Написать письмо ребенку от феи

Написать письмо ребенку от феи

Готовимся к празднику

Как же провести праздник так, чтобы он прошел весело, интересно и понравился и вашему ребенку, и его друзьям, и вам самим, его родителям?

Детский день рождения – это праздник, это день, когда ребенок купается в родительской любви, внимании близких, радости друзей. Он обязательно сохранится в памяти малыша. Это должны быть самые светлые, самые радостные воспоминания, которые останутся с ним на всю жизнь.

Для начала давайте договоримся, что день рождения вашего ребенка – это его праздник, на который он сам приглашает в гости своих друзей. Вам наверняка знакома такая картина: взмыленные дети носятся без присмотра вокруг стола, за которым веселятся подвыпившие взрослые. Такого быть на детском празднике не должно. Если нет никакой возможности объяснить это родственникам, перенесите детскую вечеринку на следующие выходные, именины, Рождество.

Если вы не хотите в течение долгого времени бороться с армией разноцветных зайцев китайского производства и лавировать между пластмассовыми автомобилями разных калибров, постарайтесь заранее обсудить подарки хотя бы с близкими родственниками. Лучше всего приурочить ко дню рождения покупку какого-нибудь вожделенного дорогостоящего предмета (велосипеда, спорткомплекса, конструктора «Лего») и предложить всем желающим принять в покупке посильное участие. Если ваши близкие могут вас неправильно понять, хотя бы оговорите заранее, чего вы совершенно точно не хотите получить в подарок (не думаем, что вы обрадуетесь незапланированному появлению щенка, барабана или пианино).

В отличие от взрослых, дети ходят в гости не есть, а веселиться. Поэтому и вам стоит основное внимание уделить не готовке, а развлекательной программе. Поколения умудренных опытом родителей подтвердят вам совершенно авторитетно, что дети детсадовского и младшего школьного возраста практически никогда не едят на праздниках салаты с майонезом, свиные отбивные и фаршированные помидоры. Поэтому поберегите свои силы и деньги для того момента, когда ваше чадо превратится в подростка (тогда со столов сметается буквально всё), а на этот праздник купите малышам побольше фруктов (совсем маленьким их надо заранее почистить и разрезать на дольки, а ягоды с косточками лучше вообще не покупать) и соков, сделайте домашний торт (можно просто пропитать готовые коржи заварным или творожным кремом, нарядно украсить фруктами, печеньем, цукатами). Если ваш ребенок не настаивает, лучше заменить газированные напитки домашним морсом, и уж точно стоит обойтись без содержащих кофеин «Пепси» и «Кока-колы». Для любителей поесть можно сделать бутербродики-канапе.

Не стоит подвергать смертельному риску ваш парадный сервиз. Лучше прогуляйтесь вместе с малышом на ближайший оптовый рынок и приобретите яркую бумажную скатерть, одноразовую посуду, соломинки для напитков, шпажки для бутербродов. После праздника вы завернете весь мусор в скатерть. и мысленно поблагодарите гения, который изобрел одноразовые тарелки.

Праздник лучше назначать на то время, когда ваш малыш находится в наилучшем расположении духа. Обычно гостей приглашают часа в четыре, после дневного сна. Важнейший момент: если у вас большая семья, то, возможно, лучше устроить вечеринку в будни, когда часть домочадцев на работе. Стоит заранее оговорить, во сколько забирать детей. Не стесняйтесь сказать родителям ваших маленьких гостей, когда за ними надо прийти: поверьте, сделать это гораздо проще, чем утешать потом раскапризничавшихся детей и ломать голову, куда бы положить вздремнуть внезапно заснувшего маленького гостя. Продолжительность вечеринки не должна превышать количества лет именинника, но и старшим детям не стоит веселиться дольше четырех-пяти часов.

Количество гостей не должно превышать число лет плюс один. Если вы приглашаете детей своих хороших друзей, предложите их родителям принять участие в проведении праздника, но условьтесь заранее, что это детский день рождения, и вы нуждаетесь в помощи, а за рюмкой чая посидите как-нибудь в другой раз. Кстати, ваш сынишка совершенно не обязательно будет в восторге от общества дочки вашей школьной подруги, которую он видит впервые в жизни. Если малыш хочет пригласить своих друзей со двора или из детского сада, вы вовсе не обязаны принимать их родителей.

Если вы не хотите, чтобы ваша квартира превратилась в сумасшедший дом, заранее распишите праздник буквально по минутам. Можно придумать массу интересных сюжетов, вспомнить игры, конкурсы из вашего веселого детства. Для начала продумайте, где будет проходить действие вашего праздника. Можно отпраздновать день рождения в Терем-теремке, домике Барби, на космическом корабле или на стоянке индейцев. С помощью расписанных гуашью кусков обоев или старых простыней детская мгновенно превратится в волшебный мир. А из картонных коробок, пакетов из-под молока, старых кусков ткани можно вместе с малышом заранее заготовить маски, костюмы, утварь. Теперь можно будет устраивать веселые состязания обитателей Теремка, конкурс на лучшую роспись вигвама, соревноваться в умении вылезать по канату в отрытый космос. Фантазия подскажет вам, как приспособить к теме вашего праздника разнообразные детские игры и развлечения. Не забывайте, что нужно чередовать подвижные и спокойные игры, чтобы дети не перевозбудились.

Если вы запланировали игры и конкурсы, за которые полагаются призы, запомните: призы должны достаться абсолютно всем и быть одинаковыми, иначе не избежать обид, слез, возможно, даже драк и прочих, совсем не праздничных, огорчений.

Одна из любимейших игр детей – фанты. К сожалению, часто родители превращают эту веселую игру в насильственную демонстрацию детских талантов. Ни в коем случае нельзя требовать, чтобы «фант» «спел песенку», «сыграл на скрипке» и т. д. Для застенчивого ребенка публичное выступление – это мучительное испытание, а действительно талантливый номер может вызвать зависть других детей, и вечер будет испорчен. Лучше от души повеселитесь, кукарекая под стульями и прыгая на одной ножке с кастрюлей на голове. А потом можно всем вместе сочинить и исполнить песню в честь именинника, или разыграть небольшую сценку, в которой примут участие все гости, и маленькие, и взрослые, или раскатать рулон обоев и нарисовать цветными мелками огромный праздничный плакат.

Кульминацией праздника может стать поиск клада. Заранее спрячьте «клад» (маленькие сувениры, именинный пирог, воздушные шарики, бенгальские огни). Игра строится по принципу «квеста»: с помощью зашифрованной подсказки (это может быть ребус, кроссворд, логическая задачка, достаточно сложная, но доступная детям) нужно угадать, где лежит следующая подсказка, и так, пока не найдется сам клад. Важно, чтобы задачки были веселыми, но интригующими. Следите, чтобы более активные дети не оттирали тихонь.

Праздник завершите какой-нибудь тихой игрой. Можно, например, вырезать из бумаги снежинки, цветы или кленовые листочки, смотря по сезону, и соорудить подвесную конструкцию на ниточках (мобиль). Можно зажечь свечи и почитать детям сказку. Главное, чтобы дети остыли и успокоились к приходу родителей. Когда гости станут расходиться, откройте окно, а сами вместе с ребенком пойдите их проводить. Вернувшись, рассмотрите подарки и пораньше ложитесь спать. Подольше посидите у постели малыша, вспомните, что было хорошего за этот вечер.

Поверьте, такой праздник запомнится надолго и вам, и вашему ребенку, и его гостям. Как видите, если подойти к делу грамотно и с фантазией, то детский день рождения можно провести весело, интересно и с наименьшими затратами сил, нервов и денег.

Сценарий проведения дня рождения для детей 4–10 лет

Украшение комнаты: воздушные шары, детские рисунки, карта мира или глобус, или самодельные плакаты с названиями и иллюстрациями материков (из открыток и журналов), разноцветные облака из поролона, роза ветров, флажки разных стран.

