Конституционный совет рк закон

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 29 декабря 1995 года №2737

О Конституционном Совете Республики Казахстан

(В редакции Конституционных законов Республики Казахстан от 24.11.2004 г. №604-II, 17.06.2008 г. №41-IV ЗРК, 03.10.2013 г. №133-V ЗРК, 04.07.2014 г. №232-V ЗРК, 15.06.2017 г. №75-VI ЗРК, 22.12.2017 г. №119-VI ЗРК)

Глава I. Общие положения


Статья 1. Статус Конституционного Совета

Конституционный Совет как государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории республики:

1) при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции республики и не может исходить из политических и иных мотивов;

2) осуществляет свои полномочия, руководствуясь Конституцией республики и настоящим Конституционным законом, воздерживаясь от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов или других государственных органов.

Статья 2. Состав Конституционного Совета

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя Конституционного Совета. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-президенты республики.

Статья 3. Порядок формирования Конституционного Совета

1. Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается от должности Президентом республики.

2. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность Президентом Республики, по два члена Конституционного Совета назначаются по представлению председателей Палат Парламента соответственно Сенатом и Мажилисом Парламента. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидатам в члены Конституционного Совета

1. В состав Конституционного Совета может быть назначен гражданин республики не моложе тридцати лет, проживающий на территории республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

2. Требования, установленные в пункте 1 настоящей статьи, не распространяются на экс-президентов республики.

Статья 5. Срок полномочий членов Конституционного Совета

1. Полномочия Председателя и членов Конституционного Совета длятся шесть лет.

2. В случае выбытия или истечения срока пребывания в должности Председатель и члены Конституционного Совета замещаются в порядке, установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом.

3. Должности Председателей и членов Конституционного Совета замещаются в течение месяца со дня выбытия или истечения срока пребывания лиц в этих должностях.

4. Если срок полномочий Председателя или членов Конституционного Совета истекает в период рассмотрения с их участием вопроса, находящегося в производстве Конституционного Совета, то их полномочия сохраняются до вынесения итогового решения.

Статья 6. Присяга Председателя и членов Конституционного Совета

Председатель и члены Конституционного Совета после своего назначения приносят присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности Председателя (члена) Конституционного Совета Республики Казахстан, быть беспристрастным и подчиняться только Конституции Республики Казахстан, никому и ничему кроме нее.».

Присяга Председателя и членов Конституционного Совета принимается в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан.

(Статья 6 изложена в новой редакции в соответствии с Конституционным Законом Республики Казахстан от 22.12.2017 г. №119-VI ЗРК)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Заседания Конституционного Совета

1. Заседание Конституционного Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от состава Конституционного Совета.

2. Заседания Конституционного Совета созываются по мере необходимости Председателем Конституционного Совета, а при его отсутствии — членом Конституционного Совета, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Совета по его уполномочию.

Статья 8. Конституционное производство

Рассмотрение и принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Конституционного Совета, осуществляется в порядке конституционного производства, установленного Конституцией и настоящим Конституционным законом.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Конституционный совет рк закон

Конституционный Совет Республики Казахстан

Конституция Республики Казахстан 1995 года, принятая на всенародном референдуме, учредила вместо функционировавшего ранее Конституционного Суда новый государственный орган — Конституционный Совет, задачей которого является обеспечение верховенства Конституции на всей территории Республики.

Впервые попытка учреждения института конституционного надзора в Казахстане была предпринята в 1989 году, когда в Конституцию Казахской ССР 1978 года были внесены изменения и дополнения, предусматривавшие образование Комитета конституционного надзора. Однако как действующий орган названный Комитет так и не был создан. К вопросу о создании органа конституционного надзора наше государство вернулось вновь после обретения суверенитета. Конституционным законом Республики Казахстан от 16 декабря 1991 года «О Государственной независимости Республики Казахстан» было установлено, что высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный Суд Республики Казахстан. В соответствии с этими установками в 1992 году были вначале приняты законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан» и «О конституционном судопроизводстве», а вслед за тем по представлению Президента Республики Н. А. Назарбаева на заседании Верховного Совета были избраны председатель и десять судей Конституционного Суда. В связи с принятием 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новой Конституции Республики Казахстан и учреждением ею нового органа конституционного надзора Конституционного — Совета, в конце 1995 года Конституционный Суд Республики Казахстан был упразднен.

Основные положения правового статуса Конституционного Совета закреплены в самой Конституции Республики, которая новому органу посвятила самостоятельный раздел VI, расположенный после разделов «Президент», «Парламент», «Правительство» и перед разделом «Суды и правосудие». Более детально организация и деятельность Конституционного Совета регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года.

I. Состав и полномочия членов Конституционного Совета

В составе Совета 7 человек: Председатель и 6 членов. Председатель и два члена Совета назначены Президентом Республики, два Председателем Сената (верхней палаты Парламента Республики) и два Председателем Мажилиса (нижней палаты Парламента). Полномочия членов Совета длятся шесть лет. Но это не значит, что через каждые 6 лет состав Совета меняется полностью. Конституция закрепила преемственность, записав, что половина членов Совета обновляется каждые три года. Для обеспечения такой ротации в 1996 году три члена Совета были назначены на три года и в 1999 году они были замещены. Полномочия тех членов Совета, которые работают с 1996 года, заканчиваются в следующем году. И на их место придут новые люди, которые станут работать совместно с членами Совета, назначенными в 1999 году на шесть лет. Пожизненными членами Совета являются по праву экс-Президенты Республики Казахстан.

В декабре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан Председателем Конституционного Совета Республики Казахстан вместо безвременно ушедшего из жизни первого Председателя Юрия Алексеевича Кима назначен Хитрин Юрий Александрович, ранее занимавший должность Генерального прокурора Республики.

