Научная статья 20 век

История. Исторические науки список научных статей

Проведен анализ костюмных комплексов могильников Киняминских I, II (XIII первая половина XIV в.), реконструированы накосные украшения из женских погребений.Subject to analysis being costume complexes from Kinyamino I, II (XIIIth early XIVth cc.) burial grounds, reconstructing plait decorations from .

2008 / Семенова Валентина Ивановна

Вводятся в научный оборот результаты палеокарпологического анализа керамики поселения черкаскульской культуры бронзового века Ольховка, расположенного в долине Исети. Обнаружение на черепках отпечатков семян пшеницы и ячменя практически первое прямое свидетельство знакомства черкаскульского.

1999 / Матвеев Александр Васильевич

Статья посвящена одонтологической характеристике населения ямной культурно-исторической общности. На основании одонтологических данных проанализирован состав ямного населения Калмыкии, Астраханской области и Украины. Сделан вывод о морфологической неоднородности ямников и ведущей роли в.

2010 / Зубова Алиса Владимировна

2004 / Щукина Т. В.

2007 / Можайский А. Ю.

2009 / Тюхтина А. В.

The article is devoted to one of the little investigated period of life of Tomsk Teachers’ Training Institute graduate, famous children’s writer Alexander Melentjevich Volkov. This is the period of childhood and study at Ust’-Kamenogorsk City School in the years of 1899-1904. As the basis of the.

2004 / Галкина Т. В.

Распространение палеолитических памятников среднего плейстоцена на юге Западной (Горный Алтай), Средней (Усть-Ижуль 1), Восточной (бассейн верхнего течения Ангары) Сибири и в Якутии позволяет предполагать возможность открытия памятников того же возраста и в центральных частях Средней Сибири.

2006 / Лаухин Станислав Алексеевич, Санько Александ Федорович, Величкевич Ф. Ю., Шилова Галина Николаевна

2003 / Шевелев В. И.

В статье раскрываются основные вопросы, связанные с эволюцией представлений о формировании двухпартийной системы в Англии во второй половине XVII начале XVIII вв. в зарубежной и отечественной историографии. Автор считает основной проблемой в историографии определение сущности парламентских.

2011 / Киселев Александр Александрович

2010 / Хайдарлы Д. И.

2000 / Можаева Л. А.

В статье рассматриваются необходимость и условия реализации герменевтического подхода в преподавании истории, обусловленные современными тенденциями, возникшими в сфере исторического образования за последние 20 лет. Статья содержит сравнительный анализ подходов в преподавании истории, показывая.

2009 / Кудряшов Сергей Витальевич

2006 / Дронов Михаил

В статье представлен анализ системы управления Московских приказов и городов в Смутное время начала XVII в. Реконструкция 700 биографий служащих (дьяков и подьячих) позволила выявить основные признаки бюрократии и показать, что кризис верховной власти не приводит к разрушению сложившихся институтов .

2009 / Рыбалко Наталия Владимировна

Исследована проблема модернизации административной модели Восточной Сибири XIX-начала XX в. Даны биографические сведения о генерал-губернаторах этого периода.

2004 / Дамешек Ирина Львовна

2010 / Бестужев-лада Игорь Васильевич

1997 / Кустов И. И.

Рассматриваются пути и способы проникновения импортных шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей на территорию проживания манси в XVI-XVIII вв.

Великие научные открытия XX века, топ 25

Практически каждый, кто интересуется историей развития науки, техники и технологий — хоть раз в своей жизни задумывался над тем, каким путем могло бы пойти развитие человечества без знания математики или, например, не будь у нас такого необходимого предмета как колесо, ставшего чуть ли не основой развития человечества. Однако зачастую рассматриваются и удостаиваются внимания лишь ключевые открытия, в то время как открытия менее известные и распространенные порой попросту не упоминаются, что, впрочем, не делает их незначительными, ведь каждое новое знание дает человечеству возможность забраться на ступеньку выше в своем развитии.

XX век и его научные открытия превратился в настоящий Рубикон, перейдя который, прогресс ускорил свой шаг в несколько раз, отождествляя себя со спортивным болидом за которым невозможно угнаться. Для того, что бы сейчас удержаться на гребне научной и технологической волны, необходимы не дюжие навыки. Конечно, можно читать научные журналы, различного рода статьи и работы ученых, которые бьются над решением той или иной задачи, однако даже в этом случае угнаться за прогрессом не получится, а стало быть остается наверстывать упущенное и наблюдать.

