Нк рф гл 23 статья 217

Содержание страницы:

Налоговый Кодекс РФ 2018 года (НК РФ редакция 2018-2019)

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017, подавать любую отчетность через интернет и пр. (от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно, при первой оплате (если переход по этим ссылкам с этого сайта) три месяца в подарок.

Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).

Налоговый кодекс (НК) РФ устанавливает систему налогов и сборов. Определяет отношения с ФНС. Курирует такие вопросы, как законный представитель налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, консолидированная группа налогоплательщиков, виды налогов и сборов, взимаемых в нашем государстве, основания возникновения/изменения/прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Описывает права и обязанности налоговых органов, налогоплательщиков и остальных участников подобных отношений, а также порядок обжалования актов налоговых органов и действий/бездействий и их должностных лиц. Прописывает специальные налоговые режимы и т.д.

Налоговый кодекс РФ был принят 16.07.1998 г.

Налогообложение казенных учреждений

Казенное учреждение является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Вопросы налогообложения казенных учреждений являются очень актуальными, при этом основные проблемы возникают при расчетах с бюджетом по НДС и по налогу на прибыль.

Реформирование бюджетной сферы, связанное с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ , привело к созданию трех типов государственных (муниципальных) учреждений. В действующей редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (ст. 120 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, и при этом государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
——————————–
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СЗ РФ. 10.05.2010. N 19. Ст. 2291.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.

Отметим, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ , вступающим в силу с 1 сентября 2014 г., изменяется понятие юридического лица. Так, в новой редакции понятие юридического лица (в части, имеющей отношение к казенным учреждениям) дается следующим образом:
«Статья 48. Понятие юридического лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения».
——————————–
Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Если в действующей до 1 сентября 2014 г. редакции ГК РФ было определено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом , то в новой редакции перечень некоммерческих организаций носит закрытый характер и значительно уточнен.
——————————–
Пункт 3 ст. 50 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ).

С 1 сентября 2014 г. согласно новой редакции юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из относящихся к одиннадцати типам организационно-правовых форм, в их числе (пп. учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения.
При этом в соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
В таблице 1 представлены данные о количестве действующих в Российской Федерации государственных (муниципальных) учреждений.

Государственные (муниципальные) учреждения

Тип государственного (муниципального) учреждения

——————————–
Таблица составлена авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru по состоянию на 11.08.2014 (за исключением Крымского федерального округа).

Казенное учреждение, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», также введенной Федеральным законом N 83-ФЗ, является одним из трех типов государственных (муниципальных) учреждений, создаваемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями. Правовое положение казенных учреждений и особенности функционирования установлены в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Общероссийским классификатором организационно-правовых форм ОК 028-2012 казенным учреждениям присвоен код 2 09 04. Данные по казенным учреждениям в Российской Федерации представлены в таблице 2.
——————————–
Приказ Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора организационно-правовых форм ОК 028-2012».

КУ субъекта Федерации

Источник: составлено авторами по данным официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (на 11.08.2014) www.bus.gov.ru.

Казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Рассмотрим особенности правового положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 БК РФ, касающиеся вопросов налогообложения:
– Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
– Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
– Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.
– Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.
– Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
– Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Следует отметить, что изменения в ГК РФ, внесенные вышеуказанным Федеральным законом N 99-ФЗ, не привели к изменениям в Бюджетном кодексе в части казенных учреждений.
Согласно новой редакции ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а ответственность казенного учреждения по своим обязательствам определяется правилами, приведенными в таблице 3.

Ответственность казенных учреждений в соответствии с ГК РФ

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения

Государственное учреждение и муниципальное учреждение
1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества

Кроме финансирования из соответствующего бюджета согласно смете, а также осуществления, в соответствии с учредительными документами, приносящей доход деятельности, казенные учреждения могут быть получателями грантов. В современных условиях гранты, предоставляемые (как правило, в результате конкурсного отбора) для реализации конкретных проектов в области науки, культуры, образования и т.д., получили широкое распространение. В части казенных учреждений законодательство Российской Федерации не ограничивает права юридического лица на участие в конкурсе на получение гранта , и если казенное учреждение будет определено победителем конкурса, финансовое обеспечение для реализации целей, на достижение которых предоставляется грант, должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, установленных ст. 70 БК РФ, и на основании бюджетной сметы с учетом ограничений, предусмотренных ст. 161 БК РФ. Гранты могут быть учреждены Президентом Российской Федерации, российскими или иностранными организациями, гражданами для проведения различных программ, мероприятий, исследований, при этом порядок и условия выделения грантов регламентируются положениями, утвержденными на соответствующем уровне.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843.

Если казенное учреждение – победитель конкурса на получение гранта находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), являющегося организатором конкурса, данный главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает доведение соответствующих лимитов бюджетных обязательств до учреждения. Если ГРБС не является организатором конкурса, то соответствующие бюджетные ассигнования должны быть переданы в установленном бюджетным законодательством порядке от ГРБС организатора конкурса тому ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение, для доведения до него соответствующих лимитов бюджетных обязательств. При этом в соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения, увеличивающие бюджетные ассигнования, предусмотренные соответствующим казенным учреждениям – получателям бюджетных средств, в объемах поступивших грантов .
——————————–
Письмо Минфина России от 16.05.2012 N 06-03-07/2.

