Основа правового государства права и свободы человека

Конституционное право России

Учебники для вузов

3.2.6. Правовое государство

Правовое государство — такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

Традиционно выделяется несколько основных признаков (принципов) правового государства:

1) господство права;

2) обеспеченность прав и свобод человека;

3) разделение властей.

Основным принципом, выражающим сущность правового государства, является господство (верховенство) права. Верховенство права выражается в нескольких моментах:

1) единство права и закона. Законы и деятельность государства и его органов должны быть правовыми, то есть соответствовать естественным правам и свободам человека. Статья 18 Конституции РФ определяет, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;

2) верховенство Конституции, ее прямое действие. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ;

3) соблюдение надлежащей правовой процедуры принятия законов. Правом принятия законов обладают только законодательные органы государственной власти. Законы в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

4) соблюдение иерархии источников права. Верховенством в этой системе обладает Конституция РФ, а также в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. Далее следуют иные источники права Российской Федерации. *

Принцип обеспеченности прав и свобод человека и гражданина корреспондируется с главным принципом основ конституционного строя — приоритетом человека, его прав и свобод как высшей ценности и выражается не только в номинальном признании и закреплении в законодательстве основных прав и свобод человека, но и в реальном их действии. Можно назвать несколько признаков, характеризующих обеспеченность прав человека:

1) непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, возможность применения судами непосредственно конституционных норм, в которых закреплены права и свободы, для защиты нарушенных прав;

2) наличие в законодательстве эффективных и адекватных содержанию прав и свобод механизмов их реализации;

3) наличие различных форм защиты нарушенных прав: административной, судебной (суды общей юрисдикции и конституционные суды).

Принцип разделения властей будет рассмотрен как отдельная основа конституционного строя России.

Принципы правового государства

Из определения правового государства можно выделить два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

  1. наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона);
  2. наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в статье 2 Конституции РФ, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность отправления функций государственной власти становится вторичной, производной.

Политико-правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй принцип воплощается в жизнь с использованием прежде всего следующих способов и средств.

1. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина, т.е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы «сдержек и противовесов», правового режима ограничения для государства, не допуская тем самым излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь. «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства, – писал в начале XX в. А Эсмен. – Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности. »

Государство само себя никогда не ограничит, какое бы оно ни было. Ограничить власть может только другая власть. То есть власть государства можно ограничить прежде всего правами человека и гражданина, которые выступают своеобразным проявлением власти личности, волей гражданского общества, составляют главную часть права вообще. Только осознание необходимости инициативного поведения в правовой сфере, повышения юридической и политической культуры сможет стать настоящей гарантией приоритета прав человека и гражданина как высшей ценности по отношению к правам государства.

Здесь будет уместным воспроизвести слова Р. Иеринга, который отмечал, что «кто защищает свое право, тот в узких пределах его защищает право вообще».

2. Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Ее главное требование, выдвинутое Дж. Локком и Ш. Монтескье в период борьбы буржуазии с феодализмом, заключалось в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных).

Причем каждая из них, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга властью, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система сдержек и противовесов, установленная в Конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, назначить при необходимости досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституциониые акты. Законодатель в своих действиях ограничивается временными рамками, самими принципами права, Конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в Конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на зашиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Кроме всего прочего, фиксируются праворграничения, которые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных структур должна ограничиваться их компетенцией, которая основывается на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом».

Нужно, однако, учитывать, что существуют общие ограничения (своего рода универсальная система сдержек и противовесов), касающиеся всех видов республик, а есть ограничения специфические, присущие только президентской, либо только парламентской, либо смешанной ее разновидности. Так, если в Конституции РФ предлагается президентская республика (в действительности она суперпрезидентская), то необходимо придерживаться мировых стандартов конституционных ограничений, характерных именно для президентских республик, а не пытаться их обходить в угоду конъюнктурным соображениям. В частности, «единоличное» право президента без согласия парламента назначать ключевых министров и даже практически произвольно распускать Государственную Думу выходит за рамки всех существующих в мире конституций президентских республик.

Подобный «передел» власти в пользу президента и исполнительных структур не уравновешивает их с законодательной и судебной властями, нарушает систему взаимных «сдержек и противовесов», что оставляет в принципе соблазн при удобном случае в целях восстановления справедливости перераспределить эту власть, в том числе и в произвольном порядке. Поэтому в современной России принцип разделения властей только провозглашен, на практике же он фактически не действует.

