Налогообложение для иностранных граждан с видом на жительство

Налогообложение при заключении договора подряда с иностранным гражданином

Здравствуйте, дорогие форумчане! Помогите,пожалуйста,разобраться с вопросом.
Если по договору подряда физическое лицо — иностранец, имеющий вид на жительство в РФ (проживает в РФ более 12 месяцев, т.е. налоговый резидент. Гражданство другого государства), выполнит предусмотренную договором работу и получит за нее вознаграждение, какие налоги и страховые взносы организация должна за него заплатить?
Ссылки из законов:

пп.15 п.1 статьи 422: «Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации, за исключением сумм выплат и иных вознаграждений в пользу таких лиц, признаваемых застрахованными лицами в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.»

Далее «Консультант+» отсылает на закон о пенс.страховании в РФ:
п.1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»: «1. Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации:
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг

В итоге, платим ли НДФЛ (я так понимаю, если он — резидент, то исчисляем и удерживаем при выплате дохода) и страховые взносы за него?

Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство

С видом на жительство принимаете работника точно так же, как россиянина. Договор я бы заключила на время действия вида на жительство, хотя многие юристы считают, что с иностранными гражданами трудовые договора нужно заключать на не определенный срок. Я с этим не согласна, так как у любого документа есть срок действия. И когда срок кончится, права работать у него уже не будет, если он заранее не побеспокоится о получении нового документа.

Согласно п. 1 части 4 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ, при наличии РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство)у иностранного гражданина работодателю не требуется иметь разрешение на привлечение иностранных работников, а работнику не требуется иметь разрешение на работу

Цитата: 4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

Что касается НДФЛ, это зависит от его налогового статуса — резидент (13%) -не резидент (30%).

В соответствии со ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

В Письме ФНС России от 22.08.2012 N ЕД-4-3/[email protected] указано, что 183 дня пребывания в РФ, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев, при этом налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть календарного года.

Какой период в целях налогообложения НДФЛ берется в расчет для определения налогового статуса физического лица: календарный год (с января по декабрь) или 12 следующих подряд календарных месяцев?

Письмо Минфина от 20 марта 2013 г. N 03-04-05/6-250

Цитата: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу определения налогового статуса физического лица и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации.

При определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

По итогам налогового периода уточняется окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год).

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН

Уведомлять никакие органы не надо. Уведомления подаются только на временно пребывающих иностранных граждан.

Согласно ст.13.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ»

То же самое действует и для временно проживающих.

Налогообложение для иностранных граждан с видом на жительство

Вопрос: Какие налоги организация должна платить, приняв на работу иностранного гражданина из Болгарии с видом на жительство в г. Москве? Также интересует ставка НДФЛ с доходов данного ИГ. Организация должна получить лицензию, если заинтересована принимать на работу ИГ?

Ответ: Гражданин Болгарии, имеющий вид на жительство в г. Москве, согласно российскому законодательству имеет статус «постоянно проживающего» в отношении уплаты страховых взносов, начисление которых происходит в общем порядке, как и для российских граждан.

С выплат, осуществляемых иностранцу (гражданину Болгарии), российский работодатель является налоговым агентом по НДФЛ. При этом ставка налога зависит от налогового статуса данного работника.

В данном случае разрешения на привлечение и использование иностранного работника, имеющего вид на жительство в г. Москве (постоянно проживающего), организации-работодателю получать не требуется.

Обоснование:

Порядок начисления страховых взносов.

На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ застрахованными лицами, помимо граждан РФ, являются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ (как временно, так и постоянно), а также временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Страховые взносы в ФСС РФ, ПФР и ФФОМС с выплат в пользу постоянно проживающих в РФ иностранцев начисляются в общем порядке, как для работников – резидентов РФ (ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, п. 1 ст. 22.1 и ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ).

В данном случае ст. 12 Закона № 212-ФЗ установлены следующие тарифы:

1) в Пенсионный фонд РФ — 22% (п. 1 ч. 1 ст. 5, ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ);
2) в Фонд социального страхования РФ — 2,9%;
3) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — с 1 января 2012 г. — 5,1%.

