Коап рф статья 29

Содержание страницы:

Статья 29.9 КоАП РФ. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

1.1. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса;

3) прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

4) освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, частями 2, 4 и 6 статьи 14.5, статьями 14.32, 15.11, частями 1 и 2 статьи 16.2, статьями 19.7.13, 19.15.1, 19.15.2, 19.28 и частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

2. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29.9 КоАП РФ

1. Частью 1 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых выносится постановление о прекращении производства по делу. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5 КоАП), может быть вынесено органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, до передачи дела на рассмотрение — в соответствии со ст. 28.9 КоАП, либо по результатам рассмотрения дела — согласно п. 2 ч. 1 комментируемой статьи.

2. В соответствии со ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

3. За исключением административных наказаний в виде предупреждения, а также в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 28.6, ч. 2 ст. 3.10 КоАП, — административного штрафа и административного выдворения, назначение которых отнесено к ведению должностных лиц органов административной юрисдикции (см. п. 1 комментария к ст. 29.8), — все иные виды административных наказаний, указанные в ст. 3.6 — 3.9, 3.11 КоАП, могут быть назначены только судьей.

О протоколе об административном правонарушении и иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.

4. По смыслу п. 1 ч. 2 комментируемой статьи орган, должностное лицо, не уполномоченные назначать административное наказание данного вида, должны передать дело судье, в орган, должностному лицу, к ведению которых отнесено назначение данного вида административного наказания.

О правовых критериях исчисления размера административного штрафа см. комментарий к ст. 3.5.

Административный штраф в случаях, определенных ч. 1 ст. 28.6 КоАП, может быть наложен уполномоченным должностным лицом на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении (см. комментарий к указанной статье).

5. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (мировыми судьями), органами, должностными лицами в пределах компетенции, установленной ст. 23.1 — 23.63 КоАП. Если по результатам рассмотрения дела выяснится, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица, выносится определение о передаче дела по подведомственности — судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. Судья, орган, должностное лицо в соответствии с п. 1 ст. 29.1 КоАП должны выяснить, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела при подготовке к его рассмотрению, однако вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности возможно только после рассмотрения дела.

Согласно п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 по результатам рассмотрения дела судья арбитражного суда выносит решение, а не постановление, предусмотренное рассматриваемой статьей КоАП (о корреляции процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях см. п. 1 комментария к ст. 29.1).

КоАП РФ 2018

Кодекс РФ об административных правонарушениях с последними изменениями и дополнениями

Следующие изменения в действующей редакции КоАП РФ произойдут 26 сентября 2018 г. , когда вступят в силу положения Федерального закона 155-ФЗ от 27 июня 2018 г.

Следите за последними изменениями КоАП РФ , подписавшись на наш RSS-канал или став нашим читателем в Twitter .

СОДЕРЖАНИЕ КоАП РФ

Для быстрой навигации по статьям КоАП РФ граждане России могут пользоваться левым боковым меню. Содержание каждой главы отражено на соответствующей странице.

РАЗДЕЛ Ⅰ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ Ⅱ ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

РАЗДЕЛ Ⅲ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅳ. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

РАЗДЕЛ Ⅴ. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

33 главы КоАП РФ образуют собой 5 тематических разделов. Первый раздел описывает общие начала административного законодательства России. Во втором разделе представлен перечень всех возможных административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне) и санкции за эти нарушения. Третий раздел посвящен судьям, органам и должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях, описаны их полномочия и установлена подведомственность дел. В четвертом разделе собраны главы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях и порядок привлечения к административной ответственности. Заключительный пятый раздел КоАП РФ рассматривает порядок исполнения решений по административным делам.

Изменения и дополнения КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — это основной документ, регулирующий общественные отношения в области административного права России. С момента своего вступления в силу в 2002 году административный Кодекс дополнялся новыми статьями, уточнялись формулировки и ужесточались санкции в уже существующих статьях, а какие-то статьи утрачивали силу.

Внесение изменений и дополнений в КоАП РФ — это способ поддерживать актуальность настоящего нормативного акта. Изменения в КоАП происходят только одним способом, а именно вследствие принятия Федеральных законов, которые подписывает и публикует Президент России .

Основная сложность в поддержании актуальной редакции Кодекса — это частота вносимых изменений. Например, за 12 месяцев 2014 года, было принято 54 Федеральных закона, предполагающих те или иные изменения в КоАП РФ в разные сроки. За этот же период вступили в силу нормы 29 ФЗ , принятых ранее в 2012 и 2013 годах.