Как известно, для того, что бы смотреть в будущее, необходимо знать прошлое. Поэтому сегодня речь пойдет именно о XX веке, веке открытий, который изменил образ жизни и окружающий нас мир. Стоит сразу отметить, что это не будет список лучших открытий века или какой-либо иной топ, это будет краткий осмотр части тех открытий, которые изменяли, а возможно и изменяют мир.

Для того, что бы говорить об открытиях, следует охарактеризовать само понятие. За основу возьмем следующее определение:

Открытие — новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира.

Топ 25 великих научных открытий XX века

  1. Квантовая теория Планка. Он вывел формулу, определяющую форму спектральной кривой излучения и универсальную постоянную. Открыл мельчайшие частицы – кванты и фотоны, с помощью которых Эйнштейн объяснил природу света. В 20-х годах Квантовая теория переросла в квантовую механику.
  2. Открытие рентгеновского излучения – электромагнитное излучение с широким диапазоном длин волн. Открытие Х-лучей Вильгельмом Рёнтгеном сильно повлияло на жизнь человека и сегодня без них невозможно представить современную медицину.
  3. Теория относительности Эйнштейна. В 1915 году Эйнштейн ввел понятие относительности и вывел важную формулу, связавшую энергию и массу. Теория относительности объяснила суть гравитации – она возникает вследствие искривления четырехмерного пространства, а не результате взаимодействия тел в пространстве.
  4. Открытие пенициллина. Плесневый гриб Penicillium notatum, попадая к культуре бактерий, вызывает полную их гибель – это было доказано Александром Флеммингом. В 40-х годах был разработана производственная технология пенициллина, который в дальнейшем стал выпускаться в промышленном масштабе.
  5. Волны де Бройля. В 1924 году было выяснено, что корпускулярно-волновой дуализм присущ всем частицам, а не только фотонам. Бройль представил их волновые свойства в математическом виде. Теория позволила развить концепцию квантовой механики, объяснила дифракцию электронов и нейтронов.
  6. Открытие структуры новой спирали ДНК. 1953 году была получена новая модель строения молекулы, путем объединения сведений рентгеноструктурного анализа ДНК Розалин Франклин и Мориса Уилкинса и теоретических разработок Чаргаффа. Ее вывели Френсис Крик и Джеймс Уотсон.
  7. Планетарная модель атома Резерфорда. Он вывел гипотезу о строении атома и извлек энергию из атомных ядер. Модель объясняет основы закономерности заряженных частиц.
  8. Катализаторы Циглера-Ната. В 1953 году они осуществили поляризацию этилена и пропилена.
  9. Открытие транзисторов. Прибор, состоящий из 2-х p-n переходов, которые направлены навстречу друг другу. Благодаря его изобретению Юлием Лилиенфельдом, техника начала уменьшаться в размерах. Первый действующий биполярный транзистор в 1947 представили Джон Бардин, Уильям Шокли и Уолтер Браттейн.
  10. Создание радиотелеграфа. Изобретение Александра Попова с помощью азбуки Морзе и радиосигналов впервые спасло корабль на рубеже 19 и 20 веков. Но первым запатентовал аналогичное изобретение Гулиельмо Марконе.
  11. Открытие нейтронов. Эти незаряженные частицы с массой, немного большей, чем у протонов позволили без препятствий проникать в ядро и дестабилизировать его. Позже было доказано, что под воздействием этих частиц ядра делятся, но возникает еще больше нейтронов. Так была открыта искусственная радиоактивность.
