Юрист психограмма

Психограмма юриста

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, их соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских, следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств. I фактор — высокий уровень социализации личности юриста.

Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных, условиях профессиональной деятельности, поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов. — доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.); Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму, аморальный образ жизни и т.н. II фактор — эмоционально-волевая устойчивость личности юриста.

Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает: — высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в указанных условиях; — высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции; Отрицательно оцениваются следующие качества личности; низкий порог устойчивости к стрессу, сниженная фрустрационная толерантность, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов. Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с высокой эффективностью профессионального труда юриста. — способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения; — проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания; — свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений; — развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью; — вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); — умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения, оказывать управляющее воздействие на партнера по общению; Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное поведение, снижающими его результативность, являются замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми ему приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: — развитые аналитические способности, такие как гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей своих подчиненных; — развитые коммуникативные качества, предполагающие умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков; доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними; — умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией.

Последняя группа качеств является центральной среди других составляющих организаторские способности. Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, особенно если он занимает должность руководителя, являются повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

Общая характеристика профессиограмм юридических профессий

Создание профессиограмм юридических профессий является частью деонтологической характеристики труда юриста. Каждая профессия, помимо общих требований, предъявляет к юристу (следователю, прокурору, судье, нотариусу, адвокату и др.) специфические требования. Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям профессии.

Профессиограмма является ориентиром для подготовки юриста — специалиста, а также образцом для практикующего юриста в сфере правоприменительной, правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности государства. Разработка профессиограмм (описание профессии) представляет проведение подробного описания наиболее рас­пространенных, основных юридических профессий с указанием их характерных функций. Составной частью профессиограмм является психограмма.

Профессиограмма— это описание относительно устойчивых (ста­бильных) свойств личности, необходимых для эффективной професси­ональной деятельности.

В профессиограммах юридических профессий выделяют следующие основные аспекты (стороны) профессиональной деятельности юриста:

1. Социальный— выражается в необходимости принимать социально значимые решения в процессе толкования и реализации правовых норм, выступать как защитник прав и законных интересов граждан, организатор борьбы с правонарушениями на порученном участке, включая их профилактику, проведение правовой пропаганды среди населения, а также перевоспитание преступника.

2. Поисковый— состоит в применении юристом профессиональных навыков по установлению фактов, имеющих юридическое значение, в сборе информации, необходимой для решения юридических дел.

3. Реконструктивный— заключается в анализе и обобщении всей собранной юристом информации по юридическому делу с целью воссоздания мысленной модели ситуации, требующей правовой оценки.

4. Коммуникативный— отражает стороны профессиональной деятельности юриста, связанные с постоянным общением с людьми — коллегами, клиентами, участниками дела и всеми теми, кто имеет отношение к делу.

5. Организационный— предусматривает эффективную реализацию юристом должностных полномочий, выражающуюся в волевых действиях по организации собственного труда и вверенного ему коллектива.

6. Удостоверительный— выражается в правильном документальном оформлении правовых актов: решений, постановлений, протоколов, приговоров и др.

Определенным аспектом профессиональной деятельности юриста является технический аспект,который проявляется сначала на уровне сознания (в виде знаний формально-юридических «параметров» права, его структуры, процедур и т. д.), затем в процессе этой деятельности (как неотъемлемый ее «технический» аспект и, наконец, в ее результате, проявляющемся в юридико-техническом качестве акта, системы

законодательства и др.

Указанные аспекты характеризуют профессиональную деятельность любого юриста, однако содержание и значимость их должны определяться применительно к конкретной юридической профессии. В каждой из профессий эти аспекты деятельности юриста проявляются в разном наборе, с неодинаковой интенсивностью. В зависимости от личностных качеств юриста они приобретают своеобразный, неповторимый характер.

Рассмотрение профессиограмм в ниже предложенной последовательности отнюдь не означает, что первые юридические профессии имеют приоритет перед другими. Все профессии юриста призваны стоять на страже социальных ценностей личности, общества и государства, и потому каждая из них имеет свое особое и важное значение для утверждения этих ценностей.

