Словарная статья для 6 класса

Обучение написанию словарной статьи. 5-й класс

Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией обучающихся.

Не секрет, что сочинение на лингвистическую тему, включённое в ГИА по русскому языку в 9, представляет для детей определённые трудности. Начинать работу с данным видом сочинений необходимо как можно раньше.

В данной статье речь пойдёт о таких творческих работах, тематика, жанр которых подсказаны необходимостью начала подготовки к ГИА И ЕГЭ по русскому языку уже начиная с 5 класса.

Сочинения на лингвистическую тему могут быть разными по стилю и жанрам, они уместны в любом классе, при изучении любого раздела. Но мне хотелось бы говорить пока только о том, как строится работа по обучению написания сочинения на лингвистическую тему в 5-6-х классах.

Учитывая особенности пятиклассников, творческие задания лучше подавать в игровой, занимательной форме. Предлагаю урок развития речи, на котором дети учились писать сочинение на лингвистическую тему: написание словарной статьи.

1. Начинаем с постановки задачи:

– Представьте себе, что нам поручено интересное и ответственное дело – составить для толкового словаря статью о слове «берёза.»
– С чего начнём ?
– Выясняем значение слова «толковый» словарь. (Приложение 1. Слайды 1,2)
– Кого из создателей толковых словарей вы знаете? Говорим о В. В. Дале , рассматриваем «Толковый словарь живого великорусского языка». Учащиеся 9 класса в своё время готовили проект «Собирал человек слова», часть презентации проекта показываю детям.
– Для чего нужна словарная статья?
– Посмотрим, как построена статья о слове «осень» в таком словаре.
– Зачитываем значение слова «осень» по словарю. (Приложение 1. Слайд 3)

2. Анализ строения статьи

– Делаем вывод: словарная статья состоит не менее чем из четырёх частей: (Приложение 1. Слайды 4-5)

1. Заголовочное слово
2. Грамматические пометы (т.е. такие признаки слова, которые изучаются в особом разделе науки о языке, для существительных это – окончание формы родительного падежа и род)
3. Толкование лексического значения слова
4. Пример употребления этого слова в речи.

3. Актуализация знаний

Устно проговариваем содержание будущей записи, затем пишем письмо по памяти. (Можно вернуться к слайду 3)

Осень – и, ж. Время года между летом и зимой. Уж небо осень дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная тень с печальным шумом обнажалась. (А.С.Пушкин).

– Подчеркнуть известные орфограммы. Составить схему предложения. (урок проводится после изучения темы «Синтаксис и пунктуация», поэтому составить схему предложения у детей не вызывает трудностей)

4. Коллективная работа

Составление словарной статьи о слове «весна». Пример употребления этого слова в речи – первая строфа стихотворения А. Плещеева «Ласточка», которое все знают наизусть. Можно предложить детям использовать свой пример.
В результате коллективной работы появляется запись (Приложение 1. Слайд 7)
Весна, -ы, ж. Время года между зимой и летом. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (А.Плещеев).
Записываем в тетрадь.

Прослушивание работ детей, которые использовали другие примеры.

Главная часть в словарной статье – толкование лексического значения слова. Существует несколько способов толкования значения слова. Остановимся на одном из них – основном: родовые и видовые признаки предмета. (Приложение 1. Слайд 8) Делаем вывод о том, что важно при толковании лексического значения слова. (Приложение 1. Слайд 9)
Слайд с изображением деревьев: берёза, клён, лиственница, сосна и таблицы (Приложение 1. Слайд 10)
Находим родовые и видовые признаки, выясняем отличие. (Приложение 1. Слайд 12)

Урок «Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического словарей»

Тема: Составление словарной статьи для лингвистического и энциклопедического словарей.

Оборудование: раздаточный материал (примеры словарных статей, карточки для игры «Собери словарную статью»), компьютерные презентации учителя и детей. Словарей на уроке нет, чтобы у ребят была возможность самостоятельно выполнить задание. Пословицы, написанные на листках разноцветной бумаги.

Цели: 1. Формирование начальных знаний о лексикографии, умения создавать словарную статью.

2. Развитие понятия о научном стиле, умения строить связное высказывание.

3. Воспитание внимательного отношения к слову, материалу, дающемуся в словарях.

1. Приветствие, деление на группы.

