Снятие земельного участка с кадастрового учета срок

Содержание страницы:

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

В ряде ситуаций возникает потребность в снятии земельного участка с кадастрового учета. Например, если расширяются границы владения земельным участком или же, наоборот, имеющийся участок делится на части. Для снятия земельного участка с учета необходимо подготовить пакет документов и подать его на рассмотрение в кадастровый орган по месту жительства.

Определение понятия

Кадастровый учет – это внесение в государственный кадастр информации о земельном участке и его характеристиках Росреестром. Каждый такой участок имеет свой номер, а порядок его использования регулируется «Земельным кодексом» и законом № 221-ФЗ, принятым в 2001 году. Каждый номер уникален и указывает не только на сам участок, но и место его расположение, регион.

Снятие участка с кадастрового учета – это, наоборот, изъятие информации о нем из государственного кадастрового реестра. При этом все внесенные в базу данные уничтожаются.

Основания для снятия с учета

Снять участок с реестра можно в том случае, если отсутствуют зарегистрированные на него права у государства. Кроме того, снять разрешается только те земельные участки, которые носят временный характер. Участки, переданные в бессрочное пользование, с учета не снимаются.

Процедура осуществляется в следующих случаях:

  • Участок делится на несколько новых. При этом на каждый из них имеются документы, подтверждающие государственную регистрацию права на них.
  • Участок с временным статусом был поставлен на учет более 2 лет назад, и за это время не была проведена регистрация вещного права.
  • После регистрации участка земли, имеющего временный статус, прошел год, в течение которого не была проведена регистрация обременения вещного права.

В случае если хотя бы одно из условий подходит под вашу ситуацию, можно смело приступать к процедуре снятия участка с реестра.

Необходимые документы

Как и любая другая процедура, снятие земельного участка с кадастрового учета начинается со сбора всех необходимых документов. В пакет необходимых бумаг входит:

    Заявление о снятии земельного участка с государственного учета, составленного согласно установленной форме:

  • Документ, подтверждающий право на владение заявителя данным участком.
  • Оригинал документа, подтверждающий полномочия заявителя на участок.
  • Документ, на основании которого устанавливается или установлено вещное обременение в пользу заявителя.
  • В случае если документы подает не сам правообладатель земельного участка, необходимо предоставить дополнительный пакет документов, куда входят:

    • Выданная нотариусом доверенность на действия, связанные со снятием участка с учета.
    • Акт, подтверждающий делегирование полномочий представителю правообладателя.
    • Заявление, в котором указаны номер и дата федерального закона, на основании которого представитель наделяется данными полномочиями.

    Подача документов

    После сбора документов их необходимо подать в кадастровый орган. Сделать это можно тремя способами:

    • На личном приеме в кадастровом органе. При этом во время принятия документов работники проставляют на документах дату и время их получения и регистрационный номер. А на руки заявителю выдается расписка с перечнем принятых документов, фиксируется дата их получения. Эти документы необходимо хранить вплоть до получения решения по вашему вопросу.
    • Через почту, желательно заказным письмом. После получения заявления, кадастровая служба обязана на следующий рабочий день отправить расписку о получении пакета документов по почте. К расписке должна прилагаться копия вашего заявления. При этом письмо отправляется с обязательным уведомлением о получении. Дата получения вами расписки фиксируется в кадастровой службе на оригинале вашего заявления.
    • Подача электронного заявления. Подать заявление и документы можно на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги». При этом у заявителя должна быть электронная цифровая подпись, которую также можно оформить на сайте Росреестра.

    Сроки снятия и стоимость

    Решение о снятии участка с земельного учета выносится в течение 18 календарных дней после подачи заявления. По истечении этого срока заявителю должен быть предоставлен один из двух документов:

    • Кадастровая выписка, в которой указана дата снятия с учета.
    • Решение об отказе в снятии земельного участка с учета.

    Снятие участка с учета является бесплатной процедурой и не требует оплаты госпошлины.

    Отказ в снятии

    В каких случаях возможен отказ от снятия участка с кадастрового учета? Причин может быть несколько. Перечислим основные из них.

    Заявление было подано не надлежащим лицом. То есть, либо заявитель не обладал правами на участок, либо владелец не оформил для него доверенность на подачу заявления.

