Система и правовой статус таможенных органов российской федерации

Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция;

Основы правового статуса государственных служащих таможенных органов РФ

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ, СТРУКТУРА, ПРАВОВОЙ СТАТУС.

Понятие таможенных органов РФ, их правовой статус и компетенция

Тема 3. Единая система таможенных органов.

1.1 ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.2 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1 Правовое положение и компетенция Федеральной Таможенной Службы

2.2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ ПОСТ.

4. Служба в таможенных органах – особый вид государственной службы.

Таможенные органы России— это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Эмблема таможенных органов представляет собой факел и кадуцей золотистого цвета, расположенные накрест в поле ярко-зеленого геральдического щита. Щит изображается на фоне золотистого цвета, орла, Государственного герба Российской Федерации.

Флаг таможенных органов символизирует государственную принадлежность морских и речных судов, плавающих под ним. На судне, находящемся в кампании (плавании), поднимается вымпел, который носится постоянно, в течение всей кампании, в любую погоду, на ходу и на якоре.

Эмблема таможенных органов может размещаться на зданиях и сооружениях таможенных органов, на автотранспортных средствах, морских, речных и воздушных судах таможенных органов, в залах заседания коллегий (советов) таможенных органов, в рабочих кабинетах руководителей таможенных органов.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Однако, это отдельная тема курса и она будет рассмотрена нами позднее.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция таможенных органов — этосистема властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах — путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны. Остановимся на этом подробнее.

Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и решения, поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными и муниципальными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как российскими, так и иностранными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов —— это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающих процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.

Система и правовой статус таможенных органов российской федерации

О СТАТУСЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Различные аспекты деятельности и правового статуса таможенных органов неизменно привлекают внимание отечественных исследователей в силу своего весомого прикладного значения в системе государственного управления [1] .

В настоящее время под таможней понимается «государственное учреждение, осуществляющее таможенный контроль за перемещением через таможенную границу государства предметов, товаров, физических лиц, услуг и капиталов и взимание предусмотренных таможенными тарифами таможенных пошлин и таможенных сборов с этих товаров» [2] .

В Глоссарии Совета Таможенного Сотрудничества в унифицированном перечне таможенных терминов стран Восточной Европы таможня определяется как «государственный орган, через который должны ввозиться в страну и вывозиться с ее территории все импортируемые и экспортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы» [3] .

Любое государство реализует систему функций по охране своего таможенного суверенитета. Эти функции формулируются с помощью понятий «таможенная охрана», «таможенная защита», «таможенный контроль», что, на наш взгляд, устраняет неопределенность в принадлежности функции к числу таможенных функций государства. В число таких функций входят: защита национальной экономики и таможенного суверенитета от вмешательства иностранных государств; таможенная охрана государственной и таможенной границы страны; таможенный контроль за экспортными и импортными операциями в пределах таможенной территории; таможенный контроль за грузами и транспортными средствами внешнеторговых объединений и фирм, пассажирских и грузовых предприятий международного сообщения и физических лиц; таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями; таможенный контроль за вещами лиц, следующих через таможенную границу; таможенный контроль за валютой, валютными ценностями, платежными документами и денежными знаками в пределах таможенной территории; таможенный контроль за ввозом и вывозом через таможенную границу культурных ценностей; таможенный контроль за оформлением санитарных, медицинских, ветеринарных и фитосельскохозяйственных сертификатов; взимание таможенных пошлин, таможенных и иных сборов, предусмотренных таможенным тарифом и таможенными правилами; установление ответственности юридических и физических лиц за нарушение национального законодательства в части осуществления таможенных операций и таможенных правил; организация системы таможенной информации [4] .

Таможенные органы как органы государства создаются для непосредственного выполнения этих функций. Таможенный контроль здесь трактуется как особые меры, применяемые таможенными учреждениями, в целях обеспечения выполнения законов и правил, за соблюдение которых несут ответственность именно таможенные учреждения [5] . Такая формулировка позволяет отграничивать таможенный контроль от иных видов государственного контроля и одновременно устанавливать их тесную взаимосвязь, правда, если нам известны все функции и полномочия таможни. В то же время таможня может позиционироваться настолько обобщенно, что сфера таможенного контроля приобретает весьма условные очертания.

