Порядок привлечения к административной ответственности по коап рф

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности

1. Правила ч. 1 ст. 4.5 устанавливают сроки давности привлечения к административному правонарушению:

1) общие. Предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда было совершено административное правонарушение. При этом:

— речь идет о календарных месяцах;

— отсчет срока начинается со следующего дня (после дня совершения противоправного деяния);

2) специальные. При этом нужно учесть, что такие сроки применяются лишь в случаях, прямо и исчерпывающим образом указанных в ч. 1 ст. 4.5.

Важно знать, что днем совершения административного правонарушения считается день, когда то или иное противоправное деяние (исходя из анализа его объективной стороны) окончено.

Например, днем подделки документов, удостоверяющих личность, является день, когда правонарушитель подделал этот документ (см. коммент. к ст. 19.23). Начиная со следующего дня, следует отсчитывать срок давности по этому административному правонарушению.

Следует учитывать что вступили в силу изменения, внесенные в ч. 1 ст. 4.5:

— Законом N 130 — с 02.11.02 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов полученных преступным путем и финансированию терроризма);

— Законом N 94 — с 18.07.03 (годичный срок давности был установлен за нарушения законодательства о референдумах);

— Федеральным законом N 138 от 11.11.2003 «О лотереях» — с 01.01.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о лотереях);

— Законом N 118 — с 01.10.04 (годичный срок давности был установлен за нарушение актов органов валютного регулирования);

— Законом N 214 — с 01.04.2005 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов);

— Законом от 27.12.05 — с 09.01.2006 (годичный срок давности был установлен за нарушение патентного законодательства, а также законодательства об авторском праве и смежных правах»);

— Законом от 02.02.06 — с 09.02.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд);

— Федеральным законом N 65 от 08.05.06 «О внесении изменений в КоАП» — с 22.05.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об экспортном контроле);

— Федеральным законом N 139 от 27.07.06 «О внесении изменений в КоАП РФ» — с 09.08.06 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве);

— Федеральным законом N 189 от 05.11.06 «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства» — с 09.11.06 (и при совершении этих правонарушений был установлен годичный срок давности);

— Федеральным законом N 262 от 29.12.06 «О внесении изменений в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 21.01.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение иммиграционных правил, а также правил пребывания (проживания) в РФ и правил привлечения иностранных работников);

— Федеральным законом N 19 от 09.02.07 «О внесении изменения в ст. 4.5 КоАП РФ» — с 25.02.07 (годичный срок давности был установлен за нарушение бюджетного законодательства);

— Законом N 141 от 19.07.07 — с 01.01.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках);

— Законом N 210 от 24.07.07 — с 01.07.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение ПДД повлекшего причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего).

— Законом N 280 от 25.12.08 — с 10.01.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о противодействии коррупции);

— Законом N 281 от 25.12.08 — с 30.12.08 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организацией коммунального комплекса);

— Законом N 9 от 09.02.09 — с 13.04.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах);

— Законом N 160 от 17.07.07 — с 22.08.09 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об электроэнергетике). Этим же Законом ст. 4.5 дополнена ч. 6. С 22.08.09 установлено, что срок давности привлечения к ответственности за правонарушения в области ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке (они предусмотрены в ст. 14.9, 14.31-14.33 КоАП, см. комментарий к ним) — начинает исчисляться со дня следующего за датой вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

— Законом N 261 от 23.11.09 — с 23.05.2010 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности;

— Законом N 380 от 28.12.09 — с 28.03.10 (годичный срок давности был установлен за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия);

2. Специфика правил ч. 2 ст. 4.5 состоит в том, что:

1) они посвящены давности привлечения к ответственности при длящемся административном правонарушении (примером может служить непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения, переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли, см. коммент. к ст. 10.14);

2) по таким административным наказаниям сроки давности (как общие, так и специальные), указанные в ч. 1 ст. 4.5, необходимо исчислять со дня обнаружения административного правонарушения. Речь идет не только о фактическом обнаружении, но и о составлении соответствующих документов (см. например, коммент. к ст. 28.1-28.3), скажем, протокола об административном правонарушении.

