Кризис трех лет консультации для родителей

Консультация для родителей «Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис трех лет»

Особенности развития детей 3-4 лет. Кризис 3х лет.

Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития малышей. В этом возрасте центральным звеном развития личности ребенка является его память.

Если ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, то есть он был во власти среды, он управлялся ею. То на четвертом году жизни, когда появился свой жизненный опыт, активно развивается память, малыш становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим ростом происходит стремительное физическое развитие. Теперь ребенок не только осознает себя как личность, но окреп физически и способен передвигаться и довольно успешно обслуживать себя самостоятельно. Все это не может не радовать. Но вместе с тем начинают возникать и конфликтные ситуации. Не случайно принято говорить о кризисе трехлетнего возраста.

Выделяют следующие симптомы кризиса

1. Негативизм – это непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать все наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет». Он осваивает более широкий спектр человеческих отношений.

2. Строптивость – этот симптом является центральным для кризиса 3 лет. от негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, бунт направлен против сложившегося образа жизни, даже против интересовавших прежде игрушек. Ребенок вдруг резко меняет отношение к игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Вы будите слышать его вызывающие, недовольное «Да ну! » буквально по отношению ко всему, с чем имел дело ребенок раньше. В лексиконе появляются слова, которые обозначают плохое, и это плохое относится к вещам, которые сами по себе опасности не несут.

3. Упрямство – это когда ребенок настаивает на своем не потому что он этого действительно хочет в данный момент, а просто из прихоти. Малыш как бы проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли это. Еще одним мотивом упрямства является то, что ребенок ни за что не хочет отступать от первоначального решения.

4. Своеволие – это когда ребенок хочет делать все сам, отказывается от помощи взрослых и стремится к самостоятельности, там где еще мало что умеет.

5. Протест – это когда поведение ребенка таково, будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями в этом возрасте являются обычным делом.

6. Обесценивание ребенком личности близких.Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял.

7. Деспотизм или ревность — это двойственный симптом обнаруживается в разных семьях по- разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого потребует. По мнению малыша ему должны достать все, что он хочет. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда исполнялись практически все его желания.

В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. В нем проявляется та же тенденция к господству, к власти, деспотизму.

Кризис трехлетнего возраста направлен против авторитарного воспитания, ребенок жаждет самостоятельности, он перерос ту опеку, с которой жил в раннем возрасте. Ему кажется. что говорить «нет» и быть личностью – одно и то же. Именно осваивая такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность. И еще хочется подчеркнуть, что кризис 3 лет является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Так как малыш овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и взрослые должны с пониманием и заботой относится к маленькому человеку, который познает самого себя.

У ребенка должна быть уверенность, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят.

Уважайте мужество ребенка, пережившего первый кризис самопознания. Постарайтесь относиться к этому с долей юмора и благоразумием, и тогда вскоре малыш будет способен понять, что самостоятельность – это не просто отрицание. Чтобы быть самостоятельным надо много знать и уметь.

Давать общие советы, конечно легче, чем иметь дело с конфликтующим малышом в практике. Так, психолог Ле Шан предлагает сделать слово «нет» поводом для развлечения, игры. Оно потеряет свою опасность если мама скажет «нет» до того, как его произнесет малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчет, чтобы немного съесть рыбы на завтрак, Петя? »- а затем, гримасничая, тут же отвечает сама себе: «Нет! Нет! Нет! ». Или: когда родители говорят «нет» в ответ на все, что им скажет ребенок. Тем самым они обращают внимание ребенка на то, что часто произносить это слово – довольно глупое занятие, ничего хорошего из этого не получится.

Можно пойти и немного другим путем — сказать ребенку: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до полуночи! » если это произносится с широкой ухмылкой. Это только укрепляет родительский авторитет и дает положительные результаты. Так ребенок постигает то, что ко всем запретам надо подходить осознано.

Пришло время понять, что ваш малыш – личность и у него появляются собственные потребности, желания. Покажите ребенку, что вы уважаете его право на выбор, на свою точку зрения.

