Сколько выплачивают за второго ребенка в 2016 году

Содержание страницы:

Пособия на детей в 2016 году

Актуально на: 18 января 2016 г.

Порядок расчета пособий на детей в 2016 году не поменялся. Однако изменились максимумы и минимумы различных «детских» пособий. Это связано с индексацией пособий на детей в 2016 году.

Сразу скажем, что максимальная сумма заработка сотрудницы, которую можно учесть при расчете пособий в 2016 году, составляет (ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ):

Пособие при рождении ребенка в 2016 году

Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 году составляет 14 497,80 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ ). Пособие выплачивается в таком размере, если ребенок родился в январе 2016 года.

Если же ребенок родится в феврале и позднее, пособие составит 15 512,65 руб.

Ранние сроки беременности: пособие 2016

Пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, если отпуск по беременности и родам начался в январе 2016 года, составляет 543,67 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 01.12.2014 № 384-ФЗ ).

Для тех, кто уходит в отпуск в феврале и позднее, пособие составит 581,73 руб.

Пособие по беременности и родам в 2016 году

Максимальный размер дневного пособия, если отпуск по беременности и родам начался в 2016 году, составляет 1772,60 руб. (ст. 11, ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ). То есть максимальное пособие за время стандартного декрета 140 календарных дней составит 248 164 руб.

А вот минимальный размер пособия считается исходя из среднего дневного заработка в размере 203,97 руб. Такой минимум учитывается при исчислении пособия, если:

  • у женщины вообще не было зарплаты в 2014 г. и (или) 2015 г. (например, женщина была в отпуске по уходу за ребенком);
  • женщина в 2014 г. и (или) 2015 г. у вас не работала и справки о заработке от других работодателей не принесла;
  • средний заработок работницы за каждый месяц расчетного периода меньше МРОТ, равного 6204 руб.

Еще один особый случай – это работница, стаж которой ко дню ухода в отпуск по беременности и родам составляет менее 6 месяцев. За дни отпуска, приходящиеся на 2016 год, максимальный размер дневного пособия у нее составит следующую величину:

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска.

Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие выплачивается лишь до полутора. В период от полутора до трех лет выплачивается не пособие, а ежемесячная компенсация в размере 50 рублей.

Кому выплачивается пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет

В отличие от пособия по беременности и родам, которое выплачивается только матери ребенка, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году могут получать и иные родственники: отец, бабушка и т.д., главное – что они фактически осуществляют уход за ребенком и поэтому лишены возможности получать заработную плату или иной доход. Если за малышом ухаживают двое или несколько родственников, право на пособие получает кто-то один, по их выбору.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году имеют:

родственники ребенка, подлежащие обязательному социальному страхованию

матери–военнослужащие по контракту

уволенные в связи с ликвидацией организации: матери — в период беременности либо отпуска по беременности и родам, другие родственники – в период отпуска по уходу за ребенком

матери, отцы, опекуны (в том числе которые являются студентами-очниками)

родственники, не подлежащие обязательному социальному страхованию (в случае смерти матери и (или) отца, лишения их родительских прав и т.п.)

Право на пособие по уходу за ребенком сохраняется при работе во время отпуска на условиях неполного рабочего времени либо на дому

Если работник является совместителем, проработавшим в пределах двух последних лет у одних и тех же работодателей, пособие по уходу за ребенком ему платит один из них, кто именно – решает работник.

Если совпали по времени два вида отпуска – по уходу за ребенком и по беременности и родам, женщине предоставляется право выбрать один из видов одноименных пособий.

Пособие по уходу за ребенком выплачивают либо работодатель, либо, в отдельных случаях, органы соцзащиты.

Получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Для получения пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году понадобятся:

заявление в свободной форме

свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, а также предыдущих детей, и копии этих документов

справка с места работы о том, что второй родитель не получает данное пособие

при необходимости – справка от прежнего работодателя о сумме заработной платы для исчисления пособия (понадобится, если в течение двух предыдущих лет претендент на пособие менял работу).

Если работник является совместителем, дополнительно необходимо представить справку о том, что по другим местам работы пособие не назначалось

Документы можно представить в электронном виде.

Размер пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. В некоторых случаях выплата производится в фиксированной сумме.