3. Особенности правил ч. 3 ст. 4.5 состоят в том, что они:

1) касаются лишь таких административных правонарушений, которые влекут назначение такого вида административного наказания, как дисквалификация (последняя заключается в лишении физических лиц прав занимать руководящие должности в исполнительном органе ЮЛ, входить в состав совета директоров (наблюдательного совета), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению ЮЛ в иных случаях, см. коммент. к ст. 3.11);

2) устанавливают, что физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее:

— одного календарного года со дня совершения административного правонарушения (если административное правонарушение не относится к длящимся);

— одного календарного года со дня обнаружения (если административное правонарушение относится к длящимся).

4. Правила ч. 4 ст. 4.5 подлежат применению, поскольку:

1) против лица (совершившего административное правонарушение) было возбуждено уголовное дело, но впоследствии его прекратили (по любому из обстоятельств, предусмотренных в нормах УПК);

2) в возбуждении уголовного дела было отказано в порядке, предусмотренном нормами УПК.

В соответствии с ними сроки давности (как общие, так и специальные) привлечения к административной ответственности исчисляются, начиная со дня принятия постановления:

— об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования;

— о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения. Все указанные постановления должны соответствовать (по содержанию и форме) приложениям к УПК.

5. Применяя правила ч. 5 ст. 4.5, нужно учесть, что:

1) ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (упомянутое в ч. 5 ст. 4.5):

а) может быть подано как в устной форме, так и в виде письменного заявления;

б) должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, в протоколе судебного заседания и т.п. документах, ведение которых необходимо по закону при производстве дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.8);

в) подается лишь постольку, поскольку дело об административном правонарушении рассматривается вне места жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (при этом место жительства определяется по правилам ст. 20 ГК);

2) они предписывают приостановить течение срока давности (как общего, так и специального по данному делу):

а) с момента удовлетворения упомянутого ходатайства судьей, органом, должностным лицом (о чем выносится соответствующее определение);

б) до момента поступления материалов дела судье (в орган, должностному лицу) по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Момент этот определяется исходя из данных, указанных в постановлениях и определениях, составляемых (выносимых) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 29.9).

6. Верховный Суд (в п. 14 Пост. N 5) обратил внимание на следующие особенности применения ст. 4.5:

1) сроки давности указанные в ст. 4.5:

являются безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу;

исчисляются по общим правилам исчисления сроков — со дня следующего за днем совершения деяния (за днем обнаружения правонарушения). Если правонарушение выразилось в бездействии — со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности;

начинают течь с момента наступления указанного в нормативном акте срока (если обязанность не была выполнена к установленному этим актом сроку);

текут без приостановления. Единственный случай их приостановления предусмотрен в ч. 5 ст. 4.5. При этом, удовлетворяя ходатайство о рассмотрении дела по месту жительства лица, судья не должен выносить процессуальный документ о приостановлении течения срока давности;

1) длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающимся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением;

2) днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения;

3) КоАП не предусматривает возможности перерыва срока давности привлечения к административной ответственности.

О практике арбитражных судов по применению ст. 4.5 (а также ст. 24.5) см. пункты 18-20 Пост. N 2 и п. 21 Пост. N 10.

Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства

Вопрос-ответ по теме

1. Получается сотрудник уволился 31.07.2013г., мы задержали компенсацию до 16.08.2013г., но компенсацию за нарушение выплаты зарплаты перечислено по банку рефинанс. 19.11.2013г . Инспекция труда начала проверку на осн. приказа от 25.10.2013г. — 21.11.2013г. Считать два месяца от 31.07.2013г? Если ,да ,то они нарушили, что начали эту проверку, правильно? 2. После проверки нам вынесли протокол, акт, предписание и постановление об административное наказание руководителя на 3000,00 рублей., правильно ли? 3. Разве постановления не считается заключительной проверкой и вынесение решение. 4. Нам пришло письмо от 27.12.2013 о возбуждение административного производства по ч.1ст.5.27 КоАП РФ., по разговору с ними я поняла они еще хотят штраф наложить на предприятие. Нас вызвали на 10.01.2014, но мы взяли отсрочку на 17.01.2013. Ведь это не серьезно, ни каких серьезных последствий не было от задержки выплаты. 5. Это как-то не связанно с оплатой за нарушение выплаты з/платы от 19.11.2013г., но нам же вынесли постановление от 21.11.2013г штраф 3000,00. ( там также было прописано платежка от 19.11.2013г). Помогите пожалуйста точнее уточнить этот вопрос, как защитить предприятие .

