Положение о комиссии по трудовым спорам тк рф

Комиссия по трудовым спорам

Актуально на: 4 августа 2017 г.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии наряду с судом является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Работник обращается в эту комиссию, если самостоятельно не смог урегулировать свои разногласия напрямую с работодателем (ч. 2 ст. 385 ТК РФ). Об особенностях деятельности трудовой комиссии расскажем в нашей консультации.

Как комиссии по трудовым спорам образуются

Порядок образования комиссии по трудовым спорам установлен ст. 384 ТК РФ. Комиссии по трудовым спорам по ТК РФ создаются по инициативе как работников или их представительного органа, так и работодателя. При этом в составе комиссии по трудовым спорам должно быть равное количество представителей работников и работодателя. Когда работодатель или представительный орган работников получают письменное предложение о создании комиссии по трудовым спорам, они обязаны направить в нее своих представителей в десятидневный срок (ч. 1 ст. 384 ТК РФ).

Комиссия избирает из состава своих членов председателя, зампреда и секретаря комиссии (ч. 5 ст. 384 ТК РФ). Может быть разработано Положение о комиссии по трудовым спорам, которое согласовывается с представительным органом работников и утверждается руководителем организации.

Трудовые комиссии могут создаваться как в целом по организации, так и в отдельных структурных подразделениях. В комиссиях подразделений организации рассматриваются трудовые споры в пределах полномочий таких подразделений (ч. 3 ст. 384 ТК РФ).

У комиссии по разрешению трудовых споров должна быть своя печать (ч. 4 ст. 384 ТК РФ).

Напомним, что компетенция трудовой комиссии ограничена ТК РФ и федеральными законами. Так, к примеру, комиссия по трудовым спорам не принимает решение по спорам работника с работодателем-физлицом, не являющимся ИП (ст. 308 ТК РФ), или с работодателем-религиозной организацией (ст. 348 ТК РФ). У таких работодателей индивидуальные трудовые споры разрешаются исключительно в судебном порядке.

Сроки обращения в трудовую комиссию

В комиссию по трудовым спорам работник может обратиться в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом комиссия может рассмотреть спор за пределами этого срока, если причину пропуска трехмесячного срока сочтет уважительной (ст. 386 ТК РФ).

Порядок рассмотрения спора трудовой комиссией

Поступившее заявление в комиссию по трудовым спорам в обязательном порядке регистрируется комиссией и должно быть рассмотрено ею в течение 10 календарных дней со дня подачи (ч. 2 ст. 387 ТК РФ). Если в указанный срок спор комиссией не будет рассмотрен, работник вправе перенести его рассмотрение в суд (ч. 1 ст. 390 ТК РФ).

В общем случае спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявления. Но работник может подать заявление о рассмотрении спора в его отсутствие.

Комиссия вправе вызывать на свое заседание свидетелей, приглашать специалистов. А работодатель по требованию комиссии обязан представлять необходимые документы.

Заседание трудовой комиссии будет считаться правомочным, только если в нем принимают участие не менее 50% членов комиссии от работников и не менее 50% членов комиссии от работодателя.

Комиссия должна вести протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью трудовой комиссии (ст. 387 ТК РФ).

Комиссия по трудовым спорам принимает решение

Решение комиссии по трудовым спорам принимается тайным голосованием простым большинством голосов. В решении комиссии должно быть указано:

  • наименование организации либо Ф.И.О. работодателя – ИП;
  • Ф.И.О., должность, профессия или специальность работника, обратившегося в комиссию;
  • даты обращения в комиссию и рассмотрения спора;
  • предмет спора;
  • Ф.И.О. членов комиссии и других лиц, которые присутствовали на заседании комиссии;
  • решение и его обоснование;
  • результаты голосования.

Копии решения трудовой комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в течение 3 календарных дней вручаются работнику и работодателю (или их представителям) (ст. 388 ТК РФ).

Решение трудовой комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в течение 10 календарных дней со дня вручения им копии решения комиссии (ч. 2 ст. 390 ТК РФ).

Исполнение решений трудовых комиссий

По истечении срока на обжалование (10 дней со дня вручения копии решения) есть 3 календарных дня на то, чтобы исполнить решение комиссии по трудовым спорам (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

Если такое решение исполнено не будет, работнику выдается особое удостоверение. За ним работник может обратиться в течение 1 месяца со дня принятия решения комиссией. Это удостоверение, выдаваемое комиссиями по трудовым спорам, является исполнительным документом. На его основании в течение 3 месяцев со дня получения работник обращается к судебному приставу, который в принудительном порядке приводит решение трудовой комиссии в исполнение.

Комиссия по трудовым спорам. Порядок создания

Согласно действующему законодательству Российской Федерации комиссия по трудовым спорам является общественным органом, обладающим полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 Трудового кодекса РФ).

В Трудовом кодексе РФ отсутствует какая-либо информация о сроке, на который должна создаваться комиссия. В связи с этим комиссия по трудовым спорам в организациях может формироваться как для рассмотрения единичного индивидуального трудового спора, так и для постоянного рассмотрения споров. Нормативной основой разрешения споров Комиссии по трудовым спорам является Положение.

