Приказ на зарплату и аванс

Содержание страницы:

Как правильно отразить аванс в форме 6-НДФЛ (нюансы)?

Аванс в 6-НДФЛ как правильно отразить? Таким вопросом задаются многие отвечающие за НДФЛ-отчетность специалисты. Из нашей статьи вы узнаете о нюансах отражения аванса в 6-НДФЛ.

Зарплатный аванс: термины и определения

Процедура сдачи 6-НДФЛ в очередной раз побуждает финансовых специалистов задуматься над нюансами заполнения этой отчетной головоломки.

О всевозрастающей потребности в прояснении отдельных нюансов 6-НДФЛ см. в статье «6-НДФЛ: разъяснений все больше и больше».

Зарплатный аванс в 6-НДФЛ — один из множества вопросов, которые требуют отдельных разъяснений.

Авансом принято считать часть заработка сотрудника, выдаваемую ему работодателем:

  • в обязательном порядке;
  • силу требований законодательства;
  • установленные самой компанией сроки (с учетом требований трудового законодательства).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Необходимость авансовой выплаты вытекает из требований трудового законодательства. Ст. 136 ТК РФ предписывает работодателю выдавать зарплату каждые полмесяца, иначе ему грозят штрафы (ст. 5.27 КоАП РФ) и материальные потери в виде процентов за задержку зарплаты (ст. 236 ТК РФ).

Изучайте зарплатные нюансы с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

Таким образом, аванс — это элемент дохода работника, облагаемый НДФЛ и, как следствие, имеющий все основания попасть в НДФЛ-отчеты, одним из которых является форма 6-НДФЛ. Отражается ли аванс в 6-НДФЛ, вы узнаете из следующего раздела.

В какой строке 6-НДФЛ находит отражение зарплатный аванс

Искать отдельную авансовую строку в отчете бессмысленно. Место для информации о выданном работникам зарплатном авансе и соответствующем этой выплате НДФЛ в нем не выделено.

Такая на первый взгляд недоработка в отчете на самом деле основана на нормах налогового законодательства, поскольку:

  • работодатель обязан исчислять НДФЛ на дату фактического получения дохода (такой подход диктуется п. 3 ст. 226 НК РФ);
  • удержать налог из зарплаты работника необходимо при ее фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ);
  • датой получения дохода в виде зарплаты (включая авансовые выплаты) является последний день месяца, за который произведены зарплатные начисления (п. 2 ст. 223 НК РФ, см. также письмо Минфина от 13.07.2017 № 03-04-05/44802).

Таким образом, на момент выплаты аванса он еще не признается доходом, поэтому и не возникает необходимость в удержании с него НДФЛ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Дополнительным подтверждением того, что информация об авансе в 6-НДФЛ отдельной строкой не отражается, является мнение на этот счет федеральных налоговиков, высказанное ими в письмах от 15.01.2016 № БС-4-11/320, от 24.03.2016 № БС-4-11/4999.

Разнообразие разъяснений налоговиков по оформлению 6-НДФЛ изучайте с помощью материалов нашего сайта:

Несмотря на все вышесказанное, авансовые выплаты в отчетном квартале имели место быть, и вопрос, как отразить аванс в 6-НДФЛ, остается открытым.

Как показать зарплатный аванс в отчете 6-НДФЛ: пример

Авансовые выплаты все же находят отражение в 6-НДФЛ, но не в отдельной строке, а в ячейках, предназначенных для отражения выданной зарплаты. В данном случае зарплатный аванс — это выплаченная по закону часть заработанного дохода.

Покажем алгоритм отражения аванса в 6-НДФЛ на примере.

ООО «Техспецпром» начало работать только в феврале 2018 года, и до конца I квартала зарплатные начисления составили 738 000 руб. (НДФЛ — 95 940 руб.), в том числе:

  • 22.02.2018 выдан зарплатный аванс (300 000 руб.);
  • 05.03.2018 произведен окончательный расчет за февраль (438 000 руб.).

Для упрощения примера примем, что иные начисления и выплаты в этот период отсутствуют.

  • Дата фактического получения дохода (строка 100) — 28.02.2018;
  • Дата удержания налога (строка 110) — 05.03.2018;
  • Срок перечисления налога (строка 130) — 06.03.2018;
  • Сумма фактически полученного дохода (строка 130) — 738 000 руб.;
  • Сумма удержанного налога (строка 140) — 95 940 руб.

Сумма фиксированного авансового платежа в 6-НДФЛ: как не ошибиться в терминах

Как показать в 6-НДФЛ аванс по зарплате, мы разобрались. Но иногда в нем указывается и аванс совсем иного характера, а именно: фиксированный авансовый платеж (ФАП), который платят работающие на основании патента иностранцы.

Для него в расчете есть отдельная строка 050 и свои правила отражения, обусловленные проведением зачета между авансом по НДФЛ, который перечислен работником по патенту, и налогом, который исчислил и должен перевести в бюджет работодатель с выплаченного работнику дохода.

Так, сумма ФАП в строке 050 не должна превышать сумму налога с таких работников, включенную в строку 040. Когда НДФЛ, уплаченный по патенту, меньше налога, исчисленного с зарплаты, в строке 050 отражают весь фиксированный аванс. Когда больше, только его часть, равную исчисленному НДФЛ. Если иностранец продолжает трудиться и получать зарплату, разницу зачитывают в последующих периодах.

Заполнение расчета в такой ситуации построчно рассмотрено в статье «Нюансы заполнения 6-НДФЛ по «патентным» иностранцам».

Аванс в 6-НДФЛ отражается вместе с выданным заработком общей суммой. Отдельная строка для него не предусмотрена. Объяснение этому простое: зарплатный аванс доходом в целях исчисления НДФЛ не считается.

С 26.03.2018 вступает в силу приказ ФНС РФ, в соответствии с которым скорректирован отчет по форме 6-НДФЛ. Скачать новый бланк вы можете в материале «Внимание! Новая форма 6-НДФЛ».

Об особенностях заполнения формы 6-НДФЛ при реорганизации читайте в статье «Как сдавать отчетность 6-НДФЛ при реорганизации (нюансы)?».

Трудовая инспекция — все о трудовой инспекции в РФ

Трудовая инспекция является государственным органом, осуществляющим надзор и контроль за выполнением норм трудового законодательства и иных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Основные задачи инспекции труда

Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:

  • обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан;
  • контроль за соблюдением требований гигиены и безопасности труда;
  • предоставление консультационных услуг работникам и работодателям по вопросам соблюдения трудового законодательства;
  • контроль расследования несчастных случаев на производстве и разработка профилактических мер по их предупреждению;
  • надзор за реализацией прав работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • выявление нарушений в порядке начисления и выплате пособий по временной нетрудоспособности за счет денежных средств работодателя;
  • ведение статистики и анализа причин производственного травматизма и разработка мер по их профилактике.

Трудовая инспекция по правам работника сталкивается с различными жалобами сотрудников, наиболее частыми из которых являются отказ в предоставлении отпуска, невыплата заработной платы, нарушение порядка приема на работу или увольнения.

При выявлении нарушений во время проведения проверок федеральная инспекция труда выносит предписание, составляет протокол об административном правонарушении и подготавливает другие документы, необходимые для привлечении виновных к ответственности.

3-НДФЛ Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (КНД-1151020)

А если в справке 2- НДФЛ ошибка и налоговый агент не успевает переделать до конца апреля, надо сдавать декларацию с заполнением данных о доходах по имеющейся справке, а после того как будет на руках исправленная подавать уточненку?.

Я ИП работаю по ЕНВД.Но как физ.лицо я сдаю другому ИП в аренду имущество,он соответственно должен уплачивать НДФЛ с суммы аренды.Скажите я должен как физлицо подавать декларацию?

Подскажите, в 2009 году продал машину за 120000 руб. Нужно ли платить деньги в налоговую?

Начиная с каких сумм за продажу имущества я должна платить налоги, если мои заработки малы

Аноним, там всё очень легко.

а мне, заполняющей первый раз, — вообще темный лес

Подскажите, пожалуйста, что в программе «Декларация -2009» в владке «Стандартные налоговые вычеты» означает: код 103-400 в месяц, код 104-500 в месяц, код 105-3000 в месяц?. Как правильно выбрать этот код? Спасибо!

Аноним, у меня такой же вопрос. И еще — как в этой программе проставить личный вычет, если нет вычетов на детей? я вижу возможность ставить только вычеты на детей.

Декларацию по 4-НДФЛ по ИП на ОСНО нулевой доход показывать нужно или нет?

Декларацию по 4-НДФЛ по ИП на ОСНО нулевой доход показывать нужно или нет? Нет. Эта декларация сдается после получения первого дохода.

Подскажите,пожалуйста,как написать заявление на возврат излишне исчисленного налога (3НДФЛ).

Аноним, Вы писали:
«
Подскажите, пожалуйста, что в программе «Декларация -2009» в владке «Стандартные налоговые вычеты» означает: код 103-400 в месяц, код 104-500 в месяц, код 105-3000 в месяц?. Как правильно выбрать этот код? Спасибо!
«

С прошлого года бланк не изменился, что-ли?

Цитата:
«С прошлого года бланк не изменился, что-ли? «

Аноним, Вы писали:
«
Подскажите, пожалуйста, что в программе «Декларация -2009» в владке «Стандартные налоговые вычеты» означает: код 103-400 в месяц, код 104-500 в месяц, код 105-3000 в месяц?. Как правильно выбрать этот код? Спасибо!
«

Аноним, Вы писали:
» Подскажите, пожалуйста, что если в договоре указана полная стоимость путевки в санаторий. нет лечения проживания. Что в декларации указывать?

Аноним, Вы писали:
«Я неработающий пенсионер.В 2012 г. продала квартиру ,находящуюся в собственности менее 3-х лет. Одновременно купила вторую квартиру. Не работаю с 25 ноября 2010 г. С чего начать и в какой последовательности заполнять декларации 3- НДФЛ.«

Цитата:
«Интересует для подачи 3-НДФЛ в связи с закрытием ИП на ОСНО — думаем, поставить код 34 или 50 «

Т.е. других кодов, кроме кода 34 для 3-НДФЛ не предусмотрено? Можете подсказать, чем в данном случае руководствоваться?

Цитата:
«Можете подсказать, чем в данном случае руководствоваться? «

инструкцией по заполнения, которая не предусматривает никаких кодов.

Здравствуйте. Могу ли я сдать декларацию 3-ндфл за 2013 год( налоговый вычет) за расходы на лечение? Я уже сдавала декларацию за этот год, но были учтены только расходы на образование.

Цитата:
«Могу ли я сдать декларацию 3-ндфл за 2013 год( налоговый вычет) за расходы на лечение? Я уже сдавала декларацию за этот год, но были учтены только расходы на образование. «

Можете сдать уточненную декларацию за 2013 год и учесть там расходы по образованию+по лечению.

Незаконное депремирование сотрудников и возможность его обжалования

Премия – это материальное стимулирование работников за добросовестное выполнение обязанностей. Работники воспринимают премию как часть заработной платы, хотя это величина переменная и в некоторых случаях ее можно не получить. Лишение премии всегда вызывает много вопросов у работника к работодателю. Рассмотрим, что такое депремирование и насколько это законно.

Депремирование – что нам говорит закон

Депремирование — это невыплата премии или ее части. Но Трудовой Кодекс запрещает производить удержания из заработной платы, кроме специально оговоренных случаев. Здесь следует обратить внимание, что премия – это переменная часть выплат работнику. И при нарушениях им обязанностей, из заработной платы премия не удерживается, а просто не начисляется или начисляется частично. Произвольно лишать премии работника нельзя. Условия выплаты должны быть прописаны в локальных актах организации.

Основания выплаты премии

  1. Улучшает трудовую дисциплину;
  2. Повышает ответственность как работников, так и руководства;
  3. Позволяет выделить тех сотрудников, которые действительно заслужили премию.

Условия получения премии закрепляются внутренним актом компании, это могут быть:

  • трудовой договор,
  • коллективный договор,
  • положение о премировании работников,
  • положение о заработной плате.

Критерии премирования прописываются предельно четко, работник знакомится с ними под роспись. Основаниями для выплаты премии могут быть:

  1. Отсутствие взысканий в учетном периоде (месяц, квартал, полугодие, год).
  2. Выполнение плановых показателей.
  3. Перевыполнение нормы.
  4. Отсутствие опозданий.
  5. Выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Если в локальном нормативном акте не указано, что премия не выплачивается, к примеру, в случае получения выговора, то это будет незаконное лишение премии.

Порядок начисления и лишения премии

Невыплата премии должна быть оформлена документально. Пишется служебная записка на лишение премии. Образец не предусмотрен законодательством, поэтому достаточно указать основные реквизиты:

  1. На чье имя пишется записка, обычно это руководитель организации.
  2. От кого – должность, фамилия, имя, отчество.
  3. Должность и фамилия работника, которого лишают премии.
  4. Основания для лишения премии работника: невыполнение показателей, если имеется дисциплинарное взыскание нужно указать номер и дату приказа.

На основании записки издается приказ о невыплате премии или частичной выплате. Законодательно образец такого приказа также не предусмотрен. Нужно обратить внимание на то, как оформлен приказ, он не должен выглядеть как наложение взыскания.

Незаконное лишение премии

Правила начисления премии должны быть прописаны в локальных актах работодателя. Работники организации знакомятся с условиями работы и оплаты труда при приеме на работу под роспись.

Указываются следующие пункты:

  1. Основания начисления премии.
  2. Порядок выплаты и размер.
  3. Должности работников, которые имеют право на получение премии.
  4. Условия снижения или невыплаты премиальных, за что можно лишить работника премии.

Премия не должна быть частью заработной платы. Если в трудовом договоре указано что заработная плата состоит из премии, оклада и надбавок, то невыплата премии считается незаконной. Система оплаты труда строится таким образом, чтобы премирование считалось дополнительной выплатой при соблюдении работником определенных условий работы. Если в локальных актах работодателя не указываются основания и порядок депремирования, он не сможет произвести удержание премии. Основания для частичной выплаты премии должны быть конкретизированы, например, за невыполнение плана сотрудник лишается 50 % премии, а за прогул полностью лишается премии (какие еще предусмотрены наказания за прогул по Трудовому кодексу, читайте в статье https://otdelkadrov.online/5956-vidy-otvetstvennosti-za-proguly-bez-uvazhitelnoi-prichiny).

Нельзя удержать уже начисленную премию из заработной платы. Депремирование сотрудников Трудовой Кодекс РФ не включает в перечень законных оснований для производства удержаний.

Как обжаловать незаконное депремирование

Рассмотрим, как оспорить лишение премии. Сотрудник имеет право обратиться в Трудовую инспекцию (как написать жалобу в Трудовую инспекцию, найдете здесь) или в судебные органы с иском к работодателю, если считает, что удержание произведено незаконно. Трудинспекция по факту заявления проводит проверку на соответствие закону произведенных удержаний. В первую очередь, поверяется наличие оснований и правильность документационного оформления нарушения.

В суд нужно предъявить доказательства незаконности лишения премии. Для этого необходимо, чтобы работодатель предоставил документы, связанные с начислением премиальных выплат. Это могут быть копии таких документов, как:

  • трудовой договор,
  • положение о премировании,
  • положение об оплате труда,
  • коллективный договор,
  • служебная записка о лишении премии,
  • приказ о начислении и удержании премии,
  • приказ о наложении дисциплинарного взыскания,
  • объяснительные записки работника.

Копии документов, связанных с работой, работодатель обязан выдать работнику по его заявлению в течение 3 рабочих дней.

В следующем видео рассмотрен вопрос, какое депремирование можно считать незаконным и каким образом отстоять свои права на законную оплату труда

Ответственность работодателя

Руководитель организации, может быть дисквалифицирован на срок до 3 лет.

Работнику выплачивается недоначисленная премия и компенсация за ее задержку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Судебная практика

Гражданин А. уволился из организации в начале декабря. В данной организации локальными нормативными актами было установлено, что годовая премия выплачивается в конце календарного года. Премия гражданину А. так и не была выплачена.

Как оформляется командировка за границу в 2018 году

При решении некоторых производственных вопросов возникает необходимость в загранкомандировках. В соответствии со ст. 166 ТК РФ поездка сотрудника по приказу руководителя для выполнения должностных обязанностей за пределами места работы трактуется как служебная командировка. Её полагается оформить по закону, выдать сотруднику суточные командировочные и оплатить расходы. Выезд по подобным вопросам за пределы РФ считается зарубежной командировкой. С 2017 года правила оформления командировки за границу значительно упростились.

Кто может стать зарубежным командировочным, а кто не может

Руководитель должен знать, что в зарубежную командировку можно послать не каждого сотрудника, в этом плане закон устанавливает ограничения. Следующие категории работников нельзя командировать за границу:

  • беременных;
  • граждан с инвалидностью, связанной с ограничениями на разъездную деятельность;
  • не достигших совершеннолетия, за исключением людей творческих профессий, например, на время осуществления съёмок;
  • работников, находящихся в учебном отпуске, если только поездка не имеет связи с учёбой.

При условии согласия сотрудников разрешается отправлять в командировку за границу:

  • одиноких отцов;
  • одиноких родителей малолетних детей до 5 лет;
  • работников, у которых находятся на иждивении дети с инвалидностью;
  • попечителей или опекунов несовершеннолетних;
  • Сотрудники, на которых возложена обязанность ухода за тяжелобольными родственниками.

Оформление командировки за границу в 2017 году

Поводом для командировки за рубеж обычно бывает приглашение на международную конференцию, выставку или производственная необходимость.

Чтобы правильно оформить документы, существует пошаговая рекомендация:

  • докладная генеральному директору компании от руководителя структурного подразделения, в которой излагается необходимость отправить сотрудника в заграничную командировку;
  • составление приказа (распоряжения), в этом документе указываются сроки, задачи и цели, а также место назначения — название страны, подробного адреса организации;
  • оформление и выдача командировочного удостоверения для стран СНГ;
  • подпись командированного на приказе о зарубежной командировке;
  • авансовые выплаты в соответствии с расчётами расходов в командировке.

Работодатель издаёт приказ по установленной форме Т-9, если командируется один сотрудник и Т-9а, если отправляются в поездку несколько сотрудников.

Кроме приказа, если в этом есть необходимость, составляется служебное задание (унифицированная форма NТ-10а). По закону раньше это было обязанностью, а с 2016 года — действие добровольное.

Кадровики делают специальные пометки в Книге учёта командировок, уточняя конкретные даты. В табеле также отмечаются командировочные дни кодом «К» или «06».

Иногда составляется задание о служебной командировке, хотя эта форма на данный момент не является обязательной.

Нужно ли командировочное удостоверение

В законодательстве РФ произошли изменения касательно положения о командировках, в частности отменена необходимость выдачи командировочного удостоверения для дальнего зарубежья. Теперь это является главным отличием от поездок по российской территории и странам СНГ. Законодатели сочли бессмысленным нагромождением лишних документов, ведь в паспорте и так проставляется отметка о пересечении границы с указанием всей необходимой информации (даты и названия страны). По окончании командировки к отчёту прилагаются копии тех страниц паспорта, где указаны данные отметки. Наличие билетов на поездку туда и обратно также станет доказательством пребывания в зарубежной командировке.

Командировочное удостоверение нужно тогда, когда в загранпаспорт не ставится отметка о пересечении границы. Это касается поездок по России и странам СНГ.

Таблица: документы, оформляемые при командировках

Последовательность подготовки к зарубежной командировке

Процесс подготовки к командировке за рубеж требует строгой последовательности:

  • оформить визу. Это можно сделать самому или обратиться в компанию, предлагающую подобные услуги;
  • забронировать номер в гостинице принимающей страны;
  • подготовить необходимый пакет документов;
  • рассчитать расходные средства, положенные для заграничной командировки;
  • за дни командировки начислить среднюю зарплату;
  • оплатить НДФЛ и все внебюджетные фондовые взносы на командировочные расходы.

Руководитель должен подробно изучить и вникнуть в суть приглашения от зарубежной компании. Важный момент в принятии решения заключается в финансовых возможностях предприятия. Если принимающая сторона заинтересована в присутствии данного сотрудника (это может быть полезный обмен опытом), иногда она берёт на себя часть командировочных расходов.

Если у работника, которого планируется отправить за рубеж, нет заграничного паспорта, следует предусмотреть расходы на его оформление. В ОВиР должен обратиться сам сотрудник, он оплачивает все госпошлины и сохраняет квитанции об оплате. После этого он предъявляет их в бухгалтерию компании и получает потраченные на оформление паспорта деньги.

Длительность поездки

До 2016 года существовали ограничения по срокам командировки за рубеж. На данный момент она может продолжаться столько, сколько требуется для решения производственных вопросов компании. На предприятиях разрабатываются положения о командировках, где уточняются некоторые специфические моменты, в частности, их продолжительность.

Длительность служебной поездки за рубеж аргументируется следующими моментами:

  • экономическая обоснованность (результаты командировки благотворно отразятся на финансовых показателях);
  • документы с расчётами получения более высоких доходов.

Работодатель, отправляющий в сотрудника за границу, должен учитывать, что если командировка продлится более чем 183 дня в пределах 12 месяцев, придётся выплатить налог с начисленных расходов в размере 30%, а не 13%.

Видео: особенности оформления командировки

Как рассчитать и оплатить расходы на командировку: суточные и прочее

Перед отъездом работника бухгалтер готовит смету, содержащую следующие статьи расходов, после чего выдаёт работнику аванс:

  • расходы на проезд к пункту назначения и возвращение обратно;
  • оплата гостиничного номера или аренды снятого жилья;
  • размер суточных;
  • стоимость медицинской страховки;
  • стоимость перевозимого багажа до 30 килограммов;
  • услуги телефонной связи;
  • оформление визы;
  • получение заграничного паспорта;
  • затраты на обмен валюты.

Разработанная смета прилагается к расходному ордеру, на её основе рассчитывается размер аванса, который желательно выдать в валюте страны, куда отправляется работник.

Чтобы правильно рассчитать затраты на загранкомандировку, берётся во внимание количество дней во время проезда по России и с момента въезда на территорию зарубежного государства, что будет отмечено представителями таможни.

Какую валюту брать для расчёта

Строго соблюдая положения законов о валютном регулировании, сотруднику может быть выдана иностранная валюта под отчёт.

За основу берётся курс обмена, который определён на день списания затрат. Для выдачи работнику необходимой суммы в валюте, её следует заранее закупить. Кроме иностранных денег, командировочному могут выдать и российские рубли, которые при необходимости он может сам обменять. При сдаче авансового отчёта, если не все наличные деньги были потрачены, они возвращаются в кассу предприятия.

Валюту расчёта работодатель определяет своим решением. Это могут быть деньги страны назначения или, для удобства, доллары или евро.

По какому курсу считать суточные и каков должен быть их размер

Статья 217 НК РФ регламентирует норму суточных расходов, не подлежащих налогообложению: на территории России — 700 рублей, за рубежом — 2500 рублей. Эта сумма остаётся актуальной и на 2017 год.

Если к компании есть финансовые возможности, в локальном документе (положении о командировках) может быть предусмотрено повышение данных нормативов. С суммы разницы между нормой необходимо заплатить НДФЛ.

Обычно увеличение размера суточных сопряжено с уровнем жизни в стране, куда направляется сотрудник. В наиболее развитых намного выше цены на проживание, питание и прочие расходы, без которых командировочный не может обойтись. Как правило, для каждой страны имеются свои нормативы суточных, на них и равняются при решении увеличить оплату. Если заграничная командировка длится всего один день, суточные выплачиваются в размере 50% от установленного норматива.

Нередки случаи, когда работнику приходится за одну командировку в нескольких странах. Тогда выплата суточных производится в размерах, предусмотренных для каждой из них.

Для бюджетных организаций нормативы суточных расходов устанавливаются правительством. Коммерческие предприятия могут брать их в качестве ориентиров.

Бюджетный учет 2018

Советуем прочитать наш материал Бюджетный учет, а эту статью разбиваем на темы:

Бюджетный учет 2018

Новый стандарт утвержден приказом Минфина России № 257н. Изменения вступят в силу с 1 января следующего года, поэтому изучить их лучше уже сейчас.

Изменится группировка ОС: нежилые помещения объединяются в одну группу с зданиями и сооружениями, у многолетних насаждений появляется отдельная группа, тогда как раньше их, как правило, относили к прочим ОС. А вот библиотечный фонд в отдельную группу выделяться не будет.

Новая группировка основных средств не соответствует напрямую введенному недавно классификатору ОКОФ, как это было раньше.

Появляется новое понятие «инвестиционная недвижимость» – это недвижимость, принадлежащая учреждению и сдаваемая им в аренду, либо являющаяся инвестициями, т.е. увеличивает стоимость недвижимого имущества. Группа новая, а значит необходимо будет проанализировать все ваши объекты недвижимости, и при соответствии установленным критериям, выделить их в эту группу.

В начале 2018 года нужно будет пересчитать амортизацию некоторых объектов. В стандарте «Основные средства» повышены границы стоимости ОС, при определении порядка начисления амортизации.

Теперь малоценными будут считаться основные средства стоимостью до 10 тысяч рублей (3 тысячи ранее). Такие объекты, как и прежде, сразу списываются с балансового учета на 21 забалансовый счет.

Для библиотечного фонда отдельное правило — 100% амортизация при стоимости до 100 тысяч. На основные средства стоимостью от 10 до 100 тысяч рублей амортизация будет начисляться в размере 100%, при выдаче в эксплуатацию, так же как и раньше на объекты от 3 до 40 тысяч рублей.

А вот с основными средствами свыше 100 тысяч не так однозначно. Со вступлением Стандарта в силу, Вам необходимо самостоятельно определять метод начисления амортизации для таких ОС.

На что ориентироваться при выборе метода начисления амортизации?

Для ОС стоимостью свыше 100 тысяч рублей, выбирать способ следует в зависимости от того, как и для чего будет использоваться объект. Т.е. метод должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Например, если оборудование часто используется при оказании услуги и быстро изнашивается, можно начислять амортизацию исходя из объема услуг.

Всего в 2018 году нужно будет выбирать из трех методов:

1. Линейный метод – амортизация начисляется равномерно в течение срока полезного использования;
2. Метод уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации;
3. Пропорционально объему продукции – исходя из ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива.

Метод начисления амортизации объекта может быть изменен, но только один раз в году – 1 января.

Можно использовать все три способа начисления амортизации для разных групп основных средств, обязательно прописав это в учетной политике организации.

В отчетности за 2018 год информация по основным средствам будет более подробной, чем сейчас. Поэтому важно обеспечить аналитический учет объектов, например, в соответствии с методом начисления амортизации и определения сроков полезного использования.

Бюджетный учет основных средств в 2018 году

С 2018 года бюджетники будут учитывать основные средства по-новому. Какие особенности перехода на новые правила следует учесть, рассказал Минфин в письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.

Федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина от 31 декабря 2016 № 257н и зарегистрированный в Минюсте 27 апреля 2017, применяется с 2018 года.

Новым стандартом предусмотрено с учетом международной практики дополнительное раскрытие в бюджетном учете, бухгалтерском учете государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений информации об имеющихся у субъектов учета имущественных правах.

В новом ФСБУ есть раздел, регламентирующий переходные положения, который вызывает у бухгалтеров массу вопросов. В этой связи Минфин выпустил методичку, где разъяснил некоторые неясные моменты.

Стандартом предусмотрено отражение в составе объектов основных средств (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы».

В соответствии с пунктом 7 СГС «Основные средства» к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами при соблюдении следующих условий (критериев):

• материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права;
• материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»;
• субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод);
• материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.

Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении:

• в эксплуатации;
• в запасе;
• на консервации;
• а также при их передаче по договору аренды (имущественного найма) либо по договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках отношений по операционной аренде.

Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с пунктом 99 Инструкции N 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются.

В отличие от действующих правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией N 157н, помимо объектов имущества, правообладателем которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов ОС подлежат отражению объекты имущества, находящиеся у субъекта учета в соответствии с договорами лизинга (вне зависимости от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга), а также объекты имущества, находящиеся на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде.

При этом порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых ОС, находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применяемый до 2018 года, не изменяется.

При переходе на применение СГС «Основные средства» в 2018 году субъектам учета необходимо выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие согласно Стандарту отражению в бухучете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе основных средств и (или) отражавшиеся на забалансовом учете (объекты основных средств, признаваемые при первом применении Стандарта).

Объектами ОС, признаваемыми при первом применении Стандарта, которые дополнительно к ранее учтенным объектам ОС подлежат отражению на балансовых счетах, являются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании субъекта учета на условиях:

• лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
• долгосрочной аренды с правом выкупа;
• безвозмездном бессрочном (постоянном) пользовании субъекта учета;
• иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.

До первого применения СГС «Основные средства» и СГС «Аренда» указанные объекты учитываются:

• на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» (как правило, ввиду отсутствия данных о стоимости переданного имущества объекты учитывались в условной оценке 1 объект — 1 рубль);
• на балансовых счетах аналитического учета счетов 0 101 11 000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения», 0 101 12 000 «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения», 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых субъектом учета в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

При этом, согласно положениям Инструкции N 157н в отношении объектов, используемых субъектом учета не на праве оперативного управления, но учитываемых на балансовых счетах (например, на неотделимые улучшения (объекты лизинга, в случае, если лизингополучатель являлся балансодержателем объекта лизинга), производится начисление амортизации.

Особенности признания субъектом учета в составе основных средств (отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах) новых объектов учета — объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта, определены пунктами 57 — 61 раздела X «Переходные положения Стандарта при его первом применении» СГС «Основные средства».

Согласно пункту 57 СГС «Основные средства» объекты бухучета, подлежащие отражению на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся таковыми в составе ОС и (или) отражавшиеся на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе ОС (отражаются в бухучете на соответствующих балансовых счетах) по их первоначальной стоимости.

В целях определения стоимости объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта (их первоначальной стоимости) пунктом 58 СГС «Основные средства» предусмотрены упрощенные, единообразно применяемые правила определения стоимостных оценок объектов недвижимости (зданий, сооружений), которые до даты первого применения Стандарта не учитывались в составе основных средств.

Указанными правилами предусмотрено отражение объектов основных средств, признаваемых при первом применении Стандарта, на соответствующих балансовых счетах:

• по их кадастровой стоимости на дату первого применения Стандарта (при ее наличии);
• при отсутствии кадастровой стоимости на дату применения:
а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на дату первого применения настоящего Стандарта);
б) в случае, если балансовая стоимость объекта до первого применения не была сформирована, в условной оценке — 1 объект, 1 рубль.

Отражение объектов в условных оценках (либо в оценках, не соответствующих актуальным кадастровым оценкам) осуществляется до получения в ходе применения Стандарта актуальных кадастровых оценок по объектам недвижимого имущества, признанным при первом применении Стандарта — объектам, вовлеченным в хозяйственный оборот на условиях постоянного пользования и (или) пользования в целях выкупа (приобретения (лизинга).

В настоящее время актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости, определенные на дату первого применения Стандарта, отсутствуют.

При этом Стандарт не содержит положений, устанавливающих (ограничивающих) период, в течение которого субъекту учета необходимо осуществить мероприятия по проведению государственной кадастровой оценки (пересмотру и оспариванию ее результатов).

При этом Федеральным законом N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, предусмотрен переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

Учитывая изложенное, по объектам недвижимого имущества, признаваемым при первом применении Стандарта на соответствующих счетах балансового учета, субъектам учета необходимо в течение 2018 — 2020 годов осуществить мероприятия по определению их актуальных кадастровых оценок.

Субъекту учета (главному распорядителю средств бюджета, учредителю) при планировании бюджетных ассигнований (плановых назначений) по расходам за счет средств бюджета (учреждения) необходимо учитывать изменения балансовых стоимостей объектов недвижимого имущества, отраженных при первом применении Стандарта, до их актуальных кадастровых стоимостей.

Особенности первичного отражения в бухучете на соответствующих балансовых счетах объектов ОС (недвижимости), признаваемых при первом применении Стандарта, по которым до 1 января 2018 года на балансовых счетах в составе объектов ОС (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000) учтены неотделимые улучшения в объекты недвижимости, определены абзацами вторым — четвертым пункта 58 Переходных положений Стандарта.

При пересмотре стоимости указанных объектов недвижимости до их актуальной кадастровой стоимости (при наличии) на дату пересмотра стоимости в бухгалтерском учете отражается:

• списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта, в отношении которого пересматривается стоимость до актуальной кадастровой оценки (в уменьшении объектов учета основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости);
• увеличение стоимости объекта недвижимости (на счетах 0 101 10 000) до актуальной кадастровой стоимости (на разницу стоимости объекта, сформированной на дату первого применения Стандарта (на 01.01.2018), уменьшенной на накопленную амортизацию (по состоянию на дату пересмотра стоимости).

При этом сформированная стоимость объектов недвижимости, пересмотренная до актуальных кадастровых оценок активов, признается балансовой стоимостью с дальнейшим начислением амортизации.

Согласно абзацу четвертому пункта 58 Переходных положений Стандарта дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости и пересмотренного срока полезного использования.

При этом пересмотр срока полезного использования указанных объектов недвижимости осуществляется по решению комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом положений подпункта «б» пункта 41 раздела «VI. Амортизация объекта основных средств» Стандарта — с момента пересмотра стоимости объектов недвижимости до актуальной кадастровой оценки начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента пересмотра стоимости (по норме, которая была определена для объектов ОС в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости).

Согласно пунктам 15, 19 СГС «Основные средства» балансовая стоимость ОС, являющихся объектами недвижимости (соответствующих критериям активов), используемых субъектом учета на праве оперативного управления, полученных (созданных) за счет средств бюджетов (средств бюджетных (автономных) учреждений), является их первоначальная стоимость, определенная в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом последующих изменений в результате достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценки объектов ОС.

Таким образом, в отношении объектов недвижимости, признанных в составе основных средств балансовыми объектами учета до первого применения СГС «Основные средства» и соответствующих критериям активов, предусмотренным пунктом 8 указанного Стандарта — способных обеспечивать выполнение балансодержателями возложенных на него полномочий (функций), осуществление выполнения работ, услуг, по которым стоимостные оценки определены до первого применения Стандарта, порядок осуществления балансового учета (определения стоимости для целей исчисления налога на имущество организаций) не изменился.

Вместе с тем в связи с изменением состава групп ОС, формируемых аналитику синтетического счета (0 101 0X 000), отдельные объекты ОС, отраженные на балансовых счетах учета до 1 января 2018 года, необходимо перевести в иную учетную группу ОС без изменения их балансовых оценок и без изменения сумм накопленных амортизаций.

Например, объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счетах 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения», необходимо перевести на учет по счету 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения». Перевод объектов ОС в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении Стандарта (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу ОС либо в иную категорию объектов бухучета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов) осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов ОС, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. При формировании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2018 год порядок учета объектов ОС не меняется.

Счета бюджетного учета в 2018 году

Отчетность бюджетных организаций всегда привлекает к себе особо пристальное внимание, ведь эти организации расходуют средства, формируемые рядовыми гражданами. Именно поэтому, очень важно, что бы отчетность была отображена правильно и в достаточном объеме. В этом тексте вы найдете краткую инструкцию по составлению отчетности для бюджетных организаций, сможете скачать Единый план счетов бухучета в последней редакции и изучить последние изменения внесенные в него.

Изменения Плана Счетов необходимо учитывать при формировании отчетности за 2018 г.

Для правильного отображения состояния финансовых, нефинансовых активов и обязательств различных бюджетных организаций и субъектов в Российской Федерации, необходимо использование Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений (далее – План счетов). Однако бухгалтера нередко сталкиваются с проблемами в применении Плана счетов, с поиском его актуальной редакции, с расшифровкой самих счетов. В данной статье вы найдете краткую инструкцию по применению Плана счетов, обзор последних изменений в этот план и сможете скачать План счетов бухгалтерского учета в России 2018 года.

Прежде чем начать непосредственное рассмотрение Инструкции по применению Плана счетов (далее — Инструкции), давайте разберемся, что же это такое и для чего он нужен.

План счетов применяют различные субъекты учета: Главные распорядители бюджетных средств; Распорядители бюджетных средств; Получатели бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств представлены органами: Государственной власти (государственными органами); либо Местного самоуправления.

Единый план счетов используют для осуществления упорядоченного сбора, проведения регистрации и представления информации в обобщенном виде, а также осуществления учета основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году.

Под информацией следует понимать состояние финансовых, нефинансовых активов и обязательств, отображенных в денежном выражении, относящихся к субъектам, подпадающих под сферу применения данного Плана счетов, а также все операции, которые имеют влияние на отображение вышеуказанных активов и обязательств и результаты, которые были получены после осуществления операций (далее – объект учета).

План счетов состоит из номеров и наименований синтетических счетов:

• Счетов первого порядка – синтетических кодов счетов (содержат информацию в денежном измерении);
• Аналитических кодов синтетических счетов.

Государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, учреждения и юридические лица, чья деятельность связана с бюджетными средствами (далее — субъекты) имеют право, при необходимости и с учетом положений Инструкции, вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов или (и) забалансовые счета.

Российские учетные процедуры постепенно приходят к международным требованиям. Структура счетов бюджетного учета каждый год меняется. Изменения затрагивают расширение разрядности счета. В течение 2018 г. ожидаются масштабные изменения по нефинансовым активам. Счет бюджетного учета разделен на два диапазона: 1-4 разряды — коды раздела и подраздела расходов бюджета (указанный диапазон необходим для формировании остатков на начало года); 5-17 разряды (нужны для отражения целевого назначения средств). Учреждения применяют нулевые значения в указанном диапазоне. Такое количество разрядов переводит организацию бюджетного учета с бумажных носителей на электронные. Потребуется полноценное программное обеспечение для ведения бюджетного учета. Несмотря на компьютеризацию, при изменении структуры счетов, бухгалтер по старинке распечатывает сравнительные таблицы (взяты с сайта Минфина России). Это необходимо, чтобы своевременно планировать и вносить все необходимые корректировки.

Бухгалтерский учет должен вестись теми субъектами, которые осуществляют кассовое обслуживание в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Инструкции и другими регулятивными актами касающимися бухгалтерского учета.

При ведении бухгалтерского учета, необходимо учитывать:

• Начисление результатов операций происходит по факту их совершения, вне зависимости от получения или начисления денежных средств при расчетах;
• Ведение бухгалтерского учета производится непрерывно. Предполагается, что деятельность субъекта учета будет осуществляться на протяжении неопределенного времени;
• Бухгалтерский учет основывается на первичных учетных документах, прием которых предполагает их корректное заполнение ответственным лицом;
• При формировании отчетности бухгалтерского учета, необходимо учитывать существенность фактов хозяйственной жизни субъекта учета, которые оказывают или могут оказать влияние на изменение объекта учета в определенный отчетный период;
• Информация относительно объекта учета, которая отражается на различных счетах, в том числе забалансовых, должна быть максимально полной, учитывая существенность ее влияния на финансовые решения субъекта учета и затрат на ее формирование;
• Информация об объекте учета, сформированная субъектом учета на соответствующих счетах и предназначенная для внешних пользователей (публикация в СМИ), должна сопровождаться аналитическим учетом, в объеме показателей, предусмотренных законодательством РФ;
• Данные и отчетность, формируемые муниципальным учреждением, должны быть сопоставимы между собой, не зависимо от типа учреждения или финансового периода деятельности;
• Рабочий план счетов и требования, предъявляемые к структуре аналитического учета, которые были утверждены субъектом учета для формирования учетной политики, имеют непрерывный цикл применения и могут изменяться в случае необходимости в сопоставлении данных бухгалтерского учета и отчетности за конкретный период;
• При формировании бухгалтерского учета, предполагается, что отражаемая информация является правдивой, то есть такой, которая не имеет существенных ошибок и искажений. В данном случае, термин «существенная ошибка или искажение» должен использоваться в следующей трактовке: информация, пропуск которой может повлиять на экономические решения учредителей или других пользователей информации, которые принимают данные решения, основываясь на полученном отчете;
• Имущество, являющееся собственностью муниципального учреждения, учитывается обособлено от иного имущества, которое находится у муниципального учреждения по праву пользования или распоряжения (в управлении, на хранении);
• В отдельности от иных объектов учета, учитываются обязательства, которые покрываются имуществом учреждения, находящимся у него на праве оперативного управления.

В содержание бюджетного Плана счетов бухгалтерского учета 2018 входит 5 разделов. Группировка данных разделов происходит по принципу их экономического содержания. Это сделано для отражения наиболее достоверной финансовой информации в отчетах, а также показателей, необходимых для формирования бюджетной сметы и государственного задания.

При составлении отчетности за 2018 г., бухгалтеры должны обеспечить приведение Плана счетов в соответствие с Приказом № 209н. Указанным изменениям соответствует корректировка Плана счетов, предусмотренная приложением № 6 к Приказу № 209н.

В План счетов введены новые счета:

• 0 210 10 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным» с аналитическими счетами, отражающими увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным;
• забалансовый 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»

Уточнены названия забалансовых счетов:

• счет 17 теперь называется «Поступления денежных средств»;
• счет 18 — «Выбытия денежных средств».

Введен забалансовый счет 40 «Активы в управляющих компаниях».

Те государственные учреждения, которые в течение 2018 года по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»:

• списывали суммы начисленных неустоек;
• отражало уменьшение доходов.

столкнутся с изменениями в приказе Минфина России № 89н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденные приказом Минфина России № 65н.

Также добавлена подстатья 174 «Выпадающие доходы». Она предназначена для учета уменьшения (списания) суммы начисленных доходов, в том числе неустоек. План счетов дополнен Приказом № 209н счетом аналитического учета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Уменьшение ранее обоснованно начисленных доходов по дебету счета 0 401 10 174 необходимо проводить в корреспонденции со счетами: 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»; 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Перепроводить все операции с начала года в целях формирования отчетности за 2018 год не нужно. Достаточно перенести соответствующие суммы в дебет счета 0 401 10 174 в конце года одной проводкой.

Забалансовые счета бюджетного учета в 2018 году

На забалансовых счетах учреждения учитывают ценности, которые не закреплены за ними на праве оперативного управления, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности. В статье рассмотрим учет на всех счетах.

В Инструкции № 157н предусмотрен 31 забалансовый счет. Инструкция не ограничивает права учреждения по применению своих дополнительных счетов. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.

Перечень стандартных забалансовых счетов утвержден приказом Минфина России № 157н. Предусматривается ведение учета с использованием 31-го забалансового счета: под номерами от 1 до 27, а также 30, 31, 40 и 42.

Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.

Данные по забалансовым счетам не требуют обязательного отражения в журналах операций и в Главной книге.

Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

Учет имущества осуществляется на 14-ти забалансовых счетах 01,02,05,06,07,09,12,13,21,22,24,25,26,27:

Счет 01 «Имущество, полученное в пользование». Постановка на учет имущества осуществляется на основании акта приема-передачи или другого документа, который подтверждает получение имущества и прав на него. Имущество необходимо отражать по стоимости, указанной в акте приема-передачи. Учет ведется в разрезе арендодателей (собственников) по каждому объекту имущества. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться под инвентарным номером, который присвоен объекту собственником.
Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение». Материальные ценности учитываются на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др. Объекты отражаются по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по условной оценке: один объект — 1 рубль. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». Учет на счете ведут учреждения — заказчики снабжения. Материальные ценности отражают на основании документов, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их приобретение. Учет ведется в Книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду ценностей.
Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности». Задолженность принимается к учету в размере суммы расходов для восстановления или приобретения аналогичного имущества. Учет ведется в Карточке учета средств и расчетов по видам поступлений, каждому учащемуся и виду ценностей.
Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». На счет имущество принимается:
— по условной оценке — полученные награды, призы, кубки, знамена;
— по стоимости приобретения — ценные подарки, сувениры и материальные ценности, приобретаемые для вручения (награждения). Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету.
Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам». К забалансовому учету запчасти принимаются в момент списания их с баланса для ремонта транспорта, и учитываются в течение периода эксплуатации в составе транспортного средства. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета по лицам, которые получили запчасти, по транспортным средствам и по видам запчастей и их количеству.
Счет 12 «Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками». Оборудование учитывается по стоимости, которую указал заказчик в первичных документах на передачу. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе тем работ, ответственных лиц, мест хранения, по виду оборудования и количеству.
Счет 13 «Экспериментальные устройства». На учет объекты принимаются по стоимости, которая отнесена на увеличение затрат по НИОКР. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе ответственных лиц, мест хранения по видам ценностей, их количеству и стоимости.
Счет 21 «ОС стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Постановка на учет осуществляется на основании первичного документа при передаче объекта ОС стоимостью до 3000 руб. в эксплуатацию, исключение составляют объекты недвижимости и библиотечного фонда. Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике: по условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС и центров материальной ответственности. Со счета объекты списываются только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.
Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». На учет ставится имущество, которое поступило по централизованному снабжению, до момента получения Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика.
Счета 24 «Имущество, переданное в доверительное управление», 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Постановка на учет имущества осуществляется на основании акта приема-передачи, по стоимости, указанной в акте. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе управляющих или пользователей, мест их нахождения, по видам имущества в структуре групп: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество; иное движимое имущество; имущество — предметы лизинга; нефинансовые активы, составляющие казну.
Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». К забалансовому учету объекты принимаются по балансовой стоимости на основании первичного документа. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе пользователей имущества, мест нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.

