П 3 статья 88 налогового кодекса рф

Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета

В рассмотренном примере организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. В 2017 году после получения декларации за 2016 год налоговый орган выставил организации требование о представлении первичных документов, подтверждающих финансовый результат 2014 года на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса. После того как организация представила в ИФНС затребованные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствовали ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации и не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. В связи с этим у компании возник вопрос: имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки запрашивать регистры бухгалтерского и налогового учета?

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» пояснили, что процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов. Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов. Для истребования же документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ. Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected] , письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/[email protected]).

В рассмотренной ситуации ИФНС имела право затребовать только пояснения, но не первичные документы. Если же в налоговой декларации были бы обнаружены ошибки или противоречия, либо в случаях, прямо установленных нормами НК РФ (ст. 88 НК РФ), то истребовалась бы «первичка», в том числе данные регистров налогового и бухгалтерского учета. Однако рассматриваемая ситуация ни к одному из этих случаев не относится.

Кроме того, налоговики пропустили срок истребования документов. Согласно налоговому законодательству, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) . По смыслу данной нормы налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок. Возможности направления в адрес налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц требования о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в котором указано, что истребуемые документы необходимо представить в связи с проведением камеральной налоговой проверки, по истечении срока, отведенного на проведение такой проверки, положениями НК РФ не предусмотрено.

Права запрашивать такие пояснения по декларациям, в отношении которых камеральная проверка завершена, ст. 88 НК РФ и иные положения НК РФ налоговому органу не предоставляют (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Нарушение Инспекцией п. 3 ст. 88 Налогового кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом

Количество просмотров 26130

Вопрос: Обществом сдана декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В ходе проведения камеральной проверки декларации, Инспекция в адрес Общества не обращалась с требованием о представление пояснений или внесения исправлений. Тем не менее, по истечению трехмесячного срока, Обществу был вручен акт камеральной проверки, согласно которому предлагается отказать Обществу в возмещении НДС. Правомерны ли данные действия Инспекции?

Ответ:

Инспекцией нарушен п. 3 ст. 88 НК РФ. Данными действиями, Инспекция лишила Общество права представить свои пояснения в ходе камеральной налоговой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ, из чего следует, что проверка принятой инспекцией налоговой декларации является ее обязанностью, а не правом.

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ установлено, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

В соответствии с п. 3 указанной статьи, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п.п. 4, 5 ст. 88 НК РФ).

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 12.07.2006 № 267-О, полномочия налогового органа, предусмотренные ст.ст. 88, 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более — обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов.

Как следует из поставленного вопроса, Инспекцией в ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС Обществу не сообщалось о выявленных налоговым органом ошибках в декларации и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Из положений ст. 88 НК РФ следует, что о выявленных ошибках в налоговой декларации и несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, сообщается налогоплательщику до составления акта по результатам налоговой проверки.

Таким образом, Инспекция в нарушение ст. 88 НК РФ лишило Общество возможности представить свои пояснения в ходе камеральной проверки, что в последствие, возможно, привело к тому, что Инспекцией сделаны ошибочные выводы в Акте, а Общество не получило своевременно возмещение НДС.

Данное нарушение Инспекции, в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Указанные выводы Общества соответствуют судебной практике (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.2010 № А78-4916/2009, от 29.04.2010 № А78-5642/2009 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 29.10.2010 № ВАС-11884/10), ФАС Центрального округа от 26.02.2009 № А36-2378/2008).

практикующий налоговый консультант

Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка

Новая редакция Ст. 88 НК РФ

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специальная декларация, представленная в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также сведения, содержащиеся в указанной специальной декларации и (или) документах, не могут являться основой для проведения камеральной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

1.1. При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость).

В случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с главой 3.4 настоящего Кодекса, или иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение трех месяцев (в течение шести месяцев для иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса) со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

Налогоплательщики, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.

3.1. При непредставлении иностранной организацией, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в установленный срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня истечения установленного срока ее представления направляет такой организации уведомление о необходимости представления такой налоговой декларации. Форма и формат указанного уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика — индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

8.1. При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

8.2. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

8.4. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 настоящего Кодекса в связи с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции), налоговой декларации по акцизам, представленной в связи с возвратом налогоплательщиком — производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику — производителю этилового спирта, налоговой декларации по акцизам, отражающей налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения указанных налоговых вычетов, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям.

8.5. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговый орган вправе истребовать у иностранной организации, состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, документы (информацию), подтверждающие, что местом оказания услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, признается территория Российской Федерации, а также иную информацию (сведения) относительно таких услуг.

8.6. При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.

8.7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 4.1 статьи 171 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в налоговой декларации сведений о таких налоговых вычетах сведениям, имеющимся у налогового органа.

