Семейный кодекс это материальное право

Содержание страницы:

Семейный кодекс это материальное право

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 65 Семейного кодекса РФ

Статья 65 СК РФ. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства.

4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

Вернуться к оглавлению документа : Семейный кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 65 СК РФ, судебная практика применения

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» ВС РФ дал следующие разъяснения.

«Решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65, ст. 57 СК РФ).

При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей».

По делу об определении места жительства детей суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)», утвержденом Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015 года (в редакции от 26.04.2017 года) содержится следующий вывод:

«По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений.

Такого рода споры между родителями разрешаются судом с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет».

Подробнее об обстоятельствах данного дела см. в п. 4 названного Обзора судебной практики ВС РФ во вложении к тексту данных комментариев

Обзор ВС РФ от 2011 года

Определение места жительства ребенка. Необходимость выяснения судом всех обстоятельств

Мотивированные доводы изложены в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 года:

Место жительства детей определяется с матерью

«Судебная практика рассмотрения данных споров свидетельствует о том, что в большинстве случаев место жительства детей определяется с их матерью. Между тем ряд судов отметили, что в последние годы возрастает число случаев, когда место жительства ребенка определяется с его отцом. На такую тенденцию, в частности, указали Верховный Суд Республики Коми, Пермский краевой суд, Волгоградский и Ярославский областные суды».

Учет всех обстоятельств при определении места жительства ребенка

«При определении места жительства ребенка суды в основном правильно применяли п. 3 ст. 65 СК РФ, учитывая обстоятельства, указанные в данной норме, а также иные обстоятельства, влияющие на правильное разрешение этих споров, такие как:

проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах;

возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании;

удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска (например, по одному из дел, рассмотренных районным судом Челябинской области, было установлено, что доводы истца об определении места жительства сына с ним были связаны с получением пенсии на сына-инвалида)».

Учет характеристик родителей ребенка, заключения экспертов, врачей, психологов

«В целях всестороннего исследования всех обстоятельств дела судами запрашивались, в частности, характеристики на родителей из ИЦ (информационный центр) УВД, наркологических и психоневрологических диспансеров, вытрезвителей, от участковых инспекторов.

В случаях, когда установление тех или иных обстоятельств требовало специальных знаний, судами назначались экспертизы для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, назначались судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).

Кроме того, при рассмотрении дел данной категории к участию в деле в качестве специалистов привлекались: инспекторы по делам несовершеннолетних; специалисты органов управления образованием; специалисты по охране прав детства; педагоги (классные руководители); педагоги-психологи; социальные педагоги; врачи — психологи-диагносты, психиатры и врачи иных специальностей».

Учет материального положения родителей при определении места жительства ребенка

«Обобщение судебной практики позволяет сделать вывод о том, что, как правило, большая материальная обеспеченность того или иного родителя, занимаемая им должность, социальное положение в обществе не являлись определяющими факторами, исходя из которых суды решали вопрос об определении места жительства ребенка. Решения принимались судами с учетом всех юридически значимых обстоятельств и в первую очередь исходя из интересов детей.

Более того, имели место случаи, когда один из родителей обосновывал свои требования только более высоким уровнем материальной обеспеченности, а суд, отказывая ему в иске, в решении указывал, что это обстоятельство не является определяющим при разрешении спора данной категории».

Досудебный порядок урегулирования спора законом не предусмотрен

Из содержания ст. ст. 65, 66 СК РФ не следует, что для определения места жительства детей или порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, законодательством предусмотрен предварительный досудебный порядок урегулирования спора. В случае возникновения спора родители вправе обратиться за его разрешением непосредственно в суд (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 года)

Публикации на logos-pravo.ru по теме:

Соглашения о ребенке

​Соглашение о месте жительства ребенка и порядке осуществления родительских прав;

Соглашение об определении места жительства ребенка и порядке осуществления родительских прав;

Соглашение об определении места жительства ребенка. Образец.

