Отказ ресурсоснабжающей организации от заключения договора

Содержание страницы:

Какие могут быть основания расторжения ресурсоснабжающей организацией договоров на поставку коммунальных ресурсов (теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение), заключенных между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, в судебном порядке, а также в случае отсутствия лицензии у управляющей организации (договором на поставку коммунальных ресурсов предусмотрено право ресурсоснабжающей организации отказаться от договора при наличии задолженности, образовавшейся с 2016 года)? Вправе ли ресурсоснабжающая организация после расторжения договора заключить договоры напрямую с собственниками жилья?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В приведенной ситуации ресурсоснабжающая организация вправе расторгнуть договор по причине наличия задолженности в одностороннем порядке, уведомив об этом управляющую организацию.
Вопрос о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации может быть решен только на общем собрании собственников помещений.
2. Договор ресурсоснабжения, заключенный управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, в случае аннулирования лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть прекращен одновременно с прекращением договора управления домом.

Обоснование вывода:
1. В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, законом либо условиями договора, связанного с предпринимательской деятельностью. В рассматриваемом случае право на расторжение договора в одностороннем порядке закреплено в договоре на поставку коммунальных ресурсов.
На основании п. 1, п. 2 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пп. «а» п. 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами», в договоре ресурсоснабжения предусматривается право для ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Отметим, что до 30 июня 2016 года положения пп. «а» п. 30 Правил о возможности сторон предусмотреть в договоре права ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ носили диспозитивный характер. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 указанная норма заменена императивной, обязывающей стороны включить в договор условие об одностороннем отказе. В связи с этим, по мнению Минстроя России, изложенному в письме от 30.12.2016 N 45097-АЧ/04, с момента вступления в силу изменений в пункт 30 Правил ресурсоснабжающие организации вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения с управляющей организацией, товариществом или кооперативом при наличии оснований, предусмотренных указанным пунктом, независимо от того, предусмотрено ли заключенным договором ресурсоснабжения право ресурсоснабжающей организации на такой односторонний отказ. Аналогичной позиции придерживаются суды (смотрите, например, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2016 N 05АП-6845/16).
Напомним, что в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. В соответствии с п. 2 Правил управляющая организация является исполнителем по договору, заключенному с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, учитывая, что в рассматриваемой ситуации договором предусмотрено право одностороннего отказа, при наличии задолженности ресурсоснабжающая организация вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, уведомив об этом управляющую организацию. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017 N 14АП-5139/17). Косвенно сказанное подтверждает позиция, изложенная в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2013 N Ф07-8133/13 по делу N А42-7501/2012).
Отметим, что согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, решение вопроса о внесении платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации возможно только на общем собрании собственников помещений.
2. Согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской.
Согласно ч. 3 ст. 199 ЖК РФ действие указанной лицензии прекращается в связи с ее аннулированием по решению суда и иным основаниям, указанным в Федеральном законе от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», со дня внесения соответствующих записей в реестр лицензий субъекта РФ.
Однако прекращение действия лицензии в случае её аннулирования не влечет автоматического прекращения деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом, поскольку иное привело бы к нарушению прав собственников и пользователей помещений в таком доме. На основании ч. 3 ст. 200 ЖК РФ управляющая организация продолжает исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме до дня:
1) возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ, прекращением действия лицензии или ее аннулированием установлен в разделе VI Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в соответствии с п. 26 которых в случае аннулирования лицензии одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом прекращаются договоры управляющей компании с организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организациями, осуществляющими проведение капитального ремонта общего имущества в таком доме.
Прекращение договора управления многоквартирным домом в случае аннулирования лицензии влечет также одновременное прекращение договоров управляющей компании с ресурсоснабжающими организациями (п. 32 Правил).
Таким образом, в случае аннулирования лицензии обязательства управляющей организации по договору управления многоквартирным домом прекращаются с момента заключения договора управления многоквартирным домом с одним из упомянутых выше субъектов управления этим домом (управляющей организации, товарищества собственников жилья и др.) или со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного собственниками многоквартирного дома. Одновременно с прекращением договора управления домом прекращаются договоры ресурсоснабжения, заключенные управляющей компанией с ресурсоснабжающими организациями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения: основание и порядок (Киракосян С.А.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Односторонний отказ от исполнения договорных обязательств по общему правилу не допускается. Исключения могут быть установлены Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ), другими законами или правовыми актами.