Членом Конституционного Совета может быть назначен гражданин Республики Казахстан, достигший ко дню назначения возраста не менее тридцати лет, проживающий на территории Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Предельный возраст пребывания в должности члена Конституционного Совета действующим законодательством не установлен.

Члены Конституционного Совета обладают особым статусом. Законом гарантируется неприкосновенность Председателя и членов Совета. В течение срока своих полномочий Председатель и члены Совета не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении Председателя и членов Совета может быть возбуждено только руководителем республиканского государственного органа, осуществляющего дознание и следствие. Надзор за соблюдением законности в ходе расследования дела осуществляется Генеральным прокурором Республики, который вносит в Парламент представление о даче согласия на привлечение Председателя и членов Совета к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении Председателя и члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду Республики.

В течение срока полномочий члены Конституционного Совета несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены только в случаях, предусмотренных законодательными актами, в частности Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан».

Деятельность Председателя и членов Совета по вопросам конституционного производства не подотчетна. Какое-либо вмешательство в их деятельность не допускается. Никто не вправе требовать от них отчета по вопросам осуществления ими своих полномочий. Для свободного и независимого рассмотрения Советом обращения, находящегося в производстве, никто не вправе испрашивать, а Председатель и члены Совета высказывать мнение или консультироваться по вопросам, которые являются предметом рассмотрения Конституционного Совета, до вынесения по ним итогового решения. Члены Совета не вправе высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Совете в последующем.

Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О Конституционном Совете Республики Казахстан» установлены круг субъектов, имеющих право на обращение в Совет, и сфера его юрисдикции. Правом обращения в Конституционный Совет обладают: Президент Республики Казахстан, Председатель Сената, Председатель Мажилиса, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министр, суды Республики.

Компетенция Конституционного Совета определена в статьях 72-74 Конституции Республики Казахстан. Она включает следующие полномочия:

1. Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента Республики и депутатов Парламента, республиканского референдума.

2. Совет осуществляет контроль за конституционностью законодательных и иных нормативных правовых актов. В частности, проверяет конституционность принятых Парламентом законов до их подписания Президентом, а также рассматривает на предмет соответствия Конституции международные договоры Республики до их ратификации Парламентом.

3. Дает официальное толкование норм Конституции.

4. Дает заключение о соблюдении установленных конституционных процедур в случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики.

5. Конституционный Совет рассматривает обращения судов в случаях, если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет конституционные права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, Конституционный Совет ежегодно направляет Парламенту послание о состоянии конституционной законности.

Конституционный контроль со стороны Конституционного Совета является пассивным. Это означает, что Совет рассматривает дела лишь при наличии обращения. Вместе с тем следует отметить, что в деятельности Конституционного Совета имеются и элементы активности. Так, уже принятое постановление по конкретному делу может быть истолковано Советом не только по ходатайству участников конституционного производства либо по ходатайству государственных органов и должностных лиц, но и по собственной инициативе. По собственной инициативе Совета возможен пересмотр решения в случаях, если Конституционный Совет установит, что:

1) изменилась норма Конституции, на основании которой было принято решение;

2) открылись новые существенные для предмета обращения обстоятельства, неизвестные Конституционному Совету в момент принятия решения.

III. Юридическая сила решений Конституционного Совета

Решения Конституционного Совета являются общеобязательными на всей территории Республики, окончательными и обжалованию не подлежат. Вместе с тем на решение Конституционного Совета в целом или в его части могут быть внесены возражения Президента Республики, которые преодолеваются 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Совета. При непреодолении возражений Президента решение Конституционного Совета считается непринятым.

Решения Конституционного Совета Республики Казахстан влекут за собой конкретные правовые последствия. Закон и международные договоры Республики, признанные неконституционными, не могут быть подписаны либо ратифицированы и введены в действие. Законы и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими конституционные права и свободы человека и гражданина, утрачивают юридическую силу и не подлежат применению. Выборы Президента и депутатов Парламента, республиканский референдум, признанные Конституционным Советом не соответствующими Конституции, объявляются недействительными.

В соответствии с Конституцией и Указом Президента Республики Казахстан о Конституционном Совете нормативные постановления Конституционного Совета признаются частью действующего права и по своей юридической силе не уступают законам, поскольку могут отменить полностью или частично любой противоречащий Конституции закон (в том числе конституционный) и иной нормативный правовой акт.

За пятилетний срок деятельности Конституционным Советом было рассмотрено около 100 обращений. Субъектами обращений в Конституционный Совет выступали: Президент Республики Казахстан — 11 раз, Председатель Сената — 7, Председатель Мажилиса — 13, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента — 14, Премьер-министр — 10, суды Республики — 37.

В деятельности Конституционного Совета особое место занимает рассмотрение на соответствие Конституции законов, принятых Парламентом до их подписания Президентом Республики. Данная функция Конституционного Совета способствует совершенствованию национального законодательства. Уже в первый год своей деятельности Советом было рассмотрено два обращения о конституционности принятых Парламентом законов. Одно из обращений в Конституционный Совет поступило от Президента Республики Казахстан на предмет соответствия Конституции Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР». Изменения пенсионного закона, особенно в части увеличения пенсионного возраста, вызвали неоднозначную реакцию как парламентариев, так и населения страны, что и явилось поводом для обращения Президента Республики на предмет соответствия этого закона Конституции. При вынесении своего решения Конституционный Совет исходил из того, что норм ни о пенсионном возрасте, ни о минимальном размере пенсии в Конституции не имеется. Эти вопросы регулируются текущим законодательством. Несоответствия Конституции в данном законе выявлено не было, в связи с чем изменения и дополнения в пенсионное законодательство были признаны конституционными.