Иски о порядке общения с ребенком

Исковое заявление об определении порядка общения с ребенком

Исковое заявление об определении порядка общения (встреч) с ребенком

III. Разрешение споров, связанных с воспитанием детей

4. По требованиям об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений.

Такого рода споры между родителями разрешаются судом с учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет.

Р. (отец несовершеннолетних детей) обратился в суд с иском к Е. (матери несовершеннолетних детей) об определении места жительства детей Д. и Н., освобождении от уплаты алиментов в отношении детей, возложении на ответчика обязанности передать детей истцу.

Е. исковые требования не признала и обратилась со встречным иском к Р., в котором просила определить место жительства детей с ней.

Как установлено судом и подтверждено доказательствами по делу, брак между Е. и Р. прекращен 21 мая 2011 г. на основании решения мирового судьи. От брака стороны имеют двух несовершеннолетних детей Д. и Н. Судебным приказом от 22 января 2013 г. с Р. в пользу Е. взысканы алименты на содержание детей Д. и Н.

Р. и Е. проживают раздельно, несовершеннолетние дети Д. и Н. с сентября 2013 года по июнь 2014 года проживали с отцом.

В соответствии с актом обследования жилищно-бытовых условий от 27 июня 2014 г. по месту жительства Р. проживает вместе с женой Т. и четырьмя несовершеннолетними детьми (три сына и дочь Т.) в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м. У детей имеется отдельная комната, в которой присутствуют спальные места, имеются два стола для выполнения уроков, компьютер, принтер, шкаф для детской одежды, большое количество игрушек. Д. обучается в общеобразовательной школе, посещает секцию тэквандо, Н. является воспитанником детского сада.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 30 июня 2014 г. по месту жительства Е. на момент обследования она проживает с несовершеннолетними детьми в двухкомнатной квартире. В квартире имеется необходимая мебель для проживания, детям выделена отдельная комната 16 кв. м, где есть спальные места для детей, стол для занятий, телевизор, компьютер, игрушки, книги и др. По месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания несовершеннолетних детей.

Разрешая спор и определяя место жительства несовершеннолетних детей с отцом, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 61 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ), исходил из того, что с сентября 2013 года дети проживали и воспитывались с отцом, которым созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, у детей сложился привычный круг общения. Кроме того, суд принял во внимание заключение органа социальной защиты, согласно которому место жительства несовершеннолетних Д. и Н. возможно определить по месту жительства их отца Р.

С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшиеся по делу судебные постановления, как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав в том числе следующее.

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», при решении вопроса о месте жительства несовершеннолетнего ребенка при раздельном проживании родителей следует принимать во внимание помимо указанных в п. 3 ст. 65 СК РФ обстоятельств реальную возможность родителя обеспечить надлежащее воспитание ребенка, характер сложившихся взаимоотношений родителя с ребенком, привязанность ребенка к лицам, у которых он находится, другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу по требованиям родителей об определении места жительства детей одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам детей.

Исходя из положений ст. 67, 71, 195 — 198 ГПК РФ выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости (ст. 59, 60 ГПК РФ). В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные ст. 2 названного кодекса.

Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Эти требования закона судами первой и апелляционной инстанций выполнены не были. Перечислив доводы сторон и доказательства, суд не отразил в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, то есть решение суда нельзя назвать мотивированным.

Судом не учтено, что при рассмотрении дела он обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Определяя местом жительства несовершеннолетних детей место жительства истца, суд первой инстанции сослался на заключение компетентного органа, согласно которому ввиду того, что дети с сентября 2003 года проживали и воспитывались ответчиком и им были созданы надлежащие условия для их воспитания, развития и образования, возможно проживание несовершеннолетних детей с их отцом.

Между тем в материалах дела содержатся заключения в отношении несовершеннолетних Д. и Н., составленные директором муниципального бюджетного учреждения — центра психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних В., являющейся педагогом-психологом, из которых следует, что мальчики в большей степени испытывают доверительные отношения к маме и негативно относятся как к самому Р., так и к его новой семье, проживать с ними не хотят.