Одним из таких исключений является предусмотренное в пункте 30 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее — Правила N 124) право ресурсоснабжающей организации (далее — РСО) на отказ от договора ресурсоснабжения при неоднократном нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученного коммунального ресурса. Правила N 124 являются специальным нормативным актом, регулирующим порядок заключения, исполнения и прекращения договора ресурсоснабжения между РСО и исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией, ТСЖ и иными специализированными кооперативами, указанными в ст. 161 ЖК РФ).
———————————
Российская газета. N 42. 2012.

Упоминание в Правилах N 124 «отказа от договора» не может означать ничто иное, как внесудебное прекращение договорных обязательств путем одностороннего волеизъявления. Иск в суд об отказе от договора немыслим, так как само наличие «права отказа» означает, что для его реализации не требуется санкции суда .
———————————
Карапетов А.Г. Основные тенденции правового регулирования расторжения нарушенного договора в зарубежном и российском гражданском праве: Дис. . д. ю. н. М., 2011. С. 144.

Основанием для одностороннего отказа от договора ресурсоснабжения является совокупность рассмотренных ниже юридических фактов.
Во-первых, наличие у исполнителя коммунальной услуги задолженности за соответствующий вид коммунального ресурса в размере, превышающем стоимость коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца). Более того, задолженность за коммунальный ресурс должна быть подтверждена. Под подтверждением законодатель понимает подписание акта сверки взаимных расчетов либо наличие судебного решения, в то время как судебная практика не признает акт сверки расчетов безусловным доказательством наличия задолженности . Акт сверки расчетов может иметь силу исключительно наряду с иными доказательствами, которые суд оценивает в совокупности (в частности, такими доказательствами являются договор ресурсоснабжения, акты переданных объемов коммунального ресурса, счета на оплату, претензионная переписка).
———————————
Определение ВАС РФ от 6 июля 2012 г. N ВАС-8666/12 по делу N А63-11816/2010; Постановление ФАС СКО от 5 сентября 2013 г. N Ф08-4834/13 // СПС «КонсультантПлюс».

Таким образом, законодатель обусловливает право на отказ от договора ресурсоснабжения со стороны РСО обязательным наличием мотива в виде нарушения договора со стороны управляющей организации, ТСЖ, иного специализированного кооператива (а именно задолженности за три расчетных периода) и наличием документа, подтверждающего данное нарушение (а именно акта сверки или судебного акта).
Во-вторых, обязательное указание права на односторонний отказ и определение порядка его реализации в договоре ресурсоснабжения. Более того, такой порядок не должен противоречить порядку отказа от договора, предусмотренному пунктом 30 Правил N 124. В силу диспозитивной природы рассматриваемого пункта 30 стороны договора ресурсоснабжения свободны в установлении права на односторонний отказ от него. Если односторонний отказ не предусмотрен договором или неполным образом прописана процедура отказа от договора, РСО не вправе отказываться от исполнения договора. В противном случае действия РСО могут быть признаны неправомерными в административном или судебном порядке.
Так, например, решением Пензенского УФАС России от 24 августа 2015 г. по делу N 2-03/19-2015 действия теплоснабжающей организации (далее — ТСО), направившей уведомления в адрес управляющих организаций, ТСЖ об отказе от договора ресурсоснабжения, были квалифицированы как злоупотребление доминирующим положением (ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ). В ходе рассмотрения дела было установлено, что договоры между ТСО и управляющими организациями, ТСЖ не содержат условий, предусматривающих возможность отказа гарантирующего поставщика от исполнения договора. Более того, размер задолженности некоторых управляющих организаций и ТСЖ не превышал стоимости электрической энергии за три расчетных периода (расчетных месяца). Аналогичное решение было принято УФАС по Ростовской области от 23 декабря 2015 г. по делу N 213/02.
———————————
Решение Пензенского УФАС России от 24 августа 2015 г. по делу N 2-03/19-2015. URL: http://solutions.fas.gov.ru/to/penzenskoe-ufas-rossii/2-03-19-2015-ce9a6678-f40c-49dc-88ac-dab6f3b61016.

