Коап нарушение трудового законодательства 2018 год

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 мая 2018

Вопрос 1. Указываются ли коды территориальных условий труда при отражении в форме СЗВ-СТАЖ периодов работы застрахованного лица, но договору гражданско-правового характера в районах Крайнего Севера, а также в местности, приравненных к районам Крайнего Севера?

Правила отражения в форме СЗВ-СТАЖ периода работы застрахованного лица гражданско-правового договора, в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к указанным районам, содержатся в Порядке заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для пеням индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (C3R-KOPP)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат н иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

В соответствен с 6.6.11 Порядка в случае, если страхователь в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ одновременно укажет код территориальных условий труда в коды работы застрахованного лица в рамках гражданско-правового договора, то такие сведения при приеме и проверке не будут квалифицированы как содержащие ошибку.

Вопрос 2. На основании каких документов кадрового учета страхователь должен заполнять сведения о периоде работы формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми заключены:

— договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг;

— договоры авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению нравами на коллективной основе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»2, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) по форме и форматам, утвержденным Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения о страховом стаже застрахованного лица представляются страхователями по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11 января 2017 г. № 3п.

При заполнении формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми организацией были заключены гражданско-правовые договоры, сведения о страховом стаже формируются на основании данных, содержащихся в договоре и факта начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы выплат по договору.

Вопрос 3. Должны ли главы КФХ представлять отчетность по форме СЗВ-СТАЖ в отношении себя, членов КФХ?

В соответствии со статьей 11 Федерального закона 16 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам (далее — Расчет) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информационное взаимодействия между ПФР и ФНС России осуществляется в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы н Пенсионного фонда Российской Федерации, Порядком обмена информацией

территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР в части регулярного обмена информацией (далее — форматы).

В соответствии с форматами, ФНС России передает в ПФР информацию из Расчета по каждому члену КФХ, в том числе даты начала и окончания членства застрахованного лица в КФХ. Указанные данные будут использованы для учета на индивидуальном лицевом счете периода работы застрахованного лица.

В этой связи, представление главами КФХ формы СЗВ-СТАЖ не требуется.

Вопрос 4. Какие документы или информацию необходимо передать в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации дли привлечения страхователя к ответственности за правонарушения, установленные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и совершенные им по прежнему месту регистрации?

Правонарушение считается выявленным, в случае если составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если после изменения страхователем места регистрации, территориальным органом ПФР по его старому месту регистрации выявлены ошибки и (или) несоответствия между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимо направлять информацию о выявленном правонарушении с приложением документов, подтверждающих факт указанного правонарушения (например, копия протокола проверки, квитанции о приеме, и т.д.), в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя с целью инициирования процедуры привлечения страхователя к ответственности и взыскания финансовых санкций.

Вопрос 5. Следует ли применять финансовые санкции по Федеральному закону № 27-ФЗ к страхователям, которые не представили формы РСВ-1 с указанием в Разделе 6 тех застрахованных лиц, на которых ими представлены формы СЗВ-М?

Статьей 13 Федерального закона от 12 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»3 определено Право ПФР осуществлять проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В случае выявления несоответствий в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета согласно часто 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователю направляется уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных липах, утвержденной приказом Минтруда, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В случае непредставления страхователем в пятидневный срок исправленных сведений следует проводить оценку применения финансовых санкций в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., и редакции, действующей с 1 января 2017 г., и применять финансовые санкции в меньшем размере, данная позиция применима в отношении сведений раздела 6 формы РСВ-1 ПФР.

Вместе с тем, в случае непредставления страхователем корректирующих индивидуальных сведений в течение указанного срока, отделения ПФР вправе привлечь должностное лицо к административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос 6. Имеет ли право территориальный орган ПФР требовать от организации информацию о Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, а также протоколов сверки Перечня и формы СЗВ-СТАЖ в ходе отчетной компании?

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ — СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР.

Форма отчетности содержит в себе информацию, отражающую данные о периоде работы застрахованного лица в условиях, дающие право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых взносах» по рабочим местам с особыми условиями труда

При этом подпункт 11 пункт 2 статья 11 Федерального закона № 27 — ФЗ предусматривает обязанность предоставления документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (введена с 1 января 217 года).

Кроме того, в рамках полномочий, предоставленных страховщику – Пенсионному фонду Российской Федерации Федеральным законом № 167-ФЗ, территориальные органы ПФР обязаны осуществлять контроль за представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального(персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Таким образом, требование о предоставлении в территориальные органы ПФР необходимых документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не противоречит действующему законодательству Российской Федерация.

Вопрос 7. Должен ли страхователь, имеющий несколько учредителей, одни из которых выбран руководителем, при отсутствии трудовых отношений с каждым из них, а также вознаграждений, представлять сведения персонифицированного учета в орган ПФР, в частности форму СЗВ-М и форму СЗВ-СТАЖ?

В соответствии с пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их учета представляются:

— сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ- СТАЖ-ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом,

— сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ, застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

При этом статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организации в трудовых отношениях, в том числе на руководителя организации.

Вопрос 8. Нужно ли привлекать страхователя к ответственности за

нарушение норм Федерального закона № 27-ФЗ в случае, когда трудовые отношения возникают со дня фактического допущения работника (помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы) к работе до заключения трудового договора?

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь (работодатель) ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прием на работу помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, если об этом содержится указание в представлении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, но не ранее дня начала осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.

При этом согласно пункту 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в установленные законодательством сроки.

Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

В этой связи, страхователь обязан внести соответствующие изменения в первичную учетную документацию по учету кадров и представить сведения по форме СЗВ-М за все предшествующие отчетные периоды с даты начала фактического выполнения работником трудовых обязанностей, не позднее законодательно установленного срока для представления сведений за отчетный период, в котором издано распоряжение о приеме на работу.