Здравствуйте, ребята. Перед тем, как вы войдёте в класс, я предлагаю каждому выбрать пословицу, которая вам понятна и близка более других. (На столе перед входом в класс лежит четыре группы пословиц, отпечатанных на листах разного цвета)

Добрые слова лучше мягкого пирога. (желтый цвет)

Осла узнаешь по ушам, а дурака – по словам. (красный цвет)

От слова до дела – бабушкина верста. (Верста – чуть больше километра) (синий цвет)

Слово – серебро, молчание – золото. (зеленый цвет)

Выбрали пословицы? Сядьте, пожалуйста, за стол, на котором стоит карточка того же цвета, что и ваша пословица.

2. Постановка целей урока.

А) Групповая работа

Составьте группой текст из 3-4 предложений, объясняющий смысл вашей пословицы. (Чтение миниатюр, обсуждение)

Скажите, пожалуйста, о чём все ваши пословицы? (о словах)

Б) Запись и разбор предложения.

Множество очень древних слов и корней хранит язык в своей сокровищнице… (Лев Васильевич Успенский, «Слово о словах»)

О какой сокровищнице говорит Лев Успенский? (словарный запас, лексикон)

Где же хранятся эти сокровища, по-вашему? (в словаре)

Итак, сегодня мы будем говорить о словарях и словарных статьях. Вам предстоит стать авторами словарных статей. У сокровищницы, с которой мы будем работать, есть свои секреты. Попробуем их раскрыть.

3. Знакомство с предметом изучения.

А) Учительская презентация «Словари»

Б) Индивидуальные детские задания.

Индивидуальное задание: подготовить сообщение (можно с использованием компьютерной презентации) на темы «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, а также сообщение о любом энциклопедическом словаре.

В) Учительская презентация «Словарная статья»

Г) Сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей.

ОБЛАКА, скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. О. образуются гл. обр. в тропосфере; их различают по высоте: О. верх. яруса (выше 6 км) – перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые – состоят из ледяных кристаллов; О. ср. яруса (2-6 км) – высоко-слоистые и высоко-кучевые – состоят из мельчайших капель и кристаллов льда; О. ниж. яруса (ниже 2 км) – слоистые, слоисто-кучевые и слоисто-дождевые – состоят преим. из капель. О. возникают в результате конденсации водяного пара, содержащегося в воздухе. Диаметры облачных капель – порядка неск. мкм, содержание жидкой воды в О. – доли грамма или неск. граммов на м³. При укрупнении части капель и кристаллов они выпадают из О. в виде атм. осадков. В стратосфере наблюдаются также перламутровые, а в мезосфере – серебристые О.

ÓБЛАКО, -а, мн. –á, -óв, ср. 1. Светло-серые клубы, волнистые слои в небе, скопление сгустившихся в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. Облака плывут по небу. Ветер гонит облака. Кучевые облака. Грозовое, дождевое о. До облаков (перен.: очень высоко). Спуститься с облаков (перен.: от мечтаний обратиться к действительности; ирон.). С облаков упасть или свалиться (перен.: о неожиданном появлении кого-н.; разг.). 2. перен., чего. Сплошная масса каких-н. мелких летучих частиц. О. дыма, пара. // уменьш. облачко, -а, мн. – á, -óв, ср.// прил. облачный, -ая, -ое (к 1 знач.). О. слой.

Определите, из какого словаря эти статьи, докажите. (1 – энциклопедический словарь, т.к. описывается явление природы, 2 – лингвистический, т.к. описывается слово, единица языка)

О чём рассказывается в словарной статье энциклопедического словаря? Каков характер сведений, данных в этой статье? (О природе облаков, о месте образования, видах облаков, сведения, данные в статье, носят научный характер: терминология, числовые данные)

Какие сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи? (Лексическое значение слова, грамматические особенности, примеры употребления…)

Учитель обращает внимание учащихся на стиль словарных статей.

Д) Игра «Собери словарную статью»

Каждая группа получает свой набор карточек, на которых разные зоны словарной статьи. Они вперемешку, надо разложить по порядку.

ВÁЛЕНКИ, -нок, ед. –нок, -нка, м. Зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти. Подшитые в. (с пришитой кожаной или войлочной подошвой). // прил. вáленочный, -ая, -ое.