С 1 февраля 2018 года минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком составляет 3 142 рубля 33 копейки, за вторым и последующими детьми – 6 284 рубля 65 копеек, а максимальный размер пособия по уходу24 536 рублей 57 копеек. Право на пособие в указанном размере имеют:

матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организации

матери, отцы, опекуны, обучающиеся по очной форме

родственники, ухаживающие за ребенком в случае лишения матери и (или) отца родительских прав

Расчет пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Для удобства представим алгоритм расчета пособия по уходу за ребенком в 2018 году в виде схемы:

Пособие по уходу за ребенком

равно
средний заработок за два предыдущих календарных года (не должен превышать за каждый год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС: в 2016 году – 718 000 рублей, в 2017 году – 755 000 рублей, то есть для расчетов выбираем сумму, которая меньше)
делим
на число календарных дней в этом же периоде (исключая периоды временной нетрудоспособности, отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком, период освобождения от работы с сохранением зарплаты). Получаем средний дневной заработок, который не может быть больше контрольной величины (= сумме предельных величин (см. выше), поделенной на 730)
умножаем
на 30,4
умножаем
на 40 %

Сроки выплаты пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

Обратиться за пособием по уходу за ребенком в 2018 году можно в любое время со дня предоставления соответствующего отпуска, однако это нужно сделать не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.

Обратите внимание: независимо от даты подачи заявления пособие в 2018 году будет выплачиваться за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.

Пособие назначается в течение десяти календарных дней со дня предоставления необходимых документов. Если пособие выплачивает работодатель, выплата будет приурочена ко дню выдачи заработной платы. Если же пособие платит территориальный орган ФСС, то он вышлет пособие почтой или выплатит его через кредитную организацию.

Детские пособия с 1 февраля 2017 года: новые размеры и особенности выплаты

C 1 февраля размеры «детских» пособий проиндексированы с учетом коэффициента 1,054. Какие новые размеры детских пособий на 2017 год с февраля? Нужно ли работодателям пересчитать «детские» пособия, назначенные работникам? На какие пособия индексация не повлияла? В данной статье приведена таблица с новыми размерами «детских» пособий и приведены примеры расчета пособий в неоднозначных ситуациях, в которыми может столкнуться бухгалтер в 2017 году.

Какие «детские» пособия выплачивают работодатели в 2017 году

К «детским» пособиям принято относить выплаты, касающиеся рождения детей. Список таких выплат содержится в Федеральном законе от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ). Чаще всего работодателям приходится сталкиваться с расчетом и выплатой следующих видов «детских» пособий:

  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам.

Перечисленные виды пособий выплачивает своим сотрудникам работодатель. При это на выплаченные социальные пособия можно уменьшить страховые взносы в ФСС или получить из фонда необходимое возмещение. См. «Как с 2017 года возмещать из ФСС расходы на выплату пособий: что изменилось».

Стоит заметить, что в некоторых регионах действует пилотный проект, в рамках которого пособия выплачиваются не работодателями, а напрямую из ФСС. Территориальные органы ФСС в «пилотных» регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия. Имейте в виду, что с 1 июля 2017 года к «пилотному» проекту присоединятся 13 новых субъектов, а именно:

  • Алтайский край;
  • Амурская область;
  • Вологодская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Магаданская область;
  • Республика Адыгея;
  • Республика Алтай;
  • Республика Бурятия;
  • Республика Калмыкия;
  • Омская область;
  • Орловская область;
  • Приморский край;
  • Томская область.

Полный перечень регионов-участников на 2017 год смотрите в статье «Участники пилотного проекта ФСС».

Индексация детских пособий в 2017 году

Индексации «детских» пособий с 1 января 2017 года не было. Поэтому в январе 2017 года работодателям следовало выплачивать работникам «детские» пособия в тех же размерах, которые были в 2016 году.

Однако с 1 февраля 2017 года «детские» пособия должны быть проиндексированы на коэффициент фактического роста потребительских цен за 2016 год. Это предусмотрено статьей 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ. Такой коэффициент индексации Правительство РФ утвердило в размере 1,054. Этот коэффициент зафиксирован в следующих документах:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2017 № 36 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2017 № 35 «Об утверждении индекса роста потребительских цен за 2016 г для установления стоимости одного пенсионного коэффициента с 1 февраля 2017 г.»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 88 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году”.

С учетом нового коэффициента с 1 февраля 2017 года «детские» пособия следует выплачивать в размерах, которые показаны в таблице ниже.

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, «детские» пособия (как в январе 2017 года, так и с 1 февраля 2017 года) будут выше, поскольку их требуется дополнительно увеличивать на величину повышающего коэффициента (ст. 5 Закона № 81-ФЗ).

Минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы каждый год индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2016 года минимальные размеры пособия по уходу за детьми составили:

  • 2908,62 р. – по уходу за первым ребенком;
  • 5817, 24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми.