В настоящее время уже сформировалась вполне единообразная судебная практика по рассматриваемому вопросу: если в договоре между РСО и управляющей организацией, ТСЖ не предусмотрено условие об одностороннем отказе, то такой отказ является неправомерным .
———————————
См., например: Постановления ФАС СЗО от 6 ноября 2013 г. по делу N А42-7501/2012, от 17 марта 2014 г. по делу N А42-2299/2013, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2014 г. по делу N А04-8396/2013, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2014 г. по делу N А26-6646/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Для наглядности приведем пример из судебной практики, когда в обоснование уведомления об одностороннем отказе от договора РСО сослалась на целый ряд положений ГК РФ и пункта 30 Правил N 124 . Суд отметил, что действительно спорный договор ресурсоснабжения содержит согласованное сторонами условие о том, что поставщик вправе расторгнуть договор (очевидно, стороны договора имели в виду внесудебный отказ от исполнения договора, а не его судебное расторжение) с одновременным прекращением подачи тепловой энергии в двух случаях: в случае неоднократного нарушения потребителем сроков оплаты отпускаемой тепловой энергии и при наличии систематической (два периода платежа) задолженности потребителя по оплате тепловой энергии. Однако суд пришел к выводу о несоответствии предусмотренного договором порядка расторжения требованиям пункта 30 Правил N 124.
———————————
Постановление от 29 ноября 2013 г. N 15АП-17471/2013 по делу N А53-9033/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

Как подчеркивают некоторые суды, РСО не лишена возможности реализовать право на расторжение договора в судебном порядке (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Несомненно, для этого в суде потребуется доказать крайнюю уважительность (т.е. существенность) основания для досрочного расторжения договора, что представляется практически невозможным.
Возникает вопрос относительно перспектив изменения действующего договора ресурсоснабжения в целях включения в него права на односторонний отказ в той редакции, в которой данное право предусмотрено п. 30 Правил N 124. Как неоднократно подчеркивали суды, несоответствие положений договора нормам действующего законодательства не является основанием для внесения в него изменений, как и не свидетельствует о наличии между сторонами преддоговорного спора применительно к ст. 422, 446 ГК РФ. При недействительности каких-либо условий договора такой договор не подлежит изменению по решению суда. Похожие выводы представлены в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2013 г. по делу N А78-7503/2011.
Следовательно, изменить условия действующего договора ресурсоснабжения в судебном порядке в части включения в него права на односторонний отказ невозможно, если с момента заключения договора не произошло существенного изменения обстоятельств, т.е. такого изменения, которое стороны договора не могли разумно предвидеть (п. 1 ст. 451 ГК РФ). При этом РСО не лишена возможности включить условие об одностороннем отказе в новый договор ресурсоснабжения по истечении срока действия прежнего договора или в дополнительное соглашение о пролонгации.
В судебной практике встречается вывод, что «пункт 30 Правил N 124 не устанавливает закрытого перечня оснований для отказа от договора ресурсоснабжения, а предусматривает дополнительные основания для отказа от его исполнения, устанавливаемые по соглашению сторон, и не может, в свою очередь, отменить общие нормы гражданского права о прекращении обязательств (ст. 417 ГК РФ)» .
———————————
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф05-11979/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Действительно, данный вывод на практике вполне может быть применим в случае прекращения договора ресурсоснабжения из-за объективной невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ) или прекращения договора на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ). Иными словами, невозможность исполнения должна иметь посторонний характер для сторон договора.
———————————
Определение Верховного Суда РФ от 14 ноября 2014 г. N 310-ЭС14-4335 // СПС «КонсультантПлюс».

