Конституционное право рк в схемах и таблицах

Головистикова, Грудцына: Конституционное право России в схемах и таблицах

Аннотация к книге «Конституционное право России в схемах и таблицах»

В учебном пособии материал излагается в удобной для понимания и запоминания форме — в таблицах и схемах, охватывающих весь курс «Конституционное право России».
Пособие является, по сути, первым научно-методическим изданием, в котором в доступной и понятной форме излагаются основные положения конституционного права России.
Простота и доступность изложения материала делают данное пособие незаменимым при сдаче экзамена.
Предназначено для студентов юридических и иных гуманитарных высших учебных заведений и факультетов очной и заочной форм обучения, а также всех, кто хочет понять и изучить конституционное право России.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Соотношение административного права с другими отраслями права

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 02.12.2014 2014-12-02

Статья просмотрена: 10806 раз

Библиографическое описание:

Петрова А. А. Соотношение административного права с другими отраслями права // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 490-493. — URL https://moluch.ru/archive/79/14091/ (дата обращения: 15.09.2018).

Издревле управление и регулирование социальными процессами присущи любому обществу и государству. Баланс стабильности и развития государства и общества, как целостных систем, априори возможно только при упорядоченном управлении и регулировании различных социальных процессов. Именно поэтому всегда есть место поиску отношений между публичными и частными интересами и их отображением в структуре и деятельности государства. Поиск и применение методов результативного влияния на социальные процессы находятся в плоскостях правовой системы. Очевидно, что их наибольший объем содержит в себе административное право, как опорная отрасль публичного права.

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что административное право, само будучи самостоятельной частью российского законодательства, выступает охранительным для многих других отраслей правовой системы страны. Зачастую нормативно-правовые акты непосредственно соединяются, а также используются в отношениях с предписаниями иных отраслей как публичного, так и частного права. Важное положение административного права в системе разделов законодательства определяется тем, что его нормы устанавливают юридические положения устройства и процесса реализации административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, в ходе которой компетентными административно-публичными учреждениями используются стандарты целого ряда областей публичного и частного права, а именно таможенного, финансового, гражданского, экологического и т. д.

Административное право, как известно, это: «одна из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти или в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности». [8; 12; 13]

Предметом административного права, как известно, являются [8; 12; 13]:

— «управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

— •управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

— отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

— управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий»

Характеризуя роль административного права в системе отраслей российского права, отметим, что оно:

1) «определяет систему, компетенцию и полномочия административно-публичных органов, применяющих в процессе своей административной деятельности нормы других отраслей права;

2) регулируют правовые формы и методы административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

3) устанавливает административные процедуры, определяющие порядок деятельности административно-публичных органов по применению норм других отраслей права;

4) определяет административные права и обязанности физических лиц и организаций, реализация которых этими субъектами позволяет обеспечивать реализацию прав и обязанностей, установленных нормами других отраслей права» [13]

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что роль административного права в системе отраслей права — юридическое обеспечение и сопровождение властной деятельности публичной администрации по применению норм других отраслей права, а значит, юридическое обеспечение реального действия этих норм.

Рационально отграничивать административное право как публичное право, от отраслей частного права. Они различаются первичной структурой, общественными направлениями, функциями и принципами. Как известно, «частное право — допускает частную автономию и юридическую независимость индивидуума (отдельных физических и юридических лиц); в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанная на добросовестности их создания, изменения и прекращения, а также установления порядка рассмотрения и разрешения споров и конфликтов между частными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Предмет публичного права — государство как носитель верховной и суверенной власти, а так же государственная власть в ее различных проявлениях» [12]

Вряд ли можно подвергнуть сомнению утверждение что «административное право является публичным правом», [12] так как оно выражает публичный интерес как в формировании общественных процессов, так и в формах, содержании и методах административного права, работы исполнительной власти.

Существует ряд теорий в административном праве, в которых разграничивается частное и публичное право. Одна из них, «теория интересов», определяет виды интересов, которые обеспечиваются отдельными правовыми нормами, и направления правового регулирования конкретных общественных интересов или действий. Здесь публичное право служит государственным интересам, частное право — частным интересам. На наш взгляд, «теория интересов» дает поверхностные доводы отграничения административного и частного права, потому что большое количество нормативных актов гарантируют параллельно социальные и личные интересы. В то же время нельзя не отметить и положительное в данной теории: представляется, что государство станет правовым только тогда, когда любая норма будет удовлетворять социальным и индивидуальным интересам. Этой теорией можно пользоваться только как дополнительной для разрешения проблемы о разграничении публичного и частного права.