3. Федерализм тоже может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Как своеобразное государственное устройство «федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов». Это создаст своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерации происходит покушение на права человека и гражданина.

4. Как способ ограничения политической власти выступает верховенство закона и его господство в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. Закон принимается либо самим народом, либо депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают соответственно общественные интересы в отличие от инструкций и приказов, принимающихся министерствами и ведомствами в своих узкоотраслевых или даже корпоративных интересах. Поэтому при расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

5. Взаимная ответственность государства и личности – это тоже способ ограничения политической власти. Еще И. Кант сформулировал данную идею: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших своеобразное соглашение о взаимном сотрудничестве и взаимной ответственности.

Этот способ ограничения политической власти выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами*.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона.для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.; в) импичмент и др.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т. д. На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меры свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных категорий, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип – последовательное связывание посредством права государственной власти.

Кроме двух основных можно выделить и другие принципы, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон. Это: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них остаются приоритетными, главными, определяющими, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи, ибо они оба выражают две стороны сущности правового государства. Если анализировать первую (социальную, показывающую привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второй (формально-юридической, представляющей средства достижения названных идеалов), то неясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение – не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит полноценно ни одной из своих функций, И тогда гражданское общество ничего от этого не выиграет, а наоборот, только проиграет.

В условиях правового государства право (как формальная система) может выступать в ряде случаев и как тормозящий фактор (препятствие, помеха) социально ценным действиям государства, не позволяющий подчас оперативно достигать определенных позитивных целей даже весьма благовидными средствами. Например, разделяя власть и создавая многочисленные ограничения для нее, мы тем самым объективно связываем ее активность, инициативу, маневренность, «замешанных» в том числе и на благих намерениях, на общественных интересах, предполагаем трудные поиски согласия, принятие компромиссных решений. Другими словами, в сеть правовых ограничений попадают не только «плохие поступки» государства, но и «хорошие».

Однако это, вероятно, те недостатки идеи, которые являются продолжением ее достоинств. Это – неизбежное зло, которым общество вынуждено расплачиваться за подобное жизнеустройство. Сравнивая его со злом, которое причиняет обществу и личности государство, не ограниченное правом, отдадим предпочтение все же первому. То есть и в данном вопросе последуем древней мудрости, рекомендующей «из двух зол выбирать меньшее».

Идея правового государства в некотором роде носит универсальный характер в том смысле, что она практически присуща политической и правовой идеологии цивилизаций всех народов, участвующих в мировом историческом процессе.

Если говорить о России, то в части 1 статьи 1 Конституции РФ закреплено, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже «есть» в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической Конституцией) и не может стать результатом «чистого» законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, – задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят, на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. Бывший Уполномоченный по правам человека в РФ С.А. Ковалев в своем докладе о соблюдении прав человека и формировании правового государства в России дал оценку современному состоянию: «Ни о какой федеральной программе, ни о каком прогрессе в области прав человека не приходится говорить, если между властью и обществом по-прежнему будет стоять стеной отчужденная от общества бюрократия, озабоченная лишь удержанием в своих руках рычагов власти. Россия никогда не станет ни правовой, ни демократической, если власть по-прежнему останется неким таинством, а не понятным для каждого рабочим механизмом решения общих задач».

Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства за падного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву, как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «и действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» – это скорее идеальный тип. ».

Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и другие. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям, культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Итак, принципами правового государства, отличающими его от государства неправового, являются:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • федерализм;
  • верховенство закона;
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе;
  • наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.

Правовое государство

Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Принципы правового государства:

— верховенство закона во всех сферах жизни общества;

— соответствие закона праву;

— разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

— взаимную ответственность личности и государства;

— реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

— политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов;

Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

— преодоление правового ингилизма в массовом сознании;

— выработка высокой политико – правовой грамотности;

— появление действенной способности противостоять произволу;

— разграничение партийных и государственных функций;

— установление парламентской системы управления государством;

— торжество политико – плюрализма;

— выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно – принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст.4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3).

Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл.2), взаимная ответственность государства и личности (ст.2), эффективный контроль за исполнением законов (ч.2,3 ст.15).Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1ст.15), статус нормативно- правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч.2 ст.4).