Инициатива создания КТС может исходить как от работодателя, так и работников или и от работодателя и от работников одновременно, на основании Письменного обращения.

Письменная форма для обращения к другой стороне о создании комиссии по трудовым спорам установлена ст. 384 ТК РФ. Отказ работников от предложения работодателя создать комиссию по трудовым спорам не влечет ответственности по действующему законодательству РФ. Но за уклонение работодателя от создания комиссии по трудовым спорам предусмотрена административная ответственность (ст. 5.27 Кодекса об административных нарушениях РФ).

Согласно ст. 384 ТК РФ работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в нее своих представителей. Представители работодателя назначаются приказом (распоряжением).

Представители со стороны работников в соответствии со ст. 384 ТК РФ могут избираться общим собранием работников или делегироваться представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников.

Трудовой кодекс РФ не содержит требований к количеству членов комиссии по трудовым спорам. Данные вопросы решаются по согласованию сторон, но от работодателя и работников должно быть выдвинуто равное число представителей (ст. 384 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 4 ст. 384 ТК РФ организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (выделение помещения, пригодного для проведения заседаний, оборудованного мебелью, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями) осуществляется работодателем.

В силу упомянутой статьи комиссия по трудовым спорам должна также иметь печать для заверения решений, удостоверений и других документов. Поскольку вся организационная и техническая часть деятельности комиссии возложена полностью на работодателя, им же и решается вопрос по изготовлению печати.

Изготовление штампов для комиссии по трудовым спорам (в частности, штампа с отметкой о регистрации заявления комиссии по трудовым спорам, штампа с Ф.И.О. председателя комиссии и т.п.) законодателем не предусмотрено, но и не запрещено.

В соответствии с ч. 5 ст. 384 ТК РФ члены комиссии по трудовым спорам избирают из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии. Процедура избрания данных лиц, их функции Трудовым кодексом РФ не регламентированы. Данные вопросы предстоит решить комиссии по трудовым спорам и изложить в Положении о комиссии по трудовым спорам.

Составляем положение о комиссии по трудовым спорам

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2013, N 8

СОСТАВЛЯЕМ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Рассмотрим ситуацию разработки положения о комиссии по трудовым спорам, которая в соответствии со ст. ст. 381 — 382 ТК РФ создается в организации как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Положение о комиссии по трудовым спорам следует включать в систему локальных нормативных актов организации и прежде всего — отражать в нем установленные ТК РФ правовые нормы.

Далее — Положение о КТС, КТС.

Начнем, пожалуй, с того, что положение — правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы компании, ее органов управления и структурных подразделений. Положения являются организационными документами, относятся к системе организационно-распорядительной документации (ОКУД, класс 020000) и входят в систему локальных нормативных актов, которые организация издает в рамках оперативного самоуправления.

В качестве организационных документов в компании могут издаваться положения трех категорий:

— об органах управления и должностных лицах/должностные положения (положение о совете директоров, положение о правлении, положение о должности генерального директора, положение о должности корпоративного секретаря);

— регламентирующие организационные основы основных направлений деятельности организации (положение о системе внутреннего контроля, положение о системе делегирования полномочий, положение о трансляции корпоративной информации акционерам и другим заинтересованным лицам);

— о структурных подразделениях (положение о службе внутреннего контроля, положение об управлении делами, положение о службе корпоративного секретаря).

Положения об органах, которые образуются в организациях в рамках социального партнерства работодателей и работников, не могут быть в полной мере отнесены ни к одной из перечисленных категорий и вызывают наибольшие трудности в составлении и оформлении. Обратимся как раз к такому документу — положению о комиссии по трудовым спорам.

Разберемся в актах

В процессе регулирования трудовых отношений в организации с целью конкретизации требований действующего трудового законодательства и подзаконных актов, регламентации процессов организации и управления трудом, его условиями и в рамках реализации политики управления персоналом работодатель издает:

— акты, принимаемые единолично исполнительным органом (генеральным директором) в пределах полномочий, предоставленных ему уставом организации/положением о ней (структура и штатная численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы и распоряжения, являющиеся правовыми актами);

— акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников, причем в некоторых случаях ТК РФ устанавливает, что представлять интересы работников может только выборный орган первичной профсоюзной организации (например, ст. 105 ТК РФ), а в отдельных ситуациях такое обязательное требование отсутствует. К актам данной группы относятся положения об аттестации работников, системе мотивации, об оплате труда, премировании и других стимулирующих выплатах работникам организации, а также положение о системе нормирования труда, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, графики сменности и правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, оформляются как приложения к коллективному договору. Локальный нормативный акт данной группы может быть подписан/утвержден или в редакции, устраивающей обе стороны, или в редакции, подготовленной работодателем, даже если представительный орган работников не согласен с проектом;

— акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников по правилам, установленным коллективным договором (если коллективный договор подписан и содержит подобные правила). С учетом согласия представительного органа работников утверждаются положения о персонале, об участии работников в управлении организацией, о комиссии по трудовым спорам и т. п., организационные документы, которые не могут быть подписаны/утверждены при отказе представительного органа работников дать согласие на принятие соответствующего акта.