Другая теория, «теория субординации (соподчинения)», предполагает разграничение публичного и частного права, раскрывает характер отношения участниками (субъектами) правовых отношений. Данная теория характеризует сущность публичного права в образуемом в рамках осуществления публичной власти отношении подчиненности. Здесь в публичном праве нижестоящие и вышестоящие субъекты права связаны между собой отношениями подчиненности или соподчинения, а в частном праве субъекты права, вступающие в правоотношения, обладают равным правовым статусом (имеется в виду их равноправие при использовании установленных законом возможностей, правил поведения и действий, а также одинаковую степень подчинения определенным правом процедурам и правилам). Данная теория отражает превосходство государства (властной управленческой деятельности) с его арсеналом средств ограничения, организации и принуждения. Однако отношения подчиненности действуют и в сфере частного права, а договорные отношения и правовое равенство субъектов можно обнаружить в области публичного права (например, заключение соглашений).

По нашему мнению, такое отображение проблемы разграничения публичного и частного права не в полной мере раскрывают их сущность, так как все чаще на себя обращают моменты, когда в современности рождаются новейшие учреждения публичного и частного права. Например, такие учреждения как подчиненность в современном гражданском праве в условиях наличия в практике достаточно обширного количества административных договоров. В то же время, нормативно-правовые взаимодействия в социально — культурной сфере государственного управления, непрерывно расширяясь и развиваясь каждый в собственной отрасли, создают все условия для того, чтобы не рассматривать субординационную теорию как непревзойденную.

Ещё одна теория, это «теория относительности и допустимости правовых норм при регулировании отношений». Данная теория рассматривает административное право как совокупность правовых норм, которые имеют адресантом государство или другие субъекты суверенной государственной власти и применяются для регулирования отношений государства или других государственно-правовых институтов и образований, а также физических лиц, имеющих соответствующий правовой статус. Административное право — это особое право государства и его органов. Частное право — это право для каждого индивида и каждого субъекта права». [11]

По нашему мнению, исследование вышеперечисленных теорий может помочь сформировать представление о роли административного права в системе законодательства, его предназначении и последующем пути развития.

Несмотря на разделение публичного и частного права, административное право, как ранее мы отметили, тесно соотносится со многими другими отраслями права. Данное утверждение вполне соответствует выводам сделанным Б. Н. Габричидзе, который обосновал, что «административное право является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими правовыми отраслями служит фундаментом для возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей…» [7].

Рассмотрим наиболее характерные аспекты взаимодействия административного права с другими отраслями права на конкретных примерах.

Например, административное право плотно взаимодействует с конституционным правом, исходя из того, что оба они отрасли публичного права. Устройство конституционного права и объекты законодательного координирования похожи на устройство административного права. Так как конституционное право — главнейшая ветвь российского права, оно фиксирует правила основания и компетенции исполнительной власти. Ее система, место, правовые функции прописаны в ст. 3, 5, 10, 11, 71–72, 83–88, 102–103, 111, ст. 117, 125 Конституции РФ. Исходной и необходимой для административного права является ст. 110 Конституции РФ, которая определяет состав Правительства РФ, и ч. 1 ст. 117, которая предусматривает право Правительства РФ подать в отставку. [1]

Многие стороны образования и функции устройства исполнительной власти фиксируются федеральными и другими законодательными актами. Так как административное право происходит из норм конституционного права, конкретизирует их, поясняя правовую систему исполнения прав и свобод определенных членов управленческих социальных отношений и административно-правовые способы его защиты; формы и методы государственно-управленческой деятельности, основания ее отраслевой и межотраслевой, региональной и местной организации и т. д.

Взаимодействие и соотношение гражданского права и административного права заключается в потребностях удовлетворения общественных и индивидуальных интересов, требующих употребления и анализа административно-правовых и гражданско-правовых нормативных актов. Поскольку, нормы одной отрасли права охраняются нормами другой отрасли, административное право должно расцениваться как одно из обязательств воплощения гражданско-правовых норм. Административное и гражданское право часто рассматривают одинаковые ситуации, но совершенно различные способы налаживания отношений между субъектами. Часто это бывают имущественные отношения, но существуют различия в способах их координирования. Гражданскому праву свойственно нормативно-правовое равенство воли сторон; отсюда активное использование договорных форм. Для административно-правовой методики характерно различие способностей лиц: желание одного, как правило, господствует над желанием другого. В административно-правовых отношениях одна сторона, в большинстве случаев, снабжена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она (первая сторона) принимает властные решения, производит государственный надзор за функционированием другой, имеет право в определенных, предусмотренных законом ситуациях использовать к ней принуждение.