Как строить разговор с трехлетним малышом, чтобы выйти из конфликтной ситуации, не задев его достоинства? Например можно использовать следующие фразы:

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу один, но ты сейчас достаточно взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой»

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома»

При внимательном, мудром и заботливом отношению к ребенку можно, не травмируя его, погасить агрессию, с которой вы столкнулись. И еще помните: осваивая негативные формы поведения. Ребенок сможет в будущем уверенно сказать «нет» — торговцу наркотиками; «нет» — участию в драке…

При благоприятном выходе из кризиса 3 лет малыш вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. А также:

1. Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

2. Достигнув желаемого, дети стремятся сразу же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату его деятельности может сильно обидеть ребенка.

3. У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок к 4 годам уже способен, владеть не только своим телом, но и голосом: его речь становится более четкой, ясной. Малыш умеет общаться и довольно хорошо излагать свои мысли.

Дети в этом возрасте обожают играть во «взрослых» или «работать», как взрослые. Они с удовольствием играют со сверстниками, но игра со взрослыми – по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет родителям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок 3-4 лет из-за своей уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире нуждается в мудром учителе. Для полноценного формирования необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых. Взрослых, которые знают об особенностях развития психических и физических процессов в организме малыша и способны формировать их грамотно и заботливо.

Итак, можно выделить следующие особенности ребенка трехлетнего возраста:

1. В 3 года у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что выражается в переживаемом им кризисе, основные черты которого – негативизм, упрямство, строптивость, своеволие ребенка в общении с близкими взрослыми.

Ребенок учится говорить «нет»

2. В 3 года возникает особый поведенческий комплекс «гордость за достижения», который охватывает все главные сферы отношений ребенка: к предметному миру и другим людям и к самому к себе.

3. Новое видение самого себя через призму своих достижений кладет началу бурному развитию самосознания ребенка. Ему необходимо получать со стороны оценку своей деятельности. При этом он сопоставляет ее со своей оценкой и таким образом сравнивает себя с другими людьми. Возникает новая система ценностей, где точкой отсчета является достижение, оцененное с окружающими.

Следует учитывать, что временные рамки кризиса трехлетнего возраста в каждом конкретном случае могут различаться. Отклонения в ту или в иную сторону это нормально.

Консультация для родителей «Как преодолеть кризис трех лет?»

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);
  • Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);
  • Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Кризис трех лет консультации для родителей

Прислала: посетитель сайта — Анастасия

К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как — то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Кризисы развития — это относительно короткие (от нескольких месяцев до года — двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных — стабильных и более коротких, бурных — критических, то есть кризисы — это переходы между стабильными периодами.

Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства — это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность — демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм — в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность — крайняя форма самозащиты; замкнутость — неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов — не допустить закрепления их крайних проявлений.

Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
  • Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 — 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная);
  • Пик упрямства приходится на 2.5 — 3 года жизни;
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых — до 19 раз);
  • Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители:

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что — то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» — подобные маневры заинтересуют и отвлекут.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

Консультация для родителей «Не хочу! Не буду! Не надо!»: Кризис трех лет.

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении. Поведение – непрерывная череда волеизъявлений, в виде бесконечных «хочу — не хочу», «буду — не буду». Давайте попробуем разобраться, в чем суть этого кризиса, как он проявляется и чем можно помочь ребенку.

Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить.

Основные симптомы кризиса трех лет:

Негативизм. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (т.е. им важно сделать именно наперекор тому, что требует взрослый).

Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал.

Протест. Ребенок бунтует против норм воспитания, установленных для ребенка.

Своенравие, стремление к самостоятельности.

Обесценивание. В лексиконе ребенка появляются слова, которые обозначают все плохое, отрицательное. В этот период дети могут начать грубить тем взрослым, которых до этого очень уважали.

Деспотизм. Ребенок может требовать, чтобы мама не ходила на улицу, а сидела дома, как он сказал.