Но для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2027 гг. действуют пониженные тарифы, установленные ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Если страхователь применяет пониженные тарифы страховых взносов в ПФР, по этим же ставкам нужно рассчитывать взносы и в отношении иностранных работников (Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 19-6/3012573-1842).

О пониженных тарифах страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 — 2027 гг. указано в ст. 33 Закона № 167-ФЗ.

Рассмотрим тарифы страховых взносов с разбивкой по фондам.

В Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР) выплаты и вознаграждения облагаются по ставке 22% (для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2013 г. это — 568 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276), а с суммы, превышающей 568 000 руб., без ограничения по сумме выплат — по тарифу 10%. Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с разбивкой на страховую и накопительную части пенсии в зависимости от года рождения застрахованных лиц определены в п. 1 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ.

Тарифы страховых взносов в 2012 — 2013 гг. отражены в ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ.

Для лиц 1966 года рождения и старше страховые взносы уплачиваются только на страховую часть трудовой пенсии по ставке 22% до достижения выплат в рамках установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (568 000 руб.).

Для лиц 1967 года рождения и моложе страховые взносы уплачиваются: на страховую часть — по ставке 16%; на накопительную часть — по ставке 6%.

С выплат и иных вознаграждений, превышающих в 2013 г. 568 000 руб., взносы взимаются вне зависимости от возраста по тарифу 10% на финансирование страховой части трудовой пенсии. В Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС РФ) взносы начисляются по ставке 2,9%, а в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФФОМС) — 5,1% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Порядок начисления взносов на травматизм.

Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний нужно уплачивать за всех иностранных работников независимо от их статуса. Это следует из п. 2 ст. 5 Федерального Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Кроме того, в п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ выплаты иностранцам не указаны как суммы, не подлежащие обложению взносами на травматизм.

Примечание. Выплаты иностранцам, не облагаемые страховыми взносами.

Они перечислены в ч. 4 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, это выплаты и вознаграждения:

— по трудовым договорам, заключенным с российской организацией в ее обособленных подразделениях за границей;
— иностранцам, которые работают за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Страховые взносы с выплат высококвалифицированным иностранцам.

Взносы в ПФР и ФСС РФ.

Высококвалифицированным признается любой иностранец, если его трудовым договором предусмотрена заработная плата в размере 2 млн. руб. и более за год (п. 1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ). В Письме Минфина России от 05.07.2011 № 03-04-06/8-162 уточняется, что годовой доход иностранного работника фактически может быть и меньше. Главное, чтобы в трудовом договоре была указана сумма вознаграждения не менее 2 млн. руб. в год.

Порядок начисления страховых взносов с выплат в пользу таких работников зависит от их миграционного статуса.

Постоянно и временно проживающие в РФ высококвалифицированные иностранные специалисты. На выплаты в их пользу начисляются в общем порядке страховые взносы:

— в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и материнства (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ);
— ПФР (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). При этом взносы в ПФР уплачиваются по тарифу, установленному для российских граждан на финансирование страховой части пенсии, независимо от года их рождения (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ). По выплатам в рамках предельной величины базы (568 000 руб.) ставка составляет 22%, а суммы свыше предельной величины облагаются по ставке 10%.

Примечание. Здесь речь идет о страховых взносах в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Взносы в ФФОМС: независимо от миграционного статуса высококвалифицированных иностранцев взносы на обязательное медицинское страхование с выплат в их пользу уплачивать не нужно, поскольку они не считаются застрахованными лицами (ст. 10 Закона № 326-ФЗ). Но такие работники должны иметь полис ДМС, действующий на территории РФ (п. 14 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).
страховые взносы на случай травматизма с выплат в пользу высококвалифицированных иностранных работников необходимо уплачивать в общем порядке, так как действие Закона № 125-ФЗ распространяется на иностранных граждан независимо от их статуса (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

Заработная плата, выплачиваемая физическому лицу за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ, относится к доходам от источников в РФ (пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ). В связи с чем, заработная плата подлежит обложению НДФЛ на территории РФ (ст. 209 НК РФ).

Согласно ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в НК РФ, то применяются правила и нормы международного договора.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 15 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1993 (далее – Соглашение) заработная плата, получаемая лицом с постоянным местопребыванием в Болгарии в отношении работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается подоходным налогом только в Болгарии, если:

а) получатель находится в Российской Федерации в течение периода, не превышающего в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году;
б) вознаграждение выплачивается нанимателем, не являющимся лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации;
в) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которую наниматель имеет в Российской Федерации.

