Система трудового права беларуси

СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

Трудовое право состоит из Общей части, определяющей общие вопросы трудовых отношений, Особенной части, включающая в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений, и Специальной части, включающей общепризнанные принципы и нормы международно-правового регулирования в сфере трудовых отношений.

Общая часть включает правовые нормы, определяющие:

— предмет и метод трудового права;

— цели и задачи правового регулирования;

— принципы правового регулирования трудовых отношений;

— правовой статус работников как субъектов трудового права;

— источники трудового права;

— социальное партнерство в сфере труда;

— общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

— оплаты и нормирования труда;

— гарантий и компенсаций;

— институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, составляют следующие правовые институты:

— трудоустройство и занятости у конкретного работодателя;

— трудового распорядка и дисциплины труда;

— профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;

— материальной ответственности сторон трудового договора;

← ПРАВО БЕЛАРУСИ

Трудовое право:
• конкретное право определенного лица;
• отрасль объективного права;
• наука (учебная дисциплина).
Трудовое право как наука—совокупность идей, взглядов теорий, раскрывающих закономерности становления и развития норм трудового права, эффективность их действия пути дальнейшего совершенствования.
Отрасль регулирующая общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда и организации и применения наемного труда (предмет трудового права).
Предмет трудового права—однородные общественные отношения, которые регулируются отраслью трудового права.
Ст. 4:
Предмет трудового права имеет характерные черты, которые определяются трудовыми отношениями, являющимися предметом трудового права:
1. Трудовые правоотношения возникают в связи с непосредственной деятельностью людей в процессе труда, в связи с применением живого труда и созданием материальных и духовных благ.
2. Для трудовых правоотношений характерно включение исполнителя работы в трудовую коллективную организацию с подчинением его внутреннему трудовому распорядку.
3. Трудовые правоотношения—возмездные отношения, т.е. работник имеет право на получение вознаграждения в виде заработной платы, которая выплачивается систематически.
4. Участвуя в трудовых правоотношениях работник выполняет определенные трудовые функции личным трудом.
Трудовые отношения—такие общественные отношения, которые складываются при включении гражданина в труд коллективного органа для выполнения личным трудом определенной работы за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку. Возникают в результате трудового договора (юридический факт).
Трудовые правоотношения возникают между гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства и нанимателем. Для вступления в трудовые правоотношения эти лица должны обладать трудовой правосубъектностью. Наниматель—работодательностью. Кроме трудовых правоотношений в предмет трудового права входят другие общественные отношения, тесно связанные с трудовыми (ч. 1 ст. 4).
Предметом трудового права является комплекс общественных отношений по труду работника на производстве, которые образуют 2 группы:
1. Трудовые отношения.
2. Другие общественные отношения, существование которых обусловлено неразрывной связью с трудовыми отношениями.

2. Метод.
Метод—специфический для данной отрасли права способ правового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей, на их поведение в нужном для государства, общества, работника и нанимателя, например, для получения оптимального результата этого регулирования.
Согласно общей теории права, метод характеризуется:
1. порядком возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
2. общим юридическим положение участников правоотношения.
3. характером установления прав и обязанностей;
4. средствами обеспечения обязательств.
Метод трудового права состоит из специальных способов правового регулирования труда:
1. сочетание договорных, рекомендательных и императивных способов регулирования;
2. равноправие сторон трудового договора с подчинение их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка;
3. сочетание централизованного и договорного регулирования;
4. участие работников через своих представителей в правовой регламентации труда в установлении, применении норм трудового права, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. В установлении условий труда участвуют обе стороны, т.к. работник и наниматель равны.
5. Специальный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетания действия юридических органов предприятия с судебной защитой;
6. Единство и дифференциация правового регулирования труда: общие, к. принципы, единые основные трудовые права и обязанности сторон, которые закреплены в общих положениях трудового законодательства и распространены на всех работников и нанимателей;
Дифференциация—по устойчивым факторам, которые учитываются законодателем и в результате образуют специальные нормы.
Факторы:
1. вредность и тяжесть условий труда;
2. физическая особенность женского организма;
3. психофизиологическая особенность подростков;
4. специфика трудовой связи;
5. особенность труда в конкретной отрасли и ее значение для народного хозяйства.
Трудовое право (как отрасль)—отрасль права, регулирующая при активном участии субъектов трудовых отношений работника и нанимателя и другие примыкающие и тесно связанные производные от них отн. и установления прав и обязанности в сфере труда и ответственность за их нарушение.