ЗОДИÁК, -а, м. (спец.). Пояс неба, по которому Солнце совершает своё видимое годовое движение. Знаки зодиака (обозначение 12 созвездий, через которые проходит зодиак). // прил. зодиакáльный, -ая, -ое.

ЛИСИ́ЦА, -ы, ж. Хищное млекопитающее сем. псовых с длинным пушистым хвостом, а также мех его. Красная л. // уменьш. лиси́чка, -и, ж.

ПРИ́ГОРОД, -а, м. Посёлок, населённый пункт, примыкающий к большому городу. Жить в пригороде. // прил. при́городный, -ая, -ое.

4. Составление словарной статьи для энциклопедического и лингвистического словарей (групповая работа).

I. Составить статью для лингвистического словаря.

Указать ударение в ед.ч. и мн.ч.

Определить окончание в родительном падеже ед.ч. и именительном и родительном падежах во мн.ч.

Дать предложенному слову толкование.

Привести пример использования данного слова в речи.

Записать уменьшительную форму, если есть, пример употребления этой формы.

Записать прилагательное, образованное от данного слова, пример его употребления.

II. Составить статью для энциклопедического словаря.

Рассказать о природе предмета (что это?)

Описать основные свойства (какое это?)

Перечислить возможные виды.

Слова для работы по группам.

1. Цветок — желтый цвет

2. Овощ — красный цвет

3. Дерево — синий цвет

4. Ягода — зеленый цвет

5. Оформление словарных статей.

Статьи оформляются на листах А4, могут использоваться иллюстрации в словарной статье для энциклопедии.

Помните, как в сказке «Алибаба и сорок разбойников» только тот мог открыть пещеру с сокровищами, кто знал тайное слово? Вот и мы с вами приоткрыли завесу тайны, которая поможет нам приобщиться к сокровищам русского слова. А дома я предлагаю вам составить словарь из 8-10 слов на тему «Новый год». А какой это будет словарь? Решать вам. Возможно, вы объедините особенности двух словарей в одном! Дерзайте!

Словари русского языка

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Хотели бы вы окунуться в мир слов? Есть ли такой мир? Как в него попасть? Такой мир существует! А попасть в него можно с помощью словарей. Если сделать это грамотно, то обычный просмотр словаря превратиться в увлекательное путешествие.

Тема: Лексика. Фразеология

Урок: Словари русского языка

1. Вступление

На этом уроке вы узнаете, где живут слова, которые составляют лексику современного русского языка. А живут они в словарях, или, если воспользоваться синонимами этого слова, в тезаурусах или глоссариях.

Французский писатель 19 века Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»

2. Типы словарей

Все словари подразделяются на два типа: энциклопедические и языковые.

Если мы хотим узнать о лексическом значении слова, его произношении, написании или происхождении, то в этом нам помогут языковые словари.

Совсем другую цель преследуют энциклопедические словари. Из них мы можем получить информацию о разных странах, узнать об известных писателях, художниках, музыкантах, актерах, ученых, политиках, а также о различных явлениях природы.

Много сведений можно получить из словарей. Если вы хотите узнать, как правильно пишется слово винегрет или любое другое, то вам следует обратиться к орфографическому словарю. Если вас интересует, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», то вам поможет орфоэпический словарь. В нем содержатся сведения о правильной постановке ударения в словах. И правильно будет «звонИт».

При чтении журналов, газет, книг каждый из нас часто встречается со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении можно в «Словаре иностранных слов». Известно, что синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова в тексте. Подробная информация об этих языковых явлениях содержится в «Словаре синонимов». Происхождение наиболее употребительных слов русского языка объясняется в этимологическом словаре. Из этимологического словаря вы можете узнать, что слово пельмени состоит из двух финских корней: пель – «ухо» и нянь – «хлеб». В буквальном переводе с финского языка на русский слово пельмени означает «уши из теста». Эти кулинарные изделия названы так по форме уха, которую они имеют. О значении и происхождении устойчивых оборотов речи – яблоко раздора, остаться с носом – можно узнать из фразеологического словаря.

3. Толковый словарь

Среди всех глоссариев есть один уникальный словарь, который напоминает матрешку и помимо своей основной задачи – разъяснения лексического значения слов – выполняет функции других лингвистических словарей. Это толковый словарь.

