Круглый стол закон о полиции

В НИУ ВШЭ прошел круглый стол «Общественный контроль полиции: успехи, проблемы, возможности»

22 октября в Проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики ПУЛ АП Центр ТИ-Р и Молодежное правозащитное движение провели круглый стол “Общественный контроль полиции: успехи, проблемы, возможности”.

Мероприятие было приурочено к окончанию “Месяца проверки документов”, общественной акции, направленной на мониторинг исполнения сотрудниками правоохранительных органов закона “О полиции” в части ношения нагрудных знаков.

Первым выступил заметитель директора Центра ТИ-Р Иван Ниненко. Он напомнил, что гражданские активисты впервые проверяли, носят ли полицейские обязательные нагрудные знаки, ровно полгода назад в рамках “Дня проверки документов”. Ранее эта норма была включена в кампанию “5П”, организованную в ходе общественного обсуждения проекта закона “О полиции” в 2010 году.

Иван Ниненко рассказал также о методологии мониторинга и вкратце подвел его итоги. “Когда мы только подступались к вопросу, то обнаружили, что часто полицейские сами говорили о необходимости введения средств идентификации. Например, в этом заинтересованы полицейские на вокзалах, на чьей территории незаконно работают коллеги из других отделов, а жалобы направлялись в местное отделение”, — заявил Ниненко.

В целом, по состоянию на сегодняшний день в большинстве регионов сотрудники полиции обеспечены нагрудными знаками. Теперь отдельным вопросом стоит идентификация сотрудников, привлеченных к охране массовых мероприятий. “Они надевают бейдж, сверху бронижилет, потом шлем и становится вовсе непонятно, кто это такой”, — пожаловался Ниненко, добавив, что должны быть введены меры идентификации служащих внутренних войск.

Отдельная тема, которой коснулся замдиректора Центра ТИ-Р, — введение ответственности за сокрытие нагрудного знака, когда такой знак сотруднику уже выдан. Эта распространенная ситуация сводит на нет норму закона и открывает простор для злоупотребления полномочиями. Ниненко подчеркнул, что необходимо ввести дополнительную идентификацию на бронежилетах, плащах или иных средствах защиты или разработать правила, предусматривающие ношение нагрудных знаков поверх бронежилетов и иных средств защиты.

После слово взяла директор Центра ТИ-Р Елена Панфилова. “Когда мы начинали, мы думали что этот опыт будет сложным, а он оказался позитивным. На выходе у нас скорее хорошие новости. Теперь вопрос в том, что мы будем делать дальше”, — заявила она. По мнению Панфиловой, успех кампании гражданского контроля во многом связан с тем, что он проводился не в формате круглых столов и заседаний, а “в поле”.

Координатор Молодежного Правозащитного Движения (МПД) Дмитрий Макаров обратил внимания на два типичных заблуждения, связанных с общественным контролем полиции. Первое — это представление об общественном контроле исключительно как о работе в экспертном сообществе, на круглый столах и в рамках общественных наблюдательных комиссий. Вторая проблема — это представление о гражданском контроле исключительно как о поиске нарушителей и клеймении полиции. “На наш взгляд, проведение подобных мероприятий повысило уровень доверия к полиции со стороны граждан”, — подчеркнул Макаров.

По мнению представителя общественной организации, основная задача — это работа в общественном пространстве, где большинство граждан сталкивается с полицией. “Почему в некоторых регионах отделения полиции — это закрытые бастионы, на входе в которые гражданнина встречает человек с автоматом и устраивает допрос, куда тот идет и к кому? Это неправильно, должна быть свободная и открытая зона в отделениях полиции, куда гражданин может свободно попасть, навести какие-то справки, получить услуги. В дальнейшем, общественный контроль должен быть направлен, в том числе, на проверку доступности отделений для граждан, наличия там доступной и необходимой информации”, — сказал Макаров.

И.о. начальника отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества ГУ МВД Москвы Александр Юдин заявил, что меры безопасности при попадании гражданина в отделение полиции связано с “издержками антитеррористической ситуации”, в которой страна находится последние 15 лет. В то же время он подчеркнул, что при строительстве новых объектов для размещения органов внутренних дел предполагается создание отдельных входов для ввода.

“Проблема доступа в отделения — издержки ситуации антитеррористической, в которой наша страна находится последние 10-15 лет”, — сказал Юдин, поддержав идею разных входов для обращающихся и задержанных: “Эти моменты будут учитываться при строительстве новых объектов”.

Советник Министра внутренних дел Владимир Овчинский пригласил представителей гражданского общества принять участие в доработке «дорожной карты» дальнейшего реформирования МВД, которая готовится рабочей группой под его руководством.

Среди первоочередных задач Овчинский отметил общественный контроль за регистрацией заявлений о правонарушениях и преступлениях и реагированием на эти заявления правоохранительными органами. Он сообщил, что в течение последних десяти лет растет количество заявлений от граждан и падает количество зарегистрированных преступлений: в 2011 году эти цифры составили 24 и 9,8 миллионов соответственно.