3. Система.
Система трудового права –совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое(отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования и на другие устойчивые общности норм, имеющие более дробную структурную определенность.
Система науки или учебной дисциплины своим предметом и целью имеет изучение норм трудового права, их развитие, изучение правовых связей (правоотношений в сфере труда); изучение зарубежного трудового права; международного правового регулирование труда, следовательно, выходит за пределы отрасли.
Система науки:
1. общая часть;
2. особенная часть;
Система отрасли трудового права—классификация его норм по предмету отрасли в однородные группы и последующее их расположение внутри структуры отрасли. Все правовые нормы, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения можно разделить на отношения, которые:
1. определяют общие вопросы регулирования указанных отношений и составляют общую часть. Это нормы, распространенные на все общественные отношения, регулирующимися трудовым правом, определяют основные принципы правового регулирования, основания трудовых прав и обязанностей и другие вопросы—Р I, Гл. I ТК;
2. регулируют определенные вопросы этих отношений—особенная часть, которые отр-ся по институтам, которые располагаются последовательно по динамике возникновения и развития трудовых правоотношений.
Систему трудового права следует отличать от системы трудового законодательства. Система трудового права—только правовые нормы. Это совокупность нормативных актов о труде. Система трудового законодательства кроме норм содержит преамбулы, введение, где указана цель принятия, срок действия.

4. Отграничение от других отраслей.
Гражданское право регулирует отношения, связанные с трудом и его продуктом (результатом), вытекающие из гражданско-правовых договоров. Предмет гражданского права—имущественные и неимущественные, связанные с имущественными отношениями. Предмет трудовых отношений—живой труд, а гражданско-правового договора—овеществленный труд или продукт труда. Для гражданского права характерно признание за организациями и гражданами юридического равенства.
Административное право. Общее: элемент управления; предметы трудовой правосубъектности организации определяется нормами трудового и административного права; в трудовых отношения некоторых категорий руководителей. Р. существуют особые, связанные с исп. элементами административно-правового регулирования.
Различия:
Административное право регулирует отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Государственно-управленческая деятельность носит универсальный характер. Субъекты административно-правовых отношений находятся в соподчиненном положении.
Трудовое право регулирует организационно-управленческие отношения, основанные на действиях равноправных субъектов, строящиеся на договорных началах. В трудовом праве управленческие формы организаций не выходят за пределы управления совместным процессом труда внутри предприятия; связь наниматель-работник носит характер производственного, а не административного управления.
Право социального обеспечения. Предмет—общественные отношения, складывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, когда они утрачивают трудоспособность или достигают пенсионного возраста. Данные отношения возникают в результате реального права на материальное обеспечение. Методу не свойственен договорной порядок возникновения правовых отношений, т.е. возникают и регулируются централизованными нормами.
Различаются по юридическим фактам, которые лежат в основе возникновения и прекращения социального обеспечения, возникающие при сложных юридических составах, включающих несколько оснований и прекращающие по особым основаниям носящим объективный характер.

Система и источники трудового права

Система права – это внутренняя структура национального права, которая выражается в единстве и согласованности норм, составляющих его и, и одновременном их разделении на отрасли и институты. Каждая отрасль права, в том числе и трудовое право, представляет собой обособленную совокупность правовых норм, имеющих единство внутренней структуры и определенную последовательность их расположения. Вместе с тем, в зависимости от регулируемых норм общественных отношений отрасль права разделяется на составные части (институты).

Система трудового права делится на 2-е части: общую и особенную. В общую часть входят нормы, содержание общие положения, касающиеся труда всех работников и распространяющиеся на все общественные отношения трудового права. Это нормы, определяющие основные принципы и задача трудового права, сферу действия норм трудового права, источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений, применение к трудовым отношениям норм международного права и соотношение их с национальным законодательством, исчисление сроков в трудовом праве, основные права и обязанности работников и нанимателей и некоторые другие вопросы. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РБ по названным вопросам труда, положения раздела 1 Трудового кодекса, а также нормы других законов РБ по Тим вопросам.

Названные правовые институты затрагивают всю совокупность трудовых прав и обязанностей работников, основные условия труда, вопросы организации социально-экономической деятельности организации.

Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие составные элементы трудовых отношений, являющихся предметом данной отрасли права.

Совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения, образуют правовые институты. В особенную часть трудового права входят такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина, материальная ответственность и ряд других институтов.

Источник права – это государственно-официальная форма выражения, закрепления и существования юридических норм. Источниками трудового права являются акты, в которых выражаются нормы трудового права. Конкретные формы выражения норм трудового права могут быть различными в зависимости от органа, принявшего этот акт, степени важности регулируемых общественных отношений. Источники трудового права обозначают конкретные формы правовых предписаний в области трудовых отношений, принятых законодательным органом, а также органами государственного управления, издающих во исполнение и развитие действующего законодательства соответствующие нормативные акты в пределах своей компетенции.

Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством (ст. 7 ТК).