Так, таможней названа «администрация, призванная осуществлять контроль за перемещением через границу имущества и капиталов» [6] . При этом интересно отметить, что К.Г. Борисов упоминает особое понятие «служба контроля таможенных учреждений», определяемое как «любая служба, на которую возложена обязанность осуществлять виды контроля, которым регулярно подвергаются импортные, экспортные и транзитные грузы или пассажиры, их багаж, ручная кладь, валюта и валютные ценности, почтовые отправления при международных перевозках» [7] . Таким образом, обоснованно ставится вопрос о неоднородности таможенной администрации и о невозможности сведения ее деятельности только к контрольным операциям.

В русле приведенного выше толкования высказывается мнение, что таможенные органы создаются для реализации всего комплекса мероприятий, составляющих таможенное дело (взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль и т.д.) [8] . В этом случае реализация совокупности таможенных функций государства должна ставиться в соответствие таможенному делу, но при этом неоднозначно решается вопрос — осуществляют ли таможенное дело только таможенные органы или таможенные органы реализуют лишь часть таможенного дела в соответствии с закрепленными за ними функциями. Действительно, таможенные органы «предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. «ж», «л» ст.71 Конституции РФ)» [9] . Цель деятельности таможенных органов состоит, таким образом, в обеспечении, реализации целей и применении инструментария таможенного регулирования. Однако таможенное законодательство по данному вопросу имеет явный пробел: цель деятельности таможенных органов не конкретизирована, не раскрыто содержание термина «в таможенных целях» [10] , а главное, на наш взгляд, нет достаточных оснований отождествлять «таможенные цели» государства с конкретными целями деятельности таможенных органов. Представляется, что понятие «таможенные цели» государства наиболее емкое и формирует конкретные цели деятельности таможенных органов.

Указанный выше перечень таможенных функций в результате их систематизации и обобщения применительно к системе таможенных органов представляется В.В. Головиным следующим образом: основными функциями таможенных органов являются — фискальная функция (пополнение доходной части федерального бюджета), правоохранительная функция ( борьба с таможенными правонарушениями) и административная функция (административно-правовое регулирование таможенного дела) [11] . Очевидно, что такие неотъемлемые функции, как таможенный контроль и таможенное оформление входят в блок «административная функция».

Однако в целом следующее далее определение (административная функция, механизмы административно-правового регулирования таможенного дела — «совокупность разнообразных инструментов государственного регулирования внешнеторгового оборота» [12] ) дает основания полагать, что таможенное дело неким образом отграничивается В.В. Головиным от реализации фискальной и правоохранительной функции таможенных органов. Следовательно, по нашему мнению, без четкого и общепризнанного толкования категории «таможенное дело» ее использование для определения таможенных органов не представляется успешным, несмотря на широкое распространение таких определений. Так, имеются утверждения, что «собственно таможенную деятельность ведет единая система таможенных органов» [13] . Таким образом, предполагается, что иные государственные органы в сфере таможенного регулирования, таможенного дела ведут «особую таможенную деятельность». Таможенная деятельность становится неоднородной, расщепленной, соотнесенной с деятельностью таможенных органов лишь своей большей частью.

Вышеуказанная фискальная (налоговая) функция таможенных органов многими авторами рассматривается в качестве изначальной, приоритетной, связанной с системой экономических рычагов таможенного регулирования. [14] Исследователи вводят в научный оборот понятие финансово-правового статуса таможенных органов, содержание которого раскрывается «в двух значимых аспектах: во-первых, в процедуре взимания таможенных платежей с участников экспортно-импортных операций; во-вторых, в функционировании механизма бюджетного планирования финансирования самих таможенных органов» [15] . Следует указать, что в таком понимании финансово-правовой статус имеет преимущественно процедурный характер. Финансово-правовой статус таможенных органов, по определению О.Ю.Бакаевой, представляет собой компетенцию таможенных органов в процессе финансовой деятельности, формы и методы, посредством которых она реализуется, а также систему гарантий их финансовой деятельности [16] . При этом понятие «финансовая деятельность таможенных органов» до сих пор не имеет общепризнанной интерпретации. [17] Для понимания финансово-правового статуса таможенных органов существенным оказалось выделение фискальной и регулятивной составляющих в экономической направленности таможенного регулирования [18] .