Организация может быть привлечена к административной ответственности в течение двух месяцев со дня его совершения административного правонарушения, то есть с 31.07.2013. По результатам проверки оформляется акт. Если в ходе проверки инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений и оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий, по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении трудовой инспектор выносит постановление. Так как в данном случае постановление вынесено за пределами срока привлечение к административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы, организация может обжаловать данное постановление.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для упрощенки

1.Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение трудового законодательства

Характеристика административных правонарушений в сфере трудовых отношений

В действующем КоАП РФ сформирована целая система норм об ответственности за нарушения трудового законодательства.

Базовой следует признать ст. 5.27 КоАП РФ, которая сформулирована предельно общим образом: «нарушение законодательства о труде и охране труда». Данная статья фактически устанавливает административную ответственность за любое нарушение названных норм законодательства должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.*

Достаточно много вопросов в судебно-арбитражной практике вызывает проблема применения сроков привлечения к ответственности за нарушения законодательства о труде. Нередко судебные акты различного уровня отменяются именно в связи с неправильным применением судами норм о сроках привлечения к ответственности.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев с момента его совершения субъектом, привлекаемым к административной ответственности, за исключением случаев прямо предусмотренных кодексом. В отношении отдельных видов административных правонарушений установлены специальные (более длительные) сроки давности привлечения к административной ответственности за их совершение. Однако для правонарушений в сфере трудовой деятельности действует общий срок привлечения к ответственности.*

Определенные трудности в судебной практике вызывает проблема сроков привлечения к ответственности за длящиеся административные правонарушения, которые в соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начинают исчислять с момента их обнаружения.

***Государственная инспекция по труду по Владимирской области привлекла Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение ТК РФ, выразившееся в том, что заработная плата профессорско-преподавательскому составу за проведение занятий со студентами контрактной (внебюджетной) формы обучения была выплачена с опозданием на 1 месяц (за сентябрь 2006 — 05.11.2006), хотя правилами внутреннего распорядка выплата заработной платы предусмотрена два раза в месяц.

После погашения задолженности работникам университета по оплате труда вуз в нарушение ст. 236 ТК РФ не выплатил работникам денежную компенсацию (в размере не ниже 1/300 действующей в то время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

За неисполнение в добровольном порядке требований о материальной ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы трудовая инспекции наложила на образовательное учреждение штраф. Не согласившись с данным постановлением, университет обратился в Ленинский районный суд г. Владимира с жалобой, которой требовал данное постановление отменить.

При этом требования заявителя были основаны на том, что учреждение было привлечено к ответственности с нарушением ст. 4.5. КоАП РФ в части наложения взыскания за нарушение, в отношении которого истек срок давности. Постановление было издано 26.06.2007 после проверки, проведенной прокуратурой г. Владимира по жалобе граждан, т. е. спустя более чем 8 месяцев с момента, когда наступила обязанность выплатить работникам компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы.

Суд первой инстанции в удовлетворении жалобы отказал, посчитав, что имеет место длящееся административное правонарушение в действиях университета, поскольку в течение определенного периода времени университет не исполнял обязанность перед работниками по выплате им компенсации за задержку заработной платы.

Однако судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда данное решение отменила, указав, что невыплата компенсации за задержку заработной платы является единократным правонарушением и не может быть рассмотрена, как длящееся правонарушение. Следовательно, постановление трудовой инспекции подлежит отмене, так как истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ7.