Ревность. Ревность проявляется по отношению к братьям и сестрам.

Что делать при кризисе трех лет.

Предоставьте ребенку самостоятельность. Предусматривайте в своем расписании запас времени на самостоятельные попытки ребенка сделать то, что вы собирались сделать сами. Если ребенок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре он это сможет делать самостоятельно. Периодически просите малыша вам в чем-нибудь помочь.

Стоит научиться переключать внимание ребенка. Например, если вы хотите пойти с ребенком на прогулку, то можно предложить ему остаться дома. Ребенок, естественно вам возразит и скажет: «Нет! Пойдем гулять!».

Полезен режим дня, он помогает формировать волю, которая так нужна ребенку для овладения своим поведением.

Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребенком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.

Не акцентируйте внимание на капризах и истериках. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребенка (иначе такое поведение он будет демонстрировать все чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать его во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое и не замечайте его истерик.

Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Уважайте личность ребенка. Запаситесь терпением.

Любите ребенка не за что-то, а просто так. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

Составитель: Воспитатель высшей категории, Кукушкина Л.В.

Консультация (младшая группа) по теме:
консультация для родителей «Кризис 3 лет у детей.»

Консультация для родителей, которая познакомит их с важнейшими особенностями и противоречиями психологического развития 3-х летнего ребенка.

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Кризис 3 лет у детей. Что делать родителям?

Уважаемые родители! Познакомьтесь с важнейшими особенностями и противоречиями психического развития трехлетнего ребёнка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит эму развиваться более полноценно.

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам».

Упрямство, протесты, истерики и своеволие — частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное «хочу» и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода — кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» — убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Как реагировать родителям?

Что делать родителям, если ребенок ведет себя вызывающе? В первую очередь, не стоит заострять внимание на плохом поведении ребенка, и тем более пытаться сломить его. Это не приведет ни к чему хорошему. Но и впадать в другую крайность – вседозволенность, тоже нельзя. Ребенок не должен решить, что истерика – это надежный способ добиться своего. Самое мудрое, что могут сделать родители в данной ситуации – отвлечь ребенка, переключить его внимание на что-то другое. Например, предложить почитать ему любимую книжку или вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если ребенок уже достиг пика истерики, это не сработает. В этом случае приступ детского гнева нужно просто переждать. Если вы находитесь дома – твердо скажите ребенку, что вы поговорите с ним, когда он остынет, и займитесь своими делами. Оставайтесь спокойны, как бы трудно это ни было. После этого объясните ребенку, что вы его очень любите, но капризами он ничего не добьется.

Если истерика случилась на улице или в магазине (а дети любят работать на публику), по возможности лишите ребенка зрителей. Для этого можно просто перенести ребенка в менее людное место.

Старайтесь избегать ситуаций, когда ребенок может ответить «нет». Не давайте ему прямых указаний: «Одевайся, мы сейчас пойдем гулять», а создайте иллюзию выбора: «Ты хочешь погулять во дворе или в парке?», «Мы будем играть в песочнице или пойдем на горку?».

Помогите ребенку справиться с кризисом

Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, и не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка. Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет», расскажите бабушке или папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.

Реакция родителей на капризы ребенка при кризисе 3 лет — очень важный вопрос. Конечно, упрямство любимого чада огорчает родителей, испытывая их нервы на прочность. Трехлетка настойчиво проверяет границы дозволенного, и если вы где-то дадите слабину или наоборот чересчур жестко поведете себя – в ответ получите неадекватную реакцию на, казалось бы, простую просьбу. Поэтому будьте спокойны в любой ситуации и даже если очень сложно – держите себя в руках. Ведь кризис 3 лет у ребенка – это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Это жизненный этап, без которого невозможно становление личности ребенка.

Кризис трех лет у детей нужно просто переждать как бурю, пережить как землетрясение и перенести как болезнь. Поэтому наш девиз на этот год: терпение, терпение и терпение!