Например: Профессиограмма судьи суда общей юрисдикции

Профессиональная деятельность судьи суда общей юрисдикции может быть представлена через следующее содержание основных аспектов.

Социальный аспект деятельности судьи (суда)выражается в:

1) мотивированном постановлении судьи или определении суда об аресте подозреваемого или обвиняемого либо применении предупредительной меры в виде взятия под стражу

2) вынесении справедливого приговора, который должен стать началом разрешения конфликта личности и общества;

3) ответственности перед обществом за социальный прогноз развития личности подсудимого;

4) использовании судебных процессов для предотвращения и пре­дупреждения правонарушений (публичные процессы).

Социальный аспект деятельности судьи требует от него следующих качеств:

справедливости; непримиримого отношения к преступности в любых ее проявлениях

стремления к установлению истины, принципиальности; ответственности за сохранение доверия общественности к судебной системе.

Поисковый аспект деятельности судьи общего суда выражается в:

1) предварительном рассмотрении дела (специальная стадия), которое осуществляется судьей единолично с обязательным участием прокурора (прокурор высказывает мнение о возможности назначения дела к судебному рассмотрению). По результатам предварительного рассмотрения судья назначает дело к судебному рассмотрению или определяет другое решение;

2) сборе и исследовании доказательств. Полномочия судьи в этом аспекте деятельности довольно широки, что ограничивает возможности направления судом дел на дополнительное расследование;

3) возможности действий по изучению лишь тех доказательств, об исследовании которых просят участники судебного процесса. Законом предусмотрено, что судья может не исследовать доказательств в деле и перейти к судебным дебатам, что упрощает рассмотрение отдельных категорий дел.

Поисковый аспект деятельности судьи общего суда требует от него следующих качеств: повышенной осторожности действий; высокой ответственности за принятые решения; умения прогнозировать последствия своего решения; честности с самим собой; критичности и конкретности мышления.

Поисковый аспект деятельности судьи почти не отделим от реконструктивного.

Реконструктивный аспект деятельности судьи состоит в следующем:

(суда первой инстанции)

1) анализ всей собранной по делу информации, ее проверка, анализ, сопоставление, формирование своей версии;

2) заслушивание сторон и их представителей, приведение потока информации к логической системе, воспроизведение события правона­рушения;

3) подготовка проекта и вынесение решения (приговора), соответствующего действующему законодательству: оно должно быть законным, обоснованным, мотивированным; основываться только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании;

4) проверка вынесенного судом первой инстанции решения, то есть повторное рассмотрение дела по сути либо в полном объеме, либо частично с определением нового решения (как правило, проверяются доказательства, которые относятся к той части судебного решения или приговора, законность и обоснованность которых отрицается апеллянтом 1 ):

а) в части обоснованности выводов суда о наличии определенных фактических обстоятельств, достоверности и достаточности положенных в основу доказательств;

б) относительно соответствия принятого решения предписаниям материального права и соблюдения правил судебной процедуры.

Реконструктивный аспект деятельности судьи требует следующих качеств:

независимости — свободы от влияния на профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых; а также свободы от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой деятельности; объективности анализа; беспристрастности — отсутствия приверженности к какой-либо из сторон, способности равно относиться к их притязаниям и личности, действовать в интересах истины и справедливости; определенности решения; широты взглядов.

Заметим, что в апелляционном порядке обжалуются решения и определения суда первой инстанции, которые не вступили в силу. Определения, как правило, не могут быть обжалованы отдельно от решения в том случае, если они мешают дальнейшему производству (движению) дела, или в случаях, прямо предусмотренных процессуальным законом.

Коммуникативный аспект деятельности судьи общего судавыражается в:

1) общении судьи в ходе судебного процесса, где судья является арбитром общения, прежде всего между прокурором и адвокатом;

2) судебных допросах, которые требуют согласованности приемов допросов с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.

Коммуникативный аспект деятельности судьи предполагает такие качества, как:

Юрист психограмма

1 группа коммуникативные качества и умения:

Способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия; умение слушать собеседника; согласовывать свое поведение с действиями других субъектов юридической деятельности, способность разум­но сочетать деловые и личные контакты с окружающими; способность к быстрому установлению психологических контактов с новыми людьми; умение быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в за­висимости от психического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.

Замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интровертированность), неразвитые навыки установления психологического контакта и доверительных отношений.

2 группа — волевые качества

уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях, осторожность, серьезность, решительность, настойчивость.

неуравновешенность, легкомыслие, нерешительность.

3 группа — внимание и наблюдательность

способность быст­ро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, подме­чать изменения в окружающей обстановке, не сосредоточивая сознательно на них внимание.

неустойчивость, рассеянность внимания.

4 группа — интеллектуальные качества

сообразительность; способность оценивать и анализировать складывающуюся ситуацию, изменения обстановки; умение выбрать из большого объема информации ту, которая необходима для решения данной задачи; умение оказывать внушающее воздействие; умение убеждать; способность анали­зировать изменяющуюся ситуацию, делать для себя соответствующие выводы; умственная работоспособность; умение выделять главное.

низкую умственную работоспособность, недостаточно развитые аналитико-прогностические навыки.

5 группа — профессиональная память

способность точно вос­производить информацию в нужный момент; способность легко запоми­нать словесно-логический материал (термины, цифры, фамилии); способность точно передать однажды услышанное; память на внешность и пове­дение человека; память на цвет, форму, величину, движение, расположение объектов, предметов; способность запоминать и своевременно вос­производить мельчайшие детали ситуации общения, по которым впослед­ствии можно составить целостный образ

низкий уровень раз­вития долговременной словесно-логической и наглядно-образной памяти, а также отсутствие стремления к ее совершенствованию.

6 группа — высокая профессиональная мотивация

правдивость, смелость, энергичность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность

лживостью, приниженностью, скептицизмом, гру­бостью, неисполнительностью

7 группа — эмоциональные особенности

эмоциональная ус­тойчивость при принятии ответственных решений; умение преодолевать чувство страха и неопределенности; устойчивость к стрессу.

низкая стрессоустойчивосгь, эмоциональная лабильность, тревож­ность, невротизм, психопатические свойства характера, импульсивность

8 группа — моторные свойства

работоспособность, актив­ность, высокая моторная реактивность (быстрая реакция на внезапное зри­тельное впечатление посредством определенных движений

медлительность, пассивность, торопливость, низкая работоспо­собность.

Статья «Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности.

Значительный удельный вес в деятельности юриста занимают организационно-управленческие вопросы, от правильного разрешения которых во многом зависит эффективность его труда в целом. Причем в некоторых видах юридической деятельности значение организационно-управленческих вопросов значительно возрастает и нередко управленческий аспект становится одним из ведущих, оказывающих существенное влияние на деятельность других лиц.

Умение работать с людьми — важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем (заместителем, помощником руководителя), который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический микроклимат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного, тактического характера, прогнозируя их последствия.

Поэтому многим юристам, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта необходимо иметь организаторские качества.

Прежде всего, это:

— активность, инициативность, находчивость, распорядительность;

— смелость, решительность, настойчивость;

— умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений;

— самостоятельность, ответственность за свои действия и поступки.

Важную роль в структуре организаторских способностей играют и другие отмеченные выше качества: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха.

Напротив, качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его управленческого воздействия, являются:

— психопатические черты и свойства характера, повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность.

Воспитательная функция в деятельности сотрудников правоохранительных органов определяется прежде всего целями и задачами правосудия, их участием в проведении профилактических мероприятий в ходе борьбы с правонарушениями, при разъяснении законодательства различным категориям граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации.

Участие юристов в воспитательной работе предполагает наличие у них высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения.

Психологическая структура, профессионально значимые качества (психограмма) личности юриста

Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности юриста, их соответствия требованиям, предъявляемым профессией. Проведенный профессиографический анализ правоохранительной деятельности прокурорских, следственных, судебных работников позволил сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности, включающих соответствующие им комплексы профессионально значимых психологических качеств.

I фактор — высокий уровень социализации личности юриста. Данный фактор напрямую связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных, условиях профессиональной деятельности, поэтому его следует рассматривать в качестве одного из главных факторов профессиональной пригодности работников правоохранительных органов.