  12. Методика экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Эдварс и Стептоу придумали, как извлечь из женщины неповрежденную яйцеклетку, создали в пробирке оптимальные для ее жизни и роста условия, придумали, как ее оплодотворить и в какое время вернуть обратно в тело матери.
  13. Первый полет человека в космос. В 1961 году именно Юрий Гагарин первым осуществил этот знаменательный полет, ставший реальным воплощением мечты о звездах. Человечество узнало, что пространство между планетами преодолимо, и в космосе могут спокойно находиться бактерии, животные и даже человек.
  14. Открытие фуллерена. В 1985 году учеными была открыта новая разновидность углерода – фуллерен. Сейчас из-за своих уникальных свойств он используется во многих приборах. На основе этой методики, были созданы нанотрубки из углерода – скрученные и сшитые слои графита. Они показывают самые разнообразные свойства: от металлических до полупроводниковых.
  15. Клонирование. В 1996 ученым удалось получить первый клон овцы, названной Долли. Яйцеклетку выпотрошили, вставили в нее ядро взрослой овцы и подсадили в матку. Долли стала первым животным, которому удалось выжить, остальные эмбрионы разных животных погибли.
  16. Открытие черных дыр. В 1915 году Карлом Шварцшильдом была выдвинута гипотеза о существовании области во времени и пространстве, гравитация которой настолько велика, что ее не могут покинуть даже объекты, движущиеся со скоростью света — черных дыр.
  17. Теория Большого взрыва. Это космологическая общепринятая модель, в которой описано ранее развитие Вселенной, находившейся в сингулярном состоянии, характеризующемся бесконечной температурой и плотностью вещества. Начало модели было положено Эйнштейном в 1916 году.
  18. Открытие реликтового излучения. Это космическое микроволновое фоновое излучение, сохранившееся с начала образования Вселенной и равномерно ее заполняющее. В 1965 году его существование было экспериментально подтверждено, и оно служит одним из основных подтверждений теории Большого взрыва.
  19. Приближение к созданию искусственного интеллекта. Это технология создания интеллектуальных машин, впервые получившая определение в 1956 году Джоном Маккарти. Согласно ему, исследователи для решения конкретных задач могут использовать методы понимания человека, которые биологически могут не наблюдаются у людей.
  20. Изобретение голография. Этот особый фотографический метод предложен в 1947 году Дэннисом Габором, в котором при помощи лазера регистрируются и восстанавливаются трехмерные изображения объектов, близкие к реальным.
  21. Открытие инсулина. В 1922 году Фредериком Бантингом был получен гормон поджелудочной железы, и сахарный диабет перестал быть фатальным заболеванием.
  22. Группы крови. Это открытие в 1900-1901 разделило кровь на 4 группы: О, А, В и АВ. Стало возможным правильное переливание крови человеку, которое не заканчивалось бы трагически.
  23. Математическая теория информации. Теория Клода Шеннона дала возможность определения емкости коммуникационного канала.
  24. Изобретение Нейлона. Химик Уоллес Карозерс в 1935 году открыл способ получения этого полимерного материала. Он открыл некоторые его разновидности с высокой вязкостью даже при больших температурах.
  25. Открытие стволовых клеток. Они являются прародительницами всех имеющихся клеток в организме человека и имеют способность самообновляться. Их возможности велики и еще только начинают исследоваться наукой.