Однако с 1 июля 2016 года МРОТ повысился до 7500 рублей. И получилось, что если рассчитывать пособие по уходу за одним ребенком из МРОТ, то сумма пособия получалась больше, чем 2902,62 рубля. А именно – 3000 р. (7500 р. x 40%). В связи с этим, с 1 июля 2016 года на одного ребенка было нельзя платить меньше 3000 рублей. Однако с 1 февраля 2017 года индексировать нужно не 3000 рублей, а 2902, 62 рубля. Поэтому в таблице пособие по уходу за ребенком с 1 февраля 2017 года представлено как 3065,69. Если бы мы индексировали 3000 рублей, то размер пособия составил бы 3162 (3000 р. x 1,054). Но эта сумма была бы неверной!

Вполне возможно, что у некоторых бухгалтеров могут возникнуть сложности при расчетах пособий переходный период (конец 2016 – начало 2017 гг.). Поэтому приведем несколько примеров расчетов «детских» пособий, которые могут возникнуть. При этом затронем не только пособия, которые проиндексированы с 1 февраля 2017 года, а все «детские» пособия, назначаемые в 2017 году.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

Данное пособие полагается выплачивать один раз. Получить его должны женщины, которые:

  • встали на учет в медицинских учреждениях в срок до 12 недель беременности;
  • имеют право на пособие по беременности и родам (ст. 9 Закона № 81-ФЗ).

Это пособие с 1 февраля 2017 года полагается выплачивать в новом размере – 613,14 рублей. Однако возможна спорная ситуация. Приведем пример.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности следует выплачивать дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Закона № 81-ФЗ). Поэтому пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности нужно перечислить в размере, который установлен на дату начала отпуска по беременности и родам. В нашем случае женщина вышла в декрет со 2 февраля 2017 год. Поэтому пособие за постановку на учет следует выплатить в размере 613,14 рублей (с учетом индексации на коэффициент 1,054). Если бы начало декретного отпуска пришлось на январь 2017 года, то пособие полагалось в меньшем размере – 581,73 рублей.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей. Если же родилось два или более детей, то пособие выплачивается на каждого из них (ст. 11 Закона № 81-ФЗ). Работодатель должен выплатить пособие в течение шести месяцев после рождения ребенка, если сотрудник представил необходимые для назначения пособия документы (ст. 17.2 Закона № 81-ФЗ). В связи с индексацией пособия с 1 февраля 2017 года при назначении может сложиться неоднозначная ситуация.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка нужно рассчитывать на дату рождения, а не обращения за пособием (письмо ФСС от 17.01.06 № 02-18/07-337). В нашем случае ребенок родился в 2016 году, поэтому размер пособия составит 15 512,65 р. р. (без учета индексации на коэффициент 1,054). Единовременное пособие при рождении ребенка в проиндексированной сумме (16 350, 33 р.) выплачивайте, если ребенок родится в период с 1 февраля 2016 года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1, 5 лет

О минимальном размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком состоянию на февраль 2017 года мы рассказали выше. Новые размеры:

  • 3065,69 р. – при уходе за первым ребенком;
  • 6131, 37 р. – при уходе за вторым ребенком.

Максимальным размером данное пособие не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка исходя из которого рассчитывается пособие по уходу за ребенком.

Установлено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может быть больше суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому для расчета максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Следовательно, если отпуск женщины начинается в 2017 году, то при расчетах следует принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы.

С учетом указанных значений по предельной базе, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу составляет 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730.

Теперь рассчитаем максимальный размер среднего заработка за целый месяц. В этих целях умножим средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней- 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 р. (1901,37 р. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составит 23 120,66 р. (57 801,64 р. × 40%). Причем этот размер действует как в январе, так и в феврале 2017 года. Февральская индексация пособий на коэффициент 1,054 на него никак не повлияла.

Приведем пример расчета пособия по уходу за ребенком, если бы оно назначалось в феврале 2017 года.

С 7 февраля 2017 года женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком. Бухгалтер учитывает следующие показатели для назначения пособия:

  • расчетный период для расчета – 2015 и 2016 год;
  • в 2016 году 9 календарных дней женщина была на больничном и 116 дня – в отпуске по беременности и родам;
  • зарплата женщины за 2015 год – 335 000 р., за 2016 год – 310 000 р.;
  • количество дней в расчетном периоде — 606 дн. (365 + 366 – 9 – 116).
  • среднедневной заработок – 1064,356435 р. ((335 000 р. + 310 000 р.) / 606 дн.).

При таких условиях ежемесячное пособие по уходу за ребенком в феврале 2017 года составит 12 942,58 р. (1064,356435 р. × 40% × 30,4 дн.). Индексация пособий с 1 февраля 2017 года на коэффициент 1,054 на этот расчет, как видно, не повлияла.