В большом доме – толковом словаре – под одной крышей живет много слов. Все они размещены в алфавитном порядке. У каждого своя квартира – словарная статья. О каждом слове сказано, что оно обозначает, как пишется и как правильно произносится, в каких случаях используется в речи.

Известный толковый словарь – «Словарь русского языка» под редакцией Сергея Ивановича Ожегова – переиздавался больше двадцати раз. В нем объясняется лексическое значение свыше 57000 слов.

Широкую известность получил «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.

Этот словарь создан не коллективом ученых, а одним человеком. Владимир Иванович Даль не был профессиональным лингвистом. Он получил образование морского офицера, затем врача, был автором множества сказок, рассказов и очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин.

Работу по собиранию и записи русских слов Даль начал еще юношей в 1819 году и продолжил до самой смерти. 53 года своей жизни этот человек посвятил работе над словарем.

Словарь Даля включает в себя 200000 слов и 30000 пословиц и поговорок, которые приводятся для пояснения значения тех или иных слов.

В своем словаре Даль объяснил множество слов, связанных с народными обрядами и обычаями, и описал сами эти обычаи. Так, например, все виды лаптей и способы их изготовления перечислены в словарной статье к слову лапоть.

В словаре Даля прослеживается идея заменить иностранные слова, вошедшие в нашу повседневную речь, исконно русскими синонимами.

Иноязычные слова Даль называл «чужесловами». Он предлагал заимствованное слово «ГРИМАСА» заменить русскими синонимами «РОЖЕКОРЧА», «ПОЖИМКА», «ИЗЛИЧЬЕ», а вместо иностранного слова «ПСИХОЛОГ» употреблять «ДУШЕСЛОВ».

Словарь Даля был напечатан в 1863 году и неоднократно издавался в наше время. Без помощников, в одиночку собирал Даль свой словарь. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Его словарь – это настоящий подвиг человека, влюбленного в русский язык.

Самым большим толковым словарем является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», который издавался в 50-60-е годы 20 века. В нем объясняется лексическое значение 120480 (ста двадцати тысяч четырехсот восьмидесяти) слов.

На самом деле слов в русском языке намного больше. В 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» вы не найдете свыше 200000 диалектных слов, то есть слов, употребляемых жителями той или иной местности. Этот словарь не включает в себя научные термины (а их свыше 10000), имена собственные и прозвища (их около 25000), жаргонизмы и устаревшие слова (их насчитывается свыше 30000).

Тогда возникает вопрос: сколько же всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что их боле 500000.

Созданием словарей занимаются лексикографы.

Домашнее задание

Пользуясь орфоэпическим или другим словарем, расставьте ударение в словах.

Баловать, избаловать, закупорить, кашлянуть, копировать, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

Пользуясь толковым словарем, выясните значения данных слов и составьте с ними словосочетания.

Коррида, инъекция, гарантия, удел, вклад, экстремальный, универсальный.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Словарь синонимов (Источник).

2. Словарь антонимов (Источник).

3. Толковый словарь (Источник).

4. Орфоэпический словарь (Источник).

Литература

1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.

2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме:
Урок развития речи. Словари. (6класс)

Знакомство учащихся 6 класса в игровой форме с различными словарями.

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ села Русская Борковка

Ставропольского района Самарской области

Разработка урока по русскому языку 6 класс.

Урок развития речи «Словари».

Подготовила: учитель русского языка

Пивень Наталья Витальевна

Учитель 1 квалификационной категории

2012-2013 учебный год

Конспект урока по русскому языку 6 класс «Словари».

Учитель: Пивень Н.В.

Тема урока : Словари.

Тип урока: урок развития речи.

Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике

( лексическое значение слова, синонимы, антонимы,

исконно русские и иноязычные слова); познакомить с

видами словарей, с особенностями строительства

словарной статьи; совершенствовать навыки работы

со словарями, другой справочной литературой.

Развивающая: развитие познавательного интереса, коммуникативных

навыков; развитие умения слушания и распределения

внимания во время слушания.

Воспитательная: воспитывать интерес к книге, к слову.

Оборудование: выставка словарей, рисунки учащихся.

Эпиграф: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»

I. Организационный момент. 1 минуты.

* Подготовка готовности учащихся к уроку.

* Постановка цели урока.