Если речь идет об аннулировании лицензии управляющей организации (ст. 199 ЖК РФ) или исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ (п. 6 ст. 198 ЖК РФ), то, следуя разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ , договор ресурсоснабжения не следует считать недействительным (подобное основание недействительности было исключено из ст. 173 ГК РФ еще в сентябре 2015 г.). В таком случае ресурсоснабжающая организация вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения причиненных ей убытков. Подобное основание для отказа от договора предусмотрено п. 3 ст. 450.1 ГК РФ.
———————————
Пункт 89 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Не соответствующим логике гражданского и жилищного законодательства видится разъяснение, указанное в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ, которым введен в действие раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами». В частности, в пояснительной записке указано, что «на период с момента приостановления действия лицензии до вступления в силу решения суда об аннулировании лицензии или возобновлении ее действия. расчеты за поставленные коммунальные услуги будут осуществляться гражданами напрямую с РСО. Это позволит до выбора новой управляющей организации обеспечить сохранность средств, внесенных в качестве платы за коммунальные услуги». В данном случае разработчики положений о лицензировании предполагали возможность автоматического прекращения договора ресурсоснабжения. Очевидно, что подобное разъяснение никак не согласуется с действующим законодательством.
К тому же Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1434 (вступило в силу 07.01.2016) в Правила N 124 было введено новое положение (п. 32) о том, что «договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована». Договор управления в указанных случаях может быть прекращен лишь при наличии отказа собственников помещений от договора управления, при выборе иного способа управления или выборе по итогам открытого конкурса новой управляющей организации (п. 3 ст. 200 ЖК РФ). Сам же факт отсутствия у управляющей организации лицензии не влечет автоматического и безусловного прекращения договора управления, равно как не означает прекращения ранее заключенных ею договоров, в том числе договора ресурсоснабжения. Так, оставляя в силе постановление надзорного органа о привлечении ООО «ТагилТеплоСбыт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ за обсчет потребителей при реализации коммунальных услуг, суд указал на то, что «отсутствие в спорный период у управляющей организации лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами не свидетельствует об автоматическом расторжении договора управления и о возникновении у РСО обязанности одностороннего прекращения договора поставки коммунального ресурса» . ООО «ТагилТеплоСбыт», посчитав расторгнутым договор ресурсоснабжения, приступило к начислению платы за коммунальные услуги и выставлению платежных документов собственникам помещений. Проверкой установлено, что выставление двойных квитанций по оплате коммунальных услуг привело к введению потребителей в заблуждение относительно исполнителя коммунальных услуг и повлекло за собой необоснованную оплату по квитанциям ООО «ТагилТеплоСбыт». Фактически не являясь исполнителем коммунальных услуг, но выставляя квитанции, ООО «ТагилТеплоСбыт» препятствовало выполнению потребителями обязанности по своевременной оплате коммунальных услуг, указанных в квитанциях, предъявляемых со стороны управляющей организации ООО «УК «Коммунальщик».
———————————
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2016 г. N 17АП-2000/2016-АКу по делу N А60-54340/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