Вместе с тем некоторые законы, принятые Парламентом, Конституционный Совет признал не соответствующими Конституции. Так, Конституционным Советом было рассмотрено поступившее обращение Президента Республики Казахстан о соответствии Конституции Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника, пострадавшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении трудовых (служебных) обязанностей», принятого Парламентом, но не подписанного Президентом Республики Казахстан. Конституционный Совет признал неконституционной норму, согласно которой Правительству путем принятия подзаконного акта предоставлялось право определения оснований отказа в выплате страхового возмещения работнику. В своём постановлении Совет указал, что согласно статье 61 Конституции рассматриваемые правоотношения регулируются не постановлениями Правительства, а законами, издаваемыми Парламентом страны.

Другой пример. Рассмотрев на соответствие Конституции принятый Парламентом Закон «О языках в Республике Казахстан», Конституционный Совет указал, что закрепленное в статье 8 данного Закона положение «языком работы делопроизводства государственных органов, организаций, органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, при необходимости, наравне с государственным официально употребляется русский язык» не соответствует пункту 2 статьи 7 Конституции Республики, так как содержащееся в статье 8 Закона словосочетание «при необходимости» корректирует конституционную норму о том, что «наравне с казахским официально употребляется русский язык». При новом рассмотрении Парламентом Закона «О языках в Республике Казахстан» указанное несоответствие с Конституцией было устранено.

За истекшие годы в Конституционный Совет с просьбой о проверке соответствия Конституции принятых Парламентом, но ещё не подписанных Президентом Республики законов обращались Премьер-министр Республики, Председатели Палат Парламента, группы депутатов (как предусмотрено Конституцией — в количестве не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента). Кроме упомянутых выше, Конституционный Совет проверил соответствие Конституции целого ряда других законов, в том числе Гражданского Кодекса (особенная часть), законов «О торгово-промышленных палатах», «Об аудиторской деятельности», «О карантине растений», «О редких и находящихся под угрозой исчезновения видах животных».

При соблюдении конституционной законности важное значение имеет единообразное установление смысла и содержания норм Конституции. Дача официального толкования, являясь исключительной прерогативой Конституционного Совета, обеспечивает их правильное понимание и применение всеми гражданами и органами власти, исключает произвольное трактование Конституции. За пятилетний срок деятельности Советом было рассмотрено более 40 обращений по вопросам официального толкования норм Конституции. В ходе избирательной кампании по выборам Президента Республики Казахстан, состоявшимся в январе 1999 года, в Совет поступило обращение, в котором содержалась просьба дать толкование нормы пункта 2 статьи 41 Конституции в части слов «свободно владеющий государственным языком». Совет указал, что вышеуказанные слова означают: «умение грамотно читать, писать, легко, без затруднения излагать свои мысли и публично выступать на казахском языке». Уровень свободного владения кандидатом в Президенты Республики Казахстан языком определяется лингвистической комиссией, образуемой постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан. Также Конституционным Советом были даны официальные толкования норм Конституции, касающихся порядка формирования и сроков функционирования Палат Парламента, а также требований, предъявляемых к кандидатам в депутаты высшего представительного органа Республики. В октябре 1998 года в Конституцию Республики были внесены изменения и дополнения, которые коснулись сроков полномочий Парламента: если раньше срок полномочий Парламента составлял четыре года и был единым для обеих Палат, теперь же по внесении изменений и дополнений в Конституцию он составляет для Сената — шесть лет, Мажилиса — пять лет. В связи с этим у парламентариев возник ряд вопросов в части срока полномочий действовавших на тот момент депутатов Парламента, а также сроков ротации половины депутатов Сената. Конституционный Совет по поступившим обращениям принял решения, в которых были даны исчерпывающие ответы на возникшие вопросы.

Существенное место в деятельности Конституционного Совета занимает рассмотрение представлений судов общей юрисдикции, направляемых ими на основании положений статьи 78 Конституции, которая гласит: суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Рассматривая обращения судов о признании неконституционным нормативного правового акта, подлежащего применению, Конституционный Совет осуществляет защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина опосредованно через признание акта или его части не соответствующим Конституции. Примером тому может служить признание Конституционным Советом части 2 статьи 280 и части 1 статьи 288 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях неконституционными. Названные нормы КоАП Казахской ССР, ограничивающие право обжалования и опротестования постановления судьи по делу об административном правонарушении, лишали лицо, привлеченное к административной ответственности, возможности осуществить свое право на судебную защиту, предоставленное ему Конституцией Республики Казахстан.

Конституционный Совет Республики Казахстан, рассмотрев указанное обращение, нашел, что конституционное положение о праве каждого на судебную защиту своих прав и свобод (пункт 2 статьи 13 Конституции) включает и право на судебное обжалование решений и действий, которые повлекли нарушение закона и ущемление прав и свобод человека и гражданина. При этом право на судебную защиту относится к числу конституционных прав, не подлежащих ограничению (пункт 3 статьи 39 Конституции). Порядок и объем реализуемых прав на судебную защиту регламентирует процессуальное законодательство. Поэтому норма части 2 статьи 280 КоАП Казахской ССР была признана не соответствующей конституционному положению, согласно которому каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Кроме того, Конституционный Совет указал, что признание постановления районного (городского) суда (судьи) о наложении административного взыскания окончательным и не подлежащим обжалованию не соответствует и нормам статей 75, 76 Конституции Республики Казахстан, устанавливающим систему и основные полномочия судебных органов. Исходя из вышеизложенного, Конституционный Совет признал часть 2 статьи 280 КоАП Казахской ССР неконституционной.