Участие представительных органов работников в разработке и согласовании локальных нормативных актов организации рассматривается как одна из форм социального партнерства на уровне управления организацией. Поэтому «лучшие практики» эффективных работодателей рекомендуют информировать работников и их представителей (на общих собраниях трудовых коллективов или собраниях/рабочих совещаниях структурных подразделений) о намерениях регламентировать те или иные вопросы в области организации и управления трудом, о разработке проекта конкретного локального нормативного акта в этой области и даже «инициировать» избрание представителей работников в представительный орган в соответствии со ст. ст. 31 — 32 ТК РФ. Ведь кроме принятия локальных нормативных актов работодатель в соответствии с требованиями трудового законодательства обязан взаимодействовать с представительным органом работников и в других предусмотренных законом случаях.

Представителями работников в социальном партнерстве являются (ч. 1 ст. 29 ТК РФ):

1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

2) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Если в организации не создана первичная профсоюзная организация или если ни в одной из созданных первичных профсоюзных организациях не состоит более половины работников компании и она не уполномочена представлять интересы всех сотрудников на уровне локального социального партнерства, их представитель (представительный орган) может быть избран тайным голосованием из числа работников организации на общем собрании/конференции работников (ст. 31 ТК РФ).

Поскольку законодательство не устанавливает формы конкретного непрофсоюзного представительства работников, на практике представительными органами могут быть советы трудовых коллективов, советы молодых специалистов, советы ветеранов отрасли, женские советы и иные инициативные группы работников, а в акционерных обществах — даже наблюдательный совет, в состав которого могут избираться наемные работники.

Полномочия представителя (представительного органа) должны подтверждаться протоколами общего собрания или конференции работников. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников, а конференция — если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Полномочия представителя (представительного органа) работников должны закрепляться в положении о нем.

Как формируется КТС

КТС создается в любой организации (за исключением государственных органов и органов местного самоуправления) независимо от численности работников. Она может быть образована по инициативе работников и/или работодателя для рассмотрения индивидуальных трудовых споров в порядке, установленном трудовым законодательством.

Если в компании есть первичная профсоюзная организация, то на практике КТС создается по инициативе профсоюзного комитета. Если же профсоюзной организации или иного представительного органа нет, то КТС может быть образована общим собранием трудового коллектива (например, инициативная группа работников выступила с предложением о созыве) или руководителем организации (по его инициативе или если работники/инициативная группа обратились к нему с просьбой оказать содействие в организации избрания соответствующих представителей).

В соответствии со ст. 384 ТК РФ КТС должна быть сформирована из равного числа представителей работников и работодателя. В ее состав избираются любые работники независимо от членства в профсоюзной организации, занимаемой должности и выполняемой работы.

Положение о КТС (см. пример 1) как локальный нормативный акт организации утверждается единоличным исполнительным органом (приказом генерального директора, см. пример 2) при условии согласования с профсоюзным комитетом или общим собранием трудового коллектива, на котором были выдвинуты представители работников в состав КТС (в данном случае оформлены два грифа согласования).

Открытое акционерное общество «Четыре дома»

от 14.08.2013 N 43-К

О комиссии по трудовым спорам

1. Общие положения

1.1. Комиссия по трудовым спорам открытого акционерного общества «Четыре дома» (далее — Комиссия, Общество) является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в Обществе, за исключением споров, по которым Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ) и иные действующие федеральные законы устанавливают другой порядок их рассмотрения.

1.2. Комиссия рассматривает индивидуальный трудовой спор, если работник Общества самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия в процессе непосредственных переговоров с Обществом, являющимся работодателем, или с его уполномоченными представителями (уполномоченными должностными лицами).

1.3. В соответствии с действующим ТК РФ индивидуальный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между Обществом, являющимся работодателем, и работником Общества, возникшие по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых работник Общества заявляет в Комиссию.

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между Обществом и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях как с работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с Обществом как с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Работник Общества имеет право обратиться в Комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен быть узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного трехмесячного срока Комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

1.4. Комиссия имеет свою печать с обозначением полного наименования Общества и своего наименования.

2. Порядок образования

2.1. Комиссия образуется по инициативе работников Общества и (или) Общества как работодателя из равного числа представителей, по три человека от каждой из сторон на срок действия коллективного договора (до 24 августа 2015 г.).

Комиссии по трудовым спорам в структурных подразделениях Общества не образуются.

2.2. Представители Общества как работодателя назначаются в Комиссию приказом генерального директора Общества.

2.3. Представители работников в Комиссии избираются общим собранием трудового коллектива Общества или делегируются представительным органом работников (профсоюзным комитетом) с последующим утверждением кандидатур на общем собрании трудового коллектива Общества.

2.4. Членами Комиссии могут быть избраны любые работники Общества независимо от членства в профсоюзной организации, занимаемой должности и выполняемой работы.

2.5. Порядок избрания членов Комиссии, форма голосования (открытое или тайное) и число голосов, необходимых для избрания (простое или квалифицированное большинство), определяются общим собранием трудового коллектива Общества.

2.6. Представители работников могут делегироваться в состав Комиссии профсоюзным комитетом Общества из числа своих членов.

