Права и свободы швеция

Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года.

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Швеция дала разрешение на строительство «Северного потока — 2»

Шведские власти официально одобрили строительство газопровода «Северный поток — 2», по которому планируется поставлять в центральную Европу российское топливо. Об этом 7 июня заявил министр промышленности и инноваций Микаэль Дамберг на пресс-конференции в четверг, передает шведское издание SVT.

Швеция стала третьей страной, которая вслед за Финляндией и Германией выдала разрешение на строительство трубопровода. Пока такое разрешение еще не выдала Дания.

Статья 79 Конвенции ООН по морскому праву запрещает Швеции препятствовать прокладке трубопровода при условии отсутствия загрязнения от него. В сентябре 2016 года глава МИД Швеции Маргот Валльстрем заявила, что «у Швеции нет юридических оснований, чтобы остановить проект», однако страна будет максимально требовательна к экологическим условиям строительства. Дамберг в четверг подтвердил эту позицию, добавив, что у правительства Швеции «отрицательное отношение к проекту в целом», поскольку, по его мнению, ЕС «должен уменьшить зависимость от российского газа» как инструмента «политического давления».

Трубопровод, который должен пройти по дну Балтики и прокачивать природный газ из России в Германию в обход Украины и Польши, вызывает опасения у ряда стран Центральной и Восточной Европы, а также Соединенных Штатов. Критики проекта в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, США и некоторых других странах утверждают, что его реализация позволит Москве использовать газопровод как инструмент политического влияния в Европе.

В то же время в Германии и Австрии считают «Северный поток — 2» исключительно экономическим проектом. Австрийский президент 5 июня на встрече с Владимиром Путиным поддержал прокладку трубопровода, заявив, что российский газ дешевле американского. Канцлер Германии Ангела Меркель в апреле обещала не допустить строительства газопровода в случае, если не будут обеспечены интересы Украины как страны-транзитера российского газа.

В апреле президент Украины Петр Порошенко в интервью немецкому изданию Handelsblatt назвал «Северный поток-2» «взяткой» за лояльность России. 1 июня журнал Foreign Policy со ссылкой на три источника сообщал, что администрация Трампа разрабатывает санкции против немецких и других европейских компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток 2».

Права человека в Швеции

Материал из Documentation.

В адрес Швеции поступают замечания в области нарушений прав человека как со стороны международных институтов (ООН, Европейский суд по правам человека, Совет Европы, Европарламент), так и от ведущих неправительственных правозащитных организаций («Хьюман Райтс Уотч» и «Международная Амнистия»). [1]

В частности Совет ООН по правам человека в 2011 г. обратил внимание шведских властей на необходимость принятия мер по борьбе с расизмом и ксенофобией, преступлениями на почве ненависти, дискриминацией мигрантов, этнических меньшинств и коренных народов, а также по искоренению насилия в отношении женщин. [2]

Достаточно высоко количество исков и жалоб против Швеции в ЕСПЧ, в основном по Европейской конвенции о защите прав и основных свобод граждан (в среднем за год более 400 исков и десяток обвинительных приговоров). [3]

Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации неоднократно критиковал шведскую политику в отношении нацменьшинств и иммигрантов, указывая на то, что миграционное ведомство страны зачастую отказывает в выдаче вида на жительство людям, действительно нуждающимся в убежище. [4]

Правозащитные организации «Хьюман Райтс Уотч» и «Международная Амнистия» в своих докладах неоднократно отмечали, что шведское миграционное ведомство в отдельных случаях не принимает заявлений на предоставление убежища от граждан Эритреи. Вследствие этого беженцы подвергаются риску быть высланными на родину, хотя Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев и рекомендовало правительствам всех стран приостановить принудительное возвращение людей в эту страну. [5]

В ряде случаев по решению вопросов о предоставлении убежища, особенно когда при этом имеется некая политическая подоплека, шведскими властями применяются двойные стандарты. В качестве примера — политически мотивированный отказ шведов от экстрадиции в Россию лиц, обвиняемых в совершении тяжких уголовных преступлений (М.Успаева, А.Адаева). Тот факт, что шведским органам правосудия были переданы все материалы, доказывающие их причастность к криминальной, в том числе в бандитизме и террористической, деятельности, действия не возымел. [6]

Продолжают оставаться актуальными проблемы расовой дискриминации, проявляющейся, в частности, в вопросах трудоустройства — руководство шведских компаний в основном предпочитает брать на работу коренных шведов. По информации НПО «Центр против расизма», на сегодняшний день разница в занятости по специальности между иммигрантами и шведами составляет около 20 %. [7]