Конституция является основным источником права вообще, в том числе и трудового права. Она определяет позицию законодателя по важнейшим направлениям правового регулирования трудовых отношений. Она содержит ряд статей, непосредственно устанавливающих основные положения трудового законодательства. Основным законом гражданам гарантируется право на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41). Конституция провозгласила право равного доступа граждан РБ к любым должностям в государственных органах в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой (ст.39). В Основном законе закреплены также другие социально-экономические права граждан: право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Конституцией запрещен принудительный труд, кроме работы си службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Конституция провозгласила, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8). Источниками трудового права в связи с этим являются международные договоры Республики Беларусь и конвенции Международной организации труда(МОТ). Нормы вступивших в силу международных договоров РБ или конвенций МОТ, участницей которых является РБ, являются частью действующего на территории РБ законодательства о труде, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.

Если те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде, то правила международных договоров Республики Беларусь или конвенций МОТ применяются непосредственно. В случае, если международным договором Республики Беларусь или конвенцией МОТ, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции (ст. 8 ТК).

Развитие закрепленных Конституцией общих направлений правового регулирования труда работников осуществляется при помощи кодифицированных (кодифицированный закон – это юридически и логически цельный, внутренне согласованный акт) и текущих законов.

После Конституции к числу основных источников права относятся законы Республики Беларусь. Главным законом, содержащим весь комплекс правовых предписаний в области труда, является Трудовой кодекс. Трудовой кодекс определил задача, сферу действия трудового законодательства. Основными задачами указаны регулирование трудовых и связанных с ними отношений, развитие социального партнерства между нанимателями, работниками и органами государственного управления, установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.

Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций МОТ, участницей которых является Республика Беларусь. Кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также связанные с ними другие отношения. Кроме того, кодекс регулирует трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм. Вместе с тем, для работников, трудовые отношения которых связаны с членством, регулирование трудовых отношений сможет осуществляться в учредительных документах и локальных нормативных актах.

Трудовой кодекс устанавливает не только общие правила регулирования индивидуальных трудовых отношений и связанных с ними отношений, но и особенности регулирования труда отдельных категорий работников. В кодексе урегулированы также коллективные трудовые отношения, ответственность работников и нанимателей.

К трудовому праву относится также Закон «О занятости населения Республики Беларусь». Этот закон устанавливает правовые, экономические и организационные гарантии государства по реализации гражданами права на труд. Отдельные трудовые отношения регулируются законами Республики Беларусь.

В настоящее время новым источником трудового права являются декреты Президента Республики Беларусь, имеющие силу закона.Президент вправе издавать два вида декретов: временные и делегированные. Согласно ст. 101 Конституции временные декреты, имеющие силу закона, издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости. Делегированные декреты Президент вправе издавать, если Парламент делегирует ему законодательные полномочия на издание декретов.

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство – издает постановления. Постановления Правительства издаются на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации. Они содержат и новые нормы права, не противоречащие законам, декретам, указам.

Большое значение в сфере регулирования трудовых отношений имеют нормативные акты Министерства труда и социальной защиты. Оно обязано разрабатывать и реализовывать единую государственную политику в области труда, занятости и миграции населения, предоставление ем социальных гарантий и компенсаций, осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства о труде. Министерство труда и социальной защиты издает постановления и разъяснения, как по поручении. Совета Министров, так и по своей инициативе.

Особое место среди источников регулирования трудовых и связанных с ними отношений занимают локальные нормативные акты. К ним относятся коллективные договоры, соглашения, уставы, учредительные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, должностные инструкции и др. Они принимаются нанимателем совместно либо по согласованию с профсоюзом. Эти акты конкретизируют. Дополняют нормативные акты, принятые на соответствующем уровне, применительно к конкретным условиям данного предприятия, учреждения, организации. Их действие ограничивается пределами данного предприятия, учреждения, организации.

Следует отметить, что в законодательстве смещены приоритеты с централизованного на локальное регулирование трудовых отношений. На законодательном уровне обеспечивается лишь минимум гарантий, которые наниматель обязан выполнять. В то же время в локальных нормативных актах наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовых и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Локальные нормативные акты могут содержать иные по сравнению с законодательством условия регулирования трудовых отношений, но только в сторону улучшения условий. Локальные акты, ухудшающие положение работников, по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Особо следует остановиться на Заключениях Конституционного суда. Согласно Конституции и Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд в этом случае «выступает в роли «негативного законодателя», выводя из сферы правоприменения неконституционные правовые нормы»).

Важное значение в обеспечении единообразного применения норм трудового права имеют постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Общепризнанно, что постановления Пленума Верховного Суда не являются источниками права, поскольку суд не имеет права создавать правовые нормы. Постановления Пленума Верховного Суда – это акты официального нормативного толкования. Они являются обязательными не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Судебный прецедент источником права, в том числе и трудового, не является. Вместе с тем решения судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь по конкретным делам помогают судьям овладеть мастерством полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, способствуют уяснению смысла соответствующих правовых норм. (В некоторых странах, например, в Германии и во Франции, решение судов высшей инстанции является источником права).