Преодолевая эту сложность, улучшая восприятие норм Кодекса, предоставляя пользователю возможность современной навигации по тексту Кодекса, мы реализовали наш проект, где всегда представлена действующая на сегодня редакция Кодекса об административных правонарушениях. Наша редакция КоАП РФ всегда актуальна, но при этом не отягощена историей правок. Все изменения КоАП РФ представлены в календарном порядке на отдельных страницах за соответствующий год.

Статья 29.1 КоАП РФ. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении (действующая редакция)

Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 29.1 КоАП РФ

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются судьями, органами, должностными лицами в пределах их компетенции, установленной гл. 23 КоАП.

Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению судей гарнизонных военных судов, судей районных судов, судей арбитражных судов, а также мировых судей, определены ст. 23.1 КоАП.

А. При рассмотрении дел об административных правонарушениях возможны коллизии, обусловленные применением различного процессуального законодательства.

Поскольку порядок производства по делам об административных правонарушениях судьями районных судов и мировыми судьями (в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановление по делу) ГПК не определен, данные процессуальные действия устанавливаются разд. IV — V КоАП (см. п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).

Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные ч. 3 ст. 23.1 КоАП к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, определенным гл. 14 — 21 АПК, с особенностями, установленными гл. 25 АПК и разд. IV — V КоАП (см. ч. 1 ст. 202 АПК и п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»). Согласно п. 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ в случаях, когда гл. 25 АПК установлены конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено ст. 29.9 КоАП).

Процессуальные коллизии предписаний АПК и КоАП возможны при рассмотрении дела об административном правонарушении и на стадии исполнительного производства — во всяком случае, они исключены при обжаловании (оспаривании) решений по делам о привлечении к административной ответственности, вынесенных судьей арбитражного суда: по смыслу ч. 3 ст. 30.1 КоАП обжалование осуществляется в соответствии с § 2 гл. 25 АПК (см. также комментарий к ст. 30.1 — 30.11 КоАП).

АПК и КоАП различно определяют подведомственность арбитражному суду дел об административных правонарушениях.

Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1, рассматриваются судьями арбитражных судов только в случаях, не требующих проведения административного расследования; если же оно было назначено, дела об указанных правонарушениях рассматриваются судьями районных судов.

Судьям арбитражных судов подведомственны лишь отдельные дела о правонарушениях, указанных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; во всех остальных случаях дела об административных правонарушениях в зависимости от того, назначено административное расследование или нет, рассматриваются судьями районных судов или мировыми судьями.

Частями 1, 2 ст. 205 АПК и ч. 1, 2 ст. 29.6 КоАП установлены идентичные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении (до 15 дней) и сроки его продления (не более чем на один месяц).

Статус лиц, участвующих в судебном разбирательстве, определяется КоАП и АПК различно: согласно ч. 4 ст. 205 АПК участником производства по делу является также должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях; КоАП рассматривает указанных должностных лиц в качестве участников производства по делу (см. гл. 25 КоАП). Таким образом, по смыслу п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 подлежит применению ч. 4 ст. 205 АПК, устанавливающая конкретное, не предусмотренное КоАП, процессуальное действие: в данном случае должностное лицо органа административной юрисдикции обязано присутствовать при разбирательстве дела, если оно будет уведомлено об этом арбитражным судом соответствующим судебным извещением (ст. 121 АПК).

Судебное разбирательство в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным гл. 19 АПК; по результатам его рассмотрения, в соответствии с ч. 2 ст. 206 АПК судьей арбитражного суда выносится решение о привлечении к административной ответственности или решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Несмотря на очевидные различия в процессуальных действиях (п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП в случае отказа от привлечения к административной ответственности предусматривает вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении), в данном случае в соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 подлежит применению указанная процессуальная норма АПК. При этом содержание решения о привлечении лица к административной ответственности должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 206 АПК, поскольку в данном случае АПК не установлены реквизиты решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. По смыслу ч. 1 ст. 206 АПК указанное решение должно соответствовать требованиям, установленным ст. 170 АПК.