II. Игра «Дежурная буква». 3 минуты

В течение 2 минут учащиеся записывают слова на указанную букву (например, Африка, алгебра, Америка, Антилопа и т.п.). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов. Победителю вручается жетон.

III. Беседа с классом. 5 минут

1. Слово учителя.

Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франц.

— Прочитаем эпиграф, записанный на доске.

2. Заранее подготовленный ученик читает высказывание К.Паустовского.

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

— Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К.Паустовский?! Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

— Созданием словарей занимаются лексикографы. Среди них есть энциклопедические и языковые.

Демонстрация имеющихся на выставке энциклопедических словарей («Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

А мы сегодня поговорим об языковых словарях.

— Какие словари русского языка вам известны?

— К каким словаря мы обращаемся чаще всего?

— В каких случаях словари приходят вам на помощь?

* Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

— Работа с учебником .

— Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

*Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

IV. Знакомство со словарями. 5 минуты.

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ними словарь.

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к реке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».

Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

« В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментатора. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – спортивное зимнее двоеборье: лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну, все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

V. Конкурс рисунков. 3 минуты

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен.

«Словари» сами берут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса. (Выдается жетон).

VI. Физкультминутка. 2 минуты

— Повторяйте за мной слова:

Мы много узнали,

Мы очень устали.

— А теперь – движения:

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И в учебник посмотрите.

VII. Работа «словарей» с классом. 16 минут

— Я – словарь иностранных слов : я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, но и определить, из какого языка они пришли в русский.

  • Появляется «блестящий денди». Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду: костюм, жилет, туфли и т.п.

А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом:

1) Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. (Парад).

2) Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия как депутата. (Мандат).

3) В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир).

Работа в группах.

Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков.

Дайте лексическое толкование этих слов. Запишите 3-4 словарные статьи в тетрадь.

Работа «словарей» с классом.

— Я – фразеологический словарь . Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов. Приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А теперь попрошу выполнить мои задания.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о …

— кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).

— чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).

— человек, который пришел не вовремя? (Нелегкая принесла.)

— о том, что кто-то неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится.)

Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал, по пальцам пересчитать можно, во всю прыть, со всех ног.

(С гулькин нос, раз-два и обчелся, сломя голову, раз-два и готово).

Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).

Работа в группах.

Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую…

Ноги : уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь – другая там, ног под собой не чуять…

Глаза: мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу…

Нос: задирать нос, вешать нос, водить за нос, держать нос по ветру, не показывать носа…

— Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

Работа «словарей» с классом.

— Я – словарь толковый . Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно. Род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.

Объясните значение слова стол в каждом предложении.

1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.

2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3) Анна Ивановна работает в адресном столе.

4) В санатории нам определили пятый стол.

Объясните значение слова голова в каждом предложении.

1) Колхоз продал государству сто голов скота.

2) Вдали показалась голова пехотной колонны.

3) Он в неравном бою сложил свою голову.

4) От бессонницы у него разболелась голова.

Работа «словарей» с классом.

— Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.

Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят беден, особо режет слух повторение слова «сказал».

А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например, говорить, спросить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, повторить, обсудить и т.д.

Теперь попрошу выполнить мои задания.

К слову «победить» в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Редактирование своих текстов (исправление речевых ошибок) в тетрадях по развитию речи.

Словарь синонимов вам поможет справиться с заданием.

VIII. Сообщение домашнего задания. 2 минуты

К.Паустовский писал: « Всякие мысли приходят иногда в голову, например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей)… Думая об этих словарях, особенно о словаре «природных» слов, я делил на разряды слова: «лесные», «полевые», «луговые», слова о временах года, о метеорологических явлениях, о воде, реках и озерах, растениях и животных.

* Составьте словарики «лесных», «полевых», «снежных» слов (по выбору учащихся).

IX. Подведение итогов урока , выставление оценок. 2 минуты

— Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения?

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
урок русского языка «Словари»

конспект урока по русскому языку 6 класс (ФГОС) . УМК Ладыженская Т.А. Изучается в разделе»Лексика»

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Суворова»

(УМК Ладыженской Т.А.)

Пронькина Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы

Урок общеметодической направленности

Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта

Развивающая : Развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала.

Обучающая : Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям.