Аналогичная правовая позиция высказана и в арбитражной практике, где непосредственно нарушение сроков выплаты заработной платы не может быть рассмотрено, как длящееся правонарушение.*

***ЗАО «Архангельский завод технических спиртов» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной инспекции труда в Архангельской области (далее — инспекция) от 06.03.2006 № 03-10-75-7 о привлечении его к административной ответственности в виде взыскания штрафа на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Решением суда от 07.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2006, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, невыплата обществом заработной платы работникам является длящимся правонарушением, в связи с чем ссылка суда на истечение предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности неправомерна.

Кассационная инстанция посчитала жалобу инспекции не подлежащей удовлетворению и указала на следующие обстоятельства.

Общество несвоевременно выплатило работникам зарплату за октябрь 2005 г . и на момент проверки имелась задолженность по заработной плате за ноябрь 2005 г., в связи с чем постановлением прокурора Соломбальского района г. Архангельска от 30.01.2006 в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановлением инспекции от 06.03.2006 № 03-10-75-7 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде взыскания административного штрафа.

Предприятие обжаловало названное постановление в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности, признали постановление инспекции от 06.03.2006 незаконным.

В данном случае суды установили, что общество не позднее последнего дня каждого месяца обязано выплачивать работникам заработную плату за предыдущий месяц. Однако заявитель нарушил это условие, предусмотренное Правилами внутреннего трудового распорядка, т. е. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

При рассмотрении дела суды сделали вывод о том, что постановление от 06.03.2006 принято за пределами установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.*

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом, к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.

В данном случае из положений Правил внутреннего трудового распорядка следовало, что заработная плата за октябрь и ноябрь 2005 г. должна быть выплачена предприятием работникам не позднее 30.11.2005 и 31.12.2005 соответственно. С этого момента исчисляется двухмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности вынесено 06.03.2006, т. е. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.*

Невыполнение обязанности по соблюдению срока привлечения к административной ответственности не является длящимся административным правонарушением в связи с чем ссылка подателя жалобы на длящийся характер административного правонарушения необоснованна.

С учетом изложенного кассационная инстанция сделал вывод о том, что решение от 07.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2006 являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.

Журнал «Трудовые споры», № 7, июль 2008

2.Рекомендация: Как защитить свои права, если работодатель задерживает зарплату

Проверка расчета компенсации за задержку

Сумму компенсации, которая полагается за задержку зарплаты, рассчитывает работодатель (организация или предприниматель). Выплатить ее он обязан вместе с погашением задолженности по зарплате. Это следует из статьи 236 Трудового кодекса РФ.*

Куда обратиться при задержке выплат

Если работодатель не выплачивает зарплату и (или) компенсацию за ее задержку добровольно, человек вправе обратиться с заявлением в следующие инстанции:

свою профсоюзную организацию или в комиссию по трудовым спорам (если они созданы по месту работы человека);

Это следует из статей 352, 353, 381, 382 Трудового кодекса РФ и статей 21, 26, 27 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Обращение в трудовую инспекцию

Трудовая инспекция контролирует, соблюдает ли работодатель нормы трудового законодательства (ст. 356 ТК РФ). При этом по просьбе заявителя сотрудники трудовой инспекции обязаны не разглашать данные о человеке, который уведомил их о нарушении (ч. 2 ст. 358 ТК РФ).

Для того чтобы сообщить в трудовую инспекцию о нарушении работодателем сроков выплаты зарплаты, подайте заявление (ст. 356 ТК РФ). Заявление можно подать лично, отправить по почте или курьером. Также можно заполнить электронную форму обращения на официальном сайте Роструда. Об этом сказано в пункте 2.18 Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 мая 2012 г. № 581н.

Главбух советует: перед тем как подать заявление в трудовую инспекцию, напишите письмо на имя руководителя организации (предпринимателя). В письме потребуйте объяснить причины задержки зарплаты и указать срок погашения задолженности. Письмо составьте в двух экземплярах и зарегистрируйте как входящий документ. Один экземпляр с отметкой о получении сохраните у себя. Данное письмо с ответом (или без него) приложите к заявлению в трудовую инспекцию. Если в дальнейшем возникнет необходимость обратиться в суд, то данный документ также можно приложить к исковому заявлению.