Когда размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет пересчитать

В общем случае, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет рассчитывается один раз – на момент начала отпуска по уходу. Поэтому если пособие было назначено в 2016 году, то пересчитывать пособие за те месяцы отпуска, которые приходятся на период с 1 февраля 2017 год, не надо. Соответственно, в 2017 году ежемесячно нужно выплачивать ту сумму пособия, которая была рассчитана в 2016 году. Однако из общего правила есть исключения. Перечислим их.

Если было назначено минимальное пособие

Бухгалтеру следует пересмотреть размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, если работник получал минимальную сумму. Это связано с тем, что с 1 февраля 2017 года размер минимального пособия увеличился, а работнику нельзя платить пособие меньше минимального. Поясним на примере.

Если размер оказался меньше минимума

Возможна и другая ситуация. Может получиться, что в 2016 году было назначено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 40% от среднего заработка. На тот момент ежемесячная выплата была больше минимального размера пособия. Если размер выплачиваемого пособия меньше минимального размера пособия, проиндексированного с 1 февраля 2017 года, то с этого месяца пособие следует выплачивать уже в новом размере.

Новое назначение

Рассмотрим и еще один возможный случай, когда потребуется пересмотреть размер назначенного в 2016 году пособия. Предположим, что работник прервал отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а в 2017 году решил снова взять такой отпуск. В таком случае сумму пособия по вновь оформленному отпуску нужно будет пересмотреть. Связано это с тем, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка за два календарных года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому если новый отпуск оформляется на следующий год, то необходимо учитывать новый расчетный период. В описанной выше ситуации в расчетный период для определения пособия по вновь оформленному отпуску войдут 2016 и 2017 годы. В связи этим размер пособия может отличаться от того, который выплачивался ранее.

Пособие по беременности и родам с 1 февраля

Пособие по беременности и родам, которое выплачивают работодатели, не индексируется ежегодно. То есть, с 1 февраля 2017 года пособие по беременности и родам не увеличилось. Однако имейте в виду, что максимальный размер пособия стал больше с 1 января 2017 года, поскольку при расчете пособия с начала 2017 года нужно принимать во внимание новое максимальное значение среднего дневного заработка. Поясним.

Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно и суммарно за весь период отпуска по беременности и родам, который составляет (ч. 1 ст. 10 Закона № 255-ФЗ):

  • 140 дней (в общем случае);
  • 194 дня (при многоплодной беременности);
  • 156 дней (при осложненных родах).

Максимальное пособие по беременности и родам

Для расчета максимальной суммы декретного пособия с января 2017 года нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. Его считают по той же формуле, что и при расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). То есть в 2017 году он также составит 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730. Следовательно, с 2017 году максимальные размеры декретного пособия, возмещаемые из ФСС, составляют:

  • 266 191,8 р. (1901,37 р. р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 368 865,78 р. (1901,37 р. × 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 296 613,72 р. (1901,37 р. × 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 февраля 2017 года максимальные размеры пособий по беременности и родам не изменились. Коэффициент индексации эти значения не затронул.

Минимальное пособие по беременности и родам

При расчете пособия по беременности и родам средний дневной заработок не может быть меньше величины, определяемой по следующей формуле (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

С 1 января 2017 год федеральный МРОТ составляет 7500 рублей. См. «МРОТ с 1 января 2017 года». Поэтому если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам в январе 2017 году такие:

  • 34 521,20 р. (246,58 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 835,62 р.(246,58 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 465,75 р. (246,58 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

Показатели минимальных размеров пособий по беременности и родам с 1 февраля 2017 года также не изменились. Они сохранились тех же размерах.

Размеры пособий с 1 февраля: таблица

В таблице приведем размеры пособий с 1 января 2017 года и 1 февраля 2017 года. С помощью этой таблицы бухгалтеру удобнее будет понять, что именно изменилось в связи с февральской индексацией.

Ежемесячная выплата из средств материнского капитала при рождении второго ребенка

Владимир Путин, выступая в Кремле 28 ноября 2017 года на заседании по вопросам реализации Национальной стратегии в интересах детей, предложил ввести с 2018 года дополнительные возможности использования материнского капитала — а именно выдавать нуждающимся семьям из средств по сертификату ежемесячные выплаты наличными при рождении второго ребенка до достижения им возраста 1.5 лет в размере установленного в регионе прожиточного минимума (в 2018 году в среднем по России составит 10500 руб.).