Количество обращений судов сравнительно невелико. Объясняется это, конечно, не высоким качеством самих законов и подзаконных актов, а скорее некоторой инертностью судов, а также тем обстоятельством, что до недавнего времени они находились под эгидой исполнительной власти (Министерства юстиции), которая оспаривание её актов могла воспринять как некую конфронтацию со стороны суда с вытекающими отсюда последствиями. Осенью истекшего года Указом Президента Республики Казахстан от 4 сентября 2000 года «О мерах по усилению независимости судебной системы Республики Казахстан» образован Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде Республики, которому переданы функции по материально-техническому и иному обеспечению деятельности судов, осуществляемые ранее Министерством юстиции. В связи с этим можно ожидать, что впредь суды при решении вопроса об обращении в Конституционный Совет не будут, как прежде, оглядываться на исполнительную власть и будут чаще обращаться в Конституционный Совет.

V. Иные полномочия

К иным полномочиям Конституционного Совета можно отнести:

— направление Парламенту страны ежегодных посланий о состоянии конституционной законности в стране;

— предоставление информации Президенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в стране.

Действующее законодательство Республики предоставляет Конституционному Совету право истолкования своих решений по собственной инициативе либо по ходатайству участников конституционного производства, а также государственных органов и должностных лиц. За пятилетний срок деятельности Конституционного Совета поступило два обращения об истолковании его постановлений, одно из которых исходило от Министерства юстиции, другое — от Верховного Суда. В ходатайстве Министерства юстиции об истолковании постановления Конституционного Совета, вынесенного по вопросу о неконституционности одной из статей «Положения об адвокатуре Казахской ССР», фактически содержалась просьба об официальном толковании не норм Конституции, а нормы текущего законодательства, что не входит в компетенцию Конституционного Совета. В связи с этим Советом было принято решение об отклонении ходатайства Министерства юстиции ввиду отсутствия оснований для вынесения дополнительного решения.

Ходатайство Верховного Суда об истолковании постановления Конституционного Совета Республики Казахстан «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» от 6 марта 1997 года было рассмотрено в части, поскольку некоторые вопросы, поставленные в ходатайстве, выходили за рамки действительного смысла и содержания указанного постановления и в силу чего не могли быть рассмотрены Конституционным Советом.

Пятилетняя деятельность Конституционного Совета Республики Казахстан показала, что этот орган стал важным инструментом обеспечения конституционной законности в Республике, занял подобающее место в государственном механизме Казахстана.

Регламент Конституционного Совета Республики Казахстан

Сноска. В тексте Регламента слова «Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» и «Указа» заменены словами «Конституционного закона Республики Казахстан» и «Конституционного закона» — Постановлением Конституционного Совета РК от 31.03.2005 N 9-3/I.
Сноска. По тексту регламента в главах римские цифры «I», «II», «III» заменены арабскими цифрами «1.», «2.», «3.»; в заголовках статей слово «статья» и названия статей исключены постановлением Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2.
Сноска. По всему тексту Регламента слова «Конституционного закона Республики Казахстан» и «Конституционного закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» заменены словами «Конституционного закона»; слова «Председатель Совета», «член Совета», «заседание Совета», «аппарат Совета» и «настоящего регламента» заменены соответственно словами «Председатель Конституционного Совета», «член Конституционного Совета», «заседание Конституционного Совета», «Аппарат» и «настоящего Регламента» в соответствии с нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

Глава 1. Порядок возбуждения конституционного производства
и подготовки материалов к рассмотрению

1. Основанием для возбуждения конституционного производства является обращение субъектов, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 72 Конституции Республики Казахстан.

Обращение должно быть оформлено на двух языках (казахском и русском) и в соответствии с требованиями статьи 22 Конституционного закона Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года «О Конституционном Совете Республики Казахстан» (далее — Конституционный закон).

Конституционное производство может быть возбуждено также в случаях, предусмотренных статьями 35 и 36 Конституционного закона.

Форма и содержание ходатайства об истолковании решения Конституционного Совета и порядок его рассмотрения определяются общими правилами рассмотрения обращений.

Сноска. Пункт 1 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

2. Поступившие обращения регистрируются в Аппарате Конституционного Совета Республики Казахстан (далее-Аппарат) в установленном порядке.

Обращения, поступившие с нарушением требований Конституции, Конституционного закона и Регламента Конституционного Совета Республики Казахстан (далее — Регламент), возвращаются Руководителем Аппарата.

Обращения государственных органов и должностных лиц по вопросам, подведомственным Конституционному Совету, передаются Председателю Конституционного Совета, который определяет их дальнейшее движение.

Сноска. Пункт 2 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

3. Поступившее обращение вносится Председателем Конституционного Совета на рассмотрение Конституционного Совета, заседание которого проводится в трехдневный срок со дня поступления обращения, исключая выходные и праздничные дни. Конституционный Совет, изучив обращение и заслушав предложения членов Конституционного Совета, принимает его к производству или отказывает в принятии и возвращает его по основаниям, предусмотренным статьей 25 Конституционного закона.

Сноска. Пункт 3 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

4. Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет члена Конституционного Совета для осуществления подготовки материалов к заседанию Конституционного Совета. Распоряжение Председателя о назначении члена Совета докладчиком издается в день получения членом Совета обращения. Ввиду особой сложности поступившего обращения, либо его исключительной важности, срочности подготовка материалов может быть поручена нескольким членам Конституционного Совета. При поступлении нескольких связанных между собой обращений Конституционный Совет может принять решение об их объединении в одно конституционное производство. При решении вопроса о принятии к производству нескольких связанных между собой обращений, из которых одни подведомственны Конституционному Совету, а другие — иным государственным органам, рассмотрению подлежат лишь обращения, входящие в компетенцию Конституционного Совета.

