Хакасия северные надбавки

Процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Рабинович Алла Дмитриевна
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение
Предпосылка для начисления надбавки: северный стаж

В то время как районный коэффициент, призванный компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологические нагрузки в связи с работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, начисляется с первого дня работы у работодателя, для установления процентных надбавок к заработной плате работнику необходимо иметь определенную продолжительность трудового стажа на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях. Иначе говоря, если районный коэффициент выполняет лишь компенсационную функцию, то процентная надбавка стимулирует длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Процентную надбавку к заработной плате можно определить как установленную в процентном отношении к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) выплату компенсационного характера, которую регулярно получает работник за стаж работы в суровых климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.

НА № 1‘2005В основу права на получение заработной платы с учетом процентной надбавки положен стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок определения и исчисления данного стажа согласно положениям ст. 314 ТК РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. До принятия такого акта на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ продолжают применяться те нормы Закона РФ от 19.02.93 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон о Севере) и иных нормативных правовых актов, которые не противоречат ТК РФ.

На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.

Так, продолжает применяться постановление Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.93 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (далее – Постановление от 07.10.93 № 1012), принятое в целях реализации ст. 12 Закона о Севере.

Более подробно вопросы установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок отражены в разъяснении Минтруда России от 16.05.94 № 7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Хакасия» (далее – Разъяснение от 16.05.94 № 7), утв. постановлением Минтруда России от 16.05.94 № 37.

В то же время перечисленные нормативные правовые акты напрямую не отвечают на вопрос, какие конкретно периоды работы или иной деятельности должны учитываться при исчислении стажа для начисления процентных надбавок. Поэтому продолжают применяться положения Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее – Инструкция Минтруда РСФСР), утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2.

В настоящее время в стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются периоды работы по трудовому договору, прохождения военной службы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и другие периоды.

В стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не включается время:

    нахождения в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы; исправительных работ без лишения свободы, отбываемых как по месту работы, так и в иных местах; предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, в течение которого гражданин в соответствии с законом о занятости был зарегистрирован в качестве безработного (за исключением периода выполнения им общественных работ), а также затраченное на проезд по направлению службы занятости населения в другую местность для трудоустройства.

При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

К гражданско-правовым относятся договоры подряда всех видов; договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и другие виды договоров, указанные в Гражданском кодексе РФ

Периоды, в течение которых гражданин выполнял работу по гражданско-правовому договору, в стаж для начисления надбавок не включаются, и на суммы оплаты работы по указанным договорам надбавки не начисляются.

В ТК РФ не предусмотрено начисление процентных надбавок к заработной плате лицам, направляемым в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов в служебные командировки. Им время пребывания на Севере в стаж для выплаты надбавок не засчитывается. В то же время для работников, постоянно работающих и проживающих в северных регионах, при направлении в командировку в центральные районы страны время пребывания в служебной командировке полностью засчитывается в стаж для начисления очередной процентной надбавки.

Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 302 ТК РФ в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.

Прерывание стажа и спорные вопросы

НА № 1‘2007Пунктом 1 Постановления от 07.10.93 № 1012, вступившего в силу с 1 июня 1993 г., предусмотрено суммирование трудового стажа для получения процентной надбавки независимо от сроков перерыва в работе, т. е. в соответ­ствии с действующим законодательством отсутствует зависимость между суммированием трудового стажа и перерывом в работе. В этой связи вызы-вает недоумение позиция Роструда, которая изложена в письме от 13.09.06 № 1597–6-0.

Под непрерывным трудовым стажем, являющимся основанием для выплаты процентных надбавок в районах Крайнего Севера, Федеральная служба по труду и занятости предлагает понимать периоды работы в районах Крайнего Севера, которые суммируются в установленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превышают установленных законодательством сроков, а далее сделана отсылка к Инструкции Минтруда РСФСР, нормы которой таких сроков не содержат.