Совет Европы, а также ряд международных правозащитных организаций отмечают, что Швеция прилагает недостаточно усилий для выполнения положений подписанной ею в 2000 г. Конвенции Совета Европы по правам национальных меньшинств. Эксперты констатируют, что в стране недостаточно интенсивно проводится учет населения, говорящего на языках нацменьшинств (в Швеции таким статусом пользуются 5 языков. Подчеркивается, что шведские власти обязаны предоставлять всем детям представителей малочисленных национальностей возможность обучения на двух языках — родном и шведском. [8]

Кроме того, в январе 2009 г. вступил в силу закон о перлюстрации электронных сообщений (2008:717). Согласно его положениям, шведские спецслужбы имеют право отслеживать всю интересующую их информацию в сети Интернет, а также прослушивать разговоры по мобильной и обычной телефонной связи любого подозреваемого в преступной или террористической деятельности лица без соответствующей санкции судебных органов. Примечательно, что «антитеррористическая» направленность упомянутого закона никак не препятствует продолжению работы на сервере шведского Интернет-провайдера сайта чеченских боевиков «Кавказ-Центр». [9]

Шведская модель демократии

За свою историю Швеция прошла непростой путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан.

Фото: Мелькер Дальстранд / Sveriges Riksdag

Шведская модель демократии

За свою историю Швеция прошла непростой путь от абсолютной монархии, когда судьбу страны вершили королевские династии, до парламентской демократии, закрепившей власть в руках граждан.

равноправие

Вся власть – в руках народа

Раз в четыре года, в третье воскресенье сентября, около семи миллионов шведских избирателей определяют, кто будет править их страной в следующий мандатный период. Система голосования в Швеции – пропорциональная, то есть избиратели голосуют за партии, между которыми потом по результатам выборов распределяются места в органах власти – национальном, региональном и местном. Выборы происходят одновременно в парламент, в правление регионами – ландстингами, и в муниципальные советы.

Становление системы парламентской демократии в Швеции произошло еще в первые десятилетия ХХ века. В результате реформы избирательного права в 1909 г. равным правом голоса было наделено всё мужское населения страны, а в 1921 г. это право было распространено и на женщин.

Глава государства – с сентября 1973 г. это король Карл XVI Густав – политических полномочий не имеет и в политической жизни не участвует. Он выполняет главным образом церемониальные (представительские) функции, являясь символом Швеции как для собственных подданных, так и во всем мире.

Закон всех законов

Конституция Швеции регулирует отношения между законодательной и исполнительной властью, а также закрепляет основные права и свободы граждан. Конституция состоит из четырёх основных законов:

Акт о форме правления гарантирует гражданам право проводить демонстрации, объединяться в политические партии и исповедовать свою религию.

Акт о престолонаследии определяет права членов династии Бернадотт на шведский трон.

Акт о свободе печати устанавливает принципы открытого общества и гарантирует общий доступ к официальной информации. Согласно ему, любой человек имеет право доступа к документации риксдага, правительства и других государственных органов, включая и любые финансовые отчеты. Еще один важный принцип Акта о свободе печати – свобода передачи информации, который означает, что граждане Швеции имеют право предоставлять СМИ любую информацию. При этом журналист или издатель не имеет права раскрывать свой источник, если предоставивший ее пожелает остаться анонимным.

Акт о свободе самовыражения, вступивший в силу в 1992 году, в основном отражает уже закреплённые в Акте о свободе печати принципы, как то безоговорочный запрет на цензуру, свободу передачи информации и право на анонимность.

Положения Конституции имеют преимущество над всеми остальными законодательными актами, и не один закон не может ей противоречить. Для того, чтобы внести поправку в Конституцию, Риксдаг должен принять её в двух чтениях – до и после очередных парламентских выборов.

Свобода печати

Швеция стала первой страной в мире, принявшей закон о свободе печати (в 1766 году).

Основной спонсор ООН

Швеция – одна из стран, выплачивающих наибольшие взносы в бюджет Организации Объединенных Наций, а также одно из немногих государств, тратящих 0,7 % от ВНД (валовый национальный доход) на помощь развивающимся странам, что является целевым показателем ООН.

Внешняя политика

На протяжении XX века внешняя политика Швеции основывалась на принципе нейтралитета. С 1995 года страна является членом Евросоюза и, пересмотрев доктрину своей внешней политики, она взяла на себя более активную роль в обеспечении безопасности в Европе.