Снаряжение: воздушные шарики, мяч, лото «Звери», мишень с шариками, набор мягких игрушек, маски, призы.

На двери детской комнаты надпись «Кают-компания».

Маленькие путешественники садятся за свой детский стол.

Ведущий. Сегодня в нашей кают-компании праздник. Знаменитому путешественнику (имя) исполнилось . лет! Что мы ему (ей) пожелаем?

Каждый по очереди говорит свои пожелания и поздравления.

Ведущий. А вы знаете, ребята, раньше в России отмечали не день рождения, а именины. День святого, в честь которого вы получили свое имя. Давайте будем водить хоровод и называть каждого полным именем: Екатерина, Александр, Ксения, Илья. У вас очень красивые и славные имена. А интересно вам узнать, что значат ваши имена, и в честь каких святых вы названы?

(Дети водят «Каравай», с помощью взрослых вспоминают значение своих имен. Всем раздаются разноцветные шарики.)

Ведущий. Сегодня мы совершим кругосветное путешествие на воздушных шарах.

Мы побываем на музыкальном турнире в Европе, пролетим над Атлантикой, в Северной Америке проведем конкурс комплиментов, потанцуем на латиноамериканском карнавале, поохотимся в Африке, а еще нас ждет зеленая олимпиада в Австралии, конкурс Деда Мороза и Снегурочки в Антарктиде и страна загадок – Азия.

(По ходу игры надо показывать детям на карте, глобусе или плакате материк, на который попали. Ориентируясь на возраст, рассказывать что-то интересное о нем.)

Ведущий. Ребята, мы с вами вызываем на музыкальный турнир взрослых. Кто кого перепоет? Первую песню поют дети, потом – взрослые и так по очереди.

Ведущий. А теперь мы с вами займем свои места в кают-компании. И пока летим над Атлантическим океаном, можно подкрепиться.

(Во время перелетов дети играют в шарики и угощаются.)

Ведущий. Мы с вами пролетели полмира и попали на другой континент. В гостях принято быть вежливыми и хорошими собеседниками. Посмотрим, умеете ли вы говорить комплименты имениннику(це).

(Каждый по очереди садится в кресло или на высокий стул. Все стараются сказать ему(ей) что-то приятное. За самый лучший комплимент – приз.)

Ведущий включает музыку. Дети выбирают себе атрибуты костюмов – маски, платки, шляпы. Все танцуют. За лучшие танцевальные композиции – призы.

Все играют в лото «Звери», в меткого стрелка – кидают в мишень шарики, называют зверей и птиц, обитающих в Африке.

Игра в паре «Дед Мороз и Снегурочка»

Двум Дедам Морозам (Снегурочкам) по очереди быстро дают легкие безопасные подарки: мягкие игрушки, мячи, шарики. Их задача – удержать в руках как можно больше предметов, не уронить. Выбывшие из игры хором поют песню про Новый год. Дед Мороз и Снегурочка дарят всем подарки-призы.

Одним теннисным шариком (страусиным яйцом) набиваем другой, чтобы шарик-яйцо не упал и не разбился. Ногами держим мяч, как кенгуру, и прыгаем с ним короткую дистанцию. Старшие дети могут прыгать с младшими-кенгурятами. Или все вместе паровозиком. Всем олимпийцам – шоколадные медали.

Блок загадок надо проводить в конце праздника, чтобы дети успокоились и отдохнули. Ведущий загадывает каждому загадку соответственно возрасту, проводит конкурс на самую интересную загадку.

В конце вечера – праздничный торт со свечками для всех отважных путешественников.

По итогам путешествия можно вместе сделать журнал «Вокруг света» с самыми интересными фотографиями вечера, рисунками и рассказами участников.

Сценарий проведения дня рождения для детей 5–10 лет

Праздник стихий, или Восьмой день рождения

Плюсом этого сценария является то, что его можно адаптировать для любого возраста от 5 до 10 лет, заменив зверей-птиц, овощи-ягоды на более распространенные (мишка, зайка, петушок, картошка, вишня) или более редкие (пантера, коала, колибри, патиссон, брюква). Этот сценарий одинаково интересен и девочкам, и мальчикам.

Праздник посвящен четырем стихиям: воде, воздуху, земле, огню. Но, если детей пятеро, можно добавить еще и солнце. Праздник можно адаптировать и для большего количества детей. Можно добавить луну, звезды, а для 8 детей каждую стихию могут представлять 2 человека.

Нужно приготовить заранее:

• 5 цветков, вырезанных из бумаги, – белый, синий, красный, коричневый, желтый;

• 5 конвертов этих пяти цветов или просто белые конверты (в эти конверты дети будут складывать заработанные жетоны и призы);

• 5 платков или шарфов этих цветов;

• 5 игрушек (5 зверей, живущих на земле, 5 водоплавающих, 5 птиц), но можно и больше;

• 40 жетонов, которые будут даваться за правильно выполненное задание.

Хорошо, если есть возможность украсить комнату, внести элементы всех стихий: нарисовать на картоне солнышко и подвесить его к карнизу, реку можно изобразить на паласе (можно склеить из картона или просто бросить на пол кусок голубой материи). Земля есть в цветочных горшках, воздух – в воздушных шарах, огонь – можно зажечь несколько свеч, что придаст празднику торжественность и таинственность.

Кроме ведущего нужен еще судья, который будет раздавать жетоны.

Дети по очереди вытаскивают из шапки цветки, вырезанные из бумаги. Кому какой цветок достался – это и определяет, кто кем будет на этом празднике: белый – воздух, синий – вода, красный – огонь, коричневый – земля, желтый – солнце. Каждому повязывается на шею платок или шарф соответствующего цвета, выдается конверт, цветок прикрепляется на одежду.

Ведущий. Дорогие дети, вы конечно знаете, что мы с вами живем в окружении 4-х стихий: воды, воздуха, земли и огня (ведущий показывает на каждого ребенка, называя его стихию). И даже здесь, в этой комнате нас окружают эти стихии. Сегодня мы собрались на празднике этих стихий и пригласили в гости наше любимое Солнышко. Давайте познакомимся. Для этого вы на минутку закроете глаза и представите, какие вы. А потом расскажете нам.

Конкурс на лучший рассказ о себе

Каждый рассказывает о своей стихии. Например: «Добрый день, давайте знакомиться, я – воздух. Я люблю жить везде, и в воде, и в земле, но больше всего люблю жить в воздушном шарике, например, вот в этом. Вы все меня знаете, ведь я есть в каждом человеке».

Если дети маленькие, им надо помочь, чтобы они быстрее «вжились» в свою роль. Жетон получает каждый.

Ведущий. Вот мы и познакомились. А теперь я буду называть разных животных, а вы должны показывать, что делает это животное, рыба или птица. Если ходит – вы ходите, если плавает, делаете руками движения, как при плавании, если летает – машете руками, а если какой-то зверек может и плавать, и ходить (ходить и летать) делаете два движения сразу.

Ведущий называет разных зверей, птиц, рыб (слон, ласточка, пантера, пингвин, щука, цыпленок, дельфин, черепаха, крокодил и т. д.), а дети бегают по комнате и машут руками (можно под музыку). Жетон получает тот, кто ни разу не ошибся.

Ведущий. Многие из тех зверей, рыб и птиц, которые я сейчас называл, пришли к нам в гости, но пока спрятались в этой комнате. Давайте их найдем!

Дети должны найти каждый по 3 игрушки: одну водоплавающую, одну летающую и одну ходящую по земле. Опять же можно на время поисков включить музыку. Каждый потом должен обосновать свой выбор. Жетон получает тот, кто правильно выбрал игрушки.

Ведущий. А теперь давайте поиграем в другую игру.