Порядок одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от договора ресурсоснабжения условно может быть разделен на следующие этапы.
Во-первых, РСО обязана уведомить потребителей (собственников помещений) о наличии задолженности управляющей организации, ТСЖ, иного специализированного кооператива за коммунальные ресурсы, разъяснить порядок перехода на «прямые» договоры с потребителями по предоставлению коммунальных услуг и обязанности потребителей оплачивать коммунальные услуги непосредственно в кассы РСО или через ее платежных агентов, а также предложить собственникам выбрать иную управляющую организацию или иной способ управления домом (ТСЖ или при наличии количества квартир менее 30 — непосредственный способ управления).
Форма уведомления потребителей не установлена и определяется РСО самостоятельно. Очевидно, что надлежащим уведомлением будет считаться письменное уведомление, размещенное на информационных стендах в многоквартирном доме (в частности, в подъездах). Дополнительно уведомление может быть напечатано в местной газете или размещено на сайте РСО.
Во-вторых, РСО обязана предоставлять коммунальные услуги добросовестным потребителям вплоть до заключения договора с другим исполнителем коммунальных услуг или собственниками напрямую с ресурсоснабжающей организацией (в случае выбора непосредственного способа управления в многоквартирном доме при количестве квартир 30 и менее).
Таким образом, пока в РСО не будут представлены документы, подтверждающие выбор новой управляющей организации или изменение способа управления многоквартирным домом на ТСЖ или непосредственное управление, РСО обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям по договору, содержащему условия предоставления коммунальных услуг, заключенному путем конклюдентных действий, которыми в данном случае признается решение РСО об отказе от договора ресурсоснабжения с управляющей организацией и о переходе на «прямые» договоры с потребителями коммунальных услуг.
Поскольку в таких отношениях РСО становится лицом, обязанным предоставлять коммунальные услуги потребителям, то на РСО распространяются все обязательства исполнителя коммунальных услуг, указанные в Правилах N 354. Таким образом, за управляющей организацией не может сохраняться обязанность по начислению платы за коммунальные услуги в течение периода предоставления коммунальных услуг РСО.
Подводя итог, заметим, что односторонний отказ от договора ресурсоснабжения по-разному оценивается РСО: одни считают его возможностью перейти на «прямые» договорные отношения («прямое абонирование») с потребителями, другие оценивают критически перспективу организации «прямых» отношений, поскольку РСО предстоит обеспечить сбор информации об индивидуальных показаниях приборов учета, заниматься начислением платы, выставлением платежных документов, приемом платы, ведением претензионно-исковой работы.
В 2017 г. ожидается узаконивание схемы «прямых» договоров между РСО и потребителями коммунальных услуг , что для законодателя делает бессмысленным какое-либо редактирование положений об отказе от договора ресурсоснабжения. Очевидно, что даже предстоящие изменения не повлекут автоматического отказа от договора ресурсоснабжения и одновременного перехода всех РСО на прямые отношения с потребителями. Для этого в любом случае понадобится совершение одной из сторон активных действий — письменное заявление об отказе от договора. Вероятно, для того чтобы обойти положение об одностороннем отказе, законодатель может предусмотреть императивное положение о сторонах договора ресурсоснабжения (РСО и потребителях), что сделает с 2017 г. невозможным дальнейшее участие в данном договоре управляющих организаций, ТСЖ и иных специализированных кооперативов и даст возможность не дожидаться от РСО отказа от договора ресурсоснабжения. Подобная перспектива оценивается нами критически.
———————————
Законопроект о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг запланирован к рассмотрению в Государственной Думе РФ в период осенней сессии 2016 г. // URL: http://www.gkh.ru/article/101849-qqq-16-m8-11-08-2016-zakon-o-pryamyh-dogovorah-c-resursosnabjayushchimi-organizatsiyami-2016.

Литература

1. Карапетов А.Г. Основные тенденции правового регулирования расторжения нарушенного договора в зарубежном и российском гражданском праве: Дис. . д. ю. н. М., 2011.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Потребители коммунальных услуг вправе напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями

Федеральным законом от 3 апреля 2018 № 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми потребителям коммунальных услуг предоставлено право заключать договоры напрямую с ресурососнабжающими организациями, минуя посредничество управляющей компании.