8.8. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

11. Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

12. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным настоящим Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

13. Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам, в котором заявлены расходы на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проводится с учетом положений, установленных главой 34 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 88 НК РФ

Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в соответствии со своими служебными обязанностями. Специального решения руководителя налоговой инспекции для проведения камеральной проверки не требуется. Срок такой проверки составляет три месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Правила п. 3 комментируемой статьи применяются, если в ходе проведения камеральной проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа выявило:

— ошибки в заполнении представленных в налоговый орган документов. Ошибки могут быть самыми разнообразными: это и чисто арифметические (счетные) ошибки, это и неправильное заполнение форм документов (например, налоговой декларации), это и неверное указание дат в документах, и т.д.;

— противоречия в упомянутых документах.

В этом случае налоговики сообщают об указанных ошибках и неточностях налогоплательщику. В течение пяти дней он обязан представить необходимые пояснения, а также в установленный срок внести соответствующие исправления. Раньше сроков не было, а если налогоплательщику не была предоставлена возможность внести исправления в налоговую декларацию, то это влекло в дальнейшем недействительность всех результатов проверки. Например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. N А57-1246/03-7.

Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Заметьте — это право, а не обязанность.

А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

Обратите внимание: до 2007 г. по результатам камеральных проверок акт составлять не предписывалось. И налоговики часто, проведя камеральную проверку и выявив (по их мнению) налоговые правонарушения, не сообщали ничего налогоплательщику, а сразу, не заслушав его пояснений или возражений, выносили решение о доначислении налогов и пеней, а также о привлечении к налоговой ответственности. Акт проверки при этом либо вообще не составлялся, либо составлялся, но налогоплательщику о нем ничего не сообщалось. Арбитражные суды также не имели единой точки зрения на эту проблему. Некоторые из них считали несоставление акта камеральной проверки и непривлечение налогоплательщика к рассмотрению материалов проверки нарушением со стороны налогового органа, в других — судьи нередко напрямую говорили: «процессуальные нарушения нас не интересуют, будем рассматривать дело по существу». Как и прежде, все зависело от территориальной подведомственности суда, как и в других случаях, ФАС Северо-Западного округа поддерживал налогоплательщика. Примеры: Постановления от 14 января 2002 г. по делу N А56-23931/01, от 5 июня 2001 г. по делу N А26-500/01-02-04/41. А, скажем, ФАС Московского округа — горой стоял за налоговиков (см., например, Постановление от 28 января 2004 г. по делу N КА-А40/11472-03). Теперь все противоречия устранены. В ст. 88 НК РФ четко сказано, что в случае, если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, составляется Акт проверки.

Согласно п. 6 указанной статьи Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.

Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Как видите, в п. 7 ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения. Однако в ст. 93 НК РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок — выездных или камеральных. Да и в тексте ст. 88 НК РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Отдельно в Налоговом кодексе теперь уточняется, что могут требовать фискалы при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Так, п. 8 ст. 88 НК РФ предписывает, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом. То есть тех, что предусмотрены ст. 165 НК РФ.

Кроме того, инспекторы могут потребовать у налогоплательщика документы, которые подтверждают в соответствии со ст. 172 НК РФ право на вычет НДС. Что же это за документы? Прежде всего это счета-фактуры. А также документы, которые подтверждают факт уплаты НДС в тех случаях, когда такое условие предусмотрено Кодексом. Это условие действует, когда:

— речь идет о ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— покупатель выступает налоговым агентом;

— товар возвращают продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);

— имеет место отказ от купленных товаров или выполненных работ;

— возвращают оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора;

— в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) используют собственное имущество (в том числе векселя третьего лица);

— выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления;

— речь идет об уплате сумм налога по командировкам и представительским расходам, а также правопреемником реорганизованной организации.

Если проводится камеральная проверка декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговики вправе дополнительно запросить у налогоплательщиков иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

А п. 10 ст. 88 НК РФ предусматривает, что указанная статья распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов.

Подведем некоторые итоги. Максимальный срок камеральной проверки — три месяца с момента подачи декларации, и специального решения для ее проведения не требуется. Теперь в Кодексе установлен закрытый перечень документов, которые могут запросить налоговики в рамках «камералки». Если в результате ревизии обнаружены факты налоговых правонарушений, составляется Акт.

Другой комментарий к Ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 88 Кодекса (ч. 1) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Документами, на основании которых проводится камеральная налоговая проверка, согласно комментируемой статье являются:

налоговые декларации, представленные налогоплательщиком;

документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога;

другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

«Другие» документы о деятельности налогоплательщика — это документы, полученные налоговым органом в ходе встречных проверок (см. комментарий к ст. 87 Кодекса), и документы, представленные в налоговые органы органами, учреждениями, организациями и должностными лицами во исполнение обязанностей, установленных ст. 85 Кодекса (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).

Согласно ч. 2 комментируемой статьи какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении камеральной проверки не требуется.

В части 2 комментируемой статьи также установлен срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В пункте 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, согласно которому проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного комментируемой статьей, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 Кодекса.

Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 11489/03 указал, что Кодекс не ставит реализацию прав и обязанностей налоговых органов по проверке указанных налогоплательщиком в декларации сведений в зависимость от их реорганизации в период, отведенный налоговым органам по закону для проверки.