Каждый ребенок (т. е. каждая стихия) по очереди задает вопрос «Где вы меня встречаете?», остальные по очереди отвечают. Например, где мы встречаем воду? В реке, луже, океане, бутылке, трубе и пр. Жетон получает тот, кто дал больше неповторяющихся по смыслу ответов. Игра повторяется 5 раз (один раз для каждой стихии).

Ведущий. Мы еще больше убедились в том, что 4 стихии нас окружают всюду. В трех стихиях живут не только люди, но и растения. Сейчас мы с вами поиграем в «Овощи». Я буду называть разные овощи, а вы будете показывать, где растет съедобная часть этого овощного растения: если в земле – то вы садитесь, руками закрываете голову, если над поверхностью земли – встаете.

Ведущий называет разные овощные растения (морковь, кабачок, картофель, фасоль, тыква, капуста, редька, репа и т. д.), а дети приседают или встают. Жетон получает тот, кто ни разу не ошибся.

Ведущий. А теперь поиграем в игру «Что можно со мной сделать». Я буду задавать вопрос, каждый про себя найдет ответ, поднимет руку и крикнет «да», если ответ «да» и промолчит, если ответ «нет». Например, я спрашиваю: «Тебя можно увидеть?» Земля, вода, огонь и солнце отвечают «да», а воздух молчит.

Игра «Что можно со мной сделать»

Вопросы к игре можно придумать разные, например: «Тебя можно потрогать (бросить, нарисовать, разлить, разжечь)?», «На тебе можно попрыгать (посидеть)?». Последний вопрос, переводящий к следующему конкурсу: «Про тебя можно спеть песню?». Все отвечают «да». Жетон получает тот, кто ни разу не ошибся.

Ведущий. Вы все правильно ответили на последний вопрос, мы с вами знаем много песен о земле, воде, огне, воздухе и солнце. Давайте их споем!

Каждый ребенок запевает песню о своей стихии, все подхватывают и поют вместе. Можно петь песни со словами «река», «море», «ручей», «дождь», «снег» (о воде), «небо», «облака» (о воздухе), «пламя», «костер» (об огне), «планета», «лес», «трава» (о земле). Каждый получает жетон. Когда каждый споет песню, можно продолжать петь и рассказывать стихи, загадывать загадки по желанию.

Ведущий. Ребята, вы просто молодцы: ловкие, смышленые, находчивые. А вы не забыли, кому сегодня посвящен наш праздник? Конечно, имениннику(це), давайте его(ее) поздравим.

Можно поздравить вместе со всеми взрослыми. Именинник встает в круг, остальным раздаются листочки, где написаны наречия «быстро, медленно, аккуратно, смело, весело, умело, смешно, громко, тихо, бодро» и т. д. Ведущий читает начало предложений, а каждый заканчивает их своим словом.

«Мы желаем тебе, чтобы ты вставал утром . делал зарядку . умывался . завтракал . шел в школу . отвечал на уроке . пел в хоре . и т. д.». Чем нелепее получаются окончания, тем веселее. После поздравления исполняется традиционный «Каравай» и вносится торт со свечами.

Ведущий. Кроме торта мы приготовили вам угощения, похожие на каждого из вас. Если угадаете, получите эти угощения. Какое угощение похоже на солнышко? (Апельсин, чупа-чупс). На воздух? (Воздушная кукуруза, белый пористый шоколад). На землю похож черный шоколад, на воду похож какой-нибудь светлый напиток, сок, на огонь – красный перец (для смеха).

Затем за каждые 2 заработанных жетона дети получают приз (его название можно вытаскивать из шапки). Можно и за каждый жетон давать приз, и за каждые три, все зависит от того, сколько у вас жетонов и призов. Среди призов разные интересные и полезные мелочи (карандаши, раскраски, наклейки, фломастеры, тетради, альбомы, блокноты, брелки и пр.).

Сценарий проведения дня рождения для девочек 6–8 лет

Праздник в стране фей

Помимо украшений для комнаты (воздушные шарики, серпантин, гирлянды), для каждой феи можно сделать по колпаку феи и по волшебной палочке.

Ведущий. Дорогие гости, вы знаете, что мы сегодня собрались на день рождения _______. На день рождения принято дарить подарки – и вы уже принесли замечательные подарки. Вы, наверняка, любите получать и дарить подарки? Какой из ваших подарков запомнился вам больше всего? А как вы думаете, кто может дарить самые волшебные подарки? Правильно – феи и волшебники. Какие вы помните сказки, в которых дарились волшебные подарки? А вы знаете, что мы с вами тоже немножко феи? Мы сегодня с вами отправимся на Праздник в страну фей! Для этого нам надо отправиться в сказочную страну, где каждая из вас сможет стать самой настоящей феей и подарить друг другу волшебные подарки. Я сейчас включу волшебную музыку – вы все должны под нее танцевать, и мы окажемся в стране фей!

(Звучит красивая медленная музыка, погашен верхний свет, горит бра или пара свечек в красивых подсвечниках. Пока все танцуют, на одну девочку (самую маленькую) надо надеть колпачок, нарисовать гримом на щечке сердечко и вручить ей волшебную палочку. Теперь она – фея песен! Музыка останавливается, включается освещение.)

Ведущий. Первая фея у нас – фея песен. Она сейчас подарит нам талант и любовь к пению, а мы в благодарность ей споем самую деньрожденьевскую песенку.

(Фея машет на всех палочкой, и девочки поют «Пусть бегут неуклюже. ».)

Ведущий. Но, чтобы попасть в волшебную страну, мы все должны превратиться в фей. Танцуем дальше!

(Вторая фея – фея танцев! Дети играют с ней в «Если весело живется, делай так!» Движения повторяются за ведущим. Перед каждым движением повторяется: «Если весело живется, делай так».

Движения могут быть такими: два хлопка в ладоши перед грудью; два щелчка пальцами и т. д.

Чтобы танцовщицы немного отдохнули, следующая девочка превращается в фею сообразительности. Наколдовав подружкам побольше ума, она помогает ведущему загадывать хитрые загадки (см. в сценарии «Виртуальное путешествие в поисках Свитка Удачи»).

Очередная гостья становится феей ловкости и помогает ведущему провести игру.)

Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески «запутаться», при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен аккуратно распутать «путаницу», постаравшись не причинить при этом вреда игрокам.

(Не самая удачная игра для барышень в нарядных платьях и фейских колпаках – тем не менее она очень нравится девчушкам, и играют они в нее довольно долго и с удовольствием. Далее появляется фея вкусностей.)

Проводится традиционная для детских праздников игра в угадывание кусочков съестного с завязанными глазами на вкус – фея с удовольствием накормит своих подружек.

(Появляется следующая фея – фея рисования.)

На большом листе ватмана маленькие феи, одаренные художественными способностями, все вместе рисуют праздничный плакат.

(Далее – фея театра.)

Проводится инсценировка любой сказки или миниатюры. Все существительные (включая неживые предметы) – это роли. Жеребьевкой распределяются роли (не забудьте про автора, читающего текст) и начинается представление-пантонима. Например:

На полянке весело летают Бабочки.

Прибегает Девочка с Сачком в руках и пытается поймать Бабочек.

Но Бабочки проворно разлетаются в разные стороны.

Мимо идет Мальчик.

Он о чем-то задумался и не заметил, как врезался в Дерево.

Мальчик потирает ушибленный лоб и плачет. Девочка протягивает Монетку, Мальчик благодарит и прикладывает Монетку ко лбу. Дети берутся за руки и весело уходят из леса.

Получается очень весело.

Сценарий проведения дня рождения для детей 6–10 лет

Приходящие гости заранее предупреждены в приглашениях, что в их одежде должен присутствовать элемент маскарада Шпионов – черные шляпы, очки и прочее. Приглашения должны быть интересными, например: «Такой-то вызывается на Экстренный и Крайне Тайный слет шпионов, который состоится тогда-то там-то, информацию держать в строгом секрете».