Воспитывающая : Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку

зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

учащиеся должны знать , что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи

должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка

компьютер, проектор; презентация Power Point «В словарях — вся Вселенная», технологические карты учеников, карточки с заданием, словари

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Мотивация к учебной деятельности

1. « Рассыпанные слова». Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение. (Работа учащихся в «Карте путешественника»)

Слова для справок: ж..зни, хр…нители, ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри, пам…ти, знаний, мудр…сти, и

(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).

— Что у вас получилось?

— Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах). Проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед.

— Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи.

— Проверка. Объясните постановку знака препинания. Оцените свою работу на этом этапе урока.

2. Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.

Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?

Ответить на этот вопрос поможет записанное вами предложение.

— Правильно. Это словарь. Сформулируйте тему нашего урока.

— Определите и запишите в Картах путешественника, что вы знаете о словарях.

Проверка. Итог работы.

3. Постановка цели и задач урока.

«Одна книга тысячи людей учит», — говорит пословица о словаре. Все вокруг твердят: «Словари – наши друзья и помощники». Несомненно, это так. Какую же помощь оказывают эти мудрые книги? В чём их польза?

Сегодня вы узнаете, что словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.

На уроке нам предстоит познакомиться со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, выполнить лексикографические упражнения, направленные на обучение работы со словарем.

III. Изучение нового учебного материала

1. — Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Можете вы ответить на этот вопрос?

— Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами.

3. — Я думаю, что теперь у нас сил прибавилось. Итак, займите свои места. Поезд отправляется. Первая станция – Историческая.

Перед вами тексты. Прочитайте их про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению:

О значении словарей в жизни общества говорилось ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари. Екатерина сразу согласилась.

Так появилась Академия, которая занималась словарями, обработкой слова, её красотой и выразительностью языка в целом. До сих пор словарное дело развивается в нашей стране, появляются новые словари, энциклопедии, справочники. Наша задача – пользоваться лингвистическим богатством себе и другим на благо.

— Определите основную мысль текста. Работайте в паре с соседом. Запишите ваш вывод в Картах.

Проверка работы. Совпало ли ваше определение основной мысли текста с классом? Поставьте себе оценку.

— Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей, и их изучения? Как называется профессия составителей словаря?

— Какие вы знаете словари, справочники, энциклопедии?

-Есть ли в Вашей семье словари?

-В каких ситуациях приходит к Вам на помощь справочная литература?

— Почему они так необходимы каждой семье?

— Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

4. Станция « Лингвистическая»

— Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей?

Подсказка: Соедините слова с их лексическим значением

исследует несвободные лексические сочетания

наука, занимающаяся вопросами составления словарей

словарный состав языка

Наука, изучающая языки

Впишите это слово (работа в Картах)

-Есть ли в Вашей семье словари?

— Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?

— Что вы можете узнать в словаре? Что такое словарная статья? ( слайд Словарная статья)

IV . Применение нового знания в стандартной ситуации

Работа в группах. У каждой картинка с изображением словаря. Расскажите о словаре на вашей картинке. Что можем узнать из этого словаря? Воспользуйтесь дополнительной информацией.

1 группа «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля – один из самых известных и знаменитых словарей в мире. Свыше 53 лет Даль отдал работе над «Толковым словарем живого великорусского языка». Его называют настоящей «энциклопедией русской жизни». В нём — более 200 000 слов. Собранные В.И.Далем слова можно назвать «родными россыпями жемчужин», так как при составлении своего толкового словаря отобразил все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. В словаре можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел. Толкуя слово, В. И. Даль отбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий, скороговорок и поговорок. Знатоки и любители русского слова постоянно обращаются к словарю В.И. Даля. Одних только пословиц в нём — 30130. В.Д. Берестов писал: «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими и почаще учиться у них добру».

ЗАДАНИЕ для группы: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

1. Выпишите три пословицы из словаря В.И. Даля на тему «слово»

2. Ответьте на вопрос: «Почему В.И.Даль называл пословицы «цветом народного ума»? (письменно)

2 группа: Самые востребованные словари в семьях, в школе, во многих учреждениях – орфографический и орфоэпический.

Если нужно узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos — «правильный», «прямой», grahpo — «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 1999 году, содержит 160 000 слов.

Орфоэпический словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Задание: Используйте словари. Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

№ 1 Вставить пропущенные буквы и определить лишнее слово.