Учитывая изложенное, при представлении сведений с типом формы «дополняющая» на помощников членов Совета Федерации в указанные сроки финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Вопрос 9. Привлекать ли к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерация об административных правонарушениях, уволившихся руководителей организаций?

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит — должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполненная своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, руководитель организации, допустивший нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г. отмечается, что прекращение трудовых отношений с руководителем организации, осуществлявшим организационно распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя организации и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Дополнительно сообщаем, что для установления должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в Методических рекомендациях по организации работы территориальных органов ПФР по применению статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рекомендовано использовать, в

частности, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При этом в распоряжении территориальных органов ПФР находится, поступившие из налоговых органов, выписки из ЕГРЮЛ, как до внесения изменений в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, так и после их внесения.

Новые штрафы за нарушение трудового законодательства

  • Вишнепольская Ирина | юрисконсульт-эксперт по вопросам трудового права

Н аступление нового года часто влечет вступление в силу новых положений законодательства. Не исключение и наступающий 2015 год, поскольку с 1 января существенным образом меняются нормы об ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим, какие новые составы правонарушений появились, при каких обстоятельствах велика вероятность их применения и как в целом эти изменения способны повлиять на ­деятельность организации и работу кадровиков.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вносит существенные изменения в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается ответственности за ­нарушения норм трудового законодательства.

Сравнительный анализ: что изменится

Начнем с того, что меняется название статьи 5.27 КоАП РФ. В нынешней редакции заголовок такой: «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», а новое название статьи – «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». Нарушениям в сфере охраны труда с 01.01.2015 будет посвящена отдельная статья КоАП РФ – 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных ­законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

Следует обратить внимание и на то, что ст. 5.27 в новой редакции охватывает нарушения как норм трудового законодательства (к которому, в соответствии со ст. 5 ТК РФ, относятся ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), так и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об ­утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).

Что касается непосредственно содержания ст. 5.27 в новой редакции, то в ней предусмотрено три дифференцированных состава нарушений норм трудового права. В нынешней редакции ст. 5.27 состав правонарушения сформулирован общими словами, без конкретики: нарушение законодательства о труде и охране ­труда. Соответственно, и наказание сейчас не зависит от ­характера нарушения.

Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом

Теперь отдельно выделено следующее нарушение – фактическое допущение сотрудника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015).

Напомним, согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.

Нарушением, наказываемым по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, будет являться ситуация, когда работодатель (его уполномоченные представители) был не в курсе приема нового сотрудника и отказывается признать отношения между лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми, то есть не заключает с этим лицом трудовой договор. Для гражданина установлен штраф от 3000 до 5000 рублей, для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что и непосредственно в ТК РФ установлены последствия неправомерного фактического допуска сотрудника к работе. Такому сотруднику работодатель обязан оплатить фактически отработанное время, а работник, осуществивший фактическое допущение к работе, несет перед работодателем в том числе материальную ответственность (ст. 67.1 ТК РФ).

Как может выглядеть применение данной нормы на практике? Давайте разберемся, кто имеет право допускать работников (являющихся «работниками» весьма условно, поскольку работодатель отказывается признать трудовые отношения с ними) к работе. На данный вопрос отвечает п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Так, представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с данным лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

Соответственно, иные лица, не попадающие в перечисленные категории представителей работодателя, не могут допускать кого-либо к работе. Но порой возникают ситуации, когда работник организации, не ­обладающий ­полномочиями по приему на работу, допускает к работе сотрудников.

Начальник производственного цеха, не согласовав с отделом кадров увеличение штата сотрудников своего подразделения, допустил к работе дополнительных специалистов: выделил им рабочие места, предоставил спецодежду и т.п. Такое может происходить даже не столько по «злой воле» начальника производственного цеха или иного аналогичного работника, сколько из-за недостатка коммуникаций и дисциплины. Так, начальник цеха устно обсудил с кадровиками необходимость найма дополнительных людей в цех и посчитал это достаточным. Кадровик же, обсуждая данный вопрос с директором предприятия, не получила от него согласия, поскольку директор не видел нужды в дополнительных сотрудниках.

Еще более курьезным будет выглядеть случай, когда не начальник цеха, а обычный сотрудник (например, оператор производственной линии), увидев, что кто-то из коллег уволился, пригласит на его место своего друга. После чего кадровик будет удивляться такому «проявлению инициативы» уже не в одиночку, а вместе с начальником цеха, обнаружившего на месте выбывшего работника нового человека, с ­которым трудовой договор заключать не собирались.

Может возникнуть и другая ситуация.

Директор компании находится в отпуске или в командировке. В это время заместитель директора, у которого полномочия по приему новых работников отсутствуют, но исходя из своего статуса он полагает само собой разумеющимся наличие таких полномочий (да и раньше могла складываться ситуация, когда директор одобрял нанятых заместителем людей), по личным мотивам допускает к работе сотрудника. Директор же впоследствии выражает свой протест и не одобряет кандидатуру нового сотрудника.

Таким образом, в вышеописанных ситуациях к административной ответственности могут быть привлечены начальник цеха, заместитель директора и оператор производственной линии. Вопрос в том, кто из них будет привлечен как гражданин, а кто – как должностное лицо. В контексте КоАП РФ (примечание к ст. 2.4) должностным лицом является работник организации, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Исходя из чего делаем вывод, что начальник цеха и заместитель директора будут оштрафованы как должностные лица, а оператор производственной линии – как гражданин.

Возникает вопрос и о том, как может быть обнаружено нарушение. По логике норма защищает права работодателя от действий неуполномоченных лиц принимать новый персонал. Но выявить данное нарушение и привлечь к ответственности должностное лицо либо гражданина может государственная трудовая инспекция (ГИТ). Соответственно, работодателю придется сообщить туда об этом нарушении. Сложно представить такую ситуацию, поскольку вряд ли кадровику, юристу или директору предприятия захочется лишний раз привлекать внимание контролирующих органов. К тому же сама ситуация свидетельствует о недостатке контроля за процессами в организации, и вряд ли стоит это демонстрировать трудовой инспекции, которая может обнаружить и другие нарушения. Для этого в помощь работодателю дана ст. 67.1 ТК РФ, в соответствии с которой провинившегося сотрудника, осуществившего фактический допуск к работе, можно привлечь к дисциплинарной и материальной ответственности.