При этом положения настоящего пункта применяются только в случае выполнения всех трех подпунктов одновременно.

В рассматриваемом случае нанимателем является российская организация, в связи с чем налог с заработной платы нужно платить в Российской Федерации.

В общем случае ставка, применяемая для исчисления НДФЛ, зависит от налогового статуса иностранного работника. Важно, является ли иностранный работник налоговым резидентом РФ или не является (п. 1 ст. 207 НК РФ).

В отношении доходов в виде заработной платы иностранного работника — налогового резидента РФ, источник которых расположен в Российской Федерации, применяется ставка 13% (пп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 224 НК РФ).

Примечание. Понятие «налоговый резидент» не связано с миграционным статусом иностранного работника.

В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ с этого вида доходов иностранного работника, не имеющего статус налогового резидента РФ, НДФЛ удерживается по ставке 30%.

Определение налогового статуса иностранного работника.

Иностранец становится резидентом со 183-го дня пребывания в России (в течение 12 следующих подряд месяцев). После этого налог на его доходы начисляется по ставке 13% (п. 2 ст. 207 и п. 1 ст. 224 НК РФ).

Этот период может начаться в прошлом налоговом периоде, окончиться в текущем. Для определения налогового статуса берут непрерывный 12-месячный период (Письмо УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 № 20-15/3/[email protected]).

Количество дней пребывания физического лица на территории РФ в течение 12 следующих подряд месяцев определяется путем суммирования всех календарных дней, в течение которых оно находилось в России (Письмо Минфина России от 08.10.2012 № 03-04-05/6-1155).

Промежуточный налоговый статус иностранца определяется на каждую дату выплаты дохода. А по окончании года (на 31 декабря) он уточняется и при необходимости производится пересчет налога (Письмо Минфина России от 05.04.2012 № 03-04-06/6-98).

Стандартные налоговые вычеты для налоговых резидентов РФ.

В 2013 г. размер стандартного налогового вычета на первого и второго ребенка составляет 1 400 руб., на третьего и последующих детей, а также на ребенка-инвалида – 3 000 руб. в месяц (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Стандартный вычет можно предоставить только иностранцу-резиденту, так как вычеты могут быть применены только для уменьшения налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ и п. 1 ст. 224 НК РФ).

Для иностранцев также действует ограничение. С месяца, в котором сумма дохода, рассчитанного нарастающим итогом с начала года, достигла 280 000 руб., вычеты не предоставляются.

Примечание. Исчисление НДФЛ с доходов высококвалифицированных иностранных работников.

Независимо от миграционного и налогового статуса все доходы, получаемые высококвалифицированными иностранными специалистами от трудовой деятельности на территории Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13% с первого дня работы по трудовому договору (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ, п. 3 ст. 224 НК РФ).

Доходы, не связанные с трудовой деятельностью, например материальная помощь или помощь к отпуску, нужно облагать по ставке 30% до обретения высококвалифицированным иностранным работником статуса налогового резидента РФ (Письмо Минфина России от 08.06.2012 № 03-04-06/6-158).

Примечание. ФМС будет контролировать начисление и уплату НДФЛ по доходам, выплачиваемым высококвалифицированным иностранцам, направляя запросы в налоговую службу (п. 28 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Хотя к трудовым доходам высококвалифицированных специалистов, не получивших статус налогового резидента РФ, и применяется авансом ставка 13%, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ, им не предоставляются.

Стандартные вычеты применяются только к доходам, ставка для которых установлена п. 1 ст. 224 НК РФ. А действие этой нормы на нерезидентов РФ не распространяется — к ним относится п. 3 ст. 224 НК РФ.

Необходимость в получении работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Однако указанный порядок не распространяется на иностранных граждан — постоянно или временно проживающих в Российской Федерации (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Консультационно-правовой отдел Группы Компаний Ю-Софт

Какой порядок налогообложения иностранных граждан

Считается, что если гражданин пребывает значительную часть года в иной стране, центр его финансовых интересов расположен именно здесь. Для таких случаев налогообложение иностранных граждан предусматривает уплату налогов в бюджет данного государства. Для иностранных граждан находящихся на территории чужого государства законодательством установлена обязательная уплата подоходного налога.