К числу профессионально значимых свойств личности юриста, составляющих данный фактор, относятся:

— высокий уровень развития правосознания (общего и профессионального);

— доминирование социально значимых мотивов в сфере мотивации профессиональной деятельности (стремление помогать людям отстаивать их права, добиваться справедливости, противостоять преступности, непреклонно защищать законность, стремиться к достижению успеха в работе, наиболее полной реализации своих возможностей, завоеванию профессионального авторитета и уважения среди коллег и др.);

— честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость;

— ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность.

Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму, аморальный образ жизни и т.н.

II фактор — эмоционально-волевая устойчивость личности юриста. Комплекс психических свойств, обеспечивающих эмоционально-волевую устойчивость, включает:

— высокий уровень работоспособности, выносливость в ситуациях длительных, интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целеустремленность и продуктивность деятельности в указанных условиях;

— высокий уровень стрессоустойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, самообладание, способность сдерживать спонтанно возникающие импульсивные реакции;

развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, активность, динамичность нервных процессов).

Отрицательно оцениваются следующие качества личности; низкий порог устойчивости к стрессу, сниженная фрустрационная толерантность, избыточная эмоциональная напряженность; агрессивность, импульсивность поступков; невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов.

III фактор — познавательные способности юриста, высокий уровень интеллектуального развития. Это предполагает следующие психологические качества:

— развитой интеллект, аналитико-синтетический склад ума, способности к абстрагированию, рефлексии;

— глубина, оперативность, широта, самостоятельность, продуктивность, гибкость, критичность, прогностичность мышления;

— широкий кругозор, эрудированность;

— развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция;

— емкая память, способность к быстрой актуализации необходимой информации;

— способности к сосредоточению, высокой концентрации внимания и его быстрому переключению с одного объекта на другой;

— развитое смысловое восприятие;

— высокая умственная работоспособность, обучаемость, восприимчивость к новому.

Напротив, низкая умственная работоспособность, сниженные познавательная активность, интеллект, неразвитое воображение, слабая память — качества, несовместимые с высокой эффективностью профессионального труда юриста.

IV фактор — коммуникативная компетентность юриста.

Данный фактор включает следующие свойства:

— способности устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры в процессе общения;

— проницательность, способность правильно интерпретировать поведение, невербальные проявления собеседника и понимать его внутренний мир, дифференцировать правдивые и ложные показания;

— свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, в том числе средствами коммуникативного воздействия, как в межличностном взаимодействии, так и во время публичных выступлений;

— развитая культура речи, предполагающая правильность, четкость, точность, ясность, понятность, гибкость, убедительность, выразительность и образность устной речи, свободное владение письменной речью;

— вежливость, тактичность, чуткость, уважительное, внимательное и доброжелательное отношение к людям, умение слушать партнера по диалогу, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника);

— умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить адекватную линию поведения, стратегию коммуникативного взаимодействия, гибкость, способность изменять в зависимости от складывающихся обстоятельств стиль общения, оказывать управляющее воздействие на партнера по общению;

Качествами, существенно затрудняющими коммуникативное поведение, снижающими его результативность, являются замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях; легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

V фактор — организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, с которыми ему приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист, особенно управленческого звена, помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества:

— самостоятельность, инициативность, предприимчивость;

— настойчивость, целеустремленность, уверенность в себе; в мотивационной сфере — доминирование мотивов достижения;

— чувство ответственности за свои действия;

— развитые аналитические способности, такие как гибкость мышления, умение прогнозировать и планировать совместную деятельность, распределять задания с учетом возможностей и психологических особенностей своих подчиненных;

— развитые коммуникативные качества, предполагающие умение устанавливать психологический контакт с людьми, проницательность, способность прогнозировать поведение подчиненных, понимать мотивы их поступков; доброжелательность к окружающим, психологический такт во взаимоотношениях с ними;

— умение контролировать ход и результаты совместной деятельности, критичность, требовательность к подчиненным;

— умение оказывать управляющее воздействие на коллектив, мотивировать и побуждать подчиненных к выполнению работы, направлять их и «заряжать» своей энергией. Последняя группа качеств является центральной среди других составляющих организаторские способности.

Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, эффективность его воздействия на других лиц, особенно если он занимает должность руководителя, являются повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, властолюбие, пренебрежительное отношение к людям.

ПСИХОГРАММА ЮРИСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

Транскрипт

1 УДК Плиева З.Т. студент 2 курса магистратуры по направлению «Психология» ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)» Россия, г. Самара ПСИХОГРАММА ЮРИСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ В статье ставится проблема влияния формального статуса на идеальный образ судебного юриста. Предлагаются возможные направления для исследования проблемы и ее разрешения. Ключевые слова: юридическая психология, идеальный образ, психограмма, профессиограмма, психология личности юриста. The article raises the problem of the formal status influence to the ideal image of an attorney in law. The author suggests directions for research. Key words: legal psychology, the ideal image, psychogram, professiogram, psychology of lawyer personality. Последнее десятилетие множество споров ведется относительно того, кто может оказывать юридическую помощь гражданам. Государственная политика направлена на введение единых требований для юристов, в том числе представляющих интересы граждан в судах. Одним из таких требований должно стать обязательное членство в адвокатуре. Так, в 2014 году была утверждена государственная программа «Юстиция», целью которой является развитие в обществе правовой модели

2 поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону и повышение доверия к правосудию. К целям этой программы относится, в частности, следующее: упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры, а также развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников. Результатом работы по программе в этой части должно стать создание единого рынка услуг по оказанию юридической помощи, доступной различным группам населения. 1 В профессиональной сфере утверждение такого направления в развитии сферы оказанию юридической помощи породило множество споров. Сторонники введения т.н. «адвокатской монополии» считают, что отсутствие обязательных требований к юристам является причиной огромного количества непрофессионалов на рынке услуг, а гражданин зачастую не способен сделать правильный выбор. Противники изменений полагают, что обязательное членство в адвокатуре для юристов не поднимет качество оказываемой юридической помощи, более того, из-за такого ограничения вероятно возникновения механизмов обхода закона. 2 Имеющаяся ситуация представляется крайне интересной с точки зрения психологии, поскольку порождают вопрос: существуют ли какиелибо различия между адвокатом и, так сказать, не-адвокатом. Имеют ли адвокаты какие-либо преимущества перед юристами, не имеющими такого 1 Постановление Правительства РФ от «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция», опубл. «Собрание законодательства РФ», , 18 (часть II), ст Адвокатская монополия // Вперед в забытое прошлое. Лютенков В. [Электронный ресурс] : zakon.ru/ Режим доступа: от , свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: ).

3 статуса. Можно ли оправдать введение «адвокатской монополии» на представительство в судах такими преимуществами? Если сравнить адвокатов и не-адвокатов, кто окажется ближе к идеалу? Для формулирования гипотезы необходимо определиться с терминологией и тем, что конкретно в личности адвоката и юриста необходимо проанализировать. Согласно ст. 2 Федерального закона от ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. 3 Под понятием «не-адвокат» в настоящей статье подразумевается лицо, имеющее высшее юридическое образование, не занимающее должности государственной или муниципальной службы, деятельность которого связана с представлением интересов доверителей в судах. В научной литературе отсутствуют труды направленные на разработку настоящей темы. В источниках по психологии юридического труда профессии адвоката и юриста-не-адвоката не разделяются. В основном, выделяется отдельно категория специалистов, работающих в органах внутренних дел. Изучением психологии юридического труда, в частности моделью специалиста юриста занимались в той или иной мере В.Л. Васильев, О.Ф. Скакун, Н.И. Овчаренко, Я.Г. Анапреенко, С.Е. Борисова. Для работы над темой необходимо выявить критерии анализа или определить эталон для сравнения. Необходимо обратиться к 3 Федеральный закон от ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», опубл. «Собрание законодательства РФ», , 23, ст