Кризис 3 лет (консультация для родителей)

Наталья Шаповалова
Кризис 3 лет (консультация для родителей)

Кризис 3 лет

(консультация для родителей)

Возрастные кризисы— закономерные и необходимые этапы развития ребенка. По истечении кризисного периода появляются новообразования в жизни- целеустремленность, самостоятельность, настойчивость или отрицательные черты- упрямство, негативизм, агрессивность, раздражительность. Это зависит от отношения и поведения взрослых в этот трудный период для малыша. Противоречия со взрослыми порождают сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания. На остроту протекания возрастных кризисов оказывают влияние и индивидуальные особенности ребенка.

Привыкание к детскому саду часто совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К 3 годам у ребенка начинают происходить серьезные изменения, которые выражаются в проявлении упрямства, капризов. Это первое яркое выражение своего «я», это попытка ослабить влияние на него взрослых — удлинить психологическую «пуповину». Кризисы развития- это относительно короткие (от нескольких месяцев до 1-2 лет) периоды, в течение которых человек заметно меняется- поднимается на новую ступень в своей жизни. Ребенок в отличие от взрослых не может оценить свое поведение, контролировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель, напротив — яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития личности. И наоборот, внешняя бескризисность, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Какие же формируются новообразования у ребенка при выходе из кризиса: перестройка позиции ребенка по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности, притязания на признание взрослого.

Первый комплекс симптомов кризиса, или эпогея кризиса 3 лет, характеризуется появлением негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, протеста-бунта, обесценивания, деспотизма- «семизвездия

Малыш стремится сам ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ!

Еще раз подчеркну. Он стремится не только что-то ДЕЛАТЬ самостоятельно, но и самостоятельно РЕШАТЬ, делать это или нет.

Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет.

Понимаю, бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности. Что делать? Позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы знаете, что это ему не по силам. Но если у крохи что-то получилось, обязательно похвалите его, объясните, ЧТО именно он сделал хорошо, и подчеркните, какой он стал большой и самостоятельный. Такое признание успехов поднимает самооценку, придает уверенности в силах.

Когда ребенок упрямится, он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал: «Я так решил!».

Например, малыш просит дать ему мяч. Но мяча нет, и мама предлагает ему замену, например, его любимую книжку. Малыш понимает, что книжка намного интереснее, чем мяч. Но все равно настаивает на своем: «Дай мяч!». Почему? Потому что это мама предложила книжку, а не он сам так решил.

Что делать? Просто подождите несколько минут. Малыш сам созреет, и сам примет решение — попросит книжку. Удивительно, но факт!

Упрямство следует отличать от настойчивости. Ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво этого добивается, это не упрямство- с этим мы сталкиваемся и до кризиса и после, Он хочет вещь, игрушку, или подольше погулять. Упрямство- такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому что ему хочется, а потому что – это он так сказал или потребовал.

Негативизм и строптивость

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

При резкой форме негативизма дело доходит до того что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитарном тоном. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот- признак негативизма.

Что делать? Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Солнышко, мы гулять пойдем?».

В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».

Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не советую, так как это обман.

Еще меня часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, сын говорит: «Не буду умываться!». Я говорю: «Давай вместе будем умываться!». Ну, а дальше моя задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико. » или умываем мишку.

Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша («Не кричи!», «Не ломай!», «Садись за стол!», «Одень тапочки!»).

Бурная энергия ребенка должна найти выход в виде деятельности. А если ее сдерживать, то она выливается в виде эмоций (гнева, истерик).Поведение ребенка носит воинственный характер во взаимоотношениях со взрослыми.

Любому человеку (а ребенку и подавно) очень тяжело долго находиться в нервном напряжении, и если не наступает разрядка в виде эмоции или какого-либо вида деятельности, то возникает стресс и, как следствие, снижение иммунитета.

Ребенок, деятельность которого постоянно сдерживают родители, считая его поведение неправильным, будет искать другие пути освобождения от накопившегося напряжения. Например, в виде агрессии.