По принятому к производству обращению член Конституционного Совета в установленные Председателем сроки обязан подготовить материалы к рассмотрению на заседании Конституционного Совета, для чего он:

1) определяет участников конституционного производства, разъясняет им их права и обязанности, предусмотренные статьей 21 Конституционного закона;

2) истребует относящиеся к предмету обращения необходимые документы и иную информацию путем направления в соответствующие органы или должностным лицам запросов, которые подписываются Председателем Конституционного Совета или членом Конституционного Совета;

3) при необходимости опрашивает соответствующих должностных лиц, привлекает ученых, практических работников в качестве специалистов, экспертов и поручает производство проверок, исследований, экспертиз;

4) дает поручения руководителям подразделений и работникам аппарата Совета о представлении необходимых справочно-информационных материалов и заключений;

5) не позднее чем за два дня до начала заседания обеспечивает вручение копий материалов членам Конституционного Совета. Готовит проект решения Конституционного Совета. Свои замечания по проекту решения члены Совета представляют докладчику в письменном виде.

Конституционный Совет рассматривает принятое к производству обращение и выносит по нему итоговое решение в течение месяца со дня поступления обращения. Этот срок по требованию Президента Республики Казахстан может быть сокращен до десяти дней, если вопрос не терпит отлагательства. Данное правило применяется и в случаях, предусмотренных в пунктах 27 и 28 настоящего Регламента.

Сноска. Пункт 4 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1; от 20.02.2018 № 2.

5. Назначение экспертизы, проверок и исследований в процессе подготовки материалов и рассмотрения их на заседаниях Конституционного Совета производится членом Конституционного Совета, осуществляющим подготовку материалов к рассмотрению, путем вынесения определения с поручением соответствующим учреждениям или конкретным специалистам, в котором формулируются вопросы и определяется срок представления экспертного и иного заключения. Вместе с определением в распоряжение экспертов и специалистов представляются все необходимые документы для производства экспертизы, проверок и исследований. Заключение эксперта, специалиста и акты проверок излагаются в виде отдельного документа и подписываются соответствующими лицами.

Член Конституционного Совета — докладчик по предмету обращения вправе опросить соответствующих должностных лиц. Результаты опроса оформляются в виде справки, подписываемой членом Конституционного Совета и опрошенным лицом.

Сноска. Пункт 5 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

5-1. В ходе подготовки материалов к рассмотрению участники конституционного производства по вопросам реализации своих прав, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 21 Конституционного закона, обращаются к члену Конституционного Совета – докладчику. Заявленные участниками конституционного производства ходатайства рассматриваются на заседании Конституционного Совета.

Сноска. Регламент дополнен пунктом 5-1 в соответствии с нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

6. До вынесения итогового решения конституционное производство подлежит прекращению на любой его стадии при наличии оснований, предусмотренных в статье 30 Конституционного закона.

Решение Конституционного Совета о прекращении конституционного производства по заявленному обращению исключает возможность повторно обратиться в Конституционный Совет по тем же основаниям.

Глава 2. Порядок рассмотрения обращений на заседаниях
Конституционного Совета

7. Заседания Конституционного Совета проводятся в специально отведенном для этой цели помещении, оформленном в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституционного закона.

Порядок размещения состава Конституционного Совета, участников конституционного производства и приглашенных лиц определяет Председатель Конституционного Совета.

8. После завершения подготовки материалов к рассмотрению распоряжением Председателя Конституционного Совета, а в случае отсутствия Председателя — исполняющим его обязанности членом Конституционного Совета определяется дата заседания Конституционного Совета.

Рассмотрение материалов обращения происходит в открытом заседании, за исключением случаев, когда Конституционный Совет принимает решение о проведении закрытого заседания.

По решению, принятому Председателем Совета, на заседание Конституционного Совета могут быть приглашены представители средств массовой информации.

9. Заседание Конституционного Совета может быть отложено в следующих случаях:

1. Ввиду отсутствия кворума, необходимого для рассмотрения обращения.

2. Ввиду неявки одного из участников конституционного производства, экспертов, специалистов, явка которых была признана Советом необходимой.

3. Ввиду непредставления истребованных материалов, если они имеют существенное значение для рассмотрения обращения.

4. По ходатайству одного из участников конституционного производства или его представителя для дополнительного изучения материалов, представленных другой стороной.

5. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению обращения в назначенное время.

10. Председатель или член Конституционного Совета обязан заявить самоотвод, который подлежит удовлетворению Конституционным Советом при условии, если его объективность может вызвать сомнение вследствие личной прямой или косвенной заинтересованности в рассматриваемом Конституционным Советом вопросе.

В случае заявления Председателем или членом Конституционного Совета на заседании Совета самоотвода ему могут быть заданы уточняющие вопросы. Самоотвод рассматривается в совещательной комнате без участия лица, заявившего самоотвод. Решение об удовлетворении или отклонении самоотвода принимается после всестороннего обсуждения большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета. В случае удовлетворения самоотвода рассмотрение обращения может быть продолжено при наличии необходимого кворума.

11. Заседание Конституционного совета протоколируется, в необходимых случаях стенографируется и обеспечивается синхронным переводом. Если в заседании осуществляется стенографирование, протокол заседания Совета составляется на основании текста стенограммы. Если во время заседания применялись звукозапись, видеозапись, фотосъемки, то фонограмма, видеопленка, кинопленка приобщаются к протоколу заседания Совета, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Протоколирование заседания осуществляется аппаратом аппарата Конституционного Совета. Лица, осуществляющие протоколирование, представляют протокол докладчику по данному производству в течение 7 дней после состоявшегося заседания. Член Конституционного Совета — докладчик визирует протокол и несет личную ответственность за его достоверность.

Протоколы заседаний Конституционного Совета подписываются Председателем Конституционного Совета, а при его отсутствии — членом Конституционного Совета, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Совета по его уполномочию либо членом Конституционного Совета, председательствовавшим на заседании.

Протоколам заседаний Совета и постановлениям присваиваются порядковые номера обращений в пределах одного календарного года.

Протоколы заседания Совета приобщаются к материалам соответствующего конституционного производства.

Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными постановлениями Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2; от 24.01.2018 № 1.

12. Присутствующие в зале заседаний лица и представители средств массовой информации обязаны вести себя по отношению к Конституционному Совету, участникам конституционного производства, их представителям и друг к другу корректно, не допускать во время заседания хождения по залу заседаний, реплик в адрес Совета и участников заседания, экспертов, специалистов и какого-либо вмешательства в нормальный ход заседания путем выражения в любой форме одобрения или неодобрения происходящего.

В случае нарушения присутствующими порядка проведения заседания Совета председательствующим может быть сделано предупреждение нарушителю порядка, а при повторном нарушении соответствующему лицу может быть предложено удалиться из зала заседания Конституционного Совета.

13. Рассмотрение обращений Конституционным Советом проводится в заседании под председательством Председателя Конституционного Совета, а в случае его отсутствия — под председательством назначенного им одного из членов Конституционного Совета. При удовлетворении самоотвода Председателя члены Конституционного Совета избирают из своего состава председательствующего на заседании.

В назначенное для проведения заседания время в зал заседаний входят члены Конституционного Совета и занимают свои места. Председательствующий удостоверяется в наличии кворума для ведения заседания Конституционного Совета, обеспеченности протоколирования и объявляет заседание открытым. Затем председательствующий зачитывает вопросы, подлежащие рассмотрению, и предоставляет слово члену Конституционного Совета — докладчику для сообщения о наличии вызванных участников заседания, специалистов, экспертов и о причинах неявки отсутствующих.

Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

14. Председательствующий опрашивает участников конституционного производства о наличии у них ходатайств, ставит их на разрешение Конституционного Совета.

По всем ходатайствам Конституционный Совет принимает решения, которые оформляются в форме постановлений или заносятся в протокол заседания и подлежат оглашению.

Субъекты обращений, а также представители государственных органов и должностные лица, конституционность актов и действий которых проверяются, в случае необходимости, по собственному желанию либо по требованию Конституционного Совета могут участвовать в заседании Конституционного Совета, на котором рассматривается принятое к производству обращение. При необходимости могут быть выслушаны объяснения и выступления участников конституционного производства, экспертов, специалистов и других приглашенных лиц.

Сноска. Пункт 14 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

15. Председательствующий до начала рассмотрения вопроса по существу опрашивает участников конституционного производства о наличии у них ходатайств. В случае поступления таких ходатайств в письменном виде они оглашаются в заседании Конституционного Совета и приобщаются к материалам рассматриваемого дела, устные ходатайства заносятся в протокол заседания Конституционного Совета.

Участники конституционного производства, по обращению которых возбуждено конституционное производство, вправе до начала совещания Конституционного Совета, на котором принимается итоговое решение, изменить основание обращения, увеличить или уменьшить его объем, отказаться от обращения. Участники, привлеченные к конституционному производству в связи с оспариванием конституционности их актов, вправе признать заявленные в обращении требования полностью или частично, либо возражать против них.

Сноска. Пункт 15 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

16. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом, либо иным документом, удостоверяющим поручение соответствующей организацией на осуществление представительства по данному обращению.

17. Рассмотрение каждого вопроса начинается с выступления члена Конституционного Совета — докладчика, который излагает существо вопроса, повод и основание для его рассмотрения, содержание имеющихся материалов. Члены Конституционного Совета вправе задать ему уточняющие вопросы.

18. Участники конституционного производства и их представители по их желанию могут выступить в заседании Конституционного Совета по существу рассматриваемых вопросов. При этом лица, представляющие интересы участников конституционного производства по должности, а также представители, выступающие в Конституционном Совете по доверенности или иному документу, удостоверяющему их полномочия, если такое право оговорено в них, вправе скорректировать свою позицию по рассматриваемому вопросу в зависимости от результатов рассмотрения вопроса в ходе заседания Конституционного Совета.

Члены Конституционного Совета вправе задавать участникам конституционного производства уточняющие вопросы. Участники конституционного производства, по обращению которых возбуждено конституционное производство, и участники, по поводу актов которых возбуждено производство, с разрешения председательствующего могут задавать вопросы друг другу.

Сноска. Пункт 18 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

19. Если Конституционный Совет в совещательной комнате признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения обращения, или исследовать новые документы и материалы, он может возобновить рассмотрение материалов.

20. На заседании Конституционного Совета рассматриваются лишь вопросы, заявленные в обращении.

Вопросы процедурного организационно-распорядительного характера рассматриваются в ходе подготовки материалов членом Конституционного Совета, готовящим материалы к заседанию Совета, а в случае необходимости — Председателем Совета или членом Совета, исполняющим его обязанности.

Глава 3. Решения Конституционного Совета Республики Казахстан

Сноска. Заголовок главы 3 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

21. Конституционный Совет принимает решение коллегиально большинством голосов от общего числа его членов путем открытого, а по требованию хотя бы одного члена Конституционного Совета — тайного голосования.

Совещание членов Конституционного Совета и голосование по рассматриваемому вопросу проводятся под руководством председательствующего в совещательной комнате.

Во время совещания Конституционного Совета никто из его членов, участвующих в заседании, не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании.

В случае, если при принятии решения произошло разделение голосов членов Конституционного Совета поровну, голос Председателя Конституционного Совета является решающим, который во всех случаях подает свой голос последним. При замещении Председателя Конституционного Совета по его уполномочию соответствующим членом Конституционного Совета это правило не применяется. В этом случае проводится повторное голосование с участием Председателя или члена Конституционного Совета, не участвовавшего в первом голосовании.

Принятые Конституционным Советом решения до их подписи Председателем предварительно скрепляются подписями членов Конституционного Совета, принимавших участие в голосовании, в том числе и членами Конституционного Совета, которые не были согласны с принятым решением.