В большинстве стран для определения постоянного места жительства учитывается факт пребывания более 183 дней. В некоторых государствах периодом служит не календарный год, а налоговый, что может повлечь за собой двойное резиденство. Чтобы избежать подобных недоразумений используются иные показатели, такие как гражданство, расположение постоянного жилья и место постоянного проживания.

Правовой статус иностранца

Для правильного налогообложения и учета выплат иностранцу, очень важно знать его правовой статус. Подтвердить положение иностранца можно посредством различных документов, в зависимости от ситуации (например, вид на жительство).

На сегодняшний день иностранный гражданин может работать на основании гражданско-правового или же трудового договора, а также осуществлять деятельность в качестве предпринимателя (частного бизнесмена).

Условно всех иностранцев можно разделить на группы:

  • граждане, имеющие вид на жительство;
  • те, кто находится в России, но не имеет разрешения и вида на жительство;
  • с разрешением на временное проживание в РФ.

Порядок налогообложения иностранцев

Работодатель, для трудоустройства иностранца обязан получить разрешение в территориальных органах МВД РФ. В противном случае придется заплатить штраф в размере 1000-2000 руб.

Если уполномоченный орган дает добро на выдачу разрешения, необходимо оплатить 3000 руб. госпошлины за каждого такого работника. Эта сумма может быть включена в состав затрат предприятия, что уменьшит размер налогооблагаемого дохода.

После следует разобраться с тем, какие налоги должен уплатить работодатель в бюджет:

  • Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения определяется по двум схемам:
  1. Обложение налогом доходов, которые получены в РФ. За начисление и уплату отвечает налоговый агент (организация, которая выплачивает сумму дохода).
  2. Налогообложение самостоятельно задекларированных доходов.
  • Единый социальный налог. Налогообложение иностранцев по ЕСН осуществляется на доходы, выплаченные по гражданским или трудовым договорам. Исключением являются суммы, оплаченные индивидуальным предпринимателям.
  • Пенсионное страхование. Для определения права иностранцев на пенсионное обеспечение является их правовой статус, как проживающих постоянно на территории РФ. Соответственно работодатель уплачивает взнос в ПФР только за данную категорию.
  • Медицинское страхование. Право на медицинское страхование имеют лица, пребывающие в стране более 183 дней в году или заключившие трудовой договор.
  • Социальное страхование. Обязательное перечисление взносов в ФСС РФ предусмотрено для иностранцев, которые подписали с работодателем трудовой договор. Данная норма распространяется и на начисление страховых взносов в фонд по несчастным случаям.

Обязательно следует учитывать нормы действующих международных соглашений, что в значительной мере может повлиять на порядок начисления и оплаты налогов.

В штате иностранные работники: шпаргалка для бухгалтера

По данным органов статистики и миграционной службы, в России наблюдается ежегодный прирост трудовых мигрантов. Усугубила ситуацию и обстановка на Украине, повлекшая за собой поток беженцев из этой страны. Принимая иностранных граждан на работу, компания должна не только учесть особенности их трудоустройства, но и знать, какие последствия ожидают ее в области обложения доходов таких работников НДФЛ и страховыми взносами. Наша статья поможет не допустить ошибок.

Три категории

В Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) все иностранцы в России разделены на три категории:

  • временно пребывающий в РФ иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Доходы иностранных граждан, работаю­щих на территории РФ, облагаются ­НДФЛ. Порядок налогообложения доходов таких работников зависит от многих факторов. Например, являются ли иностранные граждане резидентами РФ, есть ли у них статус беженцев, прибыли ли они в Россию в безвизовом режиме, являются ли они гражданами стран Евразийского союза.

Новые правила для безвизовых граждан

Если иностранный гражданин прибывает в Россию в безвизовом режиме (например, с территории Украины), то с этого года для получения возможности трудоустройства на территории нашей страны ему необходимо получить патент (п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ). Обратите внимание: гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении не нужно получать патент для работы в России (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

За период действия патента безвизовые иностранцы уплачивают фиксированные авансовые платежи по ­НДФЛ. Сумма платежа установлена в размере 1200 руб. в месяц. Она индексируется на коэффициент-дефлятор, а также на региональный коэффициент, устанавливаемый на соответствующий календарной год субъектами РФ. Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2015 г. равен 1,307 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685). Такие правила установлены в ст. 227.1 НК РФ.