Несомненно, что все эти открытия — лишь малая часть того, что XX век показал обществу и нельзя сказать, что лишь эти открытия были значимыми, а все остальные стали лишь фоном, это совсем не так.

Именно прошлый век показал нам новые границы Вселенной, увидела свет Теория относительности Эйнштейна, были открыты квазары (сверхмощные источники излучения в нашей Галактике), открыты и созданы первые углеродные нанотрубки, обладающие уникальной сверхпроводимостью и прочностью.

Все эти открытия, так или иначе — лишь вершина айсберга, который включает в себя более чем сотню значимых открытий за прошедшее столетие. Естественно, что все они стали катализатором изменений в мире, в котором мы с вами сейчас живем и несомненным остается тот факт, что на этом изменения не заканчиваются.

20й век можно смело назвать если не «золотым», то уж точно «серебряным» веком открытий, однако оглядываясь назад и сравнивая новые достижения с прошлыми, думается, что в будущем нас ждет еще не мало интереснейших великих открытий, собственно, преемник прошлого века, нынешний XXI лишь подтверждает эти взгляды.

Парадигмы и поэтика произведений литературы 20 века

Главная > Научная статья >Литература и русский язык

Парадигмы и поэтика произведений литературы 20 века

XX столетие, как никакая другая эпоха в истории словесно-художественной культуры, отмечена устремлением к авангардности, к открытию новых возможностей в сфере художественности – от проблем композиционного решения произведения и приёмов раскрытия человеческого характера до художественного слова. В первую очередь, в XX веке весьма сложно являют себя две ведущие формы художественного творчества, которые принято называть «традиционной» и «условной» формами.

Очевидно, что в XX веке не прекращается видоизменение бытийствия реально-достоверной формы («традиционная» (реально-достоверная, жизнеподобная) форма связана со стремлением художника воспроизвести в своей создаваемой картине жизнь в формах самой жизни). В этой манере работают писатели старшего поколения, пришедшие в литературу в конце XIX века: французской классик Ромен Роллан (например, «Очарованная душа» — роман о судьбах француской интеллигенции, своеобразная эпопея в традиционной манере). К этому традиционному направлению принадлежит Теодор Драйзер («Сестра Керри», «Дженни Герхард», «Американская трагедия»). К традиционной форме обращаются писатели и молодого поколения: Франсуа Мориак («Тереза Дескейру», «Клубок змей», «Обезьянка»); американский писатель Джон Стейнбек («Жемчужина», «Гроздья гнева»).

В живом литературном процессе литературная форма часто являет собой соединение реально-достоверной формы с условными приемами, что очевидно в прозе Айрис Мердок («Под сетью» — произведение написано в традиционной форме, но содержит многообразную символику, одно из проявлений которой – образ сети в названии, и в соответствии с ним осмысляется в экзистенциальном ключе ситуация несвободы человека в современном мире, который пребывает в состоянии, отмеченном в заглавии).

В целом в литературе XX века наблюдается преобладание и общее тяготение к условности («условная» форма отмечена той главной установкой художника, когда он стремится осознанно, нацеленно создать картину жизни, по форме не похожую на действительность, и с этой целью использует такие разные виды условности, как миф, фантастика, символ, аллегория, гротеск, парадокс и т.д.), которая в равной мере характерна для литературы модернистской и постмодернистской, но отмечает и особенности многих произведений реализма. Явно условна форма романа-метафоры в творчестве Франца Кафки («Америка», «Процесс»). Во 2-й половине 20 века эта форма проявляется в романе «В лабиринте» А. Роб-Грийе, «Парфюмере» П. Зюскинда.

Разнообразны формы условности в проявлении пространственно-временного решения романа, что очевидно в семитомном произведении Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Органично синтезируется реально-достоверное и мифологическое в романе Дж. Апдайка «Кентавр».

Вторая парадигма, важная в художественном творчестве прошлого столетия – усиливающийся процесс, начавшийся в XIX веке, – синтез искусств. Взаимодействие различных искусств приводит к тому в сфере литературного творчества, что оно заимствует, подвергая словесной адаптации, многие приемы из музыки, изобразительного искусства и нового творчества, возникшего в конце XIX века – кинематографа.

Из музыкального искусства в композиционном решении романов писатели XX века используют симфонический принцип организации музыкального произведения, особое внимание уделяя приему контрапункта. Симфонизм ощутим в построении «Очарованной души» Ромена Роллана, в философско-интеллектуальном романе Томаса Манна «Доктор Фаустус».

Из кинематографического искусства заимствован прием монтажа, причем в разных его проявлениях. Лион Фейхтвангер строит свой роман «Успех» как движение, смену кадров кинематографической ленты, при этом он постоянно пользуется межкадровым и внутрикадровым монтажом, соединяя свои кадры, отснятые «общим планом» и «крупным планом». Признанным мастером монтажа является Джон Дос Пассос, поклонник художественных исканий русского режиссера С. Эйзенштейна, под влиянием которого складывается литературный монтаж Дос Пассоса, явившийся в трилогии «США», состоящей из романов «42 параллель», «1919», «Большие деньги».

Литература XX века ориентирована и на изобразительное искусство, что проявляется в феномене романной формы – использование в словесном тексте текста графического. Разного рода графические изображения в романе – это не иллюстрации к произведению, а графический текст, который столь органичен в художественном произведении литературы, что наблюдаются пластичные переходы вербального текста в графический и обратно.