В приглашениях есть также отрывной пропуск на день рождения, который на входе забирает именинник и в обмен предлагает выбрать один из бейджиков, которые лежат тут же, лицевой стороной вниз. На них напечатано: «Шпион высшей (первой, второй, экстра и т. д.) категории __ (пустое место для имени) кодовое имя Агент 001 (Черный Плащ, Неистребимый, Хитрый пес и т. д.)». Гость вписывает туда свое имя и прикалывает бейджик к одежде. На нем также можно сделать шуточные фото животных или звезд с черным прямоугольником на глазах.

Когда все в сборе, гостям предлагается поделиться на две шпионские группы путем жеребьевки – из сумки (лучше загадочного вида), не глядя, гость тянет ленту одного или другого цвета, повязывает себе на рукав и присоединяется к команде своего цвета. Каждая команда на листе ватмана придумывает и пишет свое название, свой девиз, и рисует свою эмблему. Эти листы, по возможности, надо приколоть в том месте, где будут проходить конкурсы – около каждой команды свой лист.

Далее проводится застолье. Хорошо будет, если стол и комната будут тоже украшены тематически – шары с нарисованными мордочками шпионов – в очках, например, из черной бумаги.

Команды (шпионские группы) лучше не мешать, а посадить каждую вместе – например, под тарелки положить салфетки цвета группы. Под тарелками также можно разложить бумажки с заданиями: «Обладатель этой записки должен сделать вид, что он дерево (грудной ребенок, старик, собака и т. д.)». Шпионы должны обладать даром перевоплощения. Это развеселит детей. Объявляется конкурс тостов.

Команда шпионов должна понимать друг друга с полуслова. Каждой группе предлагается сказать коллективный тост: начинает первый, останавливается на самом интересном месте, на полуслове, продолжает сосед и т. д. Заканчивает поздравление последний в команде. Лучшему тосту дается очко – например, жетон с 1 баллом, распечатанный на цветной бумаге и вырезанный (их надо иметь чуть больше, чем конкурсов, на случай ничьей).

Когда все перекусили, можно приступать к самим конкурсам.

Конкурс «Изобразительное испытание»

Шпион должен выходить из любой ситуации, даже в связанном виде, тем более, когда у него есть секретное донесение. Каждой группе дается по большому заклеенному конверту с запиской внутри, сложенной пополам. Группе надо выделить двух человек, которые, с завязанными за спиной руками, должны разорвать конверт, развернуть послание, отдать его своей группе, а те – прочитать и быстро выполнить. Там будет сказано, что сейчас будет проходить изобразительное испытание, группа должна выделить одного человека, который должен побежать на кухню (в ванную и т. д.), и там под кастрюлей на столе (полотенцем в раковине и т. д.) взять пакет с необходимыми для конкурса вещами. Главное, чтобы это были для каждой команды разные места в равной удаленности от места проведения конкурсов. Добывшая пакет первой группа побеждает и получает жетон.

В пакете лежат листы бумаги, помеченные, какой команде они принадлежат, вдвое меньше количества человек в группе и такое же количество фломастеров. Каждая группа делится на две равные части, одна их часть выходит из комнаты, другая остается, на одной верхней трети каждый рисует голову мальчика или девочки – на выбор, для ясности рядом подписывает имя нарисованного человека, загибает лист так, чтобы осталась видна только шея (не волосы!). Теперь эти половины команды уходят, приходят другие. Им дается дорисовать оставшееся тело – также мальчика или девочки и подписать пол (м или ж). Теперь приглашаются команды, ведущий говорит, что на рисунках получились люди и шпионы – их легко отличить, так как шпионы переодеты – и показывает рисунки. Побеждает команда, набравшая больше шпионов, то есть рисунков, где голова одного пола, а тело – другого. Эта группа получает жетон.

Не всегда у шпионов есть возможность разговаривать. Они должны уметь объясняться без слов.

Конкурс шпионской пантомимы

От каждой группы, по очереди, выделяется один человек. Ему одевают повязку на рот (для эффекта), строго запрещают говорить и дают вытянуть из конверта записку с секретным местом встречи. Он должен мимикой объяснить за 3 минуты, какое место указано в записке: школа, роддом, туалет, баня, музей, детский сад, тюрьма, сумасшедший дом и пр. Команда, угадавшая место явки большее количество раз, получает жетон.

Шпионы, работающие в одной команде, должны уметь читать мысли друг друга.

Конкурс чтения мыслей

Из каждой команды поочередно вызываются по два человека. Они тянут из секретного конверта по одной анкете с вопросами и тремя вариантами ответов и обводят тот, который им более близок. Ведущий забирает их и задает одному вопрос анкеты другого. Например, вопрос: «Если бы вы могли превратиться в животное, то в какое? В хрюшку, в комара, в шестиногого пятикрыла?» У второго участника спрашивают: «Как ты думаешь, в какое животное он хотел бы превратиться – в хрюшку, комара или шестиногого пятикрыла?» И наоборот – второму участнику вопрос первого. Побеждает группа с наибольшим совпадением. Хорошо бы, чтобы вопросы были максимально смешными. «Если бы ты родился девочкой, то какого цвета волосы ты хотел бы иметь? Зеленого? Оранжевого с красным? Лысой девочкой?» «Если бы ты родилась мальчиком, то как бы ты хотела, чтобы тебя звали? Пантелеймон? Фрол? Александрит Дуновежский?»

У начальника Шпионской школы сегодня как раз тоже день рождения! Ему необходимо написать поздравительную телеграмму. Группам выдается заготовка – текст с пропущенными прилагательными. Его надо заполнить, вписав самые лестные слова (прилагательные) – шеф любит лесть! Текст примерно такой: «. и . наш ШЕФ! Поздравляем вас с . . днем рождения! Желаем вам быть . всегда . чтобы сегодня к вам пришли только . гости! Желаем получить много . подарков, повеселиться, танцевать только . танцы и петь только . песни! А вы для нас всегда остаетесь самым . и . С уважением – ваши . шпионы группы (название)». После того, как команды закончили телеграмму, им предлагается ее зашифровать. Для этого в такой же лист, с прочерками вместо прилагательных, надо вписать слова, которые являются антонимами уже написанных. Ведущий забирает телеграммы, уходит и скоро возвращается – на телеграммах размашисто красным фломастером написано – «Вернуть отправителю». Ведущий говорит, что произошла страшная ошибка, секретарь не расшифровала наши телеграммы и так и подала их на стол шефу. Шеф в ярости! Телеграммы зачитываются командам. Телеграмма, больше всех разозлившая шефа, получает жетон.

Розыгрыш «Фараон» (вначале обыгрывается ведущим как конкурс смелости). Ведущий должен определить, какая группа самая храбрая! А для этого надо посетить гробницу фараона, где темно и страшно. В другой комнате заранее все готово – на кровати лежит участвующий в розыгрыше человек, сложив руки на груди и вытянув ноги, в головах у него кастрюлька с теплыми макаронами в масле (для скольжения). Хорошо бы иметь еще магнитофон с заунывной музыкой, в крайнем случае можно фараону, а затем и остающимся после розыгрыша в «усыпальнице фараона» делать закрытым ртом звук «МММММммммм. », что не менее жутко. Ведущий берет одного человека из группы – по очереди, завязывает ему глаза и уводит во вторую комнату. Говорит – тут пирамида, древняя усыпальница старого умершего фараона. А вот и сам фараон, он лежит в своей гробнице. Ведущий берет руку пугаемого и дотрагивается ей до разных частей тела фараона. Вот ступня фараона. А вот щиколотки фараона. А вот колени фараона. А вот живот фараона. а вот сложенные руки фараона. а вот лицо фараона. А вот мозги фараона! С этими словами ведущий быстро опускает руку пугаемого в кастрюльку с макаронами. Эффект потрясающий! Жетоны выдаются обеим группам.