Правовое государство — это, прежде всего конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном – конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На её базе строится механизм законности в правовом государстве. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовое акты, применяемы в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15)

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие правовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированной правовой статус, юридическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст.19) в РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – это реальное обеспечение прав человека. В справедливых отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юридической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Референдум — (то, что должно быть сообщено) — это всенародный опрос, выявление мнения путем голосования граждан, обладающий активным избирательным правом.

В отличие от выборов при референдуме, объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Референдум (закон, законопроект, конституция и т.д.).

Референдум, общенациональное, проводимое по всей государственной территории.

Местные проводятся в отдельных субъектах федерации и т.д.

Суверенитет – верховная власть, верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.,

1) С. государственный- верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее средство гос. власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.

2) С. национальный- полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) С. народный- полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. – один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

1. Теория права и государства. Ильин И.А. Москва 2003 г.

2. Венчеров А.Б. Теория государства и права. Учебник 3-е издание Москва 2000 г.

3. Гражданское общество и правовое государство. Москва 1999 г.

4. Правоведение. Учебник. М. Н. Марченко. «Проспект» Москва 2004 г.

5. Г.А. Воронцов. Правоведение Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.

1. Происхождение государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Соотношение государства и права.

4. Форма, функции государства.

5. Правовое государство, признаки и понятие.

6. Условия формирования правового государства.

16.4. Права и свободы человека и гражданина

Основы правового статуса личности в Российской Федерации

Одно из важных назначений конституции состоит в том, чтобы надежно охранять права и свободы человека и гражданина от посягательств государства и его органов. Иначе говоря, с принятием конституции устанавливаются пределы государственной власти и обязанность государства служить человеку, соблюдать и гарантировать его права.

Для характеристики прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ, необходимо выяснить содержание ряда важных понятий: «правовой статус», «права и свободы», «права человека», «права гражданина» и т.п.

Право не следует понимать только в объективном смысле — как систему юридических норм, которые созданы государством и закреплены в его официальных актах, действуют независимо от воли и сознания отдельных лиц. Право необходимо рассматривать и в субъективном смысле — как притязания людей па определенные блага, обусловленные природой человека. В этом случае речь идет о правах человека — неотъемлемых свойствах человека, которые не даруются никем и принадлежат ему в силу своего рождения. Подобно тому как человек рождается на свет с головой, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным. Поэтому права человека следует понимать как естественные возможности личности, реализация которых обеспечивает ему жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности в различных сферах жизни общества.

Однако на пути свободы и естественных прав человека встает государство, которое человек сам создает в надежде получить защиту и гарантии своей жизни и интересов. Утратив свободу и права, которые он имел в естественном состоянии в силу факта своего рождения, т.е. до появления общества, государства, человек не сразу обретает свободу гражданскую.

Человечество прошло долгий путь развития, который был достаточно драматичным во взаимоотношениях государства и личности, прежде чем человек стал мерой всех вещей, поэтому права человека следует понимать не только как притязания, средства получения какого-либо блага. Они имеют значение тогда, когда гарантированы условия их реализации.

Государство должно быть главным гарантом их осуществления. В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». А в ст. IX Конституции указывается на то, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Положение человека, его права, свободы регулируются различными отраслями российского права. Особая роль Конституции РФ состоит в том. что она закрепляет и гарантирует основные, фундаментальные права и свободы. Они — правовая база для производных, однако не менее важных прав.

Совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных в Конституции, составляет основы правового статуса человека и гражданина. Особенность основных прав и свобод состоит в том, что они:

1) неотчуждаемы, т.е. не могут быть ограничены органами государства без законных оснований:

2) принадлежат каждому от рождения, т.е. являются по своему происхождению естественными (ч. 2 ст. 17).

В Конституции РФ употребляются два термина для характеристики возможностей человека и гражданина: «права» и «свободы». Эти понятия достаточно близкие по содержанию, но не тождественные.

Под свободой понимается возможность человека обладать чем-либо, поступать в соответствии со своими представлениями, т.е. понимается свобода индивидуального выбора без ориентированности на конкретный результат.

Право рассматривается как возможность совершать конкретные действия, направленные на удовлетворение законных интересов: право на образование, право избирать и т.п.

В Конституции РФ права и свободы описываются применительно к человеку и к гражданину. Хотя понятия «права человека» и «права гражданина» и употребляются обычно вместе, однако они не совпадают по содержанию.