Фискальная составляющая, обеспечивающая через взимание таможенных платежей пополнение доходной части бюджета, неотъемлема от деятельности таможенных органов [19] . В связи с вышеуказанным положение о том, что финансово-правовой статус таможенных органов реализуется посредством их финансовой деятельности, представляется методологически ценным, так как финансовая деятельность уже не отождествляется только с реализацией фискальной функции таможенных органов. Дело в том, что средства, поступающие в федеральный бюджет через таможенные органы, включают также штрафы, пени, недоимки и другие платежи, которые, во-первых, являются результатом применения административных наказаний и финансово-правовых санкций, а во-вторых, не указываются законодателем как таможенные платежи по ТК РФ. Таким образом, фискальные доходы бюджета формируются в результате реализации таможенными органами как фискальной (взимание таможенных платежей), так и правоохранительной (применение имущественных санкций) функций. Как видим, посредством фискальных доходов бюджета обе упомянутых функции получают дополнительную прочную связь, от которой абстрагироваться можно только чисто теоретически. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации представляет собой их плановую деятельность в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов федерального бюджета при выполнении таможенными органами фискальной и правоохранительной функций в целях обеспечения таможенного регулирования, что обусловливает участие таможенных органов в правоотношениях трех видов: таможенных, налоговых и бюджетных. [20]

О.Ю. Бакаева, первоначально обоснованно признавая за таможенными органами две основополагающие функции – фискальную и правоохранительную, вносит предложение «вывести из структуры таможенных органов подразделения, исполняющие полномочия по выявлению и пресечению правонарушений в области таможенного дела, и передать их в ведение МВД России», [21] следуя аналогии выделения из налоговой службы федеральных органов налоговой полиции с последующей передачей их функций МВД России. Таким образом, вызревают планы реформирования таможенных органов в направлении придания им статуса исключительно фискальных органов федеральной исполнительной власти. Определенная логика здесь, конечно, присутствует, если жестко ориентироваться на превращение таможенных органов в «налоговые органы, специализирующиеся на таможенных платежах», но общие выводы нашего исследования относительно должного статуса таможенных органов склоняются к тому, что подобные проекты не могут быть реализованы на конструктивной основе.

В серьезной оппозиции приведенным «фискальным» предложениям находится ряд авторов, которые при определении сущности таможенных органов делают акцент именно на правоохранительном характере их деятельности (п.6 ст. 403 ТК РФ), выдвигая правоохранительную функцию на первый план. Таможенные органы рассматриваются как правоохранительные [22] и военизированные. [23] При этом обоснованно указывается на то, что в отличие от ТК РФ 1993 г. законодатель в ТК РФ 2003 г. не установил нормы, в соответствии с которой таможенные органы были бы отнесены к правоохранительным. [24] Этот пробел должен быть восполнен в последующем законодательном процессе с учетом того, что в законодательство России должно быть введено и само понятие «правоохранительный орган». Это требование в отношении таможенных органов подтверждается признанием специалистов, что «таможенные органы, в отличие от большинства других органов, относящихся к числу правоохранительных, на всем протяжении их развития в России не являлись правоохранительными органами в современном их понимании», «осуществляли преимущественно фискальные функции». [25] Официально статус правоохранительных был придан таможенным органам только с принятием ТК РФ 1993 г. в связи с их наделением правами осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания, рассмотрения дел об административных правонарушениях. Следовательно, по нашему мнению, при интегральной оценке деятельности таможенных органов значение их правоохранительных функций не стоит ни приуменьшать, ни абсолютизировать.

В рамках современной правоохранительной концепции таможенные органы характеризуются следующей совокупностью признаков: это – федеральные органы исполнительной власти, непосредственно осуществляющие таможенное дело, составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации (ст. 12 Закона РФ «О безопасности»), военизированные, правоохранительные в узком (законодательном) смысле органы. Последний признак означает, что такие органы прямо названы правоохранительными в нормативно-правовых актах, и их деятельность в значительной степени направлена на борьбу с преступлениями и другими правонарушениями. [26] В усеченном виде такое понимание таможенного органа было сформировано и распространено уже в период действия ТК РФ 1993 г.: таможня – правоохранительный орган, компетентный решать все вопросы, касающиеся непосредственного осуществления таможенного дела на территории государства, претворяющий в жизнь правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики. [27] Как видим, «орган, уполномоченный в области таможенного дела», таможенный орган – это был тот орган, который осуществлял таможенное дело как таможенную деятельность государства. В самом упрощенном виде таможня – «правоохранительный орган Российской Федерации, непосредственно осуществляющий таможенное дело в Российской Федерации». [28] При этом было бы неверным считать, что исследователи не усматривают какую-либо деятельность таможенных органов вне сферы таможенного дела. Так, Б.Н. Габричидзе отмечал, что таможенный орган – «орган исполнительной власти, являющийся по своему характеру правоохранительным, действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями, выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности». [29] Здесь очевидно используется расширительное толкование специальной сферы государственного управления, в которой действуют таможенные органы. Понятие такой специальной сферы использовал при определении таможенных органов и К.К. Сандровский: «Таможенные органы можно определить как государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в специальной сфере государственного управления, связанной с пропуском через государственную границу различного рода грузов, в том числе багажа и валютных ценностей, а также транспортных средств, служащих для перевозки пассажиров и грузов». [30]