Кроме отсутствия зависимости между суммированием трудового стажа и перерывами в работе, Постановлением от 07.10.93 № 1012 установлено, что трудовой стаж суммируется независимо от мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Основания расторжения трудового договора в связи с виновными действиями приведены в п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7 и в п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР.

Вопрос соответствия постановления от 07.10.93 № 1012 действующему законодательству был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, и его решением от 28.12.01 № ГКПИ 01–1760 заявление по оспариваемому нормативному акту в части лишения работников процентных надбавок к заработной плате при увольнении за виновные действия было оставлено без удовлетворения.

Позднее судебные органы высказали свою позицию относительно применения суммирования трудового стажа для начисления процентной надбавки.

НА № 4‘2005Так, определением Верховного Суда РФ от 23.12.04 № КАС04–596 признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения указанного решения: подп. «б» (систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка), подп. «и» (увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине) и подп. «к» (совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы) пункта 27 Инструкции Минтруда РСФСР.

При рассмотрении гражданского дела по заявлению об оспаривании подп. «а» (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу) п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7 Верховный Суд РФ решением от 30.06.05 № ГКПИ2005–727 также признал его недействующим с 23 декабря 2004 г. А 3 августа 2006 г. решением № ГКПИ06–823 Верховный Суд РФ признал недействующим с 23 декабря 2004 г. и подп. «г» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР (появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения).

При этом Верховный Суд РФ пришел к выводу, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ни ТК РФ, ни Закон о Севере не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответ­ствии со стажем работы в особых климатических условиях. Фактически, указывает Верховный Суд РФ, работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.

С решениями Верховного Суда РФ трудно не согласиться, однако позиция судебных органов вызывает вопросы.

Во-первых, не понятно, по каким причинам, признавая недействующими и не подлежащими применению подп. «б», «г», «и» и «к» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР, применяющейся в части, не противоречащей действующему законодательству, Верховный Суд одновременно не признал недействующими и не подлежащими применению соответствующие пункты Разъяснения от 16.05.94 № 7.

Во-вторых, признав недействующим подп. «а» п. 2 Разъяснения, предусматривавший прерывание трудового стажа для начисления надбавок в связи с прекращением трудового договора по причине осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, Суд не посчитал дискриминационными другие подпункты п. 2 названного Разъяснения. Хотя фактически и в иных случаях, предусмотренных п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7, работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что в равной степени не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.

Представляется, что для установления единообразия при суммировании трудового стажа, дающего право на процентную надбавку к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следует внести изменение в Постановление от 07.10.93 № 1012, исключив невозможность суммирования стажа в случае увольнения за виновные действия.

Размеры надбавок

В статье 317 ТК РФ предусмотрена разработка Правительством РФ акта, определяющего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты. Вместе с тем, поскольку такой акт отсутствует, процентные надбавки продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и размерах, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР.

Так, еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.67 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» были предусмотрены и применяются до сих пор следующие правила начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. таблицу). Выплата процентной надбавки в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока предусмотрена постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06.04.72 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».

Размер процентных надбавок

Льготы для молодежи

В целях закрепления на Севере молодых специалистов ч. 2 ст. 11 Закона о Севере предусматривала возможность выплаты молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет.

НА № 11,12‘2004Принятый 22 августа 2004 г. Федеральный закон № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) внес существенные коррективы в Закон о Севере. В действующей в настоящее время редакции норма о льготном исчислении надбавок для молодежи отсутствует. Однако в соответствии с п. 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным законом.

Следовательно, положение молодежи, поступающей на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 1 января 2005 г., не может быть ухудшено, если до 1 января 2005 г. они уже прожили в районах Севера не менее 5 лет. Что же касается лиц в возрасте до 30 лет, которые к 1 января 2005 г. не имели пятилетнего срока проживания в районах Севера, то ч. 3 ст. 1 Закона о Севере установлено следующее: гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, могут устанавливаться федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – законами субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем.