2.7. Полномочия члена Комиссии, являющегося представителем работников, могут быть прекращены в случае прекращения его трудовых отношений с Обществом, а также на основании личного заявления, поданного не позднее одного месяца до даты предполагаемого выбытия из состава Комиссии. Взамен на оставшийся срок полномочий Комиссии в ее состав избирается другой работник в порядке, установленном п. 2.3 настоящего Положения.

2.8. Члены Комиссии могут быть исключены из ее состава в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей. Решение об исключении члена Комиссии принимается простым большинством голосов ее членов по результатам открытого голосования.

В случае исключения из состава Комиссии одного или нескольких ее членов состав Комиссии пополняется в порядке, установленном для образования Комиссии.

3.1. Комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникшие по вопросам:

— взыскания заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда;

— изменения обязательных для включения в трудовой договор условий;

— оплаты сверхурочных работ;

— применения дисциплинарных взысканий;

— выплаты компенсации при направлении в командировку;

— возврата денежных сумм, удержанных из заработной платы в счет возмещения ущерба, причиненного Обществу как работодателю;

— неправильности или неточности внесения записей в трудовые книжки;

— иных разногласий, возникших по поводу применения законодательства о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора, которые остались неурегулированными в процессе переговоров работника с представителем Общества как работодателя (единоличным исполнительным органом — генеральным директором или уполномоченными им должностными лицами).

3.2. Комиссия не принимает к рассмотрению споры, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к компетенции суда.

3.3. В случае когда работник обращается в Комиссию по рассмотрению спора, неподведомственного ей, Комиссия имеет право, рассмотрев заявление работника, отказать в разрешении спора по существу и разъяснить порядок рассмотрения возникшего у работника индивидуального трудового спора.

4. Порядок рассмотрения трудовых споров

4.1. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров производится Комиссией на основании письменного заявления работника Общества, составленного в произвольной форме, датированного и подписанного работником. В заявлении указываются существо спора, требования и ходатайства работника, а также прилагаемые к заявлению документы.

4.2. Прием заявлений осуществляется секретарем Комиссии в помещении Общества в рабочие дни с 10 до 18 часов. Заявление может быть передано работником лично или направлено в Комиссию по почте или факсом.

4.3. Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале регистрации, в котором отражается также ход рассмотрения спора и исполнения решений Комиссии.

4.4. Комиссия рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней с даты, следующей со дня подачи заявления работником. Если срок истекает в выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания рассмотрения индивидуального трудового спора считается следующий за ним рабочий день.

4.5. Индивидуальный трудовой спор рассматривается в присутствии работника, обратившегося за разрешением спора. Вместе с работником или вместо него на заседании Комиссии может присутствовать и участвовать в рассмотрении спора уполномоченный работником представитель.

4.6. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его уполномоченного представителя не допускается, за исключением случаев, когда работник обращается в Комиссию с письменным заявлением о рассмотрении его индивидуального трудового спора заочно.

4.7. В случае неявки работника или его уполномоченного представителя заседание Комиссии переносится/откладывается и Комиссия выясняет причину неявки.

4.8. В том случае, если работник или его уполномоченный представитель не являются на заседание без уважительной причины повторно, Комиссия имеет право снять заявление работника с рассмотрения. Комиссия имеет право самостоятельно характеризовать причины неявки, указанные работником как уважительные либо неуважительные, с соответствующим отражением их в протоколе.

Снятие заявления с рассмотрения не лишает работника права подать заявление повторно в пределах срока, установленного действующим трудовым законодательством (три месяца).

4.9. Представитель Общества как работодателя также приглашается на заседание Комиссии, однако его отсутствие не влияет на рассмотрение спора. По требованию Комиссии Общество как работодатель обязано предоставлять в установленные Комиссией сроки необходимые для разрешения индивидуального трудового спора документы и информацию.

4.10. Комиссия имеет право приглашать/вызывать на заседание свидетелей, специалистов, экспертов.

Стороны индивидуального трудового спора вправе представлять доказательства, документы, участвовать в их исследовании, задавать вопросы лицам, участвующим в заседании Комиссии, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения по существу спора и по другим вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.

4.11. Ход заседания Комиссии и принятое решение фиксируются в протоколах, которые нумеруются в валовом порядке в пределах срока полномочий Комиссии.

4.12. Решения Комиссии должны быть мотивированы и основаны на требованиях действующего трудового законодательства, на коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре и локальных нормативных актах Общества. В решении Комиссии в обязательном порядке указываются:

— полное наименование Общества с указанием организационно-правовой формы;

— фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в Комиссию работника и/или его уполномоченного представителя;

— фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения и его обоснование (мотивировочная часть со ссылкой на закон, иной нормативный акт; резолютивная часть, в которой существо решения излагается кратко и точно, с указанием, какие права работника подлежат восстановлению, какие денежные суммы подлежат выплате, в какой срок и т. п.);

Копии решения Комиссии, подписанные председателем Комиссии (а в его отсутствие — заместителем председателя) и удостоверенные печатью Комиссии, выдаются работнику и единоличному исполнительному органу Общества (генеральному директору) как работодателю в течение трех дней с даты принятия решения.

4.13. Решение Комиссии может быть обжаловано в десятидневный срок с даты вручения копии решения каждой из сторон индивидуального трудового спора.