В случае заключения с иностранным гражданином трудового договора организация признается налоговым агентом по ­НДФЛ. То есть компания в любом случае должна исчислить, удержать из доходов работника сумму ­НДФЛ. В отношении безвизовых иностранных работников ст. 226 НК РФ устанавливает особые правила. Так, согласно п. 2 ст. 226 НК РФ в таком случае сумма налога уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по ­НДФЛ, которую иностранец перечислил самостоятельно в бюджет. Для этого у работодателя должно быть соответствующее заявление от работника и до­кумен­ты, подтверждающие уплату фиксированных авансовых платежей.

Кроме того, налоговому агенту необходимо получить из налоговой инспекции уведомление о подтверждении права на уменьшение исчисленной суммы ­НДФЛ. Сделать это можно, подав в инспекцию заявление на получение уведомления. Обратите внимание: письмом ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2622 налоговые органы направили для использования в работе рекомендованные формы заявления и уведомления.

Резидент — нерезидент

Основная ставка ­НДФЛ для налоговых резидентов в силу ст. 224 НК РФ равна 13%, а для нерезидентов — 30%. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся в России в совокупности не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом требований о непрерывности течения указанного срока в Налоговом кодексе нет.

Подсчет указанных 183 дней производится налоговыми агентами — организациями, которые заключили договоры с иностранными работниками, на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, определяемую в соответствии с положениями ст. 223 НК РФ.

В письме от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584 специалисты ФНС России отметили, что для исчисления сумм ­НДФЛ при каждой выплате доходов иностранному работнику налоговый агент должен принимать во внимание количество дней пребывания иностранца в РФ на дату фактического получения дохода за 12-месячный период, предшествующий этой дате. Датой фактического получения дохода в виде зарплаты признается последний день календарного месяца, за который она выплачивается (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Таким образом, при определении размера налоговой ставки в отношении заработной платы, например, за май 2015 г., принимается совокупное количество дней пребывания физического лица в РФ за период с 1 июня 2014 г. по 31 мая 2015 г.

Тонкости перерасчета

Налоговый агент рассчитывает сумму ­НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Такой порядок установлен п. 3 ст. 226 НК РФ. А как применять эту норму Кодекса, когда в течение налогового периода (календарного года) статус работника меняется с нерезидента на резидента?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 01.09.2011 № 03-04-06/6-195. Финансисты указали следующее. Если в течение налогового периода работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в РФ более 183 дней в текущем налоговом периоде), все суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала налогового периода, подлежат налогообложению по ставке 13%. Следовательно, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы налога, удержанные по ставке 30%, подлежат зачету при определении налоговой базы нарастающим итогом.

Как видите, из разъяснений Минфина России следует, что перерасчет ранее удержанного ­НДФЛ в связи с изменением налогового статуса работника производится на дату, после которой налоговый статус работника за текущий налоговый период уже не изменится.

Иностранный работник прибыл в Россию 1 октября 2014 г. и продолжал работать до конца 2015 г.

183 дня пребывания в России, необходимые для установления налогового резидентства, истекли для него 1 апреля 2015 г. То есть с апреля 2015 г. его доходы облагаются по ставке 13%. Однако, исходя из позиции Минфина России, на эту дату перерасчет делать еще рано. Ведь налоговый агент пока не знает, сколько дней иностранный работник будет находиться на территории РФ в 2015 г.

Перерасчет можно будет произвести только в июле 2015 г., так как 2 ­июля 2015 г. истекут 183 дня нахождения работника в России в 2015 г. С этого момента налоговый агент должен пересчитать иностранцу ­НДФЛ по ставке 13% с начала 2015 г.

Обратите внимание: в п. 1.1 ст. 231 НК РФ сказано, что возврат суммы ­НДФЛ налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогам налогового перио­да в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговиками при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, в порядке, установленном в ст. 78 НК РФ. Но это не означает, что работодатель должен отправить иностранного работника в налоговую инспекцию за возвратом налога. В письме от 15.11.2012 № 03-04-05/6-1301 специалисты Минфина России сообщили, что в этом случае налоговые агенты — работодатели должны руководствоваться все-таки п. 3 ст. 226 НК РФ.