Имеются и другие взгляды на содержание функций таможенных органов, основанные на их конкретизации в определенных сферах деятельности. Так, В.А. Жбанков указывает, что основные функции таможенных органов могут быть объединены в группы по характеру выполняемых задач — экономические (внутри- и внешнеэкономические); правоохранительные; научно-исследовательские, информационно-статистические, и реализуются в экономической и правоохранительной сферах. По отношению к другим функциям экономическая является определяющей. [31] Таким образом, речь идет, во-первых, уже не об обобщенных функциях, а о сферах деятельности таможенных органов, а во-вторых, об экономической сфере деятельности с перечнем функций, включающим и фискальную функцию.

В новейшей учебно-методической литературе таможенные органы характеризуются через функцию таможенного контроля. Под таможенным органом понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного контроля ( Федеральная таможенная служба Российской Федерации – ФТС России ), и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов. [32] Авторы определения не воспроизводят дословно дефиницию пункта 11 ч.1 ст.11 ТК РФ ( таможенные органы – федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы ), видимо, подчеркивая, что в области таможенного дела таможенные органы являются уполномоченными, прежде всего, на проведение таможенного контроля. Иными словами, таможенный контроль становится ключевой, определяющей функцией, выделяющей таможенные органы среди других органов, уполномоченных в области таможенного дела, [33] так как таможенные органы обладают исключительными полномочиями на его проведение. При этом таможенный контроль обоснованно не отождествляется, не объединяется в обобщенную функцию с правоохранительной деятельностью таможенного органа. [34] Однако, по нашему мнению, вышеуказанное не столько подчеркивает основную функцию таможенных органов, сколько констатирует в соответствии с нормативными актами реальное сужение полномочий таможенных органов, которых отстранили в 2004-2006 годах от государственных функций, имеющих регулятивный характер. В соответствии с Положением о ФТС России [35] этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела в Российской Федерации, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела. Следовательно, определение таможенных органов только через таможенный контроль в его традиционном понимании является ограничивающим сферу их деятельности, но указание на осуществление таможенного контроля как исключительную функцию таможенных органов представляется необходимым.

О.Ю. Бакаева приводит определение таможенного органа, которое должно работать в настоящее время: «таможенный орган представляет собой государственный орган, наделенный специальной компетенцией, осуществляющий функции контроля и надзора в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли», «контрольно-надзорные функции таможенных органов охватывают их правоприменительную деятельность, включая финансовую и правоохранительную». [36] Указание задачи содействия развитию внешней торговли имеет принципиальное, программное значение для развития таможенной службы. Однако проблема в том, что современный статус таможенных органов как контрольно-надзорных органов не позволяет, по нашему мнению, непосредственно и творчески решать эту задачу из-за отсутствия у таможни соответствующих полномочий. Действительно, так же трудно говорить о содействии развитию внутренней торговли и предпринимательству, например, со стороны налоговых органов. [37] Речь идет о полномочиях, позволяющих устанавливать позитивно-партнерские отношения между государственным органом и управляемыми субъектами, об оказании качественных государственных услуг. Реализация таких полномочий и выражает специфическую функцию таможенных органов, которая фактически обозначена в определении содействием в развитии внешней торговли и выходит за пределы контрольно-надзорных функций. Представляется, что в ближайшее время в ходе реформирования таможенной службы за реальные полномочия содействия развитию внешней торговли еще предстоит побороться, иначе приведенная выше формулировка останется лишь благим пожеланием.

Кроме того, приведенное определение не содержит указание на принадлежность таможенных органов к системе исполнительной власти, однако фиксация функций контроля и надзора в контексте административной реформы прямо предопределяет характеристику этих органов как находящихся в системе уполномоченной федеральной службы. Эта особенность принципиально отличает обсуждаемое определение от формулировки А.Ф. Ноздрачева: «Таможенными органами РФ являются государственные органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело». [38] Кроме того, чрезвычайно важным моментом для реализации современной административной реформы является, по нашему мнению, объединение финансовой (фискальной) и правоохранительной функций через правоприменительную деятельность в группу контрольно-надзорных функций.