По смыслу ч. 4 ст. 206 АПК решение о привлечении к административной ответственности, вынесенное судьей арбитражного суда, вступает в законную силу по истечении 10 дней после его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Таким образом, оспаривание решения, вынесенного по результатам арбитражного производства, так же как и обжалование постановления по делу об административном правонарушении, приостанавливает исполнение решения (постановления) на срок рассмотрения заявления (жалобы), причем АПК и КоАП устанавливают идентичные временные параметры рассмотрения (ср. ч. 4 ст. 206 АПК и ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП).

Подведомственность дел об административных правонарушениях районным (городским), районным в городах комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав определена ст. 23.2 КоАП. Дела об административных правонарушениях, подведомственные органам исполнительной власти, иным государственным органам (учреждениям), указаны в ст. 23.3 — 23.63 КоАП.

Если рассмотрение дела об административном правонарушении не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым поступили протокол и другие материалы дела, судья, орган, должностное лицо выносят определение о передаче материалов дела на рассмотрение по подведомственности (см. п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП).

Нарушения в подведомственности могут быть установлены при рассмотрении дела. В этом случае согласно п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП по результатам рассмотрения дела выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

Б. Постановлением Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 проблема соотношения норм процессуального законодательства при рассмотрении дел об административных правонарушениях была рассмотрена лишь фрагментарно, в общем контексте вопросов, связанных с введением в действие АПК. Обстоятельному исследованию данной проблемы посвящено Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно п. 9 указанного Постановления, дело об административном правонарушении, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование. При применении данного предписания ВАС следует иметь в виду возможность его неоднозначного истолкования. По смыслу ч. 3 ст. 23.1 КоАП подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях судьям судов общей юрисдикции или арбитражным судьям устанавливается на основе следующих правовых критериев:

— статуса субъекта административного правонарушения. При этом принимаются во внимание принадлежность физического лица к лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов согласно ст. 2.5 КоАП, наделение лица правомочиями индивидуального предпринимателя, а также правовое положение лица — индивидуального субъекта (физического лица) или коллективного субъекта (юридического лица, независимо от его организационно-правовой формы и содержания осуществляемой юридическим лицом коммерческой или некоммерческой деятельности). В соответствии с абз. 1, 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов, а дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов;

— процессуальных особенностей рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, подведомственны судьям районных судов;

— вида административного наказания. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции и судьям арбитражных судов, в обобщающем виде определены ч. 1 ст. 23.1 КоАП, при этом ч. 3 указанной статьи устанавливает, какой судья уполномочен рассматривать дело в зависимости от правовых критериев разграничения подведомственности. В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 23.1 и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов независимо от принадлежности правонарушителей к субъектам предпринимательства; при этом учитывается только возможность проведения указанных процессуальных действий. Таким образом, подведомственность дел об административных правонарушениях арбитражному суду в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, во всяком случае оспорима.

В. Возможность корреляции процессуального законодательства, предусмотренного КоАП и АПК, определена п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, при этом установлены конкретные случаи, когда должны применяться предписания АПК. Это касается наименования категорий дел § 1 и 2 гл. 25 АПК, оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. 206 и 211 АПК), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК).

По смыслу указанного предписания ВАС РФ по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности выносится решение о привлечении к административной ответственности или решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, однако § 2 гл. 25 АПК предусмотрена возможность оспаривания только решения органа, должностного лица, уполномоченных в соответствии с гл. 23 КоАП рассматривать дела об административном правонарушении. В указанных случаях оспаривание, а применительно к терминологии КоАП — обжалование соответствующего решения осуществляется в соответствии с § 2 гл. 25 АПК, что подтверждено также и п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с КоАП не исключена возможность обжалования, наряду с постановлением о назначении административного наказания, постановлением о прекращении производства по делу, также и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, в отличие от обжалования постановлений (определения), выносимого в соответствии с КоАП, § 2 гл. 25 АПК существенно ограничивает процессуальные гарантии оспаривания решений.

По смыслу абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 обжалованию (оспариванию) в соответствии с АПК не подлежат постановления по делу об административном правонарушении, вынесенные судами общей юрисдикции по делам, подведомственным им в соответствии с абз. 1, 3 и 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП.

Оспаривание по правилам, установленным § 2 гл. 25 АПК, решений органа, должностного лица, уполномоченных согласно гл. 23 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществляется независимо от обжалования мер административного пресечения, применяемых в отношении физического или юридического лица, при проведении установленных КоАП процессуальных действий на стадиях производства по делу об административном правонарушении, предшествующих рассмотрению дела: корреляция процессуальных норм КоАП и АПК возможна только при рассмотрении дел об административных правонарушениях (см. также абз. 3 п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2).