Права человека проистекают из естественного права, присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государств;!, в котором проживают. Права человека характеризуют его как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

Права гражданина не имеют такого всеобъемлющего характера и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству. Они получают отражение в нормативных актах государства, в первую очередь в конституции и других законодательных актах, в которых гарантируется реализация и защита прав гражданина. Если государство признает и обязуется выполнять требования международного сообщества в области прав человека, то граждане данного государства имеют весь комплекс общепризнанных прав человека и еще права граждан.

Таким образом, понятие «основы правового статуса личности», по Конституции РФ. включает следующие структурные элементы:

I) конституционные принципы правового статуса личности;

2> конституционные права, свободы и обязанности;

3) конституционно-правовые основы гражданства;

Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства

Рубрика: 1. Теория государства и права

Дата публикации: 12.01.2016

Статья просмотрена: 1353 раза

Библиографическое описание:

Галимова Л. Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства [Текст] // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 4-7. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9447/ (дата обращения: 15.09.2018).

Статья посвящена анализу критериев формирования современного гражданского общества и правового государства, особое внимание уделяется правам и свободам человека и гражданина. Проводится краткий обзор моделей структуры гражданского общества исходя из основных подходов в его понимании.

Ключевые слова: права и свободы, гражданское общество, правовое государство, правосознание, правоотношение, демократическое государство, российское право.

В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего общества говорят об избрании института защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основной тенденции в формировании демократического правового государства.

На основании положений основного закона России (ст.2), человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Так, в соответствии со ст. ст. 17 и 18 Конституции, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения; также они являются непосредственно действующими и устанавливают смысл, суть и применение законов, работу законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и гарантируются правосудием. В одинаковой мере центральная роль прав человека и их защиты подтверждается, к примеру, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.), Европейской Конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 г.) и иными международно-правовыми актами.

Проблема соблюдения, защиты и охраны прав и свобод человека действительно является актуальной, но вместе с этим достаточно трудной. Одним из главных курсов деятельности Организации Объединенных Наций считается стимулирование и развитие уважения к правам и основным свободам человека для всех, без различия расы, пола, языка и религии (ст. 1 Устава ООН). Во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, подчеркивается, что признание достоинства, которое присуще всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых их прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В свою очередь, Российская Федерация является прямым участником международных договоров, в том числе и тех, которые направлены на защиту прав и свобод личности. Нашим государством ратифицирована вышеназванная Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания. Немалая важность придается и тому, что в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты документы, характеризующиеся обязательной юридической силой для всех государств-участников и являющиеся главным стандартом в сфере правового регулирования положения личности, ее прав и свобод. К ним относятся Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.).

В Венской декларации и Программе действий, общеустановленных в 1993 г. Второй международной (всемирной) конференцией по правам человека, подмечено: «Все права человека — универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы».

Эта концептуальная доктрина стала своего рода предписанием для приведения национального законодательства в соответствие с нормами международного права.

Для любой страны устоявшейся является задача охранительного характера, в основе которой усматривается приоритет общечеловеческих ценностей, в том числе она сформулирована и в российском уголовном законодательстве. Ярким примером является ч.1 ст.2 УК РФ, где представлены объекты уголовно-правовой охраны, к коим относятся: права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.

Соотношение правового государства и гражданского общества — это особая тема, которая часто является предметом дискуссий юристов, политологов, философов. При этом идеальной считается модель, когда государство является исполнителем воли общества и в связи с этим наделяется соответствующими инструментами управления делами общества. Гражданское общество расположено так сказать над государством, выполняющим его заказ. Реальный же баланс отношений зависит от многих составляющих [1, с. 58].

Современное правовое государство характеризуется тем, что гарантирует три группы общественных прав субъекта: права на независимость от власти; права на участие во власти; экономические, социальные и культурные права, или, как иногда говорят, право на социальную помощь со стороны государственной власти.

Конституция РФ в части 1 статьи 45 закрепляет норму, согласно которой, в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Данное положение относится, к лицам, права и свободы которых нарушены (в том числе лица, потерпевшие от административных правонарушений). Действующее административное законодательство закрепляет положение о том, что деятельность государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, строится на определенных принципах, к числу которых относится принцип охраны прав и интересов человека, общества и государства в целом. Учитывая, что в Конституции РФ высшей ценностью провозглашен человек, его права и свободы, в указанном принципе деятельности органов (должностных лиц), ведущих производство по делу об административном правонарушении, на первое место должна быть проставлена задача защита личности, охрана прав и свобод человека [2, с. 316].