По мнению эксперта, именно эта разница приводит к недоверию граждан к правоохранительным органам. «Это болото, из которого мы не можем выбраться. Нужно менять менталитет сотрудников полиции, в том числе руководителей», — заключил Овчинский. Он предположил, что ситуацию может изменить радикальное реформирование уголовно-процессуального законодательства. В качестве примера Овчинский привел изменения, принятые недавно в Украине и устранившие такое понятие, как «возбуждение уголовного дела».

Важной темой обсуждения стала Горячая линия МВД России. Одним из пунктов кампании «5П» было требование внедрение “горячей линии” для сообщения информации о правонарушениях со стороны полицейских. Участники круглого стола отметили, что информирование граждан о работе Горячей линии фактически не ведется. Граждане не знают о существовании Горячей линии в своем регионе. Многим непонятно, как она работает. Но, в любом случае, такие нововведения следует только приветствовать — резюмировали учатники круглого стола.

Также была отмечена необходимость правового просвещения сотрудников полиции. В качестве возможных решений было предложено размещение информации о правах задержанных в отделениях, вывешивание телефонов Горячей линии МВД для жалоб на правонарушения сотрудников полиции и другие меры.

Презентация «День проверки документов» на сайте Prezi

Эксперты раскритиковали поправки к закону «О полиции»

«Этот законопроект как лечение фантомных болей нормативным регулированием», оценили в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге проект единороссов Ирины Яровой и Александра Хинштейна, корректирующий закон «О полиции» и позволяющий стрелять в женщин на поражение. Проблемы, которые пытаются разрешить поправками к закону, не имеют «отношения к действительным проблемам полиции – перегруженности работников «на земле», в первую очередь бумажной работой, убеждены в Институте.

Неделю назад в Госдуме с подачи главы думского комитета по безопасности, единоросски Ирины Яровой и ее коллеги по фракции Александра Хинштейна оказался законопроект, существенно изменяющий права и обязанности полицейских. Среди новелл выделяются предложения разрешить полицейским стрелять на поражение в женщин, за исключением тех, у кого видны «признаки беременности». Действующий закон «О полиции» запрещает вообще стрелять в женщин. Также проект разрешает полицейским использовать огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан для «предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти». Сейчас полицейские не вправе стрелять при массовом скоплении граждан, если из-за этого могут пострадать случайные лица. Открыть огонь можно будет, если задерживаемый им человек не просто обнажит огнестрельное оружие, прикоснется к нему и приблизится, как говорится в действующем законе, но и если «совершит иные действия, дающие основание расценить их как оказываемое противодействие».

Научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, эксперт Комитета Гражданских инициатив Мария Шклярук отмечает, что «с одной стороны, декларация правильная – сотрудники при исполнении государственных обязанностей должны чувствовать себя защищенными, и судя по тому, что возникает необходимость дополнительного государственного регулирования, таковыми они себя не чувствуют». Однако законопроект не касается порядка применения оружия – расширяются основания его применения. «В пояснительных документах к законопроекту обоснование этого пункта обойдено, обоснований нет», обращает внимание Шклярук в своем докладе, который будет завтра озвучен на «круглом столе» в Комитете гражданских инициатив, посвященном этому законопроеку.

Скептично она относится к новелле проекта, расширяющей перечень случаев, когда сотрудники полиции могут приникать в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам или занимаемые организациями. Это будет разрешено, если полицейские пытаются задержать лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, или скрывающихся с места совершения. Сейчас закон «О полиции» говорит про спасение граждан, задержание подозреваемых в преступлении, пресечение преступление и установление обстоятельств несчастного случая. Однако и сейчас, несмотря на правовой пробел, сотрудники полиции на свой страх и риск вскрывают дверь, в помещение, где скрылся человек, застигнутый на месте преступления, после чего в помещение заходят следователи, отмечает Шклярук. Идея о том, что о таких фактах вскрытия помещения сотрудники полиции должны уведомлять не только прокурора, но и суд, лишь «усилит бумажное регулирование деятельности сотрудников полиции, не дополнив ничего в права граждан», считает эксперт. «Очень редко когда прокурор или суд признает действие сотрудников полиции в такой ситуации неправомерными, – рассуждает Шклярук. – В целом права граждан при столкновении с полицией плохо защищены, и нужно повышать степень судебной защиты на уровне правоприменения, а не на уровне законодательного регулирования».

Законопроект предлагает введение повышенных гарантий сотрудникам полиции от преследования, в случае, если они выполняли требования нормативных актов или приказов. Так, в документе говорится о том, что полицейские не должны нести ответственность за свои действия, если они следуют нормативно-правовому регулированию. Это обосновывается поднятием престижа службы и защищенностью. «Но проблема то в том, что сейчас сотрудник полиции находится в ситуации настолько зарегулированной, что всегда нарушает. И эта норма ничего не изменит, любое действие сотрудника полиции может противоречить какому-нибудь ведомственному приказу», – пишет Шклярук, отмечая, что «наказать любого сотрудника по-прежнему возможно, если это будет необходимо его руководству». Однако существует еще и Уголовный кодекс, который не освобождает от уголовной ответственности за совершение преступлений, если человек подчинился заведомо незаконному приказу, говорится в докладе. «Нормы УК никто не трогает, и готова поспорить, что в случае применения – приоритет будет у УК, – говорит Шклярук. – Иными словами, престиж службы в полиции такая норма не поднимет, а может еще и усилит изолированность полиции от общества».

