Проблемы бесплатная юридическая помощь

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

——————————— Radaeva G. O. Issues of free legal assistance in the Russian Federation.

Радаева Галина Олеговна, аспирант 2 года обучения НИУ — ВШЭ, специальность 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.

Автор статьи рассмотрела основные современные принципы оказания юридической помощи как в Российской Федерации, так и за рубежом с целью раскрытия основных аспектов оказания безвозмездных услуг профессионалами в области права.

Ключевые слова: юридическая помощь, государственная система юридической помощи, юридические клиники, центры оказания правовой помощи населению.

The author of the article reviewed the basic contemporary principles of rendering legal aid in the Russian Federation and abroad with the aim of the disclosure of major aspects of the provision of free services professionals in the field of law.

Key words: legal assistance, the state system of legal aid, legal clinics, centres providing legal assistance to the population.

Для современной российской системы бесплатной юридической помощи характерны высокий уровень децентрализации (различные публичные образования ответственны за функционирование системы) и многообразие субъектов предоставления бесплатной юридической помощи (адвокаты, некоммерческие организации, политические партии, уполномоченные по правам человека, муниципальные образования, юридические клиники). Но при этом значительное количество наших граждан не имеет возможности получить бесплатную и качественную юридическую помощь. Необходимость реформирования и развития системы бесплатной юридической помощи является актуальной и признанной российской государственной властью. Существуя почти во всех развитых странах, системы оказания бесплатной юридической помощи отличаются по критериям отбора получателей помощи, а также процедурам и способам организации процесса ее предоставления. Немецкая система оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения сравнения ее с другими подобными системами является уникальной, и тому есть несколько причин. Уникальность этой модели заключается в том, что отсутствует какая-либо централизованная структура по управлению системой бесплатной юридической помощи. Услуги бесплатной юридической помощи оказываются практически исключительно частнопрактикующими адвокатами при ограничении роли государства в финансировании системы. Оказание бесплатной юридической помощи в Германии движимо исключительно спросом и не связано с определением каких-либо приоритетов или установлением очередности. Оказание помощи прежде всего ориентировано на представительство в суде и предполагает сравнительно небольшой спектр услуг за пределами судебного разбирательства. Расходы на бесплатную юридическую помощь в сравнении с другими странами являются довольно скромными, однако необходимо учитывать, что Германия — крупнейший рынок услуг страхования на случай юридических расходов в мире. Более 40% всего населения охвачены данным видом страхования. Существование хорошо развитой системы страхования снижает потребность в финансируемой государством бесплатной помощи в тех областях права, в которых риск оказаться стороной правового спора покрывается коммерческим страхователем [1]. Иная модель оказания бесплатной юридической помощи действует в Японии. 10 апреля 2006 г. правительство учредило Японский центр правовой поддержки — государственное учреждение, целью которого является управление системой бесплатной юридической помощи. Центр создал 26 региональных офисов в местностях, где количество адвокатов было до этого недостаточным по отношению к численности населения. Каждый региональный офис укомплектован штатными адвокатами. Деятельность Центра в гражданско-правовой сфере ведется по четырем направлениям: правовое информирование, бесплатная юридическая помощь по гражданским делам, оказание услуг жителям сельской местности, поддержка жертв преступлений. Центру также были переданы некоторые функции, ранее выполнявшиеся информационной службой Ассоциации адвокатов. Оказание бесплатной юридической помощи по гражданским делам — основная задача Центра. Однако существуют некоторые ограничения, связанные с доступом к получению такой помощи. В основном они заключаются в регламентировании верхней планки доходов потенциального клиента. Центр также оказывает поддержку таким социально незащищенным группам населения, как беженцы, дети, пожилые и лица, страдающие психическими заболеваниями [2]. В США существуют различные организационные формы оказания бесплатной юридической помощи неимущим и малоимущим гражданам как на федеральном уровне, так и в отдельных штатах, где преобладающей формой являются ведомства «публичных защитников» — организации, состоящие на государственном бюджете штата и обслуживающие на бесплатной основе обвиняемых по уголовным делам из числа неимущих или малоимущих граждан. Такое ведомство создается местными органами власти (в разных штатах разными) — городским советом, муниципалитетом, мэрией и т. п., которые и курируют общим образом деятельность этого ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. В некоторых юрисдикциях ведомство публичных защитников входит в структуру местного органа власти, и адвокаты-сотрудники ведомства формально считаются государственными служащими. Но, несмотря на государственное финансирование, такие ведомства и корпорации от властей независимы. В небольших городах, сельских местностях бесплатная юридическая помощь неимущим оказывается адвокатами, вызвавшимися представлять интересы неимущих помимо своей основной практики. Такие адвокаты после собеседования в квалификационной комиссии включаются в списки адвокатов, ведущих дела неимущих граждан, распространяющиеся по всем судам данной юрисдикции. Аналогичные списки составляются и на федеральном уровне. Услуги «списочных» адвокатов оплачиваются государством по тарифной сетке (почасовая оплата или оплата за дело), утвержденной соответствующим органом власти. Крупные адвокатские фирмы могут добровольно взять на себя обязанность вести часть дел, по которым клиентом выступает неимущее лицо, на безвозмездной основе [3]. В Российской Федерации с 15 января 2012 г. действует Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [4]. Основным новшеством данного Закона является то, что ныне адвокат должен являться участником государственной системы бесплатной юридической помощи. Предполагается, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться преимущественно на государственных началах. К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи в соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона отнесены: — федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; — органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; — государственные внебюджетные фонды; — государственные юридические бюро (юридические лица, созданные в форме казенных учреждений субъектов РФ). Отдельно указано, что в оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы. Финансирование расходов на создание и деятельность государственных юридических бюро, а также на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, возлагается на региональные бюджеты. Но, как и ранее, первые три категории и так обязаны давать бесплатные правовые консультации в устной или письменной форме по вопросам, входящим в их компетенцию. Причем абсолютно всем обратившимся гражданам без исключения. Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5]. То же самое касается и нотариусов по вопросам их деятельности. А вот составлять документы и представлять интересы граждан в судах и прочих структурах такие органы должны только в предусмотренных федеральным (региональным) законодательством случаях, в частности, Законом N 324-ФЗ. Необходимо заметить, что в самом Законе отсутствует четкая формулировка понятия «юридическая помощь», однако это компенсируется тем, что оговорены ее виды: — правовое консультирование в устной и письменной форме; — составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; — представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Крайне важно, что в ст. 8 Закона N 324-ФЗ приведены требования к квалификации тех, кто будет непосредственно оказывать бесплатную юридическую помощь. Это смогут делать только лица с высшим юридическим образованием. Поскольку представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях требует более высокого качества знаний и большего опыта, предусмотрено, что Федеральным законом для оказания помощи этого вида могут быть установлены дополнительные квалификационные требования. Особого внимания заслуживает перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы. Приведем его полностью: — малоимущие граждане (среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума) (соответствующую справку выдает орган социальной защиты населения); — инвалиды I и II группы; — ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; — дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [6]; — несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних; — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [7]; — граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если их обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; — граждане, имеющие право получать бесплатную юридическую помощь в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Как видно, приведенный перечень является исчерпывающим. Поэтому говорить о введении широкомасштабной бесплатной юридической помощи различным слоям населения не приходится. С другой стороны, последний пункт позволяет не только федеральным, но и региональным властям постоянно расширять список, благо ограничений нет. Простой анализ перечня показывает, что принятие рассматриваемого закона адресовано прежде всего социально незащищенным слоям населения. Поэтому вряд ли он составит конкуренцию частным юридическим и консалтинговым фирмам. По сути, право на бесплатную юридическую помощь предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан и по ограниченному кругу вопросов (например, изъяты вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью). То есть далеко не каждый пенсионер сможет воспользоваться данной возможностью. В ч. ч. 2 и 3 ст. 20 Закона N 324-ФЗ приведены случаи, когда названные категории граждан смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью. Перечень содержит много позиций. Причем в процессе подготовки закона он был значительно расширен (например, сначала подразумевалось представительство в судах только первой инстанции). Изначально оказание юридической помощи населению к вопросам местного значения не относится. В связи с этим законом субъекта РФ такое полномочие может быть делегировано органам местного самоуправления. Учитывая дотационность местных бюджетов, не понятно, как будут финансироваться местные юридические бюро. К тому же вопрос их статуса принятым законом и другими нормативными актами не урегулирован. По этой же причине местные власти вряд ли ринутся принимать правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи (ч. 2 ст. 14 Закона N 324-ФЗ). При всем этом органы местного самоуправления наделены правом (а не обязанностью) оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи. Но в любом случае финансирование всех указанных мероприятий осуществляется из местных бюджетов (ч. 3 ст. 29). Надо отметить, что перспективы удачной реализации Закона N 324-ФЗ специалисты (юристы, нотариусы, адвокаты и пр.) оценивают по-разному. Прежде всего, много вопросов вызывает реализация одного из основополагающих принципов оказания бесплатной правовой помощи — ее доступность. Дело в том, что процедура признания малоимущим подразумевает представление в орган социальной защиты населения целого пакета документов. Их сбор иногда требует длительного времени, а скорая юридическая помощь нужна гражданину здесь и сейчас. Также есть мнение, что государственные юридические бюро не смогут эффективно оказывать бесплатную юридическую помощь тем малоимущим гражданам, чьи права и интересы нарушены региональными госчиновниками. Риск остаться без работы из-за личной принципиальности и активности, а также возможная ликвидация неугодного для региональных властей государственного юридического бюро будет сдерживать инициативу и стремление его сотрудников добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. Не исключено, что в правовой модели, которая предусмотрена для негосударственных центров бесплатной юридической помощи (ст. ст. 24 — 26 Закона N 324-ФЗ), заложена коррупционная составляющая. Такой вывод напрашивается, поскольку Закон N 324-ФЗ не исключает меры государственной поддержки подобных организаций (п. 3 ч. 2 ст. 26). Если рассуждать глобально, Закон N 324-ФЗ — важный шаг на пути построения правового государства и одновременно способ борьбы с правовым нигилизмом. Но главное, чтобы оказываемая помощь в итоге была качественной и результативной и чтобы на практике характеристики «бесплатная» и «плохая» не стали синонимами. Тем более что основное финансовое бремя реализации Закона ляжет на региональные бюджеты.