    • Земельный участок является не преобразуемым и не подлежит снятию с учета согласно статье 24 ФЗ №221 «О государственном кадастре недвижимости». Поэтому, перед подачей заявления настоятельно рекомендуем ознакомиться с данным документом.
    • Документы не соответствуют установленной форме. То есть, документы оформлены неправильно, содержат ошибки.
    • В течение 3 месяцев после приостановления осуществления государственного учета не были устранены причины, ставшие основанием для данного действия.

    Обжаловать решение можно, подав письменное прошение в орган кадастрового учета или обратившись в суд.

    Последствия снятия

    Согласно закону, после снятия участка с кадастрового учета он перестает существовать как индивидуально-определенная вещь и не может иметь собственника или владельца. Исходя из этого, при снятии участка прекращаются арендные отношения, а налог на участок не взымается. При этом в любой момент можно снова поставить участок на кадастровый учет в установленном законом порядке.

    Для снятия участка с кадастрового реестра необходимо предоставить в кадастровый орган пакет документов и через 18 дней получить решение по вашему запросу.

    Снятие земельного участка с кадастрового учета срок

    Снятие с кадастрового учета земельного участка является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с прекращением существования земельного участка. Необходимость снять с кадастрового учета земельный участок возникает существенно реже, чем обратная необходимость.

    Тем не менее, процедура эта отнюдь не проста и может занять много времени. Основные сложности возникают со сбором и правильным оформлением всех необходимых документов.

    Снятие с учета земельного участка осуществляется:

    — на основании заявления и необходимых документов в отношении земельного участка, сведения о котором имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном вещном праве на земельный участок) и в отношении части земельного участка, сведения о которой имеют статус временный (отсутствуют сведения о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права;

    — на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок);

    — на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия и свидетельствующих об отсутствии зарегистрированного вещного права в отношении земельного участка, имеющего статус временный (по истечении 2 лет со дня постановки на учет земельного участка), или об отсутствии зарегистрированного ограничения (обременения) вещного права в отношении части земельного участка, имеющей статус временный (по истечении 1 года со дня учета части земельного участка),.

    Документы для снятия земельного участка с кадастрового учета:

    1) заявления о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости (подлинник);

    2) документа, подтверждающего соответствующие полномочия заявителя, если с заявлением обращается представитель заявителя (подлинник):

    — федеральный закон, в соответствии с которым у представителя возникают соответствующие полномочия (возможно указание в заявлении № и даты ФЗ);

    — акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о наделении представителя соответствующими полномочиями;

    3) документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на объект недвижимости (при отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект в ГКН) — (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника;

    4) документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой земельный участок в пользу заявителя (при учете части такого земельного участка, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в ГКН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой земельный участок) (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника.

    Истребование от заявителей или их представителей иных документов не допускается.

    Заявление о необходимые документы могут быть представлены заявителем или его представителем:

    — посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении.

    Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При представлении заявления лично заявитель или его представитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (если заявление представляется данным лицом). Если заявление представляется заявителем или его представителем не лично, а другим лицом, подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

    Заявление и документы регистрируются ОКУ в день получения в книге учета заявлений с указанием времени получения с точностью до минуты, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации.

    Если заявление и документы представляются лично, ОКУ в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня документов, даты получения. При поступлении заявления и документов посредством почтового отправления расписка высылается на следующий рабочий день после получения заявления посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.

    В качестве расписки в получении заявления и документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. На оригинале заявления проставляется оттиск штампа «расписка получена», дата получения копии заявления, подпись, фамилия и инициалы заявителя или его представителя. При поступлении заявления и документов по почте и соответственно направлении расписки в виде копии заявления по почте, реквизиты уведомления о вручении вносятся в книгу учета заявлений.

    Заявление и документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления. Лица, имеющие право на обращение с заявлением, не установлены ст.20 ФЗ. Учитывая установленное п.6 и п.7 ч.1 ст.22 ФЗ требование к составу документов, предъявляемых для снятия с учета (а именно документа устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на земельный участок либо документа, подтверждающего установленное (устанавливаемое) ограничение (обременение) вещных прав в пользу заявителя), а также п.53 Порядка №35 косвенно можно сделать вывод, что надлежащим лицом на обращение с заявлением о снятии с учета земельного участка является лицо, обладающее земельным участком на праве собственности, о снятии с учета части земельного участка — лицо, обладающее земельным участком на праве собственности или лицо, в пользу которого установлено или устанавливается ограничение (обременение) вещных прав, а также их представители.