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Роль труда как целенаправленной деятельности человека,

реализующего свои умственные и физические способности для

получения определенных материальных и духовных благ. Виды

труда, общественная организация труда в Республике Беларусь.

2. Понятие трудового права как отрасли права, как отрасли

науки и как учебной дисциплины.

3. Предмет трудового права как отрасли права.

1. Методы правового регулирования трудовых отношений.

2. Система трудового права как учебной дисциплины.

3. Право граждан Республики Беларусь на труд: понятие,

субъекты, объект и содержание.

План семинарского занятия

1. Роль труда, составляющего материальную основу общества,

которая развивает и преобразует человека.

2. Понятие трудового права как отрасли права.

3. Понятие трудового права как отрасли науки.

4. Понятие трудового права как учебной дисциплины.

5. Предмет трудового права как отрасли права и как отрасли

6. Методы правового регулирования в трудовом праве.

7. Система трудового права.

8. Право граждан Республики Беларусь на труд: понятие,

субъекты, объект и содержание.

1. Роль труда, составляющего материальную основу обще-

ства, которая развивает и преобразует человека. Люди, чтобы

жить, обязаны строить жилище, обрабатывать землю, заниматься

животноводством, строить дороги, заводы, фабрики, средства свя-

зи и т.д. Из этого следует, что материальную основу любого обще-

ства составляет трудовая деятельность человека, которая развива-

ет и преобразует человека. Научно-технический прогресс любого

общества, все цивилизации – результат огромного труда многих

поколений. Труд есть целенаправленная деятельность людей или

одного человека, реализующего свои физические и умственные

способности для получения всех материальных и духовных благ,

которые носят названия продуктов труда, или продуктов производ-

ства. Различают простой и сложный труд, самостоятельный и на-

емный, индивидуальный и коллективный. Когда человек занима-

ется индивидуальной трудовой деятельностью, сбором грибов и

ягод, работает на своем дачном участке, убирает квартиру, готовит

пищу для семьи – такой труд осуществляется вне общественных

форм его организации. Когда человек работает на государственных

предприятиях и в учреждениях, подчиняясь правилам внутренне-

го трудового распорядка, коллективно участвует в создании мате-

риальных и духовных благ – такой труд осуществляется в соответ-

ствующих формах общественной организации труда. Общественная

организация труда – это существующая в данном государстве связь

между людьми в процессе совместного труда, включающая их от-

ношения к формам собственности, к средствам производства и к

продукту труда. Поэтому связи людей по участию в общественной

организации труда и являются предметом правового регулирования.