Такая возможность установлена для заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Коммунальные услуги могут предоставляться непосредственно ресурсоснабжающей организацией в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении «прямых» договоров о предоставлении коммунальных услуг;

2) в случае одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения ранее заключенного с управляющей организацией договора ресурсоснабжения;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Новым законом ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации перед ней задолженности, признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом. Размер задолженности должен быть равным или превышающим две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом. Исключение составляют случаи полного погашения данной задолженности до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом управляющую организацию, орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, а также собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

Договоры заключаются на неопределенный срок, при этом их оформление в письменной форме не требуется. Заключенными они будут считаться:
— с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если решение о заключении «прямых» договоров было принято на общем собрании;
— по истечении 30 дней со дня уведомления заинтересованных лиц об одностороннем отказе ресурсоснабжающей организацией от исполнения договора ресурсоснабжения;
— с даты заключения договоров, действовавших до принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

В случае заключения «прямых» договоров, плату за коммунальные услуги собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом управляющая компания, осуществляющая управление многоквартирным домом, будет обязана:
— предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных и коллективных приборов учета, установленных в многоквартирном доме;
— осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в многоквартирном доме;
— принимать от собственников помещений в многоквартирном доме обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг;
— обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Федеральный закон вступает в силу с 14 апреля 2018 года.

Подготовлено прокуратурой Чучковского района

Заключение договора РСО с УК

Ресурсоснабжаюжая организация не желает заключать договор с УК, хотя на общем собрании жильцов было принято решение не заключать на прямую договор с РСО . Имеют ли они право не выполнять решение общего собрания? Обязаны ли они заключить договор с УК?

Ответы юристов (2)

Здравствуйте, Надежда Юрьевна!

Ресурсоснабжаюжая организация не желает заключать договор с УК, хотя на общем собрании жильцов было принято решение не заключать на прямую договор с РСО. Имеют ли они право не выполнять решение общего собрания? Обязаны ли они заключить договор с УК?
Надежда Юрьевна

А чем ресурсоснабжающая организация мотивирует отказ в заключении договора. Он у вас имеется?

Решение общего собрания является обязательным для собственников помещений в доме и для организации, которая управляет этим домом.

Посл уточнения можно будет дать более подробную консультацию.

Уточнение клиента

Ресурсоснабжающая организация хочет заключить договор с каждым собственником, а не с УК. Собственники против заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. А ресурсоснабжающая организация не желает заключать договор с УК, т.к. ОДН (без договора с УК) берут без норматива, больше положенного.

04 Апреля 2015, 11:42

Надежда Юрьевна, если вашим домом управляет УК, то исполнителем ком услуг для вас является УК, а ресурсник не может отказать в заключении договора, только если у вас например проблема с инженерными системами.

Согласно п.13 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 12 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

Основаниями для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения являются отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (жилого дома) либо общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а также отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае отказа от заключения договора ресурсоснабжения по указанным основаниям ресурсоснабжающая организация обязана в письменной форме уведомить исполнителя об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (оферты) исполнителя и документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящих Правил.

Вам нужно «давить» на вашу УК, пусть заключает договор. Также вы можете по данному факту обратиться в жилищную инспекцию с жалобой на действия УК и ресурсника.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

О новых правилах заключения договоров ресурсоснабжения

Опубликовано в журнале «Советник юриста» №6 год — 2012

Канцер Ю.А.,
младший юрист юридической фирмы
Princeps Consulting Group, г. Волгоград

Новые Правила № 124 распространяются на договоры:
– энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности));
– теплоснабжения;
– водоснабжения (горячего, холодного);
– водоотведения;
– поставки газа (в т. ч. бытового газа в баллонах).

Остановимся на важных правовых новеллах Правил № 124.

Обязательность заключения договора для УК (ТСЖ)

Ключевым новшеством Правил № 124 является право ресурсоснабжающей организации направить в адрес исполнителя оферту о заключении договора ресурсоснабжения со всеми вытекающими отсюда последствиями. В соответствии с п. 11 Правил № 124 сторона, направившая оферту (любая из сторон! – Отмечено авт.), в случае неполучения в 30-дневный срок ответа на предложение о заключении договора ресурсоснабжения вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора.