1. Килиан Маттиас. Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Германии. Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: Акварель, 2011. С. 84 — 108. 2. Танабе Масанори. История бесплатной юридической помощи в Японии. Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: Акварель, 2011. С. 194 — 203. 3. Сондерс Дональд. Краткая справка и актуальные проблемы, влияющие на оказание бесплатной юридической помощи по гражданским делам в Соединенных Штатах Америки. Бесплатная юридическая помощь: модель взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: Акварель, 2011. 4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 23 ноября. N 263. 5. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 5 мая. N 95. 6. Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. 1995. 4 августа. N 150. 7. Закон Российской Федерации 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33.

Бесплатная юридическая помощь: достижения и проблемы

О реализации законодательства о БЮП на территории Республики Марий Эл

12 июля 2017 г. состоялось совместное заседание Комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл по законодательству и социальному развитию. Среди прочих тем обсуждался вопрос о ходе реализации Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 г. № 47-З «Об оказании гражданам юридической помощи бесплатно».

Выступая на заседании, я привела сведения о проделанной АП РМЭ работе по оказанию гражданам Марий Эл бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, а также проанализировала проблемы, которые существуют в этой сфере.

В 2016 г. на территории Республики Марий Эл бесплатную юридическую помощь оказывали 19 адвокатов, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. В первом полугодии 2017 г. количество адвокатов, оказывающих такую помощь, увеличилось до 25 человек. В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи адвокатами АП Республики Марий Эл в 2016 г. оказана помощь 160 раз, в первом полугодии 2017 г. – 183 раза, в том числе правовые консультации, составление документов правового характера, участие адвокатов в суде.

Следует отметить, что потребность граждан в получении бесплатной юридической помощи на территории Республики Марий Эл значительно выше, чем это предусмотрено федеральным и региональным законодательством. Поэтому Адвокатская палата Республики Марий Эл активно оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам на условиях «pro bono».

Прием граждан по вопросам оказания БЮП на добровольной основе осуществляется на базе Первой коллегии адвокатов Республики Марий Эл. С июня 2007 г. в соответствии с соглашением «О сотрудничестве региональной общественной приемной полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе и Адвокатской палаты Республики Марий Эл». В настоящее время адвокаты еженедельно ведут прием граждан с целью оказания бесплатного правового консультирования в Региональной общественной приемной. За 10 лет ее работы бесплатные консультации получили около 5000 человек.

Кроме того, адвокаты участвуют в ежегодных Всероссийских днях бесплатной юридической помощи. При поддержке АП Республики Марий Эл адвокат В.К. Иванов организовал сайт, где можно получить правовую консультацию на марийском языке, что особенно удобно для сельских жителей. Сайт ведется лично адвокатом В.К. Ивановым, другие адвокаты публикуют консультации на марийском языке в национальных СМИ.

Важно отметить, что расширению участия адвокатов в оказании БЮП препятствует ограниченный перечень категорий граждан, которые имеют право на ее получение, и ограниченный перечень случаев оказания такой помощи. Это служит основанием для отказа в ее предоставлении и, соответственно, поводом для жалоб граждан, которым непонятно, почему они, являясь инвалидами I группы, не могут получить бесплатную консультацию по всем вопросам, а не только по указанным в законе случаям.

В связи с этим полагаю, что необходимо провести мониторинг того, по каким вопросам наиболее часто обращаются граждане Республики Марий Эл за бесплатной юридической помощью. Представляется очевидным, что помимо случаев установления отцовства и взыскания алиментов, актуальными вопросами являются ограничение и восстановление родительских прав, определение места жительства ребенка и порядок общения с ним. Не менее важна проработка вопроса о возможности освобождения граждан от предоставления множества документов для подтверждения статуса малообеспеченного, части получения дохода.

Гражданину сегодня легче обратиться не к адвокату, который потребует много справок, а к юристу, не всегда имеющему достаточную квалификацию, но дающему правовые советы бесплатно (какого качества – тема отдельного обсуждения) и без каких-либо документов.

Необходимо обратить внимание и на отсутствие в настоящее время в Республике Марий Эл нормативного правового акта, определяющего порядок принятия решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданам в экстремальных случаях и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

По-прежнему остается низким размер оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы БЮП.

Еще одна проблема – информирование населения о возможности получения бесплатной юридической помощи. Адвокатская палата Республики Марий Эл доводит до населения эту информацию на своем сайте, через специальные памятки, стенды. При этом реклама, размещаемая в печатных изданиях, оплачивается из средств Адвокатской палаты Республики Марий Эл по обычным ставкам, так как не считается социальной. Данный вопрос требует безотлагательного решения, поскольку имеющегося правового информирования граждан о возможности получения БЮП, особенно в сельской местности, к сожалению, недостаточно.

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Гарантией защиты нарушенных прав и свобод является право на судебную защиту, относящееся к основополагающим правам человека. Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Данное положение, как правило, рассматривается в совокупности с правом на справедливое судебное разбирательство дела, содержащимся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1] (ст. 6). Гарантиям реализации данного права уделяется большое внимание в практике Европейского суда по правам человека, в сфере юрисдикции которого находится и Российская Федерация.

В современных условиях, учитывая действие принципа состязательности и существенное усложнение законодательства, реализация права на судебную защиту затруднительна без возможности воспользоваться услугами профессионального юриста-представителя. С данных позиций огромную значимость приобретает установление действенного механизма гарантирования права на получение квалифицированной юридической помощи. Важность соответствующего положения признана государством посредством его закрепления в Конституции РФ (ст. 48).

Рыночные механизмы, действующие в сфере оказания юридической помощи, делают недоступной для некоторых слоев населения саму помощь юриста, а также фактически лишают таких граждан возможности защитить свои нарушенные права в суде. Решение данной проблемы найдено в создании систем бесплатной юридической помощи, функционирующих при финансовой поддержке со стороны государства.

Каждый гражданин имеет право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи. Об этом говорится в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года. Но как реализуется данный закон на территории Дагестана? Каковы основные проблемы и дальнейшие перспективы его развития?