    Срок снятия земельного участка с кадастрового учета:

    — не более 20 рабочих дней со дня получения заявления;

    — не более 3 рабочих дней со дня поступления в порядке информационного взаимодействия документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на земельные участки, образованные в результате преобразования земельного участка (снятию с учета подлежит преобразуемый (исходный) земельный участок).

    Датой завершения кадастрового учета признается день внесения ОКУ сведений о прекращении существования объекта.

    Снятие с учета преобразуемых объектов осуществляется без заявления на основании документов, поступивших в ОКУ в порядке информационного взаимодействия и подтверждающих государственную регистрацию прав на образованные объекты. Указанный учет осуществляется на основании таких документов в срок не более чем три рабочих дня со дня их поступления в ОКУ.

    ОКУ снимает с учета земельный участок только в том случае, если такой участок является преобразуемым объектом (исходным) и подлежит снятию с учета в соответствии поступившими в порядке информационного взаимодействия документами, подтверждающими государственную регистрацию прав на образованные из исходного земельные участки.

    Если по истечении одного года со дня постановки на учет части земельного участка или двух лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ на следующий рабочий день после исключения таких сведений, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявление и документы, представленные для постановки на ГКУ, по указанному в заявлении почтовому адресу.

    В установленных законом случаях сведения, внесенные в ГКН, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав. Внесенные в ГКН сведения при учете части объекта недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права.

    Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявителю или его представителю документы вместе с заявлением о кадастровом учете данного объекта недвижимости, по указанному в этом заявлении почтовому адресу.

    Сведения о земельных участках и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
    Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица ОКУ и даты внесения сведений об объекте недвижимости.

    Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения.

    Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, помещаются в учетное дело. Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.

    Выполнение кадастровой процедуры, связанной со снятием с учета земельного участка, сопровождается принятием:

    — решения о снятии с учета объекта недвижимости;

    — решения о приостановлении осуществления кадастрового учета;

    — решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.

    Снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия ОКУ решения об осуществлении кадастрового учета. При снятии с учета земельного участка не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления, ОКУ обязан выдать кадастровую выписку о земельном участке заявителю или его представителю лично под расписку.

    Если заявление содержит просьбу о направлении КВЗУ посредством почтового отправления, ОКУ направляет КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления.

    Если в течение 50 рабочих дней со дня регистрации заявления заявитель или его представитель не явился в ОКУ и ему не был выдан лично под расписку КВЗУ, ОКУ направляет КВЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 52 рабочего дня со дня регистрации заявления.

    В случае завершения кадастрового учета ОКУ вправе направить посредством почтового отправления (если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу) или выдать КВЗУ до дня истечения установленного выше срока.

    ОКУ выдает (направляет) дополнительные экземпляры КВЗУ, если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче (направлении) этих экземпляров. Количество выдаваемого (направляемого) КВЗУ указывается в заявлении — не менее 1 и не более 5.

    ОКУ принимает решение о приостановлении в снятии с учета земельного участка в случае:

    1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости;

    2) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.

    В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений должны быть указаны возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием приостановления осуществления кадастрового учета и рекомендации по устранению данных причин (кроме случаев приостановления, связанных с отсутствием необходимого документа — в этом случае указывается какой документ отсутствует. При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых ошибок в сведениях ГКН исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном для исправления кадастровых ошибок.

    Если при осуществлении проверки сведений о земельных участках и содержащих их документов, представленных для кадастрового учета, на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета, обнаружена техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН, такая ошибка исправляется в течение срока осуществления кадастрового учета без принятия решения о приостановлении.

    Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (имеются противоречия или имеется пересечение границ) являются ошибки в ГКН, исправление этих ошибок осуществляется в порядке исправления технических или кадастровых ошибок.

    Осуществление кадастрового учета приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, но не более чем три месяца со дня регистрации решения. Принятие решения о приостановлении прерывает течение 20-ти дневного срока, установленного для кадастрового учета. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.

    Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.

    При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

    Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

    Отказ в снятии с учета земельного участка осуществляется в случае:

    1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществлялся в соответствии с ФЗ:

    2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ;

    3) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

    4) истек срок (три месяца со дня регистрации решения) приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

    5) земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.