Ежегодный Прайд-парад – самое многолюдное шествие года.

Фото: Лола Акинмаде Окерстрём / imagebank.sweden.se

Разделение власти

Риксдаг принимает решения, а правительство их исполняет. Правительство также выносит на рассмотрение риксдага новые законы или поправки к ним.

Ригсдаг является основным представительным органом Швеции, в его состав входят 349 депутатов. Они избираются путем прямого голосования всех граждан Швеции, достигших 18 лет, проживающих или ранее проживавших на территории Швеции. С 1971 года риксдаг является однопалатным.
Для того, чтобы стать депутатом риксдага, нужно быть гражданином Швеции, а также достичь возраста 18 лет.

На данный момент в риксдаге представлены восемь партий (в процентном соотношении, от большего к меньшему): Социал-демократическая партия (Socialdemokraterna), Умеренная коалиционная (Moderaterna), Шведские демократы (Sverigedemokraterna), Партия Зеленых (Miljöpartiet de Gröna), Центристская партия (Centerpartiet), Партия левых (Vänsterpartiet), Либеральная партия (Liberalerna) и Христианские демократы (Kristdemokraterna).

Результаты выборов 2014 года создали в парламенте Швеции сложную ситуацию. Левоцентристская коалиция меньшинства вошла в состав правительства, но при этом альянс правых партий имеет большое влияние в парламенте. Ультраправая партия Шведских демократов (Sverigedemokraterna) набрала около 13 процентов голосов, что вызвало горячие политические дискуссии во всей стране.

Премьер-министр и его кабинет

Риксдаг назначает премьер-министра, задача которого – сформировать правительство. Премьер-министр лично выбирает министров для своего кабинета и решает, какие министерства будут им подчиняться. Согласно Конституции, именно правительство, а не глава государства (монарх), уполномочено принимать государственные решения.

Нередко министры представляют правящую политическую партию или партии правящей коалиции. В большинстве случаев, министры назначаются из числа депутатов риксдага, но места в парламенте на период работы в кабинете министров за ними также сохраняются. Правда, их парламентские обязанности в это время выполняют заместители. Члены кабинета министров не могут голосовать в риксдаге, однако они имеют право участвовать в парламентских дебатах. Во время официального открытия сессии риксдага в сентябре премьер-министр обычно докладывает о целях правительства на следующий год и рассказывает о приоритетах внутренней и внешней политики государства.

На парламентских выборах в 2014 году премьер-­министром Швеции стал Стефан Лёвен, хотя его коалиция социал­-демократов и зеленых не получила большинства голосов. Cоциал-­демократы и зеленые смогли сформировать правительство самостоятельно, поскольку в Швеции действует система отрицательного парламентаризма, при которой правительство может оставаться при власти, если против него не не выступает большинство в парламенте.

История выборов в Швеции

1932–1976: Социал-демократы правят почти без перерыва, в течение 44 лет.

1976: Социал-демократы побеждены правой коалицией, состоящей из Партии центра, Умеренной коалиционной партией и Народной партией либералов

1982: Коалиция правых партий теряет свое преимущество, формируется Социал-демократическое правительство меньшинства.

1991: Начиная с этого года, всеобщие выборы в Швеции проводятся раз в четыре года (ранее проводились раз в три года).

2006: Четыре правые партии формируют коалиционное правительство (Альянс).

2010: Альянс правых партий побеждает левую коалицию, но не получает абсолютного большинства голосов.

2014: Коалиция Социал-демократической и Зелёной партий приходит к власти на смену Альянсу, не имея собственного большинства голосов.

Премьер-министр Швеции Стефан Лёвен.

Фото: Socialdemokraterna / Flickr

За что отвечает правительство

Правительство руководит Швецией, исполняет решения риксдага, инициирует новые законы и делает поправки к уже существующим. В аппарате правительства есть также канцелярия и около 360 различных служб . Несмотря на то, что многие вопросы решаются конкретными министрами и только формально одобряются правительством, на всех членах правительства лежит коллективная ответственность за проводимую в стране политику.

Полномочия правительства в настоящее время достаточно обширны. Кабинет министров отвечает за все основные вопросы экономической, социальной и политической жизни. Правительству в свое время были переданы и такие полномочия короля, как назначение высших чиновников, судей, образование некоторых ведомств, определение внешней политики, руководство вооруженными силами. Правительство обладает правом роспуска риксдага, однако это право ограничено определенными условиями. К примеру, вновь избранный парламент не может быть распущен раньше, чем через три месяца после начала первой сессии.