Иными словами, если в Правилах № 360 речь шла только об обязанности поставщика коммунального ресурса заключать публичный договор, которого можно было понуждать к этому в судебном порядке, то теперь такая же обязанность возложена на исполнителя, т. е. УК и ТСЖ. При этом последнее предполагает не только обязательную инициативу обращения самих УК или ТСЖ к ресурсоснабжающей организации в строго регламентированные сроки (см. п. 5 Правил № 124), но и обязательный ответ на оферту, исходящий от продавца коммунального ресурса.

Вместе с тем п. 12 Правил № 124 отмечены три случая допустимого отказа УК (ТСЖ) от заключения договора. Понуждение в этом случае станет невозможным.

Возможности ресурсоснабжающей организации взыскивать долги напрямую с потребителей, а также приостанавливать, ограничивать, прекращать подачу ресурса

Ранее законодательство не содержало прямое указание на возможную уступку прав требования исполнителем ресурсоснабжающей организации в случае задолженности перед поставщиком и одновременном наличии у УК (ТСЖ) дебиторской задолженности потребителей. Теперь это компенсировано п. 26 Правил № 124.

С одной стороны, это поможет организациям управлять своими долгами, снизит нагрузку на арбитражные суды, с другой – возлагать на себя РСО излишнее бремя по взысканию с граждан коммунальных долгов путем обращения в мировые и районные суды также не станет.

Правилами № 124 предусмотрены основания и порядок приостановления, ограничения подачи коммунального ресурса и даже отказа ресурсоснабжающей организацией от исполнения договора при наличии задолженности исполнителя (п. 29 и 30 Правил № 124).

Так, поставщик правомочен приостановить или ограничить подачу ресурса в случае:
– аварии;
– планового ремонта инженерных сетей;
– задолженности у УК или ТСЖ перед поставщиком ресурса за один полный расчетный период (месяц).

При этом указанная возможность блокируется обязанностью поставщика обеспечивать соблюдение прав добросовестных потребителей, т. е. тех граждан, которые исправно оплачивают коммунальные ресурсы. А в условиях отсутствия технической возможности отключения подачи ресурса к одним жителям многоквартирного дома и одновременном сохранении потребления ресурса в отношениях с другими гражданами данные правомочия ресурсоснабжающей организации представляются трудновыполнимыми.

Возможность поставщика и вовсе отказаться от исполнения договора (прекратить подачу ресурса) также ограничена обязательной процедурой:
– наличие задолженности у исполнителя за полных 3 месяца;
– вступившее в силу решение суда или подписанный обеими сторонами акт сверки, подтверждающие такую задолженность;
– обеспечение прав добросовестных плательщиков коммунальных услуг. Последнее может обеспечиваться, например, путем предоставления ресурса напрямую потребителю или уведомления потребителей о возможности выбора другого способа управления (другой управляющей организации).

Несмотря на такой жесткий порядок, отметим, что обязанности у поставщика «обеспечивать подачу ресурса добросовестным потребителям» нет, а лишь есть обязанность «обеспечивать права и законные интересы». Последнее может быть выполнено формальной процедурой уведомления.

Четкое определение объема коммунального ресурса

Также следует отметить внятное определение объема поставляемого коммунального ресурса.

Установлен дифференцированный подход таких расчетов:
– в случае установки коллективного (общедомового) прибора учета;
– при установке индивидуальных приборов учета в многоквартирных домах (квартирных или комнатных);
– при наличии индивидуального счетчика для частного домовладения;
– при отсутствии коллективного (общедомового) счетчика. В этом случае для расчетов применяется приведенная формула. Однако это правило будет действовать с даты вступления в силу новых Правил № 354;
– в случае отсутствия индивидуальных счетчиков в многоквартирном доме или домовладении;
– при определении объема ресурса для общедомовых нужд.

Сроки оплаты коммунальных услуг, расходы на установку счетчиков

Сроки оплаты за поставленный коммунальный ресурс теперь прямо установлены – 15-е число месяца, следующего за расчетным, при управлении УК или ТСЖ.