В ходе реализации в Российской Федерации административной реформы статус таможенных органов и их место в системе таможенного регулирования кардинально меняются, что не может не учитываться в дефиниции таможенных органов.

Первоочередными мерами по реформированию федеральных органов исполнительной власти стало определение функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по оказанию государственных услуг и разделение компетенции федеральных органов по выполнению указанных функций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [39] в число соответствующих органов вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Исполнение нормотворческих функций возложено на первые органы, контрольно-надзорных функций – на вторые, организационно-хозяйственных функций – на третьи.

Разделение конкретных полномочий в сфере таможенного дела между Президентом и Правительством, а также федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти является устойчивой традицией нормативно-правового регулирования. Одновременно необходимо заметить, что характер такого разделения полномочий приобрел современные черты еще до начала общей административной реформы 2004 г.. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 г. (далее — ТК РФ) [40] в первоначальной редакции уже не использовал наименование федерального органа исполнительной власти «Государственный таможенный комитет Российской Федерации», а оперировал категорией «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела». Согласно ч.3 ст.1 ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации. Хотя ст. 7 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г. [41] ранее закрепляла общее руководство таможенным делом за Президентом и Правительством Российской Федерации. Указанные положения действующего ТК РФ и определили, на наш взгляд, особенности административной реформы в таможенном деле. Во-первых, требовалось определить понятие «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела» в контексте соответствующих статей ТК РФ с указанием на организационные формы органов исполнительной власти. Во-вторых, необходимо было определить подчиненность и подконтрольность этих органов. В-третьих, возникла задача выяснить, какие из указанных органов являются таможенными органами Российской Федерации.

Направление ожидаемых преобразований прояснили два постановления Правительства от 7 апреля 2004 г. № 185 и 187: «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и «Вопросы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации». [42]

Министерство экономического развития и торговли определено Постановлением Правительства как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в ряду других задачи по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию «в сфере внешнеэкономической деятельности, таможенного дела», координирующий и контролирующий функционирование находящейся в его ведении Федеральной таможенной службы.

Министерство финансов Российской Федерации указано Постановлением Правительства в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, в области таможенных платежей ( в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

В свете этого стало очевидным, что без внесения концептуальных новелл в ТК РФ уже не обойтись, так как таможенное дело оказалось разделенным на разновеликие части, подвергающиеся управлению со стороны двух министерств, а их сферы таможенного регулирования были обозначены недостаточно четко. Обнаружилось явление достаточно оригинальное для мировой практики управления таможенным делом, так сказать, совмещенное управление. Действительно, подчиненность таможенных органов при реализации таможенной политики министерствам финансово-экономической группы характерна для большинства стран с развитой экономикой. [43] Однако при этом речь идет об управлении таможенной деятельностью только одним органом, а не со стороны нескольких. В то же время непосредственное подчинение правительству самостоятельного органа, осуществляющего управление в таможенной сфере, — в мировой практике явление редкое, но такая организация, по мнению специалистов, объективно повышает роль таможенных органов именно в формировании таможенной политики и их оперативность и ответственность при реализации таможенных мероприятий. [44]

В соответствии с п.11 ч.1 ст.11 ТК РФ таможенные органы – федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и подчиненные ей таможенные органы Российской Федерации. Уполномоченные министерства к системе таможенных органов не относятся. В 2004-2006 годах конкретное разделение компетенции в таможенной и внешнеторговой сфере между двумя указанными министерствами было актуальной задачей совершенствования таможенного регулирования.

В сфере таможенного дела административная реформа получила специфическое выражение. Преобразование ГТК РФ в ФТС не оказало принципиального влияния на сферу основных правоприменительных функций таможенных органов. Но вместе с тем в управлении таможенным делом ключевые позиции заняли сразу два федеральных министерства – Министерство экономического развития и торговли и Министерство финансов Российской Федерации. Участники внешнеэкономической деятельности сразу восприняли с определенным опасением такое расширение круга государственных субъектов – регуляторов таможенной деятельности, не без оснований прогнозируя наступление чиновничьего паралича. [45] При этом сохранялись и предпосылки для подчинения ФТС непосредственно Президенту Российской Федерации (как «силовой» службы – что весьма обоснованно, по нашему мнению), Правительству Российской Федерации или переподчинения Министерству финансов. [46]

Итак, первоначально акцент административной реформы в области таможенного регулирования был сделан в направлении укрепления механизма выработки таможенной политики фактически без значимого участия ФТС при изъятии нормотворческой функции у таможенных органов и усиления государственного контроля за деятельностью таможенной службы. Однако вскоре стало очевидно, что существенными факторами торможения административной реформы являются необоснованно низкие темпы реализации новых положений федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации в части модернизации всей структуры таможенных органов и отсутствие должного и динамичного нормативного регулирования со стороны уполномоченных министерств — Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов Российской Федерации. За первый (2004) год действия нового ТК РФ не было издано ни одного нормативно-правового акта, предусмотренного таможенным законодательством по вопросам таможенных процедур.