Трудовая инспекция рассматривает письменные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав в течение 30 дней со дня их регистрации (ст. 356 ТК РФ, ч. 1 ст. 12 Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).

По результатам проверки трудовая инспекция вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (ст. 357 ТК РФ). Также трудовые инспекторы вправе применить меры ответственности, предусмотренные законодательством для нарушителей, или передать сведения в другие ведомства (ст. 356, 365 ТК РФ).*

главный редактор БСС «Система Главбух»

3.Рекомендация: Как оформляются результаты проверки трудовой инспекции.

Оформление результатов проверки (161,22)

Журнал учета проверок (161,23)

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8–9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:
– наименование территориальной трудовой инспекции;
– даты начала и окончания проведения проверки;
– продолжительность проверки;
– дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
– цели, задачи и предмет проверки;
– выявленные нарушения и выданные предписания;
– фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки (161,24)

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Акт должен содержать подробную информацию о проведенной проверке, а именно:
– дату, время и место составления акта;
– наименование территориальной трудовой инспекции, сотрудники которой проводили проверку;
– дату и номер распоряжения (приказа) руководителя трудовой инспекции (его заместителя) о проведении проверки;
– фамилию, имя, отчество и должность трудового инспектора, проводившего проверку;
– наименование проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
– дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
– сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
– сведения об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
– сведения о внесении записи о проведении проверки в журнал учета проверок либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием журнала проверок;
– подпись трудового инспектора, проводившего проверку.

Такие требования к содержанию акта установлены в части 2 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Выявление нарушений по итогам проверки (161,25)

Если в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то помимо акта он:
– составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
– оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

При этом за все нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверки, инспектор может привлечь к административной ответственности только один раз (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Пермского краевого суда от 25 июня 2013 г. № 44а-492-2013).*

Ответственность за неисполение предписания трудовой инспекции

Внимание: неисполнение в установленный срок предписания трудовой инспекции является правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

При наличии такого нарушения по заявлению трудовой инспекции суд может оштрафовать:
– граждан на сумму от 300 до 500 руб.;
– должностных лиц организации (например, ее руководителя) на сумму от 1000 до 2000 руб.;
– организацию на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Кроме того, за подобное нарушение должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрение административного правонарушения (161,29)

Протокол об административном правонарушении, составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения – 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).* При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:
– о назначении административного наказания;
– о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных* правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции.*

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Привлечение к административной ответственности

Административная ответственность является видом административного принуждения и одновременно – юридической ответственности.

Она отличается следующими особенностями:

  • наличие межотраслевой направленности. Административная ответственность направлена на охрану не только административных, но и земельных, налоговых, таможенных и некоторых других правовых общественных отношений;
  • ограничение личных, организационных или имущественных отношений, что влечет для физического лица неблагоприятные последствия;
  • применяется исключительно уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами или судами;
  • применяется уполномоченным субъектом публичной власти к физическим лицам, не находящимся в служебной подчиненности.

Особенности привлечения

Особенности привлечения к административной ответственности связаны с наличием нескольких обязательных условий:

  • законодательное регулирование ответственности в соответствии с КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях;
  • наличие административного правонарушения, которое влечет за собой административную ответственность;
  • применение к виновному за совершение им правонарушения установленной государством меры принудительного воздействия личного или имущественного характера;
  • использование специальных субъектов административной ответственности, к которым относятся граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели (ИП), юридические лица;
  • наличие субъектов административной юрисдикции, уполномоченных применять административное взыскание, к которым, кроме судей, относятся должностные лица органов госуправления и специализированных коллегиальных органов;
  • применение порядка привлечения к административной ответственности, который урегулирован закрепленными в КоАП РФ нормами.