Федеральными органами государственной власти до сих пор не принят акт, предусматривающий выплату процентных надбавок в полном размере с первого дня работы для молодежи, поступающей на работу в организации, финансируемые из федерального бюджета. Отсутствуют подобные акты и в большинстве северных субъектов и муниципальных образований России, а там, где такие акты приняты, их содержание вызывает вопросы.

Так, часть 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.05.05 234-З № 475-III «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)» предусматривает возможность выплаты процентной надбавки в полном объеме с момента начала работы лишь молодежи, не менее пяти лет прожившей в Республике Саха (Якутия), тогда как ч. 2 ст. 11 Закона о Севере предусматривала подобную возможность при пятилетнем проживании на территории любых районов Севера России. Также следует отметить, что практически не применяется льготный порядок работодателями, не относящимися к бюджетной сфере. И это при том, что молодежь и без того на протяжении ряда лет активно покидала и продолжает покидать северные районы.

Кроме того, обращает на себя внимание следующий факт. Органы государственной власти (в частности, Минздравсоцразвития России), с одной стороны, указывают, что исключение из ст. 11 части 2 следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Закона № 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона, с другой же стороны, инициатива северных субъектов РФ о возобновлении выплаты процентной надбавки молодежи в полном размере с первого дня работы ими (в частности, Правительством РФ) не поддерживается, поскольку это повлечет за собой увеличение бюджетных расходов.

В настоящее время применяется единственное правило о льготном порядке исчисления процентной надбавки к заработной плате для молодежи в районах Севера. В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.90 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и п. 16 Инструкции Минтруда РСФСР молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате начисляются в размере 20 % по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие 6 месяцев, и по достижении 60 %-ной надбавки – последние по 20 % за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – в размере 10 % за каждые 6 месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, гражданин, проживший хотя бы один год до поступления на работу в районах Севера, выслужит процентную надбавку в полном размере не через 5 лет работы, а в два раза быстрее – через 2,5 года. Если же молодой работник до поступления на работу не проживал в районах Севера, льготное исчисление стажа производится после того, как исполнится первый год его работы и проживания в указанных местностях.

Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лиц в возрасте до 30 лет учитывается независимо от того, когда это имело место. В тех случаях, когда имело место неоднократное проживание в этих местностях небольшой или иной продолжительности, время проживания суммируется.

Процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника, в который не включается лишь выплата по районному коэффициенту, и все виды выплат по среднему заработку.

Ряд вопросов возникает в связи с перерасчетом процентных надбавок при переходе работников, имеющих стаж для их получения, на работу в организации, расположенные в других районах и местностях, где также установлены процентные надбавки.

Основные правила перерасчета процентных надбавок изложены в Разъяснении от 16.05.94 № 7. При этом перерасчет надбавок производится пропорционально времени, проработанному в соответствующем северном районе.

Например, при переходе из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10 %-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.

Работник, имеющий стаж работы в Якутске (район Крайнего Севера) 2 года и получающий 40 %-ную надбавку, уволился, а затем поступил на работу на предприятие, расположенное в Сыктывкаре (местность, приравненная к району Крайнего Севера).

Ему должна быть начислена надбавка согласно расчету:
24 месяца: 12 месяцев х 10 % = 20 %

Следующая 10 %-ная надбавка работнику начисляется в общем порядке через один год работы в Сыктывкаре.

В случаях перехода на работу из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленная за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы – дополнительно пропорционально их количеству.

Работник, проработавший 4 года в Сыктывкаре, при переводе на работу в Якутск должен получить 40 %-ную надбавку, а следующая 10 %-ная надбавка будет ему начислена в общем порядке – через 6 месяцев работы.