Основным законом, детально регламентирующим оказание бесплатной юридической помощи, является «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 2011 г. Субъекты РФ могут принимать свои нормативно- правовые акты. В Республике Дагестан действует закон от 12 июня 2012 г. № 32 «О бесплатной юридической помощи в Республике Дагестан». Нормы, регулирующие эту сферу, содержатся и в других нормативно-правовых актах. Несмотря на это, остается нерешенным широкий круг проблем.

В законе указаны критерии, наличие которых позволяет гражданам обращаться за помощью в адвокатские образования; указаны принципы оказания такой помощи. Уполномоченный по правам человека в Республике Дагестан Уммупазиль Омарова из года в год поднимает вопросы расширения доступа граждан к бесплатной юридической помощи, ее стандарты, проблемы современных форм правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи некоммерческими организациями. Также Омбудсмен в Дагестане предложила создать на базах библиотек центры по оказанию бесплатной правовой помощи.[2] Говоря о бесплатной правовой помощи, она подчеркнула, что имеет место проблема несоответствия потребностей населения и возможностей существующей системы оказания юридической помощи, в том числе в связи со сложностью механизмов ее получения. В связи с этим Уполномоченный предложила упростить порядок получения малоимущими гражданами юридической помощи. Проблема заключается в отсутствии детальной регламентации порядка вознаграждения адвоката, участвующего в таких делах. Центр переложил обязанность по возмещению затрат и вознаграждению на субъекты федерации, но те, в свою очередь, не осуществили пока достаточно полного разбирательства этого вопроса в правовых источниках.

В республике Дагестан создана сеть структур, нацеленная на оказание бесплатной юридической помощи населению: юридические консультации, постоянно действующие студенческие юридические консультационные пункты при учебных заведениях республики, внештатные консультационные пункты при органах местного самоуправления по оказанию правовой помощи. Например, при юридическом факультете Дагестанского государственного университета вот уже почти 20 лет (с 1997 г.) действует юридическая клиника по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам. На примере ДГУ такая же юридическая клиника была организована при Северо-Кавказском филиале Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации в Махачкале.

Среди общественных институтов, занимающихся оказанием бесплатной юридической помощи, особо следует выделить Дагестанское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Оно оказывает юридическую помощь всем категориям граждан вне зависимости, от каких бы то ни было критериев.

Кроме того, достигнута договоренность о регулярном обсуждении хода реализации партийного проекта «Комфортная правовая среда» в Республике Дагестан с тем, чтобы оперативно реагировать на возникающие в этой сфере проблемы. [3]

Также, В Дагестане 18 ноября 2016 года состоялся день оказания бесплатной юридической помощи населению. Дагестанское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» совместно с Уполномоченным по правам человека в Республике Дагестан, Министерством юстиции Республики Дагестан, Управлением Минюста России по Республике Дагестан, Адвокатской палатой Республики Дагестан, Нотариальной палатой Республики Дагестан было проведен День оказания бесплатной юридической помощи, приуроченный к Всероссийскому дню правовой помощи детям. Правовая тематика, планируемая к освещению в готовящихся мероприятиях, затрагивает множество сфер российского и международного права. Наибольшее внимание было уделено в сфере прав несовершеннолетних детей, вопросам усыновления, дееспособности несовершеннолетних, опеки, попечительства, детско-родительских отношений, эмансипации несовершеннолетних, их ответственности по уголовному, гражданскому и административному праву, вопросам дисциплины и совести, семейного, наследственного и уголовного права и др. [4]

Ярким примером в решении проблем оказания юридической помощи бесплатно, можно отметить в работе практикующих юристов Дагестана Азамата Расулова, Магомеда Гайдарбегова и Муслима Магомедова, которые создали волонтерский проект по оказанию бесплатной юридической помощи в Интернете в режиме онлайн. На специальном интернет-сайте dagurist.info любой гражданин может обратиться с вопросом и получить квалифицированную помощь юриста в режиме онлайн.

Жителям республики приходится сталкиваться с довольно острыми общественными проблемами – от бытовых семейных споров до уже ставших «вечными» вопросов ЖКХ, общения с чиновниками, споров в судах и иных юридических вопросов, – рассказывают создатели проекта. При этом, даже учитывая огромное количество ежегодно выпускаемых дагестанскими университетами правоведов, уровень правовой культуры дагестанцев остается одним из самых низких в стране. Чем, безусловно, пользуются как представители чиновничьей сферы, связанной с предоставлением государственных и муниципальных услуг, так и сотрудники коммунальных служб. Причем просто ужасает наглость, с которой попираются справедливые и законные требования и права граждан. [5]

В большинстве случаев действия чиновников остаются безнаказанными по банальной причине – люди не знают, к кому обращаться, какие юридические действия они могут совершать. Существующие в обществе стереотипы, что ничего с системой сделать невозможно, а также недоверие к представителям юридического сообщества привели к тому, что граждане обращаются за юридической помощью в самый последний момент. Чаще всего тогда, когда истекли все сроки, и уже невозможно ничего сделать». Проект по оказанию дистанционной юридической помощи запущен пока как экспериментальный. Его цель – повышение юридической грамотности населения Дагестана, содействие в построении в республике гражданского общества, попытка повернуть органы государственной и муниципальной власти лицом к гражданам.

Таким образом, оказание юридической помощи требует решения целого круга проблем, таких как подготовка квалифицированных кадров, развитие институтов гражданского общества, совершенствование законодательства, повышение уровня правовых знаний населения, а также решения, связанных с этим финансовых вопросов.

Список литературы

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Юридическая консультация по вопросам ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой комплекс подотраслей, которые обеспечивают функциональность инфраструктуры различных зданий, путём предоставления услуг создающих или поддерживающих комфорт и удобство проживания граждан. В этот комплекс входят: фирмы по ремонту и обслуживанию жилищного фонда, ресурсоснабжающие организации, различные кооперативы, управляющие компании и ТСЖ.

ЖКХ — это сфера неискоренимых, но решаемых проблем. Работники обслуживающих компаний не всегда вовремя выполняют капитальные и текущие ремонты домов, часто не реагируют на просьбы и заявления граждан. Эти предприятия решают вопросы только под грамотным правовым напором, а для его осуществления нужна юридическая консультация или другая помощь.

Помощь юриста по ЖКХ и юридическая консультация по коммунальным вопросам

На страницах сервиса Правовед.RU обсуждаются реальные проблемы населения при взаимодействии с ЖКХ. Есть готовые решения, помогающие жителям всей России успешно писать жалобы, требовать компенсации, пересчитывать долги. Можно также озвучить индивидуальную проблему и получить ответ опытного юриста бесплатно в режиме онлайн или по телефону.

Проблемы бесплатная юридическая помощь

28 июня 2015 года в г. Санкт-Петербурге состоялся Круглый стол на тему «Доступность бесплатной юридической помощи для граждан: проблемы и перспективы их разрешения».

Мероприятие проводилось в целях обобщения опыта и рекомендаций для юридических клиник и СО НКО, вовлеченных в негосударственную систему бесплатной юридической помощи, по результатам исследования доступности БЮП, осуществляемого АНО «Центр развития юридических клиник» с августа 2014 года.

В заседании Круглого стола помимо представителей АНО «Центр развития юридических клиник» приняли участие представители Аппарата Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, адвокатских палат Санкт-Петербурга и Ленинградской области, действующих и формирующихся юридических клиник Москвы и Санкт-Петербурга, а также СО НКО, заинтересованных в развитии бесплатной юридической помощи в России.

Главный юрисконсульт Центра О.Н. Ромоданова представила промежуточные итоги исследования доступности бесплатной юридической помощи, оказываемой юридическими клиниками и СО НКО, проводимого при государственной поддержке, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

Участникам удалось обобщить как проблемы, возникающие в области доступности бесплатной юридической помощи у различных провайдеров такой помощи, так и выявить особенности, с которыми сталкиваются юридические клиники и СО НКО при оказании помощи отдельным категориям граждан или по отдельным видам дел.

Так, Г.В.Рабош выступил с докладом «Особенности оказания юридической помощи лицам с ограниченными возможностями», А.В.Удьярова представила на рассмотрение участников презентацию, обобщающую проблемы доступности бесплатной юридической помощи для граждан, проживающих в психоневрологических интернатах, а И.З. Карлинский поделился соображениями по поводу повышения доступности бесплатной юридической помощи для отдельных категорий граждан.

Вторая часть Круглого стола была посвящена поиску путей разрешения возникающих в области бесплатной юридической помощи проблем. Л.Л. Крикун поделился рекомендациями по изменению регионального законодательства в отношении оказания бесплатной юридической помощи, в том числе, адвокатами, вовлеченными в оказание БЮП в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. А.А. Демидов выступил с докладом о возможностях развития сотрудничества и взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в развитии системы бесплатной юридической помощи, рассказал о деятельности в различных регионах России ПЦПИ на базе библиотек, а также предложил возможные способы развития взаимодействия между ПЦПИ и юридическими клиниками в области развития бесплатной юридической помощи, правового просвещения и информирования граждан. М.Д. Дранжевский поддержал идеи А.А. Демидова в части развития и совершенствования взаимодействия между юридическими клиниками и ПЦПИ. В отношении остальных положений доклада Алексей Александровича Максим Дмитриевич пояснил, что в Москве уже некоторое время реализуется пилотный проект «Единая диспетчерская служба», в рамках которого юридические клиники могут наладить обмен делами, если это необходимо, а граждане – выбрать подходящий пункт оказания бесплатной юридической помощи. При этом все собравшиеся подчеркивали важность налаживания информационного обмена между субъектами, оказывающими БЮП.

Представители АНО «Центр развития юридических клиник» предложили участникам использовать в качестве единой информационной площадки сайт Центра, активно использовать возможности форума на сайте, регистрировать пункты бесплатной юридической помощи на карте БЮП, подписываться на рассылку и иным образом использовать возможности взаимодействия посредством сети Интернет.

Организаторы выражают искреннюю благодарность всем участникам Круглого стола! Приглашаем всех заинтересованных в развитии системы бесплатной юридической помощи принять участие в ежегодной Всероссийской конференции юридических клиник и СО НКО, которая в этом году состоится 24-25 сентября 2015 года на базе юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

За содействие в организации Круглого стола благодарим Институт правовых исследований, адвокатуры и медиации при Адвокатской палате г. Санкт-Петербурга, а также Директора Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского, Директора Центра клинического юридического образования, члена Правления АНО «Центр развития юридических клиник» Аркадия Борисовича Гутникова!

Юридическая поддержка

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи в Российской Федерации

(Радаева Г. О.) («Адвокатская практика», 2012, N 5) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

——————————— Radaeva G. O. Issues of free legal assistance in the Russian Federation.

Радаева Галина Олеговна, аспирант 2 года обучения НИУ — ВШЭ, специальность 12.00.11 — Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.

Автор статьи рассмотрела основные современные принципы оказания юридической помощи как в Российской Федерации, так и за рубежом с целью раскрытия основных аспектов оказания безвозмездных услуг профессионалами в области права.

Ключевые слова: юридическая помощь, государственная система юридической помощи, юридические клиники, центры оказания правовой помощи населению.

The author of the article reviewed the basic contemporary principles of rendering legal aid in the Russian Federation and abroad with the aim of the disclosure of major aspects of the provision of free services professionals in the field of law.

Key words: legal assistance, the state system of legal aid, legal clinics, centres providing legal assistance to the population.

Для современной российской системы бесплатной юридической помощи характерны высокий уровень децентрализации (различные публичные образования ответственны за функционирование системы) и многообразие субъектов предоставления бесплатной юридической помощи (адвокаты, некоммерческие организации, политические партии, уполномоченные по правам человека, муниципальные образования, юридические клиники). Но при этом значительное количество наших граждан не имеет возможности получить бесплатную и качественную юридическую помощь. Необходимость реформирования и развития системы бесплатной юридической помощи является актуальной и признанной российской государственной властью. Существуя почти во всех развитых странах, системы оказания бесплатной юридической помощи отличаются по критериям отбора получателей помощи, а также процедурам и способам организации процесса ее предоставления. Немецкая система оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения сравнения ее с другими подобными системами является уникальной, и тому есть несколько причин. Уникальность этой модели заключается в том, что отсутствует какая-либо централизованная структура по управлению системой бесплатной юридической помощи. Услуги бесплатной юридической помощи оказываются практически исключительно частнопрактикующими адвокатами при ограничении роли государства в финансировании системы. Оказание бесплатной юридической помощи в Германии движимо исключительно спросом и не связано с определением каких-либо приоритетов или установлением очередности. Оказание помощи прежде всего ориентировано на представительство в суде и предполагает сравнительно небольшой спектр услуг за пределами судебного разбирательства. Расходы на бесплатную юридическую помощь в сравнении с другими странами являются довольно скромными, однако необходимо учитывать, что Германия — крупнейший рынок услуг страхования на случай юридических расходов в мире. Более 40% всего населения охвачены данным видом страхования. Существование хорошо развитой системы страхования снижает потребность в финансируемой государством бесплатной помощи в тех областях права, в которых риск оказаться стороной правового спора покрывается коммерческим страхователем [1]. Иная модель оказания бесплатной юридической помощи действует в Японии. 10 апреля 2006 г. правительство учредило Японский центр правовой поддержки — государственное учреждение, целью которого является управление системой бесплатной юридической помощи. Центр создал 26 региональных офисов в местностях, где количество адвокатов было до этого недостаточным по отношению к численности населения. Каждый региональный офис укомплектован штатными адвокатами. Деятельность Центра в гражданско-правовой сфере ведется по четырем направлениям: правовое информирование, бесплатная юридическая помощь по гражданским делам, оказание услуг жителям сельской местности, поддержка жертв преступлений. Центру также были переданы некоторые функции, ранее выполнявшиеся информационной службой Ассоциации адвокатов. Оказание бесплатной юридической помощи по гражданским делам — основная задача Центра. Однако существуют некоторые ограничения, связанные с доступом к получению такой помощи. В основном они заключаются в регламентировании верхней планки доходов потенциального клиента. Центр также оказывает поддержку таким социально незащищенным группам населения, как беженцы, дети, пожилые и лица, страдающие психическими заболеваниями [2]. В США существуют различные организационные формы оказания бесплатной юридической помощи неимущим и малоимущим гражданам как на федеральном уровне, так и в отдельных штатах, где преобладающей формой являются ведомства «публичных защитников» — организации, состоящие на государственном бюджете штата и обслуживающие на бесплатной основе обвиняемых по уголовным делам из числа неимущих или малоимущих граждан. Такое ведомство создается местными органами власти (в разных штатах разными) — городским советом, муниципалитетом, мэрией и т. п. которые и курируют общим образом деятельность этого ведомства, не вмешиваясь в его повседневную работу. В некоторых юрисдикциях ведомство публичных защитников входит в структуру местного органа власти, и адвокаты-сотрудники ведомства формально считаются государственными служащими. Но, несмотря на государственное финансирование, такие ведомства и корпорации от властей независимы. В небольших городах, сельских местностях бесплатная юридическая помощь неимущим оказывается адвокатами, вызвавшимися представлять интересы неимущих помимо своей основной практики. Такие адвокаты после собеседования в квалификационной комиссии включаются в списки адвокатов, ведущих дела неимущих граждан, распространяющиеся по всем судам данной юрисдикции. Аналогичные списки составляются и на федеральном уровне. Услуги «списочных» адвокатов оплачиваются государством по тарифной сетке (почасовая оплата или оплата за дело), утвержденной соответствующим органом власти. Крупные адвокатские фирмы могут добровольно взять на себя обязанность вести часть дел, по которым клиентом выступает неимущее лицо, на безвозмездной основе [3]. В Российской Федерации с 15 января 2012 г. действует Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [4]. Основным новшеством данного Закона является то, что ныне адвокат должен являться участником государственной системы бесплатной юридической помощи. Предполагается, что бесплатная юридическая помощь будет оказываться преимущественно на государственных началах. К участникам бесплатной государственной системы юридической помощи в соответствии со ст. 15 вышеуказанного Закона отнесены: — федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения; — органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения; — государственные внебюджетные фонды; — государственные юридические бюро (юридические лица, созданные в форме казенных учреждений субъектов РФ). Отдельно указано, что в оказании гражданам бесплатной юридической помощи также могут участвовать адвокаты и нотариусы. Финансирование расходов на создание и деятельность государственных юридических бюро, а также на оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, возлагается на региональные бюджеты. Но, как и ранее, первые три категории и так обязаны давать бесплатные правовые консультации в устной или письменной форме по вопросам, входящим в их компетенцию. Причем абсолютно всем обратившимся гражданам без исключения. Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5]. То же самое касается и нотариусов по вопросам их деятельности. А вот составлять документы и представлять интересы граждан в судах и прочих структурах такие органы должны только в предусмотренных федеральным (региональным) законодательством случаях, в частности, Законом N 324-ФЗ. Необходимо заметить, что в самом Законе отсутствует четкая формулировка понятия «юридическая помощь», однако это компенсируется тем, что оговорены ее виды: — правовое консультирование в устной и письменной форме; — составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; — представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях. Крайне важно, что в ст. 8 Закона N 324-ФЗ приведены требования к квалификации тех, кто будет непосредственно оказывать бесплатную юридическую помощь. Это смогут делать только лица с высшим юридическим образованием. Поскольку представление интересов граждан в судах, государственных и муниципальных органах, организациях требует более высокого качества знаний и большего опыта, предусмотрено, что Федеральным законом для оказания помощи этого вида могут быть установлены дополнительные квалификационные требования. Особого внимания заслуживает перечень категорий граждан, которые смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы. Приведем его полностью: — малоимущие граждане (среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума) (соответствующую справку выдает орган социальной защиты населения); — инвалиды I и II группы; — ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда; — дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей; — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [6]; — несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их представители, если обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних; — граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [7]; — граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если их обращение связано с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан; — граждане, имеющие право получать бесплатную юридическую помощь в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Как видно, приведенный перечень является исчерпывающим. Поэтому говорить о введении широкомасштабной бесплатной юридической помощи различным слоям населения не приходится. С другой стороны, последний пункт позволяет не только федеральным, но и региональным властям постоянно расширять список, благо ограничений нет. Простой анализ перечня показывает, что принятие рассматриваемого закона адресовано прежде всего социально незащищенным слоям населения. Поэтому вряд ли он составит конкуренцию частным юридическим и консалтинговым фирмам. По сути, право на бесплатную юридическую помощь предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан и по ограниченному кругу вопросов (например, изъяты вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью). То есть далеко не каждый пенсионер сможет воспользоваться данной возможностью. В ч. ч. 2 и 3 ст. 20 Закона N 324-ФЗ приведены случаи, когда названные категории граждан смогут воспользоваться бесплатной юридической помощью. Перечень содержит много позиций. Причем в процессе подготовки закона он был значительно расширен (например, сначала подразумевалось представительство в судах только первой инстанции). Изначально оказание юридической помощи населению к вопросам местного значения не относится. В связи с этим законом субъекта РФ такое полномочие может быть делегировано органам местного самоуправления. Учитывая дотационность местных бюджетов, не понятно, как будут финансироваться местные юридические бюро. К тому же вопрос их статуса принятым законом и другими нормативными актами не урегулирован. По этой же причине местные власти вряд ли ринутся принимать правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии прав граждан на получение бесплатной юридической помощи (ч. 2 ст. 14 Закона N 324-ФЗ). При всем этом органы местного самоуправления наделены правом (а не обязанностью) оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи. Но в любом случае финансирование всех указанных мероприятий осуществляется из местных бюджетов (ч. 3 ст. 29). Надо отметить, что перспективы удачной реализации Закона N 324-ФЗ специалисты (юристы, нотариусы, адвокаты и пр.) оценивают по-разному. Прежде всего, много вопросов вызывает реализация одного из основополагающих принципов оказания бесплатной правовой помощи — ее доступность. Дело в том, что процедура признания малоимущим подразумевает представление в орган социальной защиты населения целого пакета документов. Их сбор иногда требует длительного времени, а скорая юридическая помощь нужна гражданину здесь и сейчас. Также есть мнение, что государственные юридические бюро не смогут эффективно оказывать бесплатную юридическую помощь тем малоимущим гражданам, чьи права и интересы нарушены региональными госчиновниками. Риск остаться без работы из-за личной принципиальности и активности, а также возможная ликвидация неугодного для региональных властей государственного юридического бюро будет сдерживать инициативу и стремление его сотрудников добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. Не исключено, что в правовой модели, которая предусмотрена для негосударственных центров бесплатной юридической помощи (ст. ст. 24 — 26 Закона N 324-ФЗ), заложена коррупционная составляющая. Такой вывод напрашивается, поскольку Закон N 324-ФЗ не исключает меры государственной поддержки подобных организаций (п. 3 ч. 2 ст. 26). Если рассуждать глобально, Закон N 324-ФЗ — важный шаг на пути построения правового государства и одновременно способ борьбы с правовым нигилизмом. Но главное, чтобы оказываемая помощь в итоге была качественной и результативной и чтобы на практике характеристики «бесплатная» и «плохая» не стали синонимами. Тем более что основное финансовое бремя реализации Закона ляжет на региональные бюджеты.

Оказание бесплатной юридической помощи населению Московской области: проблемы и перспективы

23 декабря 2010

23 декабря состоялось интернет-интервью с Уполномоченным по правам человека в Московской области Жаровым Александром Евгеньевичем .

Ведущая интернет-интервью — Татьяна Нифталиева (ИА «ГАРАНТ»).

Тема интернет-интервью: «Оказание бесплатной юридической помощи населению Московской области: проблемы и перспективы».

Ведущая: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — Жарова Александра Евгеньевича — Уполномоченного по правам человека в Московской области.

Уважаемый Александр Евгеньевич, давайте начнем наш разговор с проекта федерального закона «О системе бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Вы вносили поправки и тем самым принимали участие в разработке окончательного варианта, который был внесен в Правительство России в апреле 2010 года. Как вы его оцениваете?

Жаров А.Е.: В целом положительно. Я достаточно критично отношусь к интенсивному процессу законотворчества, который мы сейчас наблюдаем. Но это один из немногих проектов, появление которого продиктовано самой жизнью, общественной потребностью в правовом регулировании.

Необходимость создания единой системы бесплатной юридической помощи населению давно назрела. Сегодня параллельно функционирует несколько вариантов оказания такой помощи. Это правовая помощь малоимущим гражданам со стороны адвокатских образований, в государственных юридических бюро. Кроме того, существуют юридические клиники при вузах, где студенты практикуются по несложным делам, давая бесплатные консультации под руководством преподавателей; общественные приемные и центры бесплатной юридической помощи при Ассоциации юристов России.

К сильным сторонам проекта могу отнести четкое структурирование системы и выделение государственной и негосударственной частей; перечисление субъектов и форм, в которых каждый из них может оказать гражданину бесплатную юридическую помощь. Названы следующие формы помощи: правовое информирование, правовое консультирование, представление интересов гражданина в гражданском судопроизводстве и представление интересов несовершеннолетнего при рассмотрении материалов о его помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Важно, что круг лиц, которые смогут претендовать на бесплатную юридическую помощь за бюджетные средства, будет шире, чем на сегодня предусмотрено действующим Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». С удовлетворением отмечу, что в законопроекте зафиксировано уже сложившееся и основанное на региональном законодательстве положение – уполномоченные по правам человека тоже оказывают гражданам бесплатную правовую помощь в определенных формах, поэтому они вошли в систему наравне с органами власти, общественными объединениями и представителями профессиональных сообществ.

Ведущая: В соответствии с законопроектом Уполномоченный включен в государственную систему юридической помощи и осуществляет правовое консультирование граждан. Почему не предусмотрены иные формы оказания омбудсменом бесплатной юридической помощи?

Жаров А.Е.: Убежден, что статья 11 проекта, в соответствии с которой Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ осуществляют только бесплатное правовое консультирование граждан, требует дополнения. Если мы возьмем Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» или законы субъектов РФ о региональных уполномоченных, везде в число задач уполномоченных входит не только восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, но и правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Последняя из указанных задач полностью корреспондируется с содержанием пункта 2 статьи 6 проекта, дающего определение правового информирования. Фактически каждый из омбудсменов осуществляет правовое информирование, однако в проекте закона эта реалия не отражена.

Ведущая: Какими вы видите перспективы сотрудничества с участниками государственной и негосударственной частей системы?

Жаров А.Е.: Помимо уполномоченных по правам человека участниками государственной системы должны стать органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, прокуратура, государственные юридические бюро, адвокаты и адвокатские палаты. Негосударственную систему образуют нотариусы, юридические клиники, негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Отмечу, что с большинством этих субъектов уже налажены стабильные деловые взаимоотношения. Мы сотрудничаем как при рассмотрении конкретных обращений граждан, так и при реализации таких глобальных задач, как правовое просвещение населения, совершенствование законодательства. Есть интересный опыт совместной работы с подмосковными ВУЗами по организации юридических клиник. В ряде муниципальных образований представителями Уполномоченного заключены соглашения о сотрудничестве, в том числе об участии студентов в правовом консультировании населения, — в Клинском и Солнечногорском муниципальных районах — с филиалом Российского государственного социального университета; в Коломенском муниципальном районе — с Московским государственным областным социально-гуманитарным институтом. Планируется заключение аналогичного договора с Рузским филиалом Российского государственного социального университета. Заинтересованность в подписании соглашения выражает Коломенский институт (филиал) Московского государственного открытого университета.

Подписаны соглашения о сотрудничестве в области признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Московской области; Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области; Московской областной нотариальной палатой; Московским государственным областным университетом; Московским государственным областным социально-гуманитарным институтом; Московским областным отделением Ассоциации юристов России; Союзом журналистов Подмосковья. Достигнута договоренность о взаимодействии с Адвокатской палатой Московской области, ГУВД по Московской области. В ряде муниципальных образований Московской области в приемах, проводимых представителями Уполномоченного, принимают участие юристы-профессионалы (адвокаты, нотариусы), студенты юридических факультетов ВУЗов. Кроме того, у нас есть опыт участия в создании центров бесплатной юридической помощи и совместной работы на их базе представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях, адвокатов, нотариусов, работников прокуратуры, юристов администраций муниципальных образований и социальных служб, студентов.

В случае принятия закона, видимо, появятся какие-то новые формы сотрудничества.

Ведущая: В процессе разработки законопроекта адвокатское сообщество неоднократно довольно резко высказывалось в том смысле, что не стоит плодить дополнительных чиновников, лучше выделить еще средства адвокатуре для оказания бесплатной помощи малоимущим. Прокомментируйте, пожалуйста, такую позицию.

Жаров А.Е.: В данном случае придерживаюсь правила золотой середины: нужны разные субъекты и разные формы. Главное, чтобы они действовали по понятным и четко зафиксированным правилам, и человек при реализации своего конституционно гарантированного права на юридическую помощь имел возможность выбора. Нельзя отрицать, что адвокатами ведется большая работа в рамках Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Но нужно развивать и систему государственных юридических бюро, и открывать комплексные центры, где гражданин сможет получить квалифицированную помощь представителей различных юридических специальностей. Думаю, Министерство юстиции РФ, подготовив такой проект, точно уловило веяние времени.

Ведущая: Как вы можете охарактеризовать оказание бесплатной юридической помощи в Подмосковье?

Жаров А.Е.: В декабре прошлого года мной был проведен мониторинг реализации права жителей Подмосковья на гарантированную статьей 48 Конституции Российской Федерации бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

Изучение ситуации с доступностью такой помощи в 52 муниципальных образованиях Московской области показало следующее. В 26 муниципальных образованиях жители имеют возможность получить бесплатную юридическую помощь от адвокатов, входящих в Адвокатскую палату Московской области. В 13 муниципальных образованиях правовая помощь оказывается сотрудниками юридических служб администрации (городские округа Балашиха, Орехово-Зуево, Красноармейск, Звенигород, Домодедово, Коломна, Ивантеевка, Долгопрудный и муниципальные районы Орехово-Зуевский, Пушкинский, Озерский, Воскресенский, Коломенский). В ряде муниципальных образований такая работа ведется сотрудниками общественных приемных Губернатора Московской области и полпреда Президента РФ в ЦФО, общественных организаций и политических партий.

Действующий с 2006 года Закон Московской области «Об оказании отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Московской области юридической помощи бесплатно» регулирует предоставление такой помощи лишь адвокатами.

Государственная бесплатная юридическая помощь малоимущим гражданам осуществляется Федеральным государственным учреждением «Государственное юридическое бюро по Московской области» (госюрбюро), созданным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (г. Дмитров).

Остальные физические или юридические лица, так или иначе участвующие в оказании бесплатной правовой помощи, оказались вне поля законодательного регулирования.

Результаты мониторинга показывают, что единой стройной системы оказания бесплатной юридической помощи, охватывающей в равной степени все население Подмосковья, на сегодняшний день нет. Также как нет ее и в любом другом регионе России и в целом по стране. Именно поэтому нам так необходим федеральный закон.

В развитие темы в 2010 году мы провели «круглый стол» на тему: «Оказание жителям Подмосковья бесплатной юридической помощи: возможные формы и перспективы». Участники заседания согласились с предложением об организации в Подмосковье при непосредственном участии представителей Уполномоченного юридических клиник и привлечении студентов-старшекурсников юридических Вузов для бесплатного консультирования граждан, но под контролем более опытного наставника.

Ведущая: Расскажите подробнее о центрах по оказанию бесплатной юридической помощи. В каких районах они функционируют и каковы планы по их дальнейшей организации в Подмосковье?

Жаров А.Е.: При непосредственном участии представителя Уполномоченного Н.Ф. Родионовой создан Координационный центр по оказанию бесплатной юридической помощи населению в Дмитровском муниципальном районе.

В Рузском муниципальном районе по инициативе представителя Уполномоченного О.Б. Батуриной к оказанию бесплатной помощи привлечены студенты филиала Российского государственного социального университета.

Недавно, в конце октября 2010 года, благодаря усилиям представителя Уполномоченного И.В. Орех открыт Центр по оказанию населению бесплатной юридической помощи в Коломне и Коломенском муниципальном районе.

В Ногинском муниципальном районе 1 ноября принято решение Совета по вопросам обеспечения правовой защищенности отдельных категорий граждан, созданного по инициативе главы района, об открытии Центра бесплатных юридических консультаций для социально незащищенных категорий граждан. В его работе уже принимают участие представитель Уполномоченного Е.В. Смирнова, сотрудники Ногинского филиала адвокатской и нотариальной палат, областного центра социальной адаптации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, Московского областного отделения общероссийской общественной организации Ассоциация юристов России.

Хочу отметить наше плодотворное сотрудничество с Юридической клиникой на базе АНО ВПО «Московский областной гуманитарный институт» в Подольске. Есть подобный опыт и в других городских округах и муниципальных районах Подмосковья.

Открытию этих, пока еще немногочисленных, центров предшествовала долгая кропотливая работа, продолжавшаяся в течение всего 2010 года. В их деятельности самое активное участие принимают сотрудники аппарата Уполномоченного, его представители в муниципальных образованиях. Мы еще в самом начале пути, поэтому пока рано говорить о результатах, но останавливаться на достигнутом не намерены. Есть планы по дальнейшему развитию вопроса, укреплению сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами.

Ведущая: Вы согласны с тем, что сейчас квалифицированная юридическая помощь недоступна для большинства малообеспеченных граждан?

Жаров А.Е.: Если речь идет о бесплатной правовой помощи, то да. Подтверждением тому служит и увеличивающееся с каждым годом количество обращений с просьбой проконсультировать, быть представителем интересов заявителя в суде, разобраться в сложной запутанной ситуации. Многие прямо ссылаются на невозможность оплатить услуги адвоката или специалиста в юридической консультации. Безусловно, сами граждане должны активно интересоваться тем, какими правами они обладают и каковы корреспондирующие обязанности чиновников, какими приемами и способами можно защитить свои интересы. К сожалению, уровень правовой грамотности остается чрезвычайно низким. Думаю, что эта проблема — правового просвещения населения РФ — должна решаться комплексно и на основании стратегического документа, определяющего пошаговые действия органов власти как минимум на ближайшее десятилетие. Таким документом могла бы стать федеральная целевая программа.

Ведущая: Александр Евгеньевич, скажите, пожалуйста, существуют ли какие-либо критерии качества при оказании бесплатной юридической помощи населению?

Жаров А.Е.: Спасибо за вопрос. Действительно, очень важная проблема. Если мы говорим об адвокатской помощи, то закон предусматривает и механизмы влияния клиента на своего представителя, и систему допуска к определенным делам, и обязательную профессиональную подготовку. Наконец, существует жесткая конкуренция внутри адвокатской корпорации, отсеивающая тех, кто не может обеспечить качество при оказании юридической помощи. Точно также если мы говорим о юристах — муниципальных или государственных служащих, работниках прокуратуры, судьях, есть определенные требования к образованию, опыту работы, порядку замещения должности, которые должны гарантировать квалификацию специалиста. Есть и механизмы влияния со стороны граждан, например, направление жалобы в квалификационную коллегию судей. Однако если речь идет о работающих в некоммерческих организациях или студентах в юридических клиниках, здесь картина может быть очень разной, а критерии качества, как правило, отсутствуют. Поэтому встает вопрос о введении единых стандартов правовой помощи, возможной общественной аккредитации юридических клиник. Над этим мы сейчас работаем совместно с Московским областным отделением Ассоциации юристов России.

Ведущая: Зачитаю вопрос. Анна из Люберец интересуется, что нужно сделать, чтобы получить консультацию в Государственном юридическом бюро?

Жаров А.Е.: Государственное юридическое бюро по Московской области оказывает помощь малоимущим гражданам только по гражданским делам. Находится оно в городе Дмитрове. Специалистами учреждения может быть дана как устная консультация по интересующему Вас вопросу, так и подготовлен процессуальный документ, осуществлено представительство интересов заявителя в суде. Для получения помощи нужно представить заявление, паспорт и справку о среднедушевом доходе семьи или одиноко проживающего гражданина. Ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, инвалиды 1 и 2 групп для получения устной консультации вместо справки о доходе представляют документ, подтверждающий их принадлежность к этим льготным категориям. Обратиться туда можно устно, письменно или по телефону. Адрес бюро: г. Дмитров, Торговая площадь, д. 1. Телефон 8 (496) 224-22-63.

Ведущая: Можно ли обжаловать отказ госюрбюро в предоставлении бесплатной юридической помощи?

Жаров А.Е.: В соответствии с Положением об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро отказ можно обжаловать в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации или в суд.

Ведущая: Александр Евгеньевич, это был мой заключительный вопрос. Позвольте поблагодарить Вас за интересные и подробные ответы. Позвольте пожелать Вам успехов в Вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

С 2012 г. после принятия Закона «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике» в Чувашии, как и во многих других регионах России, наблюдался устойчивый рост бесплатной помощи, которую оказывают гражданам республики члены АП Чувашской Республики. Но в последние полгода наметилась устойчивая тенденция к сокращению объемов бесплатных услуг для социально незащищенных слоев населения. Адвокатское сообщество захлестнула волна проверок, проводимых государственными органами и направленных на выявление злоупотреблений в данной сфере. О том, чем вызван повышенный интерес чиновников к деятельности адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, мы попросили рассказать президента АП Чувашской Республики Елену Кузьмину.

– Елена Леонидовна, нам пишут, что систему бесплатной помощи в Чувашии лихорадит. Казалось бы, никаких предпосылок для этого не было. Тем более что Вы по примеру Палаты адвокатов Самарской области создали у себя Центр субсидируемой юридической помощи, призванный обеспечить прозрачность всех процедур, связанных с порядком предоставления бесплатной юридической помощи.

– Действительно, до недавнего времени с бесплатной помощью у нас было все в порядке. Собственно говоря, адвокаты нашей республики оказывали такие услуги нуждающимся гражданам всегда. Но в последние годы с появлением специального законодательства эта работа активизировалась. И кол-центр у нас работает. Операторы получают заявки на участие адвокатов в защите по назначению в порядке уголовного судопроизводства, а также организуют оказание бесплатной юридической помощи гражданам по гражданским делам.

В течение 2012–2014 гг. мы смогли охватить бесплатной юридической помощью практически все районы республики. Ведь адвокаты есть везде. Сложилась достаточно стройная система предоставления такой помощи нуждающимся гражданам. Мы провели цикл совместных кустовых совещаний адвокатов с представителями местных властей, наладили связь с главами сельских администраций и сельских поселений. Нами активно проводилась работа по разъяснению гражданам их прав на получение бесплатной юридической помощи, в том числе по радио и телевидению. Силами палаты распространили несколько тысяч брошюр на эту тему. И в конечном счете обеспечили реальную доступность бесплатной юридической помощи для населения.

Не стану скрывать, палата была заинтересована в том, чтобы адвокаты освоили такую практику, особенно те, кто живет в отдаленных местностях, поскольку работа по назначению для них является едва ли не основным видом заработка.

– А насколько серьезны государственные гонорары за бесплатную помощь?

– В 2014 г. на бесплатную юридическую помощь в республике было выделено 3,5 млн рублей, из которых адвокатами освоено около 2,5 млн рублей. Некоторые адвокаты стали даже специализироваться на предоставлении такой помощи. При активной работе их заработки могли доходить до 50–60 тыс. рублей в месяц.

– Так на что тогда жаловались граждане?

– До 2013 г. в Адвокатскую палату не поступило ни одной жалобы на некачественное оказание юридической помощи в рамках указанного закона. Напротив, граждане нам присылали благодарности за добросовестную работу адвокатов. В частности, писали, что благодаря бесплатной юридической помощи, а именно принципиальности адвокатов в отстаивании их интересов в судах, смогли получить долгожданную муниципальную квартиру, разрешить жилищный спор, увеличить размер пенсии, защитить свои права…

В 2013 г. в отношении адвоката, которая провела бесплатно для доверителя, имеющего соответствующие льготы, дела в суде первой инстанции, а при подаче апелляционной жалобы, заведомо зная, что доверитель имеет право на БЮП, заключила с ним соглашение, предусматривающее оплату ее труда, было возбуждено дисциплинарное производство. За этот проступок органы адвокатского самоуправления лишили ее статуса адвоката.

В марте 2014 г. на имя главы республики поступила жалоба от двух граждан, в которой сообщалось, что Адвокатской палатой республики при моем содействии и попустительстве Министерства юстиции Чувашской Республики организовано хищение бюджетных средств, выделяемых на оказание бесплатной юридической помощи.

На основании этой жалобы по представлению Министерства юстиции ЧР была проведена прокурорская проверка, результаты которой показали, что оказанная адвокатами бесплатная юридическая помощь в целом соответствует требованиям закона и оплата труда адвокатов произведена обоснованно. Был установлен факт приписки, когда в реестре по оказанию бесплатной юридической помощи адвокат указал, что он провел консультацию с выездом к доверителю, тем самым увеличив сумму причитающегося ему вознаграждения. По этому факту в настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

– Неужели эта проверка подорвала всю систему бесплатной юридической помощи?

– Нет, конечно. Но она положила начало многомесячной акции, направленной на выявление злоупотреблений на почве бесплатной юридической помощи, которые якобы продолжаются в нашей палате. Параллельно с органами прокуратуры тотальную проверку с вызовом и опросом всех граждан, обратившихся к адвокатам за бесплатной юридической помощью, провело Управление Министерства юстиции РФ по ЧР. Чтобы понять мотивы, которые руководили жалобщиками, я встретилась с одним из них. Спросила, глядя в глаза, какую цель он преследовал, возводя напраслину. Человек пытался уйти от прямого ответа на вопрос, но потом сознался, что его попросили. Кто попросил, нетрудно догадаться, потому что именно этих двух граждан, кстати, не имеющих права на бесплатную юридическую помощь, незадолго до подачи ими жалобы в одной из государственных структур наградили почетными грамотами…

– И проверки продолжились?

– Конечно. Они продолжаются по сей день, в том числе и силами Управления Министерства юстиции РФ по ЧР. Под предлогом мониторинга я специально встречалась с руководителем уполномоченного органа в сфере оказания БЮП и задала ему тот же вопрос: какие мотивы вами движут? И получила примерно тот же ответ: мы же не можем не считаться с нашими коллегами.

– Итоги самые плачевные. Подвергшись жесткому, но безосновательному прессингу со стороны властных структур, все меньше адвокатов соглашаются участвовать в оказании бесплатной юридической помощи. Приостановлены выплаты за уже оказанную помощь. В частности, только за февраль нынешнего года образовалась задолженность, составляющая более 500 тыс. рублей.

Кабинет министров республики, вопреки действующему федеральному законодательству, гарантирующему равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи, недопущение дискриминации граждан и обеспечение конфиденциальности при ее оказании, внес изменения в постановление, регулирующее порядок предоставления такой помощи. В частности, там появились положения, обязывающие адвокатов предоставлять в уполномоченный орган все документы по делам, связанным с оказанием бесплатной юридической помощи, в том числе составляющие адвокатскую тайну. При этом адвокату вменено в обязанность получать у граждан заявления о согласии на передачу адвокатом в АП Чувашской Республики и Министерство юстиции Чувашской Республики документов (копий документов), составленных при оказании бесплатной юридической помощи, – для рассмотрения вопроса об оплате труда адвоката и компенсации расходов на оказание бесплатной юридической помощи. От подписания такой бумаги гражданином теперь зависит, будет ли ему предоставлена бесплатная помощь или нет.

Последствия проводимых проверок и раскрытие адвокатской тайны не замедлили проявиться. К нам обратилась с претензиями женщина, жестоко избитая мужем, узнавшим о том, что супруга получала у адвоката бесплатную юридическую помощь на предмет признания права на жилое помещение. А факт этот ему стал известен из официального письма, пришедшего по почте на ее имя, с приглашением явиться для дачи объяснения по факту получения бесплатной помощи. Другой далеко не молодой доверительнице стало плохо, когда она вытащила из почтового ящика прокурорскую повестку с требованием явиться в органы прокуратуры для дачи объяснений по вопросу получения бесплатной юридической помощи с напоминанием об административной ответственности в случае неявки.

Еще в 2014 г. началась антиадвокатская кампания в прессе. В газете «Аргументы и факты. Чувашия» появилась статья под кричащим заголовком «Псевдонародные адвокаты», в тот же период в газете «”Московский комсомолец” в Чебоксарах» вышла публикация под названием «Нереальная неэффективность». Проверяющие органы стали утверждать, что адвокаты направляют одних и тех же граждан друг другу, гоняя их по кругу с целью получения оплаты. Когда стали разбираться по фактам, оказалось, что сами клиенты, желая получить по волнующему вопросу консультации из разных источников, а порой в надежде удостовериться в правильности ранее полученных ответов, записывались на прием к разным адвокатам, по нескольку раз пользуясь правом получения бесплатной юридической помощи. А подозрения в злоупотреблении правом почему-то сразу пали на адвокатов.

– Как, по Вашему мнению, можно разорвать этот порочный круг?

– К сожалению, я не вижу выхода из создавшейся ситуации, потому что закон здесь не работает. И можно уповать только на добрую волю тех, от кого зависит решение прекратить эту вакханалию, наносящую вред такому благородному делу, как помощь обездоленным людям.

Беседовал Александр КРОХМАЛЮК.

главный редактор «АГ»

УТРАТА ДОВЕРИЯ

Ситуация, описанная Еленой Кузьминой, может сложиться в любом субъекте Российской Федерации. Денежные отношения с государством – это, на мой взгляд, наиболее чувствительная сторона деятельности адвокатского сообщества в общем и деятельности адвоката – в частности.

Все дело в том, что участие адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи не подчиняется общему закону и алгоритму «услуга-оплата». В этом правоотношении задействованы несколько субъектов. Одним из них является адвокатская палата, полномочия которой определены в законе. Это организующая составляющая, и на практике именно с адвокатскими палатами органы исполнительной власти заключают договоры, соглашения на организацию участия адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи.

А субъектом оказания помощи и лицом, ответственным за ее качество, является адвокат. Адвокат – субъект ответственности по специальным законам, регулирующим адвокатскую деятельность, и все это рассматривается в недрах адвокатского сообщества – в дисциплинарных комиссиях. Эта специфика отличает адвокатскую деятельность от того, что записано в законе о защите прав потребителя. То есть судебная практика исходит из того, что отношения, складывающиеся между гражданином – потребителем адвокатской помощи и защитником, регулируются специальным законодательством.

Но государство, являющееся плательщиком за те услуги, которые гражданин может потреблять, имея льготный статус, – это субъект бюджетного процесса. У него есть свои инструменты, прописанные в инструкциях, о том, как проверять целевое использование денежных средств. И происходят подобные проверки, разумеется, без учета нашего специального законодательства.

Совершенно вопиющая картина, которую описала президент Адвокатской палаты Чувашской Республики Елена Кузьмина, когда гражданин, придя к адвокату как к одному из субъектов, которому государство делегировало право предоставлять в рамках государственной системы бесплатную юридическую помощь, тут же должен написать заявление о своем согласии с тем, что его доверительные отношения с адвокатом, переложенные на бумагу, могут быть отправлены в любое уполномоченное или заинтересованное ведомство. Таким образом, стоит вопрос о нарушении права гражданина на квалифицированную юридическую помощь, которую он вправе получить именно у адвоката. Потому что все наши профессиональные законы, которые защищают отношения с доверителем адвокатской тайной, тут же прекращают действовать.

На мой взгляд, стоило бы попробовать вместе с гражданином оспорить в суде прописанное в постановлении правительства Чувашии положение, которое обязывает граждан подписывать согласие на передачу сведений о предмете получения правовой помощи. То есть оспорить вот эту практику «не напишешь – не получишь услугу».

член Совета АП Санкт-Петербурга

Полный текст комментария читайте в печатной версии «АГ» № 14 за 2015 г.

Это интересно:

  • Часть 4 ст148 коап рф Часть 4 ст148 коап рф '> Входит в РИНЦ ® : да '> Цитирований в РИНЦ ® : 8 '> Входит в ядро РИНЦ ® : да '> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 '> Норм. цитируемость по журналу: 1,963 '> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 1,688 '> Норм. […]
  • Пробелы коап рф Пробелы коап рф Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-24978 от 05.07.2006 г. Подписной индекс №42457 Периодичность - 1 раз в месяц. Адрес редакции: 305008, г.Курск, Бурцевский проезд, д.7. Пробелы в кодексе об […]
  • Кому положено постоянное жилье военнослужащим Разделение прав военнослужащих на получение постоянного жилья в зависимости от календарной даты Разделение прав военнослужащих на получение постоянного жилья в зависимости от календарной даты В настоящей статье […]
  • Кворум на заседании собрания составляют Современная энциклопедия . 2000 . Смотреть что такое "КВОРУМ" в других словарях: Кворум — (quorum) Минимум присутствующих на собрании, обязательный для того, чтобы оно считалось правомочным. Для компании необходимый кворум на […]
  • Авторское право услуги юриста Что важнее: Постановление Правительства РФ или Приказ МинЗдрава? Дополнительные материалы: Добрый день !Вопрос заключается в следующем.Предъистория:Есть Постановление правительства РФ N1148. В Данном постановлении в статье 15, […]
  • Списание основных средств в унитарных предприятиях ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Opera /10.5 Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает версии. Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это […]
  • Система quick cash развод Система Quick Cash System: Развод или правда? Обзор опубликован 13.01.2016 В последнее время, в интернете все больше и больше рекламируется система заработка Quick Cash System. По объемам трафика рекламная кампания превосходит […]
  • Статья 91 нк рб Статья 91 нк рб ГОСТ Р 53802-2010 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ КОСМИЧЕСКИЕ Термины и определения Space systems and stations. Terms and definitions Дата введения 2011-07-01 Сведения о стандарте […]