В части 4 комментируемой статьи указано на следующие права налоговых органов при проведении камеральной проверки:

истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения. Порядок истребования документов определен ст. 93 Кодекса (см. комментарий к ст. 93 Кодекса);

получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На случаи выявления налоговым органом нарушений по результатам камеральной проверки комментируемой статьей предусмотрены следующие последствия:

в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, — налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок;

в случае доначисления налогов — налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. О порядке и сроках направления налогоплательщику требования об уплате налога см. комментарии к ст. 69 и 70 Кодекса.

В случае же, если по результатам камеральной проверки никаких нарушений не выявлено, осуществление налоговым органом каких-либо действий не предусмотрено.

В Кодексе прямо не указано на то, что по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Дело в том, что в комментируемой статье ничего не говорится о рассмотрении результатов камеральной налоговой проверки, а ст. 101 Кодекса, определяющей порядок производства по делу о налоговом правонарушении (вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки), предшествует статья 100, определяющая порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. В пункте же 6 ст. 100 Кодекса указано на то, что по истечении установленного срока осуществляется рассмотрение материалов выездной налоговой проверки.

Однако судебная практика признает, что налоговые органы вправе привлекать налогоплательщиков по результатам камеральной налоговой проверки к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Тем не менее при осуществлении такого права налоговые органы обязаны выполнять требования, предусмотренные ст. 100 и 101 Кодекса (см. комментарии к ст. 100 и 101 Кодекса).

Представляется целесообразным упомянуть, что Приказом МНС России от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/[email protected] «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам» (в ред. Приказа МНС России от 19 марта 2004 г. N САЭ-3-06/[email protected]) в целях повышения эффективности налогового контроля и автоматизации формирования статистической налоговой отчетности утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки».

В соответствии с общими положениями указанных Единых требований информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки» состоит из следующих разделов:

I. Общие сведения из налоговой декларации (расчета).

II. Показатели налоговой декларации (расчета).

III. Показатели протокола проверки деклараций (расчетов) по контрольным соотношениям.

IV. Показатели проведения и результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

V. Реквизиты докладной записки по результатам камеральной налоговой проверки.

VI. Реквизиты для формирования решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

VII. Реквизиты для формирования решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

VIII. Реквизиты для формирования решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

IX. Реквизиты докладной записки по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

X. Реквизиты для формирования решения о возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость.

XI. Реквизиты для формирования решения об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

XII. Реквизиты для формирования мотивированного заключения.

XIII. Уточненные показатели результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов.

XIV. Реквизиты справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.

XV. Реквизиты документов, формируемых в рамках действий по осуществлению налогового контроля, проводимых в процессе камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

XVI. Реквизиты для формирования отдельных показателей статистической налоговой отчетности по результатам камеральной налоговой проверки.

XVII. Реквизиты для формирования решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

XVIII. Реквизиты, используемые для формирования Журналов регистрации документов, формируемых при проведении камеральной налоговой проверки или проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Перечисленные положения имеют значение для представления о том, какие сведения, касающиеся камеральных налоговых проверок, хранятся в налоговом органе и, соответственно, могут быть истребованы для сбора доказательств при рассмотрении дел в судах.

Это интересно:

  • Ходатайство в суд о разводе Заявление на развод через суд с детьми Семейным кодексом РФ (СК РФ) в ст. 21—24 установлены основания и общий порядок расторжения брака посредством судебного органа. Однако помимо норм семейного права, на такой бракоразводный […]
  • 1 постоянное бессрочное пользование земельным участком Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Статья 20. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками Информация об изменениях: Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ в пункт 1 статьи 20 […]
  • Семейный кодекс 1996 г Статья 169 СК РФ. Применение норм настоящего Кодекса Новая редакция Ст. 169 СК РФ 1. Нормы настоящего Кодекса применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие. По семейным отношениям, возникшим до […]
  • Материнский капитал на покупку участка для постройки дома Использование материнского капитала на покупку земельного участка Если семья, в которой родился или усыновлен второй ребенок, надеется с помощью материнского капитала приобрести земельный участок, то лучше сразу отказаться от […]
  • Платная приватизация жилья 2018 Стоимость платной приватизация квартиры Платная приватизация – это приобретение государственного, либо муниципального жилья в частное владение. В отличие от бесплатной, государство не обязано предоставлять вам желаемое […]
  • Образец заявления на возврат водительских прав после лишения Возврат водительского удостоверения после лишения Сегодня мы рассмотрим ситуацию с возвратом водительского удостоверения после лишения. Большинство водителей возврат водительских прав не интересует постольку-поскольку, потому […]
  • Военная служба рынок труда Военная служба рынок труда Рынок труда имеет огромное влияние на развитие экономики. Эффективное использование предлагаемого на рынке труда товара, такого как рабочая сила, приводит к улучшению положения экономики, а […]
  • Понятие перемещение работника согласно тк рф Понятие и процедура перемещения работника по трудовому законодательству РФ Перемещение - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник, при […]