Уже более десяти лет в средствах массовой информации активно обсуждается необходимость реформирования системы районного регулирования оплаты труда. Специалисты НИИ труда и социального страхования и других научно-исследовательских институтов высказывают различные мнения: от необходимости полной отмены процентных надбавок к заработной плате до целесообразности их выплаты с первых дней работы всем работникам в одинаковом размере. Также нередко указывают на необходимость выплаты процентных надбавок к заработной плате в период адаптации к природно-климатическим условиям Севера (в течение двух-трех лет), а также на возможность построения снижающейся шкалы процентных надбавок, предусматривающей существенное снижение или полную ликвидацию компенсаций по истечении 10–15 лет работы в районах Севера.

Представляется, что действующая система выплаты процентных надбавок, сформированная еще в 20-х годах прошлого столетия и существенно не изменявшаяся почти 80 лет, оправдала себя и вполне может применяться и в дальнейшем. Однако в связи с проведением работы по районированию Севера и выделению зон дискомфортности / комфортности проживания, по всей видимости, Правительству РФ потребуется дифференцировать размер надбавок по зонам дискомфортности проживания.

Что такое районный коэффициент и где он используется

Для чего вообще потребовалось введение районных коэффициентов?
Россия, как государство, имеет очень обширную территорию. Граждане нашей страны, проживающие в различных регионах, оказываются иногда в сильно отличающихся условиях. В некоторых областях по причинам климатического характера гораздо выше стоимость проживания, при этом трудовые и бытовые условия значительно более сложные и сопряжены с дополнительными нагрузками на здоровье людей. Было бы несправедливо одинаково оценивать труд при таких отличиях в изначальных «правилах игры». Нужен определенный государственный механизм, который бы относительно уравнял в правах всех трудящихся РФ. Роль его в трудовом праве призван выполнять районный коэффициент (РК).

Что это за правовая норма, на какие денежные категории она распространяется, как фиксируется документально и каким образом ее правильно рассчитать, мы рассмотрим в данной статье.

Районные коэффициенты в Трудовом кодексе

Трудовой Кодекс РФ определяет районный коэффициент как механизм выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в регионах с особыми климатическими условиями и приравненными к ним.

Этот способ государственной поддержки работающих граждан действует на правительственном и местном уровне.

ТК РФ и другие законодательные акты прописывают эту норму в следующих положениях:

  • ст. 316 ТК говорит о том, что районные индексирующие коэффициенты устанавливает непосредственно Правительство РФ, что не исключает возможности дополнительных «добавок» из местных бюджетов;
  • ст. 146, ст. 148 ТК подробно расшифровывают понятие РК в качестве гарантированной государством надбавки к различным видам выплат для работающих граждан;
  • территории, на которых будет актуален фиксированный РК, приведены в Постановлении Министерства труда от 11 сентября 1995 года № 49;
  • ст. 10 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1993 года подробно освещает «северные» надбавки.

Кто может претендовать на районные доплаты

Средства с учетом районного коэффициента в качестве гарантированных державой выплат будут получать работники, проживающие и трудящиеся в предусмотренных законом регионах, вне зависимости от формы собственности организации. Особенности региона, определяющие для назначения РК:

  • зависимость от транспорта;
  • наличествующая инфраструктура;
  • экологические условия;
  • климат;
  • сфера функционирования предприятия.

ВАЖНО! Районный коэффициент применяется ко всем сотрудникам, работающим на основании трудового договора, без исключения, с самого первого рабочего дня – при существенном условии их постоянного проживания или занятости на оговоренных территориях.

К местностям со статусом, требующим финансового выравнивания, относятся такие территории РФ:

  • южная часть восточносибирского региона;
  • Дальний Восток;
  • Крайний Север и статусно аналогичные ему регионы.