Есть и положительные идеи в законопроекте, говорится в докладе. К ним, в частности, относится норма, направленная на урегулирование вопроса с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. «После упразднения медвытрезвителей в системе МВД реально встала проблема с тем, что абсолютно пьяного человека нельзя доставить в отдел полиции, так как его нужно выводить из интоксикации, и каждый раз начинался спор между сотрудниками полиции и «скорой помощи». «Скорая» не берет его в больницу, в полиции отсутствуют необходимые условия, – объясняет эксперт. – Поправки урегулируют этот вопрос, обязывая сотрудников полиции доставлять таких граждан в медицинские или в социальные учреждения (там, где они созданы на уровне региональных или муниципальных властей, начавших решать проблему самостоятельно)».

В целом же эксперт полагает, что проблемы которые пытаются разрешить поправками к закону, не имеют «отношения к действительным проблемам полиции – перегруженности работников «на земле», в первую очередь бумажной работой, порожденной контролем и отчетностью, нехватки времени на первоочередные задачи предупреждения преступлений и их пресечения». «Этот законопроект как лечение фантомных болей нормативным регулированием. И лечат не то, и лечат не тем», – полагает она.

Проблема того, как работает полиция, не в той мере, как думают авторы законопроекта, зависит от существующего законодательного регулирования. «Она зависит от сложившейся системы управления, от требований, которые предъявляются к полицейским. От того, что они полностью ориентированы на производство результата по своей вертикали. У сотрудников полиции нет нормальных горизонтальных связей с населением, – говорится в докладе. – Сотрудники полиции зарегулированы правилами, отчетностью, подчинением и контролем каждого своего действия. Проблема следования или не следования нормативным актам решается сейчас через отчет сотрудника за каждый свой шаг». Необходимо изменение в системе управления, которое делегирует и ответственность, и возможность принимать решения на уровне патрульно-постового, участкового, оперативника, начальника отдела – как максимум, по небольшим делам, по их прямым обязанностям. Без бесконечных бумажных отчетов за каждое действие, увбеждена Шклярук.

С текстом законопроекта № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты РФ» можно ознакомиться здесь.

Состоялся «круглый стол» Комитета по безопасности на тему «Обсуждение проекта федерального закона «О полиции»

6 сентября 2010 года состоялся «круглый стол» Комитета по безопасности на тему «Обсуждение проекта федерального закона «О полиции», в котором приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представители кадровых служб МВД России, руководители частных охранных предприятий.

Председатель Комитета по безопасности Владимир Васильев

Васильев
Владимир Абдуалиевич Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
в своем выступлении, в частности, отметил, что документ требует доработки, «но в нем есть ряд принципиально важных позиций. Одно из первых мест в задачах полиции занимает защита прав и обеспечение безопасности граждан. Важно, что закреплены принципы деятельности полиции. В качестве одного из важнейших критериев оценки деятельности выделяется, согласно проекту закона, мнение граждан. Конкретизированы правовые обязанности полиции и перечень оснований для задержания граждан. Определен порядок применения физической силы и спецсредств. Введен и ряд антикоррупционных мер. Они также нуждаются в доработке. Определены также меры общественного контроля. Но здесь тоже есть ряд пробелов. В частности, нужно обсудить, кто должен формировать общественный совет при МВД, необходимо также уточнить место прокурорского надзора в правовой системе. Очень важная тема — институт участковых. Сейчас обсуждается возможность введения выборности участковых. Таким образом им больше будут доверять, больше с ними взаимодействовать. Но необходимо обсудить на профессиональном уровне все «за» и «против» такого шага».

Член Комитета по безопасности Александр Гуров

«Во‑первых, необходимо подчеркнуть в законе, что полиция — это орган правоохранительный. В той части, где говорится о принципах деятельности полиции, нужно отметить, что сотрудники полиции пользуются тем же статусом и правами, что и работники госслужбы. Любой факт коррупции несовместим с занимаемой ими должностью. Также нужно подчеркнуть, что уголовные меры не могут быть применены в отношении полицейского отказывающегося выполнять незаконные приказы. Необходимо прописать меры защиты от возможного ущерба, нанесенного сотрудниками полиции. Положения об общественном контроле нужно дополнить пунктом об особом режиме рассмотрения жалоб на сотрудников органов.

Нужно также внести дополнения в обязанности сотрудника полиции о том, что он не должен повиноваться приказам участвовать в пытках и других формах унижения граждан. Кроме того, необходимо прописать право сотрудника на повышенную зарплату с учетом особых факторов службы и ненормированного графика работы».

Заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Яровая

Яровая
Ирина Анатольевна Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметила: «Обсуждая законопроект о полиции, мы должны говорить о тех правомочиях, которые позволяли бы сотруднику органов внутренних дел в полной мере обеспечивать защиту правопорядка и общественных интересов. Детализация полномочий очень важна. В законопроекте, к сожалению, не указаны, какие квалификационные требования должны предъявляться к руководителям высшего и среднего звена, периодичность их аттестации. Что касается психологического тестирования, то необходимо понять, есть ли в регионах специалисты, которые готовы его проводить на профессиональном уровне.