    В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения. При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов.

    Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

    При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.

    Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку на 21 день после регистрации заявления, либо направлено на 26 день после регистрации заявления посредством почтового направления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.

    Обратите внимание

    Действующее законодательство не содержит оснований для снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка поставленного на учет до 01.03.2008 года, кроме как в случае его преобразования (раздела или объединения) или на основании решения суда.

    В качестве основания для вынесения судом решения о снятии с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка, Вам необходимо доказать, что наличие сведений в государственном кадастре недвижимости об этом земельном участке нарушает Ваше право на формирование земельного участка и регистрацию права собственности на него (отказ в снятии с учета может являться таким доказательством).

    Иного способа восстановить Ваше право, кроме как на основании решения суда о снятии, невозможно. Кроме того, поскольку Ваш участок был поставлен до 01.03.2008, то действие ст. 24 Закона о кадастра (в ней как раз говорится о том, что в течение определенного количества времени необходимо зарегистрировать права на участок — ранее было 2 года, а сейчас этот срок увеличили до 5 лет) не распространяется на Ваш земельный участок.

    Специально для Информационного Агентства «Финансовый Юрист»

    Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка по заявлению и решению суда

    Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка применяется значительно реже, чем постановка на учет. Для того, чтобы при необходимости провести ее надлежащим образом, требуется следовать представленному ниже алгоритму.

    Что такое снятие с кадастрового учета земельного участка?

    После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

    Для чего нужно?

    Участок может быть реорганизован, путем его разделения на два и более, наделов. Также допускается слияние нескольких участков в один.

    Иногда земли подвергаются гибели в результате:

    • военных действий;
    • стихийных бедствий, в т.ч. затопления или пожара;
    • порчи плодородного слоя почв из-за причин техногенного характера;
    • размыва русла рек;
    • обрушения оврага и т.п.

    Кто имеет право?

    Данные юридические действия проводятся в кадастровой палате по месту расположения ЗУ. Проявить инициативу может только:

    • собственник участка;
    • иной титульный владелец, в том числе – арендатор;
    • администрация населенного пункта.

    Собственник обращается лично или отправляет заявление по почте. Вместо него может действовать представитель, только по предъявлении нотариально удостоверенной доверенности.

    В целом ситуация снятия надела с регистрации вменяется правообладателям, которым принадлежат земли на основании положений главы 3 и гл. 4 Земельного кодекса РФ. Вопрос с муниципальными землями решает администрация населенного пункта. А если муниципалитет передал право аренды, то по решению администрации, допускается ходатайство о снятии с учета, арендатора.

    Основания снятия земельного участка с кадастрового учета

    Основания для подачи заявки в Росреестр делятся на фактические и установленные законодательством.

    Законодательством предусмотрено снятие земельного участка с кадастрового учета, основания которых указаны в юридических нормах:

    Как снять земельный участок с кадастрового учета?

    Предварительные действия заключаются в сборе пакета документации, которая удостоверяет правомерность проведения обозначенных действий. Для этого требуется:

    1. При реорганизации ЗУпровести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
    2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

    Куда обращаться?

    Данную юридическую процедуру можно совершить в регистрирующем органе населенного пункта, ближайшем к месту расположения надела. Например, в кадастровой палате или многофункциональном центре (МФЦ). Правоспособность данных учреждений равнозначна.

    Лица, проживающие в сельской местности, могут переслать заявку с приложением документов заказным письмом.

    Нужно ли писать заявление?

    Заявление пишут лица, пересылающие запрос по почте. Допускается свободная форма, с указанием:

    • сведений о регистрирующем органе;
    • сведений о заявителе;
    • причин снятия ЗУ с учета;
    • перечня документации.

    В остальных случаях, при личном посещении, заявление принимается на типовом бланке, в который вносятся сведения согласно запросу. Или регистратор сам составляет заявку, передавая ее заявителю в готовом виде для проверки правильности составления и удостоверения личной подписью.

    Перечень прилагаемых документов дается в конце заявления, если оно составляется собственноручно. В иных случаях регистратор принимает их лично, под расписку.

    • правоустанавливающий документ;
    • свидетельство о праве собственности (ином виде права);
    • отчет кадастрового инженера, проводящего межевание (при реорганизации ЗУ);
    • акт кадастрового инженера (при гибели ЗУ);
    • административный акт (при гибели муниципальных земель);
    • кадастровый паспорт ЗУ;

    Инструкция получения кадастрового паспорта описана в другой нашей статье.