Полезные ссылки

www.government.se Правительство и правительственные учреждения Швеции
www.manskligarattigheter.se Сайт правительства, посвященный правам человека
www.riksdagen.se Парламент Швеции – Риксдаг
www.skl.se Ассоциация муниципального и регионального управления Швеции

Национальные референдумы

Всего в Швеции проводилось шесть национальных референдумов. Подобные голосования носят консультативный характер, и риксдаг может принимать полностью противоположные решения. Такое случилось лишь единожды, в 1955 году, когда референдум проводился по вопросу перехода на правостороннее движение. Шведы проголосовали против, но правительство решило, несмотря ни на что, ввести правостороннее движение.

Свобода печати и информации

Свобода печати и информации. В конституционном Акте о свобо­де печати Швеции 1949 г. свобода печати понимается как право каждо­го шведского гражданина издавать произведения без заранее установ­ленных какой-либо властью или иным государственным органом пре­пятствий, привлекаться только к установленному законом суду за со­держание произведений и не наказываться, следовательно, в иных слу­чаях, кроме того случая, когда их содержание явно противоречит зако­ну, принятому в целях охраны общественного спокойствия, который не может ограничивать право на всеобщую информированность. И далее этот очень подробно разработанный Акт устанавливает, что никакое произведение до его публикации не может быть подвергнуто цензуре, и никакое его отпечатывание не может быть запрещено. В этом Акте также предусматриваются право каждого шведского гражданина поль­зоваться официальными документами в целях поощрения свободного обмена мнениями и всеобщей информированности, право на аноним­ность, порядок размножения печатного произведения, его распростра­нения и опубликования периодического издания; говорится о преступ­лениях против свободы печати и о судопроизводстве по делам о свободе печати, об ответственности за периодическое издание и др. К этому Акту примыкает и шведский Основной закон о свободе высказываний 1991 г.

Аналогичные положения о свободе печати и информации имеются и в конституциях других демократических стран. Выше уже подробно говорилось в этой связи о Конституции Португалии (см. § 4 гл. 3). Сошлемся также и на ряд других конституций, которые хотя и более лаконично, но достаточно определенно решают эти вопросы в демокра­тическом духе. Конституция Люксембурга (ст. 24), например, содер­жит указание, что свобода устного выражения мнений по любым во­просам и свобода печати гарантированы, с сохранением ответственнос­ти за правонарушения, совершенные при пользовании этими правами; цензура никогда не может быть установлена. В Конституции Италии (ст. 21) говорится, что «печать не может подлежать разрешению или цензуре». В ней также устанавливаются строгие рамки судебного осу­ществления конфискаций. Сходные положения содержатся в ст. 20 Конституции Испании, ст. 77 Конституции Дании, ст. 14 Конституции Греции, ст. 5 Основного закона ФРГ и др.

Права и свободы швеция

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДОСТУПА ГРАЖДАН К ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

РОССИЙСКИЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДОСТУП ГРАЖДАН К ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

АКТ О СВОБОДЕ ПЕЧАТИ
(В редакции Закона об изменении Акта о свободе печати,
принятого 18 ноября 1976 года N 955)
Принят Риксдагом 7 февраля 1974 года

(Печатается с сокращениями)