Трудовое право Республики Беларусь как отрасль права касается

отношений по труду. Однако не все связанные с трудом обществен-

ные отношения урегулированы нормами трудового права. Труд вне

форм общественной организации труда не требует правового регу-

лирования. Однако совместный труд, осуществляемый в соответ-

ствующей форме общественной организации труда, требует его

организации, управления. Различают техническую организацию

труда и общественную. Техническая организация труда является

связью работника или работников в процессе общего труда с ору-

диями труда, техникой, материалами и технологическими процес-

сами. Техническая организация труда отражает отношение работ-

ника или группы работников к природе, т.к. коллективный труд

отражает степень воздействия людей на предметы природы, исполь-

зуя их в трудовой деятельности, поэтому технологическая органи-

зация труда не регулируется нормами права. Для нее издаются и

действуют технические инструкции и правила. Общественная орга-

низация труда – это существующая в данном государстве связь меж-

ду работниками в процессе совместного труда, включающая их

отношения по собственности к средствам производства и продук-

ту труда. Эти отношения людей в нашем государстве, их связи по

участию в общественной организации труда и являются предметом

правового регулирования соответствующих отраслей права, вклю-

чая трудовое. Труд работников, осуществляемый на основе трудо-

вого договора или контракта в государственных, общественных,

коллективных и в других предприятиях, независимо от форм соб-

ственности, регулируется нормами трудового права. Этот труд тес-

но связан и зависит от политической и экономической основы на-

шего государства, которой определяются и отношения наемных

работников с работодателями по труду на производстве. Эти отно-

шения называются трудовыми отношениями. Становление и даль-

нейшее развитие рыночных форм организации труда в Республике

Беларусь обусловлено широкой приватизацией заводов и фабрик,

находящихся в собственности государства, утверждением частной

собственности на соответствующие предприятия, орудия и средства

производства. Все это потребовало новых подходов к правовому

регулированию общественных отношений в сфере организации и

применения наемного труда. В зависимости от экономического

положения участников совместного труда и их отношения к сред-

ствам производства различают две основные разновидности тру-

да: самостоятельный труд – труд собственников и наемный труд –

труд работников, не являющихся собственниками данного предпри-

ятия, орудий и средств производства. Наряду с указанными разно-

видностями совместного труда имеет место и смешанная форма,

предполагающая коллективный труд собственников и несобствен-

2. Понятие трудового права как отрасли права, как отрас-

ли науки и как учебной дисциплины. Термин «трудовое право

Республики Беларусь» следует понимать как отрасль права, как

отрасль науки и как учебную дисциплину. Трудовое право как от-

расль права представляет собой систему установленных и прини-

маемых государством правовых норм, которые регулируют трудо-

вые отношения рабочих и служащих и некоторые другие отношения,

тесно связанные с трудовыми. Эти нормы – законы, подзаконные

и локальные, по близкому кругу регулируемых общественных от-

ношений объединяются в соответствующие правовые институты,

сумма которых и составляет отрасль трудового права. Все нормы

трудового права закрепляют условия труда рабочих и служащих,

гарантируют их трудовые права и свободы, определяют порядок

возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотноше-

ний, режим совместного труда работников, устанавливают меру

труда и размеры вознаграждения за труд. Именно поэтому нормы

трудового права – это регуляторы меры труда и меры потребления,

они устанавливают способы поощрения работников за успешный

труд и меры воздействия к тем работникам, которые не исполняют

надлежащим образом своих трудовых обязанностей. Трудовое право

как отрасль науки представляет собой учения о трудовом праве как

отрасли права, как отрасли науки, об основных институтах отрас-

ли трудового права, о его предмете и методе правового регулирова-

ния, об основных институтах трудового права как отрасли и тру-

дового права как отрасли науки, дает сравнительные знания о

трудовом праве Республики Беларусь и о трудовом праве стран

ближнего и дальнего зарубежья. Наука отрасли трудового права

вырабатывает соответствующие правовые категории и термины,

которые используются в трудовом праве, дает возможность опре-

делить эффективность норм трудового права и их воздействие на

повышение уровня и эффективности общественного производства,

а также решить другие задачи, связанные с повышением уровня

жизни рабочих и служащих в зависимости от эффективности об-

щественного производства. Поэтому предметом науки трудового

права является определенный комплекс общественных явлений и

отношений, который служит объектом изучения и познавательной

деятельности людей. К предмету науки трудового права Республи-

ки Беларусь относятся нормы трудового права, их природа и сущ-

ность, наука, понятие, общие и частные предпосылки возникнове-

ния, изменения и прекращения трудовых правоотношений,

сравнительные характеристики трудового права нашего государства

с трудовым правом стран дальнего и ближнего зарубежья, а также

соответствующие учения об основных институтах трудового пра-

ва, в которых объединены близкие по своему кругу правовые нор-

мы. Трудовое право как учебная дисциплина представляет собой

сумму знаний о трудовом праве как отрасли права и о трудовом

праве как отрасли науки, которую должны получить студенты юри-

дических вузов и факультетов, изучающие курс трудового права

3. Предмет трудового права как отрасли права. Когда мы

ведем речь о предмете трудового права как отрасли права, то мы ставим вопрос: какие общественные отношения урегулированы нор-

мами этой отрасли права? Трудовые отношения – это отношения

работников с нанимателями по использованию их способностей к

труду, урегулированные нормами трудового права. Эти отношения

отражают волевой характер производственных отношений, которые

являются сложными и состоят из отношений собственности на ору-

дия и средства производства, из отношений по распределению,

обмену, управлению трудовых отношений. Производственные от-

ношения – это объективно существующие отношения независимо

от воли работников. В зависимости от форм собственности и орга-

низационно-правового вида предприятий (предприятия государ-

ственные, общественные, акционерные, смешанные, частные, со-

вместные – отечественные с участием зарубежного капитала,

общества с ограниченной ответственностью, кооперативные и т.д.)

трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые груп-

пы и подгруппы, т.е. трудовые отношения на государственных пред-

приятиях, на общественных и кооперативных предприятиях, част-

ных, арендных и других форм собственности. Однако сегодня

отчетливо выделяются две группы трудовых отношений: отноше-

ния работников по найму и трудовые отношения, в которые всту-

пают собственники имущества (акционерного предприятия и т.д.).

Правовое положение этих групп работников отражается на трудо-

вых отношениях, имеющих некоторые различия, касающиеся по-

рядка возникновения, изменения и прекращения этих отношений,

а также влияют на порядок распределения доходов. Сегодня раз-

личают следующие группы общественных отношений, урегулиро-

ванных нормами трудового права и составляющих предмет этой

отрасли права. Первую группу составляют предшествующие отно-

шения, которые возникают между будущими работниками и орга-

нами трудоустройства по оказанию им услуг в поиске работы, в

обучении их соответствующей профессии или переобучении новой.