Суд критически отнесся к заключению органа социальной защиты, в соответствии с которым по месту жительства Е. созданы необходимые условия для проживания детей и которым рекомендовано оставить детей с матерью, тогда как по месту проживания Р. соответствующие условия для проживания четырех детей не созданы, поскольку размер выделенной для детей комнаты составляет 12 кв. м, что не соответствует нормам.

Как установлено судом и отражено в акте обследования жилищно-бытовых условий, проведенного по месту жительства Р. (отца несовершеннолетних детей), Р. проживает вместе с женой Т., детьми Д., Н., А. и К. в двухкомнатной квартире общей площадью 41,7 кв. м, жилой площадью 21,8 кв. м., 1/2 доли данной квартиры принадлежит на праве собственности Т. Проживающие в одной из комнат площадью 12 кв. м четверо детей являются лицами разного пола.

Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Как указано в ст. 57 СК РФ, ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 названного кодекса, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
При этом мнение ребенка о том, с кем из родителей он желает проживать, выявляется, как правило, органами опеки и попечительства, составляющими акты обследования жилищно-бытовых условий и соответствующие заключения. Кроме того, мнение ребенка выявляется также педагогами или воспитателями детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальными педагогами школы, инспекторами по делам несовершеннолетних.

Между тем, решая вопрос о предпочтении проживания несовершеннолетних Д. и Н. с истцом, суд в нарушение приведенных норм права не учел желание старшего сына бывших супругов проживать со своей матерью по месту ее жительства.

Будучи опрошенным в судебном заседании, несовершеннолетний Д. последовательно утверждал о своем желании проживать с матерью. Мальчик указывал на то, что проживать по месту жительства мамы ему нравится больше, у него появились новые друзья, с которыми он гуляет и к которым ходит в гости, посещает спортивную секцию. По мнению ребенка, он хочет учиться в школе, находящейся в городе, мама с ним занимается домашними уроками, гуляет, покупает одежду и игрушки.

Опрошенный в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции педагог-психолог В. пояснила, что несовершеннолетний Д. выразил желание жить с матерью, что также было отражено в психолого-педагогическом обследовании ребенка от 30 июня 2014 г.

Согласно принципу 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г., ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью.
Между тем суд не установил и не указал на такие исключительные обстоятельства разлучения с матерью малолетних Д. и Н. при решении вопроса о месте жительства детей с отцом.

Помимо изложенного выше при определении места жительства ребенка с одним из родителей юридически значимыми обстоятельствами, влияющими на правильное разрешение такого рода споров, являются: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска.

При установлении тех или иных обстоятельств, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, для выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), для определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей. В этих целях судами, в частности, должны быть назначены судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, психолого-валеологические, социально-психологические).

Указанные вопросы не были поставлены судом на обсуждение и не исследовались, а заключение органа опеки и попечительства, на основании которого был сделан вывод о соответствии проживания детей с отцом их интересам, принято во внимание без учета всех юридически значимых по делу обстоятельств.

Статья 2 СК РФ. Отношения, регулируемые семейным законодательством

Новая редакция Ст. 2 СК РФ

Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Комментарий к Статье 2 СК РФ

В комментируемой статье говорится о предмете правового регулирования семейного законодательства или, другими словами, об отношениях, регулируемых семейным правом. Следует отметить, что легального (зафиксированного в норме закона) определения семьи нет. В то же время в законодательстве некоторых стран подобное определение есть. Так, ст. 59 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье предусматривает, что семья — это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.

Различают понятие семьи в социологическом и юридическом смыслах. В социологическом смысле семья — это объединение лиц, основанное на браке или родстве, связанное личными неимущественными и имущественными отношениями, взаимной поддержкой и воспитанием детей.