Таким образом, иностранный работник обратится в налоговую инспекцию только в том случае, если по итогам года сумма налога, удержанная по ставке 30%, окажется больше суммы налога, исчисленной по ставке 13%.

Особый статус

В письме ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628 налоговики рассказали о некоторых тонкостях налогообложения доходов беженцев. Понятие «беженец» содержится в подп. 1 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.93 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Закон № 4528-1). Беженцем на территории РФ признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлеж­ности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Если российские влас­ти признают человека беженцем, ему выдается соответствующее удостоверение. Этот статус теряется, когда беженец получает разрешение на проживание в России или гражданство РФ, либо уезжает из России (ст. 9 Закона № 4528-1).

Федеральный закон от 04.10.2014 № 285-ФЗ внес изменения в п. 3 ст. 224 НК РФ. Согласно им ставка ­НДФЛ от осуществления трудовой деятельнос­ти иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с законом о беженцах, устанавливается в размере 13% вне зависимости от наличия налогового резидентства РФ.

Обратите внимание: такой порядок налогообложения относится к доходам только от трудовой деятельности. Если беженец получает еще какие-то доходы и при этом не является налоговым резидентом России, ему придется платить ­НДФЛ по ставке 30%.

Беженец, получивший вид на жительство в РФ, с одной стороны, получает право на проживание и работу в России, но, с другой стороны, если он не имеет необходимых для налогового статуса резидента 183 дней, то с момента получения вида на жительство тут же лишается права на ставку ­НДФЛ в размере 13%. Работодатель при получении работником статуса беженца удерживает ­НДФЛ по ставке 13%, а после того, как работник получит вид на жительство, — по ставке 30%. Такой вывод следует из письма ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628.

Украинский гражданин получил статус беженца 13 января 2015 г. На следующий день он устроился на работу. 13 мая 2015 г. беженец получил вид на жительство в РФ.

За январь — апрель 2015 г. работник получил доход от своей трудовой деятельности в размере 123 300 руб., с которых был удержан ­НДФЛ по ставке 13%. Сумма налога составила 16 029 руб.

Так как беженец в 2015 г. до момента получения вида на жительство пробыл в России только 120 дней, то он не является налоговым резидентом РФ. Следовательно, после получения вида на жительства он потерял статус беженца и право на ставку 13%. Поэтому налоговый агент должен дополнительно удержать с него ­НДФЛ в размере 20 961 руб. [123 300 руб. х (30% — 13%)].

Обратите внимание: если бывший беженец продолжит жить и работать в России в 2015 г., то уже в этом году он приобретет статус налогового резидента РФ, и работодателю как налоговому агенту придется опять пересчитать ­НДФЛ с доходов работника по ставке 13%.

Льгота для союзников

С 1 января 2015 г. вступил в силу До­говор о Евразийском экономическом ­союзе от 29.05.2014 (далее — Договор). Его подписали четыре страны — Россия, Респуб­лика Беларусь, Республика Казахстан и Армения. Статья 73 Договора предусмат­ривает особый порядок обложения доходов, полученных гражданами указанных стран от работы по найму. В частности, доходы граждан Белоруссии, Казахстана и Армении от трудовой деятельности на территории РФ облагаются по ставкам, предусмотренным для налоговых резидентов РФ, то есть по ставке 13%, с первого дня их работы в России.

Правомерность использования данной ставки подтвердили специалисты Минфина России и ФНС России (письмо Минфина России от 27.01.2015 № 03-04-07/2703, доведенное до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 03.02.2015 № БС-4-11/1561).

Страховые взносы

Сразу скажем, что порядок обложения страховыми взносами доходов иностранных граждан, временно проживаю­щих в России, ничем не отличается от правил, предусмотренных для обычных российских граждан. Дело в том, что иностранные работники, временно проживающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № ­255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ), п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ) и ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 326-ФЗ)).