Результатом анализа деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по организации таможенного дела стал Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы», [47] который установил, что руководство ФТС осуществляет Правительство Российской Федерации, а функции МЭРТ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела передаются ФТС.

Приведенный анализ позволяет сформулировать следующее нормативно-обусловленное определение таможенного органа. Система таможенных органов – составляющая часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации, системы правоохранительных и военизированных органов государства, федеральная таможенная служба, уполномоченная в области таможенного дела на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по контролю и надзору, функций агента валютного контроля, функций содействия внешней торговле и специальных функций по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела, и подчиненные ей иные таможенные органы.

[1] См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993; Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы Российской Федерации: правовой статус и пути его совершенствования // Государство и право. 1995. № 3. С.24; Бахрах Д.Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право. 1995. № 3. С. 22-29; Белоногов А.Н. Правовое регулирование деятельности таможенной службы в России (историко-правовой аспект). Автореф. дис. …канд. юрид. наук. СПб., 1999; Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХХ вв. М., 1997; Блинов Н.М., Дзюбенко П.В. Функции таможенной службы и их социализация // Введение в таможенное дело. М., 1997. С. 27–39.; Хомяков Л.Л. Содействие таможенных органов обеспечению государственной безопасности Российской Федерации. М., 1997. С. 17-27 и др.

[2] Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., 2001. С.23.

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РФ, СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ПРАВОВОЙ СТАТУС

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре звена: ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что таможенные посты за редким исключением не являются юридическими лицами и, следовательно, не обладают правоспособностью в полном объеме. А раз так, то их, на наш взгляд, не следовало бы выделять в качестве самостоятельного звена системы таможенных органов. В то же время, четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в ст. 8 ТК РФ.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда — опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

Деятельность таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.

Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят:

* Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

* региональные таможенные управления Российской Федерации;

* таможни Российской Федерации;

* таможенные посты Российской Федерации.

Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Среди них:

* участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу;

* защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России;

* содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

* применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

* осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота;

* ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики; ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

* осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

* борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России; пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений; содействие в борьбе с международным терроризмом;

* выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.

Перечень функций таможенных органов конкретизирован и детализирован в Положении о ГТК России, а также в общих положениях о других таможенных органах Российской Федерации

Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.

Это интересно:

  • Получить материнский капитал правила Как оформить материнский капитал? С 1 января 2007 года в России действует программа материнского (семейного) капитала (МСК), задача которой — обеспечить достойный условия жизни для семей с детьми. Оформить сертификат на […]
  • Ст 1357 гк рф Статья 1357 ГК РФ. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец Новая редакция Ст. 1357 ГК РФ 1. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец […]
  • Получить признание отцовства Как установить отцовство в добровольном порядке? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Устанавливать отцовство требуется в случае, если родители […]
  • 131 ук рф сроки Какое наказание предусмотрено за изнасилование? Любые действия сексуального характера или имеющие развратные цели караются законом. Несмотря на достаточно суровое наказание за изнасилование в современном социуме встречаются […]
  • Мировой суд г таганрога ростовской области Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 44 Судебные участки Таганрогского судебного […]
  • Приватизация квартиры военнослужащих через суд исковое заявление Образец искового заявления в суд о приватизации квартиры, полученной от Министерства обороны РФ (ФСБ, ФСО, МЧС, ВВ МВД, Нацгвардии) (Скачать) В Балашихинский городской суд Московской области 143903, Московская обл. г. […]
  • Письмо об обращении взыскания на заложенное имущество ФНП разъяснила нюансы внесудебного порядка обращения взыскания на заложенное имущество Федеральная нотариальная палата разъяснила ряд вопросов, связанных с внесудебным порядком обращения взыскания на заложенное имущество и […]
  • Приказ о внесение изменений в пвтр Делопроизводство Как составить приказ на изменение рабочего времени в организации? Максимально допустимое рабочее время в течение дня и недели устанавливается законодательством, в частности, Трудовым кодексом (ст. 91 ТК […]