Что делать? Если малыш заходится в истерике, спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему.

Что-либо объяснять во время истерики бесполезно. Так уж устроена психика человека. Во время проявления эмоций человеку трудно сосредоточиться на том, что ему говорят (это принцип доминанты — очаг возбуждения в головном мозге подавляет все остальные).

Изменяется отношение ребенка к любимым вещам и игрушкам (он может бросать их, ломать) и к людям (малыш может стукнуть или обозвать маму грубыми словами).

Это следующий этап исследовательской деятельности ребенка (не путайте с агрессией).

Потом он поймет, что такое его поведение может быть неприятно другим людям. А пока. Пока он подражает взрослым, ему интересно смотреть на их реакцию (а что будет, если).

Что делать? Направляйте энергию ребенка в мирное русло.

Например, если малыш рвет книжку, предложите ему рвать старые журналы.

Подключите свою фантазию, обыграйте неприятный момент с использованием игрушек.

Например, если малыш отказывается одеваться на прогулку, то предложите ему одеть куклу или плюшевого медведя, пусть он поиграет роль взрослого. В конце концов ребенок согласится одеться и сам тоже.

Малыш учится управлять окружающим миром, пытается заставить родителей делать то, что он хочет.

Необходимо понимать, что стремление к лидерству, желание «завоевать место под солнцем» – это хорошая черта характера, которая позволяет человеку быть хозяином жизни, а не слабовольной овечкой, ведомой другими людьми. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим: мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все желания стать господином положения. В семьях с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности (ревнивое отношение к другим детям).

Второй комплекс симптомов- вытекает из установки ребенка на самостоятельность. Из-за потребности изменения социальных отношений, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Реакции на эти конфликты могут иметь крайние проявления: ночные страхи, неспокойный сон, энурез, резкие затруднения речи, заикание, гипобулические припадки (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками и ногами)

Осложнениями кризиса 3 лет могут стать невротические и психопатические симптомы.

Чаще мотив негативного поступка заложен не в содержании деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношении к вам. Негативная реакция проявляется не в том, что ребенок отказывается от поступка, а в том чтобы сделать наоборот, то есть проявить акт независимого поведения по отношению к тому, о чем его просят.

Позитивная сторона кризиса в появлении положительного качественного новообразования- гордость за достижения. Взрослый предстает как знаток и ценитель детских достижений. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать оценки, искать и требовать похвалы и тем самым утверждаться. Одобрение и признание со стороны взрослого рождают у малыша чувство гордости за свои достижения.

Взрослые должны помочь своему малышу, пройти этот трудный период в его жизни и приобрести положительные а не отрицательные черты характера.

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.

Основные принципы поведения родителя, желающего ускорить протекание кризиса трех лет без психических травм для ребенка.

1) Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать», а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).

2) Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.

3) Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно, используйте игру для сглаживания кризисных моментов.

4) Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!

5) Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.

6) Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

7) Не пытайтесь что-либо внушать- это бесполезно, ругать не имеет смысла, шлепки сильнее его взбудорожа. т

8) Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если вы сказали нет- оставайтесь при этом мнении.

Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребенок должен о них знать

9) Не сдавайтесь, даже если приступы протекают в общественном месте — помогает одно- взять за руку и увести.

10) истеричность и капризность требует зрителя, не прибегайте к помощи посторонних «смотрите, какая плохая девочка».

11) не усложняйте причины капризов — возможно ребенок проголодался или ему жарко, избегайте переутомления- нервная система еще неустойчива, возбуждение преобладает над торможением и ребенку трудно контролировать свое поведение.

Скандалы обычно длятся не более 10 минут, если они становятся неконтролируемыми, необоснованными и продолжаются у детей старше 4 лет, в этом случае следует проконсультироваться у педиатра.

Это время трудное не только для ребенка, но для родителей, так как требует коренного пересмотра отношения к своему повзрослевшему малышу. И если в стратегии воспитания ничего не меняется, то кризис 3 лет затянется на долгие месяцы.