Более вероятна ситуация, когда сотрудник, допущенный к работе неуполномоченным лицом и встретивший затем отказ работодателя признать трудовые отношения, обратится с жалобой в ГИТ. Вот тут уже проверки инспекции не избежать. В данном случае задача работодателя – доказать, что у лиц, допустивших несостоявшегося сотрудника к работе, не было на это полномочий.

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора

Другой вид административного правонарушения – уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции, действующей с 01.01.2015). Штрафные санкции предусмотрены в следующих размерах: для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей, для индивидуального предпринимателя – от 5000 до 10 000 руб­лей, для юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей. Как видим, в перечне возможных нарушителей нет граждан, что логично следует из характера нарушения. Размеры штрафных санкций достаточно серьезные, что отражает отношение законодателя к степени общественной опасности данного нарушения: оно существенным образом ущемляет права работников. Причем за это нарушение могут быть одновременно оштрафованы и должностное лицо (руководитель), и юридическое лицо.

Фактически в статье содержится несколько подсоставов административного правонарушения:

  • уклонение от оформления трудового договора;
  • ненадлежащее заключение трудового договора;
  • заключение гражданско-правового договора вместо трудового, когда по факту отношения являются трудовыми.

Рассмотрим каждое из этих нарушений. Уклонение от оформления трудового договора возможно, когда работодатель не заключает с работником договор в письменной форме. Например, работник фактически допущен к работе уполномоченным на это лицом (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), избран на должность (ст. 17 ТК РФ) или по конкурсу (ст. 18 ТК РФ), либо решением суда работодателя обязали заключить трудовой договор (ст. 16 ТК РФ), но он по каким-то причинам не заключен. И не заключен он по вине работодателя, поскольку это явствует из формулировки ­нормы: «… уклонение работодателя от оформления трудового договора».

Тут уже не столь важно, активно работодатель уклоняется от подписания трудового договора (предлагает работнику подождать, неосновательно придирается к документам, требует дополнительные документы и т.п.) или пассивно (кадровик в отпуске, а потому некому подготовить трудовой договор; директор в командировке, а никто другой не может подписать трудовой договор и т.п.). Полагаем, при проверке ГИТ (которая может быть как плановой, так и по жалобе работника, с которым никак не заключат трудовой договор) будет важен сам факт: трудовой договор должен быть заключен, а этого не происходит.

Ненадлежащее заключение трудового договора следует понимать как несоблюдение процедурных норм, связанных с оформлением трудового договора. Скажем, нарушение положений ст. 57 ТК РФ (неуказание в трудовом договоре обязательной информации) или нарушение ст. 58 и 59 ТК РФ (заключение срочного трудового договора без оснований). Тут уже внимание трудовой ­инспекции будет приковано ­непосредственно к тексту трудового договора.

Заключение гражданско-правового договора вместо трудового, т.е. прикрытие трудовых отношений гражданско-правовыми, запрещено ч. 2 ст. 15 ТК РФ. Законодатель довольно основательно озаботился этим вопросом. С 01.01.2014 в ТК РФ появилась новая статья 19.1, посвященная механизмам признания трудовыми отношений, прикрываемых гражданско-правовым договором. С января 2015 года вводится и административная ответственность за заключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Логика законодателя тут очевидна: работник, оформленный по гражданско-правовому договору, лишен множества гарантий, предоставляемых трудовым законодательством: права на отпуск, оплату больничного листа, пенсионные отчисления и т.д.

Выявление данного нарушения возможно опять же в результате проверки инспекции по труду, а также в ходе судебного разбирательства, по итогам которого суд признает гражданско-правовой договор трудовым и оформит соответствующее определение (ч. 1 ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Иные нарушения

Прочим нарушениям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посвящена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой сказано об ответственности за нарушения, не предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи (в редакции, действующей с 01.01.2015). Видимо, законодатель посчитал остальные нарушения норм трудового права не столь значительными, чтобы формировать их в отдельные составы административных правонарушений. Соответственно, и наказание предусмотрено не в столь крупных размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

В данную категорию правонарушений будут попадать как нарушения непосредственно ТК РФ и других федеральных и региональных законов (например, отсутствие графика отпусков – ст. 123 ТК РФ; выплата заработной платы один раз в месяц вместо двух, непредоставление расчетного листка – ст. 136 ТК РФ и т.п.), так и нарушения иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (неправильное внесение записей в трудовую книжку – нарушение Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69; заключение договора о материальной ответственности не по форме, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 и т.п.).

Кстати, за повторное нарушение ч. 1–3 ст. 5.27 КоАП РФ, как и раньше, будет предусмотрена повышенная ответственность: увеличенные размеры штрафов и возможность дисквалификации должностного лица на срок до трех лет. А такая мера ответственности, как приостановление деятельности организации, исключается из ст. 5.27 КоАП РФ с 01.01.2015 и ­«переезжает» в новую ст. 5.27.1 КоАП РФ о нарушении норм охраны ­труда.

Выводы и рекомендации

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что установлена дифференциация нарушений норм трудового права, а также усилена ответственность работодателя и сотрудников, ответственных за работу с персоналом.

В связи с этим следует провести разъяснительную работу с руководителями подразделений о недопустимости своевольного допуска к работе новых сотрудников (возможно, приняв для этого локальный нормативный акт, регулирующий вопросы приема на работу в конкретную компанию), отрегулировать процессы приема новых сотрудников, чтобы не создавались условия для правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Если инспекция по труду выявила уклонение от заключения трудового договора или заключение гражданского-правового договора вместо трудового, трудовой договор необходимо как можно скорее заключить.