Конкурс «Сценарий из жизни спецагента»

Командам раздается по листу бумаги и ручке для написания сценария. К столу поочередно подходят по одному человеку и пишут по одной фразе, отвечая на вопрос ведущего. Примеры вопросов:

Отзывы от читателей сайта » Сказки Всем»

Добрый день, Светлана.

Меня зовут Анна. Я живу в Москве. У меня есть дочь 4,5 года.
Позвольте выразить Вам свою благодарность за создание сайта Сказки Всем.

Я постоянно ищу в интернете материалы для интересного развития своего ребенка. Ваш сайт меня восхитил.
Большое количество сказок русских авторов можно найти с достойными картинками в интернете, а вот иностранные доступны только при покупке книг.
На Вашем сайте великолепно подобран перечень иностранных писателей-сказочников.
Отдельное спасибо за Ваш труд, который позволил не только познакомиться с произведениями, но и насладиться бесподобными иллюстрациями.

С уважением, Анна.

Здравствуйте,Светлана. меня зовут Зульфия,я из города Челябинска)я только,что посетила ваш чудесный,замечательный сайт!он меня очаровал! произошло это случайно — моя подруга сегодня обрадовала меня,сказав что вышел мультфильм по моим обожаемым крольчатам Женевьевы Юрье,и я придя домой стала искать в интернете и первым вышел ваш сайт и я просто погрузилась в него,прочла пока только о кроликах и о вас,но уже очарована и с таким предвкушением думаю о том сколько всего интересного я смогу еще узнать на вашем сайте!и за это хочу выразить вам огромную сердечную благодарность!вы создали очень хороший,невероятно удобный и безусловно полезный сайт -в нем все так гармонично и так красиво! я в восторге и уверенна что уже многие мамы и их дети и любители дестких книг и иллюстраций оценили ваш труд!хочу сказать.что качество иллюстраций очень хорошее,они яркие,четкие и правда создается впечатление,что перед тобой книга! вы замечательно потрудились! Мне также приятно было найти этот сайт потому что так я нашла единомышленника в вашем лице!потому так много восторгов!читая ваши комментарии я говорила «да,да! иллюстрации Лоика Жуанниго совершенно неповторимы,какой же он молодец!я сама с таким упоением разглядываю их и любуюсь деталями,подмечая что бахрома абажура на лампе в форме морковок,что у кресла кроличьи ушки,что вон там выглядывает мышонок,и там еще один и здесь!я даже играю в игру сколько мышат мне удастся найти :))))вообщем хочу сказать что понимаю вас в вашем увлечении!Я тоже коллекционирую детские книги и меня также как и вас в книжном магазине стоит искать в отделе детских книг)))началось все около трех лет назад с книги Питер Пен и Венди проиллюстрированной Робертом Ингпеном,я тогда работала в книжном магазине консультантом)я долго рассматривала ее мне очень понравилось,позже я купила ее и вот началалсь моя коллекция,нашла в интернете,что есть и Алиса в стране чудес с иллюстрациями Ингпена -нашла ее в другом магазине и просто влюбилась и первый раз за свою жизнь прочла Алису до конца! у еще много изданий(книга джунглей,волшебник страны Оз,осторов сокровищ и очень красивая и трогательная «Ветер в ивах»)признаюсь некоторые его иллюстрации кажутся мне мрачноватыми или просто это так выглядит в печати,или в акварели,но думаю он все-равно заслуживает внимания!его вариант Алисы я люблю больше всего!так хочется всем с вами поделится и очень надеюсь,что не покажусь вам через чур восторженной!просто я очень рада,что кого-то радуют те же вещи что и меня -вот опять получается сплошная радость,хотя я и стараюсь немного себя утихомирить и писать сдержанее)) мне сейчас 24 года, недавно у меня родилась дочка и так воплотился тот замысел с которым я начинала собирать книги — я думала «вот когда у меня будут дети я буду показывать им эти книги и надеюсь им они понравятся так же как и мне,я буду читать им перед сном» и сейчас рассматривая книжки о кроликах я думаю в игру по поиску мышат мы будем играть с Жасминой(так мы с мужем назвали нашу дочь)за прошедшее время я собрала полочку любимых книг и увидела на вашем сайте те.что еще не знаю -СПАСИБО! хочется поделится с вами еще одними чудесными изданиями возможно вы их уже видели) -это книги Сесиль Мэри Баркер -«Феи.Дневник наблюдений» и «Королевство фей» -они очень красивы,ее феи нарисаванны в акварели с маленьких детей(ее сестра Дороти работала в детском саду:) это очень красивые книги я бы хотела,чтобы и вы увидели их,думаю будь они у меня в детстве я бы не расставалась с ними)))пишу быстро пока ребенок спит так что простите возможны ошибки и нехватка знаков препинания))))еще есть книга «Алладин и волшебная лампа»иллюстратор изРоссии,женщина только вот фамилию не помню-тоже очень красиво! еще раз благодарю за ваш сайт и желаю дальнейших открытий!вспомнила еще одну хорошую серию про медвежонка Барни автор Беер иллюстрации очень милые,я видела когда работала но еще не читала и что-то нигде не могу найти)) если найду что-то еще обязательно поделюсь!До свиданья! надеюсь вы получите это письмо!

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание

Лактазная недостаточность

Все мы знаем, что лучшей пищей для младенца является грудное молоко. Оно содержит множество различных элементов (по последним подсчетам ученых, более 400), необходимых для развития ребенка. Это в том числе и особые жиры, способствующие росту мозга, и белки, которые гораздо легче усваиваются, чем белки коровьего молока (образующие в желудке плотный сгусток, в отличие от нежного сгустка материнского молока), витамины и минералы в таком виде, что их всасывание из молока во много раз эффективнее, чем всасывание из смеси, ферменты, помогающие пищеварению, антитела, поддерживающие иммунитет ребенка, и многое, многое другое [1]. Много лет производители искусственных смесей пытаются приблизить состав смесей к грудному молоку, но полностью воспроизвести молоко невозможно – т.к. оно является живой жидкостью, так сказать, «белой кровью», а не растворенным в воде химико-технологическим порошком.

По мере роста младенца состав молока изменяется, в соответствии с его потребностями. Сперва молозиво, которое содержит больше белков и иммунных защитных факторов, и меньше сахаров; затем переходное молоко и, наконец, со второй-третьей недели после родов, зрелое молоко. Где-то с этого момента и начинаются возможные кишечные расстройства у ребенка [2].

Одним из важнейших компонентов грудного молока является сахар грудного молока , лактоза.

Этот сахар в природе встречается только в молоке млекопитающих, и наивысшая его концентрация присуща именно женскому молоку. Причем антропологами была найдена следующая зависимость – чем умнее животное, тем больше лактозы содержит молоко данного вида [1].

Кроме того, что лактоза придает грудному молоку более приятный, свежий вкус (попробуйте на вкус и сравните – грудное молоко и смесь, если они у вас есть), лактоза обеспечивает около 40% энергетических потребностей ребенка [3] и к тому же необходима для развития мозга. В тонком кишечнике более крупная молекула лактозы расщепляется ферментом лактазой на две молекулы поменьше — глюкозу и галактозу. Глюкоза — важнейший источник энергии; галактоза же становится составной частью галактолипидов, необходимых для развития центральной нервной системы.