Казенные учреждения в настоящее время являются плательщиками (а в ряде случаев и/или налоговыми агентами) налогов и сборов, установленных в ст. ст. 13 – 15 НК РФ и подразделяемых на федеральные, региональные и местные, порядок исчисления и уплаты которых регулируется нормами НК РФ.
К федеральным налогам и сборам, уплачиваемым казенными учреждениями, относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц (в качестве налогового агента);
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
К региональным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относятся:
– налог на имущество организаций;
– транспортный налог.
К местным налогам, плательщиками которых являются казенные учреждения, относят земельный налог.
Нельзя не отметить и тот факт, что казенные учреждения также являются плательщиками обязательных страховых взносов (эти платежи в настоящее время не являются налоговыми, т.е. их уплата не устанавливается НК РФ):
– на обязательное пенсионное страхование;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
– на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ранее первые три из перечисленных видов страховых взносов входили в состав единого социального налога (ЕСН), начисление и уплата которого регламентировались нормами гл. 24 НК РФ .
——————————–
Глава 24 НК РФ утратила силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В настоящее время исчисление и уплата данных страховых взносов казенными учреждениями осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» соответственно.
В российской налоговой системе предусмотрены также специальные налоговые режимы, однако НК РФ прямо устанавливает невозможность применения некоторых из них для казенных учреждений.
Например: в части ЕСХН – пп. 4 п. 6 ст. 346.2; в части УСН – пп. 17 п. 3 ст. 346.12.
Однако в части ЕНВД НК прямо не устанавливает невозможность его применения казенными учреждениями.
К сожалению, налоговая статистика и аналитика, представленная на интернет-сайте налоговых органов, не дает возможности выявить суммы налоговых поступлений от казенных учреждений. Это связано с тем, что форма 1-НОМ рассматривает начисления и поступления налогов и сборов в разрезе основных видов экономической деятельности, а казенные учреждения, с одной стороны, можно отнести к коду 1400 «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение», а с другой стороны, казенные учреждения оказывают услуги и выполняют работы, связанные с разными направлениями деятельности .
——————————–
На сайте www.bus.gov.ru в разделе «Аналитика по учреждениям» можно получить развернутую информацию о видах деятельности учреждений.

При этом казенные учреждения обязаны ежегодно подтверждать основной вид фактически осуществляемой деятельности , в зависимости от которого определяется риск травматизма работников и соответствующее страховое обеспечение, которое регулируется размером тарифа, зависящим от классов профессионального риска по различным видам деятельности.
——————————–
Согласно Постановлению ФАС ВСО от 30.04.2013 N А33-12934/2012 основной вид деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены общие сведения о видах экономической деятельности организации (учреждения).

Казенные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению , в котором для расчетов по платежам в бюджеты предусмотрен счет 0 303 00 000. На этом счете отражаются суммы налогов, взносов, начисленных учреждением в соответствии с законодательством РФ и подлежащих уплате им в качестве налогоплательщика (плательщика взносов). Также на данном счете учитываются расчеты учреждения по налогам, которые перечисляются им в бюджет в качестве налогового агента (например, НДФЛ).
——————————–
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (ред. от 24.12.2012).

Согласно п. 103 Инструкции N 162н учет расчетов по платежам в бюджеты ведется на следующих счетах:
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
0 303 06 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
0 303 07 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»;
0 303 08 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный ФОМС» (до 2012 г.);
0 303 09 000 «Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование»;
0 303 10 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии»;
0 303 11 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии» (до 2014 г.);
0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».
Казенное учреждение должно утверждать учетную политику как для целей бухгалтерского учета согласно ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», так и для целей налогообложения. Применительно к казенным учреждениям вопросы, подлежащие закреплению в приказе по учетной политике в части налогообложения, рассмотрены С. Валовой .
——————————–
Валова С. Учетная политика для целей налогообложения // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 1. С. 20 – 27.

Наиболее значимыми при рассмотрении вопроса о налогообложении казенных учреждений являются вопросы, связанные с НДС и налогом на прибыль. Отметим, что казенные учреждения, являющиеся работодателями, исполняют обязанности налогового агента в части НДФЛ и здесь никаких специфических особенностей не существует. Особенности обложения налогом на добавленную стоимость установлены в гл. 21 НК РФ. При этом применительно к казенным учреждениям в ст. 143 НК РФ не сказано, что казенные учреждения не являются плательщиками НДС, однако в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 не признается объектом налогообложения выполнение казенными учреждениями работ (оказание услуг). Согласно позиции Пленума ВАС РФ, высказанной в Постановлении от 30.05.2014 N 33 , государственные и муниципальные учреждения могут являться плательщиками НДС по совершаемым финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени в гражданских правоотношениях в порядке, предусмотренном ст. 125 ГК РФ.
——————————–
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (размещено на сайте ВАС РФ 24.06.2014).

В том случае, когда казенное учреждение получает от контрагента доходы в виде неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственному (муниципальному) контракту, эти доходы не включаются в налоговую базу по НДС (они не поименованы в перечне операций, признаваемых объектом обложения НДС, который определен в п. 1 ст. 146 НК РФ).
Казенные учреждения являются плательщиками НДС в случае реализации объектов основных средств. При этом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации объекта, в стоимости которого был учтен НДС, определяется как разница между продажной (рыночной) ценой с учетом налога и остаточной стоимостью и к данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ.
Плательщиком НДС казенное учреждение будет и в случае выдачи трудовой книжки работнику, который заключает трудовой договор впервые . В случае увольнения сотрудника казенного учреждения и удержания из заработной платы компенсации за стоимость спецодежды М. Алексеева отмечает неоднозначность позиций Минфина России (компенсация подлежит обложению НДС) и судебных органов (компенсация не подлежит обложению НДС) .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-05/33508.
Алексеева М. Вопрос-ответ // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 2. С. 75 – 76.