Различают несколько видов трудоустройства: трудоустройство мо-

лодежи после окончания неполной средней школы; обучение на

производстве на рабочих местах путем ученичества; распределение

и перераспределение молодых специалистов после окончания сред-

не-специальных учебных заведений, СПТУ и других; распределе-

ние студентов высших учебных заведений. Отдельным видом тру-

доустройства является трудоустройство инвалидов по зрению и по

слуху в обществах слепых и глухих, через отделы социальной за-

щиты. К числу видов трудоустройства относится оказание помо-

щи военнослужащим военными комиссариатами после окончания сроков военной службы и оказание помощи отделами внутренних

дел лицам, отбывшим наказание. Вторую группу общественных

отношений, урегулированных нормами трудового права, составля-

ют трудовые отношения, связанные с заключением трудового до-

говора или контракта и с определением трудовой функции работ-

нику, с включением его в списочный состав предприятия,

отношения по переводам и перемещениям по должности, а также

отношениям, связанным с прекращением трудового договора по раз-

личным основаниям. Большую группу общественных отношений,

урегулированных нормами трудового права, составляют отношения,

вытекающие из трудовых. Четвертую группу общественных отно-

шений, урегулированных нормами трудового права, составляют

последующие отношения, связанные с повышением квалификации

работников, с обучением и переобучением, по рационализаторской

и изобретательской деятельности, по контролю и надзору за соблю-

дением трудового законодательства и другие. Пятую группу обще-

ственных отношений, составляющих предмет трудового права и

урегулированных нормами этой отрасли права, составляют процес-

суальные и процедурные отношения, возникающие при разреше-

нии индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также

споров, возникающих при заключении и изменении коллективных

договоров и соглашений. Все эти группы общественных отноше-

ний в совокупности и составляют предмет трудового права Респуб-

лики Беларусь как отрасли права.

4. Методы правового регулирования трудовых отношений.

Когда мы говорим о методах правового регулирования трудовых

отношений, мы ставим вопрос: какие способы и приемы использу-

ет государство через правовые нормы для воздействия на трудовые

общественные отношения? Отвечая на этот вопрос, студент должен

назвать эти способы и приемы. Ведь государству не безразлично,

как урегулированы названные выше группы общественных отно-

шений, составляющих предмет трудового права. Поэтому государ-

ство с целью воздействия в нужном направлении на общественные

отношения применяет следующие способы: императивный, диспо-

зитивный и санкционированный, а также дополняет эти способы

следующими приемами: запретами, дозволениями, предписаниями

и рекомендациями. Студент должен знать о том, что в 1937-1938

годах и в 1956-1957 годах прошли общесоюзные дискуссии в быв-

шем Союзе ССР ученых, на которых выделялись критерии, при

наличии которых данная совокупность общественных норм, объединенных в соответствующих правовых институтах, признавалась

самостоятельной отраслью права. Ученые пришли к выводу, что

каждая отрасль права должна иметь свой специфический предмет

правового регулирования и свои методы воздействия государства

через правовые нормы на эти общественные отношения. Поэтому

при написании учебников и учебных пособий, научных работ и

монографий по соответствующим отраслям права ученые предпри-

нимали попытки не только определить их предмет правового регу-

лирования, но и найти те способы и приемы, которые характерны

для метода правового регулирования этих отношений. Начиная с

1972 года, многие ученые пришли к выводу, что специфику метода

правового регулирования следует искать не на уровне отрасли пра-

ва, а на уровне всей системы права, состоящей из отраслей права,

правовых институтов и правовых норм. В качестве таких способов

и приемов ученые стали выделять императивный, диспозитивный

и санкционированный, а в качестве приемов – запреты, дозволе-

ния, предписания и рекомендации. Императивный способ воздей-

ствия на общественные отношения заключается в том, что государ-

ство отдельные виды трудовых отношений прямо регулирует через

правовые нормы, например, продолжительность рабочего времени

и рабочего дня, минимальная заработная плата, письменная фор-

ма трудового договора и контракта, продолжительность основного

и дополнительного отпусков, продолжительность отпуска женщи-

нам по беременности и родам и воспитанию ребенка до 3-х лет и

другие. Диспозитивный способ воздействия на общественные от-

ношения состоит в том, что государство дозволяет участникам об-

щественных трудовых отношений выбор модели поведения. Госу-

дарство в ст. 41 Конституции Республики Беларусь закрепляет право

граждан на труд и право на выбор профессии. А вот где будет ра-

ботать работник, он решает сам: либо на государственном предпри-

ятии, либо на акционерном, либо на колхозно-кооперативном, либо

он будет служить в Вооруженных силах республики, органах МВД

и госбезопасности. Работник сам решает, работать ему полный ра-

бочий день либо его половину, заниматься индивидуальной трудо-

вой деятельностью либо работать в коллективе рабочих и служа-

щих соответствующего предприятия. В этом состоит свобода

выбора и свобода реализации своего социально-экономического

права на труд. Государство лицензирует соответствующие виды тру-

довой деятельности и предпринимательства. В трудовом праве го-

сударство широко применяет приемы воздействия на трудовые

отношения. Оно дозволяет гражданам участвовать в коллективном или индивидуальном труде, заниматься предпринимательской де-