Лактоза, не расщепленная в тонком кишечнике (например, на нее не хватило лактазы), продвигается дальше и стимулирует образование кишечных колоний бактерий Lactobacillus bifidus. Эти сбраживающие бактерии обеспечивают кислую среду в желудочно-кишечном тракте, подавляют патогенных бактерий, грибков и паразитов. Побочным продуктом брожения являются газы. Обилие газов у грудных детей — это норма. Чем больше брожение, тем больше газов.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С ЛАКТОЗОЙ

Если активность лактазы (фермента, который расщепляет лактозу) снижена или вообще отсутствует (это состояние называется «лактазной недостаточностью», сокращенно ЛН), лактоза служит пищей для размножения бактерий в тонком кишечнике, а также поступает в толстый кишечник в значительных объемах. Там лактоза создает питательную среду для размножения многочисленных микроорганизмов, в результате деятельности которых возникает разжижение стула и повышенное газообразование, боли в кишечнике. Возникающий в результате чрезвычайно кислый стул сам может вызвать дальнейшее повреждение стенок кишечника ([3], [4], [5]).

Недостаточная активность лактазы может приводить к снижению прибавок веса, т.к., во-первых, не усваивается сам молочный сахар, являющийся важным источником энергии, и, во-вторых, повреждение кишечника приводит к ухудшения всасывания и переваривания остальных питательных веществ женского молока.

ПРИЧИНЫ ЛН И ЕЕ ВИДЫ

Каковы же возможные причины снижения активности лактазы в кишечнике ребенка? В зависимости от этого лактазную недостаточность разделяют на первичную и вторичную. Позволю себе выделить еще один вид лактазной недостаточности, при котором из-за индивидуальных особенностей лактации и организации ГВ у мамы ребенок, имеющий фермент в достаточном количестве, тем не менее испытывает похожие симптомы.

  1. Перегрузка лактозой. Это — состояние, подобное лактазной недостаточности, которое можно скорректировать, изменив организацию грудного вскармливания. При этом фермент у малыша вырабатывается в достаточном количестве, но мама имеет большой объем «переднего резервуара» груди, поэтому между кормлениями накапливается много богатого лактозой «переднего» молока, что приводит к аналогичным симптомам [13].
  2. Первичная лактазная недостаточность имеет место в том случае, если поверхностные клетки тонкого кишечника (энтероциты) не повреждены, но активность лактазы снижена (частичная ЛН , гиполактазия ) или вовсе отсутствует (полная ЛН , алактазия ).
  3. Вторичная лактазная недостаточность имеет место, если выработка лактазы снижена вследствие повреждения вырабатывающих ее клеток.

Перегрузка лактозой чаще встречается у «очень молочных» мам. Так как молока много, дети прикладываются редко, и в результате в каждое кормление получают много «переднего» молока, быстро продвигающегося по кишечнику и вызывающего симптомы ЛН.

Первичная ЛН встречается в следующих случаях

  • врожденная, вследствие генетического заболевания (встречается достаточно редко)
  • транзиторная ЛН недоношенных и незрелых к моменту рождения малышей
  • ЛН взрослого типа

Врожденная ЛН встречается экстремально редко. Транзиторная ЛН имеет место по той причине, что кишечник недоношенных и незрелых младенцев еще не окончательно созрел, поэтому активность лактазы снижена. Например, с 28 по 34-ю неделю внутриутробного развития активность лактазы в 3 и более раз ниже, чем на сроке 39-40 недель [7]. ЛН взрослого типа встречается довольно часто. Активность лактазы начинает снижаться в конце первого года жизни и постепенно убывает, у некоторых взрослых снижаясь настолько, что неприятные ощущении возникают каждый раз при употреблении в пищу, например, цельного молока (в России до 18% взрослого населения страдают ЛН взрослого типа).

Вторичная ЛН встречается гораздо чаще. Обычно она возникает вследствие какого-либо острого или хронического заболевания, например, кишечной инфекции, аллергической реакции на белок коровьего молока, при воспалительных процессах в кишечнике, атрофических изменениях (при целиакии — непереносимости глютена, после длительного периода зондового питании ит.п.) [6].

Заподозрить лактазную недостаточность можно по следующим признакам [7]:

  1. жидкий (часто пенистый, с кислым запахом) стул, который может быть как частым (более 8 — 10 раз в сутки), так и редким или отсутствовать без стимуляции (это характерно для детей на искусственном вскармливании, имеющих ЛН);
  2. беспокойство ребенка во время или после кормления;
  3. вздутие живота;
  4. в тяжелых случаях лактазной недостаточности ребенок плохо набирает вес или теряет в весе.

Также есть упоминания в литературе [19], что один из возможных симптомов – обильные срыгивания.

Малыш обычно имеет хороший аппетит, жадно начинает сосать, но спустя несколько минут плачет, бросает грудь, поджимает ножки к животу. Стул частый, жидкий, желтый, с кислым запахом, пенистый (напоминает дрожжевое тесто). Если собрать стул в стеклянную емкость и дать постоять, то становится четко видно расслоение на фракции: жидкую и более плотную. Нужно иметь в виду, что при использовании одноразовых подгузников жидкая часть впитывается в них, и тогда нарушения стула можно не заметить.

Обычно симптомы первичной лактазной недостаточности нарастают с увеличением объема потребляемого молока. Сначала, в первые недели жизни новорожденного, вообще не возникает никаких признаков нарушений, затем появляется повышенное газообразование, еще позже — боли в животе, и только потом — жидкий стул.

Гораздо чаще приходится сталкиваться с вторичной лактазной недостаточностью , при которой, в добавление к перечисленным выше симптомам, в стуле много слизи, зелени и могут присутствовать непереваренные комочки пищи [7].

Заподозрить перегрузку лактозой можно, например, в случае, когда у мамы накапливается большой объем молока в груди, и хорошие прибавки у ребенка, но ребенка беспокоят боли примерно как при первичной ЛН. Либо зеленый кислый стул и постоянно подтекающее молоко у мамы, даже при несколько сниженных прибавках.

начинаем кормиться и дите после пары глотков начинает выгибаться от боли — в животике у нее очень ощутимо урчит, далее она она начинает оттягивать сосок, выпускает его, пукает, опять хватает грудь и опять заново. Отнимаю от груди, массирую животик, пропукиваемся, опять начинаем кормиться и «опять 25»

…С самого начала стул у ребенка не устойчивый — от ярко-желтого до коричневого или зеленого, но всегда водянистый, поносом, с белыми комочками и большим количеством слизи

…Очень сильные боли при кормлении. Урчание животика слышно за метр.

потеря веса, обезвоживание.

а началось ..всё с рева когда кушал мою грудь причем сразу кричал. молоко в желудке не останавливалось сразу выскакивало жидким стулом со слизью. и мы не набирали вес

У нас вот тоже поставили эту самую лактазную недостаточность.

Причем началось все резко, был нормальный стул, а потом раз — и понос.

Кричала так, что у меня просто сердце разрывалось. Тужилась, корчилась все время.

…. малышня потеряла в весе 200 грамм за три дня(!).

комментарий: возможно, в данном случае лактазная недостаточность явилась следствием перенесенной кишечной инфекции и возникшего из-за этого повреждения кишечника.

АНАЛИЗЫ НА ЛАКТАЗНУЮ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Существует несколько анализов, позволяющих в той или иной мере подтвердить лактазную недостаточность. К сожалению, среди них нет идеального анализа, который гарантировал бы правильную постановку диагноза, и при этом был несложен и нетравматичен для ребенка. Сперва перечислим возможные методы анализа [6].