Если говорить об институте стажерства, то он крайне необходим. Вместе с тем, законом мы должны обеспечить этой группе сотрудников такую же защиту государства, как и штатным. Необходимо учесть и финансовые гарантии. Необходимо прояснить полномочия прокуратуры в части надзора, а также обратить внимание на латентные преступления. Порядку учета заявления граждан также нужно уделить самое пристальное внимание. Необходим единый учет, его единая форма. Это позволит избежать различных манипуляций с показателями, ведь разные формы регистрации влекут различные оценки эффективности деятельности сотрудника внутренних дел».

В ходе «круглого стола» также выступили и другие депутаты, представители МВД, Общественной палаты, общественных организаций.

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ

«Петровка, 38»

Руководство и преподавательский состав Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по г. Москве постоянно внедряет новые формы обучения слушателей с целью совершенствования системы специального профессионального обучения сотрудников. Одним из новшеств в этом деле стала практика проведения круглых столов, в том числе с приглашением общественных деятелей. Первой ласточкой в рамках реализации этой идеи стал проведённый 12 апреля 2012 года в центре круглый стол на тему: «Духовность. Мораль. Закон», на который был приглашен протоиерей Александр Добродеев, заведующий сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.

Очередной круглый стол состоялся. Тема его: «Изменения в российском законодательстве, связанные с ответственностью за нарушение установленного порядка организации либо проведения массовых публичных мероприятий» очень актуальна сегодня для нашего общества. В средствах массовой информации высказываются различные точки зрения на недавно вступивший в силу Федеральный закон от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Слушатели и специалисты центра также решили обсудить изменения, внесённые данным законом.

Выступающие не понаслышке знакомы с проведением массовых публичных мероприятий, так как, являясь сотрудниками оперативных полков полиции ГУ МВД России по г. Москве, они непосредственно осуществляют охрану общественного порядка и общественной безопасности при их проведении.

В ходе активной дискуссии слушателями высказывались различные взгляды на проблему соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении массовых публичных мероприятий. Был сформулирован ряд предложений по дальнейшему совершенствованию российского законодательства. Одно из них касается ограничений допуска несовершеннолетних граждан к участию в политических массовых публичных мероприятиях. Кроме того, слушатели выразили озабоченность тем, что ряд СМИ освещают действия полиции при проведении массовых публичных мероприятий однобоко, незаслуженно очерняя её деятельность.

Участники круглого стола согласились с назревшей необходимостью внесения изменений в российское законодательство, связанных с ответственностью за нарушение установленного порядка организации и проведения массовых мероприятий.

Новости / Круглый стол посвятили тем, кто стоит на страже закона

В преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел комитет по вопросам правопорядка, делам казачества и ветеранов совместно с советом молодых депутатов и комитетом по вопросам культуры, средств массовой информации, молодежной политики и спорта Совета города-курорта по просьбе молодёжного совета при главе муниципального образования организовали круглый стол. К диалогу были приглашены сотрудники Отдела МВД России по городу Анапа.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель председателя Совета муниципального образования, председатель комитета по вопросам правопорядка, делам казачества и ветеранов, полковник полиции в запасе Александр Смирнов.

В работе круглого стола приняли участие наставник СМД Анапы, заместитель председателя комитета по вопросам культуры, СМИ, молодежной политики и спорта Светлана Хижняк, председатель совета молодых депутатов Михаил Макаренко, члены комитета по вопросам правопорядка, делам казачества и ветеранов Андрей Дубошин, Александр Журавель, Евгений Янишогло, члены молодёжного совета, сотрудники и ветераны органов внутренних дел.

Молодых активистов интересовало многое. Какими качествами должен обладать молодой гражданин, чтобы стать сотрудником МВД? Что делается в Анапе, чтобы молодежь не шла на поводу вербовщиков экстремистских организаций и как сама молодёжь может встать на пути распространения экстремизма в своей среде? Что изменилось в структуре МВД после реформы переименования милиции в полицию? Каким видится в современных условиях сотрудничество полиции с молодёжными активистами в интересах обеспечения правопорядка и защиты граждан?

На эти и другие вопросы молодёжи отвечали сотрудники Отдела МВД России по городу Анапа Леонид Ванаг, Оксана Потийко, Валерия Усок, Алексей Лысюк, Константин Кулагин, Полина Дьяченко. С большим интересом активисты слушали рассказ ветерана МВД, подполковника милиции в отставке Альбины Николаевой о тревожных буднях и боевой службе сотрудников анапского отдела МВД. Её выступление подвигло участников встречи на продолжение общения с ветеранами внутренних дел.

Всем участникам круглого стола понравилось живое обсуждение. Депутаты и молодые люди поздравили сотрудников и ветеранов Отдела МВД с наступающим профессиональным праздником.

Итоги «круглого стола», который состоялся 28.10.11 г.