В юридическом смысле семья — это круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Семья в социологическом смысле может распасться в случае прекращения фактических брачных отношений, однако в юридическом смысле может сохраниться (например, супруги фактически не живут вместе, однако юридические права и обязанности существуют).

Как следует из комментируемой статьи, предметом семейного права, так же, как и гражданского, являются имущественные и неимущественные отношения. Однако в семейном праве имущественные отношения обладают определенной спецификой, поскольку не обязательно носят стоимостный характер. Так, при определении размера алиментов отсутствует взаимное соизмерение имущественных затрат, произведенных одним членом семьи в пользу другого. Точно так же при разделе общего имущества супругов при отсутствии брачного договора доли супругов признаются равными независимо от того, каков был фактический вклад каждого из супругов в приобретение этого имущества.

Что касается личных неимущественных отношений, то они также обладают определенными особенностями. Так, в отличие от гражданско-правовых отношений они формируются только между конкретными, строго определенными субъектами. Регулируемые семейным правом отношения неразрывно связаны с состоянием в браке или с родственными отношениями.

Хотя личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях, правом регулируется лишь их небольшая часть. Это объясняется тем, что основная часть этих отношений лежит вне пределов права и может регулироваться только нормами морали. Так, право по определению не может вмешиваться в лично доверительные отношения любви, дружбы, взаимного уважения и т.д. К тому же невозможно с помощью нормы права заставить одного супруга любить другого супруга.

Вопрос о соотношении личных неимущественных и имущественных отношений является дискуссионным. Следует отметить, что не все юристы разделяют точку зрения, согласно которой именно личные неимущественные отношения являются преобладающими в семейных отношениях. Так, по мнению М.А. Антокольской, такая точка зрения справедлива по отношению к семье как социальному институту. Но, если говорить о том же соотношении в семейном праве, картина получается обратная . Однако такая точка зрения не является преобладающей.
———————————
Антокольская М.В. Цит. раб. С. 14.

Субъектный состав семейных правоотношений определен законом. В их число входят супруги, родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители), дети (в том числе усыновленные), другие родственники (дедушка, бабушка, внуки, братья и сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица) и в отдельных случаях — иные лица, прямо предусмотренные в нормах семейного законодательства. Права и обязанности, возникающие из данных отношений, неотчуждаемы и непередаваемы.

В предмет семейного права также включены отношения, связанные с определением формы и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Другой комментарий к Ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В ст.2 СК РФ определен предмет правового регулирования семейного законодательства. О порядке и условиях вступления в брак см. ст.10-15 СК РФ и комментарий к ним. О прекращении брака см. ст.16-26 СК РФ и комментарий к ним. О недействительности брака см. ст.27-30 СК РФ и комментарий к ним. Регулированию имущественных и неимущественных отношений между участниками семейных отношений посвящены разделы III, IV, V СК РФ. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в разделе VI СК РФ.

2. В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

3. Статья 2 СК РФ устанавливает принцип неограниченного применения семейного законодательства к определенным участникам семейных отношений, которые прямо названы членами семьи — супругам, детям и родителям, усыновителям и усыновленным. Отношения между иными лицами регулируются семейным законодательством в случаях и пределах, установленных в нем. Это отношения между дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями, с одной стороны, и подопечными детьми — с другой.

Семейное право. Понятие и источники семейного права.

Понятие семейного права.

Понятие семейного права означает отдельную ветвь гражданского права, правовые нормы которого регулируют семейные отношения, а также личные имущественные отношения между гражданами, состоящими в браке или близком родстве.

В институте семьи кроме основных неимущественных отношений (таких как любовь, брак, уважение, семейное воспитание, привязанность, доверие, ответственность и т.д.), существуют также имущественные отношения, поскольку, например, у новоиспеченных супругов, появляется общее имущество, обязанность материальной поддержки и содержания детей. Неимущественные отношения являются главными. А разногласия в имущественных, как показывает практика, появляются тогда, когда образуется разлад в неимущественных. То есть конфликты в личной жизни порождают конфликты в материальной сфере.