В случае ненадлежащего заключения трудового договора следует путем подписания дополнительного соглашения с работником внести изменения и/или дополнения в трудовой договор, которые приведут его в надлежащий вид. Например, при необоснованном заключении срочного трудового договора путем подписания дополнительного соглашения его необходимо сделать действующим неопределенный срок.

Конечно, самого факта нарушения данные действия не отменят, но могут повлиять на уменьшение штрафа. Разумеется, это следует делать в тех случаях, когда факт нарушения неоспорим, что случается далеко не всегда. Можно предположить, что проверяющий орган, как это склонны делать все проверяющие, займет активную обвинительную позицию по новым составам правонарушений. А поскольку составы правонарушений сложные и по формулировкам, и по доказыванию, это может повлечь многочисленные обжалования работодателями и их ­должностными ­лицами предписаний и постановлений трудовой инспекции.

Новое в российском законодательстве

4 апреля 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» приведен в соответствие с действующим законодательством о Госкорпорации «Роскосмос»

В соответствии с законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и статьями 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ, Госкорпорация «Роскосмос» наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры.

Подписанным Федеральным законом вносятся уточняющие поправки в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» с конкретным указанием Госкорпорации «Роскосмос» в качестве субъекта постановки на кадастровый учет объектов космической инфраструктуры и регистрации прав на них.

Административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, будет наступать в том числе при наличии абсолютного этилового спирта в крови

Примечание к статье 12.8 КоАП РФ дополнено положением, в соответствии с которым административная ответственность, предусмотренная статьей 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) и частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ (невыполнение требования о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки после ДТП, к которому причастен водитель), будет наступать в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется в том числе наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови.

Принятие данного Закона обусловлено тем, что при установлении факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, определенного наличием абсолютного этилового спирта в крови, административная ответственность не была предусмотрена. Вместе с тем такие ситуации часто возникают, например, при оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме лицам, пострадавшим в ДТП или находящимся в беспомощном состоянии и доставленным в медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Напомним, что в соответствии с приложением к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожном движении, открытую для подписания в Вене 8 ноября 1968 г. (заключено в г. Женеве 1 мая 1971 г.), в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови, а в соответствующих случаях — в выдыхаемом воздухе, превышение которого является несовместимым с управлением транспортным средством.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

Установлен запрет предоставления субсидий юрлицам, включенным в реестр лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ от заключения контракта для целей гособоронзаказа

Предусмотрено, что организациям, включенным в указанный реестр, для которых заключение такого контракта обязательно, не могут быть предоставлены на безвозмездной и безвозвратной основе субсидии в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Расширен перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта

В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, включен случай заключения контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.

Уточнены правила предоставления федеральных субсидий российским производителям камвольных и (или) поливискозных тканей, предназначенных для изготовления школьной формы

Данные субсидии предоставляются на компенсацию потери в доходах, возникших в результате предоставления фиксированной скидки (400 рублей за пог. м камвольной и 100 рублей за 1 пог. м поливискозной ткани) производителю одежды обучающихся в 1 — 4 классах.

Уточнено, в частности, что для получения субсидии организация, с которой заключен договор о ее предоставлении, направляет необходимые заявление и документы в Минпромторг России не чаще одного раза в квартал и не позднее 30 ноября текущего года.

В перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии включено непредставление (предоставление не в полном объеме) необходимых документов и недостоверность представленной информации.

Также установлена обязанность по осуществлению Минпромторгом России и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения организациями целей, условий и порядка предоставления данных субсидий.

Уточнены перечни информации, включаемой в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам

Устанавливается, что в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам и федеральные перечни (классификаторы) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, включается, помимо прочего, наименование показателя(ей), характеризующего(их) содержание государственной (муниципальной) услуги (при установлении такого(их) показателя(ей) соответствующими федеральными органами исполнительной власти) наименование показателя(ей), характеризующего(их) условия (формы) оказания государственной (муниципальной) услуги (при установлении такого(их) показателя(ей) соответствующими федеральными органами исполнительной власти).

Утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Технет» (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы

План мероприятий направлен на устранение или снижение предусматриваемых законодательством РФ и документами по стандартизации административных барьеров, в частности:

устранение барьеров для использования цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации;

устранение барьеров применения цифровых моделей и проведения виртуальных испытаний при подтверждении соответствия продукции;

снижение барьеров использования новых материалов (в первую очередь композитных) и изделий из них, инновационной продукции;

совершенствование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях стимулирования использования новых производственных технологий.

Реализация мероприятий, предусмотренных настоящим планом мероприятий («дорожной картой»), будет осуществляться поэтапно с 2018 по 2035 годы.

На предоставление федеральных субсидий Фонду содействия реформированию ЖКХ не распространяются требования, установленные частью 7 статьи 5 закона о федеральном бюджете на 2018 год

Согласно указанным требованиям, при казначейском сопровождении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, а также субсидий государственным корпорациям, определенным решениями Правительства РФ) перечисление субсидий осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются эти субсидии.

Операции по перечислению указанных субсидий осуществляются территориальными органами Казначейства России от имени получателя средств федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным казначейством.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

В территориальные органы ФНС России направлен обзор судебной практики по делам, связанным с государственной регистрацией юридических лиц и ИП, за I квартал 2018 года

В Обзоре представлены, в частности, следующие правовые позиции:

отсутствие сведений об ИНН лица, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя в разделе 4 Заявления по форме N Р26001, свидетельствует об оформлении заявления с нарушением установленных требований, что приравнивается к его отсутствию и является основанием для отказа в государственной регистрации;

установив, что формулировки, содержащиеся в передаточном акте, представленном для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, в нарушение требований закона не позволяют определить конкретный перечень передаваемых ему обязательств, содержат положения о передаче обществу обязательств по долгосрочному государственному контракту, противоречащие закону в той части, в которой перемена подрядчика при исполнении контракта не допускается, суды признали правомерным оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации юридического лица;

правовые статусы ликвидатора и ликвидационной комиссии являются идентичными, а право выбора назначения ликвидатора или ликвидационной комиссии предоставлено организации законом и не подлежит ограничению, в том числе уставом юридического лица;

отсутствие в материалах дела доказательств, позволяющих прийти к выводу о том, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, юридическое лицо не находится и связь с ним по этому адресу невозможна, явилось основанием для признания незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица;

удовлетворяя требования о признании незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица, суд указал на то, что в соответствии с прямым, императивным указанием закона уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений должно направляться регистрирующим органом, а не иными территориальными органами ФНС России.