Одним из примеров соотношения административного права и гражданского права является требования Гражданского Кодекса РФ, который предписывает, что «к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». [3,ст. 2, 16, 124, 125,126, 426; 9; 10]

Кроме того, сравнивая административное и гражданское право, мы видим их различия в методах урегулирования правонарушений. Для административного права характерен императивный метод (метод властных предписаний), а для гражданского — диспозитивный (установление юридического равенства участников правоотношений). Но при этом прослеживаем и их связь, например в вопросе имущественных отношений.

Характеризуя отношения административного права и трудового права, следует отметить, что предписания административного права устанавливают компетенцию учреждений исполнительной власти по регулированию трудовых взаимоотношений. Часто создание нормативно-правовых актов трудового законодательства устанавливается стандартами административного права. Это касается издания приказов об оформлении на работу [5,ст.16] об обеспечении отпуска на установленный период, предписания трудового законодательства — условия появления административно-правовых отношений. Гражданин- член трудового коллектива, участвует в управлении делами предприятия, где он работает. [5] Важную роль в трудовых отношениях играют инспекции и другие контрольные органы, осуществляющие надзор за соблюдением правил охран труда и техники безопасности. Статус указанных органов регулируется административным законодательством. Нормы административного права, устанавливают положения о государственной службе, а нормы трудового права, упорядочивают прием и прохождение этой службы. Некоторые основания для работников, исполняющих те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе, определяются предписаниями административного законодательства.

Рассматривая взаимосвязи административного и уголовного права, можно отметить, что общим для обоих отраслей права является то, что зачастую они охраняют одну и ту же сферу правоотношений, но различаются степенью тяжести санкций за совершение правонарушений. Административное законодательство устанавливает гораздо менее строгую меру ответственности, чем законодательство уголовное, так как административные правонарушения отграничиваются от уголовных правонарушений степенью общественной опасности.

В виду ограниченности объема статьи, мы рассмотрели соотношение и взаимосвязь административного права только с некоторыми отраслями права на характерных примерах. В теории и на практике, существуют достаточно обширное количество примеров и работ, наглядно показывающих соотношение административного права с финансовым, информационным, таможенным, налоговым, военным и другими отраслями российского права. [например, 7; 8; 10; 11; 12; 13]

Таким образом, рассмотрев соотношение административного права с другими отраслями права можно сделать вывод, что административное право является одним из стержней правовой системы государства и тесно соотносится с другими отраслями права, выступая для многих из них в роли охранительного права. Оно является крупнейшим, сложным и имеет важнейшее значение в координировании социальных отношений, установлении порядка управления и реализации гражданами своих прав и обязанностей. Административное законодательство затрагивает все без исключения сферы жизнедеятельности общества и государства.

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. № 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.11.2014г.]

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.11.2014г.]

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26 янв. 1996г. № 14-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 22.11.2014г.]

5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. № 197-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 19.11.2014г.]

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 19.11.2014г.]

7. Габричидзе Б. Н. Административное право России: учебник — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби 2008. — 680 с.

8. Микаилов С. М., Петров Е. Е. Административное право Российской Федерации в схемах и таблицах: учебное пособие Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства Юстиции Российской Федерации», Северный (г. Петрозаводск) филиал.- Петрозаводск: НИН, 2014.-297с.-Библиогр.:с.292–298

9. Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. // Дисс. канд.юрид.наук.12.00.11. Академия управления МВД России. Москва. 2011.

10. Микаилов С. М. Профилактика преступлений имущественной направленности как основная цель деятельности вневедомственной охраны полиции [Текст] / С. М. Микаилов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1–0,5 п.л.

11. Рихтер И., Шупперт Г. Ф. Судебная практика по административному праву: Учеб. Пособие. М., 2000. С. 90–111.

12. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник — 4-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, — 2009. — с.

13. Стахов, А. И., Кононов П. И. Административное право России: учебник для бакалавров — М: — Юрайт. 2014.- 651 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право Республики Казахстан» (стр. 4 )

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Определить в тексте Конституции Республики Казахстан конституционные ограничения прав и свобод, выделив особо цели ограничения.

Задание 3. Выписать из текста Конституции РК права, которые не подлежат ограничению в Казахстане ни при каких условиях.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 3; список литературы.

Тема 4. Основы конституционного строя Республики Казахстан. Политические партии в Казахстане .

1. Понятие и принципы конституционного строя.

2. Основы конституционного строя РК.

3. Административно-территориальное устройство РК.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Определить и записать по Конституции РК универсальные и основополагающие принципы конституционного строя.

Задание 3. Составить таблицу конституционного закрепления принципов правовой государственности в Казахстане (выпишите статьи из Конституции РК 1995г.):

Принцип правового государства

Конституция РК (статья)

Приоритет прав и свобод человека

Верховенство права и закона

Соответствие норм национального права нормам международного права

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 4; список литературы.