4.14. Если в решении Комиссии были допущены арифметические и т. п. ошибки либо между сторонами возникают разногласия по поводу его толкования, Комиссия имеет право вынести дополнительное решение.

5. Исполнение решений

5.1. Решения Комиссии исполняются в трехдневный срок с момента истечения десяти дней, которые предусмотрены для обжалования решений в суде. Если решение обжаловано одной из сторон спора, оно не исполняется.

5.2. В случае неисполнения решения Комиссии в установленный срок Комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. В удостоверении указываются:

— полное наименование Комиссии и полное наименование Общества, в котором она создана;

— фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в Комиссию работника и/или его уполномоченного представителя, адрес его места жительства;

— дата принятия решения Комиссией;

— резолютивная часть решения Комиссии;

— дата вступления в силу решения Комиссии;

— дата выдачи удостоверения и срок его предъявления к исполнению.

Удостоверение подписывается председателем и секретарем Комиссии и удостоверяется печатью Комиссии.

5.3. Работник Общества или его представитель могут предъявить удостоверение единоличному исполнительному органу Общества (генеральному директору) как работодателю лично или представить удостоверение судебному приставу-исполнителю, который приводит решение Комиссии в исполнение.

5.4. Для обращения к судебному приставу устанавливается трехмесячный срок со дня получения удостоверения. В случае пропуска срока по уважительным причинам (болезнь, переезд в другую местность, командировка и т. п.) работник имеет право вновь обратиться в Комиссию, которая может восстановить этот срок, приняв соответствующее решение. Решение комиссии о восстановлении трехмесячного срока для обращения за принудительным исполнением решения по индивидуальному трудовому спору является окончательным.

6. Организация работы комиссии

6.1. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии.

6.2. Председатель Комиссии организует работу Комиссии, председательствует на заседаниях, отвечает за ведение протокола и составление решений, подписывает протокол и решения Комиссии.

6.3. Заместитель председателя Комиссии исполняет обязанности председателя в случае его временного отсутствия.

6.4. Секретарь Комиссии организует проведение заседаний, осуществляет прием и регистрацию заявлений, приглашение свидетелей, специалистов, представителей профсоюзной организации, уведомление о ходе рассмотрения заявлений, ведет протокол на заседании Комиссии, оформляет и подписывает протокол и решения Комиссии. Секретарь Комиссии осуществляет хранение дел Комиссии, готовит их к сдаче в архив, осуществляет подготовку и выдачу выписок из протоколов заседаний.

6.5. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Общество, предоставляя помещение для проведения заседаний, бумагу и средства оформления документов и хранения дел Комиссии.

6.6. Заседания Комиссии проводятся в открытом порядке, на них может присутствовать любой работник Общества.

6.7. Решения принимаются Комиссией путем тайного голосования простым большинством голосов присутствовавших на заседании членов Комиссии.

6.8. На заседании Комиссии ведется протокол, который подлежит оформлению не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения заседания Комиссии. Протокол подписывается председательствующим на заседании (председателем Комиссии или его заместителем) и секретарем Комиссии и удостоверяется печатью Комиссии.

протокол заседания протокол общего собрания

профсоюзного комитета трудового коллектива

от 13.08.2013 N 57 от 13.08.2013 N 14

│ Открытое акционерное общество «Четыре дома» │

Трудовые споры: положение о комиссии (образец)

Как составить положение о комиссии по трудовым спорам. Не секрет, что время от времени между работниками и работодателем могут возникать споры по вопросам применения законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовую сферу. Замечательно, если конфликт удалось урегулировать путем переговоров. Однако бывает, что по-хорошему договориться не удалось. В таком случае конфликт разбирает комиссия по трудовым спорам. Положение 2018, подготовленное нашими специалистами, поможет кадровикам не тратить время на разработку собственного документа.

Коллективные и индивидуальные

Начнем с того, что в целом понятие, причины и виды трудовых споров регламентированы Трудовым кодексом. В соответствии с законодательством трудовые конфликты подразделяются:

Сразу скажем, что отличие индивидуального трудового спора от коллективного в том, что в ходе индивидуального спора оказываются затронуты интересы одного сотрудника. Если же разногласия возникают между работодателем и группой работников – это коллективный трудовой спор. Виды и порядок урегулирования конфликтов зависят от того, к какой категории относится спор.

Если трудовой конфликт относится к индивидуальным, то он должен рассматривать комиссией. Значит, нужно положение о комиссии по трудовым спорам. Школа, детский сад, коммерческая организация – всем хозяйствующим субъектам целесообразно такой документ иметь. В любом случае лучше рассмотреть спор, не вынося сор из избы, чем довести работника до обращения в суд.

Напомним, что разногласия между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом передаются на рассмотрение в суд или в комиссию по трудовым спорам (в ДОУ положение о комиссии, например, выглядит также как и в организациях коммерческого сектора).

Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).

Нужен локальный акт

Чтобы не доводить дело до суда, нужно разработать положение о комиссии по разрешению трудовых споров. Этот внутренний нормативный документ содержит регламент урегулирования спора в случае, если возникшие разногласия не удалось решить при прямых переговорах работодателя и работника.