Договором может быть установлен более поздний срок. В случае непосредственного управления действует норма ЖК РФ (п. 1 ст. 155) – оплата производится до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.

Теперь РСО не вправе возлагать расходы на подключение к «автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов» (так называется комплекс современных счетчиков) на потребителей. Такие счетчики обеспечивают возможность осуществлять оперативный и достоверный учет потребления энергии и даже дистанционное снятие их показателей.

Наименование сторон

Следует учитывать новое название сторон договора ресурсоснабжения, которое представляется более правильным. Если ранее (в Правилах № 360) организация, предоставляющая потребителю коммунальные ресурсы, называлась «заказчик», то теперь именуется «исполнителем»; ранее поставщик коммунального ресурса назывался «исполнитель», теперь ему отводится собственное имя – «ресурсоснабжающая организация». Предтавляется, эти изменения не являются простой чехардой терминов, поскольку «исполнительная» обязанность теперь возложена на управляющие организации (см. п. 2 комментария).

Конкретизация регулирования при непосредственном способе управления

Важным в Правилах № 124 является более детальная регламентация порядка заключения договора при непосредственном способе управления многоквартирным домом или, хотя и при наличии управляющей организации, но расплачиваясь за конкретный коммунальный ресурс напрямую с РСО, т. е. в обход УК или ТСЖ (см.: подп. «д» п. 6; подп. «а» и абз. 10 подп. «в» п. 21; абз. 3 п. 25; п. 27; подп. «а» п. 30 Правил № 124). Прежде простое указание на такую возможность в п. 8 ст. 155; п. 2.1 ст. 161 и ст. 164 Жилищного кодекса РФ было явно недостаточным.

Таким образом, теперь сторонам следует руководствоваться вновь принятыми Правилами № 124 в процессе заключения и исполнения публичных договоров ресурсоснабжения. Безусловно, такая более детальная регламентация правил восполняет ряд неопределенностей и пробелов в законодательстве. Вместе с тем с вступлением в силу Правил № 124 возможны более длительное преддоговорное обсуждение взаимных условий и даже затяжные разбирательства в арбитражных
судах на этой стадии.

Это интересно:

  • Юрист по совместительству московская область Первая юридическая справочная системапрактических разъяснений от судей Отвечает Роман Бевзенко, кандидат юридических наук, начальник Управления частного права ВАС РФ (до августа 2014 г.), член рабочей группы по подготовке […]
  • Компенсации при сокращении в районах крайнего севера Будут ли выплаты за 4-6 месяц, если попал под сокращение? Попал под сокращение в районе крайнего севера, работал вахтовым методом сам проживаю в Башкирии попадаю ли я под статью 318 ТК РФ? Будут ли выплаты за 4-6 месяц? 15 Июня […]
  • Налог на недвижимое имущество юридических лиц в 2018 году изменения Налог на имущество организаций — изменения с 2018 года Рассмотрим актуальные изменениями налогового законодательства, а именно изменения по налогу на имущество организаций. Федеральная льгота на налог по движимому имуществу […]
  • Форма 1 для временной регистрации образец Бланка регистрации В 2016 году для временной регистрации по месту пребывания будут использоваться формы 1, 2 и 3. Сама регистрация по месту пребывания будет готова через несколько дней после подачи бумаг в органы […]
  • В 2016г будет материнский капитал Материнский капитал будет заморожен до 1 января 2020 года Сегодня был опубликован закон, которым определены особенности изменения размеров различных социальных выплат. Среди них – материнский капитал. С 1 января 2018 года […]
  • Цена регистрации сделки в росреестре Срок регистрации недвижимости в столице сокращен до 7 дней На официальном сайте Росреестра сообщается, что с 1 декабря 2016 года максимальный общий срок государственной регистрации прав на недвижимость в Москве будет составлять […]
  • Как купить земельный участок у администрации города новороссийска Предоставление земельных участков Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск от 26 апреля 2016 года N° 3219 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги: […]
  • Ук рф 7 декабря 2011 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 декабря […]