Глава 1. О свободе печати

§ 1. Под свободой печати понимается право каждого шведского гражданина издавать произведения без заранее установленных какой–либо властью или иным государственным органом препятствий, привлекаться только к установленному законом суду за содержание произведений и не наказываться, следовательно, в иных случаях, кроме того случая, когда их содержание явно противоречит закону, принятому в целях охраны общественного спокойствия, который не может ограничивать требования всеобщей информированности.
Согласно принципам, изложенным в части первой относительно свободы печати для всех, и в целях обеспечения свободного обмена мнениями и всестороннего просвещения каждый шведский гражданин может свободно выражать в печатном произведении свои мысли и мнения, предавать гласности официальные документы, а также делать заявления и сообщать информацию по какому бы то ни было делу с соблюдением положений, которые установлены данным Актом для защиты прав личности и общественной безопасности.
Во всех случаях, если иное не предусмотрено данным Актом, каждый может по вопросам, предназначенным предположительно для опубликования в печатном произведении, сообщать сведения и информацию автору или иному лицу, которое считается инициатором высказывания в произведении, редактору произведения или соответствующей редакционной коллегии, если таковая в произведении имеется, информационному агентству новостей либо другим органам информации для периодической печати.
В дальнейшем каждый будет иметь право, если иное не следует из данного Акта, получать сведения и информацию по вопросу, предназначенному предположительно для опубликования в печатном произведении или для передачи высказываний, которые имеются в виду в предыдущей части.
§ 2. Никакое произведение до его издания не может быть подвергнуто цензуре и никакое печатание его не может быть запрещено.
Никакая власть и никакой орган не могут в связи с содержанием произведения предпринимать меры, которые не установлены данным Актом, чтобы воспрепятствовать напечатанию или публикации произведения или его распространению среди населения.
§ 3. Никто не должен в связи со злоупотреблением свободой печати или соучастием в нем привлекаться к суду, приговариваться к судебной ответственности, возмещению ущерба, к конфискации произведения либо наложению ареста в ином порядке и случае, чем это устанавливается данным Актом.
§ 4. Лицо, в обязанности которого входит вынесение решения по поводу злоупотребления свободой печати или обеспечение иным путем выполнения данного Акта, должно всегда иметь в виду, что свобода печати является основой свободного общества, и всегда должно обращать внимание больше на противозаконность темы и смысла, чем на формы их выражения, больше на цель, чем на манеру Изложения, а также в случае сомнения скорее оправдывать, чем осуждать.
При установлении последствий, которые согласно данному Акту связаны со злоупотреблением свободой печати, в случае опубликования сообщений, которые требуют поправок, особое внимание должно обращаться на то, чтобы указанные поправки в надлежащей форме были доведены до всеобщего сведения.
§ 5. Этот Акт применяется к произведению, которое Напечатано на печатном станке. Он должен применяться также к произведению, которое размножено путем ротапринта, фотокопирования или аналогичным техническим способом, если:
1) имеется лицензия на издание произведения или
2) произведение снабжено знаком, указывающим, что оно размножено, а также точными сведениями о том, кем оно размножено, где и в каком году.
Положения Акта, касающиеся напечатанного на печатном станке произведения или печатания произведения, должны, если не установлено иное, применяться соответственно к любому произведению, в отношении которого действует Акт, согласно части первой, или к размножению такого произведения.
К произведению относится рисунок, даже если он не сопровождается текстом.
§ 6. Печатное произведение для того, чтобы оно считалось таковым, должно быть издано. Произведение считается изданным, если оно было передано для продажи или для распространения иным путем. Указанное не применяется, однако, к документам, напечатанным для органа власти, если они должны быть доступны для каждого.
§ 7. Периодическими изданиями считаются газета, журнал или иное аналогичное печатное произведение, которые, согласно планам выпуска, должны выходить под определенным названием не менее чем в четырех номерах, выпускаемых в разные периоды или выпусками в течение года. После того как предоставлена лицензия на издание произведения, оно должно считаться периодическим, пока лицензия не будет аннулирована.
§ 8. Привилегии на издание произведения не могут предоставляться; однако Правительство правомочно возобновлять предоставленные ранее привилегии для поддержания общественных учреждений каждый раз не более чем на двадцать лет.
Право, которое принадлежит автору литературного или музыкального произведения или печатной репродукции, и запрещение воспроизводить литературное или музыкальное произведение, нарушающее интересы духовной культуры, регулируются законом.
§ 9. Вне рамок, установленных данным Актом, закон регулирует:
1) запрет на коммерческую рекламу в той мере, в какой в ней используется Руководство по торговле алкогольными напитками и табачными товарами;
2) запрет на разглашение кредитных сведений о профессиональной кредитной деятельности, в которых содержатся неуместное вторжение в личную жизнь частных лиц либо неправильные или ложные сведения; обязанность возмещения ущерба за такое разглашение, а также внесения исправлений в.связи с неправильными или ложными сообщениями;
3) ответственность за ущерб и обязанность его возмещения, которые возникают в связи с этими сведениями или сообщениями.