Предметом семейного права является:

  1. Заключение и прекращение брака.
  2. Личные отношения между мужем и женой.
  3. Личные отношения между родителями и детьми, а также другими членами семьи.
  4. Опека, попечительство и усыновление.

Источники семейного права в Российской Федерации:

  • Семейный кодекс (основной источник);
  • федеральные законы, принятые в соответствии с Семейным кодексом;
  • законы субъектов федерации (действующие только на территории этих субъектов).

В семейном праве, как и в некоторых других отраслях права, есть свои основные положения, которые определяют сущность этой отрасли. Они, как правило, имеют общеобязательное значение, потому что закреплены законодательством. Эти положения называют принципами семейного права:

  1. Принцип признания брака. Признается только брак, заключенный в органах ЗАГСа, остальные виды брака не имеют правовые силы.
  2. Принцип добровольности брака (добровольного согласия на брак обоих супругов).
  3. Принцип моногамии. Если кто-то из супругов уже состоит в браке, то этот союз считается недействительным.
  4. Принцип равноправия (обоих супругов в решении как имущественных, так и неимущественных вопросов).
  5. Принцип приоритета обеспечения, воспитания и защиты детей.
  6. Защита прав и интересов нетрудоспособных членов семьи.
  7. Принцип защиты семьи государством.

Основные понятия семейного права.

Семья – малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой имеют общие бытовые отношения и характеризуются ответственностью и взаимопомощью.

Семейные правоотношения – вид социальных отношений, регулируемых семейным правом.

Брак – регистрируемся в соответствующих государственных (в большинстве стран) органах семейная связь между людьми, которая порождает их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу.

Брачный договор (или брачный контракт) – соглашение супругов (или лиц, намеревающихся стать таковыми), которое определяет материальные права и обязанности мужа и жены в браке (или в случае его расторжения). В Российской Федерации брачный договор – официальный документ, который должен быть оформлен в письменной форме и обязательно заверен у нотариуса. В России брачный договор не может определять неимущественные отношения в семье, права и обязанности супругов в отношении их детей, и не может ограничивать правоспособность одного из супругов. Брачный договор имеет юридическую силу, и односторонний отказ от него не возможен, то есть муж и жена только совместно могут принять решение о его изменении или расторжении.

Семейный кодекс о правах ребенка

Главный закон государства гласит, что вне зависимости от своего возраста, национальности и происхождения, люди обладают равными правами и соответствующими обязанностями. Таким образом, когда называют права и обязанности детей в семье, это не является чем-то отделенным от общих человеческих, провозглашенных в Конституции.

Общие положения

К главному закону, регламентирующему внутрисемейные отношения, относится СК. В четвертом разделе описаны юридические права и обязанности несовершеннолетних.

Ребенок наделяется правами со дня, когда появился на свет. С возрастом их количество увеличивается, а помимо этого появляются и обязанности. С рождения дети вправе иметь:

  • ФИО;
  • гражданство;
  • уважительное отношение к их человеческому достоинству;
  • развитие, соответствующее возрасту;
  • определенные пособия;
  • имущество в собственности;
  • обеспечение интересов через законных представителей и госструктуры;
  • воспитание в семейном кругу.

Права увеличиваются при достижении полутора, трех, шести, семи, десяти, четырнадцати, шестнадцати и восемнадцати лет. Вместе с появлением и ростом обязанностей у несовершеннолетних, ответственность их родителей постепенно уменьшается.

Личные права детей

Список детских прав приведен в одиннадцатой главе, статьях 54-60 СК. В них раскрываются права на:

  • проживание и получение воспитания в семейном окружении;
  • общение с мамой и папой, родственниками с обеих сторон;
  • выражение собственного мнения;
  • защиту;
  • ФИО;
  • изменение своего ФИО;
  • имущество.