Трудовой договор должен быть обязательно заключен в письменной форме (ст. 67 ТК РФ). Нужно подготовить два экземпляра: один для работника, другой – для организации (индивидуального предпринимателя). На экземпляре работодателя работник должен расписаться в получении своего экземпляра трудового договора.

Понятно, что положение о комиссии по урегулированию трудовых споров состоит из нескольких разделов:

  • компетенция комиссии – какие споры могут рассматриваться;
  • порядок формирования состава комиссии;
  • сроки обращения в комиссию;
  • порядок рассмотрения споров;
  • исполнение решений комиссии;
  • регламент работы комиссии.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому на специалисты разработали образец положения о комиссии по трудовым спорам, который можно скачать на сайте совершенно бесплатно.

  • комиссией по трудовым спорам;
  • судом.

Коллективные трудовые споры рассматривает (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • примирительная комиссия;
  • посредник между работниками и администрацией;
  • трудовой арбитраж.

Предложенный нашими специалистами пример положения может использовать любая организация. То есть положение техникума о комиссии по трудовым спорам принципиально не чем не отличается от соответствующего локального акта завода.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Электронное образование в Республике Татарстан

МАДОУ «Детский сад №372 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Московского района г.Казани

Визитная карточка

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по трудовым спорам

« 16 » апреля 20 14 г .

« 16 » апреля 20 14 г .

Протокол заседания профкома

Приказ №160 от 16.04.2014 г.

от16 апреля 2014 г.

о комиссии по трудовым спорам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №372 комбинированного вида с татарским языком обучения и воспитания»

Московского района города Казани

Протокол № 2 от 18.04.2014г.

Введен в действие приказом

№ 160 от 16.04.2014г.

Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и работы комиссии по трудовым спорам (далее – Комиссия) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

I. Порядок формирования комиссии по трудовым спорам

1.1. Комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникающие между работником и работодателем, по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов о труде, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), если работник не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

1.2. Комиссия образуется из равного числа представителей работников и работодателя.

1.3. Представители работников в Комиссию избираются общим собранием (конференцией) работников организации (структурного подразделения) либо делегируются представительным органом (выборным профсоюзным органом) работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

1.4. Общее собрание (конференция) работников правомочно, если в нем принимают участие более половины от общего числа работников организации (делегатов конференции), без учета работников, находящихся в отпуске либо отсутствующих по иным уважительным причинам.

1.5. Избранными в состав Комиссии считаются кандидатуры, за которых проголосовало более половины участвующих на собрании (конференции) либо квалифицированное большинство (2/3 от участвующих на собрании (конференции)).

1.6. Представители работодателя назначаются в Комиссию руководителем организации письменным распоряжением (приказом).

1.7. Не допускается избрание временных кандидатов в состав Комиссии. Члены Комиссии избираются на весь срок полномочий комиссии. При выбытии члена Комиссии взамен в том же порядке избирается другой.

1.8. По решению общего собрания (конференции) работников Комиссии могут быть образованы в структурных подразделениях организации. В этом случае Комиссии в структурных подразделениях образуются и действуют в соответствии с настоящим положением.

1.9. Члены Комиссии должны быть знакомы с нормами трудового законодательства и объективно подходить к решению вопроса о его применении. По решению общего собрания (конференции) работников организации возможен досрочный отзыв члена Комиссии, если выявится его недостаточная компетентность, недобросовестность, недостаточно ответственное отношение к участию в работе Комиссии.

1.10. Численность комиссии по трудовым спорам 3 человека. Персонально 3

1.11. Срок полномочий 3 года.

1.12. При истечении сроков полномочий Комиссии она переизбирается в установленном настоящим Положением порядке.

1.13. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря Комиссии.

Председатель комиссии по трудовым спорам Барышева Надежда Николаевна

Заместитель председателя комиссии по трудовым спорам Сретинская Светлана Юрьевна

Секретарь комиссии по трудовым спорам Шарипова Жанна Мансуровна

II. Организация работы комиссии по трудовым спорам

2.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Работодатель должен предоставить помещение, необходимое для деятельности Комиссии, обеспечить всеми необходимыми материалами, сведениями, средствами, предоставить в пользование оргтехнику, обеспечить Комиссию печатью.

2.2. Работодатель в течение одного месяца после избрания Комиссии организует обучение членов Комиссии за счет собственных средств. Членам Комиссии предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка для участия в работе указанной Комиссии (включая время подготовки к заседаниям, их проведения, вынесение решения).

2.3. Члены Комиссии не могут быть по инициативе работодателя переведены на другую работу или подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия комиссии по трудовым спорам, членами которой они являются. Увольнение работника, избранного или назначенного в комиссию по трудовым спорам, в соответствии с п.2, пп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ, допускается в порядке, определенном статьей 373 Трудового кодекса РФ.

2.4. Прием заявлений в комиссию по трудовым спорам производится членами КТС.

III. Компетенция комиссии по трудовым спорам

3.1. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в организации, за исключением споров для которых законодательством установлен иной порядок рассмотрения.