Глава 2. О публичном характере официальных документов

§ 1. В целях поощрения свободного обмена мнениями и всеобщего просвещения каждый шведский гражданин должен иметь право пользоваться официальными документами.
§ 2. Право пользоваться официальными документами ограничивается лишь по соображениям:
1) безопасности государства или его отношений с другим государством либо с международной организацией;
2) централизованной финансовой, денежной или валютной политики государства;
3) деятельности власти по инспектированию, контролю и иной проверке;
4) заинтересованности в обнаружении и расследовании преступлений;
5) общих экономических интересов;
6) защиты личных и имущественных отношений частных лиц;
7) заинтересованности в сохранении видов животных и растений.
Ограничения в праве пользоваться официальными документами должны четко определяться в положениях специального закона или, если это в некоторых случаях целесообразно, в ином законе, к которому отсылает специальный закон. По уполномочию такого положения Правительство может, однако, своим решением устанавливать оолее детальные правила его применения.
Вне рамок, установленных частью второй, положением, которое здесь имеется в виду, Риксдагу или Правительству даются дополнительные полномочия при соответствующих обстоятельствах разрешать выдачу определенного документа.
§ 3. Под документом понимается изображение в виде письма или рисунка, а также запись на пленку, которая может читаться, прослушиваться или иным путем восприниматься лишь с помощью технических средств. Документ является официальным, если он хранится у органа власти и согласно § 6 или § 7 считается поступившим в орган власти или составленным им.
Запись на пленку, которая имеется в виду в части первой, рассматривается как документ, относящийся к органу власти, если эта запись органом власти может быть переведена в такую форму, когда она может читаться, прослушиваться или иным путем восприниматься. Это не применяется, однако, к записи на пленку, которая входит в личный реестр, если орган власти согласно закону, постановлению или основанному на законе особому решению не имеет права осуществлять ее перевод в указанную форму. Под личным реестром понимается список, опись или другие заметки, содержащие сведения, которые касаются частного лица и которые могут относиться к нему.
§ 4. Письмо или иное сообщение, переданное лично тому, кто занимает должность в органе власти, рассматривается как официальный документ, если в нем содержится изложение дела или иной вопрос, относящийся к органу власти и не касающийся получателя как лица, которое занимает иное положение.
§ 5. Под органом власти в данной главе подразумевается Риксдаг, всеобщий церковный съезд и принимающее решение коммунальное собрание.
§ 6. Документ считается поступившим в орган власти, если он передан в орган власти или вручен правомочному должностному лицу. Запись на пленку, которая имеется в виду в части первой § 3, вместо сказанного выше считается поступившей в орган власти, когда она будет доступна для перевода ее органом власти в форму, которая имеется в виду в части второй § 3.
Конкурсная заявка, предложение или иной подобный документ, который согласно объявлению должен представляться в запечатанном конверте, не считается поступившим в орган власти до времени, которое назначено для его вскрытия.
Меры, предпринимаемые кем–либо, выступающим лишь звеном в технической разработке, или направленный в орган власти технический архив документа, не должны давать основание считать, что документ поступил в орган власти.
§ 7. Документ считается изданным органом власти, если он оформлен. Неоформленный документ считается изданным органом власти, когда дело, к которому документ относится, или завершено или, если документ не относится к определенному делу, когда он проверен органом класти либо признан законченным иным путем.
Вместо предписанного в части первой считается изданным органом власти документ:
1) дневник, журнал, а также такой список или иная опись, которые продолжают вести, когда документ подготовлен для оформления или введения в действие;
2) приговор или иное решение, которое, согласно предписанию, должно оглашаться или издаваться, а также протокол или иной документ, относящийся к такому решению, которое было оглашено либо введено в действие;
3) иной протокол органа власти и приравненный к нему акт, если документ оформлен или иным путем завершен; сюда не относятся, однако, протоколы комиссий Риксдага, или всеобщего церковного съезда, ревизоров Риксдага, или коммуны, или государственных комитетов, или коммунальных органов по делам, которые ими только подготавливаются к обсуждению.
§ 8. Если орган, который входит в составную часть механизма организации власти или подобного органа либо является им, передал документ другому органу в той же организации либо представил его для таковой передачи, документ не должен считаться вследствие этого поступившим или изданным, исключая случаи, когда органы выступают по отношению друг к другу в качестве самостоятельных.
