Специальные признаки субъекта административного правонарушения

Содержание страницы:

ТЕМА 4 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1. Понятие и признаки субъектов административного права

2. Особенность административной правосубъектности субъектов административного права

3. Граждане как субъекты административного права

4 административно-правовом статусе иностранцев

1 Понятие и признаки субъектов административного права

Вопрос о суб объекты административного права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об административных правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка [25, с418].

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом прав и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.

Необходимо отметить, что субъекты административного права — это:

— во-первых, реальные участники административно-правовых отношений, обладающие административно-правовым статусом и участвуют в организации подержанного управления;

— во-вторых, одна из сторон публичной управленческой деятельности, которая наделена соответствующей компетенцией, полномочиями, предоставленными законодательством;

— в-третьих, они могут быть конкретными участниками административно-правовых отношений, в которые они вступают по собственному желанию или в силу обязанности (граждане, должностные лица)

. Признаки субъектов административного права:

-. Владение соответствии с предписаниями административно-правовых норм способностью иметь или реализовывать (непосредственно или через представителя) права и юридические обязанности в сфере государственного управления, т.е. то владение административной правосубъектностью [13, с4];

-. Владение потенциальной возможностью реально участвовать в административно-правовых отношениях;

-. Внешняя самостоятельность в реализации своих прав и обязанностей в сфере государственного управления

Необходимо разграничивать понятия «субъекты административного права»и»субъекты административных правоотношений»[18,. С51]. Субъект права может определяться абстрактно в общем виде. Субъект правоотношений дносин всегда конкретен субъект права не всегда субъектами правоотношений. Последним он становится с момента реализации своих прав и обязанностей в сфере исполнительной властейвлади.

Для того, чтобы субъект административного права стал субъектом административно-правовых отношений, нужны следующие условия:

— наличие нормы административного права, которая предусматривает определенные права и обязанности [21,. С52];

— наличие у субъекта административной правосубъектности;

— наличие юридического факта как основания для возникновения или прекращения административных правоотношений

Субъекты административного права могут быть:

— индивидуальные (физические лица);

— коллективные (юридические лица, коллективные образования)

В индивидуальных субъектов административного права относятся граждане Украины, иностранные граждане, беженцы, государственные служащие, которые могут выступать и как простые граждане (при защите своих личных х, частных интересов), и как официальные представители государства (при защите публичных интересов.

В коллективных субъектов относятся органы государственного управления, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации

Все суб объекты административного права создают систему, в которой можно выделить:

— граждан Украины, иностранных граждан, беженцев;

— органы исполнительной власти;

— органы местного самоуправления

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

newinspire

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т.е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного.

Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы:

во-первых, входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния;

во-вторых, особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания.

Поэтому среди физических лиц в науке административного права принято выделять общих, особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности .

Граждане России, лица без гражданства и иностранцы (не являющиеся дипломатами) относятся к категории общих субъектов административной ответственности , которая наступает в отношении вменяемых лиц с 16-летнего возраста. Это общие основные, входящие в состав любого административного проступка, признаки гражданина как субъекта административной ответственности. Предусмотренные же соответствующими составами административных правонарушений дополнительные особые и специальные признаки этих физических лиц переводят их в категории особых (особенных) и специальных субъектов административной ответственности. Их несколько.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные ч. 2 ст. 8.16, ст. 8.17-8.20, ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Вопрос же об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, решается в соответствии с нормами международного права (ст. 2.6 КоАП РФ).

Несовершеннолетние от 16 до 18-летнего возраста привлекаются к административной ответственности с некоторыми особенностями в соответствии с ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав оно может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

При совершении же ими серьезных, прямо перечисленных в КоАП РФ относительно немногочисленных административных правонарушений (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах, злостное неповиновение законному распоряжению работника полиции и некоторые другие), они подлежат административной ответственности и на общих основаниях, но опять же с определенными изъятиями:

во-первых, и по этим составам административных правонарушений дела могут (а по всем остальным — должны) передаваться на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые могут применять меры воздействия, предусмотренные Положением об этих комиссиях;

во-вторых, к ним не применяется административный арест в качестве меры административного наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности . В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ они, как правило, не подлежат административной ответственности, а за совершенные ими административные правонарушения привлекаются к дисциплинарной ответственности как за позорящие проступки в соответствии с дисциплинарными уставами.

Административной ответственности на общих основаниях они подлежат лишь за некоторые прямо указанные в законе административные правонарушения, связанные исключительно с реализацией их гражданской правосубъектности (нарушение правил охоты, рыбной ловли, водительских правил движения по улицам и дорогам, таможенных и некоторых других правил, исчерпывающий перечень которых содержится в ст. 2.5 КоАП РФ).

Но и за эти административные правонарушения к военнослужащим и приравненным к ним лицам не может применяться в качестве меры административного наказания административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также и административный штраф.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что:

во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой;

во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан;

в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности, дисквалификация.