Подписан закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями

Устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Ресурсоснабжающая организация получила право в одностороннем порядке прекращать договор ресурсоснабжения, заключенный с управляющей организацией, при наличии у управляющей организации признанной или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

При прекращении договора ресурсоснабжающая организация будет обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает «прямой» договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме. Устанавливается также, что заключение «прямых» договоров в письменной форме не требуется.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Рострудом разработаны рекомендации для работодателей по добровольному внутреннему контролю соблюдения трудового законодательства

Внутренний контроль (самоконтроль) представляет собой добровольную оценку работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур, инструментов.

Работодатель добровольно принимает решение о проведении внутреннего контроля (самоконтроля). Внутренний контроль проводится ежегодно на основании локального нормативного акта работодателя. Внутренний контроль, рекомендации по его результатам, взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются в электронном виде.

Работодатели, применяющие внутренний контроль, информируют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о результатах проведенной оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений.

Предусмотрены, в том числе:

цели и принципы внедрения системы внутреннего контроля;

процедура создания внутри организации работодателя службы внутреннего контроля;

основные задачи службы внутреннего контроля;

порядок использования сервиса «Электронный инспектор» для осуществления работодателями проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства (сервис размещен на электронном портале «Онлайнинспекция.рф» на сайте Роструда, и его использование наряду с другими интерактивными сервисами является бесплатным);

формы проверочного листа для проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства, акта о результатах предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства.

Также приведена Методика апробации системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Целью проведения апробации является экспериментальное изучение возможностей внедрения в практическую деятельность хозяйствующих субъектов системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Установлены дополнительные требования к банкам для принятия их банковских гарантий налоговыми органами в целях обеспечения уплаты налогов

Включены новые требования, в числе которых нахождение под прямым или косвенным контролем Банка России, а также наличие определенного уровня кредитного рейтинга, присвоенного банку по национальной рейтинговой шкале для РФ АО «Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство» или АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА».

Исключен критерий соответствия требованиям, установленным Федеральным законом «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом новых требований скорректированы размеры (в процентах) величины собственных средств (капитала) банка.

Напомним, что в силу банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налога, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней.

Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

ФНС России рекомендован формат представления заявления пользователя о предоставлении фискальных документов

Соответствующее дополнение внесено в рекомендуемые форматы представления информации и документов при информационном взаимодействии с налоговыми органами

Кроме того, в новой редакции изложен формат представления кредитными организациями перечня автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денежных средств.

ФНС России приведены выводы судебных органов по вопросам квалификации объекта типа «трубопровод технологический» в качестве объекта недвижимого имущества

Объект данного типа, в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, спроектирован и смонтирован на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает его прочную связь с землей.

По своей конструкции объект не предназначен для его последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте. Перемещение объекта без нанесения несоразмерного ущерба его конструктивной целостности и проектному функциональному назначению невозможно.

При наличии таких признаков объект квалифицирован как недвижимое имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).

В связи с отнесением объекта к недвижимому имуществу сделан вывод о неприменении к нему положений пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ (в редакции до вступления в силу п. 55 ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

ФНС России разъяснила, что части жилых домов не относятся к видам жилых помещений — объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота

Сообщается, в частности, что в отличие от таких видов жилых помещений, как жилые дома, квартиры и комнаты, при классификации объектов налогообложения (в т.ч. для целей установления налоговых ставок, налоговых вычетов и налоговых льгот) часть жилого дома не выделена в самостоятельный вид объектов налогообложения.

По мнению ФНС России, в случае поступления с 2018 года из Росреестра сведений об объекте вида «часть жилого дома» такой объект должен относиться к «иным зданиям, строениям, сооружениям, помещениям», «прочим объектам налогообложения» (пп. 6 п. 1 ст. 401, пп. 3 п. 2 ст. 406 НК РФ), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

ФНС России сообщены коды категорий земель для отражения в налоговой декларации по земельному налогу

В целях заполнения раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога» по строке с кодом 030 указывается код категории земли.

В письме приведен перечень группировочных кодов, которые могут использоваться в отношении участков, относящихся:

к категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения»;

к землям для обеспечения таможенных нужд;

к категории земель «Земли населенных пунктов».

По мнению Минфина России, в НК РФ требуется внесение изменений в целях установления особенности налогообложения частей жилых домов и частей квартир

Жилищным кодексом РФ к жилым помещениям помимо жилого дома, квартиры и комнаты отнесены также части жилых домов и части квартир.

Однако в отношении таких видов жилых помещений Налоговым кодексом РФ не предусмотрены какие-либо особенности исчисления налога на имущество физических лиц.

При налогообложении частей жилых домов и частей квартир Минфин России рекомендует руководствоваться сведениями, полученными от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

ФНС России разъяснила порядок налогообложения доходов иностранных банков от размещения у них средств под отрицательные процентные ставки

Указанные доходы подпадают под действие положений соответствующих международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Сообщается, что такие доходы не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций на территории РФ при условии отсутствия в РФ постоянного представительства иностранного банка.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Подписан федеральный закон, устанавливающий порядок репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, предоставленных нерезидентам по договорам займа

Определено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты РФ в виде займов нерезидентам резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить, в числе прочего, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа.

При осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам, в том числе, информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров займа сроках исполнения нерезидентами обязательств по возврату предоставленных им резидентами займов.

Федеральным законом также расширен перечень случаев, при наличии которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ, например:

при предоставлении резидентом нерезиденту иностранной валюты или валюты РФ по договору займа, связанному с финансированием геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, перечень которых указан в статье 337 Налогового кодекса РФ, в случае, если указанный договор займа содержит условия о том, что возврат предоставленных денежных средств зависит от факта и объема добычи полезных ископаемых и (или) размера выручки от их реализации и при наступлении указанных в договоре займа условий происходит невозврат денежных средств;

при проведении зачета встречных однородных требований по договорам займа, заключенным между резидентом и нерезидентом, при условии, что встречное требование нерезидента возникло в результате предоставления резиденту займа посредством зачисления денежных средств на счет резидента, открытый в уполномоченном банке.

Уточнено, что резидент будет признаваться исполнившим обязанность по получению от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, в случае, если он обеспечил получение страховой выплаты по договору страхования рисков неисполнения нерезидентом обязательств по заключенному с таким нерезидентом внешнеторговому договору (контракту), договору займа на свои банковские счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на банковские счета, открытые в уполномоченных банках резидента, являющегося выгодоприобретателем по такому договору страхования, в порядке и сроки, которые предусмотрены договором страхования, при наступлении страхового случая, предусмотренного установленным Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» порядком осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, при условии, что определенное договором страхования значение соотношения страховой суммы и страховой стоимости (уровень страхового возмещения) равно установленному названным порядком значению или превышает его.

Кроме того, часть 4 статьи 15.25 КоАП РФ дополнена новым составом правонарушения в виде невыполнения резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

При этом предусмотрено, что положения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в редакции настоящего Федерального закона) и части 4 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются к заключенным до дня его вступления в силу договорам займа, за исключением договоров, существенные условия которых после дня его вступления в силу были изменены.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Начиная с 2018 года отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ представляется с учетом внесенных изменений

Так, в частности, Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) представляется ежемесячно в части определения взаимосвязанных показателей по денежным и неденежным расчетам в части исполнения предусмотренных на финансовый год доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета в результате обменных операций.

Уточнены общие требования к консолидации «Отчета об исполнении бюджета. » (ф. 0503127).

Кроме того, в частности, Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128), а также Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) теперь представляются не ежеквартально, а на 1 июля, 1 октября и 1 января года, следующего за отчетным.

Разъяснены некоторые вопросы отражения в учете НПФ операций по обязательному пенсионному страхованию

В информации Банка России по применению ОСБУ операций, связанных с ведением НПФ деятельности в качестве страховщика по ОПС, затронуты, в частности, следующие вопросы:

расчета результата инвестирования средств пенсионных накоплений;

порядка определения показателя Vk при расчете показателя RESk;

порядка учета дохода от размещения средств пенсионных резервов, инвестирования средств пенсионных накоплений, с указанием бухгалтерских проводок, символов ОФР и кодов вида деятельности, необходимых для отражения в учете данных операций;

порядка отражения расходов по возмещению излишне выплаченных средств НПФ.

Банк России разъяснил некоторые вопросы, связанные с бухгалтерским учетом при реорганизации негосударственного пенсионного фонда

В разъяснениях, в частности, приведены бухгалтерские записи для отражения закрытия счетов раздела 7 главы А Плана счетов бухгалтерского учета в учете реорганизованного НПФ.

Указано также, что в случае реорганизации НПФ в форме присоединения результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, полученные на дату реорганизации, передаются НПФ — правопреемнику. НПФ — правопреемник по состоянию на 31 декабря результаты расчета дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений по каждому застрахованному лицу, полученные от реорганизованного НПФ, суммирует с результатами аналогичного расчета НПФ — правопреемника в отношении указанных застрахованных лиц за период с даты реорганизации по 31 декабря.

Бухгалтерская отчетность НПФ — правопреемника на дату внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности реорганизованного НПФ формируется на основе данных передаточного акта и построчного объединения (суммирования или вычитания при наличии непокрытого убытка прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской (финансовой) отчетности присоединяющегося НПФ.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Запрещена реклама на платежных документах на оплату ЖКУ

В Закон о рекламе внесено дополнение, согласно которому не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

Данный запрет не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Ответственность за нарушение установленного запрета будет нести рекламораспространитель.

ФГБУ вправе осуществлять отдельные полномочия концедента в обязательствах по концессионному соглашению, предметом которого являются объекты здравоохранения

Если объектом концессионного соглашения являются объекты здравоохранения, принадлежащее федеральному государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое учреждение может участвовать на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению.

Учреждениям предоставлено право осуществлять отдельные полномочия концедента, за исключением полномочий по заключению, изменению и расторжению концессионного соглашения, а также контролю за исполнением концессионером обязательств по концессионному соглашению.

При этом предусматривается условие — в результате передачи этого имущества по концессионному соглашению учреждение не лишится возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом.

Осуществляемые ФГБУ полномочия концедента определяются решением о заключении концессионного соглашения.

Установлено дополнительное требование к поручителю, обеспечивающему исполнение обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением

Таким требованием к организации (поручителю) является отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.

Установление для потребителей льготных тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»

Орган регулирования не позднее 5 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта субъекта РФ обеспечивает опубликование перечня потребителей или отдельных категорий потребителей, имеющих право на льготные тарифы (за исключением физических лиц), путем его размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в случае отсутствия такого сайта — на официальном сайте, определенном высшим должностным лицом субъекта РФ.

Установлены особенности проведения отбора проектов по строительству (реконструкции, модернизации) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления в субъектах РФ

Перечень субъектов РФ, в которых предусматривается строительство (реконструкция, модернизация) генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2018 N 567-Р.