Тема 5. Избирательная система и избирательное право в Республике Казахстан.

1. Избирательное право: понятие, принципы, виды.

2. Избирательный процесс: понятие, стадии, процедурный порядок, определение результатов выборов.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Проанализируйте Конституцию РК 1995г., Конституционные законы о выборах и референдуме РК и определите, какая форма избирательной система в РК установлена.

Задание 3. Уясните, сопоставьте и запишите преимущества и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 5; список литературы.

Тема 6. Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан.

1. Правовой статус Президента.

2. Конституционные полномочия Президента

3. Место главы государства как органа высшей власти и его взаимоотношения с иными государственными органами РК.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Изучить и составить периодизацию становления института Президента в РК.

Задание 3. Самостоятельно решите задачу. При решении задачи Вам необходимо: а) определить норму Конституции РК, устанавливающей требования к лицам, назначаемым (избираемым) на должность в органах государственной власти; б) соотнести требования, указанные в Конституции, с характеристиками кандидата; в) сделать вывод о соответствии кандидата требованиям Конституции и возможности занятия им должности.

Рахимов Азамат, гражданин РК, 1939 г. р., уроженец Каз. ССР в 1940 году вместе родителями вынужденно покинул территорию Казахстана. В 1992 году вернулся на историческую родину и был принят в гражданство РК. Свободно владеет казахским языком, и в настоящее время постоянно проживает на территории Жамбылской области. В 1998г. Рахимов Азамат подал заявление в ЦИК с просьбой зарегистрировать его в качестве кандидата в президенты РК.

Определите возможность выдвижения Рахимова А. кандидатом в Президенты РК.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 6; список литературы.

Тема 7. Парламент Республики Казахстан и конституционные основы законодательной власти.

1. Парламент РК, его социально-политическая роль, характеристика и конституционный статус.

2. Законодательный процесс.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Составить схемы по структуре и составу законодательной власти РК.

Задание 3. Самостоятельно решите задачи. При решении задач Вам необходимо: а) определить норму Конституции РК, устанавливающей требования к лицам, назначаемым (избираемым) на должность в органах государственной власти; б) соотнести требования, указанные в Конституции, с характеристиками кандидата; в) сделать вывод о соответствии кандидата требованиям Конституции и возможности занятия им должности.

, гражданин РК, 1950г. р., уроженец г. Актобе, инженер по образованию, предприниматель, депутат Маслихата г. Алматы, постоянно проживающий в г. Алматы, желает выдвинуть себя в качестве кандидата в депутаты Сената Парламента РК от Алматинской области.

Определите возможность выдвижения в качестве кандидата в депутаты Сената от Алматинской области.

В 2012г. Парламентом РК принято решение о досрочном освобождении Президента РК от должности вследствие устойчивой неспособности Президента РК исполнять свои обязанности по болезни. Одновременно председатель Сената Парламента РК заявил о своем желании оставить государственную службу.

Определите должностное лицо, к которому перейдут полномочия Президента РК.

Между Сенатом и Мажилисом Парламента РК возникли крайние противоречия по поводу политической оценки деятельности Правительства РК. В этих условиях Президентом РК было принято решение о роспуске Парламента РК.

Дайте правовую оценку действий Президента РК.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 7; список литературы.

Тема 8. Конституционный статус Правительства и органов исполнительной власти Республики Казахстан.

1. Правительство РК – высший орган исполнительной власти. Профессиональное правительство и его задачи на ближайшую и отдаленную перспективу до 2030 года.

2. Порядок формирования, структура и состав Правительства. Правовое положение министерств РК.

3. Компетенция Правительства РК.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Составить схемы по структуре и составу исполнительной власти РК.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 8; список литературы.

Тема 9. Конституционные основы судебной власти РК. Правовой статус Конституционного Совета. Прокуратура и обеспечение конституционной законности .

1. Конституционные основы судебной власти в РК. Функции судебной власти.

2. Статус судей. Обеспечение независимости и ответственности судей.

3. Структура и статус Конституционного Совета.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Задание 2. Подготовить конспект по вопросу — задачи судебной власти в РК, в свете требований программы «Казахстан-2003», Закона РК «О борьбе с коррупцией» от 02.07.98г., Послания народу Казахстана Президента от 01.01.2001г.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 9; список литературы.

Тема 10. Конституционные основы местного государственного управления и местного самоуправления в Казахстане.

1. Конституционные основы организации и деятельности местных исполнительных органов власти.

2. Конституционные основы организации и деятельности местных представительных органов власти.