Если казенное учреждение осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в части НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, необходимо вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 174, п. 3 ст. 80 НК РФ с 1 января 2014 г. казенные учреждения – плательщики НДС обязаны представлять декларации по налогу на добавленную стоимость только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота . При этом казенные учреждения, являющиеся плательщиками НДС, должны вести в соответствии с п. 3 ст. 160 НК РФ в общеустановленном порядке журналы полученных и выставленных счетов-фактур, а также книгу покупок и книгу продаж, правила ведения которых установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Однако с 1 января 2015 г. казенные учреждения – налогоплательщики не будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в соответствии с пп. «а» п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
——————————–
См. Письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875, Информацию ФНС России «О представлении декларации по НДС в электронной форме», Письмо ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712.

Налогообложение прибыли организаций, в том числе и казенных учреждений, осуществляется в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 247 прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ.
В части налога на прибыль перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, установлен ст. 251 НК РФ. На основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к таким доходам отнесены доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. В целях налогообложения прибыли доходы, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, от исполнения государственных (муниципальных) функций, а также расходы, связанные с их оказанием (исполнением), не учитываются при определении налоговой базы согласно пп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 НК РФ .
——————————–
См. Письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 30.01.2013 N 03-03-05/1758, от 30.01.2013 N 03-03-06/4/1760, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634, от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32650, от 20.05.2014 N 03-03-06/4/23877.

Казенным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено в учредительном документе и закреплено в уставе. С 1 января 2012 г. доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ, ч. 7, 8 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). При этом казенное учреждение действует не от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а только от своего имени, заключая не государственный (муниципальный) контракт, а гражданско-правовой договор.
Доходы казенных учреждений от приносящей доход деятельности, получаемые казенными учреждениями, включая внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом расходы, фактически осуществленные учреждениями в связи с ведением коммерческой деятельности, не учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с абз. 3 пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ .
——————————–
См. также Письмо Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/4/18915.

В случае получения казенными учреждениями средств в виде неустойки (штрафа, пени), полученных от поставщиков (исполнителей, подрядчиков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, данные средства признаются доходами соответствующего публично-правового образования и не учитываются в составе налогооблагаемых доходов, т.к. РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль на основании ст. 246 НК РФ. Соответственно, такие средства не учитываются у казенного учреждения (государственного (муниципального) заказчика) при формировании базы по налогу на прибыль .
——————————–
См. Письма Минфина России от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 27.02.2013 N 03-03-06/4/5745, от 09.07.2012 N 03-03-06/4/70, от 05.12.2012 N 03-03-06/4/112.

Казенные учреждения могут получать денежные средства или имущество в виде пожертвований. При этом в соответствии со ст. 582 ГК РФ, а также п. 2 ст. 251 НК РФ при получении имущества в виде пожертвований должен быть обеспечен раздельный учет. При соблюдении условий, перечисленных в п. 2 ст. 251 НК РФ, пожертвования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций , однако при заполнении декларации по налогу на прибыль необходимо заполнить лист 07 .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 14.12.2012 N 03-03-06/4/115.
См. разъяснения УФНС России по г. Москве, представленные в Письме от 03.09.2012 N 16-15/082383@.

В соответствии с положениями ст. 41 БК РФ пожертвования от физических и юридических лиц являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и если казенное учреждение получило пожертвование от юридического или физического лица в виде денежных средств, то они подлежат перечислению в бюджет, а в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Соответственно, на сумму денежных поступлений могут быть увеличены лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенного учреждения .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 17.05.2011 N 02-03-09/2016.

Нередко казенные учреждения списывают объекты основных средств. В целях налогообложения прибыли при списании объектов основных средств стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов, признается внереализационным доходом учреждения (п. 13 ст. 250 НК РФ).
При реализации лома черных и цветных металлов обязанности по уплате НДС у казенных учреждений не возникает на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, однако в части налога на прибыль в силу п. 1 ст. 249 НК РФ выручка, полученная от продажи металлолома, в целях налогообложения прибыли признается доходом, полученным от реализации. Однако согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от продажи материальных запасов (в частности, металлолома), учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного, определенную в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.
В случае выявления казенным учреждением излишков материально-производственных запасов и прочего имущества в результате инвентаризации доходы в размере рыночной стоимости имущества подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов . Это касается и выявленных в ходе инвентаризации излишков денежных средств в кассе казенного учреждения. При этом доходы, полученные казенным учреждением от выявленных излишков, относятся на статью 180 «Прочие доходы» КОСГУ .
——————————–
См. Письмо Минфина России от 14.02.2012 N 03-03-05/11.
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.

Мы не рассматривали полный перечень доходов, получив которые казенные учреждения обязаны уплатить налог на прибыль. В частности, Т.В. Липкина выделяет 13 видов таких доходов .
——————————–
Липкина Т. Налоговый учет казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. 2013. N 12. С. 11 – 15.

Государственная пошлина является федеральным сбором. Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины только за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях (пп. 1 п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Иных льгот в отношении казенных учреждений НК РФ не предусмотрено.
Транспортный налог является региональным налогом, и согласно ст. 356 НК РФ законодательной власти субъектов РФ предоставлено право предусматривать налоговые льготы и основания для них при установлении транспортного налога . Специальных льгот для казенных учреждений по уплате транспортного налога не установлено. Согласно ч. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения по транспортному налогу, приведен в п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. разъяснения Минфина России, представленные в Письме от 21.04.2009 N 03-05-04-01/16.