  • гражданский паспорт заявителя;
  • нотариально удостоверенная доверенность (для представителей).
  • Стоимость и пошлины

    Оплаты требуют только услуги кадастрового инженера по межеванию или составлению акта уничтожения объекта.

    После передачи заявки с приложениями в Росреестр, учетные действия производятся в течение 21 рабочего дня. Дата повторного прибытия будет указана в расписке, выданной при передаче документов.

    Отказ в регистрации

    По ряду причин, регистрирующие действия могут приостановиться даже после принятия документов. Также регистратор может отказать в подаче заявки. В обоих случаях отказ может быть связан как с недостатком правоспособности поданных документов, так и с ошибкой регистратора.

    Невзирая на правомерность действий регистрирующего органа, допускается снятие с кадастрового учета земельного участка по решению суда.

    Пошаговая инструкция взыскания за отказ от регистрации в суде

    Иск будет принят только при условии, когда собственник не способен самостоятельно решить поставленные Росреестром условия. Например, если недостающий документ можно принести и подать заявку вторично – это не компетенция суда, а правомерное требование специалиста Росреестра. Но если требование регистрирующего органа нарушило права собственника ЗУ неправомерным отказом, или недостающий документ невозможно восстановить, требуется подача иска в районный суд по месту расположения участка.

    Для этого нужно произвести следующие действия:

    1. Написать исковое заявление по установленной форме, в котором отражаются обстоятельства дела, требующие снятия ЗУ с кадастрового учета и причины, по которым был получен отказ Росреестра.
    2. Уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
    3. Приложить к заявлению пакет документации, предъявляемой ранее в Росреестр, официальную выписку об отказе регистрационной процедуры и квитанцию об уплате пошлины.
    4. В назначенный мировым судьей день участвовать в заседании суда, обозначив перед судебной коллегией причины обращения и просьбу о снятии ЗУ с учета.
    5. Получив положительное решение суда в виде выписки, передать его в регистрирующий орган для продолжения регистрационной процедуры.
    6. При вынесенном отрицательном решении, подать апелляцию в областной суд.

    Теперь вам известно, как снять с кадастрового учета ранее учтенный земельный участок. Ориентируясь на предложенные в статье действия, заинтересованные лица смогут без труда снять с регистрационного учета свои земельные участки, утратившие полезные свойства или реорганизованные по усмотрению собственников.

    Снятие с учета земельного участка

    Процесс снятия земельного участка с кадастрового учета является довольно редким в деловом обороте. Тем не менее, возникают ситуации, когда в отношении участка, ранее поставленного на учет, требуется провести обратную процедуру снятия с такого учета.

    Понятие кадастрового учета

    Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.

    Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.

    Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере. Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.

    Когда необходимо снять земельный участок с кадастрового учета?

    Снятие с учета необходимо в случаях, когда единый и уникальный участок утрачивает свою целостность, перестает существовать как самостоятельный объект правоотношений, меняет свои границы.

    Такие действия субъектов правоотношений направлены на изменение физических характеристик участка и его правового статуса. Типичным примером изменения физических характеристик участка земли является изменение его границ в процессе объединения земельных участков или наоборот, разделении единого земельного объекта на несколько отдельных участков. При этом, изначальный земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, перестает существовать и меняет свой правовой статус.

    Важным моментом является тот факт, что снять участок с кадастрового учета возможно лишь в случаях, когда в отношении него отсутствуют зарегистрированные права. Снятие с учета допускается в следующих случаях:

    • 1) информация об участке земли носила временный характер и подлежат изменению;
    • 2) участок подлежит разделу с образованием новых участков, имеющих подтверждение государственной регистрации прав;
    • 3) если с момента постановки на учет земельного участка с временным статусом прошло не более двух лет, а регистрационные действия в отношении него не были проведены;
    • 4) отсутствие факта проведения регистрации обременений прав.

    Как снять земельный участок с кадастрового учета?

    Как и постановка земли на кадастровый учет, снятие участков с учета производится территориальными органами кадастрового учета по месту нахождения объекта.