Обязанности детей определяют их законные представители. Но они не должны входить в противоречие с действующим законом. Соц. службы следят за тем, чтобы законодательные акты соблюдались и не ущемлялись детские интересы.

Российский закон не отличает семью, где малыш родился, от той, где его усыновили.

Так или иначе, у детей имеются одинаковые права, так же как и обязательства. Но при возникновении споров их разрешение реализуется органами, осуществляющими опеку. Усыновленный ребенок может рассчитывать на:

  • защиту от государства;
  • изложение собственного мнения;
  • получение различных пособий и иной государственной помощи;
  • хранение своего имущества;
  • наличие территории;
  • информацию о биологических родителях и истину об усыновлении;
  • выбор своих друзей;
  • отказ от семьи, которая его приняла, в случае, если отсутствует взаимопонимание или он испытывает психологическое давление.

Законом предусмотрен также ряд обязанностей для усыновленных детей. Они должны выполнять дома возложенную работу, исполнять поручения своих усыновителей и соблюдать гигиену, принятую в семье. Кроме того, они должны прислушиваться к мнению всех членов новой семьи, относиться к имеющемуся имуществу бережно и заботиться о родных при возникновении такой необходимости. Для более глубокого понимания следует рассмотреть Семейный кодекс на предмет прав и обязанностей детей более подробно.

Статья 54. Права ребенка жить и воспитываться в семье

За детьми закреплена возможность жить в семейном окружении, где получать соответствующее воспитание. Поэтому он вправе точно знать, кем являются его биологические мать и отец. Функция воспитания реализуется посредством проживания детей с ними, а также постоянной заботе. Если зафиксирован факт того, что воспитание по разным причинам не осуществляется, то действующим законодательством предусматривается возможность лишения прав родителей. Как правило, это происходит в таких семьях, где взрослые много пьют, употребляют наркотики или проявляют агрессию, избивают своего малыша. Также такое решение принимается, если родитель не обеспечивает должный уровень состояния своего жилья.

Если ранее при лишении прав дети направлялись исключительно в интернат, то сегодня распространенными являются и такие формы воспитания, как опека, усыновление или размещение в детдоме семейного уклада.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

Дети могут общаться с матерью и отцом, иными родственниками обеих линий. Кому-то это кажется совершенно естественным, что не является обязательным к закреплению на уровне закона, однако на практике нередки случаи, когда подобные права не соблюдаются. Особенно часто это происходит при разводе родителей. Не всегда несовершеннолетний имеет возможность общаться с обоими родителями. Ему может навязываться та или иная точка зрения. Чаще всего, виновной стороной объявляют отца. Вот почему закон призван защищать его права, когда мать запрещает общаться. Отец может написать исковое заявление и отстаивать права в судебной инстанции.

Статья 56. Право ребенка на защиту

Только лишь чувствуя свою защищенность, ребенок может полноценно развиваться и функционировать в обществе. Именно поэтому это право зафиксировано в законе. До 18 лет защиту детей от посягательств на их права обеспечивают родные или приемные родители, опекуны. Они же являются официальными представителями несовершеннолетних. Со стороны государства эти права гарантируются службой опеки и попечительства, прокуратурой.

Защита малыша обеспечивается ст. 56 СК. Причем права эти разнообразны. Это и возможность общения с детьми своего возраста, и получение нужной медпомощи, обучения и прочее. Защищать детские интересы входит в прямые обязанности матери и отца.

Если же дети признаны дееспособными еще до того, как им исполнилось восемнадцать лет, они могут осуществлять свою защиту сами. Более того, они даже вправе дать показания против родителей, если последние относятся к ним недолжным образом. Для этого следует направиться в органы, осуществляющие опеку, Комитет по защите прав ребенка или в полицию.

Не беззащитны и малыши младшего школьного и дошкольного возраста. Если мать или отец не могут посвятить себя их воспитанию, не исполняют соответствующие обязанности, за работу берутся государственные органы.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Дети имеют свое мнение по разным вопросам, касающимся их. В семье они считаются полноправными, а потому их взгляды не просто учитываются, а иногда закрепляются юридическими нормами.