1. л…жился, прил…гательное, прил…гать, возл…гать

2. р…сток, р…сти, отр…сти, р…стение

3. ш…рох, ш…пот, крыж…вник, ш…рты

4. ц…ркуль, акац…я, ц…ган, ц…ферблат.

№2 «Упражнения по орфоэпии»

Определите варианты произношения ([ шн ] и [ чн ]) и прочитайте вслух.

Булочная, встречный, горчичник, нарочно, скучно.

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью знакомства читателей с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Задания: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

№1. Расставьте ударение в словах и прочитайте вслух:

Крамола, красивее, кулинария, кухонный, ломоть.

Укажите архаизм. Подберите синоним.

№ 2. Найдите в этимологическом словаре слово чужой . Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Составь два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.

Найдите слово « басня» в словаре. Что интересного удалось узнать?

Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.

Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XVIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых являлись Н.Абрамов, В.Д. Павлов-Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева, З.А. Александрова.

Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. Например, в словаре З.А. Александровой — около 9000 синонимических рядов.

Задание: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление

1. Исправьте ошибки в предложениях.

По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.

2. Распределите слова в три колонки в соответствии со стилем : высокий, нейтральный и низкий. Какой словарь вы выберете в помощники?

почивать, спать, дрыхнуть;

конь, кляча, скакун;

вояка, боец, воин;

одеяние, одежда, одежка.

— Отчет групп. Оценивание. Подчитайте количество баллов, набранных за урок. Сдайте свои Карты путешественника.

1.- Итак, вы хорошо потрудились. Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.

Это только начало пути в наш лингвистический проект «В каждом слове – чудесный клад». На следующем уроке нам предстоит совершенствовать умение работы со словарями разных типов. Что может быть интереснее работы со СЛОВОМ?!

На всех словах — события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой. «

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть. (С. Маршак)

Пусть лингвистические и энциклопедические словари помогут вам определиться в выборе интересного слова для исследования и успешно реализовать себя в проекте.

2. Д.з В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?

Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.

3. Подведем итоги работы.

— Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?

— Понравился ли вам урок?

— Был ли урок для вас полезен? Если да, то нарисуйте в технологической карте веселый смайлик. Если нет, то грустный.

Спасибо за сотрудничество во время урока. Вы МОЛОДЦЫ!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы обмена опытом инновационной деятельности «Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы», представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа.

Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме «Корни с чередованием» в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из.

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный.

Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе).

Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми.

Это интересно:

  • Статья 25 26 зк рф Статья 25. Основания возникновения прав на землю 1. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и […]
  • Регистрация ооо на третьих лиц Пошаговая регистрация ООО Регистрация ООО шаг за шагом Наиболее распространенная на сегодняшний день гражданско-правовая форма юридического лица – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Здесь мы постарались описать […]
  • Закон о процентах по ипотеке Закон о процентах по ипотеке С 7 марта вступает в силу поправка в закон об ипотеке (ст. 61 п. 5 "Распределение суммы, вырученной от реализации заложенного имущества"), которая гласит, что если цены на жилье упали настолько, […]
  • Совет директоров ооо устав Состав Совета директоров Общества Состав Совета директоров ПАО «РусГидро», избранный решением годового Общего собрания акционеров 27 июня 2018 года: Трутнев Ю.П. – Председатель Совета директоров, заместитель Председателя […]
  • Гпк запись Статья 309. Решение суда относительно заявления о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния СТ 309 ГПК РФ Решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, […]
  • Болгарский юрист в москве Адвокат Георгий Табаков Болгарский адвокат в Москве — Я окажу Вам квалифицированную помощь и поддержку в решении любого юридического вопроса. Мои услуги для Вас Консультации по вопросам законодательства Болгарии; […]
  • 228 ч 1 ук рф наказание Статья 228 часть 1 УК РФ В нашей стране под контролем государства находятся те сферы деятельности, которые напрямую влияют на здоровье граждан в отдельности и на жизнь общества в целом. Чтобы не допустить бесконтрольного оборота […]
  • Заявления на получение выписки из егрп Образец заявления на получение выписки из ЕГРП (ЕГРН) Заявление на получение выписки из ЕГРП - образец, ссылку на который мы приводим в настоящей статье, представляет собой специальную форму. О правилах его заполнения коротко […]