Условия получения ежемесячных выплат из маткапитала

Выплата будет предоставляться семьям, проживающим на территории России, по тому же адресному подходу, по которому с 2018 года будут выплачивать новое ежемесячное пособие при рождении первого ребенка, а именно:

  • второй ребенок (родной или усыновленный) должен быть рожден с 1 января 2018 года и иметь российское гражданство;
  • в качестве критерия нуждаемости выступает среднедушевой доход семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению за пособием, он не должен превышать 1,5-кратной величины прожиточного минимума, установленного в регионе проживания для трудоспособного населения (предельный размер дохода семьи для всех регионов РФ см. в таблице ниже);
  • выплата будет предоставляться из бюджета Пенсионного фонда до достижения ребенком 1,5 лет в размере регионального прожиточного минимума (ПМ) для детей, установленного в соответствующем регионе за второй квартал года, предшествующего дате обращения в ПФР с соответствующим заявлением (например, в 2018 году пособие будет оформляться в размере ПМ, установленного за 2 квартал 2017 года);
  • дополнительное условие с поправкой на специфику программы маткапитала — выплату сможет оформить лицо, получившее сертификат на материнский капитал (при этом можно обращаться в Пенсионный фонд (или в МФЦ) одновременно с двумя заявлениями — о выдаче самого сертификата и о назначении ежемесячной выплаты до 1.5 лет).
  • после написания заявления и предоставления документов (в случае, если все условия соблюдены) пособие будет назначено сроком на 1 год, после чего нужно будет повторно собирать документы и писать заявление на продление выплат до исполнения ребенку полутора лет.

Все эти условия закреплены в законе № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», который был внесен на рассмотрение в Госдуму 6 декабря 2017 года, подписан президентом 28 декабря 2017 года и вступил в силу с 1 января 2018 года (см. документ ниже).

Дополнительным документом, который регламентирует порядок назначения выплат и устанавливает перечень документов, является приказ Минтруда от 29 декабря 2017 года № 889н.
Подать заявление и документы для назначения выплат на второго ребенка можно в территориальном отделении Пенсионного Фонда, также можно сделать это через МФЦ или сайт Госуслуг, также предусматривается возможность отправки документов по почте.

Доходы членов семьи, полученные в денежной форме, которые учитываются для определения права получать пособие:

  • заработная плата (в том числе премии) и доходы от предпринимательской деятельности;
  • пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • довольствие военнослужащих, сотрудников органов МВД, госслужащих;
  • страховые пенсионные выплаты правоприемникам умерших лиц.

При этом в расчет не будут браться доходы от сдачи в аренду недвижимости и проценты по банковским вкладам, а также единовременная материальная помощь от государства, полученная в связи со стихийными бедствиями, террористическими актами и иными чрезвычайными ситуациями.

Сумма материнского капитала, положенная по сертификату, будет ежемесячно уменьшаться в размере полученной выплаты. Кроме того, выплаты не являются обязательными, то есть автоматически выплачивать их не будут, если лицо не подаст соответствующее заявление и не предоставит необходимый пакет документов.

Размер выплат (таблица)

Точный размер ежемесячной выплаты из материнского капитала в 2018 году установлен индивидуально в каждом отдельно взятом регионе проживания (см. таблицу ниже). Однако в связи с тем, что материнский капитал продлили до 2021 года включительно, Владимир Путин еще в ноябре озвучил средний по стране размер нового пособия нуждающимся семьям сразу на ближайшие 3 года (он будет точно такой же, как это было озвучено Президентом для первенца):

  • в 2018 г. — 10523 рублей;
  • в 2019 г. — 10836 рублей;
  • в 2020 г. — 11143 рублей.

Таблица — Размер регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года и максимальные суммы дохода семьи для ежемесячных выплат из материнского капитала в субъектах РФ

Пособия на детей в 2016 году

Внимание, эта статья устарела!

Обо всех основных изменениях в порядке выплат, видах и размерах детских пособий в России в 2017 году читайте в новом материале на нашем сайте:

С 1 января 2016 года в России фактически началась большая социальная реформа, в рамках которой с учетом современных российских реалий и перспективы многолетнего экономического кризиса будут на наших с вами глазах меняться сложившиеся в эпоху «сытых нулевых» годов принципы и подходы к оказанию мер материальной поддержки семьям с детьми, в настоящее время включающих в себя:

Меню для навигации по странице

  • федеральные детские пособия:
    • по обязательному социальному страхованию, выплачиваемые гражданам, имеющим детей, по месту работы или напрямую из ФСС в соответствии с законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ;
    • по государственному социальному обеспечению, выплаты которых производятся из федерального бюджета органами Соцзащиты населения по месту жительства получателей с учетом требований закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ;
  • федеральный материнский капитал, предоставляемый с 2007 года из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка (детей) по закону от 29.12.2006 № 256-ФЗ;
  • многочисленные региональные детские пособия и маткапитал, обеспечиваемые из бюджетов субъектов федерации в соответствии с:
    • дополнительными требованиями и рекомендациями указанных выше федеральных законов;
    • «майскими указами» Президента РФ Владимира Путина, в том числе Указом «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» от 7 мая 2012 года № 606;
    • республиканскими, краевыми, областными и городскими законами, указами и постановлениями, устанавливающими дополнительные меры материальной поддержки отдельных категорий граждан.