§ 9. Принадлежащая органу власти памятная записка, не отправленная после того срока, когда она должна была быть изданной согласно § 7, считается официальным документом органа власти, если она не передана в архив. Под памятной запиской понимается записка и иная запись или вапись на пленку, которая создана лишь для подготовки вопроса или доклада, однако не в той ее части, которая касается сути вопроса.
Проект, либо подготовительный материал, необходимый для решения властей, либо записка и иной приравненный к ним документ, который не был разослан, не рассматриваются как официальные документы, если они не были переданы в архив.
§ 10. Документ, хранящийся у органа власти лишь в качестве звена в технической разработке или технического материала для иных расчетов, не рассматривается как официальный документ органа власти.
§11. В качестве официального документа не рассматриваются:
1) письмо, телеграмма или аналогичный документ, который передан органу власти или издан им лишь для передачи информации;
2) информация или иной документ, поступивший в орган власти или изданный им исключительно для опубликования в периодической печати в качестве исходящего от органа власти;
3) печатное произведение, фоно– или фотозапись или иной документ, которые принадлежат библиотеке или переданы от частного лица в публичный архив исключительно для хранения, либо приведения в надлежащий вид, либо в целях исследования и изучения, или частное письмо, издание, или фоно– и фотозапись, которые в ином случае направлялись в орган власти лишь для указанной выше цели;
4) запись на пленку содержания документа, который имеется в виду в пункте 3, если она хранится у органа власти, когда сам документ не должен рассматриваться как официальный.
§ 12. Официальный документ, который может выдаваться, должен по желанию заинтересованного лица предоставляться в его распоряжение бесплатно, незамедлительно или настолько быстро, насколько это возможно, для чтения, прослушивания либо воспроизведения иным путем. С документа может быть сделана запись, репродукция или звукозапись. Если документ не может быть предоставлен без той части, которая не подлежит выдаче в силу секретности, заинтересованному лицу должен быть тотчас же обеспечен доступ к остальной части в виде записи или ее копии. Орган власти не обязан тотчас же предоставлять документ, если при этом создаются значительные трудности. В отношении вопроса о записи на пленку, которая имеется в виду в части первой § 3, не существует такой обязанности, если заинтересованное лицо может познакомиться с этой записью в органе власти, расположенном ближе к месту его жительства.
§ 13. Лицо, выразившее желание ознакомиться с официальным документом, имеет также право за установленную плату получить запись или копию документа в той части, которая может выдаваться. Орган власти не обязан, однако, выдавать запись на пленку для автоматической обработки в счетно–решающем устройстве в иной, кроме выписки, форме. Не существует также иной обязанности предоставлять копии карты, чертежа, рисунка либо указанной в части первой § 3 записи на пленку, помимо здесь установленной, если это вызывает трудности и документ может быть выдан на месте.
§ 14. Просьба в получении официального документа выполняется органом власти, у которого он хранится.
Просьба рассматривается органом власти, указанным в части первой. В особых случаях в положении, которое имеется в виду в части второй § 2, может, однако, предписываться, что рассмотрение просьбы при применении положения должно осуществляться другим органом власти. В отношении документа, имеющего особое значение для безопасности государства, также предписывается, о только определенный орган власти может рассматвать вопрос о его выдаче. В указанном здесь случае просьба о выдаче передается соответствующему органу власти.
§ 15. Если иной, кроме Риксдага и Правительства, орган власти отказал в просьбе об ознакомлении с документом пли выдал официальный документ с условием, которое ограничивает заинтересованное лицо в праве раскрывать его содержание или иначе им распоряжаться, это лицо может обжаловать решение. Жалоба на решение министра может передаваться Правительству, а на решение иного органа власти – в суд.
В законе, упомянутом в § 2, должно непосредственно указываться, в каком порядке надлежит обжаловать решение, которое имеется в виду в части первой. Эта жалоба всегда должна рассматриваться в короткий срок.
В отношении права обжаловать решение органа подчиненного Риксдагу, имеется особое предписание.
§ 16. Указание запретить выдачу официального документа может быть дано лишь в отношении такого документа, который подпадает под действие положения части второй § 2. При этом должно указываться применяемое положение.