Владыка Тихон: «Профилактика – во имя здорового образа жизни»

28 октября в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке Общественный совет при УВМД России по Сахалинской области провел обсуждение проекта Федерального закона «Об общей системе профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Обсуждение общественно значимого законопроекта проходило в рамках «круглого стола» с участием представителей правоохранительных органов и медицинского сообщества, политических партий, представителей общественных организаций и предпринимательства.
Заместитель председателя Общественного совета при УМВД России по Сахалинской области Игорь Андреев:
«Вокруг проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» уже в течение ряда месяцев идет оживленная дискуссия в электронных и печатных СМИ, участники которой, с одной стороны, поддерживают инициативу МВД России по принятию данного законопроекта, с другой стороны, как правило, из числа «ярых правозащитников», заявляют, что законопроект нарушает конституционные и международные правовые нормы и игнорирует «презумпцию психического здоровья».
Однако, как считают эксперты, изучение российского законодательства показывает, что большинство правовых норм регулируют деятельность по предупреждению преступлений косвенным образом, воздействуя на участников общественных отношений самим фактом своего существования. Почти все федеральные законы, регулирующие отношения в сфере борьбы с тем или иными видами преступлений, носят многоцелевой характер и определяют преимущественно порядок осуществления организационно-управленческой, оперативно-розыскной или уголовно-процессуальной, а не профилактической деятельности. Данный законопроект направлен по большей части на профилактику правонарушений и минимизацию правонарушений в целом.
Следует напомнить, что в 1992 году был принят закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании. По нему практически невозможна принудительная госпитализация больного. Только по решению суда и согласию пациента. Но это становится огромной проблемой для родственников наркоманов, алкоголиков и людей, нуждающихся в срочной психиатрической помощи. И тысячи смертельно опасных не только для себя, но для окружающих психически ненормальных людей до сих пор остаются на свободе. По оценкам экспертов, алкоголиков в стране около 5 миллионов, или 3,4 % от всего населения. С момента начала перестройки душевое потребление алкоголя выросло на 25 %, а количество правонарушений, совершенных пьяными, почти в 2 раза.
Поэтому, в отличие от правозащитников большинство наших граждан, включая и депутатов в Госдуме, в целом поддерживают концепцию законопроекта, который предполагает применение принудительного психиатрического лечения для профилактики правонарушений

Старший юрист-консульт правового отдела УМВД России по Сахалинской области Родион Сим:
«Согласно проекту ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» объектами профилактической деятельности являются, в частности, физические лица, поведение которых нарушает социальные нормы и дает основание субъектам профилактики прогнозировать совершение ими правонарушения, их ближайшее окружение, а также лица, способные стать жертвами правонарушений, в силу присущих им субъективных качеств или объективных свойств.
Существует понятие общей профилактики правонарушений, имеющей целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или обеспечивающих их совершение на различных уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан.
Индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении. Категория лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика, основания индивидуальной профилактической работы, её сроки и права указанных лиц определяются федеральными законами.
Пресс-служба МВД России уже заявляла, что несколько удивлена той, мягко говоря, негативной реакцией со стороны правозащитников, ряда политиков и журналистов, появившихся в некоторых СМИ. Во-первых, это только проект закона и он опубликован для широкого обсуждения в обществе, высказывания своих предложений, дополнений. Любой гражданин это может сделать, прислав их по электронной почте или позвонив по указанным на сайте МВД телефонам. Кстати, нигде в проекте закона не сказано, что будут отменены положения закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан по её оказании от 1992 год. Поэтому следует более тщательно прочитать законопроект, прежде чем «бить тревогу», такова позиция и наших экспертов».

Начальник ООДУУПиПДМ УМВД России по Сахалинской области, полковник полиции Ангелина Козырева:
«Как известно из СМИ, эксперты МВД России появление проекта объясняют целым рядом причин. Во-первых, руководством страны неоднократно ставилась задача по восстановлению действовавшей до середины 90-х годов государственной системы профилактики правонарушений, которая была достаточно эффективной, и в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года среди приоритетных задач названо предупреждение преступлений. Для такой профилактики необходимо правовое основание профилактики преступлений и иных правонарушений. Прямое указание на разработку МВД такого закона было дано поручением заместителя председателя Правительства РФ Сергея Иванова. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, основная идея его – законодательно закрепить правовые основы деятельности профилактики правонарушений. В ней участвуют государственные органы, органы местного самоуправления, предпринимательское сообщество и институты гражданского общества.
Уровень алкоголизма и наркомании в России грозит стране национальной катастрофой, назрел вопрос о введении принудительного лечения наркозависимых и страдающих алкоголизмом. Об этом 26 сентября текущего года заявил министр МВД РФ, генерал армии Рашид Нургалиев на заседании правительской комиссии по профилактике правонарушений. «По своим масштабам процесс алкоголизма и наркомании в нашей стране грозит перейти в национальную катастрофу», — сказал он, подчеркнув, что особенно настораживает распространение этих проблем в молодежной среде. Министр отметил, что в адрес правительственной комиссии поступили ряд предложений: по мнению многих глав субъектов РФ, давно назрела необходимость рассмотреть возможность практики направления на принудительное лечение алкогольно-и наркозависимых лиц. «Мы обсудим вопрос о внесении в Правительство РФ соответствующих инициатив, в том числе и законодательного характера», сказал тогда министр.
Крайне тревожная ситуация с проявлениями нарастающего алкоголизма и наркомании – среди населения и нашего островного региона, прежде всего среди подростков и молодежи. Здесь необходима система продуманных и эффективных профилактических мер, включая постоянную пропаганду здорового образа жизни как среди школьников и студентов, так, прежде всего, среди родителей и взрослого населения в целом. Мы вправе рассчитывать на совместную работу со всеми, кому небезразлична нынешняя и будущая судьба нашей страны, нашей области».