Ярче всего это демонстрирует пример, когда решается имущественный вопрос. Ребенок обладает квадратными метрами. При решении продать имущество, нужно получить разрешение органа, осуществляющего опеку. Данная структура призвана отслеживать соблюдение детских интересов. До исполнения десяти лет государственные органы сами решают вопросы, реализуя соблюдение интересов детей. Но после этого они должны выслушивать и учитывать то, что по этому поводу думает ребенок, имеющий право отказаться от продажи недвижимости. Тогда родители договариваются с ним и предлагают вариант, устраивающий каждую из сторон.

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

Рассматриваемая статья касается детских прав, обязанностей личного характера. Согласно ей, несовершеннолетний регистрируется только с ФИО. Мать и отец должны прийти по данному вопросу к обоюдному согласию.

А вот с отчеством имеются некоторые особенности. Если семья малыша полная, то отчество ему присваивается по имени отца. Но в Российской Федерации в последние годы многие пары предпочитают сожительствовать без регистрации своих отношений, в так называемом гражданском браке. Кроме того, немало женщин растят своих детей самостоятельно, имея статус «матери-одиночки». Тогда в документе о рождении имя отца может записываться только со слов матери (то есть без предъявления документов со стороны отца). В этих случаях имя, которое указывают матери, далеко не в каждом случае совпадает с реальными сведениями о биологическом папе.

Ребенок получает ту же фамилию, что имеется у мамы с папой. Если они разные, родители должны договориться, какую станет носить ребенок.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

После того, как ребенок достигнет четырнадцатилетнего возраста, у него появляются разные права. К таковым относится и то, что он может изменить свои инициалы, полученные по рождению. Для этого следует обратиться в госорганы, осуществляющие опеку, с соответствующим заявлением и письменным разрешением родителей на процедуру.

Статья 60. Имущественные права ребенка

Право малыша заключается в материальном обеспечении со стороны мамы и папы. Содержание детей всецело лежит на тех, кто их родил. Под этим понятием подразумевается качественное питание, приобретение необходимых вещей, наличие соответствующей обстановки в комнате для детей и прочее. Если же родители расстались, то ребенок вправе получать деньги от того, с кем он не живет, так как обязанности родителя, несмотря на развод, за ним остаются.

Имущество родителей остается за ними, и дети не вправе претендовать на него. Например, они не являются собственниками той квартиры, где живут, если данное право не решено было закрепить самими родителями. Поэтому они вправе лишь пользоваться им. Но данное имущество перейдет по наследству.

В то же время дети вправе иметь свою собственность. К таковой относятся их доходы. Так, подросток, которому исполнилось 14 или 15 лет, вполне может в свободное время, от того, которое уходит на образование, подрабатывать. Он вполне может тратить свой заработок не на семью, а на приобретение вещей по своему желанию. Кроме того, наследственное имущество, а также полученное в дар, считается только его собственностью, которой он может распоряжаться по своему усмотрению.

Обязанности детей

Те обязанности, которые имеет каждый взрослый член общества, установлены законом. К таковым относится обязательство платить налоги, защищать Родину (путем службы в ВС РФ), уважать символику государства. Если же кратко говорить о том, какие Семейный кодекс предусматривает права и обязанности несовершеннолетних детей, то одни регулируются законом, а другие – моралью.

Главная обязанность, которую дети должны выполнять, это проходить обучение и получать среднее образование. Таким образом, школа, по сути, является своего рода местом работы для тех детей, возраст которых составляет от шести до семнадцати лет. В дальнейшем человек вправе сам принимать решение о том, учиться ли ему после 9 класса. Если он решает продолжить обучение, то поступает в ПТУ, техникум или высшее учебное заведение.