ятельностью, работать на конкретных предприятиях на основе тру-

дового договора либо контракта. Государство рекомендует нанима-

телям и работникам определять минимальную заработную плату

не ниже установленной государством. Но работники и трудовые

коллективы через локальные нормы могут выбирать соответству-

ющую модель поведения. В то же время государство запрещает

незаконные отказы в приеме на работу по мотивам беременности и

родов, пола, национальности и вероисповедания, запрещает задер-

живать выплату заработной платы, не обеспечивать охрану труда

работников, нарушать их трудовые права и свободы. В трудовом

праве практически не применяется такой прием, как предписание,

он используется только при разрешении индивидуальных и коллек-

тивных трудовых споров.

5. Система трудового права как отрасли права. Трудовое

право как отрасль права имеет свою систему. Система трудового

права Республики Беларусь представляет собой структуру совокуп-

ности в определенном порядке расположенных правовых норм,

сгруппированных в соответствующих институтах, в зависимости

от специфики общественных отношений, составляющих предмет

данной отрасли права. Студент должен знать, что система отрасли

трудового права, система трудового законодательства и система

науки, а также система курса трудового права – взаимосвязанные,

но разные понятия. Несмотря на определенное сходство, они не

идентичны, а поэтому различаются по целям и предмету. Так, пред-

метом системы отрасли трудового права является построение зако-

нодательства, создание структуры внутри отрасли его норм. Сво-

им предметом и целью система науки трудового права имеет

изучение норм трудового права, их развития, правовых связей и

правоотношений, изучение не только белорусского, но и трудового

права стран дальнего и ближнего зарубежья. Система отрасли тру-

дового права Республики Беларусь – это классификация его норм

по предмету отрасли в однородные институты и последовательность

их расположения внутри структуры этой отрасли права. Поэтому

система отрасли трудового права делится на две части: общую и

особенную. В общую часть входят нормы, которые распространя-

ются на все общественные отношения трудового права, на нормы,

определяющие основные принципы и задачи правового регулиро-

вания, основные права и обязанности работников, недействитель-

ность условий трудового договора, сюда относятся и нормы Конституции Республики Беларусь по указанным вопросам труда граж-

дан. Особенная часть отрасли трудового права строится по инсти-

тутам как совокупности однородных групп правовых норм, которые

располагаются последовательно по динамике возникновения и раз-

вития трудового отношения. В общую часть системы отрасли трудо-

вого права входят такие институты, как предмет, метод и система

трудового права; субъекты трудового права; принципы и источники

трудового права; правоотношения в сфере трудовых отношений; кол-

лективные договоры соглашения; права профсоюзов и трудовых кол-

лективов; служба занятости и трудоустройство. Особенная часть от-

расли трудового права включает в себя следующие институты:

трудовой договор; заработная плата; гарантии и компенсации; дис-

циплина труда; охрана труда; материальная ответственность субъек-

тов трудового отношения; порядок разрешения индивидуальных и

коллективных трудовых споров; особенности правового регулирова-

ния труда отдельных категорий работников; надзор и контроль за

соблюдением трудового законодательства. Такое распределение ос-

новных институтов трудового права как отрасли права позволит сту-

дентам по частям от общего к частному изучить все правовые ин-

ституты и нормы, включенные в них, глубоко их усвоить. В трудовом

праве может быть и специальная часть, изучающая особенности тру-

дового законодательства и права стран дальнего и ближнего зарубе-

жья с целью уяснения особенностей правового регулирования труда

наемных работников в названных выше странах.

6. Право граждан Республики Беларусь на труд: понятие,

субъекты, объект и содержание. В ст. 41 Конституции Республи-

ки Беларусь закреплено право граждан на труд и право на выбор

профессии, должности и специальности. Это право является важ-

нейшим социально-экономическим правом, поскольку затрагива-

ет жизненные интересы большинства граждан республики. Это пра-

во следует рассматривать в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле право на труд представляет собой обшир-

ную совокупность правовых норм, регулирующих отношения по

поводу труда граждан в государственных, общественных, коопера-

тивных и других предприятиях независимо от форм их собствен-

ности. Это право граждане могут реализовать путем вступления в

колхозно-кооперативные предприятия, поступления на службу в

органы МВД и Комитета госбезопасности, а также на службу в

Вооруженные силы республики. Все эти виды трудовой деятельно-

сти урегулированы нормами трудового, аграрного, административного, военного и кооперативного законодательства. Право на труд