Глава 3. Право на анонимность

§ 1. Автор печатного произведения не может быть обязан указывать в нем свое имя, псевдоним или знак, устанавливающий принадлежность произведения. Сказанное здесь соответственно применяется в отношении того, кто признается информатором согласно части третьей § 1 главы 1, а также к редактору печатного произведения, которое не является периодическим.
§ 2. В судебном процессе по делу о преступлении против свободы печати не может быть поставлен вопрос о том, кто является автором или упомянут как информатор, согласно части третьей § 1 главы 1, или является редактором печатного произведения, если оно не периодическое. Вопрос о произведении, которое не является периодическим, может разбираться в судебном процессе, если автор или редактор указываются в самом произведении под своим именем, псевдонимом или знаком, который, как это общеизвестно, принадлежит определенному лицу, или если кто–либо признал в письменном заявлении свое авторство либо редакторство, или сам добровольно сделал такое признание перед судом в процессе.
Вопрос о том, кто является ответственным за преступления согласно § 3 главы 7, должен, вне рамок, установленных частью первой, рассматриваться в том же самом судебном процессе, что и все дело.
§ 3. Служащий издательского предприятия или агентства новостей или иной информатор периодической печати, занятый подготовкой или изданием печатного произведения или изображения, которое предполагается поместить в печатном произведении, не может раскрывать тайну о том, кто является автором, или информатором согласно части третьей § 1 главы 1, или редактором произведения, которое не является периодическим изданием, если:
1) указанное лицо не дало на это согласия;
2) вопрос об этом не возбуждался согласно части первой § 2;
3) не возникает вопрос о преступлении, которое указано в пункте 1 части первой § 3 главы 7;
4) не возникает вопрос о преступлении согласно § 2 или пункта 2 или 3 части первой § 3 главы 7 и суд в процессе не находит нужным получать сведения о том, мог ли обвиняемый или подозреваемый в преступлении представлять сообщения или участвовать в публикации;
5) суд с учетом общего или частного интереса не находит особо важным, чтобы сведения по делу представлялись при допросе свидетелей либо сторон при выявлении истины.
§ 4. Орган власти или иной государственный орган не должны при опубликовании, которое осуществлено или предполагается осуществить, расследовать вопрос об авторстве того, кто издал или предполагал издать печатное произведение или считается информатором согласно части третьей § 1 главы 1 в большей мере, чем это требуется для судебного дела или иного вмешательства, в отношении того, что не противоречит данному Акту. Если расследование проводить необходимо, то при этом должна выполняться обязанность не разглашать тайну в соответствии с § 3.
§ 5. Если кто–либо вопреки желанию автора или в случае, который имеется в виду в § 1, вопреки желанию редактора или информатора указывает соответственно имя, псевдоним или знак, или кто–либо пренебрегает обязанностью сохранять тайну согласно § 3, то такое лицо наказывается штрафом или тюремным заключением сроком до одного года. То же применяется, когда в качестве автора, редактора или информатора указывается имя, псевдоним или знак другого лица, а не действительного автора редактора или информатора.
При расследовании, проводимом в противоречии с предложением первым § 4, суд устанавливает наказание в виде штрафа или тюремного заключения сроком до одного года.
Любое обвинение в преступлении, которое имеется в виду в части первой, может возбуждаться, если только потерпевший заявит о преступлении в целях обвинения.
§ 6. К автору приравнивается в этой главе иное лицо, которое считается инициатором опубликования изданного или предполагаемого к изданию печатного произведения.

Это интересно:

  • Повторно подать исполнительный лист Повторное предъявление исполнительного листа судебным приставам Необходимость в повторном предъявлении исполнительного листа судебным приставам появляется тогда, когда исполнительное производство было прекращено по тем или иным […]
  • Адвокат киртичук марина дмитриевна отзывы Киртичук Марина Дмитриевна Закажите у юриста консультацию, документ или напишите сообщение Обратиться к юристу Профессиональный Адвокат.Стаж работы федеральным судьёй 10 лет.Защита по Уголовным, Гражданским,Административным […]
  • Признаки причинения вреда средней тяжести Причинение вреда средней тяжести и его виды Причинение вреда средней тяжести и его виды (ст. 112, 113, 114, ч. 3—4 ст. 118 УК РФ). Статья 112 УК предусматривает ответственность за умышлен­ное причинение средней тяжести вреда […]
  • Продать пай в смоленской области Земли сельхозназначения в Смоленской области (15) Продам участок 10.4 га, земли сельхозназначения (СНТ, ДНП), 10 км до города. Участок сельскохозяйственного назначения около д. Сож (Талашкинское сельское. Смоленская область - […]
  • Комментарий к гпк туманова Комментарий к гпк туманова Лидия Туманова Настоящий Комментарий подготовлен коллективом юридического факультета Тверского государственного университета. Комментарий представляет собой научно-практический анализ норм […]
  • Норма рабочего времени на октябрь 2018 года Производственный календарь на 2018 год, Республика Башкортостан Производственный календарь РБ 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 Проект постановления правительства о переносе праздничных дней в 2018 […]
  • Уголовный процессуальный кодекс рф гарант Правовые основы деятельности Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. 1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской […]
  • Сколько идет заказное письмо из москвы в тамбов Сколько идет заказное письмо из москвы в тамбов Из города в город идёт (без учёта дня приёма). А если города нет в списке? Вместо города (поселка), которого нет в списке, укажите административный центр субъекта РФ, где находится […]