Выплаты, индексируемые РК

Закон подразумевает перечень финансовых доходов, на которые распространяется обязанность применения районной надбавки:

  • минимальный размер трудового вознаграждения и, соответственно, все выплаты, «привязанные» к МРОТ;
  • оклад, тарифная ставка, сама заработная плата – вся сумма, получаемая сотрудником на руки;
  • все доплаты к трудовому вознаграждению – компенсации, премии, надбавки за стаж, за квалификацию, за военную или коммерческую тайну и т.п.;
  • доплата «за вредность»;
  • компенсация временной нетрудоспособности;
  • вознаграждение сезонных рабочих, совместителей, работников на гибком графике или неполном рабочем дне;
  • пенсионные начисления;
  • другие средства, выплачиваемые на основании трудового или коллективного договора.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Пенсионеры будут получать повышенные суммы только до тех пор, пока проживают на «особых» территориях, переезд в обязательном порядке снимет районную индексацию пенсии.

На эти выплаты РК не распространяется

По логичным причинам коэффициент не применяется к следующим денежным начислениям в пользу сотрудников:

  • оплата отпускных – при их начислении используется ставка, которая уже учитывает РК;
  • единично оказываемая материальная помощь – если эта выплата нерегулярна, а порядок ее начисления не прописан в колдоговоре или специальном положении предприятия;
  • нерегулярные премии;
  • командировочные средства, если работник не едет в область, также принадлежащую к «особым» регионам;
  • надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и аналогичных регионах – РК и «северная» доплата представляют собой разные показатели, смешивать их не следует, хоть они и увеличивают одни и те же выплаты.

РК в трудовом договоре и других документах

Поскольку РК является государственной гарантией, отражающей оплату труда, информация о ней должна содержаться в трудовом договоре как его существенное условие. В этом важнейшем документе обязательно указывается сумма вознаграждения за труд, поэтому региональную доплату надо непременно вписать в его условия.

Допустимо дать в трудовом договоре ссылку на положения колдоговора с этой же информацией либо на текст Положения о заработной плате.

Как начислить выплаты с учетом РК

Районный коэффициент увеличивает размер финансовой выплаты на определенный процент. Бухгалтерия рассчитывает оплату по обычной схеме, действующей для всей страны, а затем умножает получившиеся цифры на свой региональный коэффициент.

Если работодатель затрудняется с определением размера данного показателя, ему следует обратиться в региональную Инспекцию по труду, владеющую всей информацией по этому вопросу, ведь соблюдение этой законодательной нормы обязательно для всех предпринимателей. На их официальном сайте и других информационных ресурсах можно познакомиться с таблицей, содержащей перечень «особых» регионов РФ с соответствующими финансовыми коэффициентами.

Северная надбавка — правила начисления?

Аноним сказал(-а): 04.02.2009 12:01

Северная надбавка — правила начисления?

Доброго времени суток!
Вопрос:
Девушка отработала 3 месяца в 2004 году в пгт. Тура, Эвенкийского МР, где северная у нее была 80%.
После этого устроилась в 2008 году (через 4 года) на работу в Красноярске. на момент трудоустройства ей 22 года и стаж 3 месяца.
Расчет северной надбавки был такой: с первого дня до 6 мес. 0%, с 6 мес. до 1 года 10%, с 1 года до 1,5 лет 20 %, с 1,5 лет — 30 %

В соответствии с Инструкцией к приказу от 22.11.1990:

в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка, но не выше 200 рублей в месяц (вводится с 1 июля 1991 г.);
г) молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 года в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки — последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

Правильно ли это? Или должны были сразу начислять 30 % северных?
(или так: влияет ли ее «прежние установленные 80% СН» на расчет в данный момент)
Помогите, пожалуйста, разобраться.
Спасибо заранее.