В чем суть социальной реформы, проводимой в 2016 году?

В мае 2015 года по итогам рабочих совещаний Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить из двух противоречивых требований:

  • снижение дефицита бюджета на 2016-2018 годы путем «сокращения неэффективных затрат»;
  • объективная необходимость проведения индексации социальных выплат гражданам, предусматриваемая приведенными выше законами, указами и постановлениями.

Дополнительным требованием премьер-министра тогда стала необходимость разработки вопроса о предоставлении социальных выплат исходя из принципов адресности и нуждаемости.

Результатом этой работы Правительства и стала социальная реформа, заработавшая с 1 января 2016 года.

Индексация детских пособий в 2016 году

Первоочередным решением руководства страны стала приостановка действующего порядка индексации основных социальных пособий и компенсаций. Фактически это и положило начало большой реформе, поскольку в конечном виде на 2016 и 2017 годы Госдумой был утвержден принципиально новый подход к ежегодному пересмотру размера выплат семьям с детьми.

Изменения действующего порядка индексации социальных выплат

Напомним, в 2008 году поправками в закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» была впервые предусмотрена ежегодная индексация детских пособий на величину прогнозируемого уровня инфляции, закладываемого Правительством в закон о федеральном бюджете на очередной год — то есть:

  • повышение выплат традиционно проводилось опережающим темпом в сравнении с ростом индекса потребительских цен;
  • при этом повышающий коэффициент индексации по сложившемуся правилу в обычные годы применялся однократно с 1 января в отношении всех установленных размеров социальных выплат, предоставляемых гражданам с детьми в виде фиксированной (твердой) суммы.

Отметим, что такой же порядок уже был предусмотрен ранее в отношении повышения размера трудовых (страховых) пенсий по старости, однако в отличие от пенсий федеральные детские пособия выплачиваются либо ежемесячно в течение значительно более короткого периода, либо вовсе единовременно (например, выплаты по беременности и при рождении ребенка).

Уже 25 июня 2015 года данный подход был поддержан кабинетом министров (чиновникам для его одобрения хватило всего полтора часа обсуждений). Министр финансов России Антон Силуанов по этому поводу сразу отметил: «У нас не будет ресурсов на разногласия».

Это фактически означает, что государство таким изменением порядка индексации пособий как минимум на ближайших год сэкономило на текущих выплатах семьям с детьми — до 1 февраля 2017 года (не исключено, что в ожидании восстановления цены на нефть на уровне «сытых нулевых», в которых данные обязательства впервые были установлены законодательно). Однако такое изменение порядка индексации по фактической инфляции за прошедший год ставит необходимость уже с 1 февраля 2016 года доиндексировать размеры детских пособий, установленных с 1 января 2015 года. Напомним:

  • тогда детские пособия были проиндексированы в обычном порядке «опережающими темпами», однако на заведомо заниженный показатель годовой инфляции 5.5% (коэффициент индексации 1.055);
  • однако фактическая инфляция за 2015 год более чем в 2 раза превысила проведенную с 1 января индексацию и составила 12.9% (то есть необходимый коэффициент индексации за прошлый год фактически должен был составить 1.129).

Размер детских пособий в 2016 году

С учетом уже проведенного в начале 2015 года повышения размера выплат на 5.5%, а также принятых Госдумой изменений и величины фактической прошлогодней инфляции 12.9% — с 1 февраля 2016 года
детские пособия будут дополнительно проиндексированы на 7% (так называемая «доиндексация»):

112.9% / 105.5% = 1.070, или 7.0%.

С учетом этого можно получить следующую таблицу размеров пособий на ребенка.

Таблица индексации детских пособий в 2016 году

либо 581,73 рублей или в размере стипендии

Начисляется единовременно за весь период декретного отпуска пропорционально количеству дней (140, 156 или 194)

При ликвидации организации — в фиксированном минимальном размере

Для студентов — по месту учебы в виде стипендии

Может выплачиваться по месту работы (в форме социального страхования) или в органах соцзащиты населения (в форме государственного социального обеспечения)

Право на выплаты имеет любой из родителей (мать или отец) либо лицо, их заменяющее

или 118529,25

В повышенном размере выплачивается при усыновлении:

  • ребенка-инвалида;
  • ребенка старше 7 лет;
  • нескольких детей, являющихся братьями и (или) сестрами.

