учреждением за счет выделенных ему собственником средств, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Под особо ценным движимым имуществом в законодательстве понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам также имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, с теми же ограничениями.

Особенности правового положения отдельных видов и типов учреждений определяются законами и иными правовыми актами. Так, специальное регулирование применительно к учреждениям содержится в Законе о некоммерческих организациях, особенности правового положения казенных учреждений устанавливаются статьей 161 Бюджетного Кодекса РФ. В зависимости от целей и выполняемых функций к ним применяются нормы законов, регулирующих отдельные виды деятельности (образовательная, научная, медицинская и др.).

Статья 120 ГК РФ. Учреждения (действующая редакция)

Это старая редакция документа

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Гражданский кодекс

Статья 120. Учреждения

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Статья 120. Учреждения

(Утратила силу с 1 сентября 2014 года — Федеральный закон от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ)

Комментарий к статье 120 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи определены условия, на которых учреждение может быть создано, а именно: 1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.

2. Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами. Наиболее известны государственные учреждения, но учреждения могут быть созданы не только государством, но и муниципальными образованиями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими собственниками.

ГК в комментируемой статье устанавливает общие положения об учреждениях. Особенности же создания и деятельности отдельных видов учреждений могут определяться специальным законодательством. Так, например, создание, правовой статус и деятельность общественных учреждений регулируются Законом об общественных объединениях; образовательных учреждений — Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ; религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»; благотворительных учреждений — Законом о благотворительной деятельности.

Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками — общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.

3. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (см. ст. ст. 296, 298 ГК). Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. См. по данному вопросу коммент. к ст. 298 ГК.

Некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Такую возможность допускает и ст. 35 Закона об общественных объединениях. Данное положение Закона вступает в противоречие с п. 2 ст. 299 ГК (см. коммент. к этой статье).

Если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

На основании п. 2 комментируемой статьи учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Особенность ответственности учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника, создавшего учреждение, т.е. его учредителя. На имущество учреждения может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не останется ни денежных средств, ни другого имущества.

Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, осуществляет права юридического лица в соответствии со ст. ст. 48, 49 ГК.

Это интересно:

  • Упрощённая система налогообложения для ип и ндс Учет НДС ИП на УСН в 2018 году Индивидуальные предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Т. е. НДС при УСН не платится, за […]
  • Документы подтверждающие гражданство ребенка до 14 лет Документы на загранпаспорт нового образца Для того, чтобы обратиться в отдел миграции с целью получения заграничного паспорта, необходимо предоставить полный комплект документов на загранпаспорт нового образца (если целью […]
  • Дтп москва 8 ноября Автобус с детьми попал в ДТП под Ярославлем: много пострадавших Вечером 8 ноября в Ярославской области автобус с детьми столкнулся с грузовиком. Как передаёт агентство «Интерфакс» со ссылкой на свои источники в […]
  • Предоставление жилья военным пенсионерам Льготы для пенсионеров в 2018-2019 году C 2019 года планируется повышение возраста выхода на пенсию. Для мужчин до 65 лет, для женщин до 60 лет (ранее было до 63 лет но Президент сократил 3 года). С 1 февраля 2017 года пенсии […]
  • 44 фз 64 статья Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ"Об административном […]
  • Выдать справку о составе семьи Кому могут выдать справку о составе семьи? Встала необходимость получить справку о составе семьи (форма №9). Я по роду работы не могу ездить по этим инстанциям. Вопрос: может ли получить такую справку о ВСЕХ прописанных там НЕ […]
  • Возражение на исковое заявление о порядке общения с ребенком образец Дело об определении порядка общения с ребенком и нечинении препятствий в общении с ребенком К адвокату Грибакову Александру Сергеевичу обратилась гражданка «К» с просьбой помочь ей в деле об определении порядка общения с […]
  • Минимальная оплата труда тула МРОТ в Тульской области Таблица изменения значения МРОТ в регионе 13000 (базовое значение) 11000 (для государственных и муниципальных учреждений) 9489 (для организаций, финансируемых из федерального бюджета) 13000 […]