3. Понятие и правовые основы местного самоуправления.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу, подготовить конспект и подготовиться к опросу.

Рекомендуемая литература: см. График выполнения и сдачи заданий: Тема № 10; список литературы.

2.4 Форма проведения СРСП

При подготовке к занятиям необходимо законспектировать каждый вопрос по определенной теме, подготовиться к опросу, а также выполнить задания, данные к каждой теме.

Занятия проводятся в форме мини-конференции (темы 3, 8), дебатов (тема 6) и коллоквиумов (см. вопросы для самоконтроля).

-Правила проведения мини-конференции: студенты делятся на две группы. Первая группа готовит доклады по вопросам темы, а вторая группа выступает в качестве оппонентов. Оппоненты анализируют выступления докладчиков и задают им вопросы.

-Правила проведения дебатов: студенты делятся на две противостоящие группы. Каждая группа приводит доказательства в подтверждение своей точки зрения и опровергает доводы другой группы.

-Правила проведения коллоквиумов: студент должен устно, верно ответить на вопросы согласно перечню вопросов для самоконтроля.

Итоги: преподаватель оценивает работу каждого студента, исходя из его уровня подготовленности, и выставляет соответствующие баллы.

Тема 1. Конституционное право – ведущая, интегрирующая отрасль национальной системы права Республики Казахстан и юридической науки . Конституционно-правовые нормы, институты и источники конституционного права РК.

1. Источники конституционного права: материальные, идеологические и юридические (понятие и соотношение).

2. Конституционные законы РК, их система и отличительные признаки.

Выполнить задание:

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу.

Задание 2. Подобрать и записать, что объединяет между собой науку КПРК, предмет науки и методологию КПРК. Найти и записать общее, что объединяет КПРК с гуманитарными и юридическими науками, а также различия между КПРК и гуманитарными науками и юридическими науками. Определить и записать общее и различия между КПРК как наукой и учебной дисциплиной.

Задание 3. На основе прочитанной литературы определить и законспектировать точки зрения казахстанских и зарубежных ученых по следующим определениям: «юридический источник», «конституционный закон», «органический закон», «нормативный акт», «международный договор», «закон».

Задание 4. Вопросы для самоконтроля:

1. В каких аспектах в правоведении рассматривается конституционное право?

2. Каково соотношение между терминами «конституционное» и «государственное» право?

3. Дайте определение отрасли.

4. Что составляет предмет регулирования конституционного права?

5. Чем конституционное право отличается по своему предмету и методу от других отраслей права?

6. В чем проявляются особенности конституционных правоотношений?

7. Дайте определение «субъект правоотношений» и назовите субъекты конституционно-правовых отношений?

8. Какова роль конституционных правоотношений в механизме реализации конституционных норм?

9. Как строится система конституционного права?

10. Охарактеризуйте особенности конституционно-правовых норм?

11. Каковы особенности структуры конституционных норм?

12. Выделите основные виды конституционно-правовых норм?

13. Каковы важнейшие критерии классификации конституционно — правовых норм?

14. Чем характеризуются правовые нормы Конституции РК как источник права?

15. Что означает прямое, непосредственное действие конституционных норм и как его обеспечить в деятельности государственных и общественных органов и их должностных лиц?

16. Каково соотношение категорий «форма права» и «источник права»?

17. Какие виды источников конституционного права РК вы знаете, дайте им определение?

18. Каковы признаки конституционных законов?

19. Назовите казахстанских ученых, внесших вклад в развитии конституционного права Республики Казахстан?

20. Каковы основные тенденции развития науки конституционного права РК в современный период?

21. Каково значение конституционно-правовых принципов?

Рекомендуемая литература: см. список литературы.

Тема 2. Конституция как историческая, политико-социальная и правовая категория. Общая характеристика Конституции Республики Казахстан 1995г.

1. Конституция Республики Казахстан 1993г. (переходного периода): общая характеристика и историческое значение в конституционном строительстве.

2. Конституция Республики Казахстан 1995г.: назначение, содержание, сущность, соотношение с конституционными законами и историческая роль.

3. Реализация Конституции РК: прямое и непрерывное действие конституционных норм.

Выполнить задание:

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу.

Задание 2. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение конституции.

2. Каково значение термина «юридическая конституция»?

3. Каково значение термина «фактическая конституция»?

4. Чем характеризуется состояние фиктивности конституции?

5. Каковы социальные функции конституции?

6. Каковы юридические свойства конституции?

7. Выделите объекты конституционного регулирования?

8. Что понимается под формой конституции?

9. Какова форма Конституции Республики Казахстан?

10. Какова структура Конституции Республики Казахстан?

11. Каковы способы принятия конституций? Как принята Конституция Республики Казахстан?