Таким образом, привлечение к административной ответственности лица, совершившего правонарушение, предусмотренного административно-правовой нормой, связано с применением мер принудительного воздействия в виде административного наказания, с помощью которого ограничиваются личные или имущественные права этого лица.

Когда применяется

Уполномоченными на то государственные органы на основании правовых актов издают (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1–23.61) постановление о привлечении к административной ответственности виновного физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение.

Главное основание привлечение к административной ответственности – наличие вины лица, нарушившего закон. В зависимости от ее характера и устанавливается вид административной ответственности.

Виды административных наказаний

Статья 3.2 КоАП РФ предусматривает несколько видов административных наказаний.

Предупреждение

Выносится в установленной законодательством письменной форме уполномоченным органом.

Административный штраф

Определяется соответствующей статьей административного или иного законодательства. Это денежное взыскание, размер которого может колебаться в рамках, установленных законом.

Административный арест

Нарушитель закона содержится в условиях изоляции от общества до 15 суток. При нарушении требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне, где проводится контртеррористическая операция, продолжительность ареста достигает 30 суток.

Административное выдворение

Нарушившие закон Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства выдворяются за пределы страны.

Возмездное изъятие орудия или предмета, с помощью которых совершалось правонарушение

Вещь изымается в принудительном порядке, после чего производится её продажа. Деньги от продажи передаются хозяину вещи за вычетом расходов на её реализацию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Вещь изымается принудительно, но деньги от её реализации не возвращаются её собственнику.

Административное приостановление деятельности

Основано на временном прекращении деятельности юридических лиц, ИП, их филиалов и подразделений с учетом запрета на эксплуатацию конкретных агрегатов, объектов, зданий или сооружений. Запрету подлежат отдельные виды деятельности и оказание услуг. В первую очередь этот вид ответственности используется при наличии угрозы жизни или здоровью людей, экологии, порядку управления, общественному порядку и общественной безопасности, градостроительной деятельности или транспортной безопасности.

Лишение специального права

Это наказание позволяет на определенное время лишить физическое лицо предоставленного ему ранее права на охоту, управление транспортным средством и некоторых иных прав.

Дисквалификация

Позволяет лишить физическое лицо права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления компании, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом.

Закон позволяет принять основное и дополнительное административные взыскания. Это может быть, к примеру, выдворение и возмездное изъятие или конфискация предметов. За одно правонарушение законодатель разрешает применять только одно основное и одно дополнительное взыскания.

Порядок привлечения

Порядок привлечения к административной ответственности регламентируется КоАП РФ.

Первый шаг – составление в течение 3 суток протокола о совершении административного правонарушения. Делает это должностное лицо уполномоченного на то государственного органа и передает должностному лицу или органам, уполномоченным в соответствии сост. 28.8 КоАП РФ его рассматривать. С протоколом должно быть ознакомлено под подпись лицо, обвиняемое в совершении правонарушения. Если в нем были обнаружены ошибки, то на их устранение органом, получившим этот документ, дается не более 3 суток.

Протокол рассматривается судом или органом, уполномоченным применять административное взыскание. Сделать это нужно в течение 2 месяцев (судье дается до 3 месяцев). После вынесения постановление оглашается сразу же.

Далее документ отправляют тому лицу или представителю органа, которое его вынесло, и лицу, которое было привлечено к административной ответственности в случае его неучастия в рассмотрении дела.

Вынесенное постановление о назначении административного наказания можно не исполнять, если прошло после вынесения более 2 лет.

Освобождение от ответственности

Освободить от административной ответственности могут в случае:

  • малозначительности совершенного деяния. Тогда учитывается вина нарушителя, наличие отягчающих и смягчающих обстоятельства и причиненный ущерб от совершенного деяния. Вместо одного из видов наказания рассматривающий дело орган может вынести устное замечание, не имеющее юридических последствий;
  • замены административного наказания дисциплинарной ответственностью;
  • иных оснований, исключающих применение наказания, к которым относятся возраст правонарушителя от 16 до 18 лет.