Кроме перечисленных разновидностей физических лиц как особенных субъектов административной ответственности, имеются и специальные субъекты административной ответственности — продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и другие, которые по своему статусу, с одной стороны, не являются должностными лицами, а с другой — не относятся законодательством и к обычным гражданам.

К ним могут применяться специальные административные наказания (санкции), не применяемые к другим гражданам и должностным лицам, например, лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранцев и апотридов (ст. 3.10 КоАП РФ).

Организации как субъекты административной ответственности тоже нужно рассматривать в ряду особых субъектов. Выступая субъектами административной ответственности (но не субъектами административного проступка), организации в установленном законом порядке и случаях отвечают за противоправную деятельность своих членов и здесь понятие субъекта ответственности расходится с понятием субъекта административного правонарушения.

Административная ответственность юридических лиц предусмотрена ст. 2.10 КоАП РФ, согласно которой юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В административном порядке в качестве административных наказаний к организациям могут быть применены: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения и их конфискация. Могут применяться также и некоторые другие административные меры, например, различные экономические санкции (лишение налоговых и некоторых иных финансовых льгот, лицензий, установленных ранее квот и т.д.), не являющиеся однако административными наказаниями.

Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

За административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.34, главами 16, 18 КоАП, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статьях 15.3–15.9, 15.11КоАП, не применяется к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 статьи 15.26 КоАП, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1–5.26, 5.45–5.52, 5.56, 6.3, 7.29–7.32, гл. 8, ст. 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), гл. 12, ст. 14.9, ч. 3 ст. 14.32, гл. 15 и 16, ст. 17.3, 17.7–

17.9, ч. 1 и 3 ст. 17.14, ст. 17.15, ст. 18.1-18.4, ч. 2.1, 2.6 ст. 19.5, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4, 19.8 и 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3–6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2–4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3–6 ст. 2.10 КоАП.

Кто является субъектом административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.

Субъектом административного правонарушенияявляются физические и юридические лица. При этом физические лица подлежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Для одних из этих категорий субъектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер, для других — ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Субъект административного правонарушения

Субъекты административного правонарушениялица, подлежащие привлечению к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ,классифицируются по множеству оснований. Субъектами административного правонарушения, в отличие от преступления, могут быть как физические, так и юридические лица. Причем первые подразделяются на граждан России, иностранцев, должностных лиц, граждан, имеющих воинские и специальные звания, и т. д. Подробнее об особенностях ответственности различных категорий субъектов административного права изложено в настоящей статье.

Виды субъектов административного правонарушения (общие, специальные…) и их признаки

В отличие от уголовной, административная ответственность распространяется не только на людей, но и на целые организации, то есть юридические лица. Таким образом, сразу два вида субъектов административного правонарушения относятся к категории общих субъектов, а именно:

  1. Физические лица, к которым относятся:
    • граждане России;
    • иностранцы;
    • лица, не имеющие гражданства (апатриды).
  2. Юридические лица — как российские, так и иностранные учреждения, действующие на территории России, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

При этом физические лица как субъекты административной ответственности помимо гражданства классифицируются еще и по профессиональному признаку (тогда их еще называют специальными субъектами административных правонарушений):

  • должностные лица;
  • военнослужащие и приравненные к ним граждане.

Должностные лица

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ должностными лицами признаются представители власти, а также сотрудники, в силу своих служебных обязанностей исполняющие организационно-распорядительные или административные функции. Только в этих случаях они выступают в качестве субъектов административного правонарушения, имеющих специальные признаки.

Иными словами, это руководители различного звена, в том числе занимающие должности на государственных и муниципальных предприятиях, в вооруженных силах и т. д.

Как правило, для должностных лиц предусмотрены повышенные меры ответственности по сравнению с рядовыми гражданами. Например, за нарушение требований к порядку продажи некоторых товаров (статья 14.15 КоАП РФ) продавец заплатит штраф как физическое лицо — в сумме от 300 до 1 500 рублей, тогда как должностное лицо, то есть администратор или руководитель торгового учреждения, — от 1 000 до 3 000 рублей.

Важно: за правонарушения, совершенные не в связи с профессиональной деятельностью (например, нарушение ПДД, мелкое хулиганство и т. д.), должностные лица несут ответственность как физические.

Военнослужащие

Статья 2.5 КоАП РФ относит к категории военнослужащих и приравненных к ним лиц не только кадровых военных, но и граждан, призванных на военные сборы (исключительно в период их проведения), а также сотрудников других организаций, предполагающих ношение погон и присвоение специальных званий:

  • Следственного комитета РФ;
  • Полиции;
  • Уголовно-исполнительной системы;
  • Таможни;
  • МЧС.

Важно: речь идет только об аттестованных работниках указанных учреждений.