уточнен порядок определения объема мощности, фактически поставленной на оптовый рынок с использованием генерирующего объекта, мощность которого отобрана на конкурентном отборе мощности (за исключением генерирующего оборудования гидроэлектростанций), и генерирующего объекта, мощность которого поставляется в вынужденном режиме;

скорректирован порядок определения функции цены мощности в целях определения спроса на мощность;

уточнен порядок установления объема мощности, подлежащей оплате по договорам поставки, заключенным в отношении генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утверждена Концепция создания и функционирования евразийской сети трансфера технологий, направленная на обеспечение организационной поддержки наилучших форм инновационного сотрудничества государств — членов ЕАЭС

Целью создания евразийской сети является объединение усилий государств — членов ЕАЭС, бизнес-сообществ и научно-экспертных сообществ государств — членов ЕАЭС для стимулирования инновационных процессов в этих государствах путем трансфера технологий между промышленными предприятиями, научными организациями и высшими учебными заведениями.

Основными задачами евразийской сети являются:

продвижение инноваций в государствах-членах, содействие в передаче заинтересованным пользователям результатов интеллектуальной деятельности, а также прав на их использование с целью последующего внедрения и коммерциализации;

выявление и формирование заинтересованности пользователей в технологическом сотрудничестве и оказание им содействия в преодолении барьеров, связанных с реализацией проектов по трансферу технологий в рамках ЕАЭС;

создание благоприятных условий для развития межгосударственных кооперационных связей и интегрирования малых и средних промышленных предприятий государств-членов в мировую экономическую систему.

Евразийская сеть создается с использованием сведений, содержащихся в национальных частях единого реестра и функционирует посредством обмена данными, в том числе между пользователями, в электронном виде:

о пользователях, включенных в национальную часть единого реестра;

о технологических запросах и предложениях пользователей;

о сведениях, представленных уполномоченными органами для включения в единый реестр.

В новой редакции изложены специальные карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к отдельным видам подкарантинной продукции

Речь идет о требованиях, предъявляемых к семенному и посадочному материалу, к овощам и картофелю, к зерну, семенам зернобобовых и масличных культур и продуктам их переработки, к плодам и ягодам, к лесоматериалам хвойных и лиственных пород, к прочей подкарантинной продукции, в том числе орехам, торфу, удобрениям животного или растительного происхождения.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Внесены уточнения в единый перечень карантинных объектов ЕАЭС

Речь идет о карантинно вредных организмах, отсутствующих на территории ЕАЭС, а также ограниченно распространенных на территории ЕАЭС. Внесенными изменениями в указанные перечни включены новые позиции, при этом некоторые позиции исключаются.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

До внесения изменений в действующее законодательство приобретение лекарственных средств ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях должно осуществляться органами государственной власти за счет бюджетных средств

Конституционный Суд РФ признал часть 3 статьи 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает возможность неоднозначного решения вопроса о субъекте, обязанном приобретать лекарственные средства ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, и тем самым допускает произвольное возложение данной обязанности на различных участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что отсутствие в действующем законодательстве определенности в отношении субъекта, обязанного приобретать ветеринарные препараты (лекарственные средства) для противоэпизоотических мероприятий по защите диких животных от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, обеспечение проведения которых согласно части 3 статьи 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложено на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, влечет за собой серьезные издержки в правоприменении, не поддающиеся исправлению посредством конституционно-правового истолкования, что не отвечает принципам правового государства, верховенства права и равенства перед законом.

Неоднозначность, неясность и противоречивость правового регулирования неминуемо препятствуют адекватному уяснению его содержания и предназначения, допускают возможность неограниченного усмотрения публичной власти в процессе правоприменения, создают предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия, чем ослабляют гарантии защиты конституционных прав и свобод; поэтому самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы вполне может быть достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 43 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в вопросе о том, на ком из участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов лежит обязанность приобретения лекарственных средств ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях.

Впредь до внесения в законодательство об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, приобретение лекарственных средств ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях должно осуществляться в соответствии со статьями 3 и 5 Закона РФ «О ветеринарии» органами государственной власти за счет бюджетных средств.

Определен перечень сведений о состоянии окружающей среды, которые размещаются в Интернете Росприроднадзором и Росгидрометом в форме открытых данных

— государственные реестры объектов размещения отходов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

— банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов;

— сведения отчетности по образуемым предприятием отходам;

— перечень разрешений на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ);

— реестр лицензий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

— перечень разрешений на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (кроме радиоактивных веществ).

— прогнозы на 1-3 суток о возникновении стихийных гидрометеорологических явлений;

— прогноз температуры на 5-10 суток по северному полушарию;

— основные метеорологические параметры;

— информация гидрометеорологического космического мониторинга;

— информация о состоянии озонового слоя над регионами РФ;

— информация по кислотности и химическому составу атмосферных осадков;

— информация о загрязнении атмосферного воздуха и поверхностных вод на территории РФ;

— информация об экстремально высоком и высоком загрязнении атмосферного воздуха, водных объектов и почвы на территории РФ, а также о радиоактивном загрязнении.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Портал gosuslugi.ru должен обеспечивать доступ заявителей к информации, созданной органами государственной власти, местного самоуправления, а также органами государственных внебюджетных фондов

Такая обязанность закреплена в Положении о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861).

Определено также, что такой доступ обеспечивается в порядке, установленном Минкомсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Установлены требования к обеспечению безопасности при устройстве и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии

Требования распространяются на грузоподъемные машины и механизмы грузоподъемностью 1 тонна и более, специально сконструированные для применения на вводимых в эксплуатацию, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации объектах использования атомной энергии (ОИАЭ) при обращении с ядерными материалами, ядерным топливом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами, радиационными источниками и их перемещении, а также при перемещении грузов в помещениях (зонах), в которых располагаются системы и элементы, важные для безопасности ОИАЭ.

К таким машинам и механизмам относятся:

грузоподъемные краны всех типов;

грузоподъемные электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым крановым путям;

сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления.