22. Член Конституционного Совета, не согласный с его итоговым решением, вправе изложить свое мнение в письменном виде, которое приобщается к материалам, связанным с рассмотрением соответствующего обращения.

23. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Конституционный Совет из своего состава избирает счетную комиссию.

Бюллетени для тайного голосования изготавливаются счетной комиссией по установленной ею форме.

О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается членами комиссии и утверждается Советом большинством голосов от числа участвующих в рассмотрении материалов Конституционного Совета.

24. Итоговое решение Конституционного Совета по существу рассматриваемого вопроса принимается в форме нормативного постановления, заключения и послания.

Нормативное постановление Конституционного Совета либо его резолютивная часть оглашается председательствующим в присутствии членов Конституционного Совета и участников заседания.

Содержание итогового решения Конституционного Совета должно соответствовать требованиям статьи 37 Конституционного закона.

Принятие Конституционным Советом итогового решения порождает юридические последствия для физических и юридических лиц, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 74 Конституции Республики Казахстан и статьей 39 Конституционного закона.

Сноска. Пункт 24 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

25. Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежит обжалованию.

Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом в соответствии с законодательством.

Сноска. Пункт 25 с изменениями, внесенными нормативными постановлениями Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1; от 20.02.2018 № 2.

25-1. При оформлении итоговых решений Конституционного Совета могут учитываться требования Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года «О правовых актах», Правил документирования и управления документацией в Конституционном Совете Республики Казахстан.

Сноска. Регламент дополнен пунктом 25-1 в соответствии с нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.
26. Исключен нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

27. В случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 35 Конституционного закона, Председатель Конституционного Совета поручает члену Конституционного Совета подготовить в течение трех дней предложение по данному вопросу, которое рассматривается на заседании Конституционного Совета.

При необходимости принятия дополнительного решения Председатель Конституционного Совета своим распоряжением определяет члена Конституционного совета для осуществления подготовки материалов к заседанию Конституционного совета и назначает дату заседания Конституционного совета по принятию указанного решения.

Дополнительное решение принимается в соответствии с пунктом 21 настоящего Регламента в течение месяца со дня поступления ходатайства государственных органов и должностных лиц.

Заседание Конституционного совета по принятию дополнительного решения проводится в порядке, установленном главой 2 настоящего Регламента.

В случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта 1 статьи 35 Конституционного закона, Конституционный Совет вправе принять дополнительное решение без приглашения участников конституционного производства и иных лиц, принимавших участие в заседании по рассмотрению обращения, по которому было принято его итоговое решение.

Сноска. Пункт 27 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2 ; с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

28. В случае пересмотра итогового решения председатель Конституционного совета своим распоряжением определяет члена Конституционного совета для осуществления подготовки материалов к заседанию Конституционного совета, а также дату нового заседания по данному вопросу, порядок проведения которого определяется главой 2 настоящего Регламента.

Решение Конституционного Совета принимается в течение месяца со дня вынесения постановления о возбуждении конституционного производства. Этот срок при необходимости может быть продлен Конституционным Советом.

Сноска. Пункт 28 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2 ; с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

29. Итоговые решения Конституционного Совета направляются в течение двух дней после их принятия установленным статьей 72 Конституции субъектам обращения или их представителям, а также во всех случаях Президенту, Палатам Парламента, Верховному Суду, Генеральному Прокурору, Министру юстиции Республики Казахстан.

По решению Председателя Конституционного Совета, а при его отсутствии — члена Конституционного Совета, исполняющего обязанности Председателя Конституционного Совета по его уполномочию, итоговые решения могут направляться и в другие государственные органы.

Итоговые решения Конституционного Совета публикуются на казахском и русском языках в официальных республиканских печатных изданиях, в Вестнике Конституционного Совета Республики Казахстан, а также в Сборнике нормативных постановлений Конституционного Совета Республики Казахстан.

Иные решения при необходимости публикуются и направляются соответствующим государственным органам и должностным лицам.

Дополнительные решения Конституционного Совета направляются и публикуются в порядке, определяемом Конституционным Советом.

Сноска. Пункт 29 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

30. Конституционный совет может определить порядок исполнения принятых им решений. О мерах, принятых во исполнение решения, сообщается Конституционному совету соответствующими государственными органами и должностными лицами в срок, установленный Конституционным советом. Содержащиеся в решениях Конституционного совета рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства подлежат обязательному рассмотрению уполномоченными государственными органами и должностными лицами с обязательным уведомлением Конституционного совета о принятом решении.

Контроль за исполнением принятого решения Конституционного совета возлагается на члена совета, осуществлявшего подготовку материалов к заседанию совета, а также на аппарат Конституционного совета.

Аппарат Конституционного совета представляет председателю Конституционного совета полугодовые и годовые информационные отчеты об исполнении решений совета.

Сноска. Пункт 30 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2 .

31. На заседаниях Конституционного Совета помимо вопросов, разрешаемых в порядке конституционного производства, также рассматриваются вопросы:

— о представлении информации Президенту Республики Казахстан о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан;

— об утверждении ежегодного послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности в Республике Казахстан;

— о внесении ходатайства о приостановлении полномочий Председателя и членов Конституционного Совета;

— об утверждении Регламента Конституционного Совета;

— о награждении ведомственными наградами.

На заседаниях Совета по инициативе его Председателя могут быть рассмотрены и другие вопросы организации и деятельности Конституционного Совета.

Сноска. Пункт 31 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 14.08.2013 № 3; с изменениями, внесенными нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

32. Вопрос о внесении ходатайства о приостановлении полномочий Председателя или члена Конституционного Совета рассматривается в порядке, установленном статьей 14 и подпунктом 2) статьи 18 Конституционного закона.