Начисляется в форме социального страхования находящимся в отпуске по уходу за ребенком по месту работы (службы) вместе с выплатами заработной платы или денежного довольствия

В минимальном размере — в форме государственного социального обеспечения для неработающих через УСЗН по месту жительства

Право на выплаты возникает с момента рождения ребенка, но не ранее начала его отцом срочной военной службы

Пособие предоставляется до достижения ребенком возраста 3 лет, но дольше дня завершения его отцом службы по призыву

Размер материнского капитала в 2016 году

Еще летом 2015 года начали поступать новости о том, что на высшем уровне (Правительство, Госдума, ПФР) предлагается не индексировать размер сертификата на маткапитал, по меньшей мере, в 2016 году.

В итоге двумя законами от 14.12.2015 № 359-ФЗ и № 371-ФЗ Государственной думой было принято окончательное решение, в соответствии с которым размер материнского капитала в 2016 году не увеличивается (не индексируется) и остается равным прошлогоднему значению — 453026 рублей.

В отличие от измененного с 2016 года порядка индексации детских пособий, в отношении материнского капитала — это просто однократный пропуск установленного законом ежегодного повышения его размера. При этом уже анонсировано, что сумма средств по материнскому сертификату в следующий раз будет проиндексирована в обычном порядке:

  • с 1 января 2017 года — приблизительно на 6%, что составит 480 тысяч рублей;
  • с 1 января 2018 года — еще на 5%, что даст сумму 505 тысяч рублей.

Однако на 2016 год было принято решение проиндексировать повторную антикризисную выплату из средств по сертификату — выплачиваемая единовременно сумма увеличилась на 5000 рублей и теперь составит 25 тысяч. Однако сроки на ее получение в Пенсионном фонде в этот раз будут сокращены.

В частности, одно из новых направлений было введено уже с 1 января — теперь маткапитал можно использовать на оплату услуг и технических средств для социальной реабилитации детей-инвалидов. На очереди в 2016 году также предоставление права на оплату по сертификату услуг индивидуальных предпринимателей (ИП — частные детские сады или няни) по присмотру и уходу за ребенком.

Ниже приводится график изменения темпов роста материнского капитала за прошедшие с начала реализации программы 10 лет (2007-2016). Всего за это время маткапитал вырос с 250 до 453 тысяч рублей (рост на 81%). То есть в среднем ежегодная индексация суммы по сертификату за этот период составила всего 8,1%.

Переход на принципы адресности и нуждаемости

Перспективы сокращения в 2016 году видов и размеров детских пособий и иных выплат семьям с детьми исходя из принципов адресности и нуждаемости в обществе вызывают еще более высокие опасения.

Между тем, в Правительстве до сих пор ведутся оживленные дискуссии по вопросам выработки критериев нуждаемости, в соответствии с которыми можно было бы «адресно» устанавливать денежные выплаты не на какие-то категории социальных групп в целом (в масштабах государства или отдельного субъекта федерации), а в отношении конкретной семьи и отдельного гражданина.

В качестве подобного критерия чаще всего предлагается такой известный показатель, как величина дохода в расчете на одного члена семьи — если она будет составлять менее установленного в регионе прожиточного минимума (или кратных ему единиц), семья может быть признана нуждающейся и ей в адресном порядке может быть предоставлена соответствующая материальная поддержка.

Однако, как отмечают специалисты, в долгосрочной перспективе это может привести к появлению у граждан желания искусственно занижать свой официальный уровень дохода (или меньше работать), в том числе путем фиктивных разводов с работающим и имеющим высокий доход супругом — для преодоления порога «нуждаемости» и получения права на отдельные адресные виды социальных выплат.

  1. Это может вызвать обратные процессы — вновь привести к росту социальных расходов и, самое главное, негативно скажется на пополнении государственных внебюджетных фондов — ПФР, ФСС и ФОМС.
  2. Кроме того, снижение объемов пенсионных отчислений таких граждан из-за укрывания официальных доходов с учетом вступившей с силу в 2015 году пенсионной реформы в долгосроке может и вовсе привести к социальной катастрофе, когда за чертой бедности окажется еще большее, чем сейчас, количество пенсионеров.
  • Прежде всего — нуждаемость, определенная по уровню дохода или материальной обеспеченности, может устанавливаться только в конкретный момент времени.
  • В отличие от этого заявление о распоряжении средствами материнского капитала можно подать в любое время — может быть, через 5-10 лет после появления на него права у семьи сертификат окажется востребованным по всем возможным критериям нуждаемости, но семье он полагаться не будет, поскольку на момент рождения второго или последующего ребенка она в нем могла и не нуждаться.