Laric сказал(-а): 04.02.2009 14:52

Девушка отработала 3 месяца в 2004 году в пгт. Тура, Эвенкийского МР, где северная у нее была 80%.
После этого устроилась в 2008 году (через 4 года) на работу в Красноярске. на момент трудоустройства ей 22 года и стаж 3 месяца.
Расчет северной надбавки был такой: с первого дня до 6 мес. 0%, с 6 мес. до 1 года 10%, с 1 года до 1,5 лет 20 %, с 1,5 лет — 30 %

Правильно ли это? Или должны были сразу начислять 30 % северных?
(или так: влияет ли ее «прежние установленные 80% СН» на расчет в данный момент)

Давайте разбираться.
На прежнем месте работы 80% надбавки начисляли с первого дня?Скорее всего, в 2004 году человек относился к кагегории «молодежи (лиц в возрасте до 30 лет) . если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет». По действовавшему законодательству — верно.

В 2008 году надбавку начали начислять только через полгода без учета трех месяцев стажа?
Это неправильно.
Три месяца стажа в РКС должны были зачесть . И начислять (3/12 * 10%) с округлением — 3%.
Варианты: 1) Нет документов, подтверждающих стаж в РКС;
2) работник кадровой службы не знает, что стаж «суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений» — не читал Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.93 N 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и в остальных районах Крайнего Севера» и с учетом Определения Верховного Суда РФ от 23.12.2004 N КАС04-596.

То есть работник кадровой службы стаж не суммировал, и начал заново.

А, кстати, правила подсчета стажа , в том числе в случае перехода из одного района в другой, определены не только в упомянутой Иструкции «о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 №2, но более детально —
в Разъяснении Минтруда №7, утвержденном Постановлением Минтруда от 16 мая 1994 г. №37.

В нем, в частности, и заложено правило пропорционального пересчета выслуженного стажа:
(извините за длинную цитату:
«.
3. При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу на предприятие, расположенное в другом районе или местности . перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

а) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной десятипроцентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.
Пример.
Работник, имеющий стаж работы в районах Крайнего Севера 2 года 9 месяцев и получающий надбавку к заработной плате в размере 50 процентов, при переходе на работу на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должен получать процентную надбавку в размере 28 процентов по следующему расчету: за полные два года (24 месяца) — 20 процентов и за девять месяцев — 7,5 процента (9 месяцев : 12 месяцев х 10 процентов), итого 27,5 процента. При этом образующиеся дробные доли процента при величине от 0,5 и более округляются до целой единицы, а при величине менее 0,5 — отбрасываются.
Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через год с момента перехода работника на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере, установленном для этих местностей;
б) в случаях перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев.
Пример.
Работник, проработавший на предприятии, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, 3 года 10 месяцев, получает процентную надбавку 30 процентов. При переходе на работу на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ему сохраняется процентная надбавка в размере 30 процентов за 3 года работы, а за 10 месяцев дополнительно начисляется 8,3 процента (10 месяцев : 12 месяцев х 10 процентов). При этом образующиеся дробные доли процента при величине от 0,5 и более округляются до целой единицы, а при величине менее 0,5 — отбрасываются.
Начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через 6 месяцев с момента перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, в размере, установленном для этого района;
в) в случае перехода работника с предприятия, расположенного в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им на каждом из этих предприятий. При этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.
В таком же порядке определяется размер процентной надбавки для работника, переходящего с предприятия, расположенного в Чукотском автономном округе, в Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе, Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря), на работу на предприятие, расположенное в других районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и обратно;
г) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, с предприятий, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.
Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через 6 месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Если на момент перехода работника на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им неполностью и ее размер составляет менее 30 процентов, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за 3 месяца работы в районах Крайнего Севера и за 6 месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, с предприятия, расположенного в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на предприятие, расположенное в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Как видите, именно Вашего случая в правилах и примерах нет.
Можно только экстраполировать общее правило пропорционального пересчета стажа (10% за 12 месяцев работы в РКС и далее начисление в общем порядке, предусмотренном для местности).

В любом случае 30% с первого дня работы в 2008 году никак не получается.
с первого дня — 3%
с 6 мес до 1 года — 10%
с 1 года до 1,5 — 20%
с 1,5 — 30%.