С другой стороны, как считает большинство педагогов, родителям стоит вменить своим детям выполнение каких-то обязанностей по дому, начиная с возраста, когда они посещают старшие группы детсада. Несмотря на то, что Семейный кодекс РФ о правах и обязанностях ребенка не предусматривает подобного, взрослые, предпочитающие выполнять всю домашнюю работу без детской помощи, ошибаются. Ведь, считается, что именно благодаря труду человек приобретет такие важные качества, как ответственность и готовность принятия на себя тех или иных обязательств.

Помимо получения главного среднего образования, на несовершеннолетних членов общества налагаются обязанности, краткий список которых, следующий:

  • Соблюдение норм поведения в организациях образовательного характера и местах общественного назначения, которые установлены законом.
  • Исполнение возложенных обязанностей соответствующими специалистами.
  • Поступление на воинский учет в срок, закрепленный законом.
  • По достижению восемнадцати лет – материальное обеспечение своих законных представителей, если они станут нетрудоспособными.

Кроме того, подросток будет нести юридическую ответственность. УК и комментарий к нему указывает, что она наступает только с шестнадцатилетнего возраста. Однако если совершено тяжкое преступление, то подросток может получить наказание и с четырнадцати лет.

Изучив положения главы 11 СК РФ, можно заключить, что права, а с ними и обязанности ребенка – это своего рода отношение сдерживания и противовесов. Несовершеннолетние наделены многими правами, перекликающимися с теми, которые предусматривает Конвенция о правах ребенка. Кроме того, на них возлагаются и определенные обязанности. Невыполнение таковых к другим членам семьи и общества приводит к возникновению различных соц. конфликтов. Поэтому они также должны регулироваться на законодательном уровне.

Это интересно:

  • Учет больничного листа по беременности и родам Максимальный размер больничного листа в 2017-2018 годах Максимальный размер больничного листа в 2017-2018 годах определяется исходя из нескольких параметров. И хотя методика расчета в целом не изменилась, минимальная и […]
  • Вычет 2-ндфл на двоих детей 2-НДФЛ в 2017 году: стандартные вычеты на ребенка При расчете налога на доходы физических лиц существует немало вычетов. Они бывают стандартные, имущественные социальные и иные. При заполнении формы 2-НДФЛ необходимо […]
  • Договор купли-продажи материалов с физическим лицом Гражданско-правовой договор с физическим лицом Гражданско-правовой договор с физическим лицом — соглашение, заключаемое по правилам ГК РФ. Рассмотрим, в чем особенности такого договора. Суть и виды договоров гражданско-правового […]
  • Как заполнить декларацию 3 ндфл по продаже квартиры Как заполнить декларацию 3 ндфл по продаже квартиры Навигация по сайту Главная Инструкции и примеры по заполнению 3-НДФЛ Задание условий Сведения о декларанте 3-НДФЛ на автомобиль Недвижимость и земля Продажа […]
  • Присяжные заседатели это народные заседатели Заседание начинается: как выбирают присяжных и как они работают C 1 июня 2018 года суд присяжных в России получил новые компетенции. Это связано с принятыми поправками к закону об УПК. Рассказываем, каким будет суд присяжных с […]
  • Маам для воспитателей консультации для родителей Консультации для родителей, страница 2 Показаны публикации 11-20 из 14651 .Все разделы | Консультации для родителей Консультация для родителей «Приобщение ребенка к природе» Как приобщить ребенка к природе? Научить ценить, […]
  • Как рассчитать компенсацию при увольнении беларусь Компенсация дней неиспользованного отпуска при увольнении Наниматель должен рассчитать работника полностью, в том числе ему должна быть выплачена компенсация за дни неиспользованного трудового отпуска при увольнении (ст 179 ТК […]
  • Мировой суд участок 4 смоленск Мировой суд участок 4 смоленск Мировой судья судебного участка № 5 в городе Смоленске Аппарат мирового судьи Мировой судья Шумихин Сергей Павлович Секретарь судебного участка Болоткина Екатерина Александровна Телефон: (4812) […]