Член Общественного совета при УМВД России по Сахалинской области, Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон:
«Недавно в «Российской газете» в рубрике «Социология» был опубликован обширный материал «Рюмка за маму, рюмка за папу», в котором социологи выясняли, почему современные подростки начинают и продолжают пить. В обширной публикации выводы из доклада ученых Института социологии РАН, посвященного проблемам «алкоголизации» российских детей и подростков, которые, как считают сами социологи, не вызвали в обществе взрыва эмоций только потому, что его мало кто читал. Его делали ученые, а не публицисты, сугубо «научным» сдержанным языком. От этого приведенные цифры становятся ещё более жуткими. Главный вывод социологов – то, что «спивают» подростков не какие-то неведомые злодеи, не «государство» и даже не реклама. Это делают, осознанно или невольно, их собственные родители и близкие почти в каждой конкретной «ячейке общества».
Согласно статистике, в последние двадцать лет проблема пьянства в России резко обострилась и затрагивает теперь уже не только «этих алкашей» мужского пола, неряшливого вида и неопределенного возраста, но и женщин, подростков, вполне благополучных людей. Главный показатель «алкоголизации» — потребление алкоголя в расчете на душу населения с 1989 по 2010 года увеличился в 1,5 раза и достиг 18 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта). Уровень Всемирной организации здравоохранения признает «особо опасным для здоровья людей» вдовое ниже. Медицинская статистика утверждает, что в России сейчас около 2,7 млн. человек больны алкоголизмом. Но это лишь те, кто «стоит на учете».
Вывод, думается, понятен: необходимы более решительные, а главное действенные и эффективные совместные профилактические меры, позволяющие выйти на приоритетность здорового образа жизни для всех поколений россиян».

Заведующий операционным отделением травматологии Сахалинской областной больницы Евгений Дерябин:
«Как многие годы работающий в здравоохранении и связанный с категорией пациентов, которые нуждаются в антиалкогольном лечении, могу сказать утвердительно о необходимости, как правило, принудительного лечения людей, зависимых от спиртных напитков, тем более, психически неуравновешенных, а порой и просто опасных для окружающих их людей. Страдают семьи, родные и близкие, тревожна ситуация от алкоголиков и «буйных личностей» на вечерних улицах наших улиц и дворов. Тем более, что с добровольными помощниками полиции – народными дружинниками дело пока не очень движется к лучшему. Надо подумать и о том, чтобы в новых условиях сохранить советскую, во многом эффективную, профилактическую систему, когда людей алкогольной зависимости принудительно лечили, включая трудотерапию.
Считаю, что преступление лучше предупреждать заранее. Обсуждаемый законопроект как раз и нацелен на предупреждение. Неужели лучше, чтобы психически нездоровые люди бегали по улице и убивали? Следует ввести практику принудительного лечения в отношении алкоголиков и наркоманов. При этом не согласен с доводами некоторых правозащитников, которые этим законом «необоснованно пугают граждан» возвращением к практике «карательной психиатрии». Уверен, что противников действующей власти в психушку никто отправлять не будет, а действие закона будет распространяться только на потенциальных преступников».

Председатель Сахалинской региональной организации ДОСААФ России Андрей Фугенфиров:
«Надо поддержать законопроект в части мер принудительного лечения алкоголиков и наркоманов, которые по различным причинам уже неадекватны к своему поведению и становятся опасными для общества. Многие годы, работая с допризывной молодежью, к сожалению, наблюдаю негативную тенденцию, когда с каждым годом число здоровых и пригодных к службе в Вооруженных силах становится среди наших призывников все меньше. И одна, весьма существенная причина, это ранний алкоголизм и наркомания, приобщение к спиртному многих школьников и подростков. Наше телевидение и печатные СМИ, как правило, не привносят в психологию молодежи ценности здорового образа жизни, а передачи, реклама, фильмы по каналам центрального телевидения всё меньше озабочены здоровым молодым поколением россиян. Поэтому требуются усилия всех заинтересованных сторон, включая систему образования, здравоохранения, культуры, спорта, но прежде всего, комплексные профилактические меры, в том числе принудительного характера».