Казенное учреждение обязано начислять транспортный налог с момента регистрации транспортного средства. В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства или снятия его с учета в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное ТС было зарегистрировано у налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с учета автотранспорта в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц . Важно учитывать, что если автомобиль находится длительное время на ремонте и не эксплуатируется, то казенное учреждение не освобождается от начисления и уплаты транспортного налога . Однако если транспортное средство числится в угоне и данный факт соответствующим образом задокументирован, на период его розыска казенное учреждение освобождается от уплаты транспортного налога (при представлении в налоговый орган документа, подтверждающего факт кражи (угона) в соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ.
——————————–
См. Письмо Минфина России от 19.08.2013 N 03-05-06-04/33827.
См. Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01.

Налог на имущество организаций является региональным налогом. Специальных льгот для казенных учреждений по уплате налога на имущество не установлено. Однако имеются льготы в перечне, установленном в ст. 381, которые могут быть применены к казенным учреждениям. Следует учитывать, что 1 января 2013 г. вновь приобретенные транспортные средства, являющиеся движимым имуществом казенного учреждения, в силу пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектом обложения налогом на имущество (ранее автотранспорт включался в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу для расчета налога на имущество).
Земельный налог является местным налогом и порядок его исчисления и уплаты регулируется нормами гл. 31 «Земельный налог» НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если у учреждения земельные участки находятся на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не является плательщиком земельного налога.
В данной статье мы не рассматривали налоги и сборы, уплачиваемые казенными учреждениями в связи с осуществлением специфических видов деятельности.
Соглашаясь с мнением Л.С. Смирновой о несправедливости отсутствия возможности у казенных учреждений уменьшать доходы на величину расходов при налогообложении прибыли, считаем целесообразным исключить из перечней плательщиков налогов и сборов казенные учреждения.
——————————–
Смирнова Л.С. Комментарий к Письму Минфина России от 12.08.2013 N 03-03-06/4/32634 [Об уплате налога на прибыль казенными учреждениями при ведении деятельности, не являющейся госуслугой] // Нормативные акты для бухгалтера. 2013. N 18. С. 15.

Это обосновывается тем, что финансирование казенных учреждений осуществляется на основе сметы, все доходы казенных учреждений являются доходами соответствующего бюджета, соответственно, при налогообложении доходов и имущества происходит фактически «перекладывание средств из одного кармана в другой». Так, федеральные казенные учреждения будут уплачивать налоги на имущество и транспортный налог в региональный бюджет, земельный налог в местный бюджет и налог на прибыль в соответствии с установленным распределением. Таким образом, налоговые расходы казенных учреждений формируют налоговые доходы того же бюджета или бюджетов другого уровня. Исключение казенных учреждений из состава налогоплательщиков приведет к тому, что у казенных учреждений не будет обязанности вести налоговый учет и подавать налоговую декларацию. При этом существенно снизится и трудоемкость ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях, а также объем работ по операциям, связанным с санкционированием расходов, лимитами бюджетных обязательств, снизится нагрузка на органы Федерального казначейства и налоговые органы.
Бухгалтерский учет и налогообложение должны быть эффективными, но при этом разумными и экономными. Денежные средства, получаемые бюджетами разных уровней как налоговые доходы от казенных учреждений, на наш взгляд, не покрывают затрат на их учет и администрирование. Однако для этого необходимо провести детальный анализ налоговых доходов, поступающих в бюджеты всех уровней от казенных учреждений.

Ю.П.Никольская
Кандидат экономических наук,
доцент,
профессор
кафедры бухгалтерского учета и аудита
Московского университета МВД России

А.А.Спиридонов
Доцент,
заведующий кафедрой
бухгалтерского учета,
экономического анализа
и оценки собственности
Федерального автономного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Государственная академия строительства
и жилищно-коммунального комплекса»

Распределение НДФЛ по бюджетам

Добрый день, уважаемые читатели! Как вы помните, на днях мне довелось делать аж 3 справки по НДФЛ для своих сотрудников.

Как оказалось на этом моя тесная история с НДФЛ не закончилась, в этот же день мне пришло на почту уведомление о задолженности перед бюджетом — за последний месяц они не получили НДФЛ.

Благодаря моему банку вопрос решился достаточно быстро, оказывается в банке был небольшой сбой и программа зависла как раз на нашей платежке, то есть у меня в программе платежка значилась как отправленная, а в банке — о ней даже не слышали.

Конечно пришло заплатить штраф, вина то здесь моя, честно говоря за все время моей работы у меня это впервые, видимо усталость дает о себе знать.

Таким образом сегодняшнюю статью я решила посвятить НДФЛ и его распределению по бюджетам, надеюсь она будет вам полезной.

Желаю вам никогда не допускать таких ошибок и хорошей рабочей недели!

В какой бюджет должен перечисляться НДФЛ?

Особенностями современного типа развития системы налогообложения является ориентирование на уже проверенные европейские финансовые механизмы.

Кроме этого, характерные особенности формирования федерального бюджета состоят в том, что поступления являются плановыми, а федеральные налоги стали главной статьей поступлений.

Федеральные налоги

Любая трансформация государственности моментально влечет значительные преобразования системы сбора налогов.

Формирование основы государства – бюджета посредством сбалансированных сборов и налогов происходит не только в направлении финансов.

Налоговая система является экономическим рычагом, позволяющим регулировать состояние общественного производства, динамики и структуры, влиять на научно-технический прогресс.

Установленные Налоговым Кодексом ст.13 федеральные налоги имеют категорию обязательных к начислению и перечислению на территории страны, вне зависимости от административного деления.