  1. Наиболее достоверный способ подтвердить ЛН – биопсия тонкой кишки . В этом случае, взяв несколько образцов, можно по состоянию поверхности кишечника определить степень активности лактазы. Метод применяется очень редко по очевидным причинам (наркоз, проникновение прибора в кишечник ребенка и т.п.).
  2. Лактозная кривая . Натощак дается порция лактозы, несколько раз делается анализ крови в течение часа. В идеале нужно сделать аналогичный тест также и с глюкозой и сравнить эти две кривые. Для упрощения анализа делается тест только с лактозой и проводится сравнение со средними показателями по глюкозе [20]. По результатам можно судить о ЛН (если кривая с лактозой расположена ниже кривой с глюкозой, имеет место недостаточное расщепление лактозы, т.е. ЛН). Опять же, тест сложнее применять к грудным детям – необходимо давать лактозу натощак, при этом ничего кроме нее не есть, несколько брать анализ крови. К тому же в случае ЛН лактоза вызывает неприятные симптомы, боли, газообразование, понос, что тоже говорит против данного теста. В иностранных источниках высказываются определенные сомнения в эффективности данного теста, вследствие наличия возможности ложноположительных и ложноотрицательных результатов [14]. Тем не менее информативность лактозной кривой обычно выше, чем информативность анализа кала на углеводы (в случае сомнений возможно использование нескольких перечисленных методов для более точной постановки диагноза).
  3. Водородный тест . Определяется содержание водорода в выдыхаемом воздухе после того, как пациенту дали лактозу. Очевидный недостаток – опять же, при приеме лактозы появляется весь спектр неприятных симптомов. Другим недостатком является дороговизна оборудования. К тому же у детей до 3 месяцев, не имеющих ЛН, содержание водорода аналогично его содержанию у взрослых с ЛН, и нормы для детей раннего возраста не определены [6].
  4. Наиболее популярный метод – анализ кала на углеводы . К сожалению, он же является и наиболее недостоверным. Нормы углеводов в кале до сих пор не определены. В настоящий момент считается, что содержание углеводов не должно превышать 0.25%, однако ученые института им. Габричевского предлагают пересмотреть нормы содержания углеводов в кале у ребенка, находящегося на грудном вскармливании (до 1 мес.-1%; 1-2 мес-0,8%; 2-4 мес.-0,6%; 4-6 мес.-0,45%, старше 6 мес.- принятые и ныне 0,25%) [2]. К тому же метод не дает ответа, какие именно углеводы обнаружены в кале ребенка – лактоза, глюкоза, галактоза, поэтому четкой гарантии, что имеет место именно лактазная недостаточность, метод дать не может. Результаты данного анализа можно интерпретировать только в совокупности с результатами других анализов (например, копрограмма) и клинической картиной .
  5. Анализ копрограммы . Обычно применяется в сочетании с другими методами диагностики. Кислотность стула в норме (pH) равна 5.5 и выше, при ЛН стул более кислый, например, pH = 4. Используется также информация о содержании жирных кислот (чем их больше, тем больше вероятность ЛН).

Хочу подчеркнуть, что каждый раз необходимо лечить не анализ, а ребенка . Если вы (или ваш педиатр) нашли у ребенка один-два признака лактазной недостаточности, и повышенное содержание углеводов в кале, это не значит, что ребенок болен. Диагноз ставится лишь в том случае, если имеет место И клиническая картина, И плохой анализ (обычно сдается анализ кала на углеводы, также можно определять кислотность стула, норма pH 5.5, при ЛН более кислый, и имеют место соответствующие изменения в копрограмме — есть жирные кислоты и мыла [8]). Под клинической картиной подразумевается не просто пенистый стул или стул со слизью, и более-менее обычный ребенок, в меру беспокойный, как все груднички, но при ЛН имеют место одновременно и плохой частый стул, и боли, и урчание в животике во время каждого кормления; также важным признаком является потеря веса или очень плохие прибавки .

Также можно понять, имеет ли место ЛН, если при начале проведения выписанного врачом лечения самочувствие ребенка существенно улучшилось. Например, когда начали давать лактазу перед кормлением, резко уменьшились боли в животе и исправился стул.

Итак, каковы возможные методы лечения лактазной недостаточности или подобного ей состояния?

1. Правильная организация грудного вскармливания. В России диагноз «Лактазная недостаточность» ставится чуть ли не половине грудничков. Естественно, что, если бы все эти дети действительно страдали от столь тяжелого заболевания, сопровождающегося потерей веса, человек бы просто вымер как вид. И действительно, в большинстве случаев имеет место либо «лечение анализов» (при нормальном состоянии ребенка, без выраженного беспокойства, и хороших прибавках), либо неверная организация грудного вскармливания.

Причем же здесь организация грудного вскармливания?

Дело в том, что для большинства женщин состав молока, выделяющегося из груди в начале и в конце кормления, разный. Количество лактозы не зависит от рациона матери и вообще не сильно изменяется, то есть в начале и в конце кормления ее содержание практически одинаковое [13], но жирность может сильно отличаться. Вначале вытекает более водянистое молоко. Это молоко «набегает» в грудь между кормлениями, когда грудь не стимулируется. Затем, по мере сосания груди, начинает вытекать более жирное молоко. Между кормлениями частички жира прилипают к поверхности клеток молочной железы и добавляются в молоко только на приливах, когда молоко активно двигается, выбрасывается из молочных протоков [15]. Более жирное молоко поступает из желудка в кишечник ребенка медленнее, и поэтому лактоза успевает переработаться. Более легкое, переднее молоко быстро движется, и часть лактозы может поступить в толстый кишечник, не успев расщепиться лактазой. Там она служит причиной брожения, газообразования, частого кислого стула.

Таким образом, зная о различии переднего и заднего молока, можно понять, как бороться с данным видом лактазной недостаточности. Оптимально, если в этом вам поможет советом консультант по грудному вскармливанию (как минимум, имеет смысл получить совет на форуме или по телефону, а лучше лично)

  • а) Во-первых, нельзя сцеживаться после кормления, т.к. в этом случае жирное молоко мама выливает или замораживает, а ребенку, сосущему грудь, достается как раз менее жирное молоко с высоким содержанием лактозы, что может провоцировать развитие ЛН.
  • б) Во-вторых, нужно менять грудь лишь тогда, когда ребенок ее полностью опустошил, иначе ребенок опять же получит много переднего молока и, не успев высосать заднее молоко, опять перейдет на переднее молоко из второй груди. Возможно, более полному опустошению груди поможет метод сжатия (описан в [16]).
  • в) В-третьих, лучше кормить той же грудью, но чаще, так как при больших перерывах в груди набегает бОльшее количество переднего молока.
  • г) Также необходимо правильное прикладывание ребенка к груди (при неправильном прикладывании молоко высасывать сложно, и заднее молоко ребенок не получит), а также следить, чтобы ребенок не просто сосал, но и глотал. В каком случае можно заподозрить неправильное прикладывание? В случае, если у вас трещины на груди, и/или кормление причиняет боль. Многие считают, что боль при кормлении нормальна в первые месяцы, но на самом деле она является признаком неправильного захвата груди. Также кормление через накладки нередко приводит к неправильному захвату и неэффективному сосанию. Даже если вы считаете, что прикладывание правильное, лучше всего еще раз проверить это (смотри [17], [18])
  • д) Желательны ночные кормления (ночью вырабатывается больше заднего молока [2]).
  • е) Нежелательно отнимать ребенка от груди до того, как он насытился, пусть сосет так долго, как хочет (особенно в первые 3-4 месяца, до полного созревания лактазы [2]).

Итак, мы имеем правильный захват, не сцеживаемся после кормления, меняем грудь раз в 2-3 часа, не стараемся кормить реже. Даем ребенку вторую грудь лишь тогда, когда он опустошил первую полностью. Ребенок сосет грудь так долго, как ему необходимо. Желательно ночное кормление. Иногда хватает всего нескольких дней такого режима, чтобы состояние ребенка нормализовалось, стул и работа кишечника наладились [3].

Обратите внимание, что редкое чередование груди нужно применять с осторожностью, т.к. это обычно приводит к снижению количества молока (поэтому желательно следить, чтобы ребенок писал около 12 и более раз в сутки, это означает что молока скорее всего достаточно). Возможно, что через несколько дней такого режима количество молока уже будет недостаточным и можно будет опять перейти на кормление из двух грудей, при этом ребенок уже не будет показывать никаких признаков ЛН [3]. Если у вашего малыша высокие прибавки , но имеются симптомы, похожие на ЛН, возможно, именно урежение чередования груди (раз в 3 часа и реже, как описано в [9]) с целью уменьшения общего объема молока, что приведет к снижению колик. Если все это не помогает, возможно, речь идет действительно о лактазной недостаточности, а не о подобном ей состоянии, которое можно скорректировать с помощью правильной организации кормлений. Что еще можно сделать?