При этом группа прав на независимость от власти объединяет: свободу веры, свободу вероисповедания и свободу совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность частной собственности; свободу передвижения по территории всего государства; тайну и неприкосновенность переписки; свободу слова и свободу мысли и объединения; право на неприкосновенность жилища; свободу выбора профессии и т. д. [3, с. 84]. Перечисленные права можно назвать «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами» [1, с.49].

Группу политических прав и свобод граждан в рамках правового государства составляют активное и пассивное избирательное право, право граждан участвовать в управлении делами государства, право гражданина лично обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления и т. д.

В группу экономических, социальных и культурных прав входят право на образование, свобода любой творческой деятельности, право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на социальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жизнь, достойную человека и т. п.

Понятие гражданского общества, чаще всего, используется в двух значениях. Во-первых, под ним понимается совокупность неполитических отношений. Во втором значении это общество свободных и независимых индивидов, принимающих на себя ответственность и обязанность подчиняться законам, исполнение которых справедливо контролируется государством. Таким образом, под гражданским обществом мы будем понимать всю совокупность различных форм социальной активности населения, не обусловленных деятельностью государственных органов и воплощающих реальный уровень самоорганизации социума. Понятие гражданского общества неразрывно связано с понятием демократии, поскольку первое представляет собой свободное пространство, суверенным регулятором внутри которого должно выступать государство, но государство демократическое, для существования которого гражданское общество создает необходимые условия. Следовательно, ядром гражданского общества выступают социальные институты, обуславливающие свободу личности — подобно тому, как демократическое государство является ядром демократической политической системы.

Идея создания правового государства и проблема гражданского общества находятся в центре современного юридического мышления, их актуальность и значимость настоящее время трудно переоценить. Именно господство права способно надежно охранять права человека, обеспечивать подчиненность высшей власти народу, эффективно регулировать общественные отношения. В современном российском обществе происходят значительные преобразования. Они ориентированы на серьёзное и глубокое переосмысление роли и значения человека, признание человеческой личности в качестве важнейшей общественной ценности.

Соотношение государства и гражданского общества является одной из наиболее острых проблем. Так, многие юристы считают, что государство выступает как исполнитель воли общества и в этих целях наделяется соответствующими инструментами управления делами общества. С их точки зрения гражданское общество располагается как бы над государством, выполняющим его заказ. С другой точки зрения, российская история убедительно показывает, что подобная модель носит умозрительный характер. То есть, государство всегда и до появления гражданского общества, и в нынешние времена -выступает как сильный, самостоятельный и активный участник, более того, как инициатор и организатор больших и малых мероприятий.

В общем понимании очень часто идеализирует понимание гражданского общества. При этом гражданское общество не может избежать многих болезней нашего времени, в том числе тех, которые присущи государству. В самом деле, институты гражданского общества страдают коррумпированностью, бюрократизмом, криминалом. Зачастую люди ищут защиту от нарушения своих прав в институтах гражданского общества у государства.

Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности. Безусловно, на данной стадии развития нашего общества и государства было бы неразумно ждать каких-то однозначных и апробированных рецептов построения подобного образования. В настоящее время возрастает значимость всех форм участия населения местного самоуправления. Нормативное закрепление эффективных механизмов участия населения в правотворчестве органов местного самоуправления послужит укреплению демократических начал местного самоуправления и повышению его роли в формировании гражданского общества в России [4, с. 153–157].

Гражданское общество предполагает осознание значимости группового объединения на основе гражданских ценностей, стимулирующее различные формы совместной активности. А взаимодействие и совместная деятельность людей для достижения значимых целей, продвижения общества и страны вперед, к прогрессу возможны при условии солидарности и доверительных отношений между членами этого общества [5, с. 99].

Под гражданским обществом мы понимаем всю совокупность различных форм социальной активности населения, не обусловленных деятельностью государственных органов и воплощающих реальный уровень самоорганизации социума. Понятие гражданского общества неразрывно связанно с понятием демократии, поскольку первое представляет собой свободное пространство, суверенным регулятором внутри которого должно выступать государство, но государство демократическое, для существования которого гражданское общество создает необходимые условия. В настоящее время юристы уделяют особое внимание теме прав и свобод граждан как критерию формирования гражданского общества и правового государства — это подтверждает значимость и актуальность исследования указанной темы [6; 7; 8; 9; 10; 11].