Федеральными являются следующие налоги:

  • Налогообложение прибыли организации.
  • Акцизный сбор некоторых категорий продукции.
  • Сбор за использование водных ресурсов.
  • Налог на добываемые полезные ископаемые.

Нормативами законодательных документов установлены пропорции отчислений от каждого федерального налога сумм в государственный и нижестоящие бюджеты.

Муниципальные бюджеты также формируются из федеральных налогов, но относящихся к категории местных.

Наиболее важным и значимым для местных доходов является налог на доходы физических лиц, всем известный НДФЛ.

Перечисленный НДФЛ и особенности его формирования

Государственная система в законодательном порядке установила не только базу налогообложения, но и градированную систему ставок налога.

Это пять ступеней ставок, каждая точно соответствует определенному типу полученного дохода.

В период с 2014 по 2015 финансовый год федеральным законом установлено начисление НДФЛ следующим образом:

  • 9% налоговое отчисление. Применяется кдивидендам, доходам долевой части работы организаций, % от облигаций ипотечного покрытия, системного доверительного управления.
  • 13% налог от ведения трудовой деятельности и работы как высококвалифицированный специалист согласно Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ.
  • НДФЛ в размере 15% это база от долевого участия в работе отечественных предприятий любой сферы деятельности.
  • Ставка в 30% относится к доходам, которые получают налоговые нерезиденты, работающие в нашей стране.
  • 35% налог на доход относится к выигрышам, призам, полученным % от вложенных депозитов, от рублевых и валютных займов.
  • Налог крайне удобен для контроля плательщика даже при отсутствии финансово – экономического образования или определенных навыков.

Благодаря тому, что на сегодня расчет НДФЛ отлично отработан, он обладает плоской шкалой, минимумом льгот, простыми методиками расчетов и определения базы налогообложения, этот налог наиболее удобен в управлении и администрировании

Куда платится перечисленный НДФЛ

Куда платиться НДФЛ, в какой именно бюджет? Условия совершенно просты, вне зависимости от того, что расчет производен самим плательщиком или его налоговым агентом.

После подачи декларации о доходах, полученных за год, согласно Налогового Кодекса ст. 228 оплатить заявленную сумму необходимо до середины следующего года, то есть крайней датой является 15 июля.

При условии, что это выходной, ст. 6.1 поясняет, что возможно перенесение на рабочий день, который следует далее.

Уплата налога лицами любой категории, прекратившим работать в течение года, имеет несколько иную специфику. Нужно сразу подать декларацию и в течение двух недель внести требуемую сумму в федеральный бюджет.

Современные финансовые технологии предлагают несколько методов причисления:

  • Безналичное перечисление банковским переводом.
  • Путем внесения наличных средств в кассы, расположенные приместных администрациях.
  • Почтовым переводом.
  • Перечисление с использованием небанковской кредитной организации имеющей лицензию Центрального Банка России на подобные операции.
  • Региональные налоги

Эта категория налоговых поступлений также зафиксирована законодательством нашего государства и также являются обязательными для всех субъектов предпринимательства.

Это определение сроков уплаты, ставок и форм отчетности региональных налогов, которые регламентированы законами отдельно взятых субъектов РФ.

К ним относятся следующие региональные налоги:

  • Налог на транспорт, поставленный на баланс предприятия.
  • Обложение налогом имущества и фондов, принадлежащих субъекту предпринимательской деятельности.
  • Начисление налога на доходы, полученные от ведения игорного бизнеса.
  • Суммы налоговых поступлений дают возможность наполнять федеральный бюджет этого уровня. Федеральные законы регламентирую общий принцип формирования базы и системы налогообложения.
  • Региональное администрирование позволяет устанавливать ставку и объемы льгот этой категории налогов.

Местные налоги

В данную категорию входят:

  • Налог на операции с недвижимостью.
  • Различные категории сборов, на определенные виды предпринимательства.
  • Использование мест, где паркуются транспортные средства.
  • Сбор на туристические услуги.

Таким образом, наиболее значимый и весомый федеральный налог – НДФЛ идет в местный бюджет и является одним из самых важных факторов его формирования.

НДФЛ: налог региональный или федеральный?

К какому уровню относится НДФЛ: федеральному, региональному или местному? Статья 13 Налогового Кодекса Российской Федерации закрепляет исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов.

НДФЛ является федеральным налогом и регламентируется главой 23 НК РФ.

Как идет распределение НДФЛ между бюджетами

Прямой зависимости от того кто вводит налог с тем в какой бюджет он будет зачислен — нет.

Налоговые доходы от НДФЛ, являющегося федеральным налогом, не поступают в федеральный бюджет.

Кто платит НДФЛ? Плательщики НДФЛ

По общему правилу в бюджет субъектов РФ зачисляются 85% от НДФЛ. Исключение составляет налог, уплачиваемый иностранным гражданином, работающим в России на основании патента.

В данном случае налог в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ (п. 2 ст. 56 БК РФ).

Оставшиеся 15% суммы зачисляются в местные бюджеты (п.2 ст.58 БК РФ). Дальнейшее распределение зависит от того, какие административные единицы есть на территории субъекта.

В случае, когда на территории субъекта есть городские поселения, то 10% от суммы НДФЛ перечисляется в их бюджет, а 5% в бюджеты муниципальных районов в их составе.

В субъектах с сельскими поселениями, разделенными на муниципальные районы в следующем процентном соотношении: 2%-поселениям, 13% — муниципальным районам.

Роль НДФЛ в консолидированном бюджете РФ

В связи с этим особое значение имеет анализ его поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и определение путей повышения эффективности его собираемости.