Функции графического текста художественно разнообразны: от комментария и углубления словесно-изображаемого до усиления визуального восприятия, что и передает графическое изображение. К этому феномену графического текста обращается американская писательница Бел Кауфман («Вверх по лестнице, идущей вниз»). К графике в романной прозе любит обращаться Курт Воннегут «Завтрак для чемпионов».

К концу 20 века обнаруживается общее свойство различных литературных жанров – их национальное творческое и писательское смешение. Это явление в конце прошлого столетия получило наименование «жанровой полифонии», используется также понятие жанровой гибридности. По сути в литературе всех времен наблюдалось сочетание в одном произведении свойств различных жанров, например, романа исторического, любовного и философского в романтической романной прозе В. Скотта («Айвенго», «Пуритане»).

Во второй половине 20 века жанровая полифония становится осознанной творческой установкой в силу многообразия аспектов того материала, с которым работает автор, который раскрывается в данном художественном произведении.

Гибридность жанров характерна для творчества Мишеля Турнье (роман «Золотая капля», «Лесной царь»). Роман «Пятница или тихоокеанский лимб» — представляет собой своеобразную авторскую интерпретацию известной истории Робинзона Крузо и Пятницы, которая разворачивается на необитаемом острове, куда попадает Крузо после кораблекрушения. Эта история изложена английским писателем 18 века Даниэлем Дефо.

В 20 веке история Робинзона Крузо воспринимается как литературный миф. Этот литературно-мифологический архетип по-своему интерпретируется разными писателями 20 столетия. В этом аспекте произведение М. Турнье, обратившегося к литературному архетипу, можно определить как роман-миф. Данный жанр в 20 веке получает широкое распространение. Французский писатель, рассказывая историю Робинзона и Пятницы, стремится воспроизвести, дает ей исторический колорит места и времени на различных уровнях конкретно-исторических реалий повествования и исторической архаической лексики. Это свойство раскрывает этот роман Турнье как исторический.

В рассказе истории Робинзона на острове Турнье усиливает авантюрное, приключенческое начало, перипетийность сюжета, постоянные резкие повороты событий от блага к неблагоприятным и наоборот, что сближает этот роман с романом авантюрным или приключенческим. Образ Робинзона раскрывается в психологической доподлинности, автор постоянно воспроизводит, анализирует то состояние, в котором в данный момент прибывает его герой. Эта психологическая сторона повествования раскрывает жанрово роман Турнье как психологический.

Одновременно Турнье мыслит и как человек 20 века, для которого чрезвычайно актуальными являются общечеловеческая и философская проблема человеческого отчуждения, одиночества, взаимоотношения «я» и других, поиск другого и отчуждение от него. Эти философские проблемы, которые в 20 столетии разноаспектно разрабатывались, в особенности философией экзистенциализма, ставит в своем произведении Турнье, что и раскрывает новые свойства жанра его романа – философского, философско-интеллектуального.

Свойством литературного творчества в 20 веке является интеллектуализация на разных уровнях художественного произведения, от сферы смысловой и содержательной, до художественной формы, определенной авторской установки в решении вопроса о читательском восприятии. Эта интеллектуализация очевидна в свойственном героям литературы 20 века аналитизме, когда персонажи прозаических и драматургических произведений живут в стизии анализа собственных состояний и эмоций других, осознают, размышляя, человеческую участь в этом мире, рефлексируют по вопросам экзистенциальным и онтологическим. Эта особенность проявляется в романной прозе британского писателя Дж. Фауза, в его значительных произведениях «Коллекционер», «Мак», «Женщина французского лейтенанта», новелле «Эбеновая башня» («Башня из черного дерева»).

Интеллектуализм явен в и в стремлении писателя заставить читателя быть интеллектуально-активным, не только по прочтении произведения, но и в процессе его восприятия. Установка автора, создающего текст, связана с тем, чтобы читатель, воспринимая, размышлял. Это свойство проявляется в философско-интеллектуальном романе (например, в произведениях Т. Манна «Лотта в Веймаре», «Доктор Фаустус»).

Интеллектуализация связана и с таким свойством художественного произведения, как обнажение – выставление на показ – определенных художественных приемов, когда через это обнажение, что не было свойственно классическим произведениям, автор показывает читателю, как было сделано произведение, благодаря каким чисто поэтологическим приемам автор достигает определенных художественных эффектов. Это свойство интеллектуализации формы очевидно в романе Вл. Набокова из его американского наследия «Бледный огонь». В пример можно привести также роман итальянского писателя Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник».