2. Исключение из рациона аллергенов . Чаще всего речь идет о белке коровьего молока. Дело в том, что белок коровьего молока – достаточно распространенный аллерген. Если мама потребляет много цельного молока, его белок может частично всасываться из кишечника в кровь мамы, и соответственно в молоко. В случае, если для ребенка белок коровьего молока является аллергеном (а это случается довольно часто), он нарушает деятельность кишечника ребенка, что может приводить к недостаточному расщеплению лактозы и к ЛН. Выход – исключить из рациона мамы в первую очередь цельное молоко. Возможно, потребуется также исключить и все молочные продукты, включая масло, творог, сыр, кисломолочные продукты, а также говядину, и все, что приготовлено с помощью сливочного масла (в т.ч. выпечку). Когда мама исключает все аллергены, деятельность кишечника ребенка налаживается и симптомы ЛН прекращаются. После этого можно попробовать по одному добавлять самые «безобидные» продукты — такие как говядина, йогурт, твердый сыр; скорее всего, нет необходимости придерживаться очень уж строгой диеты, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, однако заметные ограничения коровьего молока часто помогают. Длительно придерживаться строгой диеты возможно только в случае, если вы ее согласовали с врачом (например, диетологом). Аллергеном может оказаться и другой белок (не обязательно коровьего молока). Изредка бывает необходимо исключить также и сладости.

3. Сцеживание перед кормлением . Если реже менять грудь и исключить аллергены оказывается недостаточно, можно попробовать сцеживать ПЕРЕД кормлением некоторую порцию переднего молока, богатого углеводами. Это молоко ребенку не дается, и ребенок прикладывается к груди, когда идет уже более жирное молоко. Однако данный способ нужно применять с осторожностью, чтобы не запустить гиперлактацию. Оптимально, применяя этот метод, заручиться поддержкой консультанта по ГВ.

Если все это не помогло, и ребенок все еще страдает, имеет смысл обратиться к врачу !

4. Фермент лактаза . Если приведенные выше способы не помогли, обычно врач выписывает лактазу. Именно врач определяет, является ли поведение ребенка типичным для грудничка или все же имеет место картина ЛН. Естественно, необходимо найти как можно более дружественно настроенного на ГВ, продвинутого, знакомого с современными научными исследованиями врача. Фермент дают курсами, часто его пробуют отменить после 3-4 месяцев ребенка, когда заканчивается созревание фермента лактазы. Важно подобрать верную дозу. При слишком маленькой дозе симптомы ЛН могут быть все еще сильными, при слишком высокой – стул станет чрезмерно густым, похожим на пластилин; возможны запоры. Фермент обычно дается перед кормлением, растворенный в некотором количестве грудного молока. Дозу, естественно, определяет врач . Обычно врач рекомендует давать лактазу раз в 3-4 часа, в этом случае в промежутках скорее всего можно будет тем не менее кормить по требованию. Внимание! Возможна подделка фермента: см. комментарий.

5. Ферментированное лактазой грудное молоко, низколактозная или безлактозная смесь . В самых крайних случаях ребенок переводится врачами на ферментированное лактазой сцеженное грудное молоко либо безлактозную смесь. Вполне возможно, что достаточно будет заместить лишь часть кормлений безлактозной смесью или ферментированным молоком. Если возникает необходимость в этих мерах, желательно помнить, что докорм ребенка — мера обычно временная, а использование при этом бутылочки может привести к отказу от груди. Для кормления ребенка лучше использовать другие способы, такие как ложка, чашка, шприц (см. подробнее в [21]).

Близкие и далекие последствия от кормления здоровых детей с рождения смесями, не содержащими лактозы, неизвестны, поэтому безлактозная смесь обычно рекомендуется только как временная лечебная мера [3]. Также всегда есть опасность развития аллергии на эту смесь, т.к. соя (если это соевая смесь) — распространенный аллерген. Аллергия может начаться не сразу, а через некоторое время, поэтому желательно максимально сохранять грудное вскармливание, которое является предпочтительным [3]. Данный метод лечения применим в первую очередь при генетических заболеваниях, связанных с нерасщеплением лактозы или ее составляющих. Встречаются эти заболевания крайне редко (приблизительно 1 на 20000 детей) [3]. Например, это галактоземия (нарушение расщепления галактозы).

в случае вторичной ЛН ко всем приведенным выше методам лечения может присоединяться

6. Лечение т.н. «дисбактериоза» , т.е. восстановление микрофлоры кишечника и состояния кишечника. В случае лечения первичной ЛН коррекция дисбактериоза кишечника сопровождает основное лечение. В случае же вторичной ЛН (наиболее часто встречающейся) обычно основное внимание должно уделяться лечению основного заболевания, вызвавшего повреждение стенок кишечника (например, гастроэнтерита), а снижение количества лактозы в диете либо ферментация лактазой должно рассматриваться как временное мероприятие, необходимое до момента восстановления состояния поверхности кишечника [6]. В легких случаях, возможно, достаточно будет некоторое время давать фермент лактазу, и кишечник восстановится без дополнительного лечения. Лечение опять же назначает врач .

Осторожно – лактоза! При лечении могут быть назначены такие препараты, как плантекс, бифидумбактерин и т.п. К сожалению, они содержат лактозу! Поэтому при лактазной недостаточности их употреблять нельзя [2]. В случае, если ребенок не проявляет симптомов ЛН, тем не менее нужно быть осторожными с лекарствами, содержащими лактозу, чтобы не спровоцировать понос, пенистый стул и подобные симптомы ЛН.

большая тема, у многих в теме была ЛН Лактазная недостаточность

Это интересно:

  • Можно ли использовать материнский капитал на машину Материнский капитал на покупку автомобиля Для многих семей, имеющих детей, материнский капитал видится вариантом решения транспортных проблем, ведь передвигаться с детьми по городу на собственном автомобиле проще, чем в […]
  • Зара возврат товара в магазин Зара возврат товара в магазин На нашем сайте мы обсуждаем товары различных производителей, оцениваем их качество, делимся впечатлениями от покупок и ищем ответы на вопросы потребителей. Будем благодарны, если Вы примете активное […]
  • Понятие судебной инстанции Общая характеристика суда первой инстанции 3. Понятие судебной инстанции По общему правилу суды, объединенные в одно звено, наделены одинаковыми полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все […]
  • Договор уступки на земельный участок образец Договор переуступки права аренды земельного участка Арендатор земли обладает правом переуступки права аренды земельного участка третьим лицам, заинтересованным в аренде конкретного участка. При том отсутствует обязательство […]
  • Пристройка из каркаса к деревянному дому Каркасная пристройка к дому своими руками Существует множество вариантов сборки каркасных пристроек к дому. Наиболее экономичный и технологически простой вариант — это сборка каркасной конструкции. Лучше всего такая пристройка […]
  • Материальная помощь семьям детей-инвалидов Льготы родителям детей инвалидов в 2018 году Основы предоставляемых родителям детей-инвалидов, и собственно, самим детям с ограниченными возможностями, перечня льгот заложены в 181 Федеральном законе «О социальной защите […]
  • Коммерческий директор сми Коммерческий директор «Яндекса» Лев Глейзер покинул компанию Коммерческий директор «Яндекса» Лев Глейзер покинул своей пост и прекратил сотрудничество с компанией из-за разногласий с руководством. Об этом со ссылкой на […]
  • Основания на алименты в твердой денежной сумме Взыскание алиментов в твердой денежной сумме Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в судебном порядке может производиться не только в долях к заработку того родителя, с которого алименты взыскиваются, но и в твердой […]