4 теоретическим разработкам психологии труда, чтобы определиться с используемой терминологией. Так, представляются подходящими такие понятия, как профессиограмма, психограмма и модель специалиста. Такое понятие, как профессиограмма подразумевает под собой описательно-технологическую характеристику разных видов профессиональной деятельности, сформированную по определенной схеме и для решения определенных задач. Кроме того, в психологии труда сформулирован такой термин, как психограмма, что означает выделение и описание профессиональноважных качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Обобщающим является понятие модели специалиста. Этот термин в самом общем виде определяется системой из следующих элементов: 1. Профессиограмма, 2. Профессионально-должностные требования, 3. Квалификационный профиль, требования по разрядам, категориям. 4 Представляется, что понятие психограммы является более подходящим для настоящего исследования, поскольку отражает именно качества человека, важные в профессии. Из этого следует, что необходимо изучить психограмму юриста, представляющего интересы доверителей в судах, и проверить наличие соответствующих качеств и их выраженность у адвокатов или у не-адвокатов с тем, чтобы вывить, у тех или других наиболее выражены провессионально-важные качества для работы по представлению интересов доверителей в судах. 4 Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», с.

5 Планируется, что исследование будет проводиться на двух группах: 1. Лица обоих полов, в возрасте от 21 до 60 лет, имеющие действующий статус адвоката, профессиональная деятельность которых связана с представлением интересов доверителей в судах 50 человек. 2. Лица обоих полов в возрасте от 21 до 60 лет, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы по специальности «юриспруденция» не менее двух лет, не замещающие должностей государственной или муниципальной службы, государственных должностей; профессиональная деятельность которых связана с представлением интересов доверителей в судах 50 человек. Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным следующий план исследования: 1. Изучить психограмму юриста, практикующего в судах. Выделить критерии, по которым возможно сравнение членов вышеназванных групп исследования. 2. Провести подбор методик для изучения показателей в группах. 3. Провести исследование по выбранным методикам в группах. 4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы. Использованные источники 1. Постановление Правительства РФ от «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция», опубл. «Собрание законодательства РФ», , 18 (часть II), ст Адвокатская монополия // Вперед в забытое прошлое. Лютенков В. [Электронный ресурс] : zakon.ru/ Режим доступа:

6 v_zabytoe_proshloe от , свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: ). 3. Федеральный закон от ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», опубл. «Собрание законодательства РФ», , 23, ст Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., с. 5. Борисова С.Е. Юридическая психология (психология в деятельности следователя) — Орёл: КАРТУШ, с. 6. О.Ф. Скакун, Н.И. Овчаренко. Юридическая деонтология. Учебник. — Х., с. 7. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», с.

Это интересно:

  • Статья 184 ук украины Уголовный кодекс Украины Общая часть Раздел I Общие положения Раздел Раздел II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Раздел III ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СТАДИИ Раздел IV ЛИЦО, ПОДЛЕЖИТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СУБЪЕКТ […]
  • Полис обязательного медицинского страхования вологда Добровольное медицинское страхование Здоровье – самое ценное богатство в жизни человека. Однако мы обращаем на него своё внимание только тогда, когда недуг начинает нас беспокоить. Наше государство гарантирует получение […]
  • Документальное оформление и контроль движения материальных ценностей Документальное оформление движения производственных запасов 1298 Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов являются основой организации материального учета. Непосредственно по первичным документам […]
  • Гражданская защита пмр Службе Гражданской защиты ПМР исполнилось 27 лет Еще со времен Первой мировой войны с развитием авиации у противника появилась возможность нанесения сокрушительных ударов с воздуха, что приводило к существенным потерям среди […]
  • Приобретение права собственности схема Приобретение права собственности схема 50. СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ Первоначальные способы приобретения права собственности: – оккупация – захват бесхозной вещи. Вещь, не изъятая из оборота и не имеющая […]
  • Права свободы законные интересы граждан Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения Книга является иллюстрацией мнения авторов, которые считают, что дозволительный способ правоотношений в обществе становится все более востребованным. К […]
  • Юридическая помощь в челябинске Бесплатная юридическая помощь для отдельных категорий граждан Каждый человек может оказаться в ситуации, когда ему требуется юридическая помощь. Консультации и сопровождение юристов не обязательно дорого стоят. Во многих случаях […]
  • Значительность ущерба по ст 158 Значительный ущерб как признак хищения (Яни П.С.) Дата размещения статьи: 18.10.2016 Квалифицирующим признаком преступлений, предусмотренных ст. ст. 158, 159, 159.3, 159.5, 159.6, 160 УК РФ, является причинение хищением […]