По-новому в литературе 20 века являет себя автор произведения. В литературе классической (18-19 вв), в романе Г. Филдинга «История Тома Джонса-найденыша» или романных произведениях Бальзака, Диккенса, автор выступает как всезнающий повествователь, который по ходу повествования часто берет слово и ведет разговор с читателем от своего имени. Таким образом, в классических произведениях автор – Бог, творец созданного художественного мира, который все знает о своих героях, даже б их самых потаенных мыслях. И в ведении повествования этот всеведающий автор небесстрастен, дает оценку изображаемому, касается ли это данного конкретного состояния или поведения героя, его мыслей и чувств или в целом какой-либо жизненной ситуации.

В литературе 20 века в некоторых произведениях присутствует этот классический тип автора, но в целом в литературе прошедшего и нынешнего столетия автор уходит из произведения. По словам Д. Затонского, «автор уходит за кулисы», — присутствие автора, его точка зрения, его оценка и позиция сводится к минимуму. На первом плане – изображение в широком смысле жизни, поступков героев, их мыслей и чувств, об истинности, значимости, смысле которых автор умалчивает, и определенное решение здесь должен найти сам читатель. Это не значит, что автор всецело изолируется со своей авторской позицией из произведения, иными становятся формы выражения авторского «я». Часто он заменяет свое «я» маской повествователя, например, издателя рукописи или геря, который выступает в качестве повествователя, а также использует различные приемы, которые не непосредственно, через слово автора, а опосредованно выражают его позицию. Например, в романе Набокова «Лолита» писатель использует разнообразные формы пародии, рассказ об истории Лолиты и Гумберта Гумберта раскрывается как пародия на жизненно-устаревший, изживший себя романтизм. В романе Натали Саррот «Золотые плоды» позиция автора раскрывается благодаря композиционному решению произведения, в основе которого – олитературенный кинематографический монтаж.

Произведение писателя – это проявление его позиции. Она явна в выборе формы, заглавия произведения, в самом отборе материала, поднимаемым проблемам и др. Писатель 20 века обладает универсализмом в охвате всех явлений жизни, идей, форм, традиций, достижений искусства в прошлом и настоящем.

В 20 в автор чрезвычайно изощрен. Переход к этому намечается благодаря подставному лицу героя-рассказчика или, что реже, мнимости автора-повествователя. Им является, например, некий «авт.», собирающий «документы» о жизни Лени Пфейфер в романе Г.Белля «Групповой портрет с дамой».

Автор может сам заявлять о своем личном присутствии в произведении, как то делает в предисловии к «Кораблю дураков» К.Э. Портер.

Или сочинитель может сам оказаться героем своего романа, как А. Житинский в «Потерянном доме». Унамуно «Туман».

Автор может быть подобен лирическому герою поэтического произведения, где они близки, но не тождественны. Это различие явно между Марселем Прустом и Марселем в «субъективной эпопее» «В поисках утраченного времени».

Самоустранение автора – одно из свойств прозы 20 в – явно в произведении Марио Варгаса Льосы «Война конца света». Сочетая изображение героев в действии, диалог с прямыми высказываниями персонажей и несобственно-авторскую речь, Льоса достигает эффекта почти полного авторского отсутствия. Таким образом, Льоса предоставляет читателю право выявить суть своей позиции самостоятельно.

Научная статья 20 век

Стиль научной статьи 9191

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки. Научный стиль делится на три подстиля:

  • Собственно научный, или академический — это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов.
  • Научно-популярный, или научно-публицистический — этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
  • Научно-учебный — он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий.

Рассмотрим, что такой стиль научной статьи и чем он отличается от других стилей?

Научная терминология

Поскольку наука выявляет и описывает современные факты, новые открытия, явления и закономерности, она неизбежно использует определенную терминологию. Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. Таким образом, в каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается. Кроме того, внутри каждой профессиональной или социальной группы — и ученые не исключение — формируется определенный сленг, часто непонятный непосвященным.

В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).

Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка — это административная панель; залогиниться — пройти авторизацию; минуса — «отрицательное сальдо; оборотка — оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).

С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.

Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1].

Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.

Форма изложения

Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать:

Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…

При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).

На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.

В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.

Синтаксические особенности

Специфика научного стиля — преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.

При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» — «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно. ), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка — от «заливает», перемотка — от «перематывает», развитие — от «развиваться»).

Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.

Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.

В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.

Точность и ясность изложения

В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.

Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные — их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.

Оригинальные исследования по мелким млекопитающим проведены летом 2008 г. Всего было отработано 2600 ловушко/суток и поймано 432 особи (табл. 3) [2].

Связи и закономерности

Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.

Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.

Организационное благо, или организованность, имеет ключевое значение для развития общества в целом, поскольку смысл создания и развития любого общества состоит в координации деятельности ее членов [3].

В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений.

Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного [4].

Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так). Обратите внимание на слова-связки, обеспечивающие логическую последовательность изложения в следующих фрагментах:

Согласно концепции профессионализма аудиторская деятельность в основном базируется на способности аудитора принимать профессиональные суждения. Исходя из этого, оценка качества аудита — тоже предмет профессионального суждения проверяющего, а критерием качества является соблюдение требований соответствующих правил (стандартов) аудиторской деятельности, в том числе внутрифирменных. Поэтому предлагается методику определения эффективности системы качества аудита сформировать на базе экспертной оценки [5].

Таким образом, судебное почерковедение, сам термин которого был введён Е. Ф. Буринским лишь в 1903 году, достаточно много позаимствовало у графологической теории. Это позволяет предположить, что данная теория в совокупности с каллиграфической экспертизой, приметоописательным и графометрическим методами послужила основой для развития судебного почерковедения [6].

Сравните его со следующим отрывком из дипломной работы, где такая логическая связь отсутствует:

Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе (каком процессе? — авт.) отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы.

Выразительность

Значит ли это, что научная статья должна быть скучной и невыразительной? Вовсе нет. Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:

Примеры, иллюстрации, пояснения

Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.

В начале XX века немецкими геофизиками Г. Герглотцем и Е. Вихертом была рассмотрена следующая задача: нельзя ли, располагая картиной движения фронтов сейсмических волн по поверхности Земли, порожденных землетрясениями, найти скорость распространения сейсмических волн внутри Земли? Поставленная задача (и подобные им задачи), по сути дела, является задачей определения неизвестной функции (скорости распространения сейсмических волн) из соответствующего дифференциального уравнения по известной частичной информации о решении этого уравнения. Подобные задачи тоже, по своей сути, являются задачами определения неизвестных коэффициентов, входящих в дифференциальное уравнение [7].

Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные — в форме таблиц и диаграмм.

Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).

Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным. Примеры удачных сравнений:

Историки нередко сравнивали владения Строгановых с «государством в государстве» [8].

Сами по себе средние величины и без того абстрактные могут становиться и совсем бессмысленными. Пример тому не только классическая средняя температура по больнице, но и средняя зарплата по городу (тем более по стране) [9].

Один из основателей биологической статистики Геддам рекомендовал применение логарифмической шкалы доз воздействий В принципе, Геддам, конечно, прав — природа любит логарифмирование. Разница между детьми в 1 год и 10 лет — огромна, а между людьми в 60 и 70 она всего лишь существенна, но… Во-первых, не надо забывать, что «спину верблюду ломает последняя соломинка». Во-вторых, поднять 1 или 2 кг — разницы нет, а прибавление 1 кг к спортивному рекорду — труднодостижимая мечта [10]. (там же)

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращение к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения.

Какова была роль Строгановых в основании Чусовского монастыря? [11]

При этом можно считать открытым следующий вопрос: каковы прагмасемантические функции этого жанра и насколько эффективно он эти функции выполняет? [12]

Как в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание между ними при работе с инструкцией? [13]

Умение излагать мысли стройно, ясно, лаконично и точно, при этом понятным и доступным языком — признак профессионализма. Добиться этого можно только постоянно работая над текстом, оттачивая формулировки и совершенствуя структуру. Полезно также читать побольше научных текстов и перенимать удачные идеи у их авторов.

[1] Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О. (и др.) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Вып. № 20, 2010. С. 85.