За большинство правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, военнослужащие и приравненные к ним лица несут дисциплинарную ответственность, то есть административному наказанию не подлежат.

Исключение составляют нормы, перечисленные в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, когда военнослужащие выступают субъектами административного правонарушения. Среди них — нарушения в области избирательного права, противопожарной безопасности, ПДД и т. д.

Субъекты административного правонарушения — физические лица

В соответствии с КоАП РФ физические лица привлекаются к ответственности, если отвечают двум признакам субъекта административного правонарушения:

  • достигли возраста, с которого наступает ответственность;
  • являются вменяемыми.

Возрастной ценз административной ответственности

Равно как и уголовная, административная ответственность наступает с 16 лет. При этом, в отличие от УК РФ, КоАП РФ не предусматривает никаких исключительных случаев, снижающих возраст. То есть если в уголовном праве за некоторые преступления граждане подлежат ответственности с 14 лет, то в административном действует только один возрастной порог. Именно поэтому субъектом административного правонарушения может стать лицо, достигшее возраста 16 лет.

Важно: несовершеннолетние правонарушители (от 16 до 18 лет) по решению КДН (комиссии по делам несовершеннолетних) могут быть освобождены от наказания с применением к ним иных мер воздействия. Это возможно с учетом различных обстоятельств и исходя из тяжести проступка.

Вменяемость

В силу статьи 2.8 КоАП РФ физическое лицо, признанное невменяемым, не подлежит привлечению к административной ответственности. Факт вменяемости устанавливается судом на основании заключения психиатрической экспертизы, которая определяет, мог ли правонарушитель в момент совершения проступка руководить своим поведением, понимал ли опасность действий и т. д.

Если ответы на эти вопросы будут отрицательными, суд почти наверняка сделает вывод об отсутствии вменяемости и освободит виновного от наказания. Таким образом, лицо, признанное невменяемым, к ответственности не привлекается, а значит, не может считаться субъектом административного правонарушения.

Когда юридические лица являются субъектами административных правонарушений

Перечень санкций для юридических лиц гораздо уже, чем для граждан. В него входят:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация предмета правонарушения или орудия его совершения.

Тогда как физические лица, помимо указанных мер, могут быть подвергнуты аресту, обязательным работам, дисквалификации (в случае с должностными лицами) и т. д.

Большинство статей КоАП РФ содержат ссылку на применение нормы к определенным субъектам административного правонарушения —например, только к физическим или только к юридическим лицам либо к любому правонарушителю с разграничением санкций. Если же такого указания нет, организации являются субъектами административного правонарушения на тех же основаниях, что и граждане.

Важно: согласно статье 2.10 КоАП РФ, в случае преобразования или смены собственника юридического лица административная ответственность наступает в следующем порядке:

  • при слиянии ответственность несет вновь возникшая организация;
  • при присоединении — присоединившее юрлицо;
  • при разделении — правопреемник (то есть организация, принявшая на себя, согласно разделительному балансу, все права и обязанности прежнего предприятия).

Это интересно:

  • Мировой суд участок 4 смоленск Мировой суд участок 4 смоленск Мировой судья судебного участка № 5 в городе Смоленске Аппарат мирового судьи Мировой судья Шумихин Сергей Павлович Секретарь судебного участка Болоткина Екатерина Александровна Телефон: (4812) […]
  • Мировой суд дзержинск нижегородской Мировой суд дзержинск нижегородской Золотарева Анна-Мария Александровна Телефон: 8 (8313) 25 02 28 Помощник мирового судьи Рябина Марина Александровна Телефон: 8 (8313) 25 02 28 Секретарь суда Гришина Анна Александровна Телефон: […]
  • Заявление в автошколу от родителей Условия обучения в автошколе Курс обучения состоит из 130 часов теоретических занятий и 56 часов практического вождения. Режим занятий по теории Вы выбираете по своему желанию: с 18.00 до 20.30 по вторникам и четвергам или с […]
  • Приговор 118 ук рф именем Российской Федерации Г. Междуреченск 25 декабря 2013 года Суд в составе мирового судьи судебного участка № 3 г. Междуреченска Кемеровской области: Пьянкова А.С., Секретаря Ступару Л.П. с участием государственного […]
  • Исполнение федерального бюджета 2010 Федеральный закон от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" Федеральный закон от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ"Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" Принят Государственной Думой 21 […]
  • Уголовный кодекс статья 105 часть 3 Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря […]
  • Обязательный аудит гупов и мупов Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 августа 2016 г. № Д28и-2016 “О рассмотрении обращения” Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение […]
  • Протокол осмотра места происшествия в квартире образец Протокол осмотра места происшествия (образец заполнения) ПРОТОКОЛ осмотра места происшествия Осмотр начат в 11 час. 25 мин. Осмотр окончен в 13 час. 40 мин. Следователь следственного отделения Энского ГОВД Тайской области […]