Председатель регионального отделения федерального фонда «МАМА» Елена Реутская:
«Очень опасная тенденция, тоже отмеченная статистикой, — рост женского алкоголизма, гораздо более быстрый, чем мужского. Сейчас в России только официально зафиксировано 418 тысяч женщин с диагнозом «алкоголизм» и 74 тысяч «выпивающих с вредными для здоровья последствиями» (реальные цифры больше в разы). По данным Генпрокуратуры, в стране 178 тысяч детей-алкоголиков, уже знакомых и с похмельем, и с «белой горячкой»: ежедневно в России потребляют алкоголь (включая пиво) 33 % юношей и 20 % девушек, «пик» в основном приходится на возрастную группу 14 – 15 лет. Подобная картина, к сожалению, характерна и для нашего островного региона.
Поэтому считаю, что цель у предлагаемого МВД России законопроекта одна – защитить человека, общество и страну от разгула преступности, это прямая обязанность государства. Сегодня сплошь и рядом у нас случаются трагедии, и уже потом мы начинаем спрашивать себя об их причинах и удивляться, как мы могли допустить подобные трагедии. Зачастую выясняется, что совершили их психически больные люди, которых давно надо было лечить. При этом, несомненно, следует помнить об опасности злоупотреблений при реализации «профилактических норм» социально важного и востребованного нашим обществом закона».

Председатель Южно-Сахалинского городского совета ветеранов Николай Литвинов:
«Среди мер предупреждения и профилактики должна быть более эффективной и работа участковых уполномоченных полиции, когда тревожную ситуацию с «буйными пьяницами и наркоманами» в наших дворах и кварталах никто в серьез не отслеживает. Я сужу об том, исходя из личного житейского опыта, когда на протяжении более двадцати лет мне не доводилось встречаться с «нашим» участковым уполномоченным, чем и как они выполняют свои обязанности, прежде всего, профилактического характера, опираясь на контакты с жителями «своего участка», пользуясь их информацией, принимают необходимые меры предупредительного характера. Пока же, с сожалением, наблюдаю многолетнюю картину спивающихся людей, которые не подвергаются принудительному лечению. Поэтому предлагаемый МВД России законопроект об общих основах профилактики правонарушений поддерживаю».

Представитель общественного «Правозащитного центра» Марк Куперман:
«В целом поддерживая концепцию проекта ФЗ о системе профилактики правонарушений в части применения, при необходимости, принудительного лечения и оздоровления лиц, подверженных алкоголизму и наркомании, хотелось бы на практике избежать нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые имели место в советские годы. Следует продумать более эффективную систему профилактических учреждений, после того как сегодня вывели из функций полиции медвытрезвители, а наши медучреждения, которым предложено взять на себя профилактические обязанности с алкоголиками, как правило, не готовы и более того опасаются «буйных и психически агрессивных пьяниц».

Член Общественного совета при УМВД России по Сахалинской области, директор ООО «Армсахстрой» Саркис Акопян:
«Наши трудовые ресурсы, особенно малоквалифицированные, несмотря на более жесткие рыночные условия, в немалой степени подвержены алкогольной зависимости, хотя, как правило, ссылаются на прежние, «вольные» годы. Нарушение трудовой дисциплины, несчастные случаи на производстве – это сегодня, как правило, следствие «разгульного образа жизни» — пьянства в быту и на работе. Правильно сказано, что во многом пьянство и наркозависимость в рабочей среде – следствие «испорченности в школьные и молодые годы». Можно, конечно, ссылаться на трудности выпускников вузов и училищ в поиске работы с высокой зарплатой, но помимо отсутствия определенных трудовых навыков, многие молодые люди уже настроены к «питейной и застольной вечерней жизни». Проект закона о системе профилактики правонарушений, подготовленный МВД России, видимо, даже запоздалый, но предлагаемые меры – актуальны и востребованы нашим обществом. Да, принудительно, если все другие методы и возможности исчерпаны, но все мы нуждаемся в здоровой многонациональной стране – России».

Член Общественного совета при УМВД России по Сахалинской области Маргарита Третьякова:
«Пьянство и наркомания – общенациональное бедствие нашей России, о чем сегодня с огромной тревогой говорят профессиональные эксперты и пишут правительственные СМИ. Это беда в серьез затронула и нашу Сахалинскую область, хотя кое-кто оправдывает происходящее «северным климатом, островной жизнью, природными катаклизмами» и прочими неурядицами. Конечно, не дорабатывает в вопросе предупреждения и профилактики наше образование, прежде школьное и студенческое. Педагогические коллективы, по разным причинам, пока еще слабо работают с родителями в части организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий досугового, познавательного и физкультурно-спортивного, характера. Школа и учебные заведения во многом пока еще не вернули себе, как это было в советские годы, «коллективную теплоту, заботу и ответственность за судьбы своих воспитанников». Предлагаемый МВД России законопроект о системе профилактики правонарушений нужный и своевременный, но его требуется дополнить комплексными мерами, с участием всех заинтересованных сторон».