Правилами установлены, помимо прочего:

— классификация грузоподъемных машин и механизмов;

— требования безопасности к кранам различных групп;

— требования к изготовлению, монтажу, ремонту и модернизации кранов;

— основные требования к сейсмостойкости кранов;

— правила испытания кранов;

— правила эксплуатации кранов;

— порядок технического освидетельствования кранов;

— срок службы кранов и порядок его установления;

— требования к порядку эксплуатации кранов;

— требования к содержанию технического задания на конструирование крана;

— требования к содержанию паспорта крана и стропа.

Установлены требования к проектированию, изготовлению, реконструкции (модернизации), монтажу, наладке, ремонту, техническому диагностированию и эксплуатации сосудов и баллонов, работающих под избыточным давлением

Правила распространяются на сосуды и баллоны, работающие под избыточным давлением, расположенные и эксплуатируемые на территориях объекта использования атомной энергии (ОИАЭ) отнесенные к 4 классу безопасности по классификации, устанавливаемой в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Правилами установлены требования к:

материалам и полуфабрикатам, из которых изготавливаются сосуды;

процессам изготовления, монтажа, наладки, ремонта и реконструкции (модернизации) сосудов;

арматуре, контрольно-измерительным приборам, предохранительным устройствам сосудов;

установке и техническому освидетельствованию сосудов;

надзору, содержанию, обслуживанию при эксплуатации сосудов;

содержанию паспорта сосуда или баллона.

Установлены требования к проектированию, монтажу, наладке, ремонту, техническому диагностированию и эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды

Требования распространяются на специально сконструированные для применения в области использования атомной энергии трубопроводы пара и горячей воды, отнесенные к элементам 4 класса безопасности по классификации, установленной в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Правилами устанавливаются, в частности, требования к:

материалам и полуфабрикатам, используемым в трубопроводах;

изготовлению деталей и сборочных единиц, монтажу трубопроводов, наладке, ремонту и реконструкции (модернизации) трубопроводов;

техническому освидетельствованию и выдаче разрешения на эксплуатацию;

окраске и надписи на трубопроводах;

нормам оценки качества сварных соединений;

содержанию паспорта трубопровода;

материалам, применяемым для изготовления трубопроводов пара и горячей воды, работающих под давлением.

ПРАВОСУДИЕ

Число мировых судей и судебных участков в Ленинградской области увеличено с 85 до 87

Увеличение связано с необходимостью выравнивания судебной нагрузки.

В Гражданском процессуальном кодексе РФ закреплено правило о недопустимости подачи повторного заявления об отводе тем же лицом по тем же основаниям в случае отказа в его удовлетворении

Ограничение права заявлять повторный отвод тем же лицом и по тем же основаниям содержится в Арбитражном процессуальном кодексе РФ и Кодексе административного судопроизводства РФ. Теперь аналогичная норма предусмотрена и в ГПК РФ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россией ратифицировано соглашение о порядке согласования государствами — членами ЕАЭС с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров, подписанное 26 мая 2017 года в Казани

Соглашение регулирует вопросы взаимодействия между государствами-членами и Евразийской экономической комиссией в связи с предоставлением государствами-членами специфических субсидий в отношении промышленных товаров, определяет порядок добровольного согласования с Комиссией предоставления государствами-членами специфических субсидий, а также проведения Комиссией разбирательств, связанных с их предоставлением.

Соглашением регламентировано проведение процедуры добровольного согласования с Комиссией специфических субсидий и принятия ею соответствующих решений. При проведении анализа учитываются такие критерии, как охват и размер субсидии, вид получателя субсидии (в том числе по отраслям), длительность, цель и основания для предоставления субсидии.

Уточнен порядок пребывания в России членов семей военнослужащих Объединенного штаба ОДКБ, не являющихся гражданами РФ

Россией ратифицирован протокол, устанавливающий, что члены семей военнослужащих Объединенного штаба ОДКБ, не являющиеся российскими гражданами или не проживающие постоянно в РФ, вправе получать разрешение на временное проживание без каких-либо ограничений на период осуществления данными военнослужащими своих полномочий в Объединенном штабе.

Это интересно:

  • Ст 1812 коап рб Штрафы за нарушение правил дорожного движения СТАТЬИ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МЕРЫ Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства - Курение в транспортном средстве общего пользования в […]
  • Литература ук рф Литература ук рф Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 2954. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 […]
  • Судебная повестка у мирового судьи Судебная повестка от мирового судьи была доставлена на почту после суда Здравствуйте ! Сегодня, 03.02.2017 г., в почт. отделении связи мною было получена судебная повестка на судебное заседание по делу об административном […]
  • Письмо с просьбой оплатить задолженность по договору Письмо просьба вернуть долг Письмо #1: Уважаемый Иван Иванович, Хочу еще раз напомнить, что к 15.07.2013 г. мы ждем от Вас полного погашения задолженности по всем договорам. Если Вы не в силах этого сделать, то организуйте нам […]
  • Какие листы декларации заполняются при покупке квартиры Как заполнить 3-НДФЛ для получения вычета при покупке квартиры Покупая недвижимость, вы имеете право на получение имущественного вычета и возврат уплаченного ранее НДФЛ. Как получить вычет, и кто может его получить, читайте […]
  • Установление происхождения детей семейный кодекс Новое в российском законодательстве 3 апреля 2018 года ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Определены основные требования к порядку осуществления органами финансового контроля субъектов РФ и местных администраций контроля за […]
  • Недостача имущества выявленная при инвентаризации Излишки и недостачи при инвентаризации: учет и документы Чтобы реально представлять финансовое положение дел организации, независимо от формы собственности, необходимо иметь достоверные данные обо всем имуществе, находящемся в […]
  • Смена наименования организации образец Смена наименования организации образец + 7 (903) 555-81-30 + 7 (499) 340-75-19 [email protected] Если Вы читаете эту статью, значит – Вы решительно настроены, зарегистрировать автономную некоммерческую организацию […]