В настоящее время, прежде всего, важно сосредоточить усилие на восстановление уважения к праву. Утверждение принципов правового государства выдвинуто сегодня в качестве важнейшего условия, без которого невозможно освободить общество от всего, что связано с последствиями культа личности, командно-административными методами управления, бюрократизмом. Для такого освобождения необходимо решительно переосмыслить распространенные представления о соотношении государства и права, отказаться от складывавшихся десятилетиями стереотипов в этой области.

  1. Каргин, Ю. И., Чичеров Е. А. Соотношение правового государства и гражданского общества В кн.: Гражданское общество в российских регионах. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015.
  2. Свешникова, Л. Н. Гарантии прав потерпевшего от административного правонарушения / Инновационные процессы в развитии современного общества. Материалы II международной заочной науч.-практ. конф. Саранск, 2014. С. 315–318.
  3. Усватов, И. С. К вопросу о структуре гражданского общества: определение понятия института гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 82–84.
  4. Чичеров, Е. А., Котляров С. Б. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления / 20 лет Конституции: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Саранск, 11 дек. 2013 г.); Саранский кооперативный институт (филиал) РУК. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2013. С. 152–157.
  5. Акимова, М. К.,Персиянцева С. В.Гражданская идентичность как базис социального капитала и его реализации в гражданских практиках. В кн.: Гражданское общество в российских регионах. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2015.
  6. Квалдыков, Р. В., Романов В. А., Сухоруков Д. В. Право на социальное обслуживание как элемент социально-правового статуса граждан Российской Федерации / Государство и право: теория и практика. Материалы III международной научной конференции. Чита: Изд-во Молодой ученый, 2014. С. 35–37.
  7. Котляров С. Б., Куманяева О. Н. Особенности обстоятельств, подлежащих установлению при организации расследования разбойных нападений на автодорогах // Государство и право: теория и практика. Материалы III международной конференции. Чита, 2014. С. 65–67.
  8. Ганин, О. Н. Национальное государство в условиях глобализации // Научное обозрение. 2014. № 12. С. 693–696.
  9. Ларькина, А. П., Свешникова Л. Н. «Публичная служба» как единое понятие для всех видов службы в России // Научное обозрение. 2015. № 10. С. 320–324.
  10. Котляров, С. Б., Чичеров Е. А. Подходы к определению коррупции, ее причины и последствия // Казанская наука. 2015. № 10. С. 257–259.
  11. Катайкина, Н. Н. Необходимость развития человеческого потенциала в условиях формирования стратегии импортозамещения / Инновации в образовательной среде: Материалы междунар. науч.-практич. конф. Саранск: ЮрЭксПрактик, 2015.

Это интересно:

  • Ук рф ст228-1 часть 1 Ук рф ст228-1 часть 1 Законодательство Российской Федерации Поправки в УК РФ, вступившие в силу с 12 мая 2004 года, существенно изменили ситуацию уголовно-правового регулирования ответственности за незаконный оборот […]
  • Конституционное право рф определение Конституционное право России Учебники для вузов 1.1. Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации Термин «конституционное право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, как отрасль национального […]
  • Признаки адм Правонарушения Лекция 8. Административная ответственность 8.2. Административное правонарушение и его признаки Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный вид юридических проступков, общим объектом которых […]
  • Как считать компенсацию отпуска при увольнении Расчет при увольнении сотрудницы, которая находилась в отпуске по уходу за ребенком Сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Она решила уволиться без выхода на работу. Как рассчитать денежную компенсацию, […]
  • Система местного самоуправления в рф это Тема 21. Местное управление и самоуправление в РФ 1. Понятие и система местного самоуправления в России В соответствии с Конституцией России (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы […]
  • Езда в нетрезвом виде в казахстане Наказание за вождение в пьяном виде - найдена лазейка в законодательстве В законодательстве Казахстана найдена лазейка, позволяющая водителям, выпивающим за рулем, избегать наказания, сообщает портал 365info.kz. Воспользоваться […]
  • Прошу разрешить внесение изменений Отключаем уведомление: "Разрешить внесение изменений на данном компьютере". При эксплуатации компьютера с установленной ОС Windows и Vista Windows 7, пользователю сталкиваются с сообщение подобного содержания: "Разрешить […]
  • Первая медицинская экспертиза Начальник ГБУЗ «ОБСМЭ», главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе МЗ Пензенской области, кандидат медицинских наук, Столяров Аркадий Петрович Заместитель начальника по экспертной работе: Власова Елена […]