Происходящие изменения в налоговом законодательстве после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ положительно повлияли на объем налоговых платежей, поступающих от налогоплательщиков и налоговых агентов в бюджетную систему Российской Федерации при уплате налога на доходы физических лиц, и повысили его роль.

Таким образом, НДФЛ является одним из бюджетообразующих налогов наравне с налогом на добычу полезных ископаемых (концентрируется в федеральном бюджете), налогом на добавленную стоимость (характеризуется высоким уровнем возмещения) налогом на прибыль организаций (хотя его поступления в бюджеты после кризиса 2008 г. значительно снизились).

Промышленные регионы и города имеют более благоприятные условия для развития торговли и финансовой сферы, где заработная плата традиционно выше.

Поэтому по субъектам Российской Федерации отмечается различный объем поступлений по налогу на доходы физических лиц.

Удельный вес НДФЛ в общем объеме поступлений в Московский бюджет

Это связано со значительным числом зарегистрированных налогоплательщиков и налоговых агентов в г. Москве (около трети всех зарегистрированных юридических лиц), концентрацией в столице налогоплательщиков с высокими доходами.

Следует отметить и высоко развитую систему контроля за правильностью и полнотой исчисления, а также за полнотой и своевременностью перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет.

Хотя в настоящее время действенный контроль со стороны налоговых органов осуществляется в отношении только тех доходов, которые показываются в налоговой отчетности.

В 2006 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 40%, в 2007 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 45%, в 2008 г. прирост НДФЛ в бюджет г. Москвы составил 35%., в 2009 г., несмотря на ухудшившиеся бюджетные показатели в результате финансового кризиса, роль НДФЛ в бюджете г. Москвы не изменилась, удельный вес в доходах бюджета увеличился с 31% до 39%.

С 2012 г. важнейшими изменениями в НК РФ являются:

  • увеличение величины стандартного вычета на первого и второго ребенка с 1000 до 1400 руб., однако отменен ежемесячный стандартный вычет по НДФЛ в размере 400 руб.;
  • возможность переноса имущественного налогового вычета при приобретении жилья пенсионерами на предыдущие налоговые периоды, но не более трех периодов;
  • обложение компенсации руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам, выплачиваемых при их увольнении, в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. Выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства не облагаются НДФЛ в размере, не превышающем в целом три средних месячных заработка, а для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, − шесть средних месячных заработков. До 2012 года ст. 178 ТК РФ устанавливала лишь нижний размер: выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Изменения НК РФ, связанные с реализацией социальной политики

Отдельно следует сгруппировать изменения НК РФ, направленные на реализацию основных направлений социальной политики:

  • помощь детям, оставшимся без попечения родителей, не облагается НДФЛ;
  • денежные средства, недвижимость и ценные бумаги, переданные на формирование и пополнение целевого капитала некоммерческой организации и впоследствии возвращенные жертвователю, освобождаются от обложения НДФЛ;
  • при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, полученными физлицом-жертвователем в случае расформирования целевого капитала, отмены пожертвования или при ином возврате ценных бумаг, переданных на пополнение капитала НКО, расходами признаются только те затраты по операциям с ценными бумагами, которые понесены физлицом до указанной передачи (п. 13 ст. 214.1 НК РФ);
  • при перечислении пожертвований благотворительным организациям и иным социально ориентированным некоммерческим организациям физическое лицо вправе получить социальный вычет;
  • при возврате физическому лицу пожертвования, в связи с перечислением которого им был применен социальный вычет, эту сумму вычета оно должно включить в базу по НДФЛ того периода, в котором имущество или денежные средства фактически возвращены жертвователю.

Целесообразно выделить и проанализировать основные направления налогообложения доходов физических лиц, которые, на наш взгляд, опосредуют повышение роли НДФЛ в доходах бюджетов:

  • изменение состава необлагаемых доходов;
  • увеличение величины налоговых вычетов;
  • разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»;
  • разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме. Рассмотрим каждое направление подробнее.

Изменения в налоговом законодательстве по НДФЛ

1. Изменение состава необлагаемых доходов

Представляется целесообразным использовать для целей определения необлагаемых доходов понятие «компенсации», установленное Трудовым кодексом РФ (ст. 164: компенсации − денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом [2] и другими федеральными законами).

2. Увеличение суммы налоговых вычетов

Они не учитывают региональные особенности ценообразования. Если в 2000 г. соотношение минимального стандартного налогового вычета (400 руб.) и минимального размера оплаты труда составляло 3,71 раза, в 2007 г. − 0,27 раза (то есть в 13,7 раза меньше), то в 2009 г. – 0,07 раз.

Динамика соотношения минимального стандартного вычета и величины прожиточного минимума отличается меньшим падением (почти в 3 раза). Предлагается ввести механизм автоматической индексации налоговых вычетов с учетом инфляции.

Одна из наиболее спорных новаций 2009 г. − введение понятия «единственный родитель» (такой налогоплательщик имеет право на удвоенный стандартный налоговый вычет на ребенка).

В редакции статьи, действовавшей до 2009 г., право на вычет имели одинокие родители, в том числе разведенные.

В настоящее время возникают проблемы с порядком получения двойного вычета при невозможности получения от родителя, не обеспечивающего ребенка, заявления об отказе в получении стандартного налогового вычета.

3. Разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»

В данном случае следует выделить признаки «переквалификации» оплаты труда в дивиденды:

  • выплата дивидендов осуществляется не по итогам года или по итогам квартала (ежемесячно или еще чаще) при отсутствии чистой прибыли;
  • выплата дивидендов, если законодательство это не разрешает (если стоимость чистых активов меньше размера уставного капитала и т.д.);
  • распределение прибыли не пропорционально долям участников, а в зависимости от должностных окладов работников;
  • многократное превышение величины дивидендов над величиной заработной платы.

4. Разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме

Следует персонифицировать выгоду, полученную в натуральной форме каждым физическим лицом. Однако если налоговые органы при проведении проверок рассчитывают облагаемый доход для каждого работника путем распределения расходов пропорционально количеству участников мероприятия, это не соответствует действующей редакции Налогового кодекса РФ [4].

Следовательно, требуется разработать методику расчета НДФЛ при наличии начисленных работодателями «обезличенных» доходов (представляется целесообразным закрепить методику в учетной политике для целей налогообложения).

Заключение

Рассмотренные изменения направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Порядок и сроки перечисления НДФЛ в бюджет налоговым агентом

Именно налоговым агентам* необходимо в обязательном порядке рассчитывать и удерживать данный налог с доходов своих сотрудников и иных физических лиц, получивших от них доходы.

В случае, если физические лица получают от организаций, ИП и иных лиц налогооблагаемые доходы, НДФЛ с них в соответствии с требованиями НК РФ удерживается налоговыми агентами.

Кроме того, в соответствии с положениями п.2 ст.230 НК РФ, налоговые агенты представляют в ИФНС по месту своего учета сведения:

  • о доходах физических лиц истекшего налогового периода*,
  • о суммах НДФЛ начисленного, удержанного и перечисленного в бюджет за этот налоговый период,
  • ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим годом.

*Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст.216 НК РФ).

Так же положениями Налогового кодекса предусмотрена обязанность налоговых агентов по перечислению НДФЛ в бюджет.

Это значит, что налоговые агенты несут ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, а так же ошибки в его расчете и начислении.

Перечислить суммы начисленного и удержанного НДФЛ налоговый агент обязан не позднее дня:

  • фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода,
  • перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В других случаях налоговые агенты перечисляют суммы начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня:

  • следующего за днем фактического получения налогоплательщиками дохода (для доходов, выплачиваемых в денежной форме),
  • следующего за днем фактического удержания начисленной суммы НДФЛ (для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды).

Чем больше у организации (ИП) сотрудников, получающих различные доходы (заработная плата, отпускные, пособия по временной нетрудоспособности, материальную выгоду и т.д.), тем больше внимания бухгалтерии приходится уделять расчетам с бюджетом по НДФЛ.

Конечно, к основным доходам, с которыми чаще всего сталкивается налоговый агент, относится вознаграждение (и иные выплаты) за выполнение трудовых или иных обязанностей, работ, услуг, а проще говоря – зарплата сотрудников.

Так же довольно часто организации и ИП осуществляют выплаты физическим лицам по договорам ГПХ.

Налогоплательщики и налоговые агенты

Рассмотрим подробнее, кто и в каких случаях, в соответствии с положениями налогового законодательства, относится к налогоплательщикам и к налоговым агентам.

Налогоплательщики.

На основании п.1 ст.207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ*,
  • физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

*Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Налоговые агенты.

На основании п.1 ст.226, налоговыми агентами по НДФЛ признаются:

  • российские организации,
  • индивидуальные предприниматели (ИП),
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой,
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,
  • обособленные подразделения иностранных организаций в РФ,
  • от которых или в результате отношений с которыми, налогоплательщики получили доходы, облагаемые НДФЛ в соответствии с положениями 23 главы Налогового кодекса.

В соответствии с требованиями ст.226 НК РФ, налоговые агенты обязаны:

  • исчислять НДФЛ,
  • удерживать НДФЛ из доходов налогоплательщика,
  • перечислять НДФЛ в бюджет.

Налоговые агенты рассчитывают НДФЛ на основании положений ст. 224 НК РФ с учетом всех особенностей, предусмотренных положениями 23 главы НК РФ.

Кроме того, при заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой НДФЛ.

НДФЛ с доходов адвокатов рассчитывается, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Как должен уплачиваться НДФЛ с заработной платы и аванса

При этом, в соответствии с требованиями ст.136 Трудового кодекса, работодатель должен выплачивать зарплату не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный:

  • правилами внутреннего трудового распорядка,
  • коллективным договором,
  • трудовым договором.

Выплату зарплаты за первую половину месяца называют «авансом».

При этом у бухгалтера возникает логичный вопрос – когда удерживать и платить НДФЛ с авансов?

Выплаченные до этого дня авансы в счет заработной платы, не признаются доходами работников в соответствии с положениями НК РФ, а значит, и НДФЛ не облагаются.

На основании п.6 ст.226 НК РФ, работодатель обязан перечислить сумму исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее:

  • дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода,
  • дня перечисления дохода со счетов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют НДФЛ не позднее дня:

  • следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода для доходов, выплачиваемых в денежной форме,
  • следующего за днем фактического удержания НДФЛ для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Соответственно, вся сумма НДФЛ, рассчитанная и удержанная с заработной платы за месяц, перечисляется в бюджет в день выплаты заработной платы (либо на следующий день).

А НДФЛ с авансов – не удерживается и в бюджет не перечисляется.

Как должен распределяться НДФЛ при расчете и выплате отпускных

Не смотря на то, что выплата отпускных предусмотрена Трудовым кодексом и осуществляется только при наличии трудовых отношений между физическим лицом и работодателем, Минфин и налоговые органы не первый год настаивают на том, что в целях налогообложения НДФЛ выплата отпускных не относится к выплатам за труд.