МРОТ с 1 мая 2018 года в России по регионам: таблица

МРОТ с 1 мая 2018 года в России по регионам: таблица

Как изменится федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России

Президент РФ Владимир Путин предложил с 1 мая 2018 года уравнять МРОТ с прожиточным минимумом. Об этом он заявил во время встречи с рабочими Тверского вагоностроительного завода.

Ранее Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года.

Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты России Максим Топилин.

Величина прожиточного для трудоспособного населения во 2 квартале 2017 года составляет 11 163 руб. (постановление Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119). Соответственно повышение МРОТ с 1 мая 2018 года произойдет на 1674 руб. С 1 января 2018 года МРОТ равен 9489 руб. Как менялось значение МРОТ за последние пять лет, смотрите на рисунке.

В каких субъектах установлен региональный МРОТ (минимальный размер оплаты труда)

Помимо федерального МРОТ, который обязателен для всех, во многих субъектах установлена своя региональная минималка (ст. 133.1 ТК РФ). Это нужно, потому что экономическая ситуация на всей территории России неодинакова.

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей). Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.

Если в регионе установлен повышенный МРОТ, платить зарплату нужно не меньше этого значения, а не федеральной «минималки». Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в нашей таблице.

В таблице вы найдете МРОТ с 1 мая 2018 года в России по 85 регионам. Для удобства субъекты мы разделили по федеральным округам:

Центральный федеральный округ: город Москва, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область;

Южный федеральный округ: город Севастополь, Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Республика Крым, Ростовская область;

Северо-Западный федеральный округ: город Санкт-Петербург, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Республика Карелия, Республика Коми, Ленинградская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Псковская область;

Дальневосточный федеральный округ: Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ;

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Забайкальский край, Иркутская область, Кемеровская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Республика Тыва, Республика Хакасия;

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Кировская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермский край, Самарская область, Саратовская область, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Чувашская Республика;

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика.

Это интересно:

  • Снятие помещения с кадастрового учета Снятие помещения с кадастрового учета Последовательность действий заявителя Какие документы необходимы 1. Документ, удостоверяющий личность заявителя. 2. Заявление о снятии с государственного кадастрового учета объекта […]
  • Губернаторские выплаты за второго ребенка в 2018 году курская область Выплаты и пособия на ребенка в Курской области и Курске в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Курской области и Курске в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным законом от 19 […]
  • Мы затопили соседей что делать украина Ужи и гадюки: как отличить? Вопрос, казалось бы, очевидный, но у многих граждан он вызывает живой интерес. Поэтому, не смотря на то, что все герои этого повествования — ужи обыкновенный и водяной и гадюки обыкновенная и […]
  • Развод по голливудски онлайн в хорошем качестве Развод по голливудски онлайн в хорошем качестве Развод по-голливудски / The Starter Wife смотреть сериал онлайн бесплатно on-line - скачать все сезоны Жанр: драма, мелодрама, комедия Страна: США, Австралия Год выпуска: […]
  • Узнать долги суд пристава Проверить задолженность у приставов Жить сегодня, имея долги, весьма проблематично: судебные приставы не дадут покоя, если есть неоплаченные вовремя кредиты, административные штрафы, налоги, алименты и прочая задолженность. В […]
  • Отмена заочного решения суда об алиментах Отменят ли решение суда по алиментам, если он прошел без участия жены? Здравствуйте!у нас с мужем в совместном браке двое детей,муж подал заявление в суд на уменьшение алиментов,2 раза суд отлаживали из-за того что,бывшую […]
  • Ст 112 тк рф 2018 Статья 112 ТК РФ. Нерабочие праздничные дни Ст 112 ТК РФ с комментариями и изменениями 2017-2018 года. Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 […]
  • Отдел судебных приставов ювао москвы ОСП по ЮВАО – Москва, отдел судебных приставов по Юго-Восточному округу Федеральная служба судебных приставов РФ — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка […]