Правонарушения дошкольников

Что такое правонарушение

  • Познакомить учащихся с понятием «правонарушение».
  • Познакомить учащихся с видами наказаний за преступления.
  • Закрепить полученные знания о необходимости соблюдения законов.
  1. Сформировать у учащихся представление о видах правонарушений и мере ответственности за них.
  2. Сформировать у учащихся представление о мере ответственности родителей при совершении их ребенком правонарушения.
  3. Развивать умения работать с фотодокументами.
  1. Развивать учащихся научное мировоззрение о законах.
  2. Воспитывать нравственные качества и уважение к законам.
  3. Формирование навыков работать в коллективе.

Оборудование: схемы роста правонарушений, фотографии правонарушений.

Основные понятия: правонарушение, преступление, гражданское правонарушение, дисциплинарное проступок, административное правонарушение.

Учитель: В нашей жизни мы все чаще встречается с различными правонарушениями. И количество их не уменьшается, так как многие не знают, что нарушают закон, думают, что уйдут от ответственности. Посмотрим на графики.

Учитель: Что мы узнали из схем? (Количество преступлений растет, особенно в области экологии, появляются новые виды преступлений.)

Нашу беседу начнем с определения понятия – правонарушение.

Правонарушение – это противоправное, антиобщественное действие (или бездействие), которое или нарушает установленные запреты, или не исполняет нормы права.

— Кто из вас, ребята, в жизни встречался с правонарушениями законов? Приведите примеры.

— Кто из вас наблюдал, что нарушается закон? Приведите примеры.

— Кто был свидетелем того, что совершается правонарушение, но никто не хочет остановить нарушителя дисциплины? Приведите примеры.

— А что значит антиобщественное нарушение закона? Приведите примеры. (Действия против других людей.)

Учитель: Самый первый закон для вас, учащихся, правила поведения для учащихся.

— А какие законы школьной жизни вам известны?

  • Нельзя опаздывать на уроки.
  • Нельзя пропускать уроки без уважительной причины.
  • Нельзя шалить на переменах.
  • Нельзя курить в школе и на территории школы.
  • Нельзя нецензурно выражаться и.т.д.

Учитель: А в не школы? Какие законы должны соблюдать школьники за пределами школы

  • Не появляться на улице без родителей после 22.00.
  • Запрещено покупать и распивать спиртные напитки на улице и в транспорте, уурить в общественных местах.
  • Участвовать в хулиганских действиях, в избиении других лиц.
  • Не носить с собой колюще – режущих предметов и т.д.

Учитель: Какие же бывают виды правонарушений, и кто определяет степень вины? Это мы сегодня выясним на нашем классном часе.

(По ходу занятия на доске записываются виды правонарушений.)

1. Гражданское правонарушение. Это невыполнение обязанностей по договору. Это причинение вреда другому лицу. За такое правонарушение следует гражданская правовая ответственность. Нарушитель расплачивается своим имуществом или платит штраф.

(Приведите примеры из школьной жизни и во внеурочное время.)

2. Дисциплинарный проступок. Это прогул, не выполнение приказа руководителя. За такой вид правонарушения предусмотрены замечание, выговор, увольнение.

3. Административное правонарушение – мелкое хулиганство: разбил стекло, избил, нарушил правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, строительства, содержание домашних животных и т.д.

За такие правонарушения предусмотрены наказания: предупреждение, штраф, изъятие документов, изъятие предметов преступления, назначают исправительные работы до 2-х месяцев, арест на 15 суток (по решению суда).

Штрафы выписывают ГПДД, СЭС, инспектор пожарной охраны.

4. Самый опасный вид правонарушения – уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.)

Наказания за преступления: исправительные трудовые работы, лишение свободы, смертная казнь (как исключительная мера наказания).

Ответственность за правонарушения наступает с 14 (частично) с 18 лет полностью за гражданские правонарушения.

За дисциплинарные правонарушения ответственность наступает с 16 лет. За уголовные преступления – с 14 лет.

Исключение составляют люди психически нездоровые.

До 14 лет ответственность за детей несут родители. За невыполнение родительских обязанностей родителей лишают родительских прав.

Учитель: Кто же определяет меру вины и наказание?

Милиция и суд учитывают степень вины при совершении правонарушения.

  1. Если преступление совершено по злому умыслу. Человек понимает опасный характер своих действий, знает их результат и ждет их наступления (например, кража). В этом случае, наказание будет суровое в соответствии с законом.
  2. Если преступление совершено по неосторожности. Чаще всего такое преступление совершается из легкомысленного поведения (пример: все знают, что нельзя оставлять без присмотра электроприборы, т.к. может произойти пожар), или небрежности: люди знают о последствиях, но продолжают действовать (пример: авария на Чернобыльской АС, взрыв на Саяно-Шушенской ГЭС, взрыв на складе пиротехники в Воронеже). За такие преступления – менее суровые наказания.

Подведение итогов беседы.

Зачем нужно соблюдать законы?

— А нарушаешь ль ты законы? Задумайся над этим.

Учитель: А теперь проверим, как вы сможете по фотографиям определить вид правонарушения и можно ли его предотвратить.

Работа по группам. Каждая группа по рисункам пытается установить вид правонарушения. Предлагает свои варианты предотвращения этого вида правонарушения.

  1. Экологические правонарушения (Приложение 1).
  2. Правонарушения в торговле (Приложение 2).
  3. Преступления (Приложение 3).
  4. Правонарушения на транспорте (Приложение 4).
  5. Правонарушения подростков (Приложение 5).
  6. Хулиганские действия (Приложение 6).
  7. Правонарушения и алкоголь (Приложение 7).
  8. Игры и правонарушения (Приложение 8).

Учитель подводит итоги работы по группам и задает заключительный вопрос классу:

— А нарушаешь ли ты законы? Задумайся над этим.

Правонарушения несовершеннолетних

Абсолютное большинство подростков вырастают достойными гражданами своей страны. Некоторые же подростки совершают антиобщественные поступки, правонарушения, а иногда и преступные действия. По сравнению с преступлениями взрослых преступления лиц, не достигших совершеннолетия, как правило, менее опасны. До 80 % всех преступлений несовершеннолетних составляют хищения предметов, представляющих для подростков непосредственно потребительский интерес (сладости, спиртное, спортивные принадлежности, мобильные телефоны, плееры), а также менее опасные виды хулиганства. Такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилование, составляют 6 — 8 %. К опасным последствиям в ряде случаев могут привести неосмотрительные действия подростков, пренебрегающих обычными правилами предосторожности (например, разогревание на костре найденных взрывоопасных предметов, неосторожное обращение с огнем и др.). В последнее время несколько увеличилось число угонов автомашин.

Большинство преступлений несовершеннолетние совершают по месту жительства, учебы, работы или вблизи от них и, как правило, после 22 ч. Значительна доля преступлений (особенно хулиганства), совершенных в нетрезвом состоянии, а также группами, состоящими из 2 — 3 человек.

Большую настороженность должны вызывать и мелкие правонарушения, антиобщественные поступки несовершеннолетних — мелкое хулиганство, мелкие, нередко домашние, кражи, побеги из дому и детских учреждений, злоупотребление алкоголем, аморальное поведение девочек, самовольное оставление учебы или работы и др.

Нередко такие деяния остаются невыявленными или безнаказанными. А известно, что совершению опасного преступления обычно предшествуют мелкие правонарушения и поступки, на которые не было обращено внимания или которые своевременно не были раскрыты.

Несовершеннолетние правонарушители, — говорил А.С. Макаренко, — обыкновенные дети, попавшие в неблагоприятные условия воспитания. На предыдущих страницах сайта уже было отмечено, что на формирование трудных детей и подростков оказывают влияние различные причины и условия, например конфликтные и безнравственные ситуации в некоторых семьях, нечестность и равнодушие взрослых, отрицательное влияние антиобщественных элементов, воздействие «промывания мозгов» и т.д. Чуждые цивилизованному обществу взгляды, привычки, потребности — корысть, стяжательство, паразитический образ жизни, пьянство и т.п. — могут вызвать у некоторых молодых людей стремление к праздности, отвлечь их от полезной деятельности, коллектива, привести к преступлению. Восприятие отрицательных влияний может способствовать безнадзорность детей, анонимность их поведения в большом городе, недостатки в работе некоторых учебных заведений в организации досуга.

Но, как свидетельствуют данные судебной практики, материалы комиссий по делам несовершеннолетних, криминологические исследования, среди причин и условий, оказывающих отрицательное влияние на формирование личности несовершеннолетнего и его поведение, особое значение имеют недостатки воспитания в семье.

Действие неблагоприятных условий воспитания детей в семье начинает сказываться иногда очень рано, еще в дошкольном возрасте. Воспитатели детских садов называют «трудными» детей, на которых родители не обращают внимания, в семьях которых нет единых требований в воспитании, где отсутствует один из родителей (чаще отец), где родители — пьяницы.

В предупреждении правонарушений несовершеннолетних решающую роль играет нравственное воспитание детей в семье, формирование эмоционально-нравственных представлений, чувств, привычек, определяющих отношения в учебном и трудовом коллективах и служащих базой для выработки более сложных моральных и правовых чувств и представлений. Лень, грубость, лживость, безответственность, потребительское отношение к результатам чужого труда, жестокость, пренебрежение к людям, эгоизм, цинизм, жадность, пристрастие к спиртным напиткам, отсутствие трудовых навыков, никогда не испытанное чувство радости, удовлетворения от результатов своего труда, отсутствие стыда и стыдливости, равнодушие к 6еде другого человека, жестокость к животному, увлечение крайностями моды — вот далеко не полный перечень последствий тех или иных недостатков воспитания в семье.

В ряде случаев можно услышать от родителей: «Мы такого от него не ожидали», «А мы — и не знали, что он этим интересуется». Это может относиться и к плохому, и к хорошему. Родители должны быть осведомлены о здоровье своих детей, знать их способности, интересы, планы, их друзей, любимые занятия, их неудачи, неприятности, огорчения. Зная это, опираясь на хорошие стороны ребенка, правильно используя его возрастные особенности, можно помочь ему самому проделать необходимую нравственную работу, предупредить деформацию личности и поведения. Излишние, навязчивые заботы, мелочная опека, отсутствие требовательности, баловство уродуют подростка. Особенно характерно это для семей с одним ребенком, где нет должных условий для взаимопомощи, заботы о младшем и где ребенок нередко занимает исключительное положение.

Улучшение условий жизни — централизованное водоснабжение, газ, электротехника, прачечные, интернет-магазины с доставкой товаров на дом, — все это невольно сужает сферу возможного участия детей в домашних делах и заботах. Многие из них вообще не имеют в семье никаких трудовых обязанностей, постоянных поручений (хотя бы уборка, покупка продуктов и т.п.).

В некоторых семьях родители своим поведением способствуют общественно опасной деятельности подростков. Известен случай, когда мать продавала шапки, украденные в школе ее 12-летним сыном. В тяжелом состоянии оказался в психиатрической больнице 10-летний мальчик, которого отец систематически с 8-летнего возраста «угощал» водкой. 16-летний подросток был осужден за кражи, которые он совершал у одиноких стариков, посещая их под видом «социальной помощи». При обыске в квартире была изъята швейная машина, которую его мать купила два года назад на деньги, похищенные ею в присутствии сына у пьяного.

Низкий уровень культуры, низменный характер потребностей некоторых родителей при значительной материальной обеспеченности обостряют недостатки семейного воспитания, приводят к культивированию мещанства, накопительства, к игнорированию трудового воспитания подростков. В семьях, в которых источник материального благосостояния семьи несовместим с воспитанием правильного отношения к труду (преступные доходы), у детей, как правило, складывается паразитическое отношение к труду, к деньгам, возникают иждивенческие настроения и потребности. Некоторые родители, и не имея больших достатков, отказывая себе в необходимом, иногда стремятся подольше продлить «безмятежное детство» подростку, безотказно приобретая ему дорогие вещи, воспитывая тем самым тунеядца и иждивенца.

Известно, что наиболее опасные преступления — злостное хулиганство, изнасилование, некоторые преступления против личности — несовершеннолетние совершают в состоянии опьянения, а многие хищения — ради выпивок. Участились случаи распития спиртных напитков девочками, что не может не сказаться отрицательно на их поведении, здоровье, нравственном облике, подготовке к супружеской жизни и материнству.

Обычно считают, что в употреблении несовершеннолетними алкоголя виноваты чужие люди, случайные знакомые, «друзья в подворотне». Да, бывает и так. Но преобладающее большинство правонарушителей начали употреблять, «пробовать» спиртные напитки именно в семье.

Особенно отражаются на воспитании детей острые конфликтные ситуации в семье, грубые, неуважительные отношения супругов друг к другу, ситуации, нередко в течение длительного времени предшествовавшие разводу. В свою очередь и развод, как правило, весьма болезненно переживается детьми и отрицательно сказывается на воспитании несовершеннолетних.

Как бы ни были родители заняты трудовой или иной полезной деятельностью, это не может оправдать их самоотстранения от воспитания детей. Детская безнадзорность, независимо от того, какими обстоятельствами она вызнана, служит главным источником антиобщественного поведения несовершеннолетних. Она проявляет себя и тогда, когда отец почти не участвует в воспитании детей, поскольку по роду работы (рыбаки, моряки, лица, часто выезжающие в командировку) мало находится дома. Отрицательно сказывается на духовном развитии подростков и передача их на воспитание родственникам, бабушке.

Улучшению семейного воспитания и предупреждению правонарушений несовершеннолетних наряду с общими мерами, применяемыми по воспитанию подрастающего поколения, будет служить и повышение действенности пропаганды среди родителей педагогических знаний, культуры отношений, быта; укрепление связи семьи с педагогами, повышение ответственности родителей за воспитание детей, а также своевременное выявление неблагополучных семей и применение мер правового воздействия к тем родителям, кто не выполняет свой гражданский долг.

Предупреждения правонарушений как особый вид социальной работы с несовершеннолетними

Система мер и средств, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности трудящихся. приложение 1, приложение 2.

Как часть общей системы предупреждения правонарушений она обладает весьма существенными особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся на стадии интенсивного развития и формирования. Спецификой рассмотренных выше причин правонарушений, а также личных качеств несовершеннолетних правонарушителей.

Сложность данной системы предупреждения правонарушений, ее многоуровневый и разнонаправленный характер вызывают необходимость рассматривать профилактические меры по разным основаниям: масштабу применения, содержанию самих мер, их правовой характеристики, моменту начала профилактической деятельности. Наиболее перспективной, применительно к предупреждению правонарушений несовершеннолетних и практически значимой представляется классификация по моменту начала профилактической деятельности и связанным с этим задачам. Такая классификация позволяет выделять совокупность частных задач, решаемых во взаимодействии с общими задачами, определять последовательность их реализации, характеризовать всю систему предупреждения через взаимосвязанные и взаимоподчиненные звенья. Она делает возможным более правильно определять иерархию органов и применяемых ими профилактических средств.

С этой точки зрения в системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно выделить.

1) раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;
2) установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных правонарушений несовершеннолетних;
3) предупреждение рецидива.

На всех этих уровнях предупреждения правонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями подростков. Приложение 3

В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера. “В профилактической деятельности с конкретным человеком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех”. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, на наш взгляд, можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и существенными организациями, с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются.

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь — окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные: приложение 4

-на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат):

— на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного
развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.); на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными
позитивными социальными связями;

— на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;

— на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков;

2) выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

— применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

— изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

— применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3) оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4) здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Меры ранней профилактики могут применяться как на индивидуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т. д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной территории, в отношении определенных контингентов несовершеннолетних и их родителей и т.д.).

При решении вопроса о необходимости применения мер ранней профилактики — используют метод прогнозирования, основанный на изменении особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей и обстоятельств, обуславливающих совершение правонарушений. приложение 5 Анализ статистических данных, многочисленные криминологические исследования позволили выделить ряд признаков, имеющих общий характер свидетельствующих о серьезных отклонениях в формировании личности, на основании которых можно определить возможность перехода подростка на преступный путь. Однако основанием для применения тех или иных мер в отношении конкретных подростков могут быть не предпочтения о возможном | совершении или в будущем преступления, а реальные антиобщественные поступки о правонарушения. Причем характер мер определяется фактически содеянным проступком несовершеннолетнего, а не прогнозом его возможного неведения.

В отличие от ранней профилактики второй уровень предупреждения заключается в установлении обстоятельств, уже повлекших совершение правонарушений несовершеннолетними, с тем, чтобы исключить возможность совершения преступлений, как этими подростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний.

— своевременное пресечение противоправной деятельности и недопущение возможности ее продолжения, выбор правильных мер пресечения;

— обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних; приложение 6.

— применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;

— принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей;

— устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушений путем внесения представлений, частных определений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и не процессуальных средств.

Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с повторными правонарушениями несовершеннолетних.

Он включает меры:

1) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей;

2) по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, совершавших ранее правонарушения;

На данном уровне важное место принадлежит организации и проведению правовой пропаганды.

В организационном отношении системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних является специализация органов ее осуществляющих.

Говоря о специализации, мы имеем в виду функционирование органов, служб, отдельных должностных лиц, на которые возложена организация борьбы с безнадзорностью, правонарушениями несовершеннолетних.

Они наделены определенными правомочиями, в своей деятельности используют специфические формы и методы, учитывающие особенности психологии, правового и фактического положения этой социально правовой группы, обладают достаточно широким комплексом мер воздействия не только на самих несовершеннолетних, но и лиц, обязанных заниматься воспитанием.

Специализация осуществляется применительно ко всем уровням предупреждения правонарушений несовершеннолетних, однако степень ее может быть различной.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушения несовершеннолетних, можно выделить:

1) органы, для которых борьба с правонарушениями несовершеннолетних является основной функцией их деятельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения, приемники- распределители, воспитательно-трудовые колонии);

2) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступность. Для них характерно выделение специализированных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся проблемами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

3) органы, которые выполняют профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, общественные организации).

В зависимости от стоящих перед ними задач и объема полномочий названные субъекты в разной степени и применительно к различным уровням участвуют в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Органы прокуратуры, милиция, суды участвуют практически на всех уровнях борьбы с правонарушениями среди детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, являясь основным звеном, осуществляющим раннюю профилактику, одновременно участвуют и в предупреждении повторных правонарушений, оказывая, например, необходимую помощь в устройстве и контролируя поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание. Рассмотрение этими комиссиями в соответствии с действующими положениями дел о преступлениях несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасности, наряду с решением ряда задач ранней профилактики одновременно направлено на устранение обстоятельств, уже повлекших совершение преступлений подростками.

Деятельность инспекции по делам несовершеннолетних также носит многоуровневый характер: наряду с ранней профилактикой они контролируют поведение подростков, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы (условно досрочно освобожденных и вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний после отбытия наказаний и т. д.)

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, особое место принадлежит органам, выполняющим профилактические функции наряду с основной деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних. Круг этих органов широк: школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, в этой связи необходимо как четкое разграничение функций каждой государственной или общественной организации, так и координация их деятельности, с тем, чтобы не допустить параллелизма и дублирования, смешивания функций и подмену одних органов другими, направить их деятельность на решение наиболее важных в данный момент задач. Все это возможно лишь при четкой организации деятельности всех субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Особенно важно представляется организация координации в области ранней профилактики. Это вызвано тем, что ее осуществляет широкий круг органов, большинство из которых не находится в подчинении друг у друга, а лишь связано функционально — как субъекты ранней профилактической деятельности.

Кроме того, практически все органы ранней профилактики, даже специализированные, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, занимаются комплексов вопросов, далеко выходящих за пределы ранней профилактики. Это в свою очередь требует строгого определения границ координации, четкой работы единого координирующего центра. Такими центрами в области ранней профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних, организующая роль которых в этой области закреплена нормативно. Задачи, стоящие перед комиссиями, широта их полномочий, межведомственный характер, представительность состава, положение в системе.

Основной формой координационной деятельности в целом на всех уровнях предупреждения правонарушений несовершеннолетних является разработка комплексных реагированных планов профилактики, контроля за их претворение в жизнь. Именно в ходе такого планирования объединяются и координируются в борьбе с правонарушениями “усилия партийных, государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы” определяются основные направления профилактической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи, определяются органы и средства, используемые для их решения, формы взаимодействия и контроля за исполнением планируемых мероприятий, предполагаемые результаты.

Таким образом, предупреждение и искоренение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних — важная задача, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, школы и семьи.

Меры предупреждения детской преступности и безнадзорности, несовершеннолетних должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступления, а на то чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение преступления. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Рекомендации по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями должна опираться на следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  2. Принцип индивидуализации и, вместе с тем, дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
  3. Принцип вариантности в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
  4. Принцип ранней медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных психофизиологических функций детей и проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
  5. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.
  6. Принцип направленности системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей приложение 7.
  7. Принцип соблюдения прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании.

В этой связи социальный работник:

  1. Должен осуществлять практическую психолого-педагогическую реабилитации детей группы риска; приложение 8;
  2. Способствовать преодолению явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса;
  3. Разрабатывать, апробировать и внедрять новые подходы к учебно-воспитательному процессу;
  4. Содействовать становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства, развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;
  5. Обеспечивать социально-правовую защиту детей и подростков;
  6. Обобщать опыт практической психолого-педагогической реабилитации детей группы риска в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  • осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  • выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
    группы риска;
  • консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
  • методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления

    диагностическое;
  • психокоррекционное;
  • оздоровительное;
  • учебно-воспитательное;
  • социально-правовое;
  • консультационное;
  • научно-методическое;
  • социально-аналитическое и просветительское.

Особый упор, на наш взгляд, необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школ.

Учебно-воспитательное направление деятельности — это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно — развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.

Ответственность несовершеннолетних

Ты несовершеннолетний, но, как любой гражданин, ты имеешь права и обязанности и несёшь юридическую ответственность за свои поступки перед государством и другими людьми.

Эта ответственность зависит от твоего возраста и тяжести совершённого поступка. Чтобы не допускать совершения правонарушений и уметь защититься от несправедливого обвинения, тебе нужно знать основные положения законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:

Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Уголовная ответственность – это самый строгий вид ответственности. Она наступает, за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.

Уголовная ответственность наступает, по общему правилу, с 16 лет, но за многие деяния, которые явно являются преступлениями с 14 лет. Например, с 14 лет наступает уголовная ответственность за убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (в том числе, например, в драке), изнасилование, кражу, грабёж, вымогательство, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, угон транспортного средства, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств и другие. Нужно иметь в виду, что совершение преступления в составе группы (то есть, несколькими людьми) является отягчающим обстоятельством и влечёт более строгое наказание.

Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).

Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причиненный вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т.д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.

Порядок привлечения к уголовной ответственности:

Если в милицию или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.

На стадии проверки, если ты имеешь отношение к преступлению, тебя могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, тебя могут вызвать на допрос, который должен проводиться по определённым правилам: если ты являешься потерпевшим или свидетелем, то при твоём допросе может, а если тебе менее 14 лет должен присутствовать педагог, а по желанию может также один из родителей. В этой ситуации, если тебе нет 16 лет, вызывать тебя на допрос могут через твоих родителей или опекунов, либо через администрацию по месту учёбы или работы.

На допросе ты будешь обязан говорить только правду. Если тебе 16 лет и больше, за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний ты можешь быть привлечён к уголовной ответственности, о чём тебя предупредят в начале допроса.

Если ты сам подозреваешься или обвиняешься в совершении преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если тебе нет 16 лет, обязательно участие в допросе также педагога или психолога. Твои родители могут тоже участвовать в допросе и других следственных действиях на основании постановления об их допуске. Вызвать тебя на допрос могут только через твоих законных представителей (родителей, опекунов); исключение составляет только случай. Когда несовершеннолетний находится в специальном учебном заведении. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено, а участие твоих родителей должно быть обеспечено по их требованию также при проведении других следственных действий (обыска, очной ставки и т.д.).

Если ты подозреваешься в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, ты можешь быть задержан при условии, если ты застигнут на месте преступления или сразу после его совершения, либо на тебя укажут потерпевшие или очевидцы преступления, либо у тебя будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена твоя личность. О задержании должны немедленно уведомляться твои родители или опекуны. С момента задержания ты имеешь право требовать предоставления защитника (адвоката). Тебе должны сразу разъяснить на каком основании и по какому подозрению ты задерживаешься. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержания, который тебе следует внимательно прочитать и подписать, если в нём всё указано верно. Задержать тебя могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлён до 72 часов), после чего должны отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.

После задержания тебя должны допросить. До начала допроса тебе по твоей просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине. Порядок допроса здесь такой же, как описано выше.

Также имей в виду, что и при задержании, и во всех других случаях, сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приёмы борьбы, только для пресечения преступления и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, и только если ненасильственные способы не действуют. При этом, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, стремиться к тому, чтобы причинённый ущерб был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Сам же задерживаемый обязан подчиняться законным требованиям милиции.

Административная ответственность несовершеннолетних

Этот вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Примерами административных правонарушений являются: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т.д. Однако если ты распиваешь спиртные напитки (включая пиво) или появляешься в состоянии опьянения в общественном месте, и при этом тебе нет 16 лет, административную ответственность будут нести твои родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие тебе спиртные напитки или иные одурманивающие вещества, также подлежат административной ответственности.

Родители несовершеннолетнего также будут нести ответственность, если ненадлежащим образом воспитывают тебя (в том числе, такое возможно, если ты совершаешь какие либо антиобщественные действия, и будет установлена вина родителей в твоём ненадлежащем воспитании).

Административными наказаниями, в основном применяемыми к несовершеннолетним, являются: штраф, возмездное изъятие орудия правонарушения (например, ружья), конфискация такого орудия (т.е.. безвозмездное изъятие), лишение специального права (например, права охоты или управления автомобилем).

Порядок привлечения к административной ответственности:

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Но составить протокол о правонарушении может, например, и милиция. За совершение административного проступка тебя могут задержать. Срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться твои родители. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов тебя должны отпустить, но если ты прибыл в состоянии опьянения три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

В случае совершения административного проступка проводится административное расследование, которое может включать опрос, изъятие вещественных доказательств, документов и т.д. Затем дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и выносится постановление о назначении административного наказания.

Имей в виду, что защиту твоих прав в ходе расследования и рассмотрения дела осуществляют твои родители или опекуны. Они и ты сами можете читать все материалы дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника и другими правами.

Административная и уголовная ответственность за одно и тоже правонарушение вместе налагаться не могут!

Гражданско – правовая ответственность несовершеннолетних

Она наступает за причинение имущественного вреда кому- либо или причинения вреда здоровью, чести и достоинству и т.д.

Гражданско-правовая ответственность это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу.

Даже если ты причинил вред чьему либо здоровью или оскорбил чью – то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.

Если тебе нет 14 лет гражданскую ответственность за причиненный тобой вред будут нести твои родители или опекуны.

Если тебе от 14 до 18 лет ты сам должен будешь возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если у тебя его нет или его недостаточно возмещать опять же будут твои родители.

Порядок привлечения к гражданско – правовой ответственности:

К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если ты и твои родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может обратиться в суд с иском к тебе и / или к твоим родителям. Пока тебе нет 18 лет, в суде по гражданским делам твои интересы должны представлять родители (опекуны), но если тебе уже есть 14 лет, то суд должен привлекать к участию в деле и тебя, если затронуты твои права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сами истец и ответчик.

Уголовная и гражданская ответственность за одно и то же правонарушение могут наступать вместе (например, лишение свободы и возмещение вреда(денежная компенсация) потерпевшему). Также могут вместе наступать административная и гражданская ответственность.

Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних

Она может к тебе применяться, только если ты уже работаешь по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.д.) существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Однако если ты причинишь вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:

Указанные три меры ответственности налагаются приказам работодателя. Его можно обжаловать в трудовую инспекцию или в профсоюз.

Иные меры, применяемые к несовершеннолетним

Если несовершеннолетний в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достигли возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учебно – воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании постановления судьи или приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, могут быть временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.

К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применять такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор.

Ещё одной мерой, применяемой к несовершеннолетним, является исключение из образовательного учреждения (школы, училища и т.д.). Оно может применяться за грубые и неоднократные нарушения устава учреждения или совершение противоправных действий по решению администрации учреждения. Однако эта мера может применяться только к детям, достигшим 14 лет.

Советы родителям

Приучать ребенка к правилам жизни в обществе следует с детства. Даже малыши должны знать, что нельзя отнимать, портить или брать без разрешения чужие вещи.

Акцентируйте внимание детей на ответственном поведении, необходимости и важности отвечать за свои действия. Показывайте также положительный результат от стремлений исправить свои ошибки, показывайте возможность исправления сделанного. Дети должны знать «цену денег», уметь ими распоряжаться и планировать бюджет. И самое главное – демонстрируйте детям собственный положительный пример. Ведь чему бы вы их не учили, поступать они будут так же, как вы.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Ямало-Ненецкого автономного округа

ЯНАО, г. Салехард, ул. Мира, д. 9

8 (34922) 3-17-98, 3-27-52

Уполномоченный по правам ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе

ЯНАО, г. Салехард, ул. Республики, д.72

8(34922)3-00-26

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей

Это интересно:

  • Счет фактура на аванс как провести Счет-фактура на аванс: когда выписывается Актуально на: 10 января 2018 г. Счет-фактура – это документ-основание для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ (абз. 1 […]
  • Мировой суд участок 4 смоленск Мировой суд участок 4 смоленск Мировой судья судебного участка № 5 в городе Смоленске Аппарат мирового судьи Мировой судья Шумихин Сергей Павлович Секретарь судебного участка Болоткина Екатерина Александровна Телефон: (4812) […]
  • Трудовая книжка запись об увольнении генерального директора Увольнение директора Содержание Прежде чем внести в трудовую книжку запись о назначении или увольнении директора, важно изучить нюансы, которые с этим связаны. Увольнение директора организации регулируется в главе 43 Трудового […]
  • Фз 256 материнский капитал изменения Материнский капитал Программа материнского (семейного) капитала — это форма государственной поддержки российских семей, имеющих детей. Данный вид государственной социальной помощи оказывается российским гражданам с 1 января 2007 […]
  • Чем подтверждаются полномочия родителей как законных представителей Конспекты юриста Законное представительство: понятие, основание, виды Данный вид представительства называется законным, т.к представляемый в силу возраста или состояния здоровья самостоятельно не может себе выбрать представителя […]
  • Росреестр спб выписка из егрп заказать Росреестр спб выписка из егрп заказать Согласно ст. 62 гл. 8 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», с 01.01.2017, получить информацию об объекте недвижимости в виде выписки из ЕГРН, может […]
  • Трудовая книжка заполнить при увольнении Запись об увольнении в трудовой книжке 2018 Запись в трудовой книжке об увольнении по собственному желанию – это один из тех рабочих моментов, в которых наиболее важно соблюсти все требования закона и учесть нюансы. Ведь ошибка, […]
  • Какие выплаты положены при рождении третьего ребенка в 2016 году Выплаты за третьего ребенка Появление в семье третьего ребенка автоматически накладывает на нее статус многодетной. При этом родители приобретают право на различные социальные выплаты, которые регламентируются федеральным и […]