Обжалование постановления

Обжаловать судебное постановление о привлечении к административной ответственности можно в течение 10 дней с момента его вынесения. Сделать это можно путем подачи жалобы в вышестоящий суд, в которой указывается полные данные заинтересованной стороны, аргументы её несогласия со ссылками наст. 30–30.8 КоАП РФ. К жалобе прилагаются доказательства, подтверждающие все описанные обстоятельства. Если срок обжалования пропущен из-за уважительных причин, он может быть восстановлен судом по заявлению заинтересованного лица. Рассматривается жалоба в 10-дневный срок после её поступления в суд.

Подача заявления о привлечении к ответственности

Заявление о привлечении к административной ответственности может подать должностное лицо или орган, уполномоченный на составление протокола об административных правонарушениях. Перечень таких должностных лиц и органов указан в ст. 28.3 КоАП и ст. 28.4 КоАП.

В заявлении должно быть требование органа или должностного лица о привлечении организации, ИП к административной ответственности.

Подавать такое заявление можно по месту нахождения компании или ИП, в отношении которых составлен протокол, или по месту регистрации физического лица.

Общие требования к подаче заявления о привлечении к административной ответственности лиц изложены в ст.125 АПК. В первую очередь это относится к ИП или иному лицу, занимающемуся экономической деятельностью.

В заявлении указываются:

  • место и время совершения неправомерных деяний, послуживших основанием для составления протокола;
  • информация о составившем протокол лице;
  • данные о правонарушителе и его месте регистрации;
  • нормы КоАП РФ, которые предусматривают административную ответственность за действия, ставшие основанием для составления протокола;
  • требование о привлечении к административной ответственности.

К заявлению должен прилагаться протокол об административном правонарушении, подтверждающие факт нарушения документы и доказательство направления копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол.

После составления протокола заявление должно направляться в арбитражный суд в соответствии сост. 28.8 КоАП в течение 24 часов. Если требования к оформлению и срокам подачи заявления были нарушены, то оно, в соответствии со ст. 128 и129 АПК РФ, может быть возвращено или оставлено без движения. Суд, приняв его к рассмотрению, выносит определение. На следующий день его направляют участвующим в деле лицам.

Чтобы убедиться в законности составления протокола и привлечении к административной ответственности, необходимо хорошо разбираться в нормах КоАП и АПК РФ. Сделать это помогут юристы нашей компании, которые проанализируют ситуацию и сделают все необходимое для грамотного решения вопроса.

Это интересно:

  • П 3 ст 29 гпк рф Статья 29. Подсудность по выбору истца 1. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по […]
  • Расписка о получении денег алиментов Как правильно написать расписку о получении алиментов в 2018 году Нужно ли составлять расписку? Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный […]
  • Пришло извещение из почты Юристы против почты: когда судебные извещения становятся вашей проблемой Главное, что интересует юристов в судебных извещениях, – были ли они надлежащими. Отправка письма по всем правилам вовсе не гарантирует, что вы его […]
  • Удержание по исполнительным листам при увольнении Взыскания по исполнительному листу, при увольнении сотрудника Добрый день! у нас увольняется сотрудник по которому есть исполнительный лист на удержание суммы штрафа. Дата увольнения 18.10.16. Нужно ли платить удержания за […]
  • Доверенность на получение печати организации образец Доверенность на получение груза. Образец оформления Данный документ востребован в тех случаях, когда доверитель по каким-либо причинам не может лично получить доставленный груз в транспортной компании или другой организации, […]
  • Презентации моя профессия юрист МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ ЮРИСТ. И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ…. Юрист – одна из самых популярных и модных профессий в наше время. Профессия юриста является одной из. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВера […]
  • Как вернуть деньги за некачественный товар с алиэкспресс Возврат денег без спора. Те покупатели, у кого и так уже большой процент споров, пытаются решить ситуацию напрямую с продавцом, без открытия диспута. Высылают доказательства проблемы ему в личных сообщениях и просят вернуть […]
  • Кассационная жалоба срок гпк рф ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда России от 11 декабря 2012 г. №29 Федеральным законом от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в главу […]