12. Каковы способы изменения конституций? Каковы способы изменения Конституции Республики Казахстан?

13. Какой порядок принятия и изменения конституций Вам представляется наиболее демократическим и почему?

14. Выделите основные этапы конституционного развития Казахстана.

15. Что означает принцип верховенства Конституции РК?

16. Роль и место Декларации о государственном суверенитете КазССР от 01.01.01г. в период становления Казахстана как суверенного государства.

17. Какова роль и значение Конституционного закона РК «О государственной независимости РК» от 01.01.01г в период становления суверенитета и независимости казахстанского государства?

18. Назовите основные причины разработки и принятия Конституции РК в 1995г.?

19. Какие противоречия содержала в себе Конституция РК от 1993г.?

20. Дайте определение конституционной реформе.

21. Дайте определение конституционному кризису.

22. Какие виды и формы юридической защиты Конституций вам известны?

23. Каков порядок формирования Конституционного Совета РК?

24. В чем заключается компетенция Конституционного Совета РК?

25. Какие вы знаете виды решений Конституционного Совета РК?

26. Каков статус Конституционного Совета в Казахстане?

Рекомендуемая литература: см. список литературы.

Тема 3. Конституционные основы положения человека и гражданина в Республике Казахстан.

1 . Гражданство Республики Казахстан: понятие, принципы.

2. Основания приобретения гражданства.

3. Основания прекращения гражданства.

4. Конституционный статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Институт убежища.

5. Государственные институты, созданные для обеспечения и защиты прав и свобод человек и гражданина.

Задание 1. Проработать рекомендуемую литературу.

Задание 2. Заполните таблицу: Основания приобретения гражданства РК, предусмотренные

законом РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 1.03.1992г.:

Тема 1. Понятие конституционного права Республики Коми

Конституционное право Республики Коми

Учебное пособие

Сыктывкар, 2009

Печатается по решению Учебно-методического совета

Рецензенты:

к.ю.н., доцент, Зав. кафедрой «Теории и истории государства и права» юридического факультета ГОУ ВПО «Сыктывкарского государственного университета»,

Заслуженный юрист РФ, к.ю.н., профессор кафедры «Гражданского права и процесса» юридического факультета ГОУ ВПО «Сыктывкарского государственного университета».

Авторы: Плоцкая О.А., Гурьева Л.А.

Конституционное право Республики Коми: Учебное пособие. Сыктывкар: Издательство _________________, 2009. ________с.

Данное учебное пособие содержит курс лекций, схемы, таблицы в которых представлена информация о конституционном праве Республики Коми, выделены задания предназначенные для самоконтроля студентов, перечень нормативных правовых актов, а также список использованной литературы. Основное внимание уделяется понятию и истории развития конституционного права Республики Коми, конституционному строю Республики Коми, основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, системе органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Коми.

Рекомендуется студентам дневного, заочного отделений по специальности «Юриспруденция», а также всем кто интересуется становлением и развитием конституционного права в Республике Коми.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема1. Понятие конституционного права Республики Коми………………….5

Тема 2. История конституционного строительства в Республике Коми…….10

Тема 3. Конституционный строй Республики Коми……………………………. 25

Тема 4. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина…32

Тема 5. Государственный Совет Республики Коми как высший законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Коми……………………………………………………………. …37

Тема 6. Система органов исполнительной власти Республики Коми……….47

Тема 7. Местное самоуправление в Республике Коми………………………..63

Тема 8. Судебная власть в Республике Коми………………………………….74

Исторические даты становления государственности в Республике

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Конституционное право Республики Коми» подготовлено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция».

В предлагаемом учебном пособии представлены основные понятия, применяемые в регулировании прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, в определении основ конституционного строя Республики Коми, в процессе установления и функционирования различных органов государственной власти и т.д. Применяемая в ряде случаев система схем и таблиц нацелена на облегчение понимания студентами конструкций советских конституций, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, структур, полномочий, видов, органов государственной власти и местного самоуправления.

При разработке учебного пособия были использованы правовые акты федерального уровня: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации; правовые акты Республики Коми: Конституция Республики Коми, законы Республики Коми, правовые акты Главы Республики Коми, органов исполнительной власти Республики Коми.

При подготовке данного учебного пособия использовались также работы таких исследователей, как Ю.В. Гаврюсов, Л.В. Четверикова, М.В. Баглай, и др.

Материалы, представленные в учебной пособии основаны на правовой базе Российской Федерации и Республики Коми по состоянию на 1 ноября 2008г.

Тема 1. Понятие конституционного права Республики Коми

Конституционное право – это одна из отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, устанавливающих и регулирующих основные права и свободы человека и гражданина, основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемые нормами данной отрасли.

Конституционное право рк в схемах и таблицах

Содержание задания по теме

Форма проведения СРС

Неделя проведения СРС

Соотношение Конституционного права как отрасли и Конституционного права как науки

«Конституционное право Республики Казахстан» Копабаев О.К., Копабаева А.О. Электронная книга Алматы 2006 г.

«Конституционное право Республики Казахстан» Шеретов С.Г. Алматы 2006 г.

«Конституционное право Республики Казахстан» Сапаргалиев Г.С. Электронная книга Алматы 2006 г.

Развитие науки конституционного права на современном этапе и ее роль в осуществлении проводимых в Казахстане реформ.

Сагиндыкова А.Н. «Конституционное право Республики Казахстан». Алматы, Білім, 1999 г.

Сапаргалиев Г.С. «Конституционное право Республики Казахстан». Алматы: Жеты Жаргы, 1998 г.

Черняков А.А. «Конституционное право Республики Казахстан: проблемы теории и практики». Алматы, 1997 Конституционное право Республики Казахстан (терминологический словарь). Алматы, 1995 г.

Источники Конституционного права РК

Амандыкова С.К. «Конституционное право Республики Казахстан». Астана, 2001 г.

Ащеулов А.Т. «Конституционное право Республики Казахстан». Алматы, КазГЮУ, 2001 г.

Сапаргалиев Г.С. «Конституционное право Республики Казахстан». Алматы: Жеты Жаргы, 1998 г.

Составление схем и таблиц

Этапы становления конституционного законодательства РК.

1. Всеобщая декларация прав человека // Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г.

2. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 г. // Казахстанская правда 22 мая 2007 года. № 76.

4. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г. // Газета Казахстанская правда. 1998 г. 8 октября.

Сравнительный анализ Конституции РК 1993 и 1995 годов.

Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года.

2. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

3. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 г. // Казахстанская правда 22 мая 2007 года. № 76.

Составление сравнительной таблицы

Административно- территориальное устройство РК.

Закон Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» // Ведомости № 23-24 1993 г. // «Советы Казахстана» от 25 декабря 1993 г.

Форма правления РК.

«Конституционное право Республики Казахстан» Копабаев О.К., Копабаева А.О. Электронная книга Алматы 2006 г.

«Конституционное право Республики Казахстан» Шеретов С.Г. Алматы 2006 г.

«Конституционное право Республики Казахстан» Сапаргалиев Г.С. Электронная книга Алматы 2006 г.

Принцип разделения власти в конституционно- правовом законодательстве РК.

1. Всеобщая декларация прав человека // Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г.

2. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Государственные символы РК.

Закон Республики Казахстан «О государственных символах»

Конституционно- правовой статус языков в РК.

Закон Республики Казахстан «О языках Республики Казахстан» от 10 июля 1997 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан 1997 г. № 13-14. ст.202.

Соотношение конституционно-правовых норм и норм международного права.

1. Всеобщая декларация прав человека // Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г.

2. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Институт гражданства в РК

Закон Республики Казахстан «О гражданстве в Республике Казахстан» от 20 декабря 1991 года // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан № 52, 1991 г. 25 октября. С изменениями и дополнениями Указом Президента Республики Казахстан от 3 октября 1995 г.

Республиканский референдум в Республике Казахстан

1. Конституционный закон «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 4 ноября.

2Мухамеджанов Э.Б. Избирательное право РК (историко-правовой аспект) // Право и государство, 1997г., № 2-4.

3Булуктаев Ю.О. Как избирают Президента. Казахстан и мировой опыт. // Мысль, 1997г., № 9.

4Исмагамбетов Т. Т. Избирательная система и становление многопартийности (сравнительный анализ) // Саясат, 1998г., № 2.

4Джунусова Ж.Х. РК: Президент. Институты демократии. Алматы, 1996г.

Конституционно-правовой институт Президента Республики Казахстан.

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

2. Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 28 декабря.

3. Конституционный закон «О первом Президенте Республики Казахстан» // Газета Казахстанская правда. 2000 г. 21 июля.

Сравнительный анализ законодательства об институте президенства

Выборы Президента Республики Казахстан в 1999 и 2005 гг

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

.Конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 28 декабря.

5. Конституционный закон «О первом Президенте Республики Казахстан» // Газета Казахстанская правда. 2000 г. 21 июля.

Парламент Республики Казахстан, его социально — политическая роль, характеристика и конституционно- правовой статус.

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

2. Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 18 октября.

Сравнительный анализ законодательства о Парламенте РК

Законотворческий процесс в РК

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

2. Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 18 октября.

Слайды по законотворческому процессу

Полномочия Парламента Республики Казахстан.

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

2. Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 18 октября.

Институт парламентаризма и его развитие

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

2. Конституционный закон «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16 октября 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 18 октября.

Конституционно-правовой институт Правительства Республики Казахстан.

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

2. Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 18 октября.

Сравнительный анализ законодательства о Правительстве РК

Конституционные полномочия Правительства Республики Казахстан по осуществлению руководства деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления;

Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Конституционный закон «О Правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1995 г. 18 октября

1. Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1996 г. 9 января.

Конституционный Совет Республики Казахстан как основной субъект обеспечения юридической защиты Конституции Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Конституционный закон «О Конституционном Совете Республики Казахстан» от 29 декабря 1995 года // Газета Казахстанская правда. 1996 г. 9 января.

Сравнительный анализ законодательства о Конституционном Совете РК

Конституционные основы судебной власти Республики Казахстан, ее социально — политическое назначение.

Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей в РК» от 25 декабря 2000 года // Газета Казахстанская правда. 2000 г. 26 декабря.

Сравнительный анализ законодательства о судебной системе и статусе судей РК

Функция правосудия. Независимость судебной ветви власти.

Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей в РК» от 25 декабря 2000 года // Газета Казахстанская правда. 2000 г. 26 декабря.

Защита конституционного строя, охрана прав и интересов личности, государственных органов, предприятий и учреждений.

Всеобщая декларация прав человека // Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г.

Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Закон Республики Казахстан «О прокуратуре Республики Казахстан » от 21 декабря 1995 года.

Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан » от 21 декабря 1995 года.

Закон Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности» 5 декабря 1997 года // Газета Казахстанская правда. 1997 г. 7 декабря.

Конституционно-правовые основы системы правоохранительных органов в Республике Казахстан.

Всеобщая декларация прав человека // Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г.

Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Закон Республики Казахстан «О прокуратуре Республики Казахстан » от 21 декабря 1995 года.

Закон Республики Казахстан «Об органах внутренних дел Республики Казахстан » от 21 декабря 1995 года.

Закон Республики Казахстан «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года.

Закон Республики Казахстан «О государственной службе» от 26 декабря 1995 года.

Конституционные основы организации и деятельности местных представительных органов — маслихатов и местных исполнительных органов государственной власти — акиматов.

Всеобщая декларация прав человека // Генеральная Ассамблея ООН от 10 декабря 1948 г.

Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении» от 23 января 2001 года // Газета Казахстанская правда. 2001 г. 25 января.

Сравнительный анализ законодательства РК о местном государственном управлении

Это интересно:

  • Закон про защите прав потребителей Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) 2018 Этот законодательный акт регулирует отношения, которые в современном обществе возникают наиболее часто. Это отношения между теми, кто предоставляет товары или услуги, и теми, […]
  • Законодательство включает в себя все законы и подзаконные Системы «Кодекс» - больше, чем законодательство РФ Российское законодательство представляет собой иерархическую систему действующих на территории страны законодательных актов. Справочно-правовые системы «Кодекс» содержат полную […]
  • Адвокат нона ростов Паншев Сергей Леонидович Юрист зарегистрированный на Мойюрист.онлайн Образование Донецкое высшее военно-политическое училище (выпуск 1984 г.) Военный университет (выпуск 1997 г.) Опыт работы Юридическая консультация, Адвокатский […]
  • 3-ндфл за 2012 год имущественный вычет С 1 января 2018 года начинается декларационная кампания 2018 года. Подать декларацию по НДФЛ, чтобы получить имущественный или социальный налоговый вычет на образование (лечение) и вернуть налог можно в любое удобное для […]
  • Возврат денежных средств при расторжении договора поставки Возвращение денег при расторжении договора купли-продажи Процедура расторжения заключённого договора купли-продажи подразумевает полное прекращение его действия по инициативе, исходящей от покупателя или продавца и завершение, […]
  • Задняя левая дверь кашкай Дверь задняя для Nissan Qashqai в Алматы Пакет услуг « Быстро x5 » В 5 раз больше просмотров 28 дней на сайте 7 раз первое в поиске 5 раз в «Горячих» Покраска голубым цветом Пакет услуг « Турбо x10 » В 10 раз […]
  • Юрист городище Городище юрист, адвокат - консультация, составление иска, договора Городище юрист, адвокат. Периодически возникают ситуации, когда для решения проблему самому невозможно и необходима консультация юриста. Обращение к юристу и […]
  • Работа в самаре юрист от прямых работодателей Работа: Юрист, прямой работодатель - вакансии в Самаре Обязанности: Представление интересов компании в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, административных органах, рассматривающих дела об административных […]