Председатель объединения молодых предпринимателей Дмитрий Дикий:
«Проблемы алкоголизма и наркомании среди нашей молодежи, действительно, — бедствие общенационального характера. Имеются различные методы профилактики и борьбы с этими пагубными явлениями, хотя следует признать, что пока ни государство, ни власть на местах, ни правоохранительные органы, ни сама общественность не действуют совместно, а разобщено, что не может не сказываться на малоэффективности принимаемых в целом мер. Думается, что следует смелее перенимать опыт борьбы с подобными негативными явлениями у зарубежных стран, прежде всего Западной Европы. Речь идет о системе продажи и доступности наркотических средств, розничной торговле алкогольными напитками. Всем, кто занимается профилактикой подобных пагубных явлений, думается, надо проводить более гибкую и многоплановую систему мер, возможно, даже «противопоказанную», но с благополучными последствиями».

Член Общественного совета при УМВД России по Сахалинской области Сергей Бых:
«Законопроект об общей системе профилактики правонарушений, предлагаемый МВД России, надо поддержать, правда, с учетом «разумных и полезных рекомендаций», которые уже озвучены в СМИ, да и продолжают размещаться на сайтах в Интернете. Согласен с предусмотренными мерами принудительного лечения алкоголиков и наркоманов, ибо размах и опасные последствия могут поставить под вопрос и нашу национальную безопасность».

Вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов:
«В профилактической кампании за здоровый образ жизни велика роль и учреждений культуры, которые призваны, несмотря на некие трудности рыночной экономики, быть доступными для массового посещения и приобщения людей, особенно детей и молодежи, к материальным культурными ценностям, которыми располагает наша страна и наш островной регион. Конечно, следует больше финансово поддерживать как сами учреждения культуры, так и работников, которые сегодня, как правило, получают незавидную зарплату. В целом система духовно-нравственного воспитания наших граждан, молодого поколения, нуждается в совершенствовании и преемственности от прошлых, в частности, советских лет, когда пренебрежение к историческому, прежде всего героическому, прошлому собственной страны оборачивается нигилизмом и неуважением к боевым и трудовым подвигам старших поколений».

Генеральный директор ООО «Корпорация ПРЕИУМ» Руслан Тен:
«Также отметил для себя, что в СМИ и среди определенной группы правозащитников шумный резонанс вызвал проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ», выставленный для обсуждения на сайте МВД России. Обращено внимание, в частности, на применение принудительных мер медицинского характера к правонарушителям. Проще говоря, отправлять в психушку людей с неадекватным поведением, склонных к преступлениям. Многие правозащитники, видимо, посчитали, что страна возвращается к практике так называемый «карательной психиатрии». Кстати, к такому выводу они пришли после официального пояснения руководства МВД России, что профилактика включает «амбулаторное лечение у психиатра, нахождение в психиатрическом стационаре, в том числе с интенсивным наблюдением». Об этом, в частности, заявил в одном из интервью начальник Главного управления обеспечения охраны общественного порядка МВД генерал-лейтенант полиции Юрий Демидов. Вместе с тем, убежден, что проект закона востребован и необходим».

По итогам обсуждения, участники «круглого стола» своими анкетами подтвердили необходимость принятия законопроекта «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», одновременно высказались за лучшую координацию действий правоохранительных и надзорных органов с институтами гражданского общества в вопросах профилактики правонарушений и охраны общественного порядка, соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина

Это интересно:

  • Кредиты для открытия ип с нуля Как получить землю под фермерское хозяйство в 2017 году: Базовые способы Вопрос о том, как получить землю под фермерское хозяйство, встает перед гражданами РФ и лицами без гражданства. Земельные наделы оформляются в […]
  • Приемная губернатора краснодарского края написать письмо Письмо губернатору краснодарского края образец Открытое письмо губернатору о школьной форме в средних Вениамин Кондратьев - народная приемная: на этой странице вы узнаете основную информацию, сможете написать письмо или жалобу, […]
  • Минимальный прожиточный минимум и алименты Минимальные алименты на ребенка в 2017-2018 году Содержание Вопросы, связанные с выплатой денежных средств на содержание детей, в том числе и определение минимального размеры алиментов в 2017 году, регламентированы разделом 5 […]
  • Бывшая супруга не дает видеться с ребенком Бывшая супруга не дает видеться с ребенком Как бороться за свои права? РАЗВОД Раз вы имеете детей, разводиться вам придется по суду. И если бывшая жена не ведет асоциальный образ жизни… суд на 95% оставит ребенка ей. Но уже это […]
  • По защите прав потребителей нижнекамск Роспотребнадзор в Нижнекамске: За каждую проверку находится 5 нарушений прав потребителей Во время проведения проверок предприятий, торгующих в розницу и оказывающих услуги, в Нижнекамске в 2017 году Роспотребнадзор обнаружил […]
  • Возмещение расходов по гарантийному ремонту Учет гарантийного ремонта в сервисном центре Порядок учета расходов на проведение гарантийного ремонта имеет ряд особенностей. Важно, кто именно осуществляет ремонт (сервисный центр или изготовитель). Также существуют различные […]
  • 20 федеральный закон об охране окружающей среды Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012 с изменениями, вступившими в силу 01.01.2013) "ОБ ОХРАНЕ […]
  • Возврат 13 процентов с покупки квартиры в 2018 году срок Имущественный налоговый вычет при покупке жилья в 2018 году: изменения, разъяснения. Имущественный вычет в 2018 году через налоговую инспекцию можно оформить только по недвижимости, приобретенной до начала 2018 […]