Трудности возникают при обложении страховыми взносами на обязательное социальное и пенсионное страхование доходов иностранных граждан, временно пребывающих в РФ. Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в России, на основании ст. 10 Закона № 326-ФЗ не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

ФСС России

Стандартный тариф страховых взносов в ФСС России равен 2,9%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), с 1 января 2015 г. применяется страховой тариф в размере 1,8% (подп. 2.1 ч. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Обратите внимание: иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Основание — п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ.

Пенсионный фонд

Согласно п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ застрахованными лицами являются в том числе иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ.

Для временно пребывающих в России иностранных граждан работодатели должны уплачивать страховые взносы по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных иностранцев. Об этом сказано в ч. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ. Страховые взносы в ПФР с оплаты труда иностранных работников начисляются в размере 22%, пока сумма выплат не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. После достижения этой величины ставка в отношении суммы превышения становится равной 10% (ч. 2 ст. 33.1 Закона № 167-ФЗ). В 2015 г. эта предельная величина равна 670 000 руб. (постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316).

Если у иностранного работника нет страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, то работодателю придется его оформить (ст. 15 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Страхование от несчастных случаев

Как сказано в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», такому страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. В пунк­те 2 этой же статьи сказано, что действие данного закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Соответственно, все начисления иностранному работнику от работодателя по трудовому договору являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и включаются в базу для начисления таких страховых взносов на основании п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Страховые взносы для союзников

Особенности начисления обязательных страховых взносов в отношении работаю­щих в России граждан Белоруссии, ­Казахстана и Армении Минтруд России разъяснил в письме от 13.03.2015 № ­17-3/ООГ-268.

Специалисты трудового ведомства указали, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными законами, то применяются правила международного договора РФ (ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ, ст. 2 Закона № 326-ФЗ и ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение означает в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 г. доходы граждан указанных выше государств, временно пребывающих в РФ и работаю­щих в российских компаниях по трудовым договорам, облагаются страховыми взносами в ФСС России и ­ФФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан РФ. Соответственно, с этого года указанные иностранцы получают право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с первого дня работы на территории России.

Не так все просто с пенсионными отчислениями. В пунк­те 3 ст. 98 Договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов регулируется законодательством государства постоянного проживания или в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. Однако по поводу начисления страховых пенсионных взносов в Договоре ничего не сказано.

Специалисты Минтруда России делают из этого вывод, что в отношении граждан Белоруссии, Казахстана и Армении должно действовать законодательство страны трудоустройства. Иначе говоря, если они работают в России, то российского. А это означает, что в силу п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ на оплату их труда должны начисляться взносы в ПФР.

Это интересно:

  • Консультации юристов по жилищным вопросам военнослужащих Военный юрист по жилищным вопросам Военный юрист по жилищным делам поможет военнослужащим реализовать право на получение жилища. Федеральное законодательство РФ и другие нормативно-правовые акты гарантируют предоставление […]
  • Жалоба по ст 1215 ч 4 коап рф Пошел навстречу: ВС РФ освободил от ответственности водителя, выехавшего на "встречку" По общему правилу, за выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления установлена […]
  • Договор уступки права требования долга трехсторонний Примерный договор уступки прав требования (цессии) (трехсторонний) ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР уступки прав требования (цессии) (трехсторонний) г. ______________ "___"_________ ___ г. _____________________________________, именуемый в […]
  • Алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов Алименты представляют собой важный, а иногда и единственный источник существования детей и других нетрудоспособных членов семьи. Не случайно требования по взысканию […]
  • Как переоформить дачу на себя Как переоформить дачу Здравствуйте! Я купил дачный участок по генеральной доверенности Имеется свидетельство о праве собственности на землю выданное в 1993 г. и членская книжка. Я хочу оформить дачу на мать Подскажите пожалуйста […]
  • Содействие общество по защите прав потребителей Общественная организация защиты прав потребителей по Оренбург, пр. Победы, д.144 А тел .: 8 (903) 398-54-45; 28-54-45. WhatsApp 8 (961) 929-81-85 Защита прав потребителей "Содействие" - Гарант справедливости . Вы получаете […]
  • Органы гос власти система Система органов государственной власти РФ Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. На федеральном уровне система государственных органов выглядит следующим образом: 1) законодательная власть – […]
  • Новая редакция гк рф 2018 г Изменение Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года 4 августа 2018 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ. Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными, а также уточнили порядок их […]