Прекращение полномочий Председателя или членов Конституционного Совета осуществляется в соответствии со статьей 15 Конституционного закона.

Сноска. Пункт 32 в редакции нормативного постановления Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

33. Проект ежегодного послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в республике готовится членами Конституционного совета и соответствующими отделами аппарата.

Для подготовки проекта послания Конституционного совета распоряжением председателя совета может быть создана рабочая группа.

В ходе подготовки проекта послания Конституционный совет вправе истребовать необходимые документы и иную информацию от соответствующих государственных органов и должностных лиц.

Послание Конституционного совета утверждается на заседании совета и подписывается председателем и членами Конституционного совета, и направляется в Парламент Республики Казахстан.

По решению председателя Конституционного совета текст послания может направляться в другие государственные органы.

Сноска. Пункт 33 в редакции постановления Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2 .

33-1. В случае истребования Президентом Республики Казахстан информации о состоянии конституционной законности в стране Председатель Конституционного Совета своим распоряжением поручает члену Конституционного совета подготовку материалов.

Информация перед ее направлением обсуждается и утверждается на заседании Конституционного совета.

Сноска. Регламент дополнен пунктом 33-1 в соответствии с постановлением Конституционного Совета РК от 08.01.2009 № 2 .

34. Регламент принимается членами Конституционного Совета путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов Конституционного Совета.

Изменения и дополнения в Регламент вносятся в указанном выше порядке.

Глава 4. Международное сотрудничество и иные вопросы
организации и деятельности Конституционного Совета

Сноска. Регламент дополнен главой 4 в соответствии с постановлением Конституционного Совета РК от 13.02.2015 № 1.

35. Конституционный Совет в порядке, установленном законодательством, сотрудничает с международными и региональными правозащитными организациями, органами конституционного контроля, юридическими структурами, научно-исследовательскими учреждениями и учеными-правоведами зарубежных стран. Для определения предмета и механизма взаимодействия могут заключаться соглашения (меморандумы) о сотрудничестве.

36. Председатель и члены Конституционного Совета, а также сотрудники аппарата в целях пропаганды Конституции Республики Казахстан и принципов современного конституционализма, воплощения их положений в действующем законодательстве, а также разъяснения правовых позиций и ежегодных посланий Конституционного Совета принимают участие в конференциях, круглых столах, совещаниях и других мероприятиях, в том числе международного характера.

37. Члены Конституционного Совета и сотрудники аппарата вправе участвовать в мероприятиях по разъяснению основных положений ежегодных посланий Президента Республики народу Казахстана и других программных документов Главы государства по вопросам правового развития, укрепления законности и правопорядка.

38. Награждение сотрудников Конституционного Совета государственными, ведомственными и иными наградами осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством. Предложения о награждении вносятся Председателем и членами Конституционного Совета, а также Руководителем аппарата. Кандидатуры для награждения предварительно могут рассматриваться на заседании Конституционного Совета и Комиссии по государственным, ведомственным и иным наградам Конституционного Совета.

39. При Конституционном Совете Республики Казахстан может быть образован Научно-консультативный совет. Состав, задачи и порядок деятельности Научно-консультативного совета определяются положением, утверждаемым Конституционным Советом.

Сноска. Регламент дополнен пунктом 39 в соответствии с нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

40. В отношении состава Конституционного Совета вопросы командирования, предоставления отпусков, осуществления выплат, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, решаются Председателем Конституционного Совета.

Сноска. Регламент дополнен пунктом 40 в соответствии с нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

41. Председатель и члены Конституционного Совета имеют нагрудный знак, которым они пользуются в течение срока своих полномочий.

Положение о нагрудном знаке, его образец и описание утверждаются Конституционным Советом.

Сноска. Регламент дополнен пунктом 41 в соответствии с нормативным постановлением Конституционного Совета РК от 24.01.2018 № 1.

Это интересно:

  • Кого не имеют права сокращать с работы украина Знать и не бояться: Как избежать сокращения на работе У нас на работе ходят слухи о приближающемся сокращении. Расскажите, как вести себя, чтобы не пострадать? Какие заявления не подписывать? В первую очередь не стоит […]
  • Закон о дарении недвижимого имущества Стоит ли дарить недвижимость? Передать недвижимость своим родственникам или знакомым не так просто, как кажется, ведь сделку еще нужно оформить максимально выгодно для всех ее участников. Помимо оформления договора […]
  • Вещественное доказательство ук рф Сам себе адвокат Ходатайство о возвращении уголовного дела прокурору- образец В_____________________________ суд От адвоката Сальского филиала №1 РОКА Першикова В.Д., защищающего интересы обвиняемого в совершении […]
  • Нужна помощь юриста бесплатная Бесплатная юридическая помощь и консультации при вступлении в Наследство У нас вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по наследственным вопросам онлайн или по телефонам горячей линии. Мы обязательно ответим на […]
  • Новое в законодательстве по алиментам в 2018 году Про штрафы с камер видеофиксации В крупных городах и на федеральных трассах увеличивается число камер видеофиксации нарушений ПДД. Такова политика нашего государства, которое понимает, что сотрудники ГИБДД не в состоянии […]
  • Заявление о возврате залога за квартиру Как оформляется возврат задатка за квартиру? Задаток продавцу – это подтверждение серьезных намерений покупателя, гарантия того, что сделка состоится. Предоставляя часть суммы вперед по официальному договору, покупатель многое […]
  • 322 гпк рф с комментариями Статья 322. Содержание апелляционных жалобы, представления 1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать: 1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление; 2) наименование лица, подающего […]
  • Возьму деньги в долг под расписку от частного лица без предоплаты Кредит от частного лица без залога и предоплат. Где и как можно получить? В данной статье речь пойдет о получении денег в долг без внесения предоплаты и залога. Кредит без внесения залога от частного лица — это займ, который […]