3.2. Комиссия принимает заявления работников о нарушении их трудовых прав по вопросам, вытекающим из конкретного трудового правоотношения. Комиссия разрешает следующие виды индивидуальных трудовых споров:

— о признании недействительными условий, включенных в содержание трудового договора, которые ухудшают условия труда работника по сравнению с действующим законодательством и договорами о труде;

— об оплате труда, выплате премий, льгот и преимуществ, доплате за совмещение профессий (должностей), увеличении объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и ночное время и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;

— о рабочем времени и времени отдыха;

— о правомерности изменения работодателем существенных условий труда;

— о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;

— о законности применения дисциплинарных взысканий;

— о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

— о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка (например, в связи с появлением на работе в нетрезвом состоянии);

— другие индивидуальные споры, если они возникли в связи с применением нормативных правовых актов и соглашений о труде и не отнесены Трудовым кодексом РФ к непосредственной компетенции суда.

3.3. Комиссия не принимает к рассмотрению индивидуальный трудовой спор, если имеется вступившее в законную силу решение Комиссии или иного юрисдикционного органа, вынесенное по индивидуальному трудовому спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

IV. Порядок рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам

4.1. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

4.2. Заявления работников подлежат обязательной регистрации в журнале, в котором отмечается ход рассмотрения споров и их исполнение

4.3. В случае пропуска работником по уважительным причинам срока подачи заявления в Комиссию для рассмотрения индивидуального трудового спора Комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

4.4. Заявление в Комиссию должно содержать: дату (когда работник узнал о нарушении своего права, и с которой он связывает начало течения срока для обращения в Комиссию); доказательства, подтверждающие его доводы; требования работника; перечень прилагаемых к заявлению документов.

4.5. Комиссия имеет право требовать у руководителя организации необходимые для разрешения спора документы, вызывать на заседания свидетелей, приглашать специалистов, представителей профсоюзов. Эти лица могут быть вызваны на заседание, как по ходатайству сторон спора, так и по инициативе самой Комиссии. В случае неявки вызванных лиц, Комиссия не имеет права применять меры принуждения.

4.6. По требованию Комиссии руководитель организации обязан представить все необходимые расчеты и документы.

В случае непредставления руководителем организации затребованных документов, Комиссия руководствуется расчетами и документами представленными заявителем.

4.7. Комиссия отказывает в принятии заявления если в производстве Комиссии (или суда) имеется другое заявление по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям либо если заявление от имени заинтересованного лица подано лицом, не имеющим на то полномочий.

Председатель Комиссии или лицо его заменяющее выдает заявителю мотивированный отказ в принятии заявления. Отказ может быть обжалован работником в установленном законом порядке в суд.

V. Исчисление сроков

5.1. Течение сроков, предусмотренных настоящим Положением, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало.

5.2. Сроки, исчисляемые месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

5.3. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

VI. Подготовка заявления к слушанию

6.1. Комиссия по трудовым спорам до проведения заседания разрешает следующие вопросы:

обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (выясняет предмет доказывания);

круг законов и иных нормативно правовых актов, которыми следует руководствоваться при разрешении спора;

состав лиц, участвующих в рассмотрении спора;

перечень доказательств, которые должна представить каждая сторона в обоснование своих требований.

6.2. Работник на любой стадии рассмотрения спора в Комиссии вправе прекратить данный спор, даже если это прекращение ущемляет его права. В этом случае Комиссия разъясняет работнику, что он теряет право повторного обращения в Комиссию с аналогичным заявлением. Данное обстоятельство должно быть сообщено работнику под расписку на заседании комиссии.

VII. Порядок проведения заседания комиссией по трудовым спорам

7.1. Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления. О времени рассмотрения Комиссия извещает заблаговременно работника (его представителя) и работодателя.

7.2. Заседания Комиссии проводятся открыто.

7.3. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя, избранных в ее состав.

7.4. Количество членов комиссии, участвующих в заседании Комиссии, должно быть равное как представителей работодателя, так и представителей работников.

7.5. Рассмотрение трудового спора неполномочным составом Комиссии является основанием к признанию решения Комиссии незаконным.

7.6. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

7.7. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается лишь при наличии письменного заявления работника (его представителя).

7.8. В случае неявки работника или его представителя на заседание Комиссии рассмотрение трудового спора откладывается.

В случае вторичной неявки работника или его представителя без уважительных причин Комиссия вправе вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, о чем работник (его представитель) извещается в письменной форме. В этом случае работник имеет право подать в Комиссию заявление повторно в пределах установленного законом срока.

7.9. В случае неявки на заседание Комиссии представителя работодателя, извещенного надлежащим образом о дне рассмотрения заявления, заседание Комиссии проводится без представителя работодателя.

В случае, когда представитель работодателя изъявил желание участвовать на заседании Комиссии, но не явился на него по уважительной причине, о чем своевременно и надлежащим образом известил Комиссию, комиссия по трудовым спорам вправе отложить рассмотрение спора в связи с неявкой представителя работодателя.

7.10. Работник вправе потребовать проведения заседания Комиссии в нерабочее время. Если заседание Комиссии проводится в рабочее время, членам Комиссии, работнику (его представителю), свидетелям, экспертам, другим участникам рассмотрения спора, работающим в данной организации, предоставляется свободное от работы время с сохранением средней заработной платы.