От того, как вы будете вести себя с ребенком во время этого кризиса, зависит, сохранит ли ваш малыш активность, упорство в достижении цели, будет ли продолжать стремиться к самостоятельности. Или он сломается и станет безропотно послушным, безвольным, зависимым человеком с заниженной самооценкой. Желаю Вам успеха!

Консультация для родителей второй младшей группы «Кризис детей 3-Х ЛЕТ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КРИЗИС ДЕТЕЙ 3-Х ЛЕТ» Как НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет: По тому, на кого направлен.

Консультация для родителей. Кризис 3-х лет КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. КРИЗИС 3-Х ЛЕТ Знаменитый кризис трех лет завершает эпоху сладостного слияния матери и ребенка и впервые подводит.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет. (консультация для родителей) Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психичес- ком развитии ребенка.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Кризис трёх лет «Человек взрослеет по мере того, как растут его цели» (Ф. Шиллер) В течение жизни человек проходит несколько стадий взросления.

Консультация для родителей «Психологические особенности ребенка 3–4 лет, или Кризис 3-х лет» Цель: Знакомство с родителями с основными характеристиками кризиса трех лет. Обмен опытом эффективного взаимодействия с детьми. Совместная.

Консультация педагога-психолога для родителей младшей группы. Кризис 3 лет «Я САМ» В возрасте трех лет ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность, отделяясь от мамы и становясь более самостоятельным. Он уже.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Сегодня мы с вами поговорим о кризисе 3-х лет. Кризис 3-х лет – определение условное. У одних детей он начинается в 2,5 г., у других в.

Памятка для родителей «Кризис детей 7 лет» Кризис 7 лет. Возраст 6-7 лет — очередной критический период в жизни ребенка. Он знаменует собой переход на следующую стадию развития,.

Семинар-практикум для родителей «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» Семинар — практикум для родителей: «Кризис трех лет или Что делать, если ребенок капризничает» Цель: активизация и обогащение воспитательных.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет Многие родители не то, что жалуются, а просто-таки сами плачут от кризиса трех лет. А мне нравится! Какой это, право же,.

Это интересно:

  • Воинская часть 68415 свентошув Воинская часть 68415 свентошув На главной странице сайта при создании статьи Список воинских частей СГВ ([Only registered and activated users can see links]) возникли трудности, вся информация из сети или неполная или неточная, […]
  • Является ли предварительный договор сделкой Статья 429. Предварительный договор 1. По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных […]
  • Свидетельство о разделе имущества Соглашение о разделе наследственного имущества между наследниками Если законом и завещанием наследникам полагается определенная часть имущества, то существует способ его разделить по взаимной договоренности. Чаще бывает, что […]
  • Закон о алкоголе с 1 января 2018 Продажа алкоголя с 1 января 2018 года С 1 января 2018 года продажа алкоголя будет осуществляться в рамках механизма ЕГАИС, что позволит автоматизировать действующую систему учета. Власти намерены сократить масштабы «серого» […]
  • Возврат займа код в чековой книжке Кассовая дисциплина В соответствии с указанием Центрального Банка России от 24.11.2016 г. № 4212-У «О перечне, формах и порядке составления и предоставления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк […]
  • Договор ренты последствия Расторжение договора ренты Рентные отношения возникли в середине прошлого века в Европе. Однако столь разнообразными и довольно запутанными стали уже в наши дни. Многообразие видов и подвидов этого договора и большое количество […]
  • Внести изменения в устав юридического лица Внесение изменений в устав и учредительные документы. Изменение сведений в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация изменений В процессе деятельности организации часто бывает необходимо внести изменения в название фирмы, ее место […]
  • Замена прав в гибдд пошлина Замена водительского удостоверения — сколько стоит (образец квитанции госпошлины) Если собираетесь купить машину, решили просто сдать на права, или утеряли своё водительское удостоверение, то вам необходимо будет оплатить […]