    Для снятия с учета субъект предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

    • 1) заявление о снятии земельного участка с учета;
    • 2) документ, подтверждающий право законного обладания на участок;
    • 3) документ, подтверждающий установление обременения в пользу заявителя.

    Порядок проведения процедуры снятия земельного участка с учета

    Заявление о снятии с учета и необходимые документы подаются либо на бумажном носителе, либо в электронной форме. После получения документов на бумажном носителе регистратор выдает заявителю расписку. В случае обращения в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, заявлению будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отслеживать этапы прохождения процедуры.

    После приема документов орган кадастрового учета проводит юридическую экспертизу, в ходе которой решает вопрос о возможности или невозможности снятия участка с учета.

    Общий срок осуществления государственной услуги по снятию участка с учета не должен превышать 18 календарных дней.

    По итогам юридической экспертизы государственный орган принимает решение о снятии участка учета, либо об отказе в совершении такого действия.

    Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

    • 1) участок не является объектом собственности, кадастровый учет которого осуществляется государственным органом;
    • 2) заявление о снятии с учета подано лицо, не обладающее необходимыми полномочиями;
    • 3) представленные документы не отвечают требованиям федерального законодательства;
    • 4) участок земли не подлежит преобразованию и, соответственно, не может быть снят с учета;
    • 5) в случае, когда после приостановления процедуры постановки участка на учет прошло более трех месяцев, а причины приостановления не устранены.

    Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    +8 (800) 550-72-15
    Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

    Процедура снятия земельного участка с кадастрового учета

    Все данные о земельных участках хранятся и регистрируются в Государственном кадастре, который является единой системой учета. При прохождении процедуры регистрации каждого объекта недвижимости, ему присваивается собственный уникальный кадастровый номер. Этот номер не повторяется на всей территории России и обладает идентификатором, определяющим его территориальную принадлежность.

    Но не всегда существует необходимость именно постановки на учет земельных участков, бывают ситуации, когда нужно совершить их снятие с государственного учета. Снять с учета земельный участок требуется, например, в случае расширения границ владения землей или при разделении земельной собственности.

    Для того чтобы произвести снятие границ земельного участка с кадастрового учета необходимо выполнить несколько шагов:

    • собрать пакет всех требуемых документов;
    • подать пакет документов на рассмотрение в кадастровый орган;
    • получить выписку о том, что участок земли в кадастре больше не числится.

    Основания для снятия земельного участка с кадастрового учета

    Снять участок земли с государственного учета можно только в случае отсутствия у него зарегистрированных прав. Если ограничения присутствуют, то процедура может быть осуществлена только после их устранения.

    Осуществить процедуру можно, если:

    • сведения об участке земли имели временный характер;
    • земельный участок делится с последующим возникновением нескольких новых участков, которые имеют документы, подтверждающие их государственную регистрацию права;
    • со дня постановки на учет земельного участка (обладающего временным статусом) прошло 2 года, но регистрация вещного права так и не была проведена;
    • спустя 1 год со дня постановки участка земли (имеющего временный статус) на учет, не была проведена регистрация обременения вещного права.

    Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета

    Процесс снятия происходит в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ (далее по тексту просто Федеральный закон) с предоставлением заявления и всех сопутствующих документов.

    Документы для снятия с кадастрового учета земельного участка

    Чтобы снять участок земли с учета необходимо в кадастровый орган предоставить документы, следующего вида:

    • подлинник заявления о снятии с государственного учета участка земли;
    • документ, который устанавливает или удостоверяет право обладание заявителя на этот объект недвижимости;
    • документ, на основании которого было установлено или устанавливается вещное обременение в пользу заявителя;
    • при обращении представителя заявителя требуется документ (подлинник), который подтверждает полномочия заявителя на участок земли.

    Представитель правообладателя, чтобы подтвердить свои полномочия должен располагать одним из следующих документов:

    • доверенность, выданная нотариусом;
    • акт об установлении соответствующих полномочий представителю правообладателя;
    • заявление с указанием номера и даты федерального закона, в соответствии с которым представитель наделяется соответствующими полномочиями.

    Порядок предоставления документов

    У правообладателя или его представителя существует несколько способов подачи заявления о снятие с кадастрового учета временного земельного участка: лично, в электронном виде или через услуги почтовой связи.

    Личная подача заявления

    Заявление обязано иметь подпись правообладателя или его уполномоченного представителя.