И, соответственно, п.2 ст.223 НК РФ, в соответствии с которым доходы в виде оплаты труда признаются в целях НДФЛ на последний день месяца, за который они начислены, на выплату отпускных – не распространяются.

А значит, НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в момент выплаты отпускных сотруднику (что представляется весьма трудоемким для бухгалтерии компаний с большим штатом).

Дата фактического получения доходов в виде оплаты отпуска определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 Кодекса как день выплаты этих доходов, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках, независимо от того, за какой месяц она была начислена.»

Соответственно, если компания не удержала и не перечислила НДФЛ с отпускных, при прохождении выездной проверки ее ожидал штраф 20% (в соответствии с положениями ст.123 НК РФ) от несвоевременно уплаченной суммы налога.

Однако, до определенного момента (а именно, до 2012 года), суды периодически поддерживали налогоплательщика, отменяя штрафные санкции ФНС.

Выплаты при увольнении сотрудника

На основании п.2 ст.223 НК РФ, в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается:

  • последний день работы, за который ему был начислен доход.
  • Об этом напоминает Минфин в своем письме от 21.02.2013г. №03-04-06/4831.
    «В соответствии с п. 6 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, — для доходов, выплачиваемых в денежной форме.

При этом п. 2 ст. 223 Кодекса предусмотрено, что в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.»

Выплаты и авансы по договорам ГПХ

Выплаты по договорам ГПХ не относятся к оплате труда и регламентируются не ТК РФ, а Гражданским кодексом.

Соответственно, положения п.2 ст.223 НК РФ на такие выплаты не распространяются.

Датой фактического получения дохода в данном случае будет являться день выплаты дохода по договору ГПХ.

Кроме того, в соответствии с положениями ст.41 НК РФ, доходом налогоплательщика признается экономическая выгода, в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Порядок оплаты работы по договору подряда регламентирован ст.711 ГК РФ.

В соответствии с положениями данной статьи, если договором подряда не авансы не предусмотрены, то заказчик обязан выплатить подрядчику обусловленную договором цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена:

  • надлежащим образом,
  • в согласованный срок (либо с согласия заказчика досрочно).

При этом подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.

В соответствии с п.2 ст.715 ГК РФ, если подрядчик своевременно не приступил к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе:

  • отказаться от исполнения договора,
  • потребовать возмещения убытков.

Кроме того, в соответствии с п.3 ст.723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик так же вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Соответственно, выплата аванса по договору ГПХ не означает, что у физического лица возник доход.

Доходы по договору ГПХ можно будет оценить только после подписания актов приемки-передачи выполненных работ (оказанных услуг).

Исходя из вышесказанного, логично было бы сделать вывод, что и НДФЛ организация сможет удержать только после завершения сделки.

В этом случае НДФЛ необходимо было бы начислить на всю сумму оплаты по договору ГПХ (включая ранее выплаченные авансы).

Однако, гораздо менее рискованна другая позиция, в соответствии с которой авансы по договору ГПХ облагаются НДФЛ в момент выплаты в соответствии с пп.1 п.1 ст.223 НК РФ:

  • дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода.
  • В настоящее время разъяснения Минфина на этот счет отсутствуют.

Но, учитывая, что в ситуации с ИП авансы признаются объектом налогообложения, а также принимая во внимание тот факт, что в соответствии со ст.123 НК РФ неправомерное неудержание, неперечисление (а также — неполное удержание или перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет:

Это интересно:

  • Статья за развод в интернете За мошенничество в интернете на 250000 руб. супруги-москвичи получили 16 лет на двоих В Москве вынесен приговор супружеской паре, которые с помощью созданных ими сайтов заработали четверть миллиона рублей на фиктивной […]
  • Встать на воинский учет документы 4 способа выписки из квартиры — выберите свой Статья обновлена: 15 мая 2018 г. Представляем Вам 4 способа выписки из квартиры – путем прописки по новому месту жительства, выписаться “в никуда”, по доверенности и через портал […]
  • Нарушение прав интеллектуальной собственности Нарушение прав интеллектуальной собственности Intoxic ® - надежное средство от паразитов! Полностью избавит от паразитов, глистов за 30 дней Очищает от паразитов за 1 курс* благодаря дубильным веществам Оздоравливает и защищает […]
  • Договор на транспортные услуги ип Договор между ООО и ИП Договором является соглашение о взаимных обязательствах, которое заключается, как правило, в письменной форме. Согласно нормам российского законодательства, договор можно заключать в любой форме, кроме […]
  • Украли карты и кошелек Украли деньги с пластиковой карты! Что делать? Учитывая интересы тех, у кого только что «увели» деньги с карты, в первой части представлен «сухой» алгоритм действий без пояснений. Для тех, кого сия учесть не постигла […]
  • Расчет торговой площади для енвд Какой налог выбрать? Существуют 4 основных налога - ОСНО, УСН, ЕНВД, ПСН. Есть также ЕСХН, но он подходит только для тех у кого доля в сельском хозяйстве не менее 70%. Краткое видео о выборе налогового режима: Что […]
  • Г энгельс адвокат АДВОКАТ Дружинин Сергей Анатольевич АДВОКАТ Дружинин Сергей Анатольевич Адрес: г.Саратов,г.Энгельс, ул. Горького, д. 54 АДВОКАТ Дружинин Сергей Анатольевич Адвокат Дружинин Сергей Анатольевич является членом Адвокатской палаты […]
  • Заверенный отказ от доли квартиры Образец отказа от покупки доли в квартире Когда появляется необходимость продажи доли в квартире, нередко возникают трудности. Они связаны, прежде всего, со сложностью процедуры, необходимостью прохождения дополнительных […]