в субъективном смысле – это реализованное право конкретного

гражданина в соответствующем предприятии, независимо от форм

его собственности, или в других учреждениях и предприятиях, где

проходят службу работники МВД, КГБ и военнослужащие. Право

на труд в объективном смысле – это равные, одинаковые возмож-

ности всех граждан страны получить работу или службу в соответ-

ствии со своим призванием, специальностью и квалификацией, но

при условии вступления в конкретное трудовое или иное служеб-

ное правоотношение. Субъективное право на труд – это право дан-

ного лица, уже реализованное в конкретном трудовом или ином

служебном правоотношении, а обязанным субъектом в этом пра-

воотношении выступает конкретное предприятие, где трудится дан-

ный гражданин. Если говорить о трудовом правоотношении, в ко-

тором реализовано право граждан на труд на основе трудового

договора или контракта, то субъектами этих правоотношений выс-

тупают: с одной стороны – работник, а с другой – наниматель. Объек-

том трудового правоотношения и объектом права на труд является

соответствующая работа в данной профессии и квалификации, по

поводу которой работник заключил трудовой договор или контракт.

Другими словами, объектом является то, на что направлены воля и

сознание субъектов этих правоотношений. Что касается содержания

права на труд, как и трудового правоотношения, то их основу состав-

ляют взаимные права и обязанности субъектов этих правоотноше-

ний. При этом, если один из субъектов не выполняет надлежащим

образом свою обязанность, то другой субъект имеет право обратить-

ся в суд или в другой правоохранительный орган с целью защитить

свое нарушенное право и обязать обязанного субъекта добросовест-

но выполнить возложенную на него обязанность.

1. Что такое труд и какова его роль в белорусском обществе?

3. Как Вы понимаете термин «наемный труд», в чем его отли-

чие от самостоятельного труда?

4. Понятие трудового права как отрасли права.

5. Понятие трудового права как отрасли науки.

6. Как Вы понимаете трудовое право как учебную дисциплину?

7. Какие группы общественных отношений составляют пред-

мет трудового права как отрасли права?

8. Как Вы понимаете предмет науки трудового права?

9. Каковы методы правового регулирования трудовых отношений?

10. Какова функция трудового права?

11. Что Вы понимаете под системой трудового права как учеб-

12. Какие институты трудового права относятся к его общей и

13. Как отграничить общественные отношения, урегулирован-

ные нормами трудового права, от смежных отношений, в частности,

от отношений гражданского подряда, авторского договора и других?

Вопросы для самоподготовки

1. Раскройте понятие права граждан Республики Беларусь на

труд в объективном и субъективном смыслах.

2. Субъекты, объект и содержание права граждан на труд. Ука-

жите более обширно их содержание.

3. В каких международно-правовых актах закреплено право

людей на здоровые и безопасные условия труда?

4. Назовите соответствующие статьи Конституции Республи-

ки Беларусь, в которых закреплено право граждан на труд, на от-

дых, на охрану здоровья и социальное обеспечение.

5. Назовите круг общественных отношений, составляющих

предмет трудового права как отрасли права и как отрасли науки.

6. Раскройте понятие трудового права как отрасли права, как

отрасли науки и как учебной дисциплины.

7. Дайте определение метода правового регулирования трудо-

8. Раскройте понятие и назовите систему трудового права как

Это интересно:

  • Ст 18 гк рф комментарий Ст 18 гк рф комментарий Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Содержание правоспособности граждан Граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься […]
  • Профессиональные налоговые вычеты по ндфл это Профессиональные налоговые вычеты Право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков: налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ а) индивидуальные предприниматели, - […]
  • Зара возврат товара в магазин Зара возврат товара в магазин На нашем сайте мы обсуждаем товары различных производителей, оцениваем их качество, делимся впечатлениями от покупок и ищем ответы на вопросы потребителей. Будем благодарны, если Вы примете активное […]
  • Заказать товар через интернет магазин из китая Как заказать товар из Китая Пожалуйста, оцените пост: Сегодня китайские Интернет-магазины предлагают огромный выбор разнообразной продукции: здесь можно найти практически любой товар на свой вкус и цвет. Качество подобных […]
  • Заявление прошу выделить земельный участок Образец заявления о выделении земельного участка Главная > Документ о выделении земельного участка. Руководителю исполнительного комитета Альметьевского муниципального района М.Г.Хафизову Проживающего(ей) по адресу: Тел: […]
  • Комментарии к ст 187 тк рф Комментарии к ст 187 тк рф Статья 187. Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации Комментарий к статье 187 При направлении работников для повышения квалификации с отрывом от основной […]
  • Двойное гражданство в алжире Какова процедура оформления двойного гражданства сыну, если он родился в Алжире? Я бы хотела оформить двойное гр-во РФ моему сыну, родившемуся в АНДР и имеющему соответственно алжирсоке гр-во по рождению. Отец- алжирец, я […]
  • Презентация на тему права потребителя и их защита Изучение закона о защите прав потребителей Тип урока: комбинированный. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебных ситуациях, […]