В то же время Министр труда и социальной защиты признает, что «основной блок возможностей по установлению критериев нуждаемости — это региональные выплаты». Однако до сих пор адресные подходы к оказанию социальной поддержки в субъектах федерации также применялись с целью сокращения расходов, а в бездумном варианте применения это может означать только то, что региональные власти в действительности никакой социальной поддержкой заниматься вообще не хотят.

Пособие по уходу за ребенком в 2016 году

Читать о ежемесячном пособии до 1.5 лет

Адресные принципы предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми в 2016 году на основе критериев нуждаемости могут быть применены не только с целью сокращения круга получателей, но и для установления принципиально новых, ранее не предусматриваемых видов детских пособий — но только в отношении вполне определенной категории получателей, к которой могут устанавливаться также дополнительные требования.

Однако для этого необходимо решить ряд принципиальных (и в настоящее время во многом концептуальных) вопросов:

  • определить и сформулировать в явном виде критерии нуждаемости семей в продлении выплат ежемесячного пособия до 3 лет;
  • составить на основе сформулированных критериев по адресному принципу реестр получателей пособия;
  • найти источники финансирования выявленных нуждающихся семей «на совершенно других началах» — по возможности с привлечением ресурсов работодателей, а не путем повышения расходов федерального бюджета;
  • разработать меры по стимулированию досрочного выхода родителей из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет:
    • изменение норм трудового законодательства с возможностью применения гибкого рабочего графика или полноценного предоставления работы на условиях неполного рабочего дня;
    • открытие в укороченные сроки большого количества ясельных групп в детских садах с учетом потребностей населения.

Позднее в новостях говорилось, что Дмитрий Медведев дал поручение Минтруду России совместно с Минэкономразвития и Минобрнауки в срок до 1 июля 2015 года рассмотреть возможность продления выплат пособия по уходу за ребенком с 1.5 до 3 лет семьям с детьми с учетом следующих критериев нуждаемости (с условием их одновременного применения):

  • при среднедушевом доходе семьи, не превышающем величину регионального прожиточного минимума на душу населения;
  • при отсутствии для ребенка места в детском саде или возможности трудоустройства по месту работы с гибким рабочим графиком.

В итоге выяснилось, что на реализацию данного предложения только за один 2016 год потребуется 50 млрд руб. дополнительных бюджетных расходов, что составляет неподъемную сумму в условиях кризиса.

Это интересно:

  • Приказ о создание комиссии на списание тмц образец Приказ о создании комиссии по списанию В том случае, когда материально-производственные запасы в организации утрачены или испорчены, необходимо оформить их списание. Обязанность по списанию обычно возлагается на комиссию, […]
  • Кто должен оплачивать экспертизу по осаго Кто должен оплачивать экспертизу скрытых повреждений ТС? Здравствуйте,29.06.2017 экспертом СК был произведен осмотр видимых повреждений у ТС,скрытые дефекты в акте он указал,что они возможны,но без дополнительного осмотра их не […]
  • Знак тихоходное транспортное средство что это такое Правила обгона тихоходных транспортных средств В ноябре 2010, а затем в феврале 2012 года в ПДД был включен ряд изменений и поправок, регулирующих правила обгона. В частности, был разрешён обгон тихоходного транспортного […]
  • Договор ренты и дарения Дарение и рента Дарение — это одна из форм сделок между физическими и юридическими лицами. Ее особенностью, указанной в статье 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), является безвозмездность дара. В качестве […]
  • Гражданский кодекс статья 259 Статья 259 ГК РФ. Собственность хозяйственного товарищества или кооператива, образованного на базе имущества крестьянского (фермерского) хозяйства Новая редакция Ст. 259 ГК РФ 1. Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на […]
  • Налоговый кодекс часть 2 статья 149 Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 1. Не подлежит налогообложению (освобождается от […]
  • Закон об военной ипотеке Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника Информация об изменениях: Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 324-ФЗ в статью 10 внесены изменения, вступающие […]
  • Развод от риэлторов Пять признаков, что ваш риелтор — мошенник Риелторский бизнес всегда привлекал мошенников. А с падением спроса на вторичном рынке покупатели еще и лишились привычных ориентиров: большие скидки стали казаться чем-то совершенно […]