[2] Экологический мониторинг природных ресурсов (mammalia) в зоне строительства Нижегородской АЭС / Дмитриев А. И. (и др.) // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 1 (3), 2009. С. 485.

[3] Андрющенко А. В. Значение организационных договоров в системе гражданского права // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С. 181.

[4] Емельянова Т. Н. Некоторые особенности художественно-публицистических произведений А. Емельянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. No 8 (50): в 3‑х ч. Ч. III. C. 81.

[5] Панкова С. В. Мониторинг внутрифирменной системы качества аудита бухгалтерской отчетности // Вестник ОГУ, 2002, № 4. С. 88.

[6] Ковалев П. А. Роль графологической теории в судебном почерковедении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 74.

[7] Цей Р., Шумафов М. М. Математическое моделирование и обратные задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. Вып. № 4, 2008.

[8] Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI–XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С.

[9] Прозоровский В. Б. Статистическая обработка результатов фармакологических исследований // Психофармакология и биологическая наркология. Вып. № 3-4, т. 7, 2007. С. 2092.

[11] Кустова Е. В. Указ. соч. С. 74.

[12] Кудрин Д. П. Инструкция: набор команд или обучение? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (50): в 3-х ч. Ч. III. C. 109.

Также рекомендуем прочитать

Онлайн-сервисы для авторов научных статей

Мы в «Молодом ученом» любим разрабатывать полезные штуки, которые облегчают жизнь наших авторов. В этой статье собраны ссылки на онлайн-сервисы, которые обязательно помогут вам в научной работе.

Как найти рецензента

Любая научная работа требует независимой оценки – иначе как понять, правильно ли выбрано направление, верны ли полученные результаты? И вообще – актуальна ли работа? Важно ли это исследование для общества? Именно эту задачу – внешнюю оценку научных исследований – выполняют рецензенты. Но где найти опытного, квалифицированного специалиста, который сможет подготовить рецензию? Онлайн-сервис «Отзывы и рецензии» поможет.

Правила оформления цитат

Статья посвящена правилам цитирования в научных работах. Мы расскажем вам об общих правилах цитирования, о частных случаях и частых ошибках, которые совершают авторы.

Это интересно:

  • Приговор суда по ст 180 ук рф Дата опубликования: 29 июня 2011 г. Можайский городской суд Московской области ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Можайск 22 января 2010 года Судья Можайского городского суда Московской области, Хлюстов В.В., рассмотрев в […]
  • Приказ о назначении директора ооо образец с одним учредителем Приказ о назначении генерального директора (образец) Приказ о назначении директора (образец) может быть издан как в отношении человека с числа учредителей, так и специалиста, нанятого со стороны. В любом случае директор имеет […]
  • Купил автомобиль а он оказался в залоге у банка что делать Что делать, если купленный автомобиль оказался в залоге у банка? Машина приобретенв 04.2016 в автосалоне Фаэтон города Тольятти поставлена на учет без проблем. Птс оригинал, без особых пометок о залоге нет. В Дкп ПРОДАВЕЦ […]
  • П 129 ч 2 коап Штраф за превышение скорости в 2018 году Штраф за превышение скорости делится в зависимости от того, на сколько она была превышена. Так, максимальный размер штрафа ГИБДД за нарушение скоростного режима достигает 5000 рублей. За […]
  • Статья 23 о пенсиях Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии 1. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. 2. Начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была […]
  • Усыновление ребенка одинокой матери Как усыновить ребенка жены, если она мать-одиночка? Если вы являетесь законным супругом матери-одиночки и хотите усыновить ее ребенка, то основным отличием от усыновления ребенка, у которого есть законный отец, будет то, что […]
  • Ситуация на рынке недвижимости в казахстане 2018 Цены на недвижимость в 2018 году Жилищные вопросы всегда относились к категории самых актуальных для населения, ведь каждый человек мечтает жить в собственной квартире с удобной планировкой и отличной инфраструктурой. Кроме […]
  • Расторжение договора дарение по соглашению сторон Можно ли расторгнуть договор дарения и в каких случаях это возможно? У бывшего владельца имущества и у его родственников возникает вопрос: можно ли расторгнуть договор дарения? Передача ценной вещи является нормальным […]