2. Об обстоятельствах, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, см. комментарий к ст. 29.2.

3. По смыслу п. 3 комментируемой статьи судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела должны выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, а также, при применении к лицу мер обеспечения производства по делу, протокол об их применении, составляемый независимо от протокола об административном правонарушении (см. п. 4 комментария к ст. 28.1). Об иных материалах дела см. п. 1 комментария к ст. 29.6.

4. Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5), может быть выявлено при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении либо при его рассмотрении судьей, органом, должностным лицом. При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, органом, должностным лицом, в производстве которых оно находится, либо судьей, органом, должностным лицом при его рассмотрении выносится постановление о прекращении производства по делу (см. комментарии к ст. 28.9, 29.9).

5. О ходатайствах лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и об отводах лиц, участие которых в производстве по указанному делу не допускается, см. соответственно комментарии к ст. 24.4, 25.13.

Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении

СТ 29.10 КоАП РФ

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;

2) дата и место рассмотрения дела;

3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;

4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;

6) мотивированное решение по делу;

7) срок и порядок обжалования постановления.

1.1. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 настоящей статьи сведений, должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 настоящего Кодекса.

2. Если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья решает вопрос о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства, о чем указывается в постановлении по делу об административном правонарушении.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства судья решает вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если назначает таким лицам административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

При назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом:

1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению;

2.1) изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам;

4) изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

4. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

5. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия), подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

8. В целях направления для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного в форме документа на бумажном носителе, может быть изготовлен экземпляр указанного постановления в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 29.10 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья закрепляет общие требования к форме и содержанию постановления по делу об административном правонарушении.

Выполнение установленных законом требований является важным принципом законности и обоснованности данного правоприменительного акта. Указанные требования можно разделить на три части. Первые из них относятся к форме и реквизитам юридического документа (п. п. 1 — 3 ч. 1, ч. ч. 4 и 5 комментируемой статьи), а вторые — к его содержанию (п. п. 4 — 7 ч. 1, ч. ч. 1.1, 2 и 3 комментируемой статьи), третьи — специальные требования, предъявляемые к постановлению, оформляемому в виде электронного документа (ч. ч. 6 — 7 комментируемой статьи).

При этом каждое постановление по делу об административном правонарушении имеет строгую логическую структуру, состоящую из относительно обособленных частей, образующих в совокупности единый юридический документ. Можно выделить как минимум три части: вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную.

При этом выделение в классической теории административного права нескольких частей постановления по делу об административном правонарушении (вводная, описательно-мотивировочная (описательная, мотивировочная), резолютивная) соответствует действующему закону, так как в ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ указывается, что резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела.

2. Вводная часть постановления по делу об административном правонарушении начинается после наименования документа и включает в себя описание следующих юридических обстоятельств:

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их рабочий адрес. Важно указывать полностью фамилию, имя, отчество и должность судьи, должностного лица, чтобы определить в последующем подведомственность (подсудность) лица, рассмотревшего дело, и наличие у него соответствующих полномочий. Наименование и состав коллегиального органа позволит проверить также наличие кворума по делу, установить присутствующих лиц коллегиального органа в заседании;

— дата и место рассмотрения дела. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются число, месяц и год вынесения постановления, а в случае, если лицу назначается административное наказание в виде административного ареста или административного выдворения, а также если лицо задерживалось по делу, — еще часы и минуты, когда было вынесено постановление. Это является важной гарантией соблюдения положений ст. 22 Конституции РФ. Временем (датой) вынесения постановления по делу об административном правонарушения является день, месяц и год, когда оно было составлено в полном объеме, а не день оглашения резолютивной части постановления (п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Местом рассмотрения дела является город или иной населенный пункт, где фактически было вынесено данное постановление;

— сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело. Необходимо учитывать, что данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеют существенное значение для правильного разрешения дела (в частности, для установления, является ли это лицо субъектом данного административного правонарушения), для назначения справедливого наказания и разрешения других важных вопросов. Поэтому в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть подробно изложены данные о личности привлекаемого лица.

3. В описательно-мотивировочной части указываются в первую очередь обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

К таким обстоятельствам относятся:

— кем, когда и при каких обстоятельствах был составлен протокол об административном правонарушении;

— обстоятельства совершенного административного правонарушения (установление события административного правонарушения), а также описание времени и места совершения административного правонарушения, последствий, наступивших в результате его совершения;

— описание противоправных действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, формы его вины в инкриминируемом правонарушении;

— анализ доказательств, подтверждающих либо опровергающих виновность лица в инкриминируемом административном правонарушении, рассмотрение их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности;

— анализ иных сведений, являющихся доказательствами, для проведения правильной квалификации деяния, назначения справедливого наказания и исполнения вынесенного постановления.

При рассмотрении дела судьей, органом, должностным лицом должен быть проведен анализ обстоятельств дела и собранных доказательств с указанием того, почему одни доказательства были положены в основу для принятия решения, а другие нет. Только в этом случае постановление по делу об административном правонарушении будет считаться мотивированным.

4. Существенным недостатком административно-процессуального закона является отсутствие порядка признания доказательств недопустимыми и отражение этого процесса в постановлении по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ). Однако это не значит, что признание доказательств таковыми не должно отражаться в постановлении по делу об административном правонарушении. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении должно быть указано мотивированное решение по делу. Между тем нет никаких оснований для исключения из общего объема приводимых мотивов тех из них, которые касаются судьбы доказательств. Причем предполагается, что в постановлении должно быть отражено достаточно доводов и ссылок на признание доказательств недопустимыми, иначе сделанные выводы будут считаться необоснованными и не смогут быть проверены вышестоящими инстанциями. Представляется, что не любое нарушение, допущенное при собирании доказательств, может повлечь их недопустимость, а только существенное.

5. В резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении указывается мотивированное решение по делу. Оно должно заключаться в признании виновным либо невиновным лица в совершении административного правонарушения.

В случае признания лица виновным об этом делается запись с указанием пункта, части и статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой привлекается лицо, с обязательным полным изложением диспозиции нормы права, а также вида и размера административного наказания, назначаемого лицу.

В резолютивной части обязательно указываются срок и порядок обжалования постановления. Общий срок обжалования установлен ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ и составляет 10 суток. Изъятия из этого общего срока указаны в ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ. Порядок подачи жалобы по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.2 КоАП РФ.

6. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, председательствующим в заседании коллегиального органа, или должностным лицом, вынесшим постановление.

7. Необходимо учитывать следующие особенности при вынесении постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста.

Во-первых, при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализацию задач административной ответственности.

Во-вторых, поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II группы, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

В-третьих, если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В-четвертых, в постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

8. Часть 1.1 комментируемой статьи обязывает указывать в постановлении о наложении административного штрафа информацию о получателе штрафа, необходимую в соответствии с правилами расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Данная информация указывается наряду со сведениями, перечисленными в ч. 1 комментируемой статьи.

Приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» установлены требования к информации о получателе административного штрафа и порядке составления распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ.

9. Абзац 1 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает возможность при разрешении судьей вопроса о назначении административного наказания одновременно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В этом случае в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

При наличии споров о возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, а также при рассмотрении дела органом или должностным лицом данные вопросы разрешаются в порядке гражданского судопроизводства, о чем должно быть обязательно разъяснено участникам производства по делу об административном правонарушении.

10. Абзац 2 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает, что при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности следует решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания, и разъясняет суть этих мероприятий.

Вместе с тем следует учитывать, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз. 2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз. 1 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать 90 суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (ч. 2 ст. 3.12, ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (ч. 3 ст. 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.

В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальными предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абз. 2 ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ).

Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 32.12 КоАП РФ и ч. 2 ст. 109 Закона об исполнительном производстве меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

11. В случае если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также должен решаться вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам (ст. 76 НК РФ).

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены виды операций по банковским счетам (вкладам), подлежащие государственному контролю.

Кроме этого, необходимо учитывать, что согласно п. 2.1 ст. 6 указанного Закона основанием для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, является вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ.

12. Абзац 3 ч. 2 комментируемой статьи предусматривает обязательное решение в постановлении по делу об административном правонарушении вопроса о возвращении залога за арестованное судно залогодателю или об обращении залога за арестованное судно в доход государства.

13. Абзац 4 ч. 2 комментируемой статьи устанавливает обязанность для судьи решить в постановлении по делу об административном правонарушении вопрос о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение, если таким лицам назначается административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Кроме этого, при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно ч. 4 ст. 3.10 КоАП РФ административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.

Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено. Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения) (п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

14. Часть 3 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливает порядок решения вопросов в постановлении по делу об административном правонарушении об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

В соответствии с п. 1 ч. 3 комментируемой статьи вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Пункт 2 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

При этом необходимо учитывать, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Пункт 2.1 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 N 180 утвержден Перечень товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению. Этим Постановлением Правительства РФ также утвержден порядок их уничтожения.

Согласно данному нормативному правовому акту установлено, что товары легкой промышленности, включенные в Перечень, утвержденный данным Постановлением, с приложением копии решения суда или постановления по делу об административном правонарушении передаются Росимуществу (его территориальным органам) для организации уничтожения, при этом:

— товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота при производстве по уголовным делам, подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.08.2012 N 848 «О порядке реализации или уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено»;

— товары легкой промышленности, изъятые из незаконного оборота или конфискованные при производстве по делам об административных правонарушениях, подлежат уничтожению в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 N 311 «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

В соответствии с п. 3 ч. 3 комментируемой статьи документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством РФ передаются заинтересованным лицам.

Пункт 4 ч. 3 комментируемой статьи предусматривает, что изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он неизвестен, направляются в Администрацию Президента РФ.

15. Часть 4 ст. 29.10 КоАП РФ посвящена особенностям принятия постановления по делу об административном правонарушении, которое выносится коллегиальным органом. Так, решение по делу в коллегиальном органе должно приниматься простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании. При равенстве голосов членов коллегиального органа голос председательствующего на заседании является решающим.

16. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особенности вынесения постановления в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в случае фиксации административного правонарушения с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, необходимо, во-первых, прикладывать материалы, подтверждающие совершение административного правонарушения конкретным лицом (как правило, фотографию транспортного средства и его государственного регистрационного знака, которые были зафиксированы фотосъемкой (видеосъемкой) в момент совершения административного правонарушения).

Следует отметить, что в случае, если к постановлению по делу об административном правонарушении не приложены материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, из содержания которых можно было бы установить, что административное правонарушение было совершено на транспортном средстве, собственником (владельцем) которого является конкретное лицо, то это является существенным нарушением ч. 1 ст. 1.6 и ч. ч. 6, 7 ст. 29.10 КоАП РФ и влечет отмену вынесенного постановления ввиду его незаконности (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 22.04.2013 N 53-АД13-2).

Во-вторых, постановление оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В ст. 5 указанного Закона закреплено, что видами электронных подписей являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая:

— получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

— позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

— позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

— создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

— ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

— для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи».

Согласно ст. 6 указанного Закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Обратите внимание: основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении будет являться отсутствие в копии данного постановления на бумажном носителе сведений об электронной цифровой подписи должностного лица, вынесшего постановление, которая подтверждала бы юридическую силу этого документа (см., например, Постановления Верховного Суда РФ от 16.08.2013 N 13-АД13-4; N 41-АД13-7; от 31.10.2013 N 32-АД13-7; от 26.05.2014 N 10-АД14-6).

17. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что копия постановления по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе.

Это интересно:

  • Ст 161 ч 3 коап Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2003 N 53-Дп03-3 Приговор по делу о грабеже изменен: исключено указание об одной из ранних судимостей, действия осужденного переквалифицированы с п. “в“ ч. 3 ст. 161 УК РФ на п. “б“ ч. 2 […]
  • Закон рф от о милиции ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 01.09.2010 N 777н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМ БЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ, СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) […]
  • В 2016г будет материнский капитал Материнский капитал будет заморожен до 1 января 2020 года Сегодня был опубликован закон, которым определены особенности изменения размеров различных социальных выплат. Среди них – материнский капитал. С 1 января 2018 года […]
  • Коап по роспотребнадзору Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей СТ 23.49 КоАП РФ 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный […]
  • 85 коап рф 2018 Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации СТ 23.85 КоАП РФ. 1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий […]
  • Гпк ha Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 […]
  • Доходы федерального бюджета на 2018 Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2018-2020 годы МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал закон "О федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов". Соответствующий […]
  • Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз ред о Уголовный кодекс российской федерации от 13061996 63-фз ред от Уголовный кодекс (УК РФ) С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 […]