7.11. Заседание Комиссии открывает председательствующий на нем, объявляя, какой спор подлежит рассмотрению, состав комиссии. Председательствующий проверяет присутствие сторон, полномочность их представителей, затем – разъясняет лицам, участвующим в заседании комиссии, их права и обязанности, указанные в п. 7.12. настоящего Положения.

7.12. Стороны вправе: представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы лицам, участвующим в заседании комиссии, свидетелям, специалистам, приглашенным на заседание комиссии, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения комиссии, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в заседании Комиссии, обжаловать решение Комиссии, использовать в заседании Комиссии аудио- и видеоаппаратуру.

7.13. Рассматривая спор по существу, Комиссия сначала заслушивает объяснения работника (его представителя) по поводу заявленных им требований. Затем выслушивается представитель работодателя, исследуются доказательства сторон, заслушиваются специалисты, свидетели, эксперты, иные лица, вызванные для участия в рассмотрении спора. Если работник является членом профсоюза, то на заседании Комиссии присутствует представитель соответствующего профсоюза.

Профсоюзная организация может по собственной инициативе или по просьбе членов профсоюза обратиться в Комиссию в защиту их интересов.

7.14. На заседании секретарем Комиссии ведется протокол который подписывается председателем Комиссии (его заместителем), заверяется печатью и подшивается в специальную книгу.

7.15. Стороны спора и заинтересованные участники заседания вправе знакомиться с протоколом и в течение трех рабочих дней со дня его подписания могут подать письменные замечания на протокол (с указанием на допущенные в нем ошибки или его неполноту). Комиссия обязана приложить замечания сторон к протоколу заседания.

7.16. Протоколы заседаний Комиссии хранятся до истечения сроков ее полномочий.

VIII. Вынесение решения комиссией по трудовым спорам

8.1. Рассмотрев трудовой спор, комиссия по трудовым спорам выносит мотивированное решение.

8.2. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

8.3. Принятое Комиссией решение должно содержать указание на дату заседания, результаты голосования, мотивировку, правовое обоснование и содержание решения.

Решение подписывается членами комиссии, председательствующим на заседании и секретарем, заверяется печатью и регистрируется в журнале Комиссии.

8.4. Заверенные копии решения Комиссии вручаются работнику и руководителю организации в 3-дневный срок со дня принятия решения. О дате получения (вручения) им копий делается отметка (расписка) в журнале.

IX. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам

9.1. Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению руководителем организации в трехдневный срок по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование.

9.2. В случае неисполнения руководителем организации решения Комиссии в установленный срок, комиссия выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа.

Удостоверение подписывается председателем (заместителем председателя) Комиссии, заверяется печатью и выдается работнику под роспись. О выдаче удостоверения делается отметка в журнале Комиссии.

Удостоверение не выдается, если работник или (и) руководитель организации обратились в установленный законом срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

9.3. На основании удостоверения, выданного Комиссией и предъявленного не позднее 3-месячного срока со дня его получения в суд, решение Комиссии приводит в исполнение в принудительном порядке судебный пристав.

9.4. В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам Комиссия, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок, рассмотрев, заявление работника на своем заседании.

X. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам и перенесение рассмотрения спора в суд

10.1. Если комиссия по трудовым спорам в установленный 10-дневный срок не рассмотрела трудовой спор, работник вправе обратиться в суд, кроме случаев, когда рассмотрение не состоялось из-за отсутствия работника.

10.2. Решение Комиссии может быть обжаловано сторонами в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то суд вправе его восстановить и рассмотреть спор по существу.

Это интересно:

  • Гараж гск 36 купить Продам гараж в Зеленограде Всего объявлений — 50 Продам гараж в ГСК Пластик, за магазином АШАН,в Андреевке. Удобный заезд, охрана,можно построить 2-й этаж, оплата возможна в РАССРОЧКУ. Андреевка 10 сентября 2018 г., в […]
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г n 273-фз о противодействии коррупции Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ"О противодействии коррупции" С изменениями и дополнениями от: 11 […]
  • Челябинск мировой суд Челябинск мировой суд Мировые судьи Курчатовского района г. Челябинска (судебные участки № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) Мировой судья судебного участка № 1 – Изюмова Татьяна Анатольевна Адрес: г. Челябинск, ул. Свердловский […]
  • Сталкер военная подготовка Сталкер военная подготовка Название: "Боевая Подготовка" Категория: Сюжетно-глобальный мод Версия: 2.0 Платформа: Тень Чернобыля Автор: Дядя Саша Модификация корректно работает только на лицензионной версии игры 1.0006! […]
  • Протокол заседания при директоре школы Протоколы совещаний при директоре 2016-2017. Протокол № 5 совещания при директоре от 13.01.17 Повестка: 1. Анализ состояния документации по итогам 1 полугодия. 2. Выполнение государственных программ за 1 полугодие. […]
  • 25 фз ст 12 Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ"О муниципальной службе в Российской Федерации" С […]
  • 85 коап рф 2018 Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации СТ 23.85 КоАП РФ. 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий […]
  • Фз о рекламе статья 5 пункт Фз о рекламе статья 5 пункт Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]