Учет перечисленных активов осуществляется на забалансовых счетах 03,08, 23:

Счет 03 «Бланки строгой отчетности». Перечень БСО и порядок их оценки (по условной оценке — 1 руб. за один бланк или стоимости приобретения) устанавливается в учетной политике. Учет ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности по каждому виду бланка в разрезе ответственных лиц и мест хранения. Бланки списываются на основании акта приема-передачи или акта о списании в случаях выдачи БСО, передачи другой организации или порчи, хищения, недостачи.
Счет 08 «Путевки неоплаченные». Путевки принимаются к учету при хранении в кассе по номинальной стоимости, указанной на бланке путевки или в условной оценке при отсутствии номинала. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета по ответственным лицам, местам хранения, видам путевок и стоимости.
Счет 23 «Периодические издания для пользования». Принятие к учету осуществляется по условной оценке. Аналитический учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе каждого периодического издания. Списание объектов учета осуществляется по решению комиссии на основании акта.

Учет денег, расчетов и расчетных документов осуществляется с 14-го по 19-ый и 30-ом счетах забалансового учета:

Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)». Учет расчетных документов ведется в Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.
Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок». Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется на основании актов ревизий, проверок и других аналогичных документов. На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств». Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам: 201.00 «Денежные средства учреждения», 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов). Учет ведется в Многографной карточке или Карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений (в разрезе КОСГУ). По завершении года остатки по счетам на следующий год не переносятся. Таким образом, счета 17 и 18 должны быть закрыт по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Учет ведется по датам зачисления невыясненных поступлений и датам их уточнения.
Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.

Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета: счет 04Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

На учете задолженность отражается в момент, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса.

Учет задолженности ведется в Карточке учета средств и расчетов:

— по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
— в разрезе видов выплат и поступлений, и по кредиторам для кредиторской задолженности.

Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или если на счет поступили деньги в погашение долга.

Учет обеспечений и гарантий осуществляется на счетах 10 и 11:

Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Обеспечения принимаются к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в Многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списываются в случае исполнения обязательств.
Счет 11 «Государственные муниципальные гарантии». Учет ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены гарантии, по видам и сумме гарантии. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.

Учет финансовых вложений:

Счет 31 «Акции по номинальной стоимости». Учет ведет орган с полномочиями акционера или другой уполномоченный орган. На забалансовый учет акции ставятся одновременно с отражением на счете 204.30 «Акции и иные формы участия в капитале». Учет ведется в Реестре учета ценных бумаг.
Счет 40 «Активы в управляющих компаниях». На забалансе учитываются активы, которые числятся на счете 204.51 «Активы в управляющих компаниях». Стоимость имущества корректируется на отчетную дату. Учет ведется по группам и видам нефинансовых, финансовых активов.
Счет 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями». Принятие к учету происходит по данным о перечислении средств или передаче активов. Списание вложений с забаланса происходит по окончании работ и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Аналитический учет по счету ведется в разрезе получателей средств.

Минфин оставил за бюджетными учреждениями право вводить дополнительные забалансовые счета необходимые для сбора информации и контроля за имуществом. Для этого достаточно закрепить порядок учета на забалансовых счетах в учетной политике. Но следует учесть, что нумерация дополнительных забалансовых счетов не должна конфликтовать с нумерацией счетов, присваиваемых Минфином. Для этого дополнительным забалансовым счетам лучше всего присваивать трехзначный или буквенный код (например, 100, 101, ТР и т.п.).

Учет бюджетных обязательств в 2018 году

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. О том, как учитывать бюджетные обязательства — читайте в статье.

Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Это интересно:

  • Коап 2113 Судебный участок №4 по г. Белорецку Республики Башкортостан П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 06 сентября 2012 года город Белорецк РБ Суд в составе председательствующего мирового судьи судебного участка № 1 по городу Белорецку […]
  • Детский оздоровительный лагерь сосны Лагерь «СОСНА» Детско-юношеский спортивно оздоровительный комплекс «СОСНА» находится в сказочном сосновом бору. Отдых здесь приносит не только удовольствие, но и большую пользу для здоровья: дети меньше болеют и прекрасно […]
  • Заявление для замены прав в гибдд Образец заполнения заявления на замену водительского удостоверения в 2018 году Прежде чем сесть за руль, каждый водитель должен проверить наличие всех необходимых документов, в том числе и водительского удостоверения, при этом […]
  • Российская газета изменения ук рф Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года Одобрен […]
  • Статья о членовредительстве ук рф Статья 339 УК РФ. Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами Новая редакция Ст. 339 УК РФ 1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем […]
  • Как получить земельный участок матери одиночки Имеет ли мать-одиночка право на получение земельного участка бесплатно? Здравствуйте, я являюсь матерью двух детей, матерью одиночкой, у моих детей имеется по 1/10 доли дома, а также по 1 сотки участка земли, у меня нет […]
  • Федеральный суд общей юрисдикции новосибирской области Суды Новосибирска Новосибирский областной суд Адрес: 630091, Новосибирск, ул. Писарева, 35 Электронная почта: oblsudnso [at] nsk [dot] raid [dot] ru И.О. председателя Михайленко Владимир Иванович Зам. председателя по уголовным […]
  • Как носить обручалку после развода Что делать с обручальным кольцом после развода? Совет от экстрасенса Мехди. Можно ли носить обручальное кольцо после развода? Если женщина после развода не хочет больше выходить замуж, то, конечно, это колечко можно носить […]