    Кадастровый орган проставляет на заявлении и документах точное время их получения. Кроме того, заявлению присваивается регистрационный номер. Этот номер проставляется на всех сопутствующих заявлению документах вместе с датой регистрации.

    При личной подаче заявления в государственный кадастр заявитель или его представитель на руки получает расписку, в которой указывается полный перечень принятых документов и дата их получения.

    Подача заявления посредством почтовых услуг

    В случае получения заявления и сопутствующего ему пакета документов по почте, кадастровый орган обязан отправить расписку в их получении на следующий рабочий день. Расписка включает в себя заверенную копию заявления и должна быть отправлена с уведомлением о вручении.

    На оригинале полученного заявления кадастровый орган проставляется штамп «расписка получена», указывает дату получения и Ф.И.О. заявителя или его представителя.

    Подача заявления на снятие в электронном виде

    На веб-сайте Росреестра можно подать заявление и сопутствующие ему документы на снятие участка земли учета в кадастровой палате в электронном виде. Эта процедура осуществляется в разделе «Электронные услуги».Единственным ограничивающим условием для подачи этого заявление будет наличие ЭЦП у заявителя. Получить цифровую подпись можно на том же сайте следуя инструкциям.

    Срок снятия с кадастрового учета земельного участка

    Кадастровый орган обязан снять земельный участок с учета не позднее чем через 18 дней (календарных) со дня регистрации заявления от правообладателя.

    Процедура снятия с учета преобразуемых объектов только на основании документов в порядке информационного обмена без заявления правообладателя осуществляется в трехдневный срок со времени поступления их в государственный кадастр.

    Отказ о снятии участка земли с учета в государственном кадастре

    Кадастровая палата может отказать заявителю в снятии с регистрационного учета участка земли. Отказ возможен в следующих случаях:

    • недвижимое имущество не является объектом собственности, кадастровый учет которого выполняется в соответствие с Федеральным законом;
    • подача заявления о снятии с государственного учета была осуществлена ненадлежащим лицом;
    • представленные документы своим содержанием или формой не соответствуют требованиям Федерального закона;
    • спустя 3 месяца после приостановки осуществления государственного учета,причины, которые послужили решением о ее возникновении, так и не были устранены;
    • участок земли не преобразуем и не подлежит снятию в соответствии Федеральному закону.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

    +7 (499) 703-47-59
    Москва, Московская область

    +7 (812) 309-16-93
    Санкт-Петербург, Ленинградская область

    +8 (800) 550-72-15
    Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

    Это интересно:

    • Бланк заявления на снятие с учета ип ЕНВД-4. Заявление о снятии с учёта ИП как плательщика ЕНВД Налогообложение по вмененному доходу — добровольный режим, который предприятие может выбрать для себя (или отказаться от него) без особого на то указания. Прекращая […]
    • Сколько стоит страховка на авто без стажа Сколько стоит страховка на авто без стажа Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Сколько стоит вписать человека в страховку без стажа и со стажем более 3 […]
    • Договор задатка при продаже недвижимости образец Договор задатка при покупке квартиры Если продавец и покупатель решили заключить сделку купли-продажи квартиры, предоплата за нее может быть внесена в виде задатка. Зачастую к составлению договора задатка прибегают в том случае, […]
    • Загс повторное свидетельство о рождении Как восстановить документы, выданные в загсе 1. Кто и какие документы загса может восстановить? Вы можете восстановить (получить Органы ЗАГС вносят записи в книги записи актов гражданского состояния как при первичной выдаче […]
    • Что предусматривает исполнение бюджета по доходам Исполнение бюджета Государственные финансы и финансовая политика государства Бюджетная система и ее основные принципы Типы бюджетных систем Уровни бюджетной системы РФ Консолидированный бюджет РФ Доходы […]
    • Нотариальная доверенность без присутствия Центр правовой помощи Делаем доверенности без доверителя А вот оформить доверенность без присутствия доверителя невозможно, так как по закону она является его волеизъявлением. Тем не менее, доверенность без второй стороны можно […]
    • Воеводин лд конституционные права и обязанности граждан Конституционное право граждан на обращение в системе правового регулирования взаимодействия граждан и органов государственной власти и управления (Широбоков С.А.) Дата размещения статьи: 05.10.2016 Введение Определяя место и […]